Home
Facebook
Курсы Рухи

Приглашаем!

Электронные книги бахаи

Цитата

Когда человек ясно различает элементы, характеризующие прошлое, это позволяет ему еще более эффективно вносить вклад в формирование будущего.

Институт Рухи

Участвуйте!

Присылайте свои материалы для размещения на сайте "Архивы — память общины"! Мы всегда рады сотрудничеству!

  Эфенди Шоги. Цель Нового Мирового Порядка. Пер. с англ.  Hofheim-Langenhain – 1979. – 37 с.  
  Шоги Эфенди. Цель Нового Мирового Порядка. Пер. с англ. Hofheim-Langenhain – 1979. – 37 с.  
 

(c) Baha'i-Verlag GmbH D-6238 Hofheim-Langenhain 1979 - 135 ISBN 3 87037 105 6

 
 

Существует вариант с обложкой голубого цвета.

 
  Перевели с английского языка:
Доктор А. Ахмед-Заде, А. Нахчевани, К. Казем-Заде.
 
  Приведенный здесь текст отличается от напечатанного.  
  Возможно одна из первых книг изданных в позднесоветское время - 1979.  
  Обратите внимание на перевод имени Хранителя: "Шоуги Эфенди"  

Письмо Шоуги Эфенди

 

Эта книга в формате MS Word

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
Мировая религия, известная в истории под именем Бахаизма, зародилась на Востоке в середине девятнадцатого столетия. Ее основателем был Бахаулла, носитель божественного откровения, пришествие которого в предопределенный Провидением час было предсказано в священных книгах великих религий прошлого.
Деспотическое правительство Ирана, находившееся под влиянием фанатичного мусульманского духовенства, арестовало Бахаулла и после четырехмесячного тюремного заключения, выслало Его в Багдад, откуда по настоянию иранского шаха и приказу турецкого султана Он был сослан в Константинополь, затем в Адрианополь и наконец в крепость Акку, место ссылки политических и уголовных преступников.
Из этой крепости - тюрьмы Бахаулла разослал главам ряда государств на Западе и на Востоке, а также религиозным лидерам христианства и ислама послания, в которых Он извещал их о своей божественной миссии и призывал всех следовать Его наставлениям и заветам, предупреждая о тяжких последствиях отказа внять Его призыву.
Скончался Бахаулла в 1892 году. В своем завещании Он назначил главой и руководителем верующих, с исключительным правом толковать Его писания, своего старшего сына Абдул-Баха.
Абдул-Баха, разделявший с раннего детства со своим Отцом все рушившиеся на чего невзгоды и мучения, провел в крепости Акка, как узник, сорок лет своей жизни; и только в 1908 году, в результате младо-турецкой революции, был освобожден.
С 1911 по 1914 год он путешествовал по странам Западной Европы и Северной Америки, где на многолюдных собраниях, в крупных университетах, в церквах и синагогах излагал принципы Учения Бахаулла.
В своих выступлениях он страстно призывал к установлению всеобщего мира, как единственного средства избежать висевшей над человечеством катастрофы, разразившейся в 1914 году в виде первой мировой войны.
Скончался Абдул-Баха в 1921 году.
В соответствии с завещанием Абдул-Баха его старший внук Шоги Эфенди стал руководителем верующих с исключительным правом толкования писаний Бахаулла.
Под руководством Шоги Эффенди Учение Бахауллы проникло в самые отдаленные части земного шара, все больше и больше привлекая в свои ряды людей разных национальностей, рас и религиозных убеждений.
Одновременно бахаистские организации, законы о создании которых были возвещены самим основателем религии, т.е. Бахаулла, а
4

характер и сфера их деятельности были очерчены в завещании Абдул-Баха, при Шоги Эффенди получили законченную форму и стали быстро расти.
В настоящее время в более чем ста государствах мира функционируют эти организации.
После кончины Шоги Эфенди, последовавшей в 1957 году, руководство верующими и бахаистскими организациями согласно предписаниям Бахаулла и разъяснениям Абдул-Баха перешло в руки Мирового Дома Справедливости.
Этот верховный орган в системе бахаистских организаций, избираемый Национальными Духовными Собраниями, правомочен издавать в соответствии с потребностями времени законы, не упомянутые в писаниях Бахаулла.
Перу Шоги Эфенди, кроме ряда монументальных работ по истории и основным принципам Учения Бахаулла, а также по анализу духовного, социального и политического кризиса, переживаемого всеми народами и странами мира, принадлежат многочисленные письма, в которых он разъясняет великое значение системы бахаистских организаций - системы, являющейся первичным образцом и базой Нового Мирового Порядка, которому суждено восторжествовать во всем мире.
В письме от 28 ноября 1931 года, адресованном бахаистам Запада, Шоги Эфенди излагает цель и руководящие принципы этого Мирового Порядка.
Здесь мы предлагаем читателю русский перевод указанного письма.

 

Единоверцы - последователи Бахаулла

Непреклонный ход недавних событий привел человечество столь близко к предвещанной Бахаулла цели, что ни один ответственный последователь Его Веры, всесторонне рассматривая бедственные признаки страдания мира, не может оставаться равнодушным при мысли о приближающемся его избавлении.
В то время, когда мы во всем мире отмечаем завершение первого десятилетия со дня неожиданного ухода из нашей среды Абдул-Баха кажется уместным вдуматься, в свете завещанных им миру учений, в события, которые содействовали ускорению постепенного наступления Мирового Порядка, предвиденного Бахаулла.
Десять лет тому назад, в такой день, по всему миру прошла весть о кончине того, кто один, благодаря облагораживающему влиянию своей любви, силы и мудрости, мог бы стать опорой и утешением в многочисленных страданиях, которые было суждено перенести миру.
Мы, небольшая группа Его признанных приверженцев, претендующих на познание сиявшего в Нем Света, еще хорошо помним сделанные им на закате Его земной жизни повторные намеки на несчастья и волнения, которые было суждено все более и более переносить невозрожденному человечеству. С какой болью некоторые из нас вспоминают Его веские замечания, высказанные в присутствии паломников и посетителей, толпившихся у Его дверей в день после торжественного празднования по случаю окончания Мировой Войны, войны, которой было суждено вызванными ею ужасами, причиненными потерями и порожденными осложнениями оказать столь глубокое влияние на судьбы человечества. С каким спокойствием и с какой силой Он подчеркивал жестокий обман, которым был чреват для нераскаявшегося человечества пакт, приветствуемый, как воплощение торжествующей справедливости и как верный инструмент незыблемого мира. Как часто мы слышали Его слова: "Мир, мир, без устали произносят правительства и народы, тогда как огонь неугасимой ненависти еще тлеет в их сердцах". Как часто в разгар шумихи ликующего энтузиазма и задолго до того как могли быть ощущены или выражены малейшие опасения, Он, возвысив голос, уверенно заявлял, что документ, восхваляемый как хартия освобожденного человечества, содержит в себе зачатки горького обмана, который еще больше поработит мир. Сколь многочисленны теперь доказательства, подтверждающие проницательность Его безошибочного суждения!
Десять лет беспрерывных волнений, преисполненных страданиями и чреватых неисчислимыми последствиями для будущего цивилизации, привели мир к грани бедствия слишком ужасного, чтобы можно было предположить. Действительно, прискорбен контраст между проявлениями уверенного энтузиазма, которым так свободно увлекались представители в Версале, и криком нескрываемого бедствия, поднятым в час горького разочарования как победителями, так и побежденными.

 

Мир, уставший, от войны

Ни сила, собранная составителями и поручителями Мирных Договоров, ни высокие идеалы которые первоначально воодушевляли авторов Устава Лиги Наций, не явились достаточным оплотом против сил внутреннего разрушения которые последовательно нападали на столь бережно созданную структуру. Ни постановления так называемого Соглашения, которые державы - победительницы пытались навязать побежденным, ни механизм учреждения, которое было задумано дальновидным и знаменитым президентом Америки, не смогли ни в теории, ни на практике стать адекватным инструментом для обеспечения неприкосновенности порядка который они старались установить. "Болезни которыми сейчас страдает мир, - писал Абдул-Баха в январе 1920 года, - умножаются; мрак окутывающий его, сгустится; Балканы останутся недовольными; их беспокойство будет расти возбуждение побежденных держав будет продолжаться. Они прибегнут ко всякому средству могущему вновь разжечь пламя войны. Вновь зародившиеся движения мирового масштаба приложат величайшие усилия для продвижения своих планов. Левое движение приобретет большое значение, его влияние расширится".
С тех пор, как были написаны эти слова, экономическое истощение вместе с политической неразберихой, финансовым сотрясением, религиозным беспокойством и расовой враждой как будто сговорились неизмеримо увеличить бремя, под которым стонет обедневший и уставший от

войны мир. Таково совокупное следствие этого ряда кризисов, следующих друг за другом с такой ошеломляющей быстротой, от которой содрогаются основы общества. На какую бы часть света мы не обратили наш взор, как бы далека не была область, охваченная нашим обследованием, мир везде подвергнут натиску сил, которые он не в состоянии ни объяснить, ни обуздать.
Европа, рассматривавшаяся до сих пор как колыбель высоко-хваленой цивилизации, как носительница факела свободы и как главный источник сил мировой промышленности и торговли, стоит растерянной и парализованной перед лицом столь страшного сотрясения. Долго лелеянные идеалы, как в политической, так и в экономической сферах человеческой деятельности, подвергнутые суровому испытанию под давлением реакционных сил с одной стороны и коварного и упорного радикализма с другой. Отдаленный, зловещий и настойчивый гул из глубины Азии предвещает решительное наступление убеждения, которое своим отрицанием Бога, Его законов и заповедей грозит разрушить основы человеческого общества. Шум зарождающегося национализма вместе с оживлением скептицизма и безверия дополняют несчастья континента, считавшегося до сих пор символом устойчивости и невозмутимого смирения. В темной Африке все более заметны первые волнующие признаки сознательного и решительного восстания против целей и методов политического и экономического империализма, что вносит свою лепту во все возрастающие превратности

встревоженного века. Даже Америка, еще недавно гордившаяся своей традиционной политикой отчужденности, самодовлеющим характером своей экономики, неуязвимостью своих учреждений и показателями своего растущего процветания и престижа, не могла устоять перед принудительными силами, которые бросали ее в вихрь экономического урагана, грозящего расшатать основы ее собственной индустриальной и экономической жизни. Даже далекая Австралия, которая благодаря своей отдаленности от центра европейской бури, казалось, должна была быть невосприимчивой к испытаниям и мучениям больного материка, охвачена водоворотом страстей и борьбы, бессильная выпутаться из западни их влияния.

 

Признаки надвигающегося хаоса

Действительно, никогда ни в социальной, ни в хозяйственной, ни в политической сферах человеческой деятельности не было таких широких и фундаментальных сотрясений, подобных тем, которые ныне происходят в разных частях света. Никогда источники опасности не были так многочисленны и разно видны, как те, которые теперь угрожают структуре общества. Размышляя над современным состоянием необыкновенно расстроенного мира, следующие слова Бахаулла являются действительно знаменательными: "Как долго человечество будет упорствовать в своенравии своем? Сколь долго будет продолжаться несправедливость? До каких пор хаос и замешательство будут царить
10

среди людей? Как долго разлад будет волновать общество? Увы, ветры отчаяния веют со всех сторон и распри, разделяющие и терзающие человеческий род, увеличиваются с каждым днем. Знамения надвигающихся потрясений и хаоса уже различимы, так как господствующий ныне порядок выказывает свою прискорбную дефективность".
Тревожащее влияние более тридцати миллионов душ, живущих на положении меньшинства по всему европейскому континенту, обширная и все разбухающая армия безработных с ее давящим бременем и деморализующим влиянием на правительства и народы; злостная и необузданная гонка вооружений, поглощающая все большую долю ресурсов уже обедневших народов, полное расстройство, которым все более и более страдают международные финансовые рынки; натиск секуляризма, вторгающегося в доселе считавшиеся неприступными твердыни христианского и мусульманского правоверия - таковы тягчайшие симптомы, которые предвещают несчастье будущей устойчивости структуры современной цивилизации. Не удивительно, что один из величайших мыслителей Европы, чтимый за свою мудрость и умеренность, был вынужден сделать столь смелое утверждение: "Мир переживает наиболее тяжелый кризис в истории цивилизации". "Мы находимся, - пишет другой мыслитель, - или перед лицом мировой катастрофы, или, быть может, на заре более великой эры истины и мудрости". "В такие времена, - добавляет он, - умирают и рождаются религии".
11

Не можем ли мы, пристально рассматривая политический горизонт, уже различить расположение сил, которые заново делят европейский континент на лагери потенциальных бойцов, решившихся на борьбу, которая в отличие от последней войны может ознаменовать конец эпохи, обширной эпохи, в истории человеческой эволюции?
Не призваны ли мы, удостоившиеся быть хранителями бесценной Веры, стать очевидцами катастрофических перемен политически столь же фундаментальных и духовно столь же благодетельных, как те перемены, которые привели к падению Римской Империи на Западе? Не может ли случиться, - каждый бдительный последователь Веры Бахаулла может рассудить, - что из этого мирового извержения потекут силы такой духовной энергии, которая напомнит или даже затмит блеск знамений и чудес, сопровождавших появление Учения Иисуса Христа? Не может ли из агонии потрясенного мира возникнуть религиозное возрождение такого размаха и могущества, которое даже превзойдет те направляющие силы, при помощи которых Религии прошлого в установленные промежутки и в соответствии с неисповедимой мудростью возрождали судьбы приходящих в упадок эпох и народов? Не может ли самый крах современной высоко-хваленой материалистической цивилизации очистить мир от заглушающих его плевел, мешающих раскрытию и будущему расцвету пробивающейся Божественной Веры?
Да осветит сам Бахаулла светом своих слов
12

наш путь, которого мы держимся среди опасностей и страданий тревожного века. Более пятидесяти лет тому назад в мире, далеком от недугов и испытаний, мучащих его теперь, Его Перо начертало эти пророческие слова: "Мир взволнован и его волнение растет изо дня в день. Его взор направлен в сторону своенравия и безверия. Его тяжелое положение будет таково, что раскрыть это теперь было бы неуместным и неподобающим. Его извращенность будет долго продолжаться. И когда наступит назначенный час, внезапно появится то, что приведет в сотрясение устои человечества. Тогда и только тогда развернется Божественное Знамя и Райский Соловей запоет свою песню".

 

Бессилие политики

Горячо любимые друзья! Человечество, рассматриваемое в свете индивидуального поведения отдельных лиц, или в существующих отношениях между организованными обществами и нациями, зашло, к сожалению, слишком далеко в своем заблуждении и претерпело слишком большой упадок, чтобы могло быть спасено одними лишь усилиями лучших из его признанных правителей и государственных деятелей, как бы бескорыстны ни были их мотивы, как бы согласованы ни были их действия, как бы пылки ни были их рвение и преданность его делу. Никакая схема, которая могла бы быть придумана из расчета наивысшего искусства управления государством; никакая доктрина, которую наиболее выдающиеся представители
13

экономической теории надеялись бы выдвинуть; никакой принцип, который самые горячие моралисты постарались бы внедрить, не смогут в конечном счете послужить достаточным основанием, на котором могло бы быть построено будущее отчаявшегося человечества.
Никакой призыв к взаимной терпимости, который могли бы провозгласить мудрые люди мира сего, как бы он ни был принудителен и настойчив, не сможет успокоить его страсти или помочь восстановить его силы. Точно также никакой общий план одного лишь организованного международного сотрудничества в какой бы то ни было сфере человеческой деятельности, как бы искусен он ни был по своему замыслу или широк по охвату, не сможет устранить коренную причину зла, которое так грубо нарушило равновесие современного общества. Я смело утверждаю, что даже самый акт изобретения механизма, необходимого для политического и экономического объединения мира, принцип, все более защищаемый в последнее время, не сможет стать противоядием против отравы, которая беспрерывно подтачивает силы организованных народов и наций.
Что иное, мы можем уверенно утверждать, кроме безоговорочного принятия Божественного Плана, провозглашенного Бахаулла с такой простотой и силой уже шестьдесят лет тому назад, плана, воплощающего в своих основах божественно - установленную схему объединения человечества в нашу эпоху, вместе с глубокой верой в неизменную действенность каждого из его положений, сможет в конечном счете
14

устоять перед силами внутреннего разрушения, которые, если не будут остановлены, продолжат разъедать жизненные устои отчаявшегося общества. Именно к этой цели, цели Нового Мирового Порядка, божественного по происхождению, всеобъемлющего по охвату, справедливого в принципе и бросающего вызов миру по своим характерным чертам, должно стремиться измученное человечество.
Претендовать на постижение всего того, что включает в себе замечательный план Бахаулла для всемирной человеческой солидарности или на понимание его значения, было бы самонадеянностью даже со стороны объявивших себя последователями Его Веры. Постараться представить себе этот план во всех его возможностях, оценить всю его будущую пользу и описать его великолепие было бы преждевременным даже на такой высокой стадии развития человечества.

 

Руководящие принципы Мирового Порядка

Все, что мы можем позволить себе разумно предпринять, - это стараться уловить проблеск первых лучей обещанной зари, которая должна в полноте времен рассеять мрак, окутывающий человечество. Все, что мы можем сделать, это отметить в самых общих чертах то, что мы считаем руководящими принципами, на которых зиждется Мировой Порядок Бахаулла, принципами, разработанными и провозглашенными Абдул-Баха Центром Его Завета, всему человечеству
15

и назначенным Толкователем и разъяснителем Его слова.
Только предубежденный человек может не согласиться с тем, что беспорядки и страдания, которым подвержены людские массы, являются в значительной мере прямым следствием мировой войны и должны быть приписаны неразумности и близорукости авторов Мирных Договоров. Что финансовые обязательства, принятые во время войны, так же как наложение невыносимого бремени репараций на побежденных, в очень сильной степени ответственны за плохое распределение и следующий за ним недостаток золотого денежного запаса, что в свою очередь в весьма сильной мере обострило феноменальное падение цен и тем самым безжалостно увеличило бремя, ложившееся на обедневшие страны, не может вызвать сомнений ни у одного беспристрастного человека. Не менее очевидно для всякого непредубежденного наблюдателя, что международные долги привели массы народов Европы в состояние сурового напряжения, нарушили равновесие национальных бюджетов, искалечили национальную промышленность и увеличили число безработных. Что дух мщения, подозрения, страха и соперничества, который породила война, а условия мирных договоров укрепили и поощрили его, привел к огромному увеличению национального соревнования по вооружению, достигшего за последний год общей затраты не менее чем в один миллиард фунтов стерлингов, что в свою очередь усилило действие мировой депрессии, - является истиной, которую легко признает даже
16

самый поверхностный наблюдатель. Никто не отважится оспаривать тот факт, что узкий и грубый национализм, усиленный послевоенной теорией самоопределения, явился главной причиной политики высоких и запретительных тарифов, столь вредных для нормального хода международной торговли и для механизма международных финансов.
Однако, было бы тщетным утверждать, что война со всеми потерями, которые она причинила, со всеми страстями, которые она возбудила, со всеми обидами, которые она породила, была единственно ответственна за небывалый беспорядок, в который сейчас погружены почти все части цивилизованного мира. Не является ли фактом, - ив этом заключается основная идея, которую я хочу подчеркнуть, - что основная причина этого мирового беспокойства может быть приписана не столько последствиям того, что рано или поздно будет признано за временное расстройство в делах постоянно изменяющегося мира, сколько неумению тех, в чьи руки были переданы непосредственные судьбы народов и наций, чтобы они приспособили систему своих экономических и политических учреждений к повелительным нуждам быстро развивающейся эпохи? Не обязаны ли эти перемежающиеся кризисы, которые сотрясают современное общество в первую очередь, плачевной неспособности признанных вождей мира правильно понимать знамения времени, отрешиться раз навсегда от предвзятых идей и узких догматов и преобразовать механизм своих правительств по образцам, которые содержатся
17

в высочайшей декларации Бахаулла о Единстве Человеческого Рода, являющейся главной и отличительной чертой провозглашенной Им Веры? Ибо принцип Единства Человеческого Рода, краеугольный камень всеобъемлещего владычества Бахаулла, означает не что иное, как осуществление Его плана объединения мира, плана, на который мы уже сослались. "В каждой религии, - пишет Абдул-Баха - свет Божественного Руководства сосредоточивается на одной центральной идее. В атом чудном Откровении, в этом славном веке, основой Божественной Религии и отличительной чертой Закона Божий есть создание Единства Человеческого Рода".
В самом деле, как жалки усилия тех руководителей человеческих учреждений, которые в полном пренебрежении к духу времени, стараются приспособить формы национального развития соответствовавших прошедшим временам самодовлеющих наций, к эпохе, которая должна или достичь мирового единения, как оно начертано Бахаулла, или погибнуть. В столь критический час в истории цивилизации вождями всех стран мира, больших и малых, на Востоке или Западе, победителей или побежденных, подобает внять громкому призыву Бахаулла и, проникнувшись чувством мировой солидарности, безусловной (Sine qua non) верности Его Делу, подняться на осуществление во всей его полноте единственного плана спасения, который Он, Божественный Исцелитель, предписал больному человечеству. Пусть они раз навсегда откажутся от всякой предвзятой идеи, от всякого
18

национального предрассудка и обратят внимание на высокий совет Абдул-Баха, предназначенного толкователя Его учений. В ответ на вопрос одного важного должностного лица в федеральном правительстве Соединенных Штатов Америки, спросившего как ему лучше служить интересам своего правительства и народа, Абдул-Баха сказал: "Вы можете наилучшим образом послужить вашей стране, если вы в качестве гражданина мира постараетесь помочь возможному применению принципа федерализма, служащего основой государства вашей собственной страны, к взаимоотношениям, ныне существующим между народами и нациями мира".
В "Тайне Божественной Цивилизации", выдающемся вкладе Абдул-Баха в будущую реорганизацию мира, мы читаем следующее: "Истинная цивилизация развернет свое знамя в центре мира тогда, когда определенное число его выдающихся и благородных правителей, блестящих образцов преданности и решимости, выступят для блага и счастья всего человечества с твердым решением и ясным сознанием, чтобы установить Всеобщий Мир. Они должны сделать Дело Мира предметом всеобщего обсуждения и стараться всеми имеющимися в их власти средствами основать Союз народов мира. Они должны заключить обязывающий договор и установить соглашение, условия которого были бы прочными, ненарушимыми и ясными. Они должны объявить это всему миру и получить для него санкцию всего человеческого рода. Это высочайшее и благородное начинание, действительный источник мира и благоденствия
19

всего человечества, должно считаться священным всеми живущими на земле. Все силы человечества должны быть мобилизованы, чтобы обеспечить устойчивость и прочность этого Величайшего Соглашения. В этом всеобъемлющем пакте должны быть ясно намечены рубежи и границы каждой страны, прочно установлены принципы, служащие основой взаимоотношений между правительствами, и точно определены все международные соглашения и обязательства. Точно также должен быть строго ограничен размер вооружений каждого из государств, ибо если одной стране будет позволено усиление подготовки к войне и увеличение военных сил, то это вызовет подозрение у других стран. Основной принцип этого торжественного пакта должен быть скреплен так, что если позже какое-нибудь правительство нарушит любую из его статей, все государства мира должны будут подняться, чтобы привести его в полное подчинение; более того, весь человеческий род должен будет решить всеми имеющимися у него силами уничтожить такое правительство. Если это величайшее из средств будет применено к больному телу мира, то оно, несомненно, исцелится от своих недугов и будет навсегда невредимо и спокойно".
"Немногие, - добавляет Он, - не сознавая силу, заложенную в человеческом усердии, считают все это в высшей степени непрактичным или даже вне досягаемости крайних человеческих усилий. Однако, это не так. Напротив, благодаря неисчерпаемой милости Бога, любви Его избранников, беспримерным стараниям мудрых
20

и способных душ, а также мыслям и идеям бесподобных руководителей этой эпохи, ничто не может считаться недостижимым. Необходимы старания, непрестанные старания. Ничто, кроме самой упорной решимости, не сможет достичь этого. Много предприятий, которые в прошлом считались только мечтаниями, в наш век стали возможными и легкими. Почему же это великое и возвышенное дело, это солнце на небосводе истинной цивилизации и причина славы, прогресса, благоденствия и успеха всего человечества, должно считаться чем-то неосуществимым? Несомненно, наступит день, когда его прекрасное сияние озарит все человечество".

 

Семь светочей единства

В одном из своих посланий, продолжая разъяснять свою благородную тему, Абдул-Баха говорит следующее:
"В прошлых циклах, хотя и была установлена гармония, но отсутствие средств не позволяло достичь единства человеческого рода. Части света оставались совершенно разъединенными, и даже между народами одного и того же континента общение и обмен мыслями были почти невозможны. Вследствие этого общение, взаимопонимание и единство между всеми народами и племенами земного шара были недостижимы. Однако, в наши дни средства связи умножились, и пять континентов земного шара фактически слились в одно целое... Таким же образом все члены человеческой семьи, как народы, так и правительства, города и деревни стали
21

все более и более зависимы друг от друга. Ни для кого больше невозможна полная самостоятельность, так как политические связи объединяют все народы и нации, и узы торговли и промышленности, сельского хозяйства и просвещения крепнут с каждым днем. Следовательно, в наше время единство всего человечества может быть достигнуто. Воистину, это ничто иное, как одно из чудес нашей удивительной эпохи, этого великолепного века. Прошлые века были лишены этого, а наш век, век света, озарен исключительным и беспримерным могуществом, славой и просвещением. Отсюда раскрытие с каждым днем новых чудес. В конце концов, будет видно, как ярко будут гореть светочи этого века среди человеческого общества.
"Смотрите как свет его начинает озарять омраченный горизонт мира. Первый светоч, чьи ранние мерцания уже заметны, это единство в политическом мире. Второй светоч - это единомыслие в мировых начинаниях, осуществление которого скоро будет очевидным. Третий светоч - это единство в свободе, которое непременно осуществится. Четвертый светоч - единство в религии, которое является краеугольным камнем самой основы и которое Божьей силой проявится во всем своем блеске. Пятый светоч - единство наций, единство, которое будет прочно установлено в этом веке, заставив все народы мира считать себя гражданами одного общего отечества. Шестой светоч - это единство рас, которое сделает всех, живущих на земле, народами и племенами одной расы. Седьмой светоч - это единство языка, т.е. выбор одного универсального
22

языка, которому будут обучены и на котором будут говорить все народы. Все это неминуемо сбудется, ибо сила Царства Божия будет помогать и содействовать его осуществлению".

 

Мировое сверхгосударство

Более шестидесяти лет тому назад, в своем послании королеве Виктории, Бахаулла, обращаясь к "сонму правителей земли", писал следующее:
"Совещайтесь между собой и да будет вашей заботой лишь то, что приносит пользу человечеству и улучшает его положение... Смотрите на мир как на человеческое тело, которое, хотя и создано здоровым и совершенным, подверглось по разным причинам тяжелым болезням и недугам. Оно не знало ни одного дня покоя; более того, его недуги становились все тяжелее, ибо оно попало в руки неискусных врачей, которые дали волю своим мирским желаниям и впали в глубокое заблуждение. И если временами, благодаря заботам опытного врача, часть этого тела выздоравливала, то остальные части оставались по-прежнему пораженными. Так оповещает вас Всеведущий и Всемудрый... То, что Господь предписал как в высшей степени действительное средство и сильнейшее орудие для излечения всего мира - это объединение всех его народов в одном всеобщем Деле, в одной всеобщей религии. Это никоим образом не может быть осуществлено иначе, как силой искусного, всемогущего и вдохновленного Врача.
23

Это воистину есть правда, все остальное - только заблуждение".
В другом месте Бахаулла прибавляет эти слова:
"Мы видим как вы увеличиваете ежегодно ваши расходы и возлагаете их бремя на управляемый вами народ; это поистине, ничто иное, как тяжкая несправедливость. Бойтесь вздохов и слез сего Угнетенного и не обременяйте ваши народы свыше их сил... Примиритесь друг с другом, чтобы вы больше не нуждались в вооружениях в размерах больших, чем для охраны ваших земель и владений. Объединяйтесь, о сонм правителей мира, чтобы утихла буря разлада между вами и чтобы народы ваши нашли покой. Если один из вас поднимет оружие на другого, восстаньте все против него, ибо это ничто иное, как очевидная справедливость".
Что еще могли означать эти веские слова, кроме указания на неизбежное урезывание неограниченного национального суверенитета, как необходимая подготовка к формированию будущего содружества народов мира? Должна развиться какая-то форма мирового Сверхгосударства, в чью пользу все нации мира добровольно откажутся от всякого права вести войну, от некоторых прав взимать налоги и от всех прав содержать вооруженные силы, кроме как в целях поддержания внутреннего порядка в своих владениях. Такое государство должно будет состоять из Международной Исполнительной власти, компетентной применять свой верховный, неоспоримый авторитет ко всякому непокорному члену содружества; из Мирового Парламента,
24

члены которого будут избираться народами соответствующих стран и выбор которых будет утвержден их правительствами; из Верховного Трибунала, чье решение будет иметь обязательную силу даже в тех случаях, когда заинтересованные стороны не согласятся добровольно представить свое дело на его рассмотрение. Мировая община, в которой все экономические преграды будут навсегда уничтожены и взаимозависимость капитала и труда будет определенно признана; в которой навсегда утихнет шумиха религиозного фанатизма и раздора; в которой пламя расовой вражды будет, наконец, потушено; в которой единый кодекс международного права, плод обдуманного решения представителей мировой федерации будет применять как санкцию немедленное и принудительное вмешательство объединенных сил членов федерации; и наконец, всемирная община, в которой ярость капризного, воинствующего национализма будет превращена в постоянное осознание мирового гражданства, - таким в действительности представляется в самых общих чертах порядок, предвиденный Бахаулла, порядок, который будет рассматриваться как прекраснейший плод постепенно созревающей эпохи.
"Шатер единства раскинут, - провозглашает Бахаулла в своем послании всему человечеству, - не взирайте друг на друга как на чужих... Все вы плоды одного дерева и листья одной ветви... Мир - единая страна, а человечество его граждане. Пусть гордится не тот, кто любит свою родину, а тот, кто любит род человеческий".
25

 

Единство в разнообразии

Пусть не будет сомнений относительно воодушевляющей цели всемирного Закона Бахаулла. Он далек от стремления подорвать существующие основы общества, а стремится расширить его базу, преобразовать его учреждения в соответствии с нуждами постоянно изменяющегося мира. Он не может вступить в конфликт с законной преданностью государству, ни подорвать необходимую лояльность. Его целью не является ни заглушение пламени здорового и разумного патриотизма в сердцах людей, ни уничтожение системы национальной автономии, столь необходимой для избежания вреда чрезмерного централизма. Он не игнорирует и не стремится подавить разнообразие этнического происхождения, климата, истории, языка и традиций, мышления и привычек, которые отличают народы и нации мира друг от друга. Он призывает к более широкой лояльности, к более высоким стремлениям чем те, которые до сих пор вдохновляли человеческий род. Он настаивает на подчинении национальных побуждений и интересов властным требованиям объединенного мира. Он отвергает, с одной стороны, чрезмерную централизацию и отрицает всякие попытки к установлению однообразия, с другой. Его лозунг - единство в разнообразии, как это объяснено самим Абдул-Баха:
"Взгляните на цветы в саду. Хотя они различны по виду, окраске, форме и очертанию, но так как их освежают воды из одного источника, оживляют дуновения одного ветра, и они получают
26

силу от лучей одного солнца, их разнообразие усиливает их обаяние и увеличивает их красоту. Как было бы неприятно глазу, если бы все цветы и растения, листья и плоды, ветви и деревья в этом саду были одного и того же вида и окраски! Различие оттенков, форм и видов обогащает и украшает сад и повышает его эффект. Таким же образом, когда различные оттенки мысли, темперамента и характера собраны вместе под властью и влиянием одного центрального фактора, красота и слава человеческого совершенства обнаружатся и станут очевидными. Лишь только небесное могущество Слова Божия, властвующего над сущностью вещей и превосходящего их, способно создать гармонию различных мыслей, чувств, идей и убеждений сынов человеческих".
Зов Бахаулла направлен прежде всего против всех форм провинциализма, всякой замкнутости и всяких предрассудков. Если долго лелеянные идеалы и освященные временем учреждения, если некоторые социальные гипотезы и религиозные формулы перестали содействовать благоденствию всего человечества, если они больше не служат потребностям постоянно развивающегося человечества, пусть они будут сметены и сданы в архив устаревших и забытых доктрин. Почему они в мире, подчиненном непреложному закону изменения и разложения, должны быть освобождены от изнашивания, которому неизбежно подвергаются все человеческие учреждения? Ибо правовые нормы, политические и экономические теории предназначены только для того, чтобы охранять интересы
27

человечества в целом, но не человечество должно быть принесено в жертву во имя сохранения неприкосновенности какого-нибудь особого закона или особой доктрины.

 

Принцип Единства

Не нужно ошибаться. Принцип Единства Человеческого рода - ось, вокруг которой вращается все учение Бахаулла, - не является простой вспышкой безрассудных чувств или выражением неопределенных и благочестивых чаяний. Его призыв не должен быть просто отождествлен с пробуждением духа братства и доброжелательства среди людей; цель Его не направлена исключительно на выращивание гармонического сотрудничества между отдельными народами и нациями. Его смысл глубже, Его притязания шире чем те, которые пророкам прошлого было дозволено продвигать. Его воззвание относится не только к отдельным личностям, но касается главным образом тех существенных взаимоотношений, которые должны связать все государства и нации в единую человеческую семью. Этот принцип не состоит лишь из провозглашения одного идеала, а находится в неразрывной связи с организацией, способной воплотить его истину, наглядно показать его действенность и навсегда сохранить его влияние. Он подразумевает органическое изменение структуры современного общества, изменение, какого мир еще не испытывал. Он является вызовом смелым и всеобщим, брошенным обветшалым лозунгам национальных убеждений -
28

убеждений, которые отжили свой век и которые в естественном ходе событий, направляемых и руководимых Провидением, должны очистить путь новому Евангелию, фундаментально отличному от того, которое мир уже постиг, и бесконечно превосходящему его. Этот принцип требует, по меньшей мере, перестройки и демилитаризации всего цивилизованного мира; требует мира, органически объединенного во всех существенных аспектах его жизни, его политического строя, духовных чаяний, торговли и финансов, письменности и языка; мира все же бесконечного в разнообразии национальных особенностей его федеративных единиц.
Этот принцип представляет собой завершение человеческой эволюции - эволюции, которая началась при зарождении семейной жизни, выросла впоследствии в племенную солидарность, что, в свою очередь, привела к устройству города - государства, а позже развилась в независимые и суверенные нации.
Принцип Единства человеческого рода, провозглашенный Бахаулла, содержит в себе не более и не менее, как торжественное утверждение того, что достижение этой последней стадии в этой поразительной эволюции не только необходимо, но и неизбежно; что его осуществление быстро приближается и ничто, кроме силы, исходящей от Бога, не в состоянии установить его.
Столь изумительный замысел находит свое самое раннее проявление в сознательных усилиях и скромных начинаниях, уже достигнутых действительными последователями Учения Бахаулла,
29

которые, сознавая высоту своего призвания и посвященные в облагораживающе принципы Его Административного Порядка стремятся установить Его Царство на земли Принцип этот проявляет себя косвенным путем в постепенном распространении духа мировой солидарности, который стихийно возникает и хаоса дезорганизованного общества.
Было бы интересно проследить историю рота и развития этого высокого замысла, который должен все больше и больше привлекать внимание ответственных хранителей судеб народов и наций. Для государств и княжеств, только что возникших из сумятицы великого Наполеоновского потрясения, основной заботой которых было либо восстановление своих прав на независимое существование, либо достижений своего национального единства, идея мировой солидарности казалась не только далекой, ну даже немыслимой. Лишь после того, как силам национализма удалось разрушить основы Священного Союза, стремившегося сдерживать из возрастающую мощь, возможность мирового порядка, превосходящего по своему охвату политические учреждения, созданные этими нациями, могла быть серьезно поставлена на обсуждение. Только после Мировой Войны эти приверженцы надменного национализма стали рассматривать такой порядок, как пагубную доктрину, ведущую к подрыву той необходимой лояльности, от которой зависело продолжение их национальной жизни. С силой, напоминающей энергию, с которой члены Священного Союза старались подавлять дух нарождающегося
30

национализма среди народов, освобожденных от Наполеоновского ига, эти поборники неограниченного национального суверенитета, в свою очередь, трудились и продолжают еще трудиться, чтобы дискредитировать принципы, от которых, в конечном счете, будет зависеть их собственное спасение.
Яростная оппозиция, вызванная неудачным планом Женевского Протокола, высмеивание последовавшего предложения о создании Соединенных Штатов Европы и, наконец, провал общего плана экономического объединения Европы могут казаться шагом назад в условиях, которые горсть дальнозорких лиц ревностно прилагает для продвижения этого благородного идеала. Однако, не в праве ли мы чувствовать свежий прилив бодрости, когда мы видим, что само рассмотрение таких предложений доказывает их постоянный рост в умах и сердцах людей? В организованных попытках, предпринимаемых для дискредитации столь возвышенного идеала, не видим ли мы повторения, в более широком масштабе, той же волнующей борьбы и той же яростной полемики, которые предшествовали зарождению и помогли реконструкции единых наций Запада?

 

Федерация человечества

Приведем лишь один пример. Как смелы были утверждения в дни, предшествовавшие объединению штатов Северо-Американского Континента, относительно непреодолимых преград, стоявших на пути их окончательного объединения!
31

Разве не объявляли широко и горячо, что противоречивые интересы, взаимное недоверие и различие правительств и обычаев, разделявшие штаты, таковы, что никакая сила - ни духовная, ни светская - никогда не сможет ни согласовать, ни контролировать их? И, однако, как отличны были условия, господствовавшие сто пятьдесят лет тому назад от условий, которые характеризуют современное общество. Действительно, не будет преувеличением сказать, что отсутствие тех благоприятных условий, которые современный научный прогресс поставил на службу человечеству в наш век, делало проблему спайки американских штатов в единую федерацию, несмотря на сходство в некоторых их традициях, задачей бесконечно более сложной, чем задача, которая стоит перед разъединенным человечеством в его усилиях достичь объединения всего человеческого рода.
Быть может, для того, чтобы столь высокий замысел стал действительностью, человечеству придется перенести более суровые страдания, чем те, которые оно до сих пор испытывало. Что, кроме огня гражданской войны с ее неистовством и превратностями войны, которая почти разрушила великую Американскую Республику, могло бы спаять штаты не только в Союз самостоятельных единиц, а в нацию, несмотря на все этнические различия, характерные для ее составных частей? Что такой фундаментальный переворот, чреватый столь далеко идущими переменами в структуре общества мог бы произойти путем обычных процессов дипломатии и просвещения, кажется весьма невероятным.
32

Достаточно взглянуть на кровью историю человечества, чтобы понять что только сильная, умственная и физическая агония могла вызвать те мировые перемены которые являются величайшими веками в истории человеческой цивилизации.

 

Огонь Испытаний

Какими бы великими и далеко идущими не были перемены в прошлом, они, будучи рассмотрены в правильной перспективе, покажутся лишь вспомогательными приспособлениями предвещающими преобразование беспримерное величия и охвата, которое человечество должно пережить в эту эпоху. К сожалению, становится все более ясным, что лишь силы мировой катастрофы могут ускорить появление этой новой фазы в человеческом мышлении. Будущие ее бытия еще сильнее продемонстрируют ту истину, что только огонь сурового, беспримерно сильного испытания сможет слить воедино противоречивые элементы, составляющие современную цивилизацию и превратить их в неразрывно связанные составные части мировой содружества будущего.
Пророческий глас Бахаулла, предупреждающий "народы мира", в заключительной часты "Сокровенных Слов", о том, что "непредвиденное бедствие следует за ними и тяжелое возмездие ожидает их", действительно бросает мрачный свет на ближайшие судьбы скорбящего человечества. Только огненное испытание, и

которого человечество выйдет очищенным и подготовленным, сможет привить чувство ответственности, которую должны взвалить на свои плечи вожди новой эпохи.
Я хотел бы вновь обратить ваше внимание на предостерегающие слова Бахаулла, которые я уже цитировал: "И когда наступит назначенный час, появится внезапно то, что приведет в сотрясение устои человечества".
Не утверждал ли сам Абдул-Баха недвусмысленным образом, что "другая война, более яростная, чем последняя, несомненно вспыхнет".
От завершения этого колоссального, этого невыразимо чудесного предприятия - предприятия, поставившего в тупик ресурсы римской политики, а отчаянные усилия Наполеона не смогли осуществить его, - будет зависеть окончательное установление золотого века, который воспевали поэты и о котором долго мечтали провидцы всех времен. От него будет зависеть исполнение пророчеств, изреченных древними пророками, что мечи перекуются в орала и лев и ягненок будут лежать вместе. Только это может привести к установлению Царства Отца Небесного, как предвещано учением Иисуса Христа. Только это может положить основу Новому Мировому Порядку, предвиденному Бахаулла, - Мировому Порядку, который, хотя и слабо, будет отражать в этом мире несказанный блеск Царства Абха.
В заключение еще одно слово. Провозглашение Единства Человеческого рода - краеугольный
34

камень всеобъемлющего владычества Бахаулла - не может, ни в коем случае, быть приравнено к выражениям благочестивых чаяний, которые высказывались в прошлом. Провозглашение Его не есть просто призыв, который Он объявил, будучи одиноким и без помощи, вопреки безжалостному и объединенному сопротивлению двух из наиболее могущественных восточных властителей Его времени, когда Он сам был изгнанником и их пленником. Оно содержит в себе одновременно и предостережение и обещание - предостережение, что в нем единственное средство спасения тяжело-страдающего мира, обещание, что его осуществление близко.
Возвещенное в то время, когда возможность его осуществления не могла быть принята всерьез нигде в мире, оно, благодаря небесной силе, приданной ему Духом Бахаулла, стало, наконец, рассматриваться растущим числом мыслящих людей не только как приближающаяся возможность, а как необходимый результат ныне действующих сил в мире.

 

Глас Божий

Несомненно, что мир, слившийся и преобразованный в единый весьма сложный организм, благодаря изумительному прогрессу, достигнутому в области естественных наук, всемирной экспансии торговли и промышленности, - мир, бьющийся в тисках мировых экономических сил, среди опасностей материалистической цивилизации,
35

страшно нуждается в повторном провозглашении Истины, на которой зиждутся все Религии прошлого, на языке, соответствующем его насущным потребностям. И какой же голос, кроме голоса Бахаулла - гласа Божия для этой эпохи - способен осуществить такое коренное преобразование общества, как то, которое Он уже совершил в сердцах мужчин и Женщин, столь различных и, казалось бы, непримиримых, которые составляют общество Его действительных последователей во всем мире?
В самом деле, немногие могут сомневаться в том, что столь великий замысел быстро процветает в умах людей, что начинают раздаваться голоса в его поддержку и что его выдающиеся особенности должны скоро кристаллизоваться в сознании стоящих у власти. Только те, чьи сердца запятнаны предрассудками, не в состоянии осознать, что скромные начинания этого замысла уже воплощены в разбросанной по всему миру Администрации, к которой привязаны последователи Веры Бахаулла.
Горячо-любимые сотрудники! Наша первостепенная обязанность - продолжать с неугасающей прозорливостью и неубывающим рвением содействовать окончательному воздвижению того Здания, фундамент которому Бахаулла заложил в наших сердцах; получить большую надежду и силу от общего направления недавних событий, как бы мрачны ни были их ближайшие следствия, и молиться с неослабным жаром, чтобы Он ускорил приближение осуществления того Чудесного Видения, которое является светлейшим излучением Его Разума и
36

прекраснейшим плодом прекраснейшей цивилизации, которую когда-либо видел мир.
Не отметит ли столетний юбилей провозглашения Веры Бахаулла начало столь обширной эры в истории человечества?


Ваш истинный брат, Шоги.

Хайфа, Палестина, 28-го ноября 1931 года.


Перевод просмотрен и редактирован Комитетом по переводу бахаистской литературы.

Тегеран, 1975 г.

 

Эта книга в формате MS Word

Использованы материалы официального интернет-сайта общины последователей Веры Бахаи в Азербайджане www.bahai.az (скачано: июль 2007)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Напишите нам!

Курсы Института Рухи

1 книга Института Рухи3 книга Института Рухи3 книга Института Рухи4 книга Института Рухи5 книга Института Рухи6 книга Института Рухи7 книга Института Рухи8 книга Института Рухи9 книга Института Рухи10 книга Института Рухи

Приглашаем принять участие!

bahai administrationГотовим к изданию на русском языке книгу Шоги Эффенди «Администрация бахаи».

Читайте подробности. Участвуйте!

Рекомендуйте друзьям

Дома Поклонения Бахаи

Стать бахаи

facebook page

BahaiArc — хорошая площадка, чтобы поделиться вашими переводами текстов бахаи. Присылайте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.