Home
Facebook
Курсы Рухи

Приглашаем!

Электронные книги бахаи

Цитата

Когда человек ясно различает элементы, характеризующие прошлое, это позволяет ему еще более эффективно вносить вклад в формирование будущего.

Институт Рухи

Участвуйте!

Присылайте свои материалы для размещения на сайте "Архивы — память общины"! Мы всегда рады сотрудничеству!

Fr. Nyarlathotep Otis

Апокриф, Литературно-эзотерический журнал. Приложение №12, 16-30 ноября 2010, cтр. 40-56.     http://cardshouse.castalia.ru

 

Наши следующие собеседники, согласившиеся дать ответы на вопросы по поводу Веры бахаи — Ирина Мушук, Директор Офиса по связям с общественностью Национального Духовного Собрания Бахаи Молдовы, и Людмила Гращенкова, секретарь Местного Духовного Собрания Бахаи г. Москвы.

Fr. Nyarlathotep Otis (NO): Здравствуйте, Ирина, здравствуйте, Людмила Николаевна. Для начала пару слов о себе и о том, как вы стали бахаи.

Ирина Мушук, Молдова (ИМ): Здравствуйте. Меня зовут Ирина Мушук. Я работаю PR-менеджером и корреспондентом в газете «Аргументы и Факты», Молдова. У меня двое детей. Я стала бахаи в 1996 году. Сколько я себя помню, меня всегда интересовал вопрос, зачем я пришла в этот мир, есть ли Бог и что нас ждёт после земной жизни. Лет с 11 я читала любую религиозную литературу, которая попадала мне в руки, посещала различные христианские собрания (в основном, пятидесятников), но ответов на вопросы не находила. Мой духовный поиск привёл меня, в конце концов, в Веру Бахаи. В первую очередь меня потрясло радушие, дружелюбие и отсутствие предрассудков у самих бахаи. А в учении Бахауллы меня привлекло то, что оно полостью соответствует нуждам и проблемам современного мира, радеет о единстве и благе всего человечества, невзирая на какие-либо различия. Мне очень понравились слова Бахауллы: «Земля — одна страна, и всё человечество — её граждане».

Людмила Гращенкова, Россия (ЛГ): Я назвала себя бахаи двадцать лет назад. Узнала я об этой религии 23 года назад от своих друзей-эсперантистов. Полагаю, вы знаете, что более ста лет назад д-р Заменгоф создал язык международного общения. Целью создания была идея о том, что благодаря общему языку люди смогут понимать друг друга и будут не враждовать, а объединяться. Меня всю жизнь очень волновала эта же идея объединения и взаимопонимания. Когда я познакомилась с постулатами религии Бахаи, многие вопросы, на которые я раньше не могла найти ответа, разъяснились. Например, почему адепты разных религий достаточно недружелюбно относятся друг к другу. Или — что есть религия, а что секта. Или — как религия влияет на жизнь в этом мире и на жизнь каждого человека. А главное — изучение Писаний Бахаи дало мне ясное понимание того, что нужно, чтобы люди не враждовали, а объединялись.

Fr. Nyarlathotep Otis (NO): Вы не находите, что бахаи — довольно необычное для России и Молдовы вероисповедание?

ИМ: Я бы так не сказала. Первые верующие на территории бывшего СССР были уже в начале XX века, в Баку была большая община. А в Ашхабаде был построен Храм бахаи. На данный момент, согласно данным всемирной энциклопедии Британика, Вера Бахаи является второй по географической распространённости в мире. А это значит, что общины бахаи есть практически во всех странах, на всех островах и независимых территориях. И все мы — это единая Мировая Община Бахаи.

NO: Расскажите, пожалуйста, вкратце об истории возникновения Веры бахаи. Какие существующие на тот момент религии и философские учения повлияли на его возникновение и формирование?

ЛГ: В Откровении Бахаи даётся очень простое и ясное понимание того, что все религиозные Откровения следуют друг за другом по времени. В периоды, когда сила предыдущего Откровения слабеет, Бог посылает людям нового Явителя, т. е. Того, кто являет Слово и Волю Его. Таким образом, не религии или философские учения, а Бог — изначальная причина всего существующего. Следующим после Мухаммеда стал Тот, кто назвал себя Баб, в переводе — «Врата». Он был призван Богом для того, чтобы подготовить народ Персии для явления могущественного Откровения — Бахауллы. Естественно, что для этого необходимо было дать людям новые законы. Так же происходило и при Откровении Иисуса Христа. Он отменил субботу, например, и многое другое.

ИМ: Вера Бахаи — это независимая мировая религия, которая зародилась в 1844 году в Персии, сегодня это территория Ирана. Начало истории Веры было положено, когда молодой человек из Шираза, принявший титул Баб, провозгласил начало Новой Эры в истории человечества и возвестил скорый приход Обещанного всех религий прошлого. На тот момент в Персии существовало исламское течение под названием шейхизм, основанное известным богословом Шейхом Ахмадом. Его последователи верили в неизбежное и скорое появление Божественного Посланника. Первым, кому Баб открыл свою миссию, был мулла Хусейн — последователь Шейха Ахмада. Баб объявил Себя Мехди и принял священный титул «Ноктэе-Улла», или «Изначальной Точки» (этим титулом называли Мухаммада Его последователи). Принимая этот титул, Баб ставил себя в ряды великих основателей религии, таких как Моисей, Иисус, Мухаммад. Но несмотря на то, что Баб был независимым пророком, явил Свою святую книгу «Байян» и установил новые законы, Его основной миссией являлось пробуждение и подготовка сердец к приходу нового вселенского Явителя — Бахауллы — Посланника неизмеримо более великого, чем Он Сам, Который откроет путь в эпоху мира и справедливости, издревле возвещённую Пророками всех мировых религий.

NO: Каковы основные этические и социальные установки Веры Бахаи?

ИМ: В любой религии есть как духовные, так и социальные законы. Духовные заповеди едины и неделимы для всех людей. Это стержень и основа нравственности и морали в обществе. Даже если мы посмотрим на уголовный кодекс, то он основан на 10 заповедях Моисея. А что касается социальных законов, они, по мере развития цивилизации, претерпевали изменения. Каждый Божественный Явитель приносил те законы, которые были понятны и соответствовали уровню развития человечества на тот момент. Что же касается знаний о душе, о жизни после смерти, о загробном мире, о нашем Творце — они с приходом каждого Посланника расширялись и усложнялись. В Вере Бахаи существуют как социальные, так и духовные законы и принципы. Среди социальных — такие как:

равенство мужчины и женщины,

гармония науки и религии,

единство в разнообразии,

единый язык и письменность,

всеобщее образование,

устранение крайних проявлений богатства и бедности,

духовное решение экономических проблем.

Есть запреты: на злословие, праздность, попрошайничество, употребление алкоголя и наркотиков.

Среди духовных законов и принципов можно выделить такие как:

1. единство Бога и единство религии,

2. обязательная молитва,

3. чтение Святых Писаний утром и вечером,

4. пост,

5. самостоятельный поиски истины,

6. запрет на аскетизм.

Но главный принцип Веры Бахаи — это единство человечества. Человечество можно сравнить с огромным садом, где растёт множество цветов самой разной формы, аромата и расцветки. Очарование сада заключается именно в этом разнообразии. Мы не должны позволять существующим между нами различиям в физическом облике, темпераменте, воспитании, мыслях и мнениях становиться источником конфликтов и враждебности. Мы должны смотреть на всех представителей человеческой расы как на прекрасные цветы, растущие в саду человечества, и радоваться принадлежности к этому саду.

ЛГ: Поскольку религиозное учение — это проявление Воли Бога, мы можем говорить не об этических, а о духовных установках. Естественно, что основные духовные истины, которые мы находим в Писаниях Бахаи, продолжают наставлять людей быть добрыми, честными, думать не только о себе, но помогать людям. Одно из предписаний, например, говорит о вреде злословия, которое «гасит свет сердца и губит жизнь души». Вера Бахаи — религия единства, поэтому «конфликты и препирательства не дозволяются». Более того, нам даются не только духовные предписания, но и способы их выполнения. Надо изучать Писания, чтобы глубже узнать об этом. Что касается социальных законов, то и их немало. Например, запрет употребления алкоголя и наркотиков, кроме лечебных целей, невмешательство в политические распри.

NO: Каковы основные сходства и отличия Веры Бахаи от ислама в вероисповедании и этике? Можно ли говорить, что она относится к исламу примерно так же, как христианство к иудаизму или буддизм — к индуизму (то есть что она возникла в исламской культурной среде и восприняла ряд исламских черт, но является независимым учением)?

ЛГ: Следует иметь в виду, что предложенная аналогия с взаимоотношениями Христианства и Иудаизма, а также Буддизма с Индуизмом, абсолютно корректна, с той разницей, что между Верой Бахаи и Исламом ещё меньше общих черт (если вообще уместно говорить о таковых), чем между Христианством и Иудаизмом. Ни одно положение религии Бахаи не может быть напрямую выведено из Ислама. Относительно же этических установок, то во многих сущностных вопросах они полностью противоположны. Краеугольным принципом религии Бахаи выступает идея единства и гармонии. Для неё неприемлема идея борьбы ни в каком виде, хотя столь же неправильно было бы определять её как «пацифистскую». Просто решение проблем видится в поиске согласия между всеми, а не в противоборстве сил. Так, в Вере Бахаи не существует идеи «джихада» (борьбы за веру). Лейтмотивом учения выступает идея, что всё должно достигаться любовью, а не силовым превосходством одного над другим. Бахаулла говорил: «Лучше быть убитым, чем убить». Думается, этим всё сказано.

ИМ: Действительно, Вера Бахаи возникла в исламском культурном контексте и во многом — с точки зрения истории, языка и частично теологии — тесно связана с Исламом. По характеру своего учения и теологии Вера Бахаи не является особым течением в рамках Ислама. Она никоим образом не заявляет, что ведёт к возрождению Ислама. Напротив, Вера Бахаи утверждает,

что она основана на новом откровении от Бога. Основой Веры Бахаи и источником её законов являются Писания Бахауллы, основателя Веры Бахаи. Коран отодвигается в ней на второй план, приобретая, в основном, историческое значение. Считаясь подлинной записью Божественного Откровения, Коран остаётся для бахаи священной книгой (своего рода «Ветхим Заветом»), одна-ко не служит ни теологическим основанием, ни источником законов. Согласно учению Бахаи, эпоха Мухаммада завершилась в 1260 г. хиджры (1844 от Р. Х.), и в истории человечества началась новая эра. Уже в 1848 г. на съезде в Бадаште собравшиеся там последователи Баба, осознавая статус нового откровения, объявили об отмене мусульманского закона и начале новой эпохи развития человечества. Как я уже упоминала ранее, мы видим все религии как звенья одной цепи и части одного целого. Бахаи верят, что существует лишь одна религия — религия Бога. А те откровения, что приносились человечеству с момента его появления, суть не что иное как плавно разворачивающийся единый замысел Создателя — привести человечество к Царству Божьему на земле. Религия — это школа, в которой человечество проходит определённые этапы духовного развития. Учителя этой школы — Божественные Явители. В первом классе обычной школы мы начинаем с азов, которые потом становятся фундаментом последующих знаний. Переходя из класса в класс, учителя меняются, но при этом они не отвергают знаний, полученных нами от предыдущих учителей, а лишь дополняют и усложняют программу. Так и учения Явителей согласуются между собой. Бахаулла сказал: «Тот, кто принимает Меня, принимает всех Явителей прошлого». Те различия, которые мы наблюдаем в учениях, связаны с тем, что Явители приходили к разным народам и в различный период времени, примерно раз в 1000 лет. Мы говорим о таких Учителях и основателях религий как Авраам, Моисей, Кришна, Зороастр, Будда, Иисус, Мухаммад, Баб и Бахаулла. И являлись они человечеству в перечисленном мною порядке. Бахаулла объясняет, что Господь сотворил человека из любви к нему и заключил с ним Завет. Согласно этому Завету, Бог никогда не оставляет нас Своей заботой и неизменно дарует нам руководство. Всякий раз, как человечество удаляется от Него и забывает Его Учения, приходит Богоявление и раскрывает нам Его Волю и Цель. Ведь цель религии всегда была и всегда будет одна — соединить сердце человека с Богом.

NO: Почему именно эти личности считаются Богоявлениями? Что их объединяет? Исчерпывающий ли это список «богоявлений», или туда можно добавить кого-то ещё (скажем, Гермеса Трисмегиста, Раму, Мани и т. д.)? Следует ли бахаи считать их всех историческими личностями, или можно воспринимать их аллегорически?

ИМ: Согласно учению Бахаи, цель человеческого существования заключается в познании Бога и приближении к Нему. Но, с другой стороны, Бог — Творец всего сущего и Средоточие всех возможных совершенств в бесконечной степени — настолько превознесён надо всем творением, что ограниченному человеческому сознанию никогда не познать Его в полной мере. Бахаулла пишет: «Врата знания о Предвечном Существе всегда были и будут закрыты пред лицом людей. Человеческому пониманию никогда не достичь святой обители Его». Таким образом, для людей познание Бога означает познание Его Явителей; так как лишь немногим людям дано лично общаться с Явителями, для большинства людей путь к Богу лежит через следование Божественным учениям, которые оставляют после себя эти Пророки. Следует отметить, что в учении Бахаи говорится о двух категориях пророков. «Независимые» (великие) Про-роки, или Явители, такие как Бахаулла, Мухаммад, Христос, Будда, являлись в этот мир изначально совершенными, Они подобны совершенным зеркалам, отражающим сущность Бога в максимальной степени, доступной людскому восприятию; поэтому Каждый из Них мог с полным правом заявить: «Я и Отец — одно», «Никто не приходит к Отцу, кроме как чрез Меня» и «Я есмь Бог». Несмотря на внешние различия в Их облике, земной жизни, характере данного Им Откровения, Каждый из Них в равной мере явился проявлением Божественных свойств и качеств, ибо един дух Божий, вместилищем которого все Они были; а Их учения — это составляющие единого последовательного процесса духовного воспитания человечества. Поэтому нельзя ставить кого-либо из Них выше других или делать вывод о превосходстве того или иного явленного Ими учения над прочими. Вторая категория пророков — «малые», или «зависимые», пророки: это обычные люди, которые вдохновлены Богом для выполнения определённой миссии, ограниченной рамками учения, явленного в мир Великим Явителем. Примерами таких пророков можно считать библейских Исайю или Даниила, 12 имамов в Исламе.

NO: Чем обусловлено то, что два Явителя — Баб и Бахаулла — пришли в столь короткое друг относительно друга время? Не следует ли относиться к Бабу, скорее, как к Иоанну Крестителю в христианстве, чем как к самостоятельному Явителю?

ЛГ: Действительно, между духовными Миссиями Иоанна Крестителя и Баба есть много общего, о чём однозначно сказано и в литературе Бахаи. Однако любые аналогии в истории условны, и не может быть стопроцентных совпадений. При всей аналогии между Иоанном и Бабом, статус Баба в Вере Бахаи выше, чем Иоанна Крестителя в Христианстве. С одной стороны, Баб и Бахаулла пришли во исполнение тесно связанных между собой Миссий, что именуется в Писаниях Бахаи «Двойным Богоявлением». Этим объясняется короткий промежуток во времени между явлениями Баба и Бахауллы. С другой стороны, Баб открыл и Своё Священное Писание, состоящее из ряда Книг, объединяющихся термином «Байан». У него были и Свои последователи — бабиды, большая часть которых позже стала бахаи. Но, как подчёркивал сам Баб, его Откровение всё-таки было переходным и преследовало цель подготовить почву в сердцах людей к появлению более великого Пророка, следующего за ним.

NO: Чем отличается представление бахаи о Явителях от представлений о пророках, аватарах, Сыне Божьем и т. д.?

ЛГ: Бахаулла много страниц посвятил Явителям прошлого. Он пишет: «Окинь мысленным взглядом цепь сменяющих друг друга Откровений от Адама до Явления Баба. Свидетельствую перед Богом, что каждое из сих Явлений было ниспослано по Его Воле и Промыслу». Что касается Сына Божия, иными словами, Иисуса, то так о нём писал Бахаулла: «Жертвуя Собой, Он придал творению новых сил». Бог, сотворив человека из любви к нему, заключил Завет. Согласно этому Завету, Он обещает не оставлять человечество без руководства. Примерно раз в 1000 лет Бог посылает нам Богоявления, которые раскрывают нам Его Волю и Цель. Богоявления — это особенные Существа, которые раскрывают человечеству Слово Божие и Его Волю. Чтобы лучше понять концепцию «Явления», о которой говорит Бахаулла, мы можем вспомнить пример из материального мира. Источник тепла и света в этом мире — Солнце, без него на нашей планете не было бы жизни. Но при этом само Солнце не спускается на землю, а если мы попытаемся приблизиться к нему, мы сгорим. Давайте представим себе, что мы берём хорошо отполированное зеркало и направляем его на Солнце. Мы увидим в нём образ Солнца, и чем более совершенно зеркало, тем точнее будет отражение в нём. Богоявления подобны совершенным Зеркалам, отражающим Свет Божий во всём его блеске. И все эти Зеркала отражают один и тот же Свет. Хотя сущность Бога мы не можем познать, мы можем приблизиться к Нему через принятие и познание Явителя Бога для нынешнего времени. Вот как Бахаулла говорит об этом: «Цель, с коей Бог сотворил человека, заключалась и вечно будет заключаться в том, что-бы позволить ему познать своего Творца и достичь Его Присутствия. О сей наивозвышенной цели, о сём верховном замысле недвусмысленно свидетельствует всякая небесная Книга, всякое боговдохновенное и ясное Писание. Кто признал Утреннюю Зарю Божественного Водительства и вступил в Его священные чертоги, тот приблизился к Богу и достиг Его Присутствия — Присутствия, кое и есть истинный Рай, высочайшие же обители небес не более чем символ его...» (Бахаулла. Крупицы из Писаний Бахауллы. — СПб.: Единение, 1994. — CLXIV. — С. 208).

NO: Имеются ли в Вере Бахаи эсхатологические представления? Какие?

ИМ: Что касается конца света и битвы Армагеддон, то Бахаулла и центральные фигуры Веры предрекали, что человечество ждут беды и катаклизмы, которые выведут всех из спячки безверия, но лишь затем, чтобы полностью сменить вектор развития с материального на духовный. Бахаулла говорил, что старый миропорядок будет свёрнут как ковёр, и на его месте будет развёрнут новый. Есть следующее пророчество Бахауллы: «Мир пребывает в родовых муках, и его смятение нарастает день ото дня. Он обратился к своенравию и неверию. Ждёт его столь тяжкая участь, что раскрывать её сейчас неуместно и несвоевременно. Извращённость его продлится ещё долго. Когда же придёт назначенный час, вдруг явится то, от чего содрогнётся всё тело человечества. Тогда и лишь тогда будет развёрнута Божественная Хоругвь и Райский Соловей воспоёт свою песнь». В 1948 году, после окончания Второй мировой войны и создания Организации Объединённых Наций, Хранитель Веры Шоги Эффенди предрёк «ещё более мощные потрясения» (то есть даже Вторая мировая война не была ни окончанием, ни кульминацией Армагеддонской битвы), когда «над миром сгустятся тучи нового международного конфликта», приметы которого будут проявляться в «нарушении равновесия в мире, неустойчивости существования человечества, распаде общества, несостоятельности существующего Миропорядка, коренной ломке государственной власти, ослаблении устоев религии, возникновении диктаторских режимов, распространении деспотизма, падении монархий, упадке церкви, усилении анархии и хаоса, нарастании и укреплении левых движений, разжигании расовой ненависти, усовершенствовании адской машины войны, перенаселённости городов и загрязнении атмосферы...» В конечном счёте это невиданное ещё бедствие «...должно очистить человечество от скверны векового разложения и сплавить его разрозненные части в нерасторжимое всемирное Братство...»

Что же касается сугубо теософского аспекта конца света или апокалипсиса, то в Вере Бахаи подобные идеи имеют очень логичное объяснение. Любое пришествие Явителя Божьего — это свет знания и руководства от Бога. При этом каждый Явитель пророчествовал о приходе следующего и указывал знаки так называемого конца света, то есть конца эпохи, связанной с этим откровением. Таким образом, можно утверждать, что конец света — это конец действия определённого откровения. Каждое учение по сути прекрасно и несёт только свет. Но людям свойственно отворачиваться от источающих Божественный свет заповедей, и тогда холод зимы сковывает их сердца. Здесь уместно будет привести слова Абдул-Баха (старшего сына и преемника Бахауллы): «Бог не оставляет Своих детей без поддержки, и когда мрак зимы окутывает их, Он снова посылает им Своих Посланников, обновляющих благословенную весну. Солнце Истины снова восходит на горизонте мира, освещая глаза спящих и пробуждая их зарёю нового сияющего дня. Тогда опять расцветает древо человечества, приносящее плод справедливости во имя исцеления народов». Мы верим, что приход Бахауллы знаменует вступление человечества в эпоху зрелости, когда наконец-то исполнятся пророчества всех религий прошлого об установлении царства Божьего на Земле. То есть это день, за которым никогда не последует ночь. «Сие есть День, когда высочайшие милости Бога излиты на людей, День, когда величайшая благодать Его наполнила всё сотворённое. Всем народам земли надлежит уладить свои разногласия и в полнейшем единстве и мире пребывать под сенью Древа Его заботы и милосердия».

NO: Каковы Священные Писания бахаи? Имеют ли статус Священных Писаний Библия, Коран, Веды, Авеста, книги других религий? Считается ли их свод завершённым и неизменным, или возможно получение новых откровений в наше время?

ЛГ: Отвечу сначала на второй вопрос: да, Библия, Евангелие, Коран и другие книги являются божественными посланиями и потому священны также для нас, Вера Бахаи признаёт эти Книги как «Боговдохновенные Писания» других религий, но не своей собственной. Новое время диктует новые установления, и потому пришёл Баб и пришёл Бахаулла, и Они принесли миру Откровение о единстве: единстве Бога, единстве последовательных религий, единстве мира человеческого, к которому мы все придём рано или поздно, через многие испытания, причина которых заключается в нежелании людей двигаться по пути, указанному Богом. Теперь вернёмся к вопросу о Священных Писаниях Бахаи. Это, в первую очередь, Книги Баба и Бахауллы. Только они признаются Священными Писаниями религии Бахаи. Община Бахаи — это не община Корана и Пророка Мухаммада, а община «людей Баха», т. е. Пророка Бахауллы. Здесь надо отметить одно очень важное понятие, которое дало возможность мировой религии, рассеянной по всему миру, остаться единой, не рассыпаться на секты на протяжении уже 167 лет. Это — понятие Завета. В религии Бахаи Завет явлён Самим Бахауллой, и в нём прописана последовательная передача руководства общиной бахаи сначала старшему сыну, Абдул-Баха, затем внуку Абдул-Баха — Шоги Эффенди, а затем избираемому институту — Всемирному Дому Справедливости. Важно также то, что толковать Священные Писания было позволено только Абдул-Баха и Шоги Эффенди, а с тех пор более никому. Таким образом, изучая Писания Бахауллы, мы обращаемся за толкованием к их книгам.

ИМ: Так как Бахаи считают все религии истинными, то и Священные Писания этих религий для нас являются несомненной истиной. Духовная основа — едина и неделима. Однако у каждого времени — свои нужды и потребности. Божественные Учителя являются искусными Врачевателями душ. Сначала они определяют диагноз, а затем выписывают лекарство. Так как Откровение Бахауллы предназначено для нужд и потребностей современного общества, он явил Свою Святую книгу «Китаб-и-Акдас» (переводится как Наисвятая Книга), заповеди и законы которой призваны исцелить недуги страждущего человечества. Помимо Китаб-и-Акдас, за 40 лет Своего Пастырства Бахаулла явил более 100 томов писаний. По убеждению последователей Веры Бахаи, наша цивилизация вступает сейчас в качественно новую эпоху — эпоху единения, которая пройдёт под сенью откровения Бахауллы, последнего на нынешний момент Явителя Божией воли, с пришествием которого исполнились пророчества всех религий о приходе Обетованного. Таким образом, принимая Веру Бахаи, человек признаёт Божественное происхождение других основных религий и не только не отрекается от своей прежней религии, но, напротив, считает, что поступает как истинный её приверженец. На основе этой концепции «прогрессирующего откровения» последователи Бахауллы твёрдо поддерживают каждый шаг, направленный на продвижение толерантности и межрелигиозного диалога. Бахаулла писал: «...Сии установления и законы, сии непреложные и могущественные учения исходят из одного Источника, они — лучи одного Света. Отличия же их друг от друга объясняются разными потребностями эпох, в коих они были провозглашены» (Бахаулла). В 1986 г. Вера Бахаи стала шестой из мировых религий, участвующей в «Сети “Охрана природы и религии”», созданной за два года до этого в Ассизи. Международное Сообщество Бахаи участвовало в организации «Парламента мировых религий» в Чикаго в 1993 г. и поддержало важный документ — «Декларацию планетарной этики», — выпущенный собранием. Продолжалось это участие на «Парламенте» в 1999 г. в Южной Африке. На международной конференции девяти религий, организованной в 1995 г. «Сетью “Охрана природы и религии”» для обсуждения роли религий в деле защиты окружающей среды, выступила представитель Всемирного Дома Справедливости. Представители девяти религий (Вера Бахаи, Буддизм, Даосизм, Джайнизм, Иудаизм, Индуизм, Ислам, Сикхизм и Христианство) собрались вместе с мировыми банкирами в феврале 1998 г. в Англии для первого «Мирового диалога о религии и развитии». 29 августа 2000 г. состоялся первый «Саммит Тысячелетия для религиозных и духовных лидеров мира», на котором представитель Международного Сообщества Бахаи призвал присутствующих взять на себя зада-чу определить «основные ценности, общие для всех религий и духовных традиций» с целью создать «всемирное сообщество, основанное на единстве в разнообразии» и «ради наших детей преодолеть разногласия и объединить усилия в деле установления мира». Центральные фигуры Веры призывают нас к единству и к отказу от всех форм предрассудков. Предрассудки насчёт расы, цвета кожи, национальности, культуры, религии и пола создают самое мощное препятствие на пути построения лучшего мира. Основатель нашей Веры Бахаулла говорит нам, что «цель религии, явлённой с небес святой Божией Воли, — установить единство и согласие среди народов мира; не делайте её поводом для разногласий и вражды. Религия Бога и Его священный закон суть самая могущественнейшая сила и надёжнейшее средство, способное возжечь свет единства среди людей. Среди законов и заповедей Божиих — прогресс мира, развитие наций, спокойствие для народов и мир для всех обитателей земли. Религия даёт человеку самый ценный из всех даров, подносит ему чашу процветания, дарует вечную жизнь и изливает на человечество нетленные милости».

NO: Знакомы ли Вы с творчеством и учением Алистера Кроули? Как Вы понимаете следующие его тезисы: «Делай что Изволишь — таков весь Закон», «Любовь есть закон — любовь, подчинённая Воле» и «Каждый мужчина и каждая женщина — это Звезда»? Имеются ли какие-то параллели им в учении бахаи? ЛГ: Мне неизвестны эти тезисы и их автор. О необходимости духовно развиваться и стремиться к тому, чтобы «сердца пылали любовью ко всем, кто бы ни встретился вам на пути», а также о том, что мужчина и женщина — два крыла одной птицы, можно прочитать в Писаниях Бахаи.

ИМ: Я бы хотела здесь затронуть только тему любви, так как в Писаниях Бахаи это удивительное явление раскрывается и разъясняется достаточно полно и многогранно. Я бы хотела привести слова Абдул-Баха, который очень простым и доступным языком раскрывает грани этого мистического явления под названием любовь. «Что за сила любовь! Это самая замечательная и величайшая из всех существующих сил. Любовь даёт жизнь мёртвой материи. Любовь зажигает пламя в ледяном сердце. Любовь приносит надежду отчаявшимся и утешает сердца опечаленных. В мире естества, воистину, нет большей силы, чем сила любви. Когда человеческое сердце воспламеняется огнём любви, человек готов пожертвовать всем, даже своей жизнью. В Евангелии сказано, что Бог есть любовь. Существует четыре вида любви. Первый из них — это любовь, изливающаяся от Бога к человеку; она выражается в неисчерпаемых милостях, Божественном сиянии и небесном озарении. Благодаря этой любви мир бытия наделяется жизнью. Силой этой любви человек обретает физическое существование, пока веянием Святого Духа, той же самой любви, он не получит жизнь вечную и не станет образом Живого Бога. Эта любовь — источник всей любви в мире творения. Второй вид любви — любовь, направленная от человека к Богу. Это вера, притяжение к Божественному, развитие, воспламенение, врата в Царствие Господне, обретение Божией Благодати, озарение светом Царствия. Эта любовь — источник любви к людям; эта любовь побуждает сердца людей отражать лучи Солнца Действительности. Третий вид — любовь Господа к самому Себе или Божественной Сущности. Это преображение Его Красоты, отражение Им Самого Себя в зеркале Его Творения. Это подлинная сущность любви, Предвечная Любовь, Бесконечная любовь. Её свет поддерживает все другие виды любви. Четвёртый вид — любовь человека к человеку. Любовь, существующая между сердцами верующих, побуждаемая идеалом единства душ. Эта любовь достигается через познание Господа, благодаря которому люди видят отражение Божественной Красоты в человеческом сердце. Каждый человек видит в другом Красоту Бога, отражённую в душах, и, обнаружив эту общность, люди с любовью притягиваются друг к другу. Эта любовь делает людей подобными волнам единого моря, звёздам единого неба и плодам единого дерева. Эта любовь вызывает к жизни истинное согласие и служит основой подлинного единства. Любовь, существующая порой среди друзей, не истинная, потому что она подвержена изменениям и представляет собой всего лишь влюблённость. Тонкие деревья колеблются с дуновением ветра. Если дует восточный ветер, дерево склоняется к западу, когда же подует западный ветер, дерево клонится к востоку. Этот вид любви порождается случайностями жизни — это не любовь, а всего лишь поверхностное знакомство, она подвержена переменам. Сегодня две души кажутся связанными тесными узами дружбы, а завтра всё может измениться. Ещё вчера они были готовы умереть друг за друга, сегодня же избегают друг друга! Это не любовь, это ответ сердца на случайные обстоятельства жизни. Когда то, что вызвало к жизни эту “любовь”, исчезает, проходит и сама любовь; в действительности, это не любовь».

NO: Вы упомянули, что в Вере Бахаи нет священников. Как, в таком случае, осуществляется управление Общиной?

ИМ: Действительно, в Вере Бахаи нет ни священников, ни профессиональных проповедников. Административная система Бахаи построена на принципах, предусмотренных самим Бахауллой и полномочными толкователями Его писаний. Цель её — обеспечить практическое воплощение духовных принципов, которые лежат в основе учения Бахауллы. Основу администрации ба-хаи составляют коллективные органы управления — Местные и Национальные Духовные Собрания (на местном и национальном уровнях) и Всемирный Дом Справедливости (на международном уровне). Каждое Собрание состоит из девяти человек и регулярно переизбирается каждый год путём тайного голосования с участием всех бахаи, живущих в данном населённом пункте или стране и достигших 21 года. Всемирный Дом Справедливости избирается раз в пять лет из числа бахаи всего мира. В отличие от традиционных политических систем, где избиратель вынужден выбирать из ограниченного круга навязанных ему кандидатов, выборы в Вере Бахаи подлинно свободны, так как избирательные кампании и выдвижение кандидатов запрещены. Административная система бахаи — это практическое выражение стремления к справедливости, которое обеспечивается тем, что решения принимаются в процессе духовного совещания его участниками. Если после рассмотрения всех фактов и обсуждения не достигнуто единое мнение по обсуждаемому вопросу, решение принимается с помощью голосования. Основанием административной системы Бахаи является Праздник 19-го дня, во время которого каждый член общины участвует «в коллективном процессе созидания и обновления общества. На самом глубинном уровне общественной жизни Праздник являет собой арену демократии, ибо именно здесь представители Местного Духовного Собрания и члены общины встречаются на равных, и всем предоставляется полная свобода для выражения своих взглядов — выдвижения новых идей или конструктивной критики, которые должны послужить делу созидания новой цивилизации». Таким образом, деятельность общины бахаи опирается на личную инициативу верующих, поощряемую и направляемую Духовными Собраниями. Высший административный орган и центр Веры Бахаи, Всемирный Дом Справедливости, наделён правом принимать решения по вопросам, прямо не упомянутым в Священных Писаниях, а также пересматривать или отменять собственные решения в соответствии с нуждами времени. Согласно писаниям Бахауллы, духовный и административный центры Его религии находятся, соответственно, в окрестностях города Акка и в городе Хайфе в Израиле.

NO: Кого следует считать основными «религиозными авторитетами» среди бахаи?

ЛГ: Религиозными авторитетами являются Бахаулла и Баб, а также Абдул-Баха и Шоги Эффенди, их Писания и их жизнь служат источником вдохновения. Отдельные личности, выбираемые в духовные институты, не являются религиозными авторитетами, хотя обычное уважение к ним за их бескорыстное служение естественно. Авторитетны духовные институты. Непререкаемым авторитетом пользуется Всемирный Дом Справедливости.

NO: Стараются ли бахаи согласовать свою веру с современными научными данными? К чему они более склоняются: к креационизму или эволюционизму?

ЛГ: Один из принципов религии Бахаи — это согласованность религиозных учений и научных открытий. Откровение Бахауллы показывает нам развитие Божественных учений как эволюционное движение, в котором религиозное Откровение даёт толчок для развития цивилизации, а затем развившаяся цивилизация нуждается в следующем Откровении, которое будет её направлять. Таким образом, мир развивался, развивается и будет развиваться дальше, потому что Бахаулла пишет, что Он не является последним Явителем. Когда в этом будет необходимость, Бог явит нам следующего.

ИМ: Истории известно, что нападкам и отвержению современников подвергались как основатели религий, так и пионеры науки. Конфликты между последователями науки и религии стали возможными из-за вошедших в привычку невежества и предрассудков. Между тем, истинная цивилизация станет возможной лишь тогда, когда люди осознают необходимость как религии, так и науки. Даже последние достижения науки поддерживают идею единства Вселенной и взаимосвязи всех сотворённых вещей. А ведь ещё в VI веке н.э. Али, зять Мухаммада, сказал: «Что соответствует науке, то согласуется и с религией». Бахаулла учит, что между религией и наукой существует гармония. Истинная религия и истинная наука никогда не противоречат друг другу. Они — взаимодополняющие друг друга аспекты истины. Обе последовательны в своём развитии. Религия открывается Богом постепенно и человек так же постепенно, опираясь на собственную проницательность, раскрывает тайны вселенной. Обе силы нужны ему. Религия — необходимый помощник в духовном росте. Наука — средство материального прогресса. Чего не может понять ум человека, то не может быть принято религией. Религия идёт рука об руку с наукой, и любая вера, противоречащая науке, не является истинной. Абдул-Баха говорил: «Религия и наука — два крыла, на которых взмывает в высоту человеческий разум и развивается человеческая душа. Нельзя лететь на одном крыле. Если человек попытается полететь, опираясь лишь на крыло религии, он быстро угодит в трясину суеверий; если же он полетит на одном лишь крыле науки, то упадёт в беспросветное болото материализма». Таким образом бахаи поддерживают теорию эволюции. Полагаю, вам будет интересно прочитать слова Абдул-Баха о сотворении мира: «Ясно, что земной шар не явился сразу в его нынешнем виде и что вселенское существование постепенно прошло различные стадии, прежде чем обрело теперешнее совершенство. Формы вселенского масштаба сравнимы и сопоставимы с конкретными формами существования, ибо и те, и другие включены в одну естественную систему, подчинены одному всеобщему закону и Божественному устроению. Так, вы можете обнаружить, что мельчайшие атомы вселенской системы подобны величайшим объектам Вселенной. Ясно, что они явились в мир из одной могущественной лаборатории, подчинены одной естественной системе и одному всеобщему закону; потому-то они и сравнимы друг с другом. Так, зародыш человека в утробе матери постепенно растёт и развивается, принимает различные формы и меняет состояния, пока не достигнет состояния совершенной красоты и зрелости и не явится в совершенной форме во всей своей красе. Нет сомнения в том, что человек не сразу явился в такой форме; и не сразу стал он олицетворением слов: “Благословен же Бог, лучший из Творцов!” Постепенно прошёл он различные состояния и формы, и обрёл, наконец, нынешний вид и красоту, совершенство, изящество и приятную внешность. Таким образом, становится очевидным и неопровержимым, что развитие и рост человека на Земле, до обретения нынешнего совершенства, напоминало рост и развитие зародыша в утробе матери; постепенно он переходил от одного состояния к другому, от одной формы к другой, от одного облика к другому, ибо таково требование всеобщей системы и Божественного Закона. При этом человек всегда был определённым видом — человеком, а не животным. Очевидно, что подобным же образом земной шар, однажды обретя существование, рос и развивался в утробе Вселенной, проходил различные стадии и состояния, пока постепенно не достиг нынешнего совершенства и не оказался населённым неисчислимыми существами, представ в виде сложившегося организма».

NO: Что Вы думаете о современном состоянии общества и тенденциях его развития? Какое место в этом, на Ваш взгляд, отводится бахаи?

ИМ: Каждый из нас видит, что мир погряз в безверии и материализме. Нас раздирают предрассудки, конфликты, борьба за сферы влияния, разобщённость. Человеческий род испытывает неизбежное смятение, отражающее его коллективное возмужание. Но это не повод для отчаяния, а необходимое условие начала колоссальной работы, направленной на построение миролюбивого порядка. Несмотря на то, что грядущие годы могут принести новые страдания и бедствия, каким бы туманным ни казалось ближайшее будущее, община бахаи убеждена, что человечество встретит это высшее испытание с верой в благополучный исход. Конвульсивные пере-мены, к которым всё быстрее и быстрее движется человечество, отнюдь не знаменуют конца цивилизации. Напротив, они послужат высвобождению «скрытых возможностей человека», выявлению «полной меры его назначения на Земле, внутренней красоты его сущности». Источник нашего оптимизма — предвидение, заходящее дальше прекращения войн и создания организаций международного сотрудничества. Постоянный мир между народами есть существенный этап, но, как утверждает Бахаулла, не окончательная цель социального развития человечества. За гранью первоначального перемирия, вызванного страхом перед ядерной катастрофой, за политическим миром, в который народы войдут неуверенно и во взаимном подозрительном соперничестве, за гранью даже многих экспериментов по сотрудничеству, которые могут сделать реальными эти шаги, лежит величественная цель — единение всех народов мира в единой всемирной семье. Бахаулла говорит: «Лучшим лекарством и могущественнейшим средством исцеления всего мира Господь назначил союз всех народов в одном общем Деле, в единой Вере». Ещё в середине XIX столетия Бахаулла чётко указал, какие шаги должно предпринять человечество для установления новой цивилизации: устранение чрезмерных богатства и бедности; установление международного вспомогательного языка; учреждение всемирного парламента на основе справедливого представительства всех народов; создание мирового федеративного правительства и Верховного Трибунала; избрание единой системы мирового письма, всеобщей денежной системы, системы мер и весов, единого свода мировой литературы для облегчения связи и общения между собой всех рас и народов Земли. Уже сейчас мы видим, сколь многие из революционных пророчеств Бахауллы исполнились, и мир неизбежно идёт к исполнению Божественного замысла. В 1945 году представители Веры Бахаи присутствовали на исторической конференции в Сан-Франциско, которая положила начало Организации Объединённых Наций. В 1948 году Международное Сообщество Бахаи было впервые зарегистрировано как международная неправительственная организация при отделе общественной информации ООН. С тех пор началось тесное сотрудничество бахаи с ООН. В 1970 г. Международному Сообществу Бахаи был присвоен консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОК), при Детском Фонде ООН (ЮНИСЕФ), установились рабочие отношения с Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). В 1985 году Международное Сообщество Бахаи учредило отдел общественной информации, в 1989 — отдел по охране окружающей среды, а в 1999 — отдел по вопросам продвижения женщин. Общины бахаи имеют значительный опыт в деле установления единства в разнообразии, поощрения широкого участия людей в процессе принятия решений путём совещания, усиления роли женщин в обществе, профилактике преступности и употребления наркотиков. Устойчивое развитие, забота о защите прав меньшинств, усилия по ликвидации расизма и распространение образования в области прав человека — примеры деятельности бахаи. В настоящее время по всему миру бахаи проводят свыше 1340 социально-экономических проектов, включая проекты в области здравоохранения, образования и защиты окружающей среды.

ЛГ: Очевидно, что мир претерпевает то, что сравнимо с родовыми муками. Сегодня два противоположенных процесса — интеграции и дезинтеграции — активно проявляют себя. С одной стороны, общество, страны и народы стремятся к объединению, с другой стороны, деструктивные силы пытаются разрушить общество, сознание и жизнь народов. Для бахаи очевидно, что благополучие общества нельзя построить только на материальной основе. Именно тогда, когда она ставится во главу угла, объединение, даже всеми желаемое, приводит к разрушению и конфликтам. Человек — существо, обладающее двумя ипостасями — материальной и духовной. И счастье человечества должно зиждиться как на материальном благополучии, так и на духовной крепости. Именно поэтому мы видим своё место в том, чтобы помогать людям обретать духовные знания и служить обществу.

NO: Наконец, что Вы хотите пожелать нашим читателям?

ИМ: С вашего позволения, я хотела бы процитировать слова Абдул-Баха, изречения и Писания которого я часто использовала в ответах на предыдущие вопросы. Абдул-Баха был старшим Сыном Бахауллы, Он воспитывался Самим Бахауллой, признал Его положение, ещё будучи ребёнком, и разделил со Своим Отцом все Его страдания. Он стал самым драгоценным подарком Бахауллы человечеству, совершенным Примером для бахаи. Его жизнь была полна бедствий, однако каждому, кто посещал Его, Он давал ощущение величайшего счастья и радости. Пусть эти слова Абдул-Баха станут для вас путеводным светом, маяком, направляющим ваш жизненный путь: «Я призываю вас всех и каждого в отдельности настроить ваши мысли и чувства на волну любви и согласия. Если вам придёт мысль о войне — изгоните её, противопоставив ей мысль о мире. Чувство ненависти да затмится огромным чувством любви. Не отчаивайтесь! Не останавливайтесь на полпути! Искренность и любовь победят ненависть. Сколь много событий, казавшихся невозможными, свершаются в наши дни! Постоянно обращайте ваш взор к Свету Мира! Относитесь к каждому человеку с искренней любовью. Любовь есть дуновение Святого Духа в человеческом сердце. Будьте мужественны. Бог никогда не покидает Своих детей, которые усердны в трудах и молитвах!»

ЛГ: Я хочу пожелать читателям идти независимым путём духовного поиска и, если позволите, я приведу отрывки из послания к Ищущему из Писаний Бахауллы: «О брат Мой! Когда настоящий искатель решается сделать шаг по стезе познания Ветхого днями, надлежит ему, прежде всего, очистить сердце своё — средоточие откровения внутренних тайн Божиих — от затмевающего праха обретённой учёности... Он должен освободить грудь свою ото всех обманчивых и мимолётных привязанностей... Не должен он стараться возвыситься над кем бы то ни было... Надлежит ему довольствоваться малым и избавиться ото всех чрезмерных желаний... Он не должен желать другим того, чего не желает себе, и обещать того, чего не исполнит».

Контакты:

Национальное Духовное Собрание бахаи России

secretariat @ bahai.ru

Национальное Духовное Собрание бахаи Молдовы

nsa.moldova @ gmail.com

www.bahai.ru 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Напишите нам!

Курсы Института Рухи

1 книга Института Рухи3 книга Института Рухи3 книга Института Рухи4 книга Института Рухи5 книга Института Рухи6 книга Института Рухи7 книга Института Рухи8 книга Института Рухи9 книга Института Рухи10 книга Института Рухи

Приглашаем принять участие!

bahai administrationГотовим к изданию на русском языке книгу Шоги Эффенди «Администрация бахаи».

Читайте подробности. Участвуйте!

Рекомендуйте друзьям

Дома Поклонения Бахаи

Стать бахаи

facebook page

BahaiArc — хорошая площадка, чтобы поделиться вашими переводами текстов бахаи. Присылайте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.