Home
Facebook
Курсы Рухи

Приглашаем!

Электронные книги бахаи

Цитата

Когда человек ясно различает элементы, характеризующие прошлое, это позволяет ему еще более эффективно вносить вклад в формирование будущего.

Институт Рухи

Участвуйте!

Присылайте свои материалы для размещения на сайте "Архивы — память общины"! Мы всегда рады сотрудничеству!

Документ, подготовленный для Всемирного Дома Справедливости и одобренный им

Апрель 1998

Этот документ в формате MS Word

В Четырехлетнем плане содержится призыв к существенному продвижению процесса вступления отрядами, который должен обеспечиваться и поддерживаться систематиче­ским развитием человеческих ресурсов. В посланиях Всемирного Дома Справедливости, касающихся этого Плана, институты по подготовке представлены как инструменты, критически важные для такого рода развития.

Цель данного документа является двоякой. С одной стороны, в нем содержится обзор усилий, предпринятых до сего времени мировой общиной бахаи в направлении создания институтов; с другой стороны, в нем дается критическое рассмотрение прошлых дости­жений в этой области, а также исследуются возможности дальнейшего развития этих центров и их потенциальное влияние на процесс вступления отрядами. Основу для проведенных исследований составили выдержки из соответствующих руководящих документов Всемирного Дома Справедливости. Данный документ состоит из трех частей:

Осознание важности подготовки

Увеличение возможностей институтов

1.1.      Небольшие общины с высоким процентом знающих верующих

1.2.      Быстрорастущие общины с чрезвычайно ограниченными человеческими ресурсами

1.3.      Общины с широкомасштабным ростом и некоторыми уже имеющимися возможностями для подготовки

1.4.      Социальное и экономическое развитие

Продвижение процесса вступления отрядами

2.1.      Увеличение человеческих ресурсов

2.2.      Увеличение скорости расширения

 

Осознание важности подготовки

За два года, прошедших от начала Четырехлетнего плана, был достигнут существенный прогресс в повышении у друзей уровня осознания того, насколько необходима подго­товка. В результате этого, строгое и методичное изучение писаний, составляющее привычку, которая во многих странах нуждалась в укреплении, стало занимать видное место. Это достижение можно только приветствовать, но необходимо сделать еще больше для того, чтобы значение систематического обучения было осмыслено в полной мере. Всемирный Дом Справедливости разъясняет:

С увеличением количества новых верующих стало очевидным, что проводимые время от времени вводные курсы и неформальные виды деятельности общины, при всей их важности, не представляют собой достаточных средств развития человече­ских ресурсов, поскольку их результатом явилась относительно небольшая группа активных приверженцев Дела. Эти верующие, несмотря на всю их преданность и готовность к жертвенным усилиям, не в состоянии ответить на потребности сотен, а тем более тысяч верующих во вновь созданных местных общинах. Администра­тивные институты бахаи должны уделять систематическое внимание обучению значительного числа верующих и помощи им в служении Делу с использованием Богом данных талантов и способностей.[i]

Во многих частях мира внимание уделяется главным образом тому, чтобы добиться понимания основополагающих истин Веры. Соответствующие программы институтов охватывают широкий диапазон предметов, направленных на разностороннее углубление знания друзей о различных аспектах Учения. Для обеспечения эффективности в разви­тии человеческих ресурсов эти программы должны давать знания, развивать духовное понимание и наделять участников навыками и способностью к служению. В посланиях Четырехлетнего Плана Всемирный Дом Справедливости сделал ряд заявлений относи­тельно природы обучения, и различные формулировки разнообразно передают суть этого сложного вопроса:

Цель такой подготовки состоит в том, чтобы наделить постоянно растущее число верующих духовным видением, знаниями и умениями, необходимыми для решения многочисленных задач по ускоренному распространению и консолидации, включая обучение и углубление большого числа людей — взрослых, молодежи и детей.[ii]

Поэтому чрезвычайно важно, чтобы систематическое внимание уделялось разра­ботке методов с тем, чтобы обучать большое число верующих основополагающим истинам Веры, подготавливать и помогать им служить Делу, насколько позволят им данные Богом способности.[iii]

Институты по подготовке помогут развить в каждом участнике глубокую любовь к Бахаулле, хорошее понимание Его основных Учений и осознание важности совер­шенствования духовной жизни человека с помощью молитвы, размышления и погружения в Священные Писания. Они также осветят практические вопросы о том, как обучать Вере, поскольку есть еще слишком много бахаи, которые не решаются передавать Послание из-за недостаточной уверенности в своей способности делать это.[iv]

Ваше участие в программах института, посредством которого вы углубите свои знания о Вере, углубите свою духовную жизнь и разовьете способности к служению, позволит вам сделать более интенсивными ваши личные и коллективные усилия в области обучения и приведут к соответствующему ускорению в расширении ваших общин.[v]

Они [программы институтов] должны развивать в участниках хорошее понимание основных Учений Бахауллы и содействовать приобретению тех умений и способ­ностей, которые дадут им возможность успешно служить Вере. Они должны также стремиться вселить в их сердца глубокую любовь к Бахаулле — любовь, из которой произрастает желание подчинить себя Его Воле, соблюдать Его законы, внимать Его наставлениям и распространять Его Веру.[vi]

Эти центры знаний Бахаи будут иметь в качестве своей цели один очень практиче­ский результат, а именно: поднять большое число верующих, подготовленных для развития и обеспечения с эффективностью и любовью процесса вступления отря­дами.[vii]

В выдержках, подобных этим, четко определена цель институтов по подготовке. Опыт последних двух лет показывает, что когда учебные планы институтов выполняют эту цель посредством программ, в которых должным образом сочетаются различные компо­ненты подготовки, число посвящающих себя работе Веры увеличивается самым замет­ным образом.

 

Увеличение возможностей институтов

Большинство национальных общин предприняли начальные шаги по созданию одного или более институтов по подготовке в своих странах. Были назначены советы или комитеты для общего руководства работой институтов. Были также разработаны схемы взаимодействия между Советниками и Национальными Духовными Собраниями в этой насущно необходимой сфере деятельности. Оказалось несложным установить рабочие взаимоотношения между членами Вспомогательной Коллегии и институтами. К насто­ящему времени почти во всех странах институты успешно провели несколько учебных сессий. Некоторые из них находятся на такой стадии развития, что предлагают регуляр­ные курсы для относительно небольших групп, тогда как другие продвинулись дальше и создали развитые системы обучения, охватывающие большое число участни­ков. Значи­тельное увеличение возможностей институтов в каждой национальной общине с тем, чтобы предоставлять духовное образование непрерывно растущим контингентам веру­ющих, представляет собой сложную задачу, требующую неотступного внимания. В меморандуме Международному Центру обучения Всемирный Дом Справедливости объясняет:

Из различных отчетов, полученных во Всемирном Центре, следует, что необходимо значительно увеличить возможности институтов в большинстве национальных общин для осуществления широкомасштабной подготовки. Во многих странах про­ведение регулярных курсов для сравнительно небольших групп представляет собой пугающий вызов. Советники, воодушевляемые Международным Центром обуче­ния, должны посвятить много энергии для того, чтобы помочь национальным общинам продвигаться шаг за шагом в нужном направлении. Только тогда способные верующие в городах и селах по всему миру будут иметь возможность пройти подготовку, и мы станем свидетелями такому развитию Веры, о котором мы мечтаем.[viii]

Наибольший прогресс в этом направлении был достигнут в тех национальных общинах, которые сосредоточились на выполнении учебных планов, не позволяя длинным дискус­сиям по теоретическим вопросам отвлечь себя от конкретного действия. Их институты оперативно выбрали циклы курсов, в которых используются наилучшие из доступных методов и материалов, подготовили преподавателей и приступили к построению соб­ственных систем проведения курсов в процессе практической работы:

В этой связи Всемирный Дом Справедливости с большим удовлетворением отметил в проекте программы развития человеческих ресурсов, посланной во Всемирный Центр в декабре, что уже определена последовательность нескольких базовых кур­сов, которые будут проводиться с использованием имеющихся материалов. Это дает возможность сделать упор на выполнение программы. Всемирный Дом Справедли­вости обеспокоен тем, что много времени может быть потеряно, если координатор программы получит задание посвятить свое внимание тому, чтобы курсы, проводи­мые институтом, отвечали широкому спектру требований к подготовке. В первую очередь, на данной стадии необходимо подготовить большое число ведущих к тому, как проводить несколько начальных курсов, чтобы они могли предлагать их в дерев­нях и городах по всей стране, давая тем самым возможность сотням и, в конечном итоге, тысячам людей включиться в программу института. Такая задача трудна сама по себе и потребует от института чрезвычайной целенаправленности и сосредоточен­ности.[ix]

В следующем отрывке из письма, написанного от имени Всемирного Дома Справедли­вости отдельному верующему, также рассматривается этот вопрос:

То, что после столь многих лет непрерывных усилий, предпринимавшихся во всем мире Бахаи, были разработаны методы и подходы для подготовки, по крайней мере, некоторого числа верующих, привлеченных из среды восприимчивых масс, — с целью углубить их знания об Учениях Веры и помочь им в обретении умений и навыков эффективного служения — является немалым достижением, и эти методы и подходы должны теперь быть полностью задействованы и использоваться более интенсивно. Поэтому акцент на создание и организацию работы институтов по под­готовке в Четырехлетнем плане означает не только выражение огромной потребности в Вере, но также и признание способности всемирной общины бахаи удовлетворить эту потребность в широком масштабе.[x]

Можно выделить три модели, по которым развиваются возможности институтов в мире Бахаи.

 

1.1.Небольшие общины с высоким процентом знающих верующих

Одна модель обычно ассоциируется с теми странами, где имеется относительно большое число знающих верующих в довольно небольшой общине бахаи. Большинство общин Западной Европы относятся к этой категории. Подход, принятый их институтами, состоит в следующем: учебный совет определяет какие курсы должны проводиться и просит отдельных людей разработать и проводить их. В зависимости от размеров страны курсы проводятся в центральном месте или повторяются в различных местах.

Нет сомнения в том, что эта модель при ее тщательном применении приведет к значи­тельному росту человеческих ресурсов. Постепенное развитие образовательного учреж­дения, которое предлагает разнообразные курсы все большему количеству слушателей, несомненно, увеличивает возможности институтов в любой национальной общине. Как институты повсюду, институты этой категории будут усиливаться по мере обучения тому, как мотивировать, направлять и помогать своим преподавателям, привлекать все больше слушателей и эффективно организовывать курсы. Однако для того, чтобы такое развитие было осмысленным, необходимо проделать большую работу по составлению учебного плана. Цель подготовки, как указано в посланиях Всемирного Дома Справед­ливости, не достигается путем простого предоставления некоторым друзьям возмож­ности проводить курсы на любимые ими темы для групп интересующихся верующих.

 

Программы подготовки учителей

Таким образом, от этих институтов требуется, в первую очередь, определить в консуль­тации с группой сотрудников действительные потребности своих национальных общин и ответить на них с помощью хорошо составленных программ. Принимая во внимание цель Плана, эти нужды тесно связаны с возможностями роста в каждой стране. В письме, написанном от имени Всемирного Дома Справедливости, подчеркивается роль таких институтов в продвижении обучения:

Всемирный Дом Справедливости был рад отметить ваши цели в отношении обуче­ния и надеется, что вы уделите особое внимание тем мерам, которые могут быть немедленно приняты для достижения все большего увеличения количества новых верующих. В этом отношении особенно важно воодушевлять друзей на то, чтобы они восстали и начали учить Вере с еще большей решимостью и смелостью, и постоянное развитие вашего национального института по подготовке послужит важнейшим средством осуществления этих усилий. На текущей стадии роста вашей общины институт должен считать своей первостепенной задачей проведение курсов, которые стремятся наделить друзей знаниями, духовным пониманием и навыками, необхо­димыми не только для провозглашения Дела, но и для того, чтобы приводить новые души к Откровению Бахауллы.[xi]

В своем стремлении работать таким образом эти институты сталкиваются с трудностью, кроющейся в отсутствии в их общинах опыта широкомасштабного роста, то есть такого опыта, на основе которого можно было бы разрабатывать соответствующие элементы учебных программ. В то время, как имеющиеся у них силы позволяют с относительной легкостью создавать курсы, в которых дается знание о Вере или рассматриваются духов­ные или социальные вопросы, им тяжело дается содержание таких программ подготовки учителей, которые предоставляли бы практические советы и указания. Использование материалов, разработанных в других частях мира, где подобного рода опыт существует, помогает преодолению указанной трудности. Долгосрочное решение, однако, состоит в том, чтобы соответствующие административные институты составили систематические планы по обучению, которые выполнялись бы в духе творческого поиска. В этом случае подготовка и обучение становятся двумя параллельными процессами, питающими друг друга: подготовительные курсы повышают энтузиазм друзей в деле обучения и помо­гают им обрести необходимые умения; возросший опыт в области обучения отражается на постоянно улучшающемся содержании подготовительных курсов.

 

Инструменты обучения

Другим аспектом возможностей институтов, который должен изучаться ими более активно, является их роль как прямых инструментов обучения:

Всемирный Дом Справедливости с большим удовольствием получил экземпляр пер­вого квартального отчета совета директоров вашего национального института по подготовке. Было особенно отрадно отметить, что совет выполняет свои задачи с готовностью к творческому поиску, полностью осознавая необходимость принимать решения по содержанию учебного плана института и используемым в нем методам, выполнять их, размышлять над полученными результатами и вносить изменения в свете накопленного опыта. С помощью такого подхода ваш институт преуспеет в постепенном увеличении своих возможностей развивать человеческие ресурсы в бол­гарской общине.

Поскольку ваша община относительно невелика, совет может рассмотреть, по мере обогащения практическим опытом, создание некоторых курсов, которые могли бы быть открыты как для бахаи, так и для небахаи. Помимо привлечения мыслящих людей к Делу, такие курсы могли бы также послужить средством для их утверждения в Вере и для увеличения числа преданных последователей Бахауллы в вашей стране.[xii]

Учитывая растущий интерес общества к социальным и духовным вопросам, курсы, открытые для небахаи, легко могут рассматривать такие темы, как смысл духовности в современном мире, моральное лидерство, духовное образование детей и юношества, сила молитвы, природа души и жизнь после смерти.

 

1.2.Быстрорастущие общины с чрезвычайно ограниченными человеческими ресурсами

Вторая модель возникает главным образом в странах, которые переживали широкомас­штабный рост еще до начала Четырехлетнего Плана, но в которых человеческие ресурсы остались на крайне низком уровне. В этом случае институты сосредотачиваются на проведении курсов, которые имеют фиксированную длительность, составляющую от нескольких дней до нескольких недель, освещают базовые темы углублений и помогают участникам приобрести некоторые умения. Чаще всего группы по 20 или 30 человек собираются в центральном месте и проходят обучение с тем, чтобы после этого участ­ники возвратились домой и укрепляли свои местные общины. Для такого рода институ­тов научиться тому, как проводить курсы для групп, следующих одна за другой, и день за днем поддерживать в них энтузиазм, само по себе является значительным шагом. Отрадно видеть, как многие из них быстро обретают способность справляться с этой задачей.

Однако в контексте вступления отрядами институты, которые проводят курсы только в каком-нибудь центральном месте, страдают определенной ограниченностью. В стране, имеющей несколько тысяч верующих, где небольшая группа верующих несет большую часть нагрузки в плане работы для Веры, курсы длительностью по несколько недель, повторяющиеся четыре или пять раз в году, могут удвоить или утроить число практиче­ски действующих учителей Веры. Но это не обеспечит такого количества человеческих ресурсов, которое сможет привести в движение устойчивый процесс ускоренного роста. Как только институт минует эту начальную стадию, он должен решать задачу охвата большего числа верующих. В нескольких странах этой категории друзья уже осознали отмеченную необходимость, но для них оказалось не простым делом достижение требу­емого уровня возможностей институтов. В этой связи Всемирный Дом Справедливости дал следующее руководящее указание Международному Центру обучения:

Теперь, когда многие институты миновали начальную стадию становления, Совет­ники могут помочь повысить их эффективность путем привлечения их внимания к необходимости охвата своими курсами все большего и большего числа слушателей. Если институт, бюджет которого предусматривает оплату нескольких штатных работников, занятых полный рабочий день, ежегодно проводит небольшое число курсов для горстки верующих, то это плохое использование ограниченных финансо­вых ресурсов. Но даже и в этом случае следует очень осторожно пользоваться таким показателем, как затраты на одного студента за один курс. На начальном этапе, когда институты еще только учатся как привлекать студентов и проводить курсы, эти затраты, естественно, будут относительно большими.[xiii]

Поскольку доставка очень большого числа верующих в одно центральное место для целей обучения не осуществима, следует находить альтернативные варианты. Одним из выходов из такого положения может оказаться организация институтом своих филиалов в различных регионах, как это упоминается в посланиях о Четырехлетнем Плане. Для некоторых институтов на данной стадии представляется целесообразным создание одного или двух филиалов. Однако содержание множества таких центров, каждый из которых обладает своей материальной базой и административной структурой, выходит за пределы финансовых возможностей большинства общин:

Основная ваша задача состоит в том, чтобы помочь сотням, а затем и тысячам верующих на Гаити включиться в программу вашего института и пройти хорошо составленную последовательность курсов. Ясно, что вы не можете справиться с этой задачей посредством приглашения всех их в одно центральное место. Конечно, можно было бы организовать один или более филиалов вашего национального института. Однако, любой вариант охвата значительного числа студентов за счет создания многих центров со своими материальными ресурсами и административной структурой будет чрезмерно дорогостоящим.[xiv]

 

1.3.Общины с широкомасштабным ростом и некоторыми уже имеющимися возможностями для подготовки

Третья примечательная модель развивается в нескольких национальных общинах, которые, пережив широкомасштабный рост, уже создали некоторые возможности для подготовки до начала Четырехлетнего плана. Система, сформированная в этих странах либо национальным институтом, либо скоординированной в национальном масштабе сетью региональных институтов, содержит четыре составляющих: последовательность курсов с хорошо подготовленными материалами, предоставляемыми каждому студенту, небольшой учебный кружок, обычно состоящий из восьми до десяти человек, ведущий или наставник, обученный ведению курсов, и некоторая схема координации как на национальном, так и на региональном уровнях.

 

Последовательность курсов

По мере накопления мирового опыта будут несомненно разработаны различные после­довательности курсов, отвечающие потребностям различных секторов общества. Никто не должен недооценивать сложность задачи определения каждой такой последователь­ности и разработки материалов. Они должны подчиняться определенной логике, иначе не удастся достичь успеха в подготовке необходимых человеческих ресурсов. Простое составление перечня тем для изучения друзьями не составляет трудности в свете руко­водства, содержащегося в писаниях. Порядок рассмотрения этих тем, их связь с обрете­нием навыков для выполнения дел служения, способ, каким их изучение должно быть соединено с развитием внутреннего совершенства — это вопросы педагогики, ответы на которые лучше всего могут быть найдены через практику систематического образова­ния. Например, понимание принципов, определяющих создание и работу Местного Духовного Собрания, крайне важно для каждого бахаи. Но необходимо задаться вопро­сом, будет ли эффективным курс по данной теме, если его предложить верующим, чье знание Веры чрезвычайно ограничено и которые еще не изучили те духовные истины, что формируют самосознание бахаи. Следует заметить, что, на деле, когда институты игнорируют соответствующие педагогические принципы, они не могут поддержать интерес студентов, и посещаемость их курсов падает.

 

Учебные кружки

Прежде чем перейти к рассмотрению второго компонента системы, а именно, учебного кружка, необходимо отметить, что институты по подготовке не несут ответственности за углубление всей общины; их задача состоит в том, чтобы сосредоточиться на той части верующих, которые стремятся учиться и хотят учить и углублять других. В ответ на план одного института, включавшего цели, ориентированные на охват большинства верую­щих, было написано письмо от имени Дома Справедливости, содержащее следующее:

Дом Справедливости был рад узнать из вашего плана, что вы намерены создать “учебные кружки”, включающие от шести до десяти человек, в городах и деревнях по всей стране, в которых под руководством наставника будет изучаться ряд основопо­лагающих курсов. С помощью такого подхода вы надеетесь охватить большее число людей программой вашего института. Однако он полагает, что количественные цели, установленные вами на период, начинающийся с третьего года работы вашего инсти­тута, чрезмерно завышены. Следует помнить, что цель института заключается в том, чтобы подготовить определенный процент верующих в качестве человеческих ресур­сов, которые, в свою очередь, будут обучать и углублять основную массу верующих. Как только вы достигнете целей первых двух лет, которые сами по себе высоки, но достижимы, тогда вы сможете оценить ситуацию и назначить реалистические цели на третий и четвертый годы.[xv]

Институты, относящиеся к этой категории, стараются найти в каждой местности восемь-десять наиболее способных верующих, обычно молодых людей с некоторым формаль­ным образованием, и затем помогают им пройти избранную последовательность курсов. Это оказалось возможным даже там, где большая часть верующих неграмотна. Работая с такими группами, институты научились избегать двух крайностей: с одной стороны, недооценки способностей друзей и принесения глубины в жертву неуместному стремле­нию к простоте, и, с другой стороны, ожидания слишком многого и пренебрежения необходимостью приспосабливать темп проведения курсов к уровню образованности участников.

В тех странах где формируется описанная здесь система, накапливается обширное знание того, как создавать мотивацию и поддерживать работу учебных кружков в течение длительного периода времени. Так, становится ясно, что они не должны ограни­чивать свою деятельность рамками учебной программы, особенно, в плане культурного обогащения. Кроме того, хотя группа может проводить занятия с одним и тем же веду­щим сразу по всей последовательности курсов, представляется целесообразным прово­дить официальное открытие каждого курса и праздновать его успешное завершение. Определенная степень формальности оказывается уместной, но ее степень различна для разных стран. В некоторых частях мира, например, люди положительно реагируют и даже ожидают проведения экзаменов и выставления оценок.

Важно помнить о том, что эти учебные группы не являются местными классами для углубления или местными институтами, но представляют собой элементы системы дистанционного обучения, подчиненной национальному или региональному институту. Концепция “местных институтов” создала некоторую путаницу в начале Четырехлетнего Плана и Всемирный Дом Справедливости дал следующее разъяснение:

Для того, чтобы институт по подготовке был практичным и полезным учреждением, он определенно должен обслуживать регион с достаточно большим количеством верующих. Более того, разработка эффективных учебных программ для воспитания человеческих ресурсов для продвижения процесса вступления отрядами не является в действительности задачей, посильной для небольших местных общин. Вообще говоря, необходимы ресурсы национальной общины или хотя бы большого региона для того, чтобы создать хорошо разработанные формально преподаваемые програм­мы. Хотя можно предположить, что по мере роста местных общин среди них появят­ся достаточно большие общины, которые могли бы иметь свои самостоятельные институты, все же на этом этапе эти институты подвергаются опасности, как вы и предположили, превращения в классы для углубления, которые, конечно же, чрезвы­чайно важны сами по себе и должны проводиться каждой местной общиной.

Это не означает однако, что курсы национального или регионального института не должны проводиться на местном уровне. В действительности, значительный процент национальных и региональных институтов, создающихся по всему миру, составляют свои планы таким образом, что многие их курсы проводятся в местных общинах верующими, подготовленными для работы в качестве преподавателей или ведущих.[xvi]

По мере того как учебная группа проходит последовательность курсов, способность каждого ее члена к служению Вере возрастает, и различные административные инсти­туты и организации подключаются и помогают участникам применять на практике полученные знания и умения. В следующем отрывке из письма, написанного от имени Всемирного Дома Справедливости, одобряются подобные усилия:

План действий, составленный вами на следующие месяцы, и установленные вами количественные цели хорошо согласованы друг с другом и выверены, и они являют собой ясное свидетельство тому, что за прошедший год вы приобрели ценный опыт. Если вы продолжите не снижая свои усилия, то постепенно увеличите способность вашей национальной общины помогать большому числу верующих в прохождении хорошо составленных последовательностей курсов, помогая им обретать умения, необходимые для служения. Поскольку первый курс последовательности делает упор на духовное самоощущение и на молитву, Всемирный Дом Справедливости привет­ствует ваше решение увеличить, параллельно с созданием учебных кружков, число местных общин, проводящих регулярные молитвенные встречи. Даже в тех общинах, где не действует Местное Духовное Собрание, имеется возможность установить та­кие встречи на основе инициативы тех, кто участвует в учебных кружках.[xvii]

 

Наставники

Третьим компонентом системы является наставник (или ведущий). Такие институты начинают свои учебные планы с подготовки нескольких верующих, уже имеющих знания о Вере, в качестве наставников. Это дает им возможность создавать учебные группы и строить свои планы на твердой основе. Тем не менее, расширение системы зависит от подготовки постоянно растущего числа наставников из числа самих участни­ков. Здесь опять же требуется установить должное равновесие. Не продуктивно требо­вать от наставников столь высокое качество работы, что только малое их число сможет удовлетворить этим требованиям, что приводит к узкому охвату системы. С другой стороны, неразборчивость в назначении наставников, при которой каждого человека просят создать группу, как только он или она закончит один или два курса, тоже оказы­вается неэффективной и приводит к обвалу системы:

Критически важной для успешной работы института будет эффективность его наставников. Им самим потребуется подготовка для того, чтобы проводить занятия и поддерживать сплоченность групп, занимающихся в городах и деревнях по всей стране. Следовательно, институт должен будет предпринять сосредоточенные усилия для того, чтобы развивать свои собственные возможности руководить растущим числом наставников и подготавливать их, постоянно повышая качество их препода­вания.[xviii]

 

Координация

Четвертый компонент, а именно, эффективная координация, создается на двух уровнях. На национальном уровне внимание уделяется эффективности курсов, создании энтузи­азма по отношению к подготовке в стране, а также компиляции и распространению информации, относящейся к институтам, включая данные о числе участников в системе обучения и отчеты о их достижениях. На региональном уровне, ближе к учебным груп­пам, обязанности координаторов включают подготовку наставников, слежение за их успехами в деревнях и городах, ответственность за наличие материалов и организацию конференций и семинаров по обмену опытом. В отношении координации на националь­ном уровне Всемирный Дом Справедливости указывает:

Поэтому чрезвычайно важно, чтобы вы продолжали с неизменным усердием и тща­тельной заботой развивать возможности ваших институтов обучать подготавливать растущие контингенты верующих. В этой связи вам необходимо добиваться того, чтобы ваше видение преумножения человеческих ресурсов в этой обширной стране было понято и разделялось всеми, кто вовлечен в это жизненно важное дело, и чтобы с помощью различных средств, таких как регулярное распространение известий о достижениях ваших институтов, энтузиазм друзей повышался и поддерживался.[xix]

 

Создание системы

Здесь необходимо отметить, что такого рода система необязательно создается сразу же такой, как здесь описано. В нескольких странах начальная стратегия состояла в том, чтобы задействовать группу учителей института в конкретном регионе, назначая каж­дому из них несколько городов и деревень. Затем, в течение четырех или пяти дней подряд, проводится первый курс программы института для группы заинтересованных верующих. После завершения курса преподаватель переезжает в другую местность и повторяет этот курс для новой группы. Когда число тех, кто прошел первый курс, становится значительным, преподаватели возвращаются, чтобы помочь им изучить второй курс. По мере продвижения процесса способные верующие сами поднимаются из городов и деревень для работы в качестве наставников и организуют учебные группы более постоянного характера, которые встречаются регулярно в течение длительного периода времени.

Рассмотренные четыре компонента, в случае их методичного развития и правильной интеграции, образуют систему, которая оказывается способной охватить большое число людей при приемлемых затратах на одного студента. В следующем заявлении, взятом из письма, написанного от имени Всемирного дома Справедливости, дается видение роста такой системы:

Всемирный Дом Справедливости с удовлетворением отмечает, что к октябрю 1997 года более 900 верующих в Тамилнаду закончили первый курс программы нацио­нального института, и около двухсот закончили второй курс. Ожидается, что часть из них далее изучат третий курс, а число вовлеченных в программу обучения будет возрастать. Это действительно наиболее об

ещающий процесс развития человеческих ресурсов для быстро растущей общины. Ибо развитие человеческих ресурсов в Индии можно уподобить строительству непрерывно растущей пирамиды, чье осно­вание должно постоянно расширяться. Увеличивающееся число друзей привлекается для изучения первого базового курса, и относительно высокому проценту из них за­тем оказывается помощь в изучении все более высоких курсов, а значит, в приобре­тении необходимых способностей служения.[xx]

 

1.4. Социальное и экономическое развитие

Следует упомянуть, что в соответствии с указаниями Всемирного Дома Справедливости Отдел социального и экономического развития помогает некоторым институтам сфор­мировать дополнительное направление своей деятельности, а именно, подготовку в области развития и даже администрирования проектов по развитию. В настоящее время эта помощь ограничена несколькими странами. Она подразумевает повышение возмож­ностей института до нового уровня, на котором у него имеется гораздо большая степень автономности:

Теперь, когда основания для новой стадии работы института заложены, Всемирный Дом Справедливости побуждает ваше Собрание предоставить институту автономию, необходимую для его нормального функционирования. Развитие человеческих ресурсов для расширения и консолидации и для социального и экономического развития и эффективное управление проектами, связанными с развитием, являются непростыми задачами, и институту будет необходима свобода действий для того, чтобы через собственный опыт последовательно улучшать свою работу.[xxi]

Добавление этого направления в работу институтов осуществляется с большой осторож­ностью. Поскольку в деятельности, связанной с развитием, часто используются фонды из источников, не принадлежащих Вере Бахаи, должна быть организован финансовый учет для скрупулезного отслеживания различных статей расходов. Кроме того, когда институт включается в работу по развитию, ему приходится взаимодействовать с госу­дарственными учреждениями и организациями гражданского общества, часто вступая в сотруднические отношения с ними. Все это требует определенной степени зрелости, которая достигается только посредством постоянных усилий и обретением опыта. В тех местах, где работа продвигается в этом направлении, начинает появляться модель учреждения, способного выполнять весьма сложный комплекс работ; и обретает черты волнующий образ динамичного центра по обучению.

 

Продвижение процесса вступления отрядами

Неотложный вопрос в середине Четырехлетнего плана заключается в том, какое воздей­ствие окажет это впечатляющее и быстрое развитие возможностей институтов давать друзьям духовное образование на процесс вступления отрядами во всем мире. В конеч­ном счете, эффективность программы института должна измеряться ростом общины, которой он служит. В то время, как систематически реализуется потенциал института, ожидания должны оставаться в пределах разумного. Если национальные общины ограничат свои перспективы и удовлетворятся предоставлением нескольких курсов ежегодно для ограниченного числа верующих, то требуемая динамика роста не будет достигнута. Но и предъявление институтам по подготовке и тем, кто участвует в его программах, нереальных требований, особенно на ранней стадии, было бы неплодо­творным. Прежде всего, требуется неослабная решимость постоянно умножать человече­ские ресурсы, соединенная со стремлением использовать каждую возможность для распространения Веры.

 

2.1. Увеличение человеческих ресурсов

Реально измеримые результаты будут достигнуты только по мере того, как институты будут преуспевать в подготовке учителей Дела и активных работников в больших количествах. То, что составит существенный рост человеческих ресурсов, будет различ­ным для каждой страны. В самой многочисленной общине бахаи, в Индии, уже более 10 тысяч верующих прошли первый курс по программе национального института. Хотя уже это представляет собой выдающееся достижение, институты Веры в этой стране хорошо понимают, что для подготовки хотя бы десяти процентов населения бахаи, потребуется вовлечь около 200 тысяч людей. Хотя многие общины в мире не сравнимы по размерам с общиной Индии, все же многие из них насчитывают десятки тысяч бахаи, из которых в настоящее время только малая часть может считаться активными проводниками Веры. Для каждой общины огромным вызовом является организация помощи относительно большому числу верующих в прохождении последовательности учебных курсов. Всемирный Дом Справедливости делает важное замечание о том, что ответ на этот вызов — то есть увеличить число верующих, которые глубоко ощущают себя бахаи и полны решимости обучать Делу — уже сам по себе означает продвижение процесса вступления отрядами:

... для того, чтобы воплотить ваши устремления для Дела в Гвиане в течение Четыре­хлетнего плана, вам будет необходимо в консультации с Советниками дополни­тельно рассмотреть, что же означает для вашей общины достижение значительного продвижения процесса вступления отрядами. Вполне объяснимо, что вы можете не желать следовать той модели, с помощью которой вы достигли крупномасштабного расширения в прошлом. И все же, какую бы форму ни приняло вступление отрядами в вашей стране в будущем, ясно, что развитие вашей способности подготавливать определенный процент верующих для служения Делу будет являться непреложным требованием. Действительно, поскольку только малая часть из 56 тысяч бахаи Гвианы может считаться активными помощниками Веры, само действие по подго­товке нескольких тысяч верующих и тем самым увеличению количества тех, кто глубоко ощущает себя бахаи и полон решимости обучать Делу, будет являться продвижением в процессе вступления отрядами.[xxii]

 

2.2. Увеличение скорости расширения

Необычайная возможность для умножения человеческих ресурсов в крупных масштабах находится наконец в пределах досягаемости общины бахаи. Ее использование потребует дополнительной бдительности со стороны административных институтов — Нацио­нальных Духовных Собраний и их органов с одной стороны и Советников и их помощ­ников с другой — чтобы убедиться, что энергия друзей направляется в какую-нибудь форму активного служения Вере:

... в ходе того, как друзья будут постепенно продвигаться через последовательность систематических курсов, наращивая свои знания и умения, на ваше Собрание будет ложиться ответственность следить, чтобы их энергия и таланты направлялись в ка­кую-нибудь форму активного служения Вере. Это будет необходимо сделать таким образом, чтобы они не оказались перегруженными обязанностями или напротив недооцененными, но имели возможность постепенно обретать уверенность в своей способности служить и вносить свой собственный вклад в достижение центральной цели Четырехлетнего плана.[xxiii]

Немедленным результатом этого умножения человеческих ресурсов, несомненно, будет увеличение деятельности по обучению, предпринимаемой по личной инициативе веру­ющего, которая должна взращиваться административными институтами:

Для того, чтобы ваша община росла в темпе, соответствующем восприимчивости народа Панамы, ваше Собрание должно будет уделять пристальное внимание опре­деленным фундаментальным областям работы бахаи во всей стране. Одной из главных сил, способствующих росту, является обучение, осуществляемое друзьями по собственной инициативе. Однако для правильного развития личное обучение нуж­дается в стимулировании со стороны административных институтов; оно должно вдохно­вляться Национальным и Местными Духовными Собраниями с одной стороны и Советниками и их помощниками с другой. Друзья повсюду нуждаются в ободрении. Необходимо проводить регулярные встречи на различных уровнях, чтобы поддержи­вать и возвышать их энтузиазм в обучении. Необходимо предоставлять им возмож­ности делиться успешным опытом и методами, чтобы они могли учиться друг у друга. Надо в достаточном количестве обеспечить их литературой и учебными мате­риалами. Без согласованных усилий подобного рода трудно постоянно увеличивать число верующих, поднимающихся для исполнения своей священной обязанности обучать Вере.[xxiv]

Местные проекты по обучению составляют еще один канал, по которому может быть направлена энергия друзей, вдохновляемая институтскими программами:

Равно важным с продвижением личного обучения в Перу является развитие местных общин, особенно увеличение их способности осуществлять планы по обучению. Работая в тесном сотрудничестве с Советниками, вам необходимо будет продумать, как вы сможете постоянно увеличивать число Местных Духовных Собраний, кото­рые в состоянии разрабатывать и выполнять планы, использующие разнообразные таланты друзей, таким образом умножая их силы за счет их объединения для коллек­тивного действия.[xxv]

Какими бы важными ни были местные проекты по обучению, следует однако понимать, что в данный момент истории Веры большинство верующих проживают в общинах, в которых Местные Духовные Собрания являются всего лишь новорожденными институ­тами. Поэтому сейчас во многих странах следует делать акцент на выполнение проектов, которые сосредоточены в небольшой области, как правило в кластере состоящем из нескольких сосед­них деревень с одним или двумя городами. При том, что большинство институтов только начали свою работу, в немалом числе областей эффект развития человеческих ресурсов уже проявляется в энтузиазме, с которым служат группы, прошедшие курсы. Без сомнения, в ближайшие месяцы число таких областей будет быстро умножаться, и крайне важно, чтобы проекты по обучению быстро организовывались в каждой области, где институт оказывает влияние.

В течение ряда лет Международный Центр обучения продвигает такого рода проекты под названием «долгосрочные проекты по обучению». В результате этого, к настоящему времени в мире бахаи накоплен богатый опыт, который может быть с готовностью распространен среди национальных общин с помощью Советников. Хотя эти проекты нацелены на то, чтобы приводить в Веру все большее количество людей, они не сосредотачиваются только на фактах принятия в Веру; и обучение не проводится поверхностным образом. Эти проекты включают в себя сложный набор взаимоувязан­ных действий по распространению и консолидации, которые, взятые вместе, порождают постоянный приток новых верующих. В особенности, предпринимаются все усилия для того, чтобы немедленно вовлечь значительный процент недавно принятых друзей в программу института, расширяя тем самым базу человеческих ресурсов в регионе.

Задачи, стоящие перед Советниками и Национальными Духовными Собраниями много­численны и неотложны. С одной стороны, они будут продолжать укреплять институты и заботиться о том, чтобы растущее число верующих воспользовалось их программами. С другой стороны, они будут поддерживать и воодушевлять друзей на самостоятельное обучение Вере, помогать Местным Духовным Собраниям в выполнении планов по обучению и создавать долгосрочные проекты по обучению в одной области за другой. Все необходимые для этого элементы уже имеются. Поприще готово. Есть все основания верить, что общий эффект от всех этих усилий приведет к выполнению главной части Четырехлетнего плана.


Сноски


[i] Послание от 26 декабря 1995 года, направленное Всемирным Домом Справедливости в адрес Конференции Континентальной Коллегии Советников.

[ii] Там же.

[iii] Послание к Ризвану 1996 года, направленное Всемирным Домом Справедливости бахаи всего мира.

[iv] Послание к Ризвану 1996 года, направленное Всемирным Домом Справедливости последователям Бахауллы в Европе.

[v] Послание к Ризвану 1996 года, направленное Всемирным Домом Справедливости последователям Бахауллы в Камбодже, Гонконге, Лаосской народной демократической республики, Макао, Малайзии, Монголии, Мьянмар, Сингапура, Тайваня, Таиланда и Вьетнама.

[vi] Послание к Ризвану 1996 года, направленное Всемирным Домом Справедливости последователям Бахауллы Андаманских и Никобарских островов, Бангладеш, Индии, Непала и Шри-Ланка.

[vii] Послание к Ризвану 1996 года, направленное Всемирным Домом Справедливости бахаи всего мира.

[viii] Меморандум от 3 апреля 1997 года Всемирного Дома Справедливости Международному Центру обучения.

[ix] Письмо от 1 июня 1997 года, написанное от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Уганды.

[x] Письмо от 29 августа 1996 года, написанное от имени Всемирного Дома Справедливости индивидуальному верующему.

[xi] Письмо от 29 июля 1997 года, написанное от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Швеции.

[xii] Письмо от 8 мая 1997 года, написанное от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Болгарии.

[xiii] Меморандум от 10 июля 1997 года Всемирного Дома Справедливости Международному Центру обучения.

[xiv] Письмо от 19 января 1998 года, написанное от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Гаити.

[xv] Письмо от 16 мая 1997 года, написанное от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Гондураса.

[xvi] Письмо от 5 февраля 1997 года, написанное от имени Всемирного Дома Справедливости индивидуальному верующему.

[xvii] Письмо от 21 января 1998 года, написанное от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Бразилии.

[xviii] Письмо от 14 ноября 1997 года, написанное от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Сальвадора.

[xix] Письмо от 3 апреля 1997 года, написанное от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Бразилии.

[xx] Письмо от 24 декабря 1997 года, написанное от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Индии.

[xxi] Письмо от 5 декабря 1996 года, написанное от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Уганды.

[xxii] Письмо от 6 июля 1997 года, написанное от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Гвианы.

[xxiii] Письмо от 9 января 1997 года, написанное от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Восточных Каролинских островов.

[xxiv] Письмо от 14 апреля 1995 года, написанное от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Панамы.

[xxv] Письмо от 11 января 1995 года, написанное от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Перу.

 

Этот документ в формате MS Word

Текст «Институты по подготовке» на английском был расположен на сайте BCCA

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Напишите нам!

Курсы Института Рухи

1 книга Института Рухи3 книга Института Рухи3 книга Института Рухи4 книга Института Рухи5 книга Института Рухи6 книга Института Рухи7 книга Института Рухи8 книга Института Рухи9 книга Института Рухи10 книга Института Рухи

Приглашаем принять участие!

bahai administrationГотовим к изданию на русском языке книгу Шоги Эффенди «Администрация бахаи».

Читайте подробности. Участвуйте!

Рекомендуйте друзьям

Дома Поклонения Бахаи

Стать бахаи

facebook page

BahaiArc — хорошая площадка, чтобы поделиться вашими переводами текстов бахаи. Присылайте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.