Home
Facebook
Курсы Рухи

Приглашаем!

Электронные книги бахаи

Цитата

Когда человек ясно различает элементы, характеризующие прошлое, это позволяет ему еще более эффективно вносить вклад в формирование будущего.

Институт Рухи

Участвуйте!

Присылайте свои материалы для размещения на сайте "Архивы — память общины"! Мы всегда рады сотрудничеству!

[Об этом тексте читайте внизу страницы]

Всемирный Дом Справедливости

1 марта 2017 г.

 

 

Всем бахаи мира

 

Горячо любимые друзья!

 

Во всё более взаимосвязанном мире социальные условия каждого народа высвечиваются всё более ярко и обстоятельства их жизни видны очень отчётливо. Хотя некоторые события дают надежду на лучшее, тем не менее, многое висит на совести рода человеческого тяжким грузом. Несправедливость, дискриминация и эксплуатация отравляют людям жизнь, и кажется, что никакие меры со стороны политических сил самой разной окраски не в силах ничего изменить. Экономические проблемы, вытекающие из этих недугов, заставляют бесконечно страдать огромные массы людей, а также порождают глубинные, структурные дефекты в обществе. Никто из тех, чьё сердце было очаровано Учением Благословенной Красоты, не может оставаться равнодушным к этим бедам. «Мир находится в великом смятении, — замечает Бахаулла в Лаух-и Дунйā, — а умы народов его — в состоянии полного замешательства. Мы молим Всемогущего, дабы Он милостиво озарил их славой Своей Справедливости и дал возможность открыть то, что принесёт им пользу во все времена и при любых обстоятельствах». Поскольку община бахаи пытается сделать свой вклад в улучшение мира, как на уровне мыслей, так и на уровне действий, печальные обстоятельства, в которых находятся многие слои населения, будут всё больше и больше привлекать её внимание.

 

Благополучие любой части человечества неразрывно связано с благосостоянием целого. Коллективная жизнь человечества ухудшается, когда та или иная группа начинает думать лишь о собственном благополучии, в отрыве от своих соседей, или преследует некую экономическую выгоду без учёта того, каким образом это затрагивает природную среду, которая обеспечивает средства существования для всех. Таким образом, на пути конструктивного социального прогресса стоит серьёзное препятствие: раз за разом алчность и корысть одерживают верх, нанося ущерб коллективным интересам. Бессовестное накопление богатств создаёт нестабильность, которая усугубляется тем, насколько неравномерно распределяются доходы и возможности между разными странами и внутри этих стран. Но это не обязательно должно быть так. Пусть эта ситуация обусловлена исторически — но она не обязана определять наше будущее, и пусть даже существующие подходы к экономической жизни удовлетворительно работают в подростковом периоде жизни человечества, они совершенно неадекватны для начинающейся эпохи зрелости. Нет никакого оправдания для увековечивания структур, правил и систем, которые явно не в состоянии служить интересам всех народов. Учения Веры не оставляют места для сомнений: в создании, распределении и использовании богатств и ресурсов есть неотъемлемый нравственный аспект.

 

Напряжения, возникающие в ходе долгосрочного процесса перехода от разделённого мира к единому, ощущаются как в международных отношениях, так и в факте углубления разломов, поражающих все социумы, и большие, и малые. Преобладающие шаблоны мышления катастрофически ущербны, и мир остро нуждается в общей этике, могущей послужить надёжной основой для разрешения кризисных ситуаций, которые собираются над нашими головами, словно грозовые облака. Ви́дение Бахауллы бросает вызов многим из предположений, которым ныне позволено формировать современный дискурс, — например, что корыстные побуждения не только не нужно сдерживать, но что они, напротив, служат локомотивом процветания, и что прогресс зависит от их выражения через безжалостную конкуренцию. Судить о ценности индивида главным образом с точки зрения того, сколько он может накопить и сколько товаров может потребить в сравнении с остальными, в корне противоречит идеям бахаи. При этом наше Учение нисколько не симпатизирует идее огульного отрицания богатства как неприятного или аморального по своей сути, и аскетизм в Вере запрещён. Богатство должно служить человечеству. Его использование должно соответствовать духовным принципам; все общественные системы должны создаваться именно в свете этих принципов. Вспомним незабвенные слова Бахауллы: «Нет света, который сравнился бы со светом справедливости. Именно от неё зависит установление порядка в мире и спокойствие народов».

 

Бахаулла не даёт в Своём Откровении подробного описания будущего экономического строя, однако через все Его Писания красной нитью проходит идея реорганизации человеческого общества. Рассмотрение этой темы неизбежно порождает экономические вопросы. Несомненно, грядущее мироустройство, задуманное Бахауллой, неизмеримо превосходит всё, что может себе представить нынешнее поколение. Тем не менее, появление, в какой-то момент в будущем, этого миропорядка будет всецело зависеть от напряжённых усилий со стороны Его последователей по воплощению в жизнь Его Учения. Памятуя об этом, мы надеемся, что нижеследующие комментарии побудят друзей глубоко и систематически поразмышлять над этим вопросом. Цель — научиться участвовать в материальных делах общества таким образом, чтобы это согласовывалось с Божественными заповедями, а в практическом плане коллективное процветание реализовывалось благодаря справедливости и щедрости, сотрудничеству и взаимопомощи.

 

Наш призыв задуматься о том, как Откровение Бахауллы должно будет повлиять на экономическую жизнь, адресован также институтам и общинам бахаи, но в первую очередь — отдельным верующим. Если должна возникнуть новая модель общественной жизни, сформированная заповедями Учения, разве община верующих не должна продемонстрировать в своей собственной жизни то безупречное поведение, которое будет одной из самых её отличительных черт? Любой выбор, который делает бахаи — как работодатель, как изготовитель товаров или их потребитель, заёмщик или кредитор, инвестор или бенефициар, — оставляет свой след, и моральный долг вести честную жизнь требует, чтобы все наши экономические решения соответствовали самым высоким идеалам, чтобы безупречность целей дополнялась безупречностью действий по их достижению. Естественно, друзья всегда обращаются к Учению, чтобы понять, к какому стандарту поведения следует стремиться. Однако углубляющееся взаимодействие общины с социумом означает, что экономическому измерению социальной жизни надлежит уделять всё более пристальное внимание. Особенно в тех кластерах, где процесс построения общины начинает захватывать в свою орбиту значительные массы людей, экономические взаимоотношения в семьях, соседствах и на межнациональном уровне должны всё больше пропитываться духом наставлений, содержащихся в Писаниях бахаи. Не довольствуясь теми ценностями, что преобладают в окружающем их нынешнем миропорядке, друзья, где бы они ни жили, должны задуматься о применении Учения к своей жизни и, используя открывающиеся перед ними возможности, делать как свой личный, так и коллективный вклад в достижение экономической справедливости и в социальный прогресс. Такие усилия обогатят сокровищницу постепенно накапливающихся знаний в этой области.

 

Основополагающая концепция для изучения в этом контексте — духовная сущность человека. В Откровении Бахауллы однозначно говорится о том, что каждому человеку неотъемлемо присуще внутреннее благородство; это фундаментальный принцип Веры бахаи, на котором зиждется надежда на светлое будущее человечества. Способность души являть все имена и качества Бога, — Того, Кто есть Сострадательный, Дарующий, Щедрый, — постоянно подчёркивается в Писаниях. Экономическая жизнь — это арена для выражения честности, прямоты, надёжности, щедрости и других духовных качеств. Индивидуум — это не просто корыстная экономическая единица, стремящаяся захватить себе всё большее количество материальных ресурсов этого мира. «Достоинство человека, — утверждает Бахаулла,— заключается в служении и добродетелях, а не в праздном блеске богатства и роскоши». И далее: «Не расточайте сокровища ваших драгоценных жизней в погоне за порочными и пагубными наслаждениями и не истощайте свои силы, преследуя лишь корыстные интересы». Посвящая себя служению окружающим, человек обретает смысл и цель жизни и способствует возвышению самого общества. На первых страницах Своего знаменитого трактата «Секрет Божественной Цивилизации», Абдул-Баха утверждает:

 

Честь же и отличие человека состоит в том, чтобы он, среди всех множеств мира сего, стал истоком общественного блага. Разве мыслима бóльшая награда для человека, чем то ощущение, когда, заглянув в себя, он понимает, что через укрепляющую благодать Божию стал источником мира и благополучия, счастья и процветания собратьев своих? Нет же, клянусь единым Богом истинным, не бывает более великого блаженства, более совершенного счастья.

 

С этой точки зрения многие обычные виды экономической деятельности обретают новый смысл по причине связанной с ними возможности способствовать человеческому благополучию и процветанию. «Любой человек должен иметь некое занятие, профессию или ремесло, — объясняет Учитель, — дабы он мог нести бремя других людей, а не быть для них обузой». Бахаулла призывает бедных «найти в себе силы трудиться и добывать хлеб насущный», тогда как «тем, кто владеет богатствами, надлежит проявлять величайшую заботу о бедных». «Богатство, — подтверждает Абдул-Баха, — достойно высшей похвалы, если обретено собственными усилиями человека и Божией милостью в торговле, сельском хозяйстве, искусстве и промышленности, а также если оно тратится на благотворительные цели». В то же самое время, «Сокровенные Слова» изобилуют предупреждениями об опасном влиянии богатств, — они суть «крепкая препона» между верующим и истинным Объектом его любви. Неудивительно поэтому, что Бахаулла превозносит положение богачей, которым их богатства не мешают достичь вечного Царствия: «Сияние, исходящее от сего богатого человека, озарит обитателей небес, подобно тому, как солнце освещает живущих на земле!» Абдул-Баха заявляет, что «если здравомыслящий и находчивый человек предпримет меры, которые помогут повсеместно обогатить массы людей, не может быть дела более великого, чем это, и считалось бы оно перед Богом наивысшим достижением, поскольку такой благодетель удовлетворил бы нужды великого множества людей и обеспечил их благосостояние». Ведь богатство в высшей степени похвально «при условии, что богато всё население». Обдумывая свою жизнь с целью определить, что именно в ней относится к необходимому, а затем с радостью исполнять обязательство по отношению к закону Хукукулла, — фундаментальное условие по приведению своих приоритетов в равновесие, по очищению того богатства, которым индивидуум обладает, а также обеспечению того, что Право Божие будет способствовать росту благосостояния. Во все времена довольство и умеренность, доброжелательность и чувства товарищества, жертвенности и упования на Вседержителя, — вот качества, подобающие богобоязненной душе.

 

Силы материализма продвигают совершенно противоположную линию мышления: счастье приходит от постоянного приобретения материальных вещей, чем больше у тебя есть, тем лучше, а об окружающей среде мы подумаем завтра. Эти соблазнительные посылы питают всё более углубляющееся чувство того, что данному индивиду все вокруг должны, которое использует язык справедливости и защиты прав с целью скрыть корыстный интерес. Безразличие к трудностям, испытываемым другими людьми, становится обычным явлением, а увеселения и отвлекающие развлечения становятся главной страстью в жизни. Разлагающее влияние материализма просачивается в каждую культуру, и все бахаи понимают, что если только они не будут сознательно отслеживать эти воздействия, они могут, пусть и невольно, в той или иной мере начать смотреть на мир через эту призму. Родители должны чётко осознавать, что даже в самом юном возрасте дети как губка впитывают нормы своего окружения. Программа наделения подростков духовной силой развивает вдумчивую проницательность в том возрасте, когда зов материализма становится всё более настойчивым. С наступлением зрелости приходит ответственность, общая для всего поколения, не допустить того, чтобы мирские дела ослепили наши глаза и заставили нас не замечать случаи несправедливости и чужих лишений. Со временем качества и настрой, воспитанные курсами учебного центра благодаря воздействию Слова Божиего, помогут человеку заглянуть за фасад иллюзий, которые этот мир использует, на каждом этапе жизни, чтобы отвлечь внимание от служения и направить его на эгоистичные интересы. В конечном счёте, систематическое изучение Слова Божьего и исследование вытекающих из него следствий углубляет осознание необходимости управлять своими материальными делами в соответствии с Божественным Учением.

 

Возлюбленные друзья! Крайности богатства и бедности в мире становятся всё более неприемлемыми. Поскольку неравенство сохраняется, сложившийся миропорядок начинает терять уверенность в себе, и его ценности всё чаще подвергаются сомнению. С какими бы бедствиями раздираемый конфликтами мир ни столкнулся в будущем, мы молимся о том, чтобы Вседержитель помог Своим возлюбленным преодолеть все препятствия на их пути и помог им служить человечеству. Чем активнее община бахаи присутствует в социуме, тем больше её ответственность в плане поиска способов устранения коренных причин бедности рядом с собой. Хотя друзья пока ещё только-только начинают учиться тому, как вести такую работу и вносить свой вклад в соответствующие дискурсы, процесс строительства общины в рамках Пятилетнего Плана везде создаёт идеальную среду для накопления знания и опыта, — постепенного, но неуклонного, — относительно высшей цели экономической деятельности. На фоне столетней практики по созиданию Божественной цивилизации, пусть это исследование станет более выраженной чертой общинной жизни, институциональных размышлений и индивидуальных действий в предстоящие годы.

 

[подписано: Всемирный Дом Справедливости]


Оригинал письма Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library и на сайте Всемирного Дома Справедливости

 

Этот текст представляет собой неофициальный перевод послания Всемирного Дома Справедливости от 1 марта 2017 года. Национальное Духовное Собрание бахаи России запретило распространять в интернете официальный перевод. Вы можете прочитать текст в оригинале на английском на сайте Всемирного Дома Справедливости или на официальном сайте Международного Сообщества Бахаи. И Всемирный Дом Справедливости, и Международное Сообщество Бахаи разрешают свободно копировать и распространять, опубликованные на их сайтах письма.

Российским бахаи напомним, что Национальное Духовное Собрание бахаи России также запретило распространять в интернете оригинал этого текста на английском без одобрения Собрания.

 

Напишите нам!

Курсы Института Рухи

Приглашаем принять участие!

bahai administrationГотовим к изданию на русском языке книгу Шоги Эффенди «Администрация бахаи».

Читайте подробности. Участвуйте!

Рекомендуйте друзьям

Дома Поклонения Бахаи

Стать бахаи

facebook page

BahaiArc — хорошая площадка, чтобы поделиться вашими переводами текстов бахаи. Присылайте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.