Home

Заявление Международного Сообщества Бахаи для Международной консультативной конференции по свободе вероисповедания и убеждений, терпимости и отсутствию дискриминации в школьном образовании.

Мадрид, Испания — 23 ноября 2001 г.

Этот документ в формате MS Word

Человеческий дух должен быть свободен в своем стремлении к познанию. Понимание того, кто мы такие, для чего мы существуем, и как мы должны прожить свою жизнь, является основным импульсом человеческого сознания. Этот поиск себя и своего назначения — сущность нашей жизни. Следовательно, врожденное насущное стремление познать действительность — право и обязанность каждого человека. По этой причине учение бахаи утверждает, что «сознание человека священно и должно быть уважаемо».[i]

Поиск истины — чтобы увидеть «своими очами, а не очами других» означает процесс духовного поиска, базирующийся на открытости и чувстве справедливости.[ii] Его внутренняя природа предполагает творчество и внутреннюю трансформацию; если идти по этому пути искренне и честно, он дарует ищущему «новое зрение, новый слух, новое сердце и новый разум».[iii] Посредством этого в мыслящей душе пробуждается способность к доброте, терпению и состраданию. Очевидно, что стремление человека к истине — это энергия, которую нельзя сдерживать, ибо если не будет свободы познания, человеческая природа останется в плену инстинктов, невежества и страстей.

В эпоху нравственного кризиса и социальной дезинтеграции осознание своей человеческой природы становится жизненно необходимым для достижения прочного мира и процветания. На протяжении истории такое понимание сути человеческого бытия и поведения давалось религией. Ее незаменимая роль в стремлении человека к совершенству, а также основная функция формирования человеческого характера веками являлись основой для понимания человечеством своего предназначения и обеспечивали общественный порядок. Культивируя духовность, религия облагораживала жизнь людей, рождая чувство общности и единства цели как внутри общественных групп, так и между ними. Религия, по сути, составляет основу социального устройства, определяя убеждения и мораль, которые объединяют людей и придают смысл личной и общественной жизни. Таким образом, право на свободу совести является ключевым не только для удовлетворения личных духовных устремлений, но и для установления гармоничных и справедливых взаимоотношений.

Принуждение в вопросах веры искажает сами принципы религии. Приверженность может возникнуть только из веры, которая избрана свободно. Право на свободу мысли, совести и вероисповедания, прописанное в международных документах по правам человека, ведет начало из святых писаний мировых религий. Этот факт должен вселить в нас уверенность в том, что истины не следует бояться, поскольку она многогранна и охватывает весь спектр проявлений нашей религиозности. Если верующие верят в то, что Создатель вечен и является центром мироздания, то они также должны верить и в то, что свободный и искренний поиск истины приведет к истине.

Устранение всех барьеров на пути к свободному исследованию, принятию и выражению религиозных убеждений — решающий элемент для создания всеобщей культуры прав человека. Однако, чтобы расчистить дорогу для конструктивного диалога о роли религии в установлении социальной справедливости, необходимо учесть исторический аспект. Нельзя отрицать, что религия принесла людям много страданий. Вина за мракобесие и разжигание смуты лежит на тех, кто с корыстными целями присвоил себе символы и орудия религии. Фанатизм и религиозная рознь — это яд в чистом роднике терпимости, это извращение подлинных религиозных ценностей. Следовательно, чтобы оградить поток преображающей энергии религии от сил воинствующей ортодоксии, с одной стороны, и от безответственных призывов к вседозволенности, с другой, необходима бдительность.

«Главный замысел, заложенный в основу Веры Божией и Религий Его, — говорит Бахаулла, — заключается в защите интересов рода человеческого и в укреплении его единства, в распространении духа любви и братства между людьми. Не позволяйте, дабы превратилась она в источник раздоров и разногласий, ненависти и вражды».[iv] Именно единство — единство, охватывающее и уважающее все разнообразие человечества — позволит решить все нынешние проблемы. Применение повсеместно учения о том, что мы должны относиться к другим так, как мы хотим, чтобы относились к нам — этика, по-разному повторяемая во всех великих религиях, несомненно, проявит целительную силу единства. Высшее выражение единства в действии — построение мирового сообщества, основанного на сотрудничестве, взаимодействии и искренней заботе о других. Одним словом, базовые духовные ценности, общие для всех мировых религий, являются ключом к примирению и процветанию народов планеты. Посредством этих ценностей и деятельности, на которую они вдохновляют, «Умы, сердца и все человеческие способности, обретают новые силы, пробуждается стремление к совершенствованию, научный мир озаряется светом новых идей и открытий, и возрождаются и расцветают все духовные добродетели, присущие роду человеческому».[v]

Для преодоления предрассудков и подозрительности, поразивших мировые религиозные общины, их лидеры должны сосредоточиться именно на этих общих духовных ценностях, а не на расхождениях в доктринах или притязаниях на исключительность. Пусть каждая религия продемонстрирует свою способность вести народы к мирному сосуществованию, нравственной чистоте и взаимопониманию, вместо того, чтобы распространять злобу, страх и нетерпимость.

Недавняя тенденция к межрелигиозному диалогу по всему миру является положительным примером того, как разрозненные сообщества могут работать вместе, чтобы расширить видение и формировать общественный дискурс на основе единения. Религиозные лидеры имеют уникальную возможность привлечь внимание к возможностям и перспективам настоящего момента в делах человеческих и призвать всех ключевых общественных игроков к действию. Усиливающееся взаимодействие между духовными лидерами и их последователями, особенно детьми, несомненно, приведет к новому пониманию того, что возможно для людей и как можно развивать мирные модели коллективной жизни. «Закройте глаза на отчуждение, а затем устремите взор свой к единству» — советует Бахаулла — «Прочно держитесь того, что приведёт к благосостоянию и спокойствию всего человечества. Сия пядь земли — одно единственное отечество и одно жилище».[vi]

Для всемирной общины бахаи защита человеческих свобод является частью большой духовной задачи — развития набора отношений и практик, направленных на высвобождение глубинного человеческого потенциала. Бахаи полагают, что подлинный социальный прогресс может опираться только на духовные знания и добродетели. С этой точки зрения процесс создания всеобщего преобладания толерантности тесно связан с процессом нравственного и духовного развития.

На первый план, в таком случае, выходит воспитание как незаменимый инструмент научения нравственности. Чтобы выполнить широкие задачи и обеспечить «полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства» и содействовать «взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами»,[vii] образование должно стремиться развивать комплексный набор человеческих способностей — интеллектуальных, артистических, социальных, моральных и духовных. Если мы хотим вырастить активных сторонников честности, дружбы и служения, другого пути нет. «Смотри на человека как на залежь бесценных самоцветов, — указывает Бахаулла. — Только образование может извлечь сии сокровища и позволит человечеству обратить их себе на пользу».[viii] Эти «самоцветы» следует развивать сознательно, ибо хотя благородство, доброта и стремление к красоте и присущи самой нашей природе, люди легко становятся жертвами наклонностей, которые извращают нашу внутреннюю суть и гасят свет любви.

Следовательно, учебные программы не должны ограничиваться только знаниями о физических и социальных явлениях, они также должны обратиться к нравственности и духовности. Поскольку личное счастье и процветание общества тесно связаны, образовательные программы должны воспитывать в каждом ребенке именно такой двусторонний нравственный императив. С одной стороны, следует показать важность личной трансформации, интеллектуального, материального и духовного роста. С другой — поставить сложнейшую задачу преобразования общества. Чтобы выполнить эту двойную цель личной и общественной трансформации, человеку необходимо развить в себе особые нравственные качества, освоить такие концепции, ценности, установки и навыки, которые позволят сделать нужный нравственный выбор и построить взаимоотношения на базе созидания и сотрудничества.[ix] В основе развития этих способностей лежит стремление к поиску и применению истины во всех сферах человеческой деятельности. Поскольку моральное поведение является определенным выражением духовной природы человечества, усилия по нравственному воспитанию должны систематически опираться как на методы науки, так и на вклад религии.

Неотъемлемой частью любой образовательной инициативы, имеющей целью духовное и нравственное воспитание, должна быть концепция единства и взаимосвязи всего человечества. Единство и разнообразие неразрывны и дополняют друг друга. То, что самосознание человечества складывается из бесконечного множества личных мнений и мотивов, нисколько не умаляет его сущностного единства. Напротив, именно разнородность составляющих частей и отличает единство от единообразия. Следовательно, применение концепции единства в разнообразии означает развитие глобального самосознания, ощущение мирового гражданства и любви ко всему человечеству. Это побуждает каждого индивидуума осознать, что, поскольку тело человечества едино и неделимо, каждый член человеческой расы рождается в мире как часть целого и несет ответственность перед целым. Это также предполагает, что для формирования мирного международного сообщества необходимо дать возможность развиваться и процветать сложным и разнообразным культурным выражениям человечества, а также взаимодействовать друг с другом в постоянно меняющихся проявлениях цивилизации. «Разнообразие в семье людей, — подчеркивается в писаниях бахаи, — должно стать источником любви и гармонии, подобно тому, как это происходит в музыке, где множество различных нот смешивается, создавая совершенную мелодию»[x].

Богатое религиозное наследие человечества также можно рассматривать сквозь призму единства. Бахаулла утверждает: «Не может быть никакого сомнения в том, что народы земли, к какой бы расе или религии они ни принадлежали, черпают вдохновение из одного небесного Источника и подвластны одному Богу».[xi] Следовательно, все мировые религии можно считать едиными по своей природе и цели, так как все они являются источником знания, энергии и вдохновения. Каждая религия в свое время помогла расширить границы человеческого сознания и общества — процесс, выводящий человечество к нравственной и духовной зрелости. Опираясь на эту идею, учебные программы по религиоведению могли бы обратить особое внимание на соответствующие цели и функции мировых религиозных систем, а также на теологические и нравственные связи между ними. Право на изучение религии и духовных корней человеческой мотивации можно рассматривать в этом контексте как жизненно важный элемент единого процесса сотрудничества и примирения.

Поощрение терпимости и взаимопонимания между различными сегментами человеческой семьи не может быть пассивным или риторическим упражнением. Нужно открыто противостоять всем формам провинциализма, замкнутости и предрассудков. К сожалению, именно религиозные предрассудки оказывают особенно опасное влияние, которое продолжает препятствовать человеческому прогрессу. Для того чтобы преодолеть их разрушающее влияние, требуются обдуманные и непрерывные усилия, и для этого необходимы действенные учебные программы нового типа. Но то же самое относится и к истинному смирению среди всех тех, кто верит в любящего и всемогущего Создателя.

Давайте будем уверены, и пусть это будет сообщено детям всего мира, что можно следовать по религиозному пути и быть терпимым. Будущий курс цивилизации зависит от этого. Бахаулла увещевает «соблюдать терпимость и праведность, кои суть два светоча среди тьмы мира сего и два наставника, просвещающие человечество».[xii] 

 

[i] 'Abdu'l-Baha, A Traveller's Narrative (Wilmette: Baha'i Publishing Trust, 1980), С. 91.

[ii] Бахаулла. Сокровенные слова [Текст] : [перевод с английского] / Централизованная религиозная организация «Община последователей веры Бахаи в России» — Изд. 3-е, испр. — Москва: Новелла, 2014. — 77 с. С. 4

[iii] Бахаулла. Китаб-и-Иган / Духовное Собрание Бахаи России – СПб.: Единение, 2000. – 213c. п.216

[iv] Бахаулла. Скрижали, явленные после Китаб-и-Агдас / Духовное Собрание Бахаи России; Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 240 с.

[v] 'Abdu'l-Baha, The Promulgation of Universal Peace (Wilmette: Baha'i Publishing Trust, 1995), С. 278.

[vi] Бахаулла. Скрижали, явленные после Китаб-и-Агдас / Духовное Собрание Бахаи России; Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 240 с.

[vii] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, статья 13, и Всеобщая декларация прав человека, статья 26.

[viii] Бахаулла. Крупицы из Писаний. 2-е изд. испр. Пер. с англ. – М.: ЦРО "Община последователей Веры Бахаи в России", 2009. – 256 с. СХХII.

[ix] Философия образования Университета Нур, второго по величине частного высшего учебного заведения в Боливии и работающего по принципам бахаи, в значительной степени основана на этой идее моральных способностей.

[x] Парижские беседы. Выступления Абдул-Баха в Париже в 1911 году. Пер. с англ.– СПб.: Единение, 1999.– 159 с.

[xi] Бахаулла. Крупицы из Писаний. 2-е изд. испр. Пер. с англ. – М.: ЦРО "Община последователей Веры Бахаи в России", 2009. – 256 с. CXI.

[xii] Бахаулла. Скрижали, явленные после Китаб-и-Агдас / Духовное Собрание Бахаи России; Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 240 с.

Этот документ в формате MS Word

Текст заявления на английском документ МСБ: 01-1123

Также смотрите обращение Всемирного Дома Справедливости к религиозным лидерам мира

Комиссия по положению женщин

Пятьдесят шестая сессия

27 февраля — 9 марта 2012 года

Пункт 3(а) предварительной повестки дня (E/CN.6/2012/1)

Последующая деятельность по итогам четвертой Всемирной конференции по положению женщин и специальной сессии Генеральной Ассамблеи  под названием «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке»: достижение стратегических целей и деятельность в важнейших проблемных областях и дальнейшие меры и инициативы; приоритетная тема: «Расширение прав и возможностей сельских женщин и их роль в деле ликвидации нищеты  и голода, в вопросах развития и в решении существующих проблем»

 

Заявление, представленное Бахаистским международным сообществом, неправительственной организацией, имеющей консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете

 Генеральный секретарь получил следующее заявление, которое распространяется в соответствии с пунктами 36 и 37 резолюции 1996/31 Экономического и Социального Совета.

 

Заявление

Широко признается, что женщины играют крайне важную роль в содействии сельскохозяйственному и сельскому развитию и в обеспечении продовольственной безопасности. Государства-члены взяли на себя обязательство предоставить сельским женщинам равный доступ к производственным ресурсам и рынкам в знак признания их роли в сельском и сельскохозяйственном развитии. Несмотря на достигнутый прогресс, сельские женщины по-прежнему имеют низкий уровень дохода, ограниченный доступ к образованию и медицинскому обслуживанию, ограниченные гарантии занятости и ограниченные права на землю и наследование. Вновь и вновь их потребности и вклад относятся на второй план в политике развития и бюджете. Помимо укоренившейся дискриминации, бремя, которое несут женщины и их семьи, усугубляется неустойчивыми моделями развития, изменением климата и насилием в отношении женщин.

Если рассматривать положение сельских женщин в более широком контексте, очевидно, что оно является лишь одним из симптомов социального устройства, характеризуемого неравенством, насилием и отсутствием безопасности. По сути, концепция расширения прав и возможностей женщин должна выходить за рамки обеспечения участия женщин в жизни общества в контексте нынешнего социального устройства, поскольку этого недостаточно для того, чтобы положить конец маргинализации сельского населения и укоренившимся моделям дискриминации в отношении женщин. Расширение прав и возможностей женщин требует глубоких изменений в умах и сердцах людей и в самой структуре общества. Оно начинается с осознания того, что равенство женщин и мужчин — это больше, чем желательное условие, которое необходимо ради общего блага, это норма для человечества. В тех аспектах, благодаря которым люди становятся людьми, женщины и мужчины по сути равны. Таким образом, целью является не просто расширение прав и возможностей женщин ради развития сельского хозяйства и сельской жизни; речь идет о полном привлечении женщин наряду с мужчинами к построению нового социального порядка. Несмотря на маргинализацию из-за нынешних механизмов экономики и развития, женщины не являются ни жертвами, ни лишь необеспеченными достаточными ресурсами членами общества. По сути, они являются самым большим источником невостребованного потенциала в рамках глобальных усилий по искоренению нищеты и достижению коллективного процветания.

Иначе говоря, что мы можем сделать для того, чтобы расширить права и возможности женщин таким образом, чтобы это дало толчок к изменению нынешнего экономического устройства и положения сельских женщин? Мы предлагаем три соображения, которые касаются доступа к знаниям, сути полноценного участия и важности изучения различных экономических механизмов.

Во-первых, каждый человек имеет право на доступ к знаниям. Тем не менее модели накопления и распространения знаний в условиях нынешнего мирового порядка делят мир на производителей и пользователей знаний. Это имеет глубокие последствия для качества и легитимности образования, технологий, процесса принятия решений и управления. Например, несмотря на то что большую часть сельскохозяйственных работ в развивающихся странах выполняют женщины, получающие низкий доход, основными создателями и пользователями сельскохозяйственных технологий всегда были мужчины. Основная задача заключается в том, чтобы понять, каким образом усилить потенциал женщин по выявлению технологических потребностей и созданию и адаптации технологий в свете социальных нужд и ограниченных ресурсов. Реформирование нынешнего потока знаний — с севера на юг, из городов в сельскую местность, от мужчин к женщинам — освободит развитие от узко задуманных концепций модернизации.

Во-вторых, доступ к знаниям способствует осмысленному и взвешенному участию в процессе принятия решений на семейном, местном и более высоких уровнях социального управления. Таким образом, при том что социальные мероприятия могут предполагать предоставление товаров и услуг в той или иной форме, основная задача должна заключаться в наращивании потенциала конкретного населения по участию в создании лучшего мира. Следовательно, необходимо, чтобы образовательный процесс, связанный с наращиванием такого потенциала, шел на пользу сельским женщинам и девочкам, с тем чтобы они начали считать себя активными участниками своего собственного обучения, движущей силой постоянных усилий по применению знаний ради улучшения их собственного материального и духовного положения и внесения своего вклада в улучшение жизни своей общины.

В-третьих, увеличение потока товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках существующих структур и процессов приносит пользу лишь немногим людям за счет многих. Это приводит к обнищанию сельских общин, эксплуатации уязвимых групп населения — женщин и детей, в частности — и опустошению окружающей среды. Такое экономическое давление также приводит к исчезновению диверсифицированного, экологически устойчивого мелкого сельскохозяйственного производства, сосредоточенного в основном в сельских районах, что оказывает огромное влияние на женщин, которые выполняют основную долю такой работы. Местная экономика, которая всегда больше ценила коллективное благосостояние, а не конкуренцию и индивидуализм, становится все более неустойчивой. Признание таких реалий не свидетельствует о наивном восприятии местной экономики, а скорее подчеркивает, что необходимо дать возможность для реализации различных экономических механизмов.

В настоящем документе обозначены лишь три проблемы, которые необходимо решать в рамках усилий по расширению прав и возможностей сельских женщин. Понимая, что сохраняются многочисленные другие проблемы, Бахаистское международное сообщество надеется, что изучение этих вопросов может способствовать дискуссии на тему о роли сельских женщин в содействии их собственному развитию и развитию их общин. Кроме того, надеемся, что такое исследование поможет увязать эти вопросы с более широкой целью содействия полноценному участию сельских женщин, бок о бок с мужчинами, в создании более справедливого социального порядка.

 

Документ МСБ № 12-0227

Документ ООН E/CN.6/2012/NGO/4 в формате PDF

Также смотрите заявления Международного Сообщества Бахаи:

18 января 2011 года. Распространено 28 января 2011 года.

Комиссия по народонаселению и развитию

Сорок четвертая сессия

11–15 апреля 2011 года

Пункт 4 предварительной повестки дня

Общие прения, посвященные национальному опыту в вопросах народонаселения: рождаемость, репродуктивное здоровье и развитие

 

Заявление, представленное Бахаистским международным сообществом, неправительственной организацией, имеющей консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете

Генеральный секретарь получил следующее заявление, которое распространяется в соответствии с пунктами 36 и 37 резолюции 1996/31 Экономического и Социального Совета.

 

Заявление

 

Здоровье и права женщин   

Вопросы всеобъемлющего и устойчивого развития

Крайне своевременно в центре внимания нынешней сессии Комиссии по народонаселению и развитию оказались такие проблемы, как рождаемость, репродуктивное здоровье и развитие. Хотя было принято немало эффективных мер по решению в отдельности проблем распространенности ВИЧ/СПИДа среди женщин, материнской смертности и репродуктивных прав, такой изолированный подход не укрепил социальную и политическую волю для решения проблем женского здоровья и не создал условия, при которых женщины могли бы принимать решения по поводу репродукции, и становились бы основными действующими лицами в вопросах собственного развития. Внося данным заявлением вклад в работу Комиссии, мы ставим перед собой цель обратить внимание на необходимость перехода к более комплексному подходу в деле охраны репродуктивного здоровья и прав женщин. Мы идем по этому пути, руководствуясь осознанием того, что конечной целью является не только предоставление женщинам возможности полномасштабного участия в общественных делах в рамках сложившегося общественного порядка. Женщинам должна быть предоставлена возможность работать бок о бок с мужчинами, создавая новый общественный порядок, которому будут присущи справедливость, мир и коллективное процветание.

При рассмотрении проблемы дискриминации в отношении женщин в более широком контексте, она представляется лишь одним из многих симптомов болезни общества. Отдельные лица и группы конкурируют друг с другом, преследуя узкие корыстные интересы; стали привычными отсутствие безопасности и насилие. Социальные институты, структуры и процессы в большинстве своем не организованы таким образом, чтобы эффективно служить общему благу, а когда отдельные лица пытаются в рамках этих систем работать во имя общего блага, они нередко сталкиваются с системными ограничениями или прямым политическим противодействием. Что нам необходимо, так это поставить под вопрос постулаты, на которых основываются социальные системы и мировоззрения, создающие и увековечивающие такие условия. В противном случае даже самые активные усилия по-прежнему не смогут достигнуть цели улучшения человечества и развития цивилизации как в духовном, так и в материальном плане. 

Основанному на справедливости и равноправии общественному порядку присуща этика взаимности, то есть понимание того, что интересы отдельного человека и общества в целом неразрывно связаны. Соответствующей аналогией является тело человека. В рамках этой системы миллионы клеток взаимодействуют для того, чтобы жизнь человеческого организма стала возможной; разнообразие форм и функций объединяет в их рамках процессы отдачи и получения на протяжении всей жизни человека. Во многом подобно частям тела человека общины людей являются взаимозависимыми образованиями; дискриминация в отношении женщин и девочек нередко сопровождает другие социальные недуги, и может стать индикатором широкомасштабного социального разложения.

Социальные вызовы обычно проявляются в проблемах, связанных со здоровьем, таких как бытовое насилие, фистула или недоедание. Здравоохранение само по себе может служить в качестве важной исходной точки для повышения как материального, так и духовного благосостояния того или иного сообщества. Вступая в диалог с женщинами и их семьями, службы здравоохранения получают возможность лучше понять те структурные, экономические, культурные или правовые проблемы, с которыми сталкиваются семьи, и могут начать рассмотрение вопроса о том, как надлежит оказывать свои услуги, чтобы способствовать расширению прав и возможностей женщин и их семей в плане контроля над собственным развитием.

Репродуктивная роль женщин делает их особенно уязвимыми в плане заболеваний, передаваемых половым путем, сексуального насилия, а также смертности и болезней, связанных с беременностью и родами.

Приводимые ниже статистические данные высвечивают условия, сопряженные с риском для многих женщин и девочек.

  • Пятьдесят процентов всех беременностей в мире являются нежелательными; отсутствие возможностей для самоутверждения и систематическая дискриминация по полу чреваты огромным риском для женщин. Беременность, особенно нежелательная, если она наступает в подростковом возрасте, несет для девочек и молодых женщин риск дальнейшей экономической изоляции, сокращает возможности доступа к образованию и создает замкнутый круг зависимости.
  • Из каждых трех женщин одна в течение своей жизни подвергается насилию. Повсюду в мире продолжается эпидемия сексуального рабства и торговли людьми с разрушительными последствиями как для самих жертв, так и для их семей.
  • Более 20 млн. женщин ВИЧ-инфицированы и больны СПИДом; они подвергают повышенному риску своих родившихся и еще нерожденных детей.
  • По оценкам Всемирной организации здравоохранения, 550 тыс. женщин ежегодно умирают во время родов, то есть каждую минуту имеет место одна материнская смерть. От тяжелых осложнений, связанных с родами, в развивающихся странах страдают в десять раз больше женщин, чем в промышленно развитых странах.

Рождаемость и репродуктивное здоровье с их воздействием на развитие являются лишь частью более крупной головоломки. Многообразные и растущие в геометрической прогрессии последствия лишения девочек и женщин их прав могут быть катастрофическими. Международное сообщество, как и сообщества на национальном и местном уровнях, уже сегодня должно устранить те более широкомасштабные условия, в которых допускается лишение девочек и женщин этих прав. Вопрос состоит в изменении не только воззрений, но и структур, – структур которые существуют на уровне законодательства, нормативно-правовых актов и политики, но одновременно действуют в социальной, культурной и духовной сферах.

В конечном счете необходимо обеспечивать соблюдение прав женщин такими методами, которые признают полноправную роль женщины в обществе и взращивают ее чувство собственной значимости, а также то внутреннее величие, которое присуще каждой женщине, мужчине и ребенку. Многие учреждения и институты, вовлеченные в эту деятельность, начинают осознавать, что в отсутствие комплексного подхода к правам женщин их усилия могут оказаться малоэффективными или недолговечными. Грамотная женщина с большей вероятностью примет лучшие с точки зрения здоровья решения. Доказано, что наличие у матери от одного до трех лет школьного образования может сократить уровень детской смертности на 15 процентов. Экономически устойчивое положение дает женщине больше возможностей, чтобы не стать жертвой торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации и рабства. Хорошее здоровье женщины способствует тому, чтобы женщина могла использовать образовательные и экономические возможности и вносить более значительный вклад в развитие общества.

Рожденные в такой обстановке мальчики также получают свои преимущества. Хорошее здоровье и образованность матерей снижают риск участия их сыновей в подростковом и взрослом возрасте в преступлениях сексуального характера и иных правонарушениях. Поскольку женщины являются первыми учителями для своих детей, мальчики с большей вероятностью получат преимущества в плане грамотности, экономических возможностей, а также хорошего здоровья. Такой ход развития будет укрепляться с каждым витком, пока не достигнет высшего уровня, когда общество более не потерпит притеснения своих девочек и женщин.

Хотя, безусловно, существует множество других проблем, мы надеемся, что повышение осведомленности о взаимосвязи между здоровьем и развитием женщин и их семей и общин в целом будет способствовать дискуссиям в Комиссии и поможет увязать эти дискуссии с более масштабной целью построения общественного порядка, основанного на принципах справедливости и равноправия.

 

Текст заявления на английском BIC Document #11-0118

Также смотрите заявления Международного Сообщества Бахаи "Мобилизация институциональных, правовых и культурных ресурсов для обеспечения равенства между мужчинами и женщинами" и "Переосмысление ценностей для расширения прав и возможностей девочек".

Заявление, обращённое к Международной конференции ООН по наркомании и незаконному сбыту наркотиков

Вена, Австрия, 17 июня 1987 г.

 

Всемирная Община Бахаи, которая состоит из 140 национальных неза­висимых общин бахаи, представляющих более 2000 этнических групп, и насчитывает около 4,5 млн. членов — детей, молодёжи и взрослых обоих полов, живёт по принципам и учению Бахауллы, Основателя религии Бахаи. Один из постулатов этого учения — «полное воздержание от любых алкогольных напитков, от опиума, от вызывающих привыкание наркотиков».*

Поэтому, совершенно естественно, что для осуществления подобного запрета Международное Сообщество Бахаи всецело поддерживает деятельность ООН в борьбе с наркоманией, и, с энтузиазмом приветствуя участников Международной конференции по наркомании и незаконному сбыту наркотиков, отмечает их работу как значительный шаг в поисках путей предотвращения наркозависимости и путей избавления человечества от привычки к наркотическим и опьяняющим веществам.

Учитывая наше продолжительное сотрудничество, нам хотелось бы предложить следующие наблюдения.

Широкое распространение наркомании и алкоголизма не ограничивается, как мы знаем, территорией богатых стран западного мира. Его тревожные симптомы встречаются в государствах на всех континентах. Оно не ограничивается определёнными социальными группами, а напротив, проникло почти во все слои общества. Сегодня миллионы человек всех возрастов и социальных групп подвергают свой разум воздействию вредных наркотических веществ.

В то время, когда все больше внимания уделяется борьбе с разрушительными последствиями наркомании и алкоголизма, мы поддерживаем возрастающий интерес к профилактике и призываем основной упор делать на неё. В связи с тем, что проблемы, связанные с употреблением наркотиков, становятся все более острыми, мы предлагаем особо рассмотреть отношение личности к этим проблемам — будь то производство, сбыт или потребление наркотиков.

Учёные, изучающие проблемы поведения, сегодня пришли к согласию, что «позиция более чем знание, влияет на формирование конкретного поведения». Они замечают далее, что позиции «вырабатываются на ранней стадии воспитания и позже становятся образом жизни» и что такие «укоренившиеся позиции становятся ценностями, определяющими выбор стиля поведения».

[Гадириан A.M. В поисках нирваны. Новый взгляд с позиции науки и духовности на профилактику алкоголизма и наркомании / A.M. Гадириан; Пер. с англ. - СПб.: Единение, 2000. — 135 с. ]

Поэтому, в процессе профилактики и в программах по воспитанию роль духовности в жизни человека должна получить особое значение. Духовная реальность была неверно истолкована и перепутана с религиозными предрассудками и фанатизмом и, таким образом, от неё часто отказываются как от ненужной. Однако, по мнению бахаи, все религии утверждают одно: тесное сотрудничество и общность мыслей и целей людей всего мира, независимо от их религиозных или идеологических убеждений, возможно и желательно для достижения истинного благородства человека в его творении и для защиты его разума и души от вредных воздействий запрещённых веществ.

В учении Бахаи человек считается «высшим Талисманом»*, созданным благородным. Способность мыслить составляет его главную суть. Благодаря этому дару и с помощью образования человек может раскрыть свой потенциал в этом мире.

Таким образом, Международное Сообщество Бахаи считает, что обретение духовности и цели жизни — один из первых шагов на пути воспитания человечества, которое может привести его к отказу от наркотических веществ и к ощущению счастья как естественного результата в поисках своей реализации в повседневной жизни, а не как производного от химических веществ.

В Писаниях Бахаи также подчёркивается решающая роль дома и семьи в воспитании чувства безопасности и целеустремлённости и необходимость подавать позитивные примеры поведения. Немедицинское употребление наркотиков за­прещено для бахаи, поэтому родители служат эффективной ролевой моделью для своих детей.

В этой связи мы хотели бы подчеркнуть мощное значение ролевых моделей в целях профилактики в семье, в группе и в обществе в целом. По этой причине невозможно переоценить влияние важных общественных личностей, включая правительственных чиновников, учителей, родителей, законодателей, артистов, писателей, работников здравоохранения, спортсменов и других знаменитостей, которое они могут оказать, подавая пример воздержания от употребления наркотиков.

Наконец, Международное Сообщество Бахаи возлагает надежду на то, что правительства всего мира, независимо от культурных, экономических и политических различий, будут на этой конференции единодушны на пути к достижению общей цели по профилактике наркомании и по избавлению от производства и распространения наркотиков и других дурманящих веществ, кроме случаев их использования в медицинских целях.

 

*Из Писаний Бахаи

BIC Document #: 87-0617 Текст на английском

Всемирный центр бахаи

23 января 1995 года

Ко всем Национальным Духовным Собраниям мира

Возлюбленные друзья!

Ныне, когда подходит к концу двадцатый век, заметно усиливается стремление правительств и народов к достижению взаимопонимания по вопросам, от решения которых зависит будущее человечества. Яркое тому свидетельство – Конференция по защите окружающей среды и развитию, состоявшаяся в 1992 году в Рио-де-Жанейро, Всемирная конференция по правам человека, проходившая в 1993 году в Вене, Международная конференция по народонаселению и развитию 1994 года в Каире, Всемирная встреча на высшем уровне по социальному развитию в Копенгагене в марте 1995 года, сентябрьская IV Всемирная конференция по правам женщин в Пекине. Эти встречи стоят в ряду многочисленных международных мероприятий, происходящих в различных частях света и объединяющих широкий круг неправительственных организаций и движений в настойчивом поиске ориентиров, идей и практических мер, способных открыть перспективы мирного развития всех народов. Такое стремление являет собой движущую силу в процессе возникновения общности народов на нашей планете, объединенных в помыслах и действиях, – общности, которую наши Священные Писания рассматривают как путеводный свет единения, способный озарить человечеству путь к миру. Воодушевленные столь обнадеживающими тенденциями, бахаи планеты будут и впредь еще активнее поддерживать их всеми доступными способами – и морально, и практически.

Ввиду того, что после Всемирной встречи на высшем уровне в Бразилии вопросы социально-экономического развития находятся в центре внимания мировой общественности, мы попросили Бюро общественной информации Международного Сообщества Бахаи подготовить заявление, в котором идея процветания человечества была бы представлена в контексте Учения Бахаи. Теперь этот документ готов для опубликования, и мы с радостью посылаем вам экземпляр заявления «Путь к процветанию человечества», рекомендуя его для использования в ваших начинаниях, которые вы будете осуществлять во взаимодействии с правительствами, общественными организациями и народами мира. Мы надеемся, что этот документ позволит членам ваших общин расширить свое понимание столь важного вопроса и поможет им внести достойный вклад в созидательные процессы, происходящие ныне на нашей планете.

 

С искренними пожеланиями ко всем братьям по вере

Всемирный Дом Справедливости

 

Читать заявление

Заявление, представленное Международным Сообществом Бахаи, неправительственной организацией, имеющей консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете

Генеральный секретарь получил следующее заявление, которое распространяется в соответствии с пунктами 36 и 37 резолюции 1996/31 Экономического и Социального Совета.

 

Заявление

Востребование свободы совести, вероисповедания или убеждений в целях поощрения социальной интеграции

4–13 февраля 2009

 

В то время, как религиозное угнетение, фанатизм и столкновения между разными системами убеждений ослабляют методы управления, структуры развития, безопасность и права человека, мы удовлетворены тем, что Комиссия социального развития сосредоточила внимание на теме социальной интеграции. Эта тема, являющаяся главенствующей для решения задач на каждом уровне общества, определяется как способность людей жить сообща с достоинством и уважением, а также как процесс содействия созданию стабильных и справедливых обществ, в которых отдельные лица и общины могут беспрепятственно формировать свое настоящее и будущее. Хотя устранению социально-экономических барьеров, препятствующих социальной интеграции, уделяется огромное внимание, полное достижение этой цели потребует также от стран рассмотрения вопросов вне традиционных понятий исключения и неблагоприятного положения. Поскольку усилия, направленные на достижение социальной интеграции, будут отражать различные мнения и устремления людей во всем мире, правительствам будет необходимо решить один из наиболее сложных и игнорируемых вопросов нашего времени — предоставление каждому индивидууму свободы совести, вероисповедания или убеждений.

Человек является не только экономическим и социальным созданием, но также величественным созданием, обладающим свободной волей и сознанием, позволяющими вести поиск смысла и истины. Без свободы вести такой основополагающий человеческий поиск ни достоинство, ни справедливость невозможны. Мировые нации неоднократно заявляли о своей решимости защищать право людей свободно принимать и изменять свое вероисповедание или убеждения, как это провозглашено во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах. Однако примерно половина населения мира по-прежнему живет в рамках законов, которые ограничивают право на свободу принятия и изменения вероисповедания или убеждений1. Кроме того, ограничения религиозной свободы связаны с ограничением благосостояния населения в целом, усилением социального конфликта, негативными социально-экономическими последствиями и политической нестабильностью 2 .

За прошедшие годы убежденность Организации Объединенных Наций в том, что между религией, свободой и развитием человека существуют важные связи, возросла. На состоявшейся в 1995 году Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития было отмечено, что «страны должны более эффективно реагировать на материальные и духовные потребности отдельных лиц» и что нетерпимость и религиозная ненависть представляют «серьезную угрозу» для безопасности и благосостояния человека 3. В 2004 году в докладе Организации Объединенных Наций о развитии человека впервые культурная свобода была признана в качестве одного из важнейших компонентов развития человека и подтверждена «исключительная важность религии для самобытности людей» 4 . В докладе о развитии человека в арабских странах за 2004 год, который также является важным вкладом в рассмотрение этого вопроса, свобода определена как «гарант и цель» развития человека и основное условие развития в арабском регионе 5. По существу нет оснований полагать, что свобода совести, вероисповедания или убеждений является западной ценностью или проблемой. Такую свободу нельзя также считать роскошью, которая должна обеспечиваться лишь после того, как были удовлетворены базовые потребности в продовольствии и жилье. Она, скорее всего, является основой усилий по восстановлению человеческого достоинства и укреплению общественной жизни.

Ряд изменений на мировой арене свидетельствуют о необходимости рассмотрения этого вопроса Комиссий. Во-первых, стремительно возрастающее передвижение людей затрудняет усилия по созданию миролюбивых и целостных общин, особенно в странах, которые стремятся к однородности практики или убеждений. Религиозное угнетение продолжает подрывать социальную и политическую стабильность. Во-вторых, практически во всех частях мира религия стала серьезным политическим и социально значимым фактором. В сравнении с юридическими нормами религиозные и культурные нормы стали более мощными детерминантами отношений и поведения, что является для многих правительств раздражающим фактором, а для других — стимулирующим фактором.

В-третьих, концепция «диффамации религий», которая пошатнула международную основу прав человека и поставила под вопрос механизм прав человека, избирательно ограничила возможности для мирного общественного познания и обсуждения вопросов, связанных с убеждениями, что столь необходимо в условиях разнообразных и разделенных общин. Кроме того, Организации Объединенных Наций еще предстоит признать смежный вопрос религиозного экстремизма, являющегося основным барьером на пути социальной интеграции и стабильности. В-четвертых, нынешняя дискуссия по вопросу о религии в общественной сфере в значительной степени подталкивается сторонниками экстремальных действий, т.е. теми, кто навязывает свою религиозную идеологию силой, и теми, кто отрицает любую возможность проявления веры или убеждений в общественной сфере. Вместе с тем, ни одно из экстремальных проявлений не является мнением большинства человечества.

Свобода совести, вероисповедания или убеждений может быть следующим рубежом кампании в интересах социальной интеграции. Каждая очередная «моральная битва», будь то по вопросу рабства, апартеида, расизма, дискриминации в отношении женщин или национализма, позволяет человечеству устранять барьеры на пути социальной интеграции и выходить на очередной более высокий уровень более справедливого глобального сообщества. Пользуясь предоставленной возможностью, Международное Сообщество Бахаи хотело бы подчеркнуть возможные направления действий Комиссии, правительств и гражданского общества в целях содействия защите свободы совести, вероисповедания или убеждений в интересах социальной интеграции.

Основой любой долгосрочной стратегии поощрения понимания такой свободы должны быть усилия в поддержку повышения грамотности и уровня образования: женщины, мужчины и дети, которые могут читать свои священные книги и священные книги других религий или конфессий, которые могут беспрепятственно задавать вопросы и проводить обсуждения и способны участвовать в накоплении и применении знаний, будут в лучшей степени подготовлены для борьбы с невежеством и фанатизмом. Руководящие принципы Толедо в отношении освещения вопроса о религиях и убеждениях в публичных школах 6 , представляющие собой инициативу Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, являются одним из последних примеров усилий, направленных на углубление понимания роли, которую религии играют в современном плюралистическом мире. Хотя одно лишь такое понимание не приведет к повышению уважения, нет никаких сомнений, что отсутствие такого понимания лежит в основе большинства конфликтов и стереотипных представлений. В руководящих принципах никому не навязывается программа, а скорее предлагается руководство по разработке и осуществлению программ, которые являются беспристрастными и сбалансированными с точки зрения отношения к религиям и убеждениям.

Другие конкретные действия предпринимаются в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, где правительство в ответ на последний доклад Комиссии по вопросам интеграции и сплоченности приступило к осуществлению плана по снижению напряженности на уровне общины. Он предусматривает процесс консультаций для разработки стратегии поощрения эффективного взаимодействия между людьми разных вероисповеданий и между конфессиями и более широким гражданским обществом 7. Это лишь два примера среди возрастающего числа инициатив, выдвигаемых общинами и странами во всем мире. Можно различить дух экспериментирования по мере того, как общины и организации реализуют инициативы по укреплению потенциала, что объясняется желанием узнать, понять и установить связи. Поскольку в результате таких усилий возрастает мощь, воздействие и эффективность, они будут способствовать динамичному процессу познания в интересах социальной интеграции.

Мы предлагаем следующие рекомендации в качестве важных последующих шагов по пути расширения свободы совести, вероисповедания или убеждений в интересах социальной интеграции.

  • Комиссии социального развития следует признать роль свободы совести, вероисповедания или убеждений в области социального развития и в создании сплоченных и справедливых обществ.
  • Организации Объединенных Наций и соответствующим заинтересованным сторонам следует приступить к изучению связи между свободой совести, вероисповедания или убеждений и различными аспектами социального развития, включая гендерное равенство, нищету, образование, накопление знаний и социальные экономические структуры, но не ограничиваясь ими.
  • Правительства могут предложить Генеральному секретарю представить доклад по вышеупомянутому вопросу. Помимо всего прочего, в этом докладе может рассматриваться воздействие ограничения такой свободы на особо уязвимые группы населения (например, женщин, детей, беженцев, меньшинств и трудящихся-мигрантов) для более глубокого понимания того, каким образом это создает дополнительные барьеры для их социальной интеграции.
  • В сотрудничестве с гражданским обществом правительствам следует разработать стратегию содействия проведению на местном и/или региональном уровнях консультаций по этой теме, с тем чтобы повысить информированность о такой свободе и определять государственную политику.
  • Правительству следует разработать руководящие принципы обучения по вопросам религий и убеждений в государственных школах.
  • Комиссия может предложить Комитету по правам человека представить новый комментарий, касающийся свободы совести, вероисповедания или убеждений (как это предусмотрено в статье 18 Всеобщей декларации прав человека). С учетом многочисленных вопросов, связанных с такой свободой, которые возникли с момента представления Комитетом первого комментария по этому праву в 1993 году 8 (например, диффамация религий, права меньшинств), было бы полезно представить дополнительное юридическое разъяснение по этому праву.

Свобода совести, вероисповедания и убеждений индивидуума является основой развития человека и усилий по созданию справедливого и гармоничного общества. Коллективная задача по продвижению к более высоким уровням интеграции и сплочения окажется невыполнимой, если значительная часть мирового населения не будет иметь возможности принять участие в изучении и обсуждении этого вопроса на основе своего интеллекта и сознания.

 

1 Boyle, K., & Sheen, J. (1997). Freedom of Religion and Belief: World Report. London: Routledge.

2 Marshall, P. A. (Ed.). (2008). Religious Freedom in the World. Plymouth, United Kingdom: Rowman and Littlefield Publishers.

3 Всемирная встреча Организации Объединенных Наций в интересах социального развития

(1995). Доклад о работе Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития [URL: http://www.un.org/esa/socdev/wssd/agreements.html].

4 UNDP (United Nations Development Programme). (2004). Human Development Report 2004: Cultural Liberty in Today's Diverse World. New York: Oxford University Press.

5 UNDP (United Nations Development Programme), Arab Fund for Economic and Social Development, & Arab Gulf Programme for United Nations Development Organizations. (2005). Arab Human Development Report 2004: Towards Freedom in the Arab World. New York: United Nations Publications.

6 The Organization for Security and Cooperation in Europe/Office for Democratic Institutions and Human Rights (OSCE/ODHIR). (2007). Toledo Guiding Principles on Teaching about Religion and Beliefs in Public Schools. Warsaw, Poland: OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights.

7 Department for Communities and Local Government. (2008). Face to Face and Side by Side: A Framework for Partnership in our Multi Faith Society. London, United Kingdom.

8 Human Rights Committee, General Comment 22. Article 18. (1994). U.N. Doc. HRIGEN1Rev.1 at 35.

 

BIC Document #: 09-0204

Текст на английском

Новый фильм к 200-летию Баба!

Фильм "Восхождение Света" к двухсотлетию рождества Баба

Скоро двухсотлетие!

Поделитесь идеями и материалами к 200-летию рождества Баба! Присылайте для размещения на сайте «Архивы — память общины» по эл. почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Рекомендуйте друзьям

Дома Поклонения Бахаи

Передать в архив

Отправить материалы в "Архивы — память общины" легко. Нажмите на картинку и загрузите файлы.

загрузить файл в архив

Yandex

BahaiArc — хорошая площадка, чтобы поделиться вашими переводами текстов бахаи. Присылайте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.