Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Home

Заявление, представленное Международным Сообществом Бахаи, неправительственной организацией, имеющей консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете

Генеральный секретарь получил следующее заявление, которое распространяется в соответствии с пунктами 36 и 37 резолюции 1996/31 Экономического и Социального Совета.

 

Заявление

Востребование свободы совести, вероисповедания или убеждений в целях поощрения социальной интеграции

4–13 февраля 2009

 

В то время, как религиозное угнетение, фанатизм и столкновения между разными системами убеждений ослабляют методы управления, структуры развития, безопасность и права человека, мы удовлетворены тем, что Комиссия социального развития сосредоточила внимание на теме социальной интеграции. Эта тема, являющаяся главенствующей для решения задач на каждом уровне общества, определяется как способность людей жить сообща с достоинством и уважением, а также как процесс содействия созданию стабильных и справедливых обществ, в которых отдельные лица и общины могут беспрепятственно формировать свое настоящее и будущее. Хотя устранению социально-экономических барьеров, препятствующих социальной интеграции, уделяется огромное внимание, полное достижение этой цели потребует также от стран рассмотрения вопросов вне традиционных понятий исключения и неблагоприятного положения. Поскольку усилия, направленные на достижение социальной интеграции, будут отражать различные мнения и устремления людей во всем мире, правительствам будет необходимо решить один из наиболее сложных и игнорируемых вопросов нашего времени — предоставление каждому индивидууму свободы совести, вероисповедания или убеждений.

Человек является не только экономическим и социальным созданием, но также величественным созданием, обладающим свободной волей и сознанием, позволяющими вести поиск смысла и истины. Без свободы вести такой основополагающий человеческий поиск ни достоинство, ни справедливость невозможны. Мировые нации неоднократно заявляли о своей решимости защищать право людей свободно принимать и изменять свое вероисповедание или убеждения, как это провозглашено во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах. Однако примерно половина населения мира по-прежнему живет в рамках законов, которые ограничивают право на свободу принятия и изменения вероисповедания или убеждений1. Кроме того, ограничения религиозной свободы связаны с ограничением благосостояния населения в целом, усилением социального конфликта, негативными социально-экономическими последствиями и политической нестабильностью 2 .

За прошедшие годы убежденность Организации Объединенных Наций в том, что между религией, свободой и развитием человека существуют важные связи, возросла. На состоявшейся в 1995 году Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития было отмечено, что «страны должны более эффективно реагировать на материальные и духовные потребности отдельных лиц» и что нетерпимость и религиозная ненависть представляют «серьезную угрозу» для безопасности и благосостояния человека 3. В 2004 году в докладе Организации Объединенных Наций о развитии человека впервые культурная свобода была признана в качестве одного из важнейших компонентов развития человека и подтверждена «исключительная важность религии для самобытности людей» 4 . В докладе о развитии человека в арабских странах за 2004 год, который также является важным вкладом в рассмотрение этого вопроса, свобода определена как «гарант и цель» развития человека и основное условие развития в арабском регионе 5. По существу нет оснований полагать, что свобода совести, вероисповедания или убеждений является западной ценностью или проблемой. Такую свободу нельзя также считать роскошью, которая должна обеспечиваться лишь после того, как были удовлетворены базовые потребности в продовольствии и жилье. Она, скорее всего, является основой усилий по восстановлению человеческого достоинства и укреплению общественной жизни.

Ряд изменений на мировой арене свидетельствуют о необходимости рассмотрения этого вопроса Комиссий. Во-первых, стремительно возрастающее передвижение людей затрудняет усилия по созданию миролюбивых и целостных общин, особенно в странах, которые стремятся к однородности практики или убеждений. Религиозное угнетение продолжает подрывать социальную и политическую стабильность. Во-вторых, практически во всех частях мира религия стала серьезным политическим и социально значимым фактором. В сравнении с юридическими нормами религиозные и культурные нормы стали более мощными детерминантами отношений и поведения, что является для многих правительств раздражающим фактором, а для других — стимулирующим фактором.

В-третьих, концепция «диффамации религий», которая пошатнула международную основу прав человека и поставила под вопрос механизм прав человека, избирательно ограничила возможности для мирного общественного познания и обсуждения вопросов, связанных с убеждениями, что столь необходимо в условиях разнообразных и разделенных общин. Кроме того, Организации Объединенных Наций еще предстоит признать смежный вопрос религиозного экстремизма, являющегося основным барьером на пути социальной интеграции и стабильности. В-четвертых, нынешняя дискуссия по вопросу о религии в общественной сфере в значительной степени подталкивается сторонниками экстремальных действий, т.е. теми, кто навязывает свою религиозную идеологию силой, и теми, кто отрицает любую возможность проявления веры или убеждений в общественной сфере. Вместе с тем, ни одно из экстремальных проявлений не является мнением большинства человечества.

Свобода совести, вероисповедания или убеждений может быть следующим рубежом кампании в интересах социальной интеграции. Каждая очередная «моральная битва», будь то по вопросу рабства, апартеида, расизма, дискриминации в отношении женщин или национализма, позволяет человечеству устранять барьеры на пути социальной интеграции и выходить на очередной более высокий уровень более справедливого глобального сообщества. Пользуясь предоставленной возможностью, Международное Сообщество Бахаи хотело бы подчеркнуть возможные направления действий Комиссии, правительств и гражданского общества в целях содействия защите свободы совести, вероисповедания или убеждений в интересах социальной интеграции.

Основой любой долгосрочной стратегии поощрения понимания такой свободы должны быть усилия в поддержку повышения грамотности и уровня образования: женщины, мужчины и дети, которые могут читать свои священные книги и священные книги других религий или конфессий, которые могут беспрепятственно задавать вопросы и проводить обсуждения и способны участвовать в накоплении и применении знаний, будут в лучшей степени подготовлены для борьбы с невежеством и фанатизмом. Руководящие принципы Толедо в отношении освещения вопроса о религиях и убеждениях в публичных школах 6 , представляющие собой инициативу Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, являются одним из последних примеров усилий, направленных на углубление понимания роли, которую религии играют в современном плюралистическом мире. Хотя одно лишь такое понимание не приведет к повышению уважения, нет никаких сомнений, что отсутствие такого понимания лежит в основе большинства конфликтов и стереотипных представлений. В руководящих принципах никому не навязывается программа, а скорее предлагается руководство по разработке и осуществлению программ, которые являются беспристрастными и сбалансированными с точки зрения отношения к религиям и убеждениям.

Другие конкретные действия предпринимаются в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, где правительство в ответ на последний доклад Комиссии по вопросам интеграции и сплоченности приступило к осуществлению плана по снижению напряженности на уровне общины. Он предусматривает процесс консультаций для разработки стратегии поощрения эффективного взаимодействия между людьми разных вероисповеданий и между конфессиями и более широким гражданским обществом 7. Это лишь два примера среди возрастающего числа инициатив, выдвигаемых общинами и странами во всем мире. Можно различить дух экспериментирования по мере того, как общины и организации реализуют инициативы по укреплению потенциала, что объясняется желанием узнать, понять и установить связи. Поскольку в результате таких усилий возрастает мощь, воздействие и эффективность, они будут способствовать динамичному процессу познания в интересах социальной интеграции.

Мы предлагаем следующие рекомендации в качестве важных последующих шагов по пути расширения свободы совести, вероисповедания или убеждений в интересах социальной интеграции.

  • Комиссии социального развития следует признать роль свободы совести, вероисповедания или убеждений в области социального развития и в создании сплоченных и справедливых обществ.
  • Организации Объединенных Наций и соответствующим заинтересованным сторонам следует приступить к изучению связи между свободой совести, вероисповедания или убеждений и различными аспектами социального развития, включая гендерное равенство, нищету, образование, накопление знаний и социальные экономические структуры, но не ограничиваясь ими.
  • Правительства могут предложить Генеральному секретарю представить доклад по вышеупомянутому вопросу. Помимо всего прочего, в этом докладе может рассматриваться воздействие ограничения такой свободы на особо уязвимые группы населения (например, женщин, детей, беженцев, меньшинств и трудящихся-мигрантов) для более глубокого понимания того, каким образом это создает дополнительные барьеры для их социальной интеграции.
  • В сотрудничестве с гражданским обществом правительствам следует разработать стратегию содействия проведению на местном и/или региональном уровнях консультаций по этой теме, с тем чтобы повысить информированность о такой свободе и определять государственную политику.
  • Правительству следует разработать руководящие принципы обучения по вопросам религий и убеждений в государственных школах.
  • Комиссия может предложить Комитету по правам человека представить новый комментарий, касающийся свободы совести, вероисповедания или убеждений (как это предусмотрено в статье 18 Всеобщей декларации прав человека). С учетом многочисленных вопросов, связанных с такой свободой, которые возникли с момента представления Комитетом первого комментария по этому праву в 1993 году 8 (например, диффамация религий, права меньшинств), было бы полезно представить дополнительное юридическое разъяснение по этому праву.

Свобода совести, вероисповедания и убеждений индивидуума является основой развития человека и усилий по созданию справедливого и гармоничного общества. Коллективная задача по продвижению к более высоким уровням интеграции и сплочения окажется невыполнимой, если значительная часть мирового населения не будет иметь возможности принять участие в изучении и обсуждении этого вопроса на основе своего интеллекта и сознания.

 

1 Boyle, K., & Sheen, J. (1997). Freedom of Religion and Belief: World Report. London: Routledge.

2 Marshall, P. A. (Ed.). (2008). Religious Freedom in the World. Plymouth, United Kingdom: Rowman and Littlefield Publishers.

3 Всемирная встреча Организации Объединенных Наций в интересах социального развития

(1995). Доклад о работе Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития [URL: http://www.un.org/esa/socdev/wssd/agreements.html].

4 UNDP (United Nations Development Programme). (2004). Human Development Report 2004: Cultural Liberty in Today's Diverse World. New York: Oxford University Press.

5 UNDP (United Nations Development Programme), Arab Fund for Economic and Social Development, & Arab Gulf Programme for United Nations Development Organizations. (2005). Arab Human Development Report 2004: Towards Freedom in the Arab World. New York: United Nations Publications.

6 The Organization for Security and Cooperation in Europe/Office for Democratic Institutions and Human Rights (OSCE/ODHIR). (2007). Toledo Guiding Principles on Teaching about Religion and Beliefs in Public Schools. Warsaw, Poland: OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights.

7 Department for Communities and Local Government. (2008). Face to Face and Side by Side: A Framework for Partnership in our Multi Faith Society. London, United Kingdom.

8 Human Rights Committee, General Comment 22. Article 18. (1994). U.N. Doc. HRIGEN1Rev.1 at 35.

 

BIC Document #: 09-0204

Текст на английском

Основанная более чем полтора века назад, Вера Бахаи является мировой религией, пять миллионов последователей которой живут более чем в 100000 населенных пунктах и происходят практически из каждой нации, этнической группы, культуры, профессии, социальных или экономических условий. Бахаи верят, что человечеству крайне необходимо придти к единому видению в отношении сущности и цели человеческой жизни. Понимание взаимосвязи человечества с окружающей природной средой является неотъемлемой частью этой концепции.

В Писаниях бахаи говорится: «Мы не можем отделять человеческое сердце от окружающего мира и говорить, что, как только одно из них улучшится, всё будет улучшено. Человек органично связан с миром, его внутренняя жизнь формирует окружающую среду и также сама глубоко подвержена ее влиянию. Одно действует на другое, и каждое постоянное изменение в жизни человека — результат этого глубокого взаимодействия»[i].

Международное Сообщество Бахаи занимается экологическими вопросами и, в особенности, изменением климата, несколько лет. Оно в течение более двух десятилетий вносит свой вклад в обсуждение вопросов, касающихся окружающей среды.

Данный план описывает подход, который община бахаи собирается использовать для информирования своих членов о проблемах изменения климата, повышения осведомленности о проблемах окружающей среды и укрепления потенциала членов общины вносить вклад в решение этой глобальной проблемы.

План отражает некоторые общие принципы, которые значимы для общины бахаи. Так бахаи убеждены, что прогресс в сфере развития зависит и движим благодаря действиям на местном уровне, а не от введения сторонне разработанных планов и программ. Поэтому данный план направлен на повышение осведомленности, как отдельных лиц, так и местных общин о потребностях, возможностях и их способности реагировать.

Разные общины, вероятно, разработают различные подходы и решения в ответ на сходные нужды. Каждая община самостоятельно определяет свои цели и приоритеты в соответствии с имеющимися у нее возможностями и ресурсами. Учитывая разнообразие общин по всему миру, план стимулирует инновации и вариативность подходов к окружающей среде, соответствующие ритму жизни в каждой общине.

Приверженность делу сохранения автономии и разнообразия общин бахаи не умаляет единства мировой общины. В действительности, бахаи во всем мире вовлечены в согласованную систему действий, которая способствует духовному развитию человека и направляет коллективную энергию членов общины на служение человечеству. Тысячи и тысячи людей, представляющих все разнообразие человеческого рода, вовлечены в определенные виды деятельности. Эта деятельность способствует систематическому изучению Писаний бахаи в небольших группах с целью развития способностей к служению. Отвечая на самое сокровенное желание каждого сердца общаться со своим Создателем, они вместе поклоняются Богу в различной обстановке, объединяясь с другими людьми для вознесения молитв, пробуждая духовную восприимчивость и формируя образ жизни, исполненный набожности. Они заботятся о детях всего мира и предлагают им уроки, которые развивают их духовные способности и закладывают основы благородного и честного характера. Они помогают подросткам пройти переломный период в их жизни и развить способности и навыки, чтобы направить свою энергию на благо продвижения цивилизации. По мере того, как бахаи и их друзья получают опыт при работе с этими инициативами, всё больше людей способны выразить свою веру через нарастающую волну усилий, отвечающих как на духовные, так и на материальные нужды человечества.

Для выполнения этой обширной работы по всему миру за несколько десятилетий были созданы региональные институты. Этот процесс взращивания потенциала на низовом уровне помогает людям в проведении учебных кружков, детских классов и программ по высвобождению сил подростков. Подход к составлению учебной программы, используемый институтом, не является традиционным по замыслу, испытанию на практике и оценке, осуществляемым ступенчатым образом. Первый шаг в написании любой серии материалов предпринимается, когда на местном уровне накоплен практический опыт в осуществлении определенного вида служения, отвечающего потребностям развития общины. Материалы берут начало из этого опыта и становятся его выражением. С одной стороны, они являются изложением уроков, полученных в результате применения Писаний бахаи в определенной области служения, а с другой стороны — инструментом для систематизации извлеченных уроков. Эти материалы используются и в дальнейшем дорабатываются и пересматриваются с учетом накопленного опыта.

Как следует из вышеизложенного, курсы института не формируются по ряду дисциплин с определенной целью повышения индивидуального уровня знаний. Содержание и структурирование, скорее, опираются на ряд актов служения, практика которых развивает способности личности с учетом требований конкретных динамичных, растущих общин. Совершенствование таких способностей рассматривается в свете концепции «идти путем служения». На таком пути людям сначала оказывается помощь в реализации относительно простых задач, а затем и в выполнении более сложных и комплексных актов служения.

Наиболее эффективный способ повысить осознание всемирной общиной бахаи вопроса об изменении климата и привлечь людей к участию в актах служения, связанных с экологической устойчивостью — это разработать курс института для изучения взаимодействия людей с окружающей средой, как это сформулировано в Священных Писаниях бахаи. Такой курс не будет просто направлен на повышение знаний по данной теме, но, как упоминалось выше, станет развивать потенциал участников в совершении актов служения, связанных с экологической устойчивостью. Подобным образом, программы для детей и подростков будут включать материалы по вопросам изменения климата и участия молодого поколения в решении проблем, связанных с климатом.

В местных общинах уже имеются примеры молитвенных встреч, которые посвящаются таким темам как «забота о земле» или «окружающая среда». Молитвы, священные писания и размышления во время молитвенных встреч помогают осознать эти темы. Несколько детских классов предлагают служение в своих общинах. В некоторых случаях это могут быть такие акции, как посадка сада или очистка ручья или реки. По мере разработки этой программы и применения ее в общинах по всему миру, подобные инициативы будут основываться на более глубоком понимании проблем, связанных с изменением климата, и соответствующих представлений бахаи. Изучение, действие и размышление о действии приведут к появлению согласованной системы действий по вопросам изменения климата.

Тысячи людей по всему миру принимают участие в этих основных видах деятельности. В 2006 году (год, за который имеются подробные статистические данные) по всему миру около 46000 человек приняли участие в учебных кружках, 112000 посетили молитвенные встречи и 93000 были задействованы в детских классах.[ii] Участие общины бахаи будет подкреплено ресурсами, которые станут доступны по мере ускорения этого процесса. Уже существует огромное количество информации на веб-сайте Международного экологического форума[iii], который может быть полезен отдельным лицам и общинам и, безусловно, другие ресурсы будут разрабатываться и станут доступны.

Принятие программы по темам, связанным с изменением климата и окружающей средой, а также просвещение детей и подростков, станет важным шагом по интеграции духовного и практического в общине, уже посвятившей себя улучшению жизни на планете. Такое описание может показаться упрощенным, но курсы института, а также акты служения, связанные с ними, представляют собой значительный преобразующий процесс для общин бахаи во всем мире. Мы убеждены, что приверженность общины бахаи такому курсу действий в ближайшие семь лет станет ценным вкладом в работу основных религий мира по вопросам изменения климата.

 


[i] Shoghi Effendi, Compilations, The Compilation of Compilations vol. I, стр. 84.

[ii] Five Year Plan 2001-2006, стр. 126-127.

[iii] http://iefworld.org

Этот документ в формате MS Word  / PDF

Комиссия социального развития

Пятидесятая сессия

1–10 февраля 2012 года

Пункт 3(а) предварительной повестки дня

Последующие мероприятия по итогам Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития и двадцать четвертой специальной сессии

Генеральной Ассамблеи: приоритетная тема:

искоренение нищеты

 

Заявление, представленное Бахаистским международным сообществом — неправительственной организацией, имеющей специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете

 

Генеральный секретарь получил прилагаемое заявление, которое распространяется в соответствии с пунктами 36 и 37 резолюции 1996/31 Экономического и Социального Совета.

 

 

 

Заявление

 

Существующие программы искоренения нищеты в основном нацелены на создание материального богатства. Хотя предусмотренные в них меры повысили уровень жизни в некоторых регионах мира, неравенство остается широко распространенным явлением. В «Докладе о мировом социальном положении» 2005 года Департамент по экономическим и социальным вопросам Секретариата Организации Объединенных Наций особо отметил растущую пропасть между официальным и неофициальным секторами экономики, увеличивающийся разрыв между квалифицированными и неквалифицированными работниками и все большее неравенство в сферах здравоохранения и образования и возможностях для участия в общественной, экономической и политической жизни. Существуют документальные подтверждения того, что уделение повышенного внимания обеспечению роста и доходов не всегда ведет к существенным положительным изменениям в социальной сфере и что увеличение неравенства непрерывно снижает уровень стабильности и безопасности в мировом сообществе.

Бахаистское международное сообщество желает внести свой вклад в обсуждение Комиссией проблемы искоренения нищеты, выражающийся в анализе взаимосвязанных явлений крайней нищеты и чрезмерного богатства. В то время как цель искоренения нищеты получила широкую поддержку, концепция ликвидации чрезмерного богатства воспринимается многими неоднозначно. Некоторые опасаются, что она может быть использована для подрыва рыночной экономики, подавления предпринимательской деятельности или введения мер, нацеленных на уравнивание доходов. Однако это не то, к чему мы стремимся. Разумеется, материальное богатство играет чрезвычайно важную роль в достижении индивидуальных и коллективных целей; по этой же причине сильная экономика является ключевым элементом действенного социального порядка. Мы предлагаем признать, что проблема чрезмерного богатства и крайней нищеты по сути своей связана с характером взаимоотношений, существующих между людьми, общинами и народами. В сегодняшнем мире большинство людей живет в обществе, для которого характерны отношения, основанные на доминировании — одного народа над другим, одной расы над другой, одной социальной группы над другой, одной религиозной или этнической группы над другой, одного пола над другим. В этом контексте обсуждение проблемы ликвидации крайней нищеты и чрезмерного богатства предполагает, что общество не может процветать в условиях, которые подпитывают неравный доступ к ресурсам, знаниям и конструктивному участию в обществе.

В этом заявлении мы вкратце рассматриваем то, как существованию крайней нищеты и чрезмерного богатства способствуют такие элементы общественного бытия, как материалистическая картина мира, теоретические рассуждения по поводу природы человека, средства формирования богатства и доступ к знаниям. Мы предлагаем ряд альтернативных воззрений и анализируем их возможное воздействие на создание более справедливых экономических условий.

Господствующая модель развития основана на концепции функционирования общества, состоящего из активных потребителей материальных благ. Непрерывный рост потребления считается признаком прогресса и процветания. Это материалистическое видение мира, лежащее в основе современной экономической теории, сводит понятия ценности, смысла человеческого существования и отношений между людьми к корыстной погоне за материальными благами. Неизбежным итогом этого стало безудержное культивирование потребностей и желаний, породившее систему, при которой происходит чрезмерное потребление благ меньшинством и усиление социальной изоляции и нищеты большинства. Однако многие готовы признать, что материалистическая картина мира не охватывает все аспекты человеческого бытия. Оно включает в себя выражение любви и проявление самопожертвования, тягу к знаниям и справедливости, стремление к красоте и истине, поиск смысла и цели жизни и многое другое. По сути, прогресс и жизнеспособность социального порядка невозможны без наличия гармоничной связи между материальной и духовной сторонами жизни человека. При таком порядке экономические процессы способствуют развитию справедливых и мирных отношений между людьми и предполагают, что каждый человек призван внести свою лепту в улучшение жизни общества.

В этой связи следует отметить, что, по данным Института статистики Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), почти 800 миллионов взрослых людей не умеют читать и писать, два с половиной миллиарда человек лишены элементарных санитарных условий и почти половина всех детей в мире живет в нищете. На другом полюсе — кучка людей, примерно 500 миллиардеров, контролирующих 7 процентов общемирового объема валового внутреннего продукта (ВВП). Существующая экономическая система порождает вопиющее неравенство. Многие считают, что подобное неравенство, будучи нежелательным, все же необходимо для создания богатства. Если процесс накопления богатства характеризуется угнетением других людей и господством над ними, то как в таких условиях мы можем надеяться на мобилизацию материальных, интеллектуальных и духовных ресурсов, необходимых для искоренения нищеты?

Многие согласятся с тем, что законность богатства зависит от того, как оно было приобретено и как расходуется. Богатство в высшей степени достойно похвалы, если оно приобретается старательными усилиями и упорным трудом, если пути создания этого богатства способствуют обогащению всего общества и если богатство, полученное таким путем, расходуется на поощрение знаний, образования, производства и, в целом, на развитие человеческой цивилизации. Принцип справедливости может проявляться на различных уровнях, связанных с процессом приобретения богатства. Работодатели и наемные работники, например, связаны обязательствами в силу законов и конвенций, регулирующих их труд. Ожидается, что каждый из них будет выполнять свои обязательства честно и добросовестно. Если взять другой уровень, то мы можем рассмотреть вопрос о том, способствуют ли пути создания богатства обогащению общества и повышению его благосостояния. Различные способы приобретения богатства должны быть рассмотрены в рамках обсуждения проблемы искоренения нищеты, с тем чтобы пути, предусматривающие эксплуатацию других людей, монополизацию рынков и манипулирование ими, и производство товаров, провоцирующих насилие и ведущих к разрушению социальной структуры, стали объектом тщательного исследования и всеобщего внимания. Так, например, мы можем поставить следующие вопросы: является ли соотношение между заработной платой и стоимостью жизни справедливым и соразмерным? Какие пути создания богатства могут способствовать обогащению всего общества, а не избранного меньшинства?

Продолжая этот анализ, мы можем сказать, что ликвидация крайней нищеты и чрезмерного богатства потребует подлинной революции в сфере знаний. В ходе такой революции придется переосмыслить роль каждого человека, общины и народа в создании и применении знаний. Потребуется признать, что наука и религия являются двумя взаимодополняющими системами знаний, которые на протяжении всей истории создавали возможности для исследования реальности и развития цивилизации. Развитие этих процессов будет способствовать тому, что изменятся качество и базовые основы образования, науки и техники, а также модели производства и потребления. Невозможно более рассматривать массы людей во всем мире лишь в качестве потребителей и конечных пользователей технологий, разработанных в промышленно развитых странах. Такой подход подавляет в людях инициативу и творческий потенциал, необходимые для решения современных насущных проблем. Крайне важным является развитие потенциала, позволяющего определять технологические потребности и разрабатывать новые и совершенствовать существующие технологии. Успешное создание такого потенциала даст возможность изменить пока несбалансированный поток знаний с Севера на Юг, из города в сельскую местность и от мужчин к женщинам. Такой потенциал позволит преобразовать концепцию «современных» технологий в такую концепцию, которая основывалась бы на местных потребностях и приоритетах, учитывающих уровень материального и духовного благосостояния местной общины.

Во вступительной части настоящего заявления было отмечено, что искоренение нищеты нельзя сводить лишь к повышению материального уровня малоимущих. Речь идет о более масштабных усилиях, основанных на связях, определяющих взаимоотношения между людьми, общинами и народами. Мы предлагаем другим сторонам, активно способствующим созданию более справедливого и равного для всех социально-экономического порядка, вступить с нами в диалог по поводу этих глубинных проблем, чтобы мы могли обмениваться опытом и совместно наращивать усилия, направленные на достижение этих целей. В заключение предлагаем вашему вниманию ряд вопросов:

Каково предназначение любой экономики? Какие взгляды на природу человека лежат в основе нашего понимания предназначения экономики? Как мы понимаем концепцию богатства?

Каким образом крайняя нищета и чрезмерное богатство препятствуют развитию, расширению прав и возможностей и здоровым взаимоотношениям?

Какие типы личности формируются в условиях существования крайней нищеты и чрезмерного богатства (например, иждивенцы, самонадеянные личности, потребители, производители и так далее)? Как эти типы личности увековечивают неравенство?

Какова роль знаний — как научных, так и религиозных — в преобразовании существующих экономических структур и процессов?

Как мы можем определить суть характера и предназначения труда, богатства и расширения экономических прав и возможностей, не ограничиваясь при этом концепцией максимального повышения их полезности для людей, движимых личными интересами?

Какова роль человека, общины, корпоративного сектора и выборных руководителей в деле ликвидации крайней нищеты и чрезмерного богатства? В чем эта роль проявляется на деле?

С чего начать перемены в экономике? Что подталкивает отдельных людей, общины, корпорации и правительства к реформированию экономических структур и процессов? На чем основываются их замыслы и приверженность делу?

Какие широко распространенные стереотипы и взгляды ослабляют нашу способность перестраивать существующие экономические системы? Каким образом можно их преодолеть?

 

BIC Document #: 12-0201

Текст на английском

 

Также смотрите документ Международного Сообщества Бахаи: Новая основа для глобального процветания

В сентябре 1986 г. Всемирный Фонд Защиты Природы основал Сеть организаций по вопросам религии и охраны окружающей среды. В связи с этим ведущие представители буддизма, христианства, индуизма, иудаизма и мусульманства встретились в итальянском городе Ассизи с руководителями экологического движения.

От каждой из пяти религий были предложены декларации о защите природы. В октябре 1987 г. представители веры бахаи, шестой по счету религии, вступившей в этот союз, выдвинули свое заявление в поддержку целей организации Сети.

 


 

"Природа по сути своей есть воплощение Имени Моего, Создателя, Творителя. В силу различных причин проявления ее разнообразны, и в разнообразии этом заключены знамения для людей, способных их распознать. Природа — Воля Божья, и она же — ее выражение в непредвидимо изменяющемся мире. Это — послание Провидения, предопределенного Повелителем, Всемудрым". (Из писаний бахаи)

 

Такими словами Бахаулла, пророк и основатель веры бахаи, выражает существенную связь между человеком и окружающей средой: великолепие и разнообразие мира Природы — целенаправленное отражение величия и великодушия Господа. Бахаи убеждены в том, что Природу следует уважать и охранять как святыню, за которую мы в ответе.

Эта тема затрагивается, конечно, не только в вере бахаи. Во всех основных религиозных течениях мира прослеживается связь между Творцом и Его творением. Да и может ли быть иначе? Все важнейшее независимые религии мира основаны на откровениях единого Бога, который последовательно направлял Своих посланцев на Землю с тем, чтобы указать человечеству пути развития согласно Его воле. В этом — одно из важнейших положений веры бахаи.

Однако, учение Бахауллы, как самое недавнее из откровений Господних, особенно актуально для нашего времени, когда всей Природе угрожают вызванные человеком опасности — от полного исчезновения всех ливневых лесов планеты до кошмара ядерного уничтожения.

Столетие назад Бахаулла провозгласил, что человечество вступило в новую эру. Эта новая эпоха, обещанная посланцами Бога во всех религиях прошлого, должна, наконец, принести человечеству мир и просвещение. Вместе с тем, чтобы достичь этой цели, человечество должно сначала осознать свое собственное единство, а также единство Бога и единство религий. До тех пор, пока эти неразрывные единства не будут осознаны, проблемы человечества будут лишь осложняться.

"Благополучие человечества, его покой и безопасность недостижимы, пока твердо не установится его единство, — писал Бахаулла. — Земля — единая страна, и все люди — ее граждане".

Вокруг этой мысли сосредоточены основные вопросы, стоящие сегодня перед экологическим движением. Проблемы загрязнения океанов, уничтожения видов, выпадения кислотных дождей и гибели лесов, не говоря уже о бедствиях ядерной войны, не знают государственных границ. Все они должны решаться в международном масштабе.

В то время, как все религиозные традиции указывают, что сотрудничество и согласие поистине необходимы, чтобы справиться с этими угрозами, в религиозных писаниях веры бахаи содержится, кроме того, четкая концепция нового мирового политического порядка, способного обеспечить подлинно долгосрочное решение подобных проблем.

"Господь указал самое мощное и эффективное средство исцеления мира - объединение всех людей в едином всемирном Деле..." — писал Бахаулла.

Основанный на идее всемирного содружества наций, этот новый политический порядок, с международным парламентом и исполнительным органом для претворения в жизнь его решений, должен, согласно учению бахаи, основываться на принципах экономической справедливости, равенства рас и народов, равноправия женщин и мужчин и всеобщего образования.

Все эти положения имеют непосредственное отношение к усилиям по защите окружающей среды. Например, принцип экономической справедливости. Во многих регионах мира наступление на тропические ливневые леса и угроза существованию некоторых пород деревьев обусловлены тем, что бедное население, законно стремящееся получить свою долю мировых благ, вырубает деревья для распашки полей. Эти люди не сознают того, что, будучи членами мирового сообщества, о котором они не имеют явного представления, они, в конечном итоге, скорее повредят будущему своих детей, чем увеличат их шансы на лучшую жизнь. Поэтому любые усилия по охране природы должны быть одновременно направлены на устранение принципиального неравенства между богатыми и бедными.

Подобным же образом, уравнивание женщин в правах с мужчинами может помочь делу защиты природы, привнося новый дух чисто женских ценностей в принятие решений о природных ресурсах. В писаниях бахаи отмечается, что "...мужчина властвовал над женщиной по причине более сильных и агрессивных свойств его тела и духа. Но чаши весов уже смещаются: сила теряет свое главенство, а живость ума, интуиция и духовные качества любви и заботы о ближнем, которыми так сильна женщина, ценятся все больше. Следовательно, новый век будет веком, проникнутым более женскими, нежели мужскими идеалами..."

Всеобщее образование, основанное на принципах бахаи взаимозависимости людей, — еще одна предпосылка достижения глобального экологического сознания. Принцип бахаи единства и взаимозависимости имеет прямое отношение к решению проблем окружающей среды. Обратимся вновь к священным писаниям веры бахаи:

"Под природой подразумевается те врожденные свойства и необходимые соотношения, которые вытекают из подлинной сущности вещей. Эти подлинные сущности, при бесконечном своем разнообразии, тем не менее, теснейшим образом взаимосвязаны... Сравните мир бытия с храмом тела человека. Все органы человеческого тела помогают друг другу, и таким образом поддерживается жизнь... Так же и среди отдельных элементов бытия существует чудесная связь и взаимовлияние сил, которые служат источником жизни мира и преемственности этих бесчисленных явлений".

 

Уже сам тот факт, что за этими принципами стоит авторитет религии, а не просто человека, — это одно — новый вклад во всеобъемлющее решение наших экологических проблем. Воодушевление, с которым была принята декларация в Ассизи, подтверждает эту мысль.

Вероятно, не существует более мощного импульса социальных перемен, чем религия. Бахаулла сказал: "Религия — величайшее изо всех средств установления порядка в мире и удовлетворения всех живущих в нем". Учения всех религиозных традиций, вдохновляя своих последователей, могут сыграть свою роль в попытках создать новую экологическую этику.

Например, Бахаулла ясно указывает на необходимость защищать животных. "Взирайте на Божьих созданий не иначе как оком доброты и милосердия, ибо Нашим, исполненным любови, Провидением, окружены земля и небеса."

Он Сам выразил глубокую любовь к природе и восхищение ею, развив в учении бахаи положение о связи окружающей среды и мира духовного. "Деревня — мир души, город — мир тела", — сказал Бахаулла.

Осознание разрыва между материальным и духовным — ключ к пониманию того положения, в котором сегодня находится человечество. По мнению последователей Бахауллы, основные опасности, грозящие окружающей среде, включая ядерное уничтожение, — проявления охватившей мир болезни человеческого духа, болезни, которая выражается в преувеличении значения материальных ценностей и в эгоцентризме, которые мешают нам совместно трудиться в едином всемирном сообществе. Вера бахаи стремится прежде всего возродить человеческий дух и сломать барьеры, мешающие плодотворному и гармоничному сотрудничеству людей независимо от их национальной, расовой и религиозной принадлежности.

Для бахаи цель существования заключается в том, чтобы способствовать прогрессу цивилизации. Приверженность бахаи природе — одна из основ нашей веры.

 

Международное сообщество бахаи, отдел общественной информации

 

Этот документ в формате MS Word  /  PDF 

См. также Международно-правовые нормы в области защиты окружающей среды и содействия развитию



Заявление, представленное в письменном виде 47-й сессии Комиссии ООН по правам человека, пункт 20 предварительной повестки дня.

Женева, Швейцария, 21 января 1991 г.

* * * * *
Международное Сообщество Бахаи приветствует успехи, достигнутые Комиссией по правам человека в разработке Декларации прав лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Усилия Комиссии в этом направлении чрезвычайно своевременны. Как указал г-н Асбджорн Эйде в своём великолепном отчёте за 1990 год, представленном Подкомиссии по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, недавние политические сдвиги во многих частях света высветили застарелые этнические трения, которые угрожают привести к новым вспышкам дискриминации и насилия. Мы рады тому, что г-н Эйде изучает, от имени Подкомиссии, возможные способы и средства проведения в жизнь мирных и конструктивных решений проблем, так или иначе касающихся меньшинств.

Не вызывает сомнения, что уникальные черты культуры каждого человека должны высоко цениться, и что гордость за свою культуру может стать здоровой силой, способно мотивировать человека на раскрытие своего полного потенциала и на контакты с окружающими людьми, как внутри, так и за пределами его собственной группы. В то же самое время, если довести это чувство до чрезмерности, как это слишком часто и случается, то привязанность к собственной группе может стать источником недоверия и враждебности по отношению к другим группам. Неумеренная гордыня по поводу собственного наследия может в этом случае стать поводом для актов ненависти по отношению к тем, кто не принадлежит к той же культуре, не говорит на том же языке или не исповедует ту же религию. Такое отношение отчасти ответственно и за прискорбные нарушения прав меньшинств, которые имели место на протяжении всего этого столетия.

По мнению бахаи, защита всех человеческих прав зиждется на признании фундаментального единства человеческого рода. Естественно, любые меньшинства следует поощрять к сохранению их уникального личностного и коллективного своеобразия. Только уважение к тем узам, что связывают все народы, может стать опорой для диалога между меньшинством и большинством и создать условия для расцвета человеческих прав.

Такая смена мировоззрения может произойти благодаря как систематическому, так и неформальному образованию. По причине важности вопроса образования мы рекомендовали, чтобы проект декларации, разрабатываемый Рабочей группой, в явном виде содержал упоминание о праве меньшинств на получение образования без какой-либо дискриминации. Только в отсутствие дискриминации при получении доступа к высококачественному образованию меньшинства смогут занять принадлежащее им по праву место в обществе. Представители меньшинств должны иметь возможность изучать свой язык и свою культуру, а также приобретать практические и социальные навыки, необходимые им для достижения успеха как своей собственной общине, так и в обществе большинства. Мы надеемся, что усилия по обеспечению всем людям базового образования к 2000 году придадут дополнительный импульс созданию и улучшению школ в регионах, заселённых меньшинствами.

Кроме того, мы предложили Рабочей группе, чтобы проект декларации включал пункт о свободе обмена информацией по меньшинствам и их уникальным языкам, культурам и религиям. Цель этого — взращивание более полного взаимопонимания среди жителей Земли. Мы занимаем такую позицию, потому что убеждены: невежество общества в отношении меньшинств и их образа жизни — одна из главных причин запугиваний и дискриминации, которым они подвергаются. Образование, ставящее своей целью вложить в каждого человека осознание богатого вклада, который делают меньшинства в культуру, и научить его ценить этот вклад, является критически важным для полной реализации человеческих прав меньшинств. В заключение хотелось бы отметить, что Международное Сообщество Бахаи всемерно поддерживает работу, выполненную к настоящему моменту Рабочей группой, и мы надеемся, что представленные нами рекомендации помогут сформулировать адекватную декларацию, которая сделает реальный вклад в улучшение ситуации с человеческими правами меньшинств.

 

Генеральный секретарь получил указанное послание, распространяемое в согласии с резолюцией Экономического и Социального Совета № 1296 (XLIV)

 

Использованы материалы официального интернет-сайта общины последователей Веры Бахаи в России www.bahai.ru - официальный веб-сайт общины последователей Веры Бахаи в России (скачано: июль 2007)

 

Этот документ в формате MS Word

Текст на английском Rights of Persons Belonging to National, Ethnic, Religious and Linguistic Minorities Документ МСБ № 91-0121

Также смотрите Заявление Международного Сообщества Бахаи на Всемирной конференции Дурбан (2001) "Против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости

Заявление Международного Сообщества Бахаи представленное на Всемирном женском конгрессе "За здоровую Землю"

 

«Благосостояние человечества, его мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока не будет достигнуто его прочное единство». Эти пророческие слова, сказанные Бахауллой в конце ХIХ века, были практически проигнорированы лидерами крупнейших государств той эпохи. Однако в заключительное десятилетие ХХ столетия люди мира все больше осознают свою взаимозависимость и убеждаются, наконец, что ни отдельная личность, ни какие-либо институты или нации не могут жить в полной изоляции от человечества в целом.

Кризис в области экологии и развития заставил многих пересмотреть свой подход к мировым проблемам и начать рассматривать землю как единую органичную, взаимозависимую и объединенную систему. Вследствие этого поиск баланса между нуждами общества и ограниченностью природных ресурсов происходит в более широком контексте, в мире и гармонии в самом обществе.

Тесная связь между единством человечества и равноправием полов объясняется в Писаниях бахаи: «...женщинам должно быть предоставлено право на равное с мужчинами образование и все прочие равные права. Это значит, что не должно быть разницы в сфере образования для лиц мужского и женского пола с тем, чтобы женщины смогли в равной степени с мужчинами развивать свои способности и занимать равное с ними положение, в социальной и экономической сфере. При этом условии в мире будут достигнуты единство и гармония. В прошлом все беды человечества были результатом его разъединения. Война и бедствия, которые с ней связаны, свирепствовали в мире; доступ женщин к образованию явится мощным шагом вперед к ликвидации этой ситуации и запрету войны, поскольку женщины используют все свое влияние для этой цели. Женщина — мать и воспитательница подрастающего поколения. Она не захочет приносить в жертву своих сыновей на поле битвы. На самом деле она явится величайшим фактором в установлении всеобщего мира и международного правопорядка. Нет сомнения в том, что женщина навсегда изгонит войну из жизни человечества».

В настоящее время большинство социальных систем исключают женщину из общественной жизни. В довершение, современные стратегии развития имеют тенденцию усиливать, иногда в значительной степени, подобное неравенство. В рамках ООН проводилось «Десятилетие женщин ООН: Равенство, Развитие и Мир (1975–1985 гг.)» для устранения неравноправия полов. Исследования, проведенные в рамках десятилетия, с большей очевидностью выявили жизненно важный вклад женщин в общественную и экономическую жизнь своих стран.

Новые исследования свидетельствуют о перегрузках, которые испытывают женщины, и препятствиях, мешающих их полноценному участию в жизни общества. Что еще более важно, десятилетие объединило женщин и предоставило им беспрецедентные возможности для обмена мнениями и опытом. Женщины выяснили для себя, что их общие заботы относительно их собственного будущего и будущего всего человеческого сообщества дают им право действовать невзирая на национальные, классовые и расовые границы и различия.

Это десятилетие явилось катализатором для активизации традиционных женских организаций и создания новых неправительственных организаций (НПО) для решения специфических женских проблем. Такие организации содействуют созданию широких структур для работы среди женщин, позволяющих им заявлять о своих нуждах, вырабатывать собственные программы и развертывать активную политическую деятельность на всех уровнях. В результате усилий, предпринятых в ходе десятилетия, при разработке стратегий развития стал приниматься в расчет недостаточный доступ женщин к ресурсам и образованию, к технологиям и источникам финансирования. Специализированные учреждения ООН, правительства и международные организации, занимающиеся вопросами развития, создали подразделения по женской проблематике.

Таковы существенные достижения, которые надлежит всемерно поддерживать и развивать. Однако, несмотря на определенный прогресс, женщины по-прежнему находятся на периферии активной политической жизни, а системы, которые их традиционно угнетали, остались в основном без изменений. Эти системы вписываются в систему господства, которая характеризует общество на протяжении тысячелетий: господства мужчины над женщиной; господства одной этнической или расовой группы над другой; господства одной нации над другой. Тем не менее, несмотря на свойственный людям консерватизм, «баланс уже меняется, — говорится в Писаниях Бахаи, — грубая сила теряет вес, а живость ума, интуиция и духовные качества — такие, как любовь и жертвенность, которыми сильна женщина, — приобретают все большее влияние. Следовательно, новая эпоха будет эпохой менее мужской и более проникнутой женскими идеалами, или, точнее говоря, будет эпохой, в которой мужское и женское начала в цивилизации будут лучше уравновешены».

Женщины должны развивать свои способности и стремиться к активной роли в решении мировых проблем, однако, надо отметить, что результаты их деятельности будут ограничены без полноценного сотрудничества со стороны мужчин. Женщины, работающие совместно, сообща в единстве и гармонии уже добились многого в открытых для них сферах деятельности. Теперь женщины должны объединиться с мужчинами как равноправные партнеры. Когда мужчины окажут полную поддержку этому процессу, приветствуя участие женщин во всех сферах человеческой деятельности и по достоинству оценивая и поощряя их вклад, мужчины и женщины сообща смогут создать нравственный и психологический климат, обеспечивающий мир, в котором сможет развиваться и процветать экологическая цивилизация.

Преобразования, необходимые для достижения истинного равноправия, несомненно, будут трудно даваться как мужчинам, так и женщинам, поскольку потребуют и от тех, и от других пересмотра многих привычных представлений и укладов. В этом деле нужна большая деликатность, поскольку никого нельзя осуждать или винить за то, что он является результатом воздействия исторических и общественных факторов. Вместо взаимных обвинений следует осознать общую ответственность в деле развития. Перед лицом опасностей и сложнейших проблем, стоящих перед человечеством, все должны осознать и признать, что старая модель больше не работает, и все должны быть в ответе перед грядущими поколениями за судьбы человеческой цивилизации и за ее взаимоотношения с природой планеты.

Однако следует отметить, что преобразования должны носить эволюционный характер, и они требуют терпения как от мужчин, так и от женщин, при общем стремлении к образованию и разумному использованию времени. Переходный период будет облегчен, когда мужчины осознают, что они не смогут полностью реализовать свой потенциал до тех пор, пока женщины не будут иметь равных возможностей самореализации. Действительно, когда мужчины станут активно проводить в жизнь принцип равенства, женщинам больше не придется бороться за свои права. Постепенно и мужчины, и женщины изживут укоренившиеся нездоровые стереотипы в своих взаимоотношениях и усвоят ценности, ведущие к истинному единству.

По мнению Международного Сообщества Бахаи возникающая ныне мировая цивилизация должна основываться на общей приверженности новым ценностям, на взаимном осознании баланса прав и ответственности и на добровольном стремлении каждого наиболее полно служить интересам всего человечества. Последователи Учения Бахаи всегда были сторонниками дела эмансипации женщин; и равноправие полов никогда не было для них абстрактным идеалом. Мы убеждены, объединение человечества зависит от установления равноправия мужчин и женщин. Как объясняется в Учении Бахаи, пройдя через этапы младенчества, детства и бурной юности, человечество ныне приближается к зрелости — этапу, когда произойдет «переустройство всего цивилизованного мира, и он станет единым организмом во всех основных аспектах своей жизнедеятельности».

Майами, США

8-12 ноября 1991 г.

Копирайт 2002, Baha'i International Community

© Bahá'í International Community, Office for the Advancement of Women

866 United Nations Plaza, Suite 120, New York, NY 10017 USA

Tel: +1 (212) 803 25 00 Fax: +1 (212) 803 25 66/73 Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Этот документ в формате MS Word  /  PDF

Текст на английском Statement presented to the World Women's Congress for a Healthy Planet

Также смотрите заявления Международного Сообщества Бахаи "Мобилизация институциональных, правовых и культурных ресурсов для обеспечения равенства между мужчинами и женщинами"

Новости бахаи

Бахаи Папуа-Новая Гвинея выпустили заявление в связи с ростом гендерного насилия

10 июля 2020 г.

ПОРТ-МОРСБИ, Папуа-Новая Гвинея — После недавней серии трагических событий в Папуа-Новой Гвинее усилились общественные призывы к прекращению насилия в отношении женщин. Национальное Духовное Собрание бахаи выпустило заявление о равенстве женщин и мужчин, в котором говорится о глобальной проблеме, усилившейся во время пандемии.

Это заявление, опубликованное в центральной газете и в социальных сетях, стало основой для конструктивных дискуссий как в столице, Порт-Морсби, так и в других регионах страны.

Подробнее...