Home
Facebook
Курсы Рухи

Приглашаем!

Электронные книги бахаи

Цитата

Когда человек ясно различает элементы, характеризующие прошлое, это позволяет ему еще более эффективно вносить вклад в формирование будущего.

Институт Рухи

Участвуйте!

Присылайте свои материалы для размещения на сайте "Архивы — память общины"! Мы всегда рады сотрудничеству!

Словарные статьи: Баби, Наср-Эддин

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКIЙ СЛОВАРЬ. Брокгауз и Ефрон. С.-Петербургъ, 1890—1907.

 

Баби

или Бабиды — мохаммеданская секта в Персии, основателем которой был 19 летн. Хаджи-Али-Мохаммед из Шираза, из рода сеидов. Его молодой энтузиазм, обаятельное красноречие, классический арабский язык его сочинений, его проповеди и ученые диспуты с мохаммеданским духовенством приобрели ему обширный круг последователей, в особенности среди духовенства, сеидов и даже среди евреев. Неофитов своего учения Б. старался убеждать, что он пророк, на которого, путем переселения душ, перешло вдохновение прежних пророков, и что он есть "Баб" (т. е. врата познания), почему секта и получила название Б. По учению ее основателя, Бог есть единый, вечный, неизменный источник жизни (араб. hai), и так как буквы этого слова в арабском счислении означают 18, то число 19 (с присовокуплением единого носителя вечной жизни) и является тем священным числом, к которому все должно быть сведено в организации государства (19 мес. в году, 19 первосвящ. и т. д.). Бог проявил свои свойства в своих творениях; эти последние, как непосредственно истекающие от Бога, могут быть только добром; зло же представляет лишь уклонение от священного числа, так сказать ошибку в вычислении; оно — преходящее, ибо поддается исправлению. Б. стремился основать государство на теократическо-социально-демократических началах; монарх поддерживается в стремлении к добру 19-ю первосвященниками; государственные доходы имеют своим источником исключительно добровольные взносы. Б. запрещает женщинам ношение покрывала, позволяет им участвовать в распространении его учения даже в качестве апостолов, крайне ограничивает многоженство, обставляет развод более стеснительными условиями и отменяет обязательность многочисленных молитв. Б. вменяет своим последователям в обязанность распространение своего учения и обещает мученикам воскресение из мертвых путем переселения душ. Из 18 апостолов, назначенных основателем секты, трое особенно выделялись своим рвением, энергией и организаторскими талантами: мулла Гуссейн из Хоросана, мулла Мохаммед-Али из Балафруша и красивая ученая женщина Курет-эль - Айн из Касвина. Вначале правительство не обращало внимания на развитие новой секты, но когда это религиозное движение подало повод к беспорядкам в Мешхеде и на престол вступил Наср-Эддин, в 1848 г., против сектантов были приняты строгие меры. Под предводительством муллы Гуссейна, Б. построил форт близ Астане-Шейх-Таберси в Мазандеране. Правительство потратило немало усилий и немало понесло жертв, пока укрепление сектантов было вынуждено к капитуляции. Несколько месяцев спустя, возгорелась еще более упорная борьба в Зенджане, в котором правительственные войска понесли большой урон, но на этот раз сам глава секты попался в плен и отвезен в крепость Черик в Гилане, а оттуда в Тавриз, где был казнен (1849 г.). Покушение одного из последователей секты на жизнь шаха подало повод к страшным репрессалиям: все попадавшиеся в руки правительства сектанты предавались мучительной смерти. Остаток все еще довольно многочисленной секты был вынужден или наружно отречься от нее, или бежать в Турцию, Индию. — Ср. Полака, "Pers i en" (2 т., Лейпц., 1865); Гобино, (Gobineau), "Les religions et les philosophie" dans l'Asie centrale" (Париж, 1866). Мирза-Казембек, "Баб и Бабиды" (СПб., 1865).

 

Наср-Эддин

(Nasreddin или Nasir ed din) — персидский шах, старший сын Мухамеда-шаха; род. в 1831 г.; в молодости проживал в отдалении от двора, в Тавризе. После смерти отца, в 1848 г., Наср-Эддин был призван на престол, который он должен был, однако, добыть оружием. Умея говорить лишь по-турецки, Наср-Эддин вскоре научился языку страны, а также французскому, и с особенной любовью стал заниматься географией, поэзией, рисованием. В 1873, 1878 и 1889 гг. он предпринимал путешествия по европейским странам, которые сам описал (английский перевод описания первого путешествия шаха напечатан в Лондоне в 1874 г.; на русском языке имеется "Путешествие шаха Наср-Эддина по Мазандерану. Собственный его величества дневник", СПб., 1887). Попытки шаха посредством реформ приобщить Персию к европейской цивилизации разбились при столкновении с восточным фанатизмом и умственной неподвижностью населения. Однако, благодаря его стараниям, был проведен в Персии телеграф, основана военная школа, приглашен из Франции военный инструктор и дикие персидские полчища преобразованы в армию, до известной степени дисциплинированную. В Тегеране была основана французская школа, в которой преподавались история, география, химия, медицина. Наиболее сильное противодействие мерам Наср-Эддина оказывали приверженцы секты бабидов (см.), которые неоднократно делали покушения на жизнь шаха. Эта секта была жестоко преследуема шахом и подверглась почти полному разгрому в 1869 г.

Ср. Мисль-Рустем, "Персия при Наср-Эддине шахе с 1882 по 1888 г. Очерки в рассказах" (СПб., 1897); Morgan u. Burger, "N. Schach u. das moderne Persien" (Дрезден, 1889).

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Напишите нам!

Курсы Института Рухи

1 книга Института Рухи3 книга Института Рухи3 книга Института Рухи4 книга Института Рухи5 книга Института Рухи6 книга Института Рухи7 книга Института Рухи8 книга Института Рухи9 книга Института Рухи10 книга Института Рухи

Приглашаем принять участие!

bahai administrationГотовим к изданию на русском языке книгу Шоги Эффенди «Администрация бахаи».

Читайте подробности. Участвуйте!

Рекомендуйте друзьям

Дома Поклонения Бахаи

Стать бахаи

facebook page

BahaiArc — хорошая площадка, чтобы поделиться вашими переводами текстов бахаи. Присылайте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.