Home

Базиленко И.В. О влиянии идей бахаизма на мировоззрение Л.Н.Толстого (1828–1910). // Христианское чтение – 2009. – № 7-8. – С. С. 150-171.

 

Можно встретить иное название этой статьи в различных библиографиях. Например, на сайте Санкт-Петербургской православной духовной академии и на сайте кафедры библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии: "О влиянии некоторых духовных «прелестей» Ближнего Востока на мировоззрение Л.Н.Толстого".

 

Из аннотации:

В статье рассмотрены малоизвестные факты биографии Л.Н. Толстого, связанных с историей увлечения писателя экзотическими восточными культами, в частности, бахаитским вероучением, оказавшим заметное влияние на мировосприятие Л.Н. Толстого в последние активные годы его жизни.

Ключевые слова: богословие, Л.Н. Толстой, восточные религии, бахаизм, бабиды, бахаиты, ислам, Джаззаб, Абд ал-Бах, Баха-Аллах, ваисовцы

.

 

  Комитет по неправительственным организациям

Основная сессия 2011 года

31 января – 9 февраля 2011 года

Доклады за четырехгодичный период 2006–2009 годов, представленные неправительственными организациями, имеющими консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете, через Генерального секретаря в соответствии с резолюцией 1996/31 Экономического и Социального Совета

 

Номер документа по классификации ООН E /C.2/2011/2/Add.5 распространен 28 октября 2010. Стр. 7-9

 

Оригинал документа в PDF

Бахаистское международное сообщество

Специальный консультативный статус предоставлен в 1970 году

 

I. Введение

Бахаистское международное сообщество имеет свыше 5 млн. членов в более чем 100 тыс. населенных пунктах.

 

Целии задачи организации

Бахаистское международное сообщество ставит перед собой цели применить принципы бахаизма, а также знания и опыт своих членов по всему миру для решения проблем, стоящих на повестке дня Организации Объединенных Наций, включая защиту и поощрение прав человека, содействие достижению гендерного равенства и устойчивое развитие.

 

II. Вклад организации в работу Организации Объединенных Наций

Бахаистское международное сообщество принимало участие в работе Комиссии по положению женщин, выступало с соответствующими заявлениями и участвовало в организации свыше 50 параллельных мероприятий совместно с различными учреждениями, включая Фонд Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ), Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и учреждения государств-членов. В качестве Председателя Комитета НПО по социальному развитию Конференции НПО, имеющих консультативный статус при Организации Объединенных Наций, организация сотрудничала с Отделом по вопросам социальной политики и развития и Бюро Комиссии социального развития, проводила выступления в дискуссионных группах по этическим аспектам изменения климата в ходе совещаний Комиссии социального развития. На Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата 2008 года в Польше, а затем на Конференции по изменению климата в Дании в 2009 году организация участвовала в составе делегации из 21 члена, где Сообщество провело три параллельных мероприятия, а также выступления на двух пресс-конференциях. Сообщество входит в состав Исполнительного комитета Конференции НПО по устойчивому развитию. Бахаистское международное сообщество принимало участие в дискуссиях по вопросам укрепления Совета по правам человека и внесло вклад в разработку и формулирование предметных и оперативных аспектов механизма всеобщего периодического обзора, а также принимало участие в каждой сессии Совета за отчетный период, организуя параллельные мероприятия, представляя заявления о положении бахаистских общин в Исламской Республике Иран и Египте, об искоренении насилия в отношении женщин, о диффамации религий и религиозных свободах, а также ведя активный диалог со Специальным докладчиком. Бахаистское международное сообщество является председателем Комитета НПО по свободе религий и убеждений и входит в состав исполнительного комитета Комитета НПО по правам человека.

 

A. Участие в работе Экономического и Социального Совета и его вспомогательных органов

Представители организации приняли участие более чем в 300 инициированных Организацией Объединенных Наций совещаниях, организация сделала 25 заявлений и приняла участие в подготовке более 20 совместных заявлений на: a) сессиях Совета по правам человека; b) совещаниях Рабочей группы по всеобщему периодическому обзору и Консультативному комитету СПЧ в Женеве; c) заседаниях Подготовительного комитета и Конференции по обзору Дурбанского процесса в апреле 2009 года, Южная Африка; d) заседаниях Комиссии по положению женщин; e) заседаниях Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин; f) заседаниях Комиссии социального развития. Бахаистское международное сообщество является партнером ПРООН – "Семилетний план для смены поколений" Альянса религий и защиты природы.

 

B. Сотрудничество с органами Организации Объединенных Наций

Сотрудничество включает совместную работу с ЮНИСЕФ и ЮНИФЕМ по организации брифингов и мероприятий Комиссии по положению женщин и ведущую роль в кампании по реформе архитектуры гендерного равенства; совместное с другими НПО представление рекомендаций Группе по обеспечению согласованности Организации Объединенных Наций для ее доклада Генеральному секретарю по программе "Единство действий" 9 ноября 2006 года; проведение в 2007 году консультаций в шести странах и представление материалов по их итогам в Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека в связи с проектом руководящих принципов по проблеме нищеты и прав человека.

 

C. Деятельность по достижению Целей развития тысячелетия

Цель 2. Программа расширения прав и возможностей по каналам Монгольского центра развития; программы образования в сельских районах в Гане; создание детских яслей, детских садов и начальных школ в Таиланде.

Цель 3. Расширение прав и возможностей молодежи и проведение занятий для родителей в Институте развития сельских женщин "Барли" (Индия).

Цель 4. Создание клиник и образовательных программ по первичной медико-санитарной помощи в Замбии.

Цель 5. Образовательная программа по первичной медико-санитарной помощи в Замбии; дородовые и послеродовые курсы в Центре матери и ребенка (Индия).

Цель 6. Программа просвещения по проблемам ВИЧ/СПИДа в Институте развития сельских женщин "Барли" (Индия); просветительские медико-санитарные программы (Уганда).

 

Доклад Международного Сообщества Бахаи за четырехлетний период 2010-2013 смотрите на отдельной странице.

Словарные статьи: Баби, Наср-Эддин

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКIЙ СЛОВАРЬ. Брокгауз и Ефрон. С.-Петербургъ, 1890—1907.

 

Баби

или Бабиды — мохаммеданская секта в Персии, основателем которой был 19 летн. Хаджи-Али-Мохаммед из Шираза, из рода сеидов. Его молодой энтузиазм, обаятельное красноречие, классический арабский язык его сочинений, его проповеди и ученые диспуты с мохаммеданским духовенством приобрели ему обширный круг последователей, в особенности среди духовенства, сеидов и даже среди евреев. Неофитов своего учения Б. старался убеждать, что он пророк, на которого, путем переселения душ, перешло вдохновение прежних пророков, и что он есть "Баб" (т. е. врата познания), почему секта и получила название Б. По учению ее основателя, Бог есть единый, вечный, неизменный источник жизни (араб. hai), и так как буквы этого слова в арабском счислении означают 18, то число 19 (с присовокуплением единого носителя вечной жизни) и является тем священным числом, к которому все должно быть сведено в организации государства (19 мес. в году, 19 первосвящ. и т. д.). Бог проявил свои свойства в своих творениях; эти последние, как непосредственно истекающие от Бога, могут быть только добром; зло же представляет лишь уклонение от священного числа, так сказать ошибку в вычислении; оно — преходящее, ибо поддается исправлению. Б. стремился основать государство на теократическо-социально-демократических началах; монарх поддерживается в стремлении к добру 19-ю первосвященниками; государственные доходы имеют своим источником исключительно добровольные взносы. Б. запрещает женщинам ношение покрывала, позволяет им участвовать в распространении его учения даже в качестве апостолов, крайне ограничивает многоженство, обставляет развод более стеснительными условиями и отменяет обязательность многочисленных молитв. Б. вменяет своим последователям в обязанность распространение своего учения и обещает мученикам воскресение из мертвых путем переселения душ. Из 18 апостолов, назначенных основателем секты, трое особенно выделялись своим рвением, энергией и организаторскими талантами: мулла Гуссейн из Хоросана, мулла Мохаммед-Али из Балафруша и красивая ученая женщина Курет-эль - Айн из Касвина. Вначале правительство не обращало внимания на развитие новой секты, но когда это религиозное движение подало повод к беспорядкам в Мешхеде и на престол вступил Наср-Эддин, в 1848 г., против сектантов были приняты строгие меры. Под предводительством муллы Гуссейна, Б. построил форт близ Астане-Шейх-Таберси в Мазандеране. Правительство потратило немало усилий и немало понесло жертв, пока укрепление сектантов было вынуждено к капитуляции. Несколько месяцев спустя, возгорелась еще более упорная борьба в Зенджане, в котором правительственные войска понесли большой урон, но на этот раз сам глава секты попался в плен и отвезен в крепость Черик в Гилане, а оттуда в Тавриз, где был казнен (1849 г.). Покушение одного из последователей секты на жизнь шаха подало повод к страшным репрессалиям: все попадавшиеся в руки правительства сектанты предавались мучительной смерти. Остаток все еще довольно многочисленной секты был вынужден или наружно отречься от нее, или бежать в Турцию, Индию. — Ср. Полака, "Pers i en" (2 т., Лейпц., 1865); Гобино, (Gobineau), "Les religions et les philosophie" dans l'Asie centrale" (Париж, 1866). Мирза-Казембек, "Баб и Бабиды" (СПб., 1865).

 

Наср-Эддин

(Nasreddin или Nasir ed din) — персидский шах, старший сын Мухамеда-шаха; род. в 1831 г.; в молодости проживал в отдалении от двора, в Тавризе. После смерти отца, в 1848 г., Наср-Эддин был призван на престол, который он должен был, однако, добыть оружием. Умея говорить лишь по-турецки, Наср-Эддин вскоре научился языку страны, а также французскому, и с особенной любовью стал заниматься географией, поэзией, рисованием. В 1873, 1878 и 1889 гг. он предпринимал путешествия по европейским странам, которые сам описал (английский перевод описания первого путешествия шаха напечатан в Лондоне в 1874 г.; на русском языке имеется "Путешествие шаха Наср-Эддина по Мазандерану. Собственный его величества дневник", СПб., 1887). Попытки шаха посредством реформ приобщить Персию к европейской цивилизации разбились при столкновении с восточным фанатизмом и умственной неподвижностью населения. Однако, благодаря его стараниям, был проведен в Персии телеграф, основана военная школа, приглашен из Франции военный инструктор и дикие персидские полчища преобразованы в армию, до известной степени дисциплинированную. В Тегеране была основана французская школа, в которой преподавались история, география, химия, медицина. Наиболее сильное противодействие мерам Наср-Эддина оказывали приверженцы секты бабидов (см.), которые неоднократно делали покушения на жизнь шаха. Эта секта была жестоко преследуема шахом и подверглась почти полному разгрому в 1869 г.

Ср. Мисль-Рустем, "Персия при Наср-Эддине шахе с 1882 по 1888 г. Очерки в рассказах" (СПб., 1897); Morgan u. Burger, "N. Schach u. das moderne Persien" (Дрезден, 1889).

 

Л.С. Васильев

Васильев Л. С. – История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество): Учеб. пособие для вузов по спец. "История".– М.: Высш, шк. 1983 – 368 с.

 

В книге дается очерк истории возникновения религий Востока, их роли в развитии социально-экономической и политической структуры восточных обществ и культуры. Характеризуются монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам), религиозные системы Индии (брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм), Китая (конфуцианство, даосизм), Японии (синтоизм и буддизм) и др.

 

Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности "История"

 

(ниже приводится часть главы "Трансформация ислама")

 

Речь идет о движении последователей Баба, о бабизме и бе‑хаизме. В 1844 г., ровно через тысячу лет после исчезновения легендарного двенадцатого имама, основатель этого движения объявил, что он – Баб, т. е. врата, открывающие путь для истины, для Махди. Число почитателей этого Баба и сторонников ожидаемого Махди стало быстро расти, а проповеди самого Баба, перемежавшиеся призывами к свободе, равенству, равноправию женщин и т. п., пользовались огромным успехом. Вскоре Баб по настоянию ревнителей ислама был арестован и в 1850 г. убит. Жестокие гонения обрушились и на всех его последователей, часть которых бежала в Ирак под защиту турецкого султана. Одним из них был Бехаулла. Сторонники Бехауллы, бехаисты, восприняли многое из западных идей, выступали против войн, за всемирную общность людей, за терпимость, любовь, равноправие и даже за передел имуществ. Хотя бехаизм в целом не достиг больших успехов и не получил широкой поддержки, его влияние в кругах интеллигенции дало результаты. Можно сказать, что идеи бабизма и бехаизма создали в исламском обществе ту среду, которая в дальнейшем породила многие новые движения, направленные на реформацией модернизацию ислама.

Иногда при этом использовалась та же, что и в бабизме и бехаизме, идея мессии‑Махди. Под знаком этой идеи среди мусульман Восточного Судана в Африке в конце XIX в. прокатилось мощное движение махдизма, направленное своим острием против европейских колониальных захватов, в защиту местных интересов и привычных исламских традиций.

Примерно в то же время, на рубеже XIX–XX вв., аналогичное движение появилось в исламских кругах Индии. Глава одной из сект, Ахмад, испытавший влияние ряда религиозных течений, объявил своим сторонникам, что Иисус, воскреснув, отправился проповедовать слово божие в Индию и что христианский мессия и ожидаемый мусульманами Махди – это одно и то же лицо, а воплощением этого лица в его очередном перерождении является именно он, Ахмад. Движение ахмадийцев (ахмади, ахмадие, ахмадия) вскоре приобрело немалое влияние среди мусульман Индии, причем это свое влияние секта сохраняет в Пакистане и в наши дни.

 

Также см.: Казем-Заде Ф. Борьба за влияние в Персии. Дипломатическое противостояние России и Англии. Пер. с англ. М.: Центрполиграф, 2004. – 544 с.

По истории баби смотрите:

А'зам Набиль-и Вестники Рассвета. Повествование о ранних днях Откровения Бахаи: в 2т. Пер. с англ. – М.: Единение, 2005. – Т. I. – 284 с.

Кузнецова Н.А. Иран в первой половине XIX века Изд-во "Наука" 1983

В книге освещается переломный период в истории Ирана: установление власти Каджаров, соперничество европейских держав в борьбе за влияние в стране, внешняя и внутренняя политика Ирана, движение бабидов. Прослеживаются тенденции социально-экономического и политического развития Ирана, становление и эволюция капиталистических отношений в торговле и отдельных сферах производства.

Глава V "Антифеодальное религиозно-политическое движение бабидов", стр. 199-231. (Можно скачать файл с текстом.) 

О духовном лидере бабидов — Бабе (Сейиде Али Мухаммаде) — читайте на отдельной странице нашего сайта. Современная интерпретация роли Баба в истории. Также можно отметить, что, например А.В. Мартыненко полагает: «Сведение движения бабидов только к социальному протесту, вызванному экономическими обстоятельствами, представляется упрощением данного сложного феномена. (Мартыненко А.В., Грачева Е.З. К вопросу о преподавании новой истории Ирана в российских общеобразовательных учреждениях / Гуманитарные науки и образование. 2018. № 3 (35). С. 89-94. Стр. 92)

Кузнецова Н.А. Иран в первой половине XIX века

Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 2: Учеб. по спец. "История". - М.: Высш. шк., 1998. — 495 с. Л.С. Васильев

Второй том двухтомника, посвященного истории Азии и Африки с древности и до сегодняшнего дня, касается событий XIX-XX вв., когда колониальный и постколониальный Восток, подвергаясь давлению со стороны западных держав, сопротивляясь и приспосабливаясь, модернизировался и выбирал свой путь развития. В книге обращено внимание на роль религиозно-цивилизационной традиции в процессе поисков путей развития современного Востока. Говорится и о возрастающей роли событий на Востоке для судеб мирового сообщества.

(ниже приводится только часть десятой главы, где рассказывается о восстаниях баби)

Глава 10

 

Шиитский Иран в XIX–XX вв.

Став с начала XVI в. центром шиитской оппозиции в мире ислама, шахский Иран не только продолжал последовательно отстаивать свою самобытность, но и весьма болезненно реагировал на вмешательство в его дела извне, особенно со стороны России и Англии, ведших дело к превращению этой страны в полуколонию. Вынужденная приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, традиционная структура Ирана реагировала на них особенно бурно. Именно проявлением такого рода реакции было и восстание бабидов в середине XIX в. – восстание, несколько опередившее давно назревавшие в стране реформы.

Баб и бабиды

В 1844 г. – ровно через тысячу лет (по европейскому календарю) с момента легендарного исчезновения двенадцатого скрытого имама – сеид Али Мухаммед объявил себя Бабом, т. е. вратами, через которые ожидаемый имам в качестве мессии Махди вот‑вот должен спуститься на землю. Прихода скрытого имама шииты всегда ожидали с нетерпением, а в периоды острых кризисов это нетерпение стократ возрастало. Неудивительно, что проповедь, с которой выступил набожный торговец из секты шейхитов, вызвала широкий отклик в стране. Махди ожидали со все возрастающим напряжением, а идеи Баба, распространявшиеся его последователями вначале в весьма неопределенной форме и потому получавшие различную интерпретацию в зависимости от обстоятельств (то это были призывы к справедливости и снижению налогов, то осуждение богатства и роскоши, то возмущение бесцеремонностью иностранцев, то требования социальных и имущественных прав и гарантий), день ото дня обретали все большую силу, особенно в Азербайджане, где произвол персидских властей ощущался наиболее остро. Встревоженные власти заключили Баба в 1847 г. в тюрьму, но это его не остановило: именно сидя в крепости Баб написал свою знаменитую книгу Беян, в которой он провозгласил себя долгожданным Махди и изложил принципы своего учения. Вкратце эти принципы сводились к тому, что новая эпоха рождает нового пророка, устами которого говорит Аллах, что он, Баб и Махди, является именно таким пророком, несущим миру справедливость, гарантирующим защиту прав и имущества и в то же время выступающим против произвола власти и засилья иностранцев. Распространяя идеи Баба, его последователи во многом шли дальше него, требуя раздела и общности имущества, выступая за всеобщее равенство, включая и равенство женщин. Эти эгалитарные призывы оказывали едва ли не наибольшее воздействие на крестьянские массы, следствием чего были быстрое возрастание количества бабидов и радикализация этого движения.

В стране одно за другим начиная с осени 1848 г. вспыхивали бабидские восстания, причем казнь самого Баба летом 1850 г. лишь подлила масла в огонь. И хотя восстания вскоре были подавлены, ушедшие в подполье бабиды не сдавались, а в 1852 г. пытались даже убить шаха. Естественно, что после этого преследования бабидов усилились. Расправа с восставшими бабидами и бегство уцелевших предводителей и идеологов движения в соседние страны, в основном в Ирак, находившийся под властью Османской империи, привели к изменению характера самого протеста. Подхвативший знамя бабидов Бехаулла заявил себя сторонником ненасильственных действий и, восприняв многое из западных идей, выступил против войн, за терпимость, равноправие, передел имуществ и некую наднациональную всемирную общность людей. Хотя бехаизм, в отличие от бабизма, не получил. широкого распространения и поддержки в Иране, его идеи, как и движение бабидов, сыграли определенную роль в изменении обстановки в стране. Впрочем, в этом же направлении пытались в те годы действовать и власти, о чем свидетельствуют реформы премьера Таги‑хана (эмира Низама). Реформы, проводившиеся в основном в армии, хотя затронувшие и сферу ремесла и торговли, а также просвещения (первая газета, первая светская школа‑лицей), могли и должны были послужить началом для серии преобразований, в которых давно нуждалась страна и которые и без того сильно запоздали (по сравнению, скажем, с эпохой Танзимата в Турции). Но подозрительность шаха Наср ад‑Дина, ревниво относившегося к популярности Таги‑хана и увидевшего в нем возможного соперника, привела к отставке реформатора.

Прекращение реформ не замедлило сказаться: успешный поход шаха на Герат в 1856 г. завершился отступлением под давлением англичан, навязавших Ирану унизительный мирный договор. Вслед за тем начался период активного проникновения иностранного капитала в Иран. Займы, концессии, полуколониальный характер внешней торговли – все это за короткий срок подчинило экономику страны иностранцам. И хотя шах после нескольких поездок в Европу в 70–80‑х годах ввел в систему управления страной некоторые новшества, включая попытку ограничить судебную власть шиитского духовенства и несколько европеизировать систему администрации, эти сильно запоздавшие попытки уже мало что могли изменить.

В отличие от Османской империи, где благодаря танзиматским реформам была сохранена политическая независимость, шахский Иран эту независимость быстро утрачивал. Дело дошло до того, что в конце XIX в. Россия и Англия практически поделили между собой сферы влияния в этой стране. Север страны, включая ее столицу, находился под сильным политическим давлением России, а наиболее надежным армейским формированием на долгие десятилетия стала созданная и возглавлявшаяся русскими офицерами казачья бригада. Район Персидского залива почти целиком зависел от англичан. Правда, шах время от времени под давлением недовольных в стране выступал против иностранного господства, особенно в сфере экономики, что проявлялось в виде отмены некоторых кабальных концессий, но ситуация в целом была очевидной: Иран после бабидского восстания и урезанных реформ Таги‑хана оказался внутренне слабым. Его традиционная структура не успевала приспособиться к быстрым изменениям в мире и вокруг страны, следствием чего и явилось экономическое, а затем и политическое закабаление, превращение страны в полуколонию России и Англии. Однако, несмотря на все сказанное, традиционная структура не была сломана. Мало того, она постепенно и достаточно активно созревала для трансформации, а проникновение в Иран влияний извне и усиленный контакт с Россией способствовали этому.

Иранская революция 1905–1911 гг.

Пожалуй, именно на примере Ирана известный тезис о пробуждении Азии под влиянием русской революции 1905 г. работает наиболее зримо и очевидно. Уже на рубеже XIX–XX вв. большое количество иранских отходников, особенно из иранского Азербайджана, работали на предприятиях русского Закавказья. Только в Баку, по некоторым данным, их в 1904 г. насчитывалось 7 тыс. – свыше 20 % всего бакинского пролетариата. Русские революционеры вели с ними работу, и, возвращаясь на родину, отходники несли с собой новые идеи, порой весьма радикальные. Эти идеи жадно впитывались голодающими крестьянами на рубеже XIX–XX вв., когда в Иране резко обострилась продовольственная проблема, что вело к спорадическим голодным бунтам и народным демонстрациям, сопровождавшимся разгромом домов спекулянтов и торговцев зерном, и способствовало возникновению революционной ситуации. Для взрыва нужен был лишь повод, и этот повод не замедлил появиться: жестокое избиение старика‑сеида по приказу властей вызвало в декабре 1905 г. взрыв недовольства населения страны. Увидев в этом акте издевательство над верой (сеиды – потомки пророка) и торжество несправедливости, жители Тегерана вышли на улицы. Недовольное шахскими администраторами шиитское духовенство подстрекало массы. Тысячи видных горожан демонстративно засели в бест* в мечети близ столицы и стали требовать от шаха наказания виновных и учреждения «дома справедливости» (это не очень определенное требование означало как справедливый суд, основанный на общем для всех законе, так и нечто вроде законосовещательного собрания). Напуганный волнениями шах согласился на предъявленные ему требования, но вскоре после этого начались репрессии. В ответ на них летом 1906 г. поднялась новая волна протестов: тегеранские горожане во главе с духовниками 30‑тысячной процессией направились в священный город Кум (где похоронена дочь пророка Фатима), тоща как другие засели в бест на территории английской миссии.


* Бест – в Иране право убежища на территории некоторых священных мест.

Также смотрите: Казем-Заде Ф. Борьба за влияние в Персии. Дипломатическое противостояние России и Англии. Пер. с англ. М.: Центрполиграф, 2004. – 544 с.

По истории баби:

Подкатегории

Нужна помощь!

Имеются короткие тексты биографий бахаи на английском. Кто хотел бы помочь с переводом? Откликнитесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Рекомендуйте друзьям

Дома Поклонения Бахаи

Передать в архив

Отправить материалы в "Архивы — память общины" легко. Нажмите на картинку и загрузите файлы.

загрузить файл в архив

Yandex

BahaiArc — хорошая площадка, чтобы поделиться вашими переводами текстов бахаи. Присылайте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.