Храмы бахаи

Эффи Бейкер – австралийская женщина, которая пожертвовала семьей и браком ради любви к искусству и жизни. Она родилась 25 марта 1880 года в городе Гоулдзбро рядом с Баларатом в семье британских эмигрантов, которых привлекла туда надежда заработать на викторианских золотых приисках. Ее дед, Генри Эванс Бейкер, который в молодости переехал в Северную Америку из родного города Кента и встретил в Нью-Йорке свою будущую жену – шотландскую девушку Евфимию МакЛиаш, в 1852 году привел в Мельбурн судно, транспортирующее уголь, и не смог собрать команду, с которой поедет обратно. Предчувствуя приключения, Бейкер продал судно и окунулся в золотую лихорадку. Впоследствии к Бейкеру присоединился Уильям, брат Эуфемии МакЛиаш, и они уже вчетвером, с партнерами Робертом Доддом и Самуэлом Крозье, нашли рудную жилу Биалиба, которая также известна как рудная жила Дня Рождения Королевы, и в 1863 году зарегистрировали свое месторождение.

Предки Эффи по материнской линии также были британцами. Отец ее матери, Джеймс Кулли Смит, переехал в Австралию в возрасте 18 лет, а в 1845 году в Аделаиде он женился на Элизе Болл. Какое-то время Джеймс работал в Южной Австралии, управляя упряжкой волов, а затем перевез свою семью в Гоулдзбро, где в декабре 1879 года его дочь Маргарет вышла замуж за Джона Бейкера, сына Генри и Евфимии.

Евфимия Элеонор Бейкер
 

Евфимия Элеонор Бейкер

(1880 – 1968)

Фотография взята из «Хронологии Веры Бахаи», Глен Камерон и Венди Момен, Оксфорд, 1996 год

Эффи, первая из их 11 детей, родилась на следующий год. Когда семья стала разрастаться, ее отправили жить к бабушке и дедушке в Балларат. Именно здесь в годы ее становления (1886 – 1890) дедушка привил внучке любовь к науке, склонность к творчеству и стремление к самосовершенствованию. Она училась в Государственной школе Монт Плизант, Колледже Гренвиля, Восточной школе искусств Баларата, Школе искусств Карью Смита и, наконец, Колледже Бейли. Получив полное представление о цвете и композиции, Эффи все больше стала увлекаться новым искусством фотографии. Получив в подарок от тети фотоаппарат, Эффи делала снимки на каникулах в Персе в 1898 году и в районе Балларата в 1899 году, сама их проявляла, печатала и помещала в альбомы, которые дарила своим родителям.

В 1900 году Эффи переехала на Блэк Рок в Мельбурне к Евфимии, сестре Генри Бейкера, которая была директором школы и одной из первых женщин, добившихся возможности прослушать курс гражданской службы в Виктории. Несомненно независимость тети «Фимы» и ее успешная карьера произвели неизгладимые впечатления на Эффи. В 1914 году мельбурнский печатник Т. Х.Хантер напечатал буклет из семи ее фотографий «Полевые цветы Австралии», который немедленно произвел фурор и переиздавался трижды (в 1917, 1921 и 1922 годах). Буклет, один из первых буклетов такого типа в Австралии, был переплетен зеленой лентой, а вставленные в рамку фотоснимки были проложены папиросной бумагой. Мельбурнская газета подметила, что палитра была «верно передана при помощи изысканной мягкости лака, используемого при ретушировании фотографий» и рекомендовала этот буклет в качестве идеального рождественского подарка. В дополнение к своим цветным фотографиям Эффи продала в целях благотворительности искусно сделанные деревянные «австралийские игрушки» и домики для кукол, а также акварели австралийских полевых цветов. В 1922 году, живя в Беомарисе, Эффи и ее хороший друг Руби Бивер начали посещать встречи в New Civilisation Centre, который пропагандировал идеи "Новой мысли" – философского и интеллектуального целительского движения, появившегося в Северной Америке и привезенного в Австралию доктором из Калифорнии Джулией Сетон Сирс. Хотя «Новая мысль» и было вдохновлено христианством, это движение было скорее философским, чем религиозным. Это был призыв, который делал акценты на конструктивном мышлении и неизбежности наступления «новой эры», а также на свободных обсуждениях религиозных тем. Эффи и Руби первый раз услышали о Вере Бахаи в центре доктора Сирс, и Эффи стала вторым человеком в Австралии, после оптика из Сиднея, Освальда Уитакера, принявшим Веру Бахаи.

Они оба встретились с Гайдом и Кларой Данн, англо-ирландской парой, которые стали бахаи в Калифорнии и приехали в Австралию в 1920 году, чтобы распространять свою религию, берущую начало в Персии XIX века. Эффи понравилось выступление Гайда в Мельбурнском центре "Новой мысли". Он рассказывал о необходимости единства всего человечества, основанном на единстве всех рас и межрелигиозном взаимопонимании, и о самостоятельном поиске истины, в противовес слепому подчинении традициям, и обращался к таким заповедям Бахауллы, основателя Веры Бахаи, как равенство полов и преемственность великих религий. На Эффи произвела впечатление «смиренная искренность и вера» с которой выступал Гайд, и принятие Веры Бахаи вскоре изменило течение ее жизни.

В 1923 году вместе с Даннами она посетила Тасманию и Западную Австралию, а в 1924 году совместно с всемирно известным учителем Веры и эсперантисткой Мартой Рут она съездила в Новую Зеландию. В Окленде она узнала, что четверо новозеландских бахаи собираются на паломничество в Хайфу, в Палестину, к святым усыпальницам бахаи и приняла их приглашение присоединиться к ним. Она страдала от отравления свинцом из-за того, что смачивала свои кисти слюной, а не водой, поэтому это предполагаемое как трехмесячное путешествие было для нее возможностью совершить лечебный морской круиз, который ей давно рекомендовали. Паломники отбыли из Аделаиды в январе 1925 года, а вернулась Эффи только 11 лет спустя.

Когда она снова посетила Хайфу после паломничества и нескольких недель отдыха в Англии, Эффи приняла предложение Хранителя Веры Бахаи, Шоги Эффенди, остаться там смотрителем нового дома для паломников-бахаи из западных стран. Она очень сдружилась с женщинами в семье Шоги Эффенди, и у нее не было никаких особенных обязательств в Австралии, а жизнь в Хайфе давала ей возможность служить Вере (она никогда не видела себя в качестве спикера, как, например, Гайд Данн или Марта Рут) и познакомиться с известными людьми Запада и Востока.

Вскоре Шоги Эффенди оценил талант Эффи как фотографа и дизайнера. Ей повезло, что она переселилась в Хайфу, когда он работал над первым Ежегодником Бахаи, публикацией, освещавшей деятельность бахаи по всему миру, в настоящее выходящим под названием The Bahá'í World. Ранние тома были полны ее фотографий монументальных садов бахаи на горе Кармель, которые считались самыми красивыми во всем Израиле. Эффи также изготовляла модели ландшафтов, чтобы помочь Шоги Эффенди в планировке новых секций садов.

Самое сложное задание было у нее в 1930 году, когда Шоги Эффенди срочно понадобились фотоснимки большого количества мест, связанных с истоками религий Баби и Бахаи. В спешке необходимо было заснять множество городов и зданий, которые разрушались в связи с персидской государственной программой по полной модернизации. К тому же, Шоги Эффенди завершал перевод «Повествования Набиля», эпического рассказа о корнях религии, и ему требовались фотографии для первого издания.

Во времена, когда европейским женщинам было небезопасно появляться в регионе, Эффи путешествовала поездом и на машине по Ираку и Персии, где условия жизни колебались от краткой роскоши в тегеранских отелях до холодных ночных странствий на перегруженном муле по крутым каменистым склонам. Трехмесячная командировка растянулась на восемь месяцев. Она переезжала с места на место, скрывая свой Кодак и вторую камеру на фотопластинках с тройным увеличением. Да и сама она была зачастую скрыта под черной абайей.

Полное отсутствие фотопринадлежностей в стране и необходимость проверки сделанного, прежде чем переезжать на другую территорию, стали настоящей проверкой фото-мастерства Эффи. Из-за отсутствия темной комнаты и водопровода ей приходилось проявлять пленку ночью и убеждаться, что у нее есть, по крайней мере, один хороший снимок данной местности. Она вернулась в Хайфу с более тысячей хороших фотографий, около 400 из которых были напечатаны.

Эффи вернулась в Гоулдзбро в феврале 1936, где она оставалась до переезда в Сидней в том же году. Она постоянно делилась своими фотографиями и художественными работами с друзьями, хотя и не любила публичности и признания уникальности ее жизненного опыта и достижений. Остаток своей жизни она посвятила растущей австралийской общине бахаи и, особенно, детям, которые получали от нее подарки и слушали ее рассказы о приключениях. Она умерла в январе 1968 года, когда ее фотоработы были известны только узкому кругу ее знакомых. В 1981 – 1982 годах они были включены в национальную выставку австралийских женщин-фотографов 1890 – 1950 годов. Именно с того времени она получила большую известность.

Грэм Гассал

Ссылки:

Annear, Judy, & Merryn Gates, Australian Woman Photographers 1890-1950, George Paton Gallery, Melbourne University Union, 1981.

Hassall, Graham, "Effie Baker: A Remarkable Woman", Herald of the South 7, April 1986.

Перевод Анны Цуркан

Некоторые фотографии авторства Эффи Бейкер вы можете увидеть в фотоальбоме о жизни Бахауллы.

Можно добавить, что во время своего проживания в Хайфе Эффи Бейкер также служила смотрителем Международного архива бахаи.

20 июня 2003 года в г. Буэа (Камерун) скончалась бахаи, сыгравшая историческую роль в развитии веры в Ирландии, Великобритании и трёх африканских странах.

В некрологе, посвящённом Урсуле Самандари, покинувшей этот мир в возрасте 93 лет, Всемирный Дом Справедливости отметил, что многие десятилетия её исторически важного служения «были наполнены чистым духом, сияющей радостью и любовью ко всем народам, и мы вспоминаем её с благодарностью и восхищением».

Она была членом первых Местных Духовных Собраний Дублина, Белфаста и Могадишо, состояла в нескольких Национальных Духовных Собраниях: Британских островов (1945—1951), Северо-Восточной Африки (1961-1970) и Камеруна (1972-1974; 1975-1980). Она также служила в Местных Духовных Собраниях Лондона, Бристоля и Найроби.

Переехав в Сомали в 1953 году, Урсула и её муж, Михди Самандари, заслужили звание «Рыцарей Бахауллы» — этот титул был дарован им Шоги Эффенди, бывшим в то время Главой Веры.

Урсула, в девичестве Ньюман, родилась 29 декабря 1909 года в городе Митчам, графство Сюррей, Англия.

Урсула Самандари
 
Урсула Самандари

(1909-2003)

Сначала она воспитывалась дома под присмотром гувернантки, затем окончила среднюю школу Уимблдон и Ботанический колледж Свенли, в котором осталась читать лекции по ботанике. У неё был собственный цветочный бизнес в Лондоне, а также питомник в Дублине. В Сомали Урсула преподавала английский язык.

В своих мемуарах, законченных в 1986 году, г-жа Самандари рассказала о том пути, который она прошла от членства в англиканской церкви к объявлению себя бахаи в 1938 году. Она впервые узнала о Вере в 1936 году в Лондоне от Ричарда Сент-Барбе Бейкера (знаменитого бахаи, основателя экологического общества «Люди деревьев» (“The Men of the Trees”)), Хасана Бальюзи, который позже стал Десницей Дела Божьего, и Дороти Ферраби.

«Хотя я верила в Иисуса Христа, я разочаровалась в учении церкви,— писала она.— Сначала я ходила на встречи бахаи просто из интереса, потому что мне хотелось посмотреть на персов. Я читала, изучала и посещала встречи два года. Самый большой интерес вызвала у меня книга “Крупицы” (сборник Писаний Бахауллы)».

Урсула Ньюман в Дублине вместе со своим будущим мужем Михди Самандари (слева) и Джорджем Тауншендом.В 1945 году Урсула Ньюман стала одной из трёх бахаи, которые первыми откликнулись на призыв плана распространения Веры: они переехали в другие города. Урсула выбрала Сент Айвес.

В скором времени она переехала в Дублин, став членом первого Местного Духовного Собрания этого города и всей Ирландии, и служила его секретарём в тот период, когда председателем был известный бахаи Джордж Тауншенд, позже ставший Десницей Дела Божиего.

В 1951 году Урсула вышла замуж за д-ра Михди Самандари, который вместе с ней служил Вере в Белфасте; свадьбу они сыграли в лондонском центре бахаи.

В 1953 году супруги переехали в Найроби, Кения, а год спустя отправились в Могадишо, Сомали, где жили до 1971 года. По просьбе Всемирного Дома Справедливости они стали пионерами в Камеруне (стать «пионером», т.е. «первооткрывателем» у бахаи означает переехать в другую местность, чтобы способствовать там развитию Веры).

Г-жа Самандари, которую Всемирный Дом Справедливости назвал «благородной душой», умерла на своём пионерском посту в Буэа, Камерун, после продолжительной болезни. Соболезнования её мужу д-ру Самандари поступали со всего мира.

Информация взята с сайта Всемирной информационной службы бахаи www.bahaiworldnews.com

Этот документ в формате MS Word

Мирза Али Мухамад (Ibn-i-Asdaq) - Апостол Бахауллы

Апостол Бахауллы и Десница Дела Божьего

Мирза Али Мухамад (Ибн-и-Асдаг) был сыном Муллы Садига-и-Мугаддаса, ветерана Веры Бахаи. Еще мальчиком он вместе с отцом был помещен в подземную тюрьму. Юношей он встретил Бахауллу в Багдаде. В 1882 году Бахаулла дал ему титул Шахид Ибн-и-Шахид (Мученик, сын Мученика). Таким образом, Мирза Али Мухамад и его отец возвысились до положения мучеников без акта физического мученичества.

Ибн-и-Асдаг много путешествовал, обучая Вере. Бахаулла в одной из скрижалей, явленной в его честь, поместил такие удивительные строки: «Само передвижение с места на место, когда оно предпринято ради Бога, всегда оказывало, и ныне может оказывать влияние на весь мир».

А первое упоминание о роли и концепции Десниц Дела Божьего было сделано Бахауллой в Скрижали, также явленной в честь Ибн-и-Асдага в апреле 1887 года.

Его брак с принцессой, правнучкой Фаз-Али шаха, при дворе которого служил отец Бахауллы, ввел его в общество самых высокопоставленных людей Ирана, многих из которых он обратил в Веру. Он часто говаривал «Нужно охотиться на льва, а не на лисицу».

После вознесения Бахауллы он стал одним из тех, кто старался остановить губительную деятельность нарушителей Завета. Во времена Абдул-Баха он стал еще больше путешествовать – по Индии, Туркменистану, Бирме и Ирану. Побывал и в Ашхабаде. А в 1919 году (по некоторым источникам в 1920) он лично доставил Скрижаль в Гаагу, начертанную Абдул-Баха в адрес Центральной организации за прочный мир.

Ибн-и-Асдаг также зарекомендовал себя как автор. В частности, он при помощи других Десниц Дела в 1919 году составил опровержение ложных обвинений, сделанных против Веры и содержавшихся в книгах профессора Эдварда Брауна.

Впервые организовал обучение для учительниц-бахаи в Тегеране. Вместе с другими Десницами Дела Божьего он вошел в Национальное Духовное Собрание Ирана.

Умер в Тегеране в 1928 году.

Именно в Скрижали к Ибн-и-Асдагу Бахаулла поместил строчки «Благословенны местность, и дом, и место, и город, и сердце, и гора, и убежище, и пещера, и долина, и земля, и море, и остров, и луг, где Бога упомянули и Его восхвалили». Эти слова стали одной из самых распространенных молитв бахаи, которую читают и поют в общинах по всему свету. И она имеется практически в каждом молитвеннике. См. "Самая известная молитва бахаи".

Mírzá ‘Alí-Muḥammad (lbn-i-Aṣdaq) Фотография взята с сайта: Bahá'í International Community

Также смотрите истории о других Десницах Дела Божьего — Мулла Мухаммад Таги (Ибн-и-Абхар), Мирза Хасан (Адиб) и Хаджи Мулла Али-Акбар (Хаджи Ахунд), которым этот титул пожаловал Бахаулла.

Доктор Али Мухаммад Варга

Али Мухаммад Варга родился в 1912 году в Тегеране, Иран, и получил свое имя от Абдул-Баха в память о деде, который был убит за то, что являлся последователем Бахауллы.

Доктор Варга происходил из известной иранской семьи, которая из поколения в поколение блестяще служила Вере Бахаи. После получения докторской степени в университете Сорбонна в Париже в 1950 г. он преподавал в Иране в университетах Тебриза и Тегерана и служил общине бахаи на различных административных постах.

В 1955 г. доктор Варга получил от Шоги Эффенди, Хранителя Веры Бахаи, высокий ранг "Десница Дела Божьего". В течение 52 лет, до самой своей смерти, д-р Варга служил в этом качестве на международном уровне. Он был последним из 27 Десниц Дела Божьего, оставшихся после смерти Шоги Эффенди в 1957 году.

   
  Доктор Али Мухаммад Варга
 
Али Мухаммад Варга

Доктор Али Мухаммад Варга служил Вере Бахаи в качестве Десницы Дела Божьего в течение 52 лет.

 

Доктор Варга происходил из известной иранской семьи и получил свое имя от Абдул-Баха.   В 1979 году Али Мухаммад Варга переехал в Канаду, затем в Хайфу для служения во Всемирном Центре Бахаи. Он был с визитами во множестве стран сначала как представитель Шоги Эффенди, затем - Всемирного Дома Справедливости - международного управляющего органа Веры Бахаи. В этом качестве д-р Варга присутствовал на первых Национальных съездах в Бельгии, Люксембурге, Конго, Мавритании, Центральной Африканской Республике, Сент-Люсия, Сент-Винсент, Чехословакии и Гренландии.    Varga 8057-h140

Доктор Али Мухаммад покинул этот мир вечером 22 сентября 2007 года в своем доме в Хайфе. На протяжении многих лет он прилагал доблестные усилия по поддержанию на подобающем уровне двух высоких должностей, которых он одновременно удостоился: Десницы Дела Божьего и Доверенного по Хукукулла. Обязанности Доверенного по Хукукулла перешли к нему от его выдающегося отца.

Али Мухаммад Варга навсегда запомнится своими исключительными качествами, которые вместе составляли характер святой личности. Он обладал манерами, исполненными лучезарной кротости, искренней доброты и врожденного достоинства.

В семье доктора Варга остались три дочери и шесть братьев и сестер. Его погребение состоялось утром 24 сентября на кладбище бахаи в Хайфе.

Из письма Всемирного Дома Справедливости всем бахаи мира, 23 сентября 2007 года, а также по материалам сайта news.bahai.org

Этот документ в формате MS Word

Доверенными по Хукукулла в разное время были: Джинаб-и Шах Мохаммад из Маншада (Аминуль-Байан) (Доверенный Байана), Джинаб-и Хаджи Абуль-Хасан (Амин) (Доверенный), Джинаб-и Гулам Реза (Амин-и Амин) (Доверенный Доверенного), Джинаб-и Валиулла Варга, и Джинаб-и Али Мохаммад Варга.

Рекомендуем о Вере Бахаи

Всеобъемлюще:

 

Если вы мистик:

 

Если вы теолог:

 

Если вы практик: