Ю.А. Иоаннесян Бабизм: страницы истории, источники, вероучение

Ю.А. Иоаннесян

ISBN 978-5-8064-2601-8 DOI: 10.25882/k6sk-y443

Подписано в печать 01.11.2018 Тираж 300 экз.

Бабизм или Вера Баби (24 мая 1844 — 12 января 1853) — религия, созданная Бабом 24 мая 1844 года в Иране. Бахаи считают Баба Пророком-Провозвестником Веры Бахаи. А Баба и Бахауллу почитают как двойное Богоявление для нашего времени.

Настоящая работа представляет собой первый комплексный труд по бабизму, предпринятый в отечественной науке после XIX века. В ней рассматриваются не отдельные составляющие бабизма, а предпринимается попытка, насколько это позволяют рамки одной работы, исследовать бабизм как целостное явление. Данное вероучение, представляющее собой самостоятельную религиозную систему, основано в первой половине XIX в. Сайидом ‘Али Мухаммадом Ширази, известным под титулом «Баб» (Врата).

Бабизм неразрывно связан с религией бахаи, возникшей на его почве. Однако в данной работе акцент сделан на собственно бабизме. Настоящая работа содержит очерк бабизма как объекта научного изучения в России и Европе, раскрывает исторический контекст и религиозно-мировоззренческие предпосылки его возникновения, краеугольные положения его вероучения, включает обзор источников, рассматривает основные тексты бабизма, их язык, содержание, степень изученности и доступность для исследователей с учетом богатейшей рукописной коллекции Института восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге. К тексту прилагается большой блок фотографий ценнейших рукописей из этой коллекции.

Издание получило поддержку Российского фонда фундаментальных исследований. Книга вышла в серии «Религии мира».

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Ч а с т ь 1 БАБ И БАБИЗМ КАК ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ В РОССИИ И НА ЗАПАДЕ
1.1. Краткий обзор литературы и исследований по бабизму в России и на Западе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.2. Некоторые исторические вехи и мировоззренческие аспекты бабизма и их освещение в литературе и источниках . . . . . . 23
1.3. Писания Баба, их язык и содержание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62

1.3.1. Общая характеристика языка и стиля . . . . . . . . . . . . . . . 62
1.3.2. Символизм текстов Баба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
1.3.3. Пояснение наиболее часто встречающихся в переводе метафор и терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
1.3.4. Отдельные Писания Баба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70

Комментарий на суру «ал-Бакара» (Корова). . . . . . . . . 70
Комментарий на суру «Иосиф» (Йусуф) (Каййум ал-асма’) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Книга Духа (Китаб ар-рух) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Комментарий на суру «ал-Каусар» (Обильный) . . . . . . 90
Свиток (Сочинение) о Божественной справедливости (Сахифа-йи ‘адл / Рисала-йи ‘адлиййа). . . . . . . . . . . 95
Семь доказательств (Дала’ил-и саб‘а) . . . . . . . . . . . . . 96
Книга имен (Китаб ал-асма’) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Пять ладов/ступеней [откровения] (Пандж ша’н) . . . . 106
Персидский Байан (Байан-и фарси) . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Арабский Байан (Байан-и ‘араби). . . . . . . . . . . . . . . . . . 115

Ч а с т ь 2 ВЕРОУЧЕНИЕ БАБИЗМА ПО ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМ ИСТОЧНИКАМ (НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЕРОУЧЕНИЯ БАБИЗМА)
2.1. Учение о Боге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123

2.1.1. Божественная Сущность, Божья Воля, Творец . . . . . . . 123
2.1.2. Постижение Бога: Явители Божьей Воли/Бога (богоявления), «встреча с Богом» . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
2.1.3. Прогрессирующее откровение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140

2.2. Баб и его откровение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146

2.2.1. Термины, посредством которых определял себя Баб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
2.2.2. «Возвращение» пророков и избранных . . . . . . . . . . . . . 156
2.2.3. Ка’им/Махди и Баб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
2.2.4. Баб как носитель нового откровения . . . . . . . . . . . . . . . 169

2.3. Отдельные ключевые аспекты вероучения Баба . . . . . . . . . . 193

2.3.1. «Воскресение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
2.3.2. «Расчет/воздаяние по делам», «мост Сират», «Весы», «Восстание мертвых из гробниц» . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
2.3.3. «Тот, кого явит Бог» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Cписок литературы и источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Указатели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
Указатель терминов и ключевых религиозно-богословских понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Иллюстрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251

 

Из предисловия

Настоящая работа содержит очерк бабизма как объекта научного изучения в России и Европе, раскрывает исторический контекст и религиозно-мировоззренческие предпосылки возникновения бабизма и краеугольные положения его вероучения. Она включает обзор литературы (трудов) по бабизму в России и на Западе с момента его зарождения по настоящее время, освещает некоторые исторические вехи, теологические и философские аспекты бабизма на основе их отражения в литературе и источниках, рассматривает основные тексты бабизма, их язык, содержание, степень изученности и доступность для исследователей в качестве первичных источников по теме, с учетом возможностей, открывающихся в данной области благодаря петербургским рукописным коллекциям и прежде всего собранию Института восточных рукописей РАН. Части четырех рукописей текстов Баба из этого собрания представлены в книге в качестве иллюстраций.

Подавляющее число первичных материалов (рукописей и литографий), собиравшихся поколениями российских дипломатов в XIX в., находится сегодня в Институте восточных рукописей, что дает востоковедам Петербурга уникальные возможности для их изучения, отсутствующие в других регионах страны и мира, и обеспечивает высокую востребованность данного направления исследования также и в будущем.

Настоящее исследование вероучения бабизма предпринято на основе именно первичных источников — на оригинальных текстах Баба на персидском и арабском языках. Богатейшая коллекция бабидских рукописей, изначальные описания которой восходят еще к барону Розену[1], хранится в Институте восточных рукописей РАН. Новейшие ее описания с учетом более поздних поступлений и открытий в данной области выполнены нами в специально посвященных этому предмету публикациях[2]. Бóльшая часть этих ценнейших манускриптов находится в отличном состоянии.

В основу настоящего исследования положены ключевые Писания Баба: Персидский Байан, Комментарий на суру «Иосиф» (Йусуф) / Каййум ал-асма’ [3], Комментарий на суру «ал-Каусар» (Обильный), Семь доказательств, а также Арабский Байан, Свиток (Сочинение) о Божественной справедливости, Книга Духа и Пять ладов/ступеней [откровения]. Работа знакомит читателя с этими и другими текстами, обстоятельствами их появления, степенью их изученности, как и с рукописями, их содержащими. Ограничимся здесь лишь указанием на то, что четыре из них представлены рукописями из коллекции ИВР РАН: Персидский Байан, Комментарий на суру «Иосиф» (Йусуф), Книга Духа и Свиток (Сочинение) о Божественной справедливости[4]. В Институте восточных рукописей имеется по два списка Персидского Байана и Комментария на суру «Иосиф» (Йусуф). Они зарегистрированы в каталогах под шифрами: А 458, Д 439; В 1141, 1167 соответственно. При цитировании Персидского Байана в основу перевода положена (полная) рукопись А 458, а привлечение дефектной Д 439 носит вспомогательный характер.

Для охвата более широкого спектра Писаний Баба, упомянутых выше, использованы также возможности интернета. В отдельных случаях, при возникновении серьезных разночтений между двумя рукописями Персидского Байана из собрания ИВР РАН, мы сличали их версии со списком из научной библиотеки Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (коллекция Каро Минасяна), доступной на сайте: http://www.h-net.org/~bahai/areprint/bab/A-F/bayanfmss/Bayan-i_ Farsi_UCLA.pdf [5].

Помимо оригинальных текстов, положенных в основу настоящего исследования, нами широко привлекаются труды первопроходцев западноевропейских изысканий в области бабизма — Брауна и А. Николя (A.-L.-M. Nicolas), а из наших современников — Сайеди, А. Эшраги (A. Eschraghi), Р. Михршахи (R. Mihrshahi). Цитаты из бабидских текстов, а также точки зрения зарубежных исследователей, за исключением особо оговоренных случаев, приводятся в переводах автора. В части, касающейся Писаний Баба, эти переводы следует рассматривать исключительно как предварительные и чисто академические. Они служат лишь цели проиллюстрировать то или иное теоретическое положение и никак не предназначены для религиозной практики[6].

Цитаты из Персидского Байана в нашем переводе сличены с французским переводом этой книги, выполненным Николя, и подробным конспектом данного Писания Баба на английском языке, составленным Брауном. Специфические бабидские метафоры и термины в переводе выделены курсивом. Несмотря на общее пояснение символики в соответствующем разделе, с учетом сложности текста, мы разъясняем терминологию в каждом конкретном случае и в комментариях.

Тематически исследование вероучения охватывает следующие аспекты: учение о Боге и сопряженные вопросы, о Божьей Воле и Явителях Божьей Воли/Бога (богоявлениях), о «прогрессирующем откровении», о Бабе как носителе нового откровения, о «возвращении» пророков и избранных, о «воскресении», о «расчете/воздаянии по делам», о рае и аде, о «Том, кого явит Бог» и др. Эта тематика отобрана нами на том основании, что она характеризует данное учение в целом, дает наглядное представление о бабизме как о феномене. Именно эти аспекты, хотя и не охватывают всех разделов и частных теологических вопросов, служат фундаментом всей конструкции этой самостоятельной религиозной системы, и без понимания их невозможно постижение других вопросов. Поэтому они и определены нами как ключевые или основополагающие. В этой работе мы попытались выстроить логическую цепь из концепций и отдельных положений, чтобы не только системно представить это вероучение, но и показать в опоре на оригинальные тексты, что бабизм как религиозный феномен опирался на глубокую теоретическую базу, а его основатель Баб воплотил в своих доктринах и концепциях новые и оригинальные подходы.

При цитировании Корана мы не следуем дословно единой версии изданных русских переводов. В переводе бабидских текстов при передаче в одной фразе слов «явление/богоявление» (ظهور), «явлен» (ظاهر) и т. п. мы вынуждены нередко допускать тавтологию, так как они представляют собой термины, крайне важные для понимания учения.

Автор надеется, что работа окажется полезной для широкого круга специалистов: востоковедов, религиоведов, философов, культурологов и др., а также найдет применение в педагогической деятельности преподавателей соответствующих дисциплин в вузах.


[1] См. Collections Scientifiques…

[2] См. Иоаннесян 2005; Ioannesyan 2015.

[4] Если добавить к этому списку еще и неполную рукопись Комментария на суру «ал-Бакара» (Корова), то в рукописной коллекции ИВР РАН представлено 5 Писаний Баба.

[5] Дата обращения 12.12.14.

[6] В будущем эти переводы вполне могут уточняться.

Некоторые другие работы Ю.А. Иоаннесяна

Двести лет со дня рождения Баба отмечается в 2019 году 29 октября. Приглашаем посетить страницу, где мы собираем различные материалы для организации празднования 200-летия Рождества Баба. Присылайте свои дополнения и идеи!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter