Коллекции
New World Order  
Новый мировой порядок. – Автор-составитель В.Н.Номоконов, СПб; 2008. — 36 (40?) с. — («Сейте разумное, доброе, вечное...», Вып. 4)  

В.Н. Номоконов

Этот документ в формате MS Word

«Сейте разумное, доброе, вечное…»

Вып. 4

НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК

Санкт-Петербург

2008

Новый мировой порядок. – Автор-составитель В.Н.Номоконов, СПб; 2008. – 36 с.

По материалам доступных источников составлена обобщенная картина Нового Порядка. Ожидаемый Порядок будет общемировым по охвату, справедливым по сути, устойчивым по своим основаниям, долговечным по своему потенциалу прогрессивного развития. Он должен сочетать в себе положительные черты социальных систем прошлого и быть свободным от их негативных сторон.

Материал предназначен для всех, кто задумывается над судьбами мира и России в нем и кто стремится к обеспечению мирной жизни, благополучия и счастья для жителей Земли.

---------------------------

Землю можно рассматривать как единый космический корабль, хорошо приспособленный для жизни, но ограниченный по размерам и ресурсам. Народам земли предстоит либо объединиться и установить плодотворное сотрудничество, либо погибнуть. Жизнь на Земле должна быть преобразована по правилам совместного полета, т.е. на основе мира, взаимопомощи и братства вместо вражды, соперничества и ненависти.

---------------------------

     (С) Отпечатано усилиями автора-составителя.

Популярное издание. (Публикация материала целиком или частями приветствуется.)

 

Новый Мировой Порядок

(Основания, структура, пути установления)

Санкт-Петербург

2008

Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.

Бернард Шоу

 

               Введение.

В ходе своего исторического развития человечество последовательно проходило стадии коллективного младенчества, детства, юности, а в наше время переходит к состоянию зрелости. Переход этот непростой и нелегкий, причем его болезненность усугублена тем, что в обществе нет должного понимания движущих сил и направления развития, а руководители, не имея и не видя надежных ориентиров, действуют по инерции или применительно к переменчивым обстоятельствам. Но человечество стало настолько могущественным (и материально, и интеллектуально), что стало возможным и необходимым целенаправленно управлять ходом общественного развития, согласовывать и оптимизировать действия стран в мировом масштабе, чтобы не только выйти из сложившегося всеобъемлющего (системного) кризиса, но и проложить путь к всеобщему благополучию и счастью людей. (Сразу же отметим, что принципиально достигнутый уровень развития производительных сил, включая и сельское хозяйство, обеспечивает достаточную для этого материальную базу.)

Стало очевидным, что существующий в мире порядок отживает свой век: он не только не дает возможности для коренного решения назревших проблем, но и создает новые проблемы, еще более сложные и опасные. (Свежим примером является кризис, казалось бы, устойчивой мировой финансовой системы, разразившийся осенью 2008 года.)

Поэтому будущее человечества справедливо связывают с установлением Нового Порядка, который будет охватывать весь мир, будет свободен от известных недостатков существующего порядка и сможет эффективно сочетать лучшее из того, что было наработано человечеством или получено им. Однако изначальная трудность состоит в том, что существуют весьма разные представления о том, каковы будут основы, структура и характерные черты Нового порядка, а также каковы пути и средства его построения.

Можно обозначить следующие основные источники сведений об искомом Порядке: (1) историческое наследие, включающее достижения мысли и практики прошлых времен (в этом смысле всю историю человечества можно рассматривать как подготовку к установлению Нового Порядка); (2) опыт Нового времени, накопленный в ходе действий по поиску нового мироустройства и попыток его осуществления; (3) данные современных наук, изучающих человека и общество в их развитии; (4) сведения и прямые указания, которые содержатся в религиозных учениях, зародившихся в разных странах в разные времена, включая и Новое время.

В совокупности эти источники предоставляют необходимое и (в общих чертах) достаточное информационное обеспечение Нового Порядка.

В данной работе предпринята попытка составить единую картину Нового Мироустройства на основе материалов, которые были тщательно и непредвзято отобраны автором из этих источников и которые содержат наиболее обоснованные (по логике вещей, по признанию некоторых экспертов и по историческому опыту) положения.

Автор видел свою задачу в том, чтобы поделиться с читателями доступными ему материалами, которые могут быть полезны читателям при составлении своего собственного мнения по данному вопросу.

 

4        Часть 1. Общий взгляд на построение Нового Мирового Порядка (НМП)

О современном положении в мире. Одновременно с небывалым прогрессом материальных сторон цивилизации происходит опасный упадок ее духовной стороны, что не только замедляет и искажает дальнейшее развитие цивилизации, но и ставит под вопрос само ее существование.

Наблюдаются две тенденции в изменении общества: с одной стороны, быстро устаревают и оказываются недееспособными многие институты и системы, которые еще недавно казались вполне могущественными (это процессы разрушения и распада отжившего); с другой стороны, возникают и укрепляются элементы нового мироустройства (это процессы созидания и интеграции).

О глобализме. Если говорить в самых общих чертах, то одна из главных тенденций современности состоит в том, что все основные процессы обретают глобальный (или, хотя бы, международный) характер. К сожалению, нашлись силы, которые стремятся злоупотребить результатами такого развития и поставить их на службу своим частным корыстным интересам. В данном случае это проявляется в известном явлении глобализма, при котором предполагается мировое господство (или доминирование) некоторой «сверхдержавы».

Если внимательно проанализировать исторический опыт и оценить перспективы развития сил в мире, то становится очевидным, что претензии с чьей-либо стороны на мировое господство совершенно безосновательны и безнадежны. Достаточно отметить, что никакая держава не сможет противостоять объединению многих стран, а, тем более, – мировому сообществу. Это относится к любому виду экспансии – военной, идеологической, культурной и т.д. Таким образом, глобальность (планетарность), как явление естественное и, в принципе, положительное, будет крепнуть, тогда как упомянутый глобализм бесперспективен.

На чем не может быть основан НМП? Несмотря на появление ощутимых ростков нового, человечество все еще продолжает идти по старому пути, и его лидеры все еще пытаются использовать привычные меры, которые в свое время давали желаемый эффект. Однако в новых условиях эти меры неизменно проваливаются, вызывая горечь разочарования. Так, не приносят устойчивых результатов разного рода компромиссы, не работает разрекламированная «система сдержек и противовесов», не дают эффекта разного рода операции «с позиции силы», не обеспечивают безопасность территориальные альянсы, не поддерживают прогресс экономические союзы, теряют былое влияние политические партии и т.д.

6       Принцип единства как фундамент НМП.

     Идея единства издавна привлекала человечество. Так, древнеримский император и философ Марк Аврелий говорил: «Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога – ноге и верхняя челюсть – нижней». Джордано Бруно писал: «Величайшее добро, величайшая цель желаний, наибольшее совершенство и счастье заключается в единстве, которое все в себе обнимает». А вот что сказал Л.Н.Толстой: «Общественный прогресс истинный – в большем и большем единении людей».

В каждой религии центральным является принцип единства ее последователей. Само слово «религия» означает «соединение» или «воссоединение». О единстве Своих последователей молился Иисус Христос: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Иоан.17:11). О единении людей через религиозную веру говорится и в Коране: «И где б вы ни были, Бог (Аллах) соединит вас всех» (С.2:148). Действительно, в период духовного расцвета каждой религии единство единоверцев было надежным и устойчивым.

Основополагающее значение этого принципа, причем в мировом масштабе,особо подчеркивается в наиболее поздней по времени религии Бахаи: «Мировой порядок может основываться только на твердом осознании единства человечества;это единство есть духовная истина, подтверждаемая всеми естественными науками. Признание этой истины требует отказа от предрассудков любого вида – расовых, классовых, по убеждению,национальности, полу, степени материального достатка – всего, что позволяет одним людям считатьсебя выше других».

Чувство общности заложено в сердцах всех людей, и все же на протяжении всей истории человечества стремлению к единению противостояло порочное желание насаждать всевозможные формы разделения. В основе разделения лежат гордыня, корысть и желание господствовать («Разделяй и властвуй!»). Библия предупреждает: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения» (Рим. 16:17).

Разногласия и разделения обусловлены недостатком любви, благожелательности, доверия. Так что будем руководствоваться призывом: «Объединяй людей и всем служи!», следуя заповеди Иисуса Христа: «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф. 23:11). Единство в разнообразии – вот что требуется утвердить самым прочным образом.

К сожалению, ни одна из религий, основанных много веков назад, не избежала разделения на многие (часто враждующие) течения, чем существенно подрывала свои силы. Разделение никогда не приходит с Божьей стороны, а является результатом человеческого эгоизма, лицемерия и злого умысла. О непреложной пагубности разделения предупреждал Иисус Христос: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25).

Преодолевая многие трудности, человечество последовательно освоило такие формы объединения людей, как семья, племя, княжество, государство, союзы государств, и теперь стоит перед необходимостью выйти на уровень всемирного единения народов.Приведем слова замечательного мыслителя М. В. Петрашевского: «Человечество только тогда можно почесть достигшим нормального развития или состояния, когда дух единства и единения проникнет всех людей».

Новое понимание патриотизма. Принцип единства человечества и связанную с ним идею мирового гражданства нельзя истолковывать как порицание или принижение патриотизма и чувства любви к родине. Утверждается лишь одно: патриотизм – не самое главное достоинство в эпоху, когда нации становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми, чего не было еще в недавнем прошлом.

         В новых условиях настоятельно звучитпризыв к болееширокому пониманию патриотизма, призыв к вселенской любви, которая не исключает, а включает в себя любовь к родной стране.

Подобного рода идеи высказывались, например, в России более века тому назад в виде призывов к «всеединству». Новый Порядок предполагает осознанное подчинение национальных и частных интересов интересам и нуждам всего человечества, поскольку частное благо надежно и достойно достигается только там, где достигнуто общее благо. Этот вполне естественный вывод, кстати сказать, доказательно следует из теории сложных систем, а речь здесь идет именно о создании единой всемирной системы, элементами (подсистемами) которой будут отдельные страны.

В поддержку расширенной концепции патриотизма приведем без комментариев высказывания выдающихся людей различных эпох. «Для мудреца открыта вся земля, ибо весь мир – родина для высокого духа» (Демокрит). «Долой тот узколобый патриотизм, который сводится к доктрине: «Права она или нет, – это моя страна!»; куда честнее другое: «Моя страна должна быть на стороне правды» (Джек Лондон). «Любовь к своему народу естественное чувство. Но это первичное чувство, которое должно развиваться, подчиняясьлюбви к общечеловеческому коллективу» (Ромен Роллан). «Всех людей я считаю как бы своими соотечественниками» (Мишель Монтень). «Нравственная обязанность настоящего патриота – служить народу в человечестве и человечеству в народе» (В.Соловьев).

Преданность человека своей стране будет органично сочетаться с его преданностью планетарному Сообществу, также как в современном мире преданность человека родному городу или местности сочетается с преданностью его стране.

Какие пути не ведут к установлению НМП.

Особо отметим, что политические революции не способны привести к истинному Порядку – они лишь «переворачивают» существующее, старое. Приведем характерное признание Ф. Энгельса: «Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать». Добавим к этому слова Анатоля Франса: «Безумием революции было желание насилием водворить добродетель на земле. Когда хотят внешними мерами сделать людей добрыми, мудрыми, внутренне свободными, воздержанными, великодушными, то неизбежно приходят к желанию перебить их всех».

Не приведут к установлению Нового Порядка и меры политического характера. При уходящем порядке было общепринято, что «политика – грязное дело», что «язык дан дипломату, чтобы скрывать свои мысли», что «цель оправдывает средства». Приведем откровенную формулировку К. Маркса: «В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом; нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не он тебя». При Новом Порядке такого рода политика уступит место коллективному управлению на основе справедливости и братства во имя общего блага.

Единство мира не может быть установлено насильно, оно не будет введено какой-либо могущественной группой сверху; оно будет постепенно развиваться в сознании людей по мере того, как они в массе своей будут осознавать, что «земля – единая страна и все люди – ее граждане» (Бахаулла).

     История убедительно показала, что любые союзы, основанные на силе (которая неизбежно вызывает противодействие и увеличивает вражду), на стремлении к совместному захвату добычи или к получению каких-либо особых выгод, а не на доброй воле, доверии и справедливости, оказываются непрочными и недолговечными. «Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?» – задавал вопрос Ф.М. Достоевский.

Именно постепенные позитивные изменения в нравственном сознании людей приведут к таким органическим изменениям в обществе, каких не бывало в истории, и станут основанием, на котором утвердится Новый Миропорядок. Человечество станет одной семьей и одним родом. Сейчас трудно даже представить себе, сколь богатой и разнообразной будет эта зрелая, истинная, цивилизация.  

       Пути установления НМП

Прекращение войн, установление мира. Человечество всегда проклинало войны и благословляло мир: «Не может быть, чтобы со временем человеческое общество не поняло всю бессмысленность и жестокость войн» (А.С. Пушкин); «Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление» (В. Гюго); «Единение избавит народы от войн и других видов самоистребления» (К. Э. Циолковский).

Одним из первых признаков НМП будет прекращение кровопролитных войн. Вот как на это указывал Бахаулла: «Всем народам земли надлежит уладить свои разногласия и в полнейшем единстве и мире пребывать под сенью Древа Божьей заботы и милосердия…».

Для практической реализации идеи прочного мира будет создана всеобъемлющая система коллективной безопасности, приняты необходимые законы и созданы международные силы поддержания порядка. Если же правители какой-либо страны проявят агрессию, то все остальные страны должны будут предпринять все меры, начиная с экономических и кончая военными, чтобы остановить агрессию и лишить агрессора власти.

Духовное совершенствование человечества

Известно, что коллективные формы эгоизма, корысти, тщеславия, надменности и самовосхваления не менее предосудительны, чем индивидуальные, и поэтому эти черты несовместимы с НМП. Сюда же относится национализм (нередко прикрываемый патриотизмом), который, по определению А. Эйнштейна, есть «детская болезнь, корь человечества». По мере взросления человечество будет постепенно избавляться от разного рода «болезней детства и юности», таких как невежество, самомнение, бунтарство, приверженность силе, и утверждаться в дружелюбии, дисциплине и стремлении к порядку.

Библия непреложно утверждает: «Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» (Пс. 36:29). Другими словами, придет время, когда человечество ужаснется бездне своего нравственного падения, в результате которого люди в массе своей становятся заложниками злодеев, и тогда начнется великий подъем к вершинам морали, так что сменяющие друг друга поколения будут вести всё более праведную жизнь.

О характерных чертах НМП. Преодолевая унаследованную раздробленность, общество в целом движется в сторону единения. Настает время формирования единое мирового сообщество.

«Это будет мировое федеративное государство, в котором представители всех наций, рас, конфессий и классов станут жить в тесном, нерушимом единстве и при безоговорочном признании как автономии входящих в него государств, так и личной свободы и инициативы каждого человека. Это содружество будет основано на духовности, справедливости, любви и братстве. Будет положен конец соперничеству наций, ненависти и вражде; канут в прошлое религиозные распри, будут стерты многовековые классовые различия. Женщины войдут во все учреждения и будут принимать участие во всех сферах жизни» (Из Учения Бахаи).

Еще в недавнем прошлом это казалось утопией, но сейчас это уже обязательное будущее; теперь утопично думать, что удастся обойтись без такого рода глубинных преобразований общества.

Что делать нам, простым людям?«Нужно перестать указывать другим, что и как делать, перестать судить и критиковать других, а действовать самим – каждому из нас. Иначе ничто не спасет человечество от всевластия материальных сил, наращиваемых наукой и техникой, – сил, которые без контроля совести могут полностью разрушить цивилизованный мир. Ныне великий человеческий гений, не озаренный светом духовности, устремлен ко злу и саморазрушению. Нет ничего, кроме сдерживающих сил нашей собственной души, что могло бы удержать его в нужном русле.

И если осталась еще какая-то надежда, на то, что этот мир принесет добрый плод, то это надежда на нас самих, ибо великие силы человека, в которых заключается его превосходство над миром природы, – это его внутренние силы: его способность к творчеству и к бескорыстной любви, его вера в себя и в невидимого Бога, Который, как интуитивно чувствует человек, стоит за всем, что есть во Вселенной, в том числе и за ним самим. Все эти силы нужно развивать, нужно владеть ими и направлять их на благо». (Это слова Мери Максвелл – канадской поборницы духа).

Ясно, что при выполнении грандиозного Дела построения НМП найдется место для деятельного участия каждого жителя Земли, не зависимо от национальности, степени образования, материального состояния, возраста или каких-либо иных обстоятельств жизни конкретного человека.

Как это делать? Задача столь необходимого духовного пробуждения и возвышения совсем не такая трудная, какой кажется на первый взгляд. Конечно, глупо было бы ожидать, что в одночасье все преобразятся, но дажемалый сдвиг внутри нас будет вызвать цепочку позитивных изменений.

Если раздастся призыв и мы откликнемся на него, то появятся яркие примеры, имы начнем шаг за шагом, все более уверенно продвигаться вверх по духовной лестнице. Добро не менее заразительно,чем зло; доброе дело несет награду в самом себе, тогда как злое дело влечет неизбежное наказание, если не со стороны закона и окружающих людей, то со стороны собственной совести человека и Высших Сил, которые действуют не только в мире духа, но и в мире материи.

Сегодня у нас есть все необходимое для такого восхождения. Верующие найдут опору в учении своей религии, а атеисты – в общечеловеческих ценностях, которые вполне созвучны основным положениям религиозных учений. Каждому предстоит сделать выбор: жить ли только для себя либо также и для других.

Что делать тем, кто стоит у власти?

«Неизбежно придет время, когда повсемест­но будет признана насущная необходимость созыва широкого и всеобъемлющего собрания. Правители и государи земли долж­ны войти в него и, участвуя в его работе, искать пути и средства, что приведут к уста­новлению всеобщего Великого Мира. Такой мир требует, чтобы великие державы во имя спокойствия народов решили полностью примириться друг с другом» (Бахаулла). Путь переговоров – единственно достойный и эффективный путь решения любых спорных вопросов как внутри стран, так и на международной арене.

       Некоторые шаги на пути к единению.

         Позитивные изменения, произошедшие в социальной и нравственной сторонах жизни человечества, были одобрены на международных встречах, созванных под эгидой ООН с целью отметить завершение одного тысячелетия и начало другого. В мае 2000 года представители более тысячи неправительственных организаций собрались в штаб-квартире ООН. В принятом заявлении они провозгласили: «Мы – единая, во всем нашем разнообразии, человеческая се­мья, живущая в общем доме и стремящаяся к созданию справедливого, стабильного и мирного общества, следующего универсальным принципам демократии».

18       Вскоре после этого, с 28 по 31 августа 2000 года, прошла вто­рая встреча, также в штаб-квартире ООН, собравшая вместе лидеров большинства религиоз­ных общин мира. На этой встрече мировые религиозные лидеры официально призвали свои общины «уважать право свободы вероисповедания, искать пути примирения, прощать друг друга и духовно исцелять».

Отметим, что волны терроризма объективно подталкивают страны к совместным действиям, так как иначе справиться с ними невозможно.

 

     Часть 2. Взгляд на построение НМП с позиции религиозных учений

Введение. Естественно, что религиозные Учения, ниспосланные в далекие времена, содержали положения, отвечавшие духовным и материальным потребностям людей соответствующих эпох, а также их способностям к восприятию истины. При этом во всех Учениях имеются ясные указания на то, что в полноте времен придет Обетованный Посланник, который откроет эру мира, справедливости, братства и благополучия для всех людей Земли. Тогда сбудется пророчество: «Будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10). Эта эра представляется как Царствие Божие на земле или Золотой Век; именно таким и призван быть Новый Мировой Порядок.

Время наступления Золотого Века описывается как «последние дни», то есть как окончание исторического периода начального развития человеческого рода и начала стадии зрелости.

Священные Писания религий Откровения содержат четкие и созвучные между собой описания общего характера Золотого Века и его основных черт. Примеры тому хорошо известны. Приведем хотя бы некоторые из них.

Ветхий Завет:«И будет в последние дни гора дома Господня поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы…и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2: 2,4). (Здесь имеется в виду гора Кармель в Святой Земле).

Новый Завет подчеркивает необходимость внутреннего совершенствования людей: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21) и «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). В нем указано, что люди должны строго следовать Божьим предписаниям, а не своим фантазиям, которые тщетны, поскольку «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф. 15:13). (Отсюда, в частности, следует, что попытка построить НМП в

20   форме атеистического коммунизма была заведомо обречена на неудачу.)

Там же содержатся многие предупреждения, которые особенно актуальны в наше время: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф.18:7). (К соблазнам относится и приверженность к отжившим методам и средствам, например, стремление по-прежнему решать спорные вопросы силовым или даже военным путем.) Наконец, устанавливается категорический запрет: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 1ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10).

Коран также предписывает людям развивать добродетели: «А потому в делах благочестивых старайтесь обогнать друг друга» (Сура 2:148); «Крепите стойкость духа, ведь Аллах лишь с теми, кто хранит терпение и стойкость» (Сура 8:46); «Он спросит с вас за то лишь, что схоронилось в вашем сердце» (Сура 2:225).

Итак, две тысячи лет тому назад Иисус Христос сказал, что «приблизилось Царствие Божие» (Мк. 1:15), а в 19-м веке Бахаулла поставил вопрос о его практическом построении:«Равновесие мира нарушено сотрясающим действием сего величайшего, сего нового Мирового Порядка. Упорядоченная жизнь человечества совершенно преобразилась под влиянием сего невиданного, сего чудесного Устроения, подобного коему никогда еще не зрили очи смертных».

Бахаулла от имени Бога дал конкретную программу предстоящего созидания, основные положения которой приведены ниже.

Фрагменты из Писаний Бахаи.

                                 «Вскоре нынешний порядок будет свернут, и на смену ему предстанет новый». (Бахаулла)

Введение. Человечество, увы, слишком далеко отклонилось от пути ис­тинного и слишком низко пало, чтобы спастись самому стараниями пусть даже лучших среди признанных его правителей и государственных мужей, – как бы бескорыстны ни были их по­буждения, как бы слаженны ни были их дейст­вия, как бы неистощимы ни были их энтузиазм и преданность делу. Ни один план, который по­пытались бы создать самые дальновидные из государственных деятелей, ни одно учение, разработать которое могли бы самые видные теоретики экономической науки, ни один нравственный принцип, утвердить кото­рый стремились бы самые ревностные поборни­ки морали, – в конечном итоге не в состоянии обеспечить надежный фундамент, на котором может построить будущее заблудший, безумный мир.

Никакие призывы носителей житейской мудрости к взаимной терпимости, даже самые убе­дительные, самые настоятельные, не могут уме­рить страсти этого мира или возродить его жизненную силу. И никакие программы, если в их основе не лежит нечто большее, нежели просто между­народное сотрудничество в любой сфере чело­веческой деятельности, как бы изобретательно они ни были составлены и как бы огромны ни были их масштабы, не в состоянии устранить корень того зла, что так резко нарушило равно­весие в современном обществе.

Можно с уверенностью утверждать, что кро­ме безоговорочного принятия Божественной программы, с такой простотой и силой сформу­лированной Бахауллой – Основателем религии Бахаи – еще в 70-х годах девятнадцатого века и воплотившей в основных чертах самим Богом дарованный план объединения человече­ства, вкупе с абсолютной верой в непогрешимость всех и каждого из ее положе­ний, – ничто не сможет в конечном итоге усто­ять перед силами  внутреннего распада, которые, если их не сдерживать, будут и дальше разъе­дать жизненно важные органы опасно больного общества. Именно к этой цели – уста­новлению нового Миропорядка, Божественного по своему происхождению, всеобъемлющего но масштабам, справедливого по сути, смелого по духу, – и должно стремиться страждущее чело­вечество.

           Процесс установления Нового Порядка. Истинная цивилизация развернет свое знамя в самом сердце мира, когда несколько выдающихся и благородных монархов (правителей) – блистательных примеров для подражания в набожности и решимости, обладающих твердым характе­ром и прозорливостью, – поднимутся на то, чтобы утвер­дить Дело всеобщего мира ради блага и счастья человече­ства.

Они должны вынести вопрос дела мира на общее обсуждение и стремиться всеми средствами, находящими­ся в их власти, учредить Союз народов мира. Они долж­ны заключить договор и соглашение, положения которых будут обоснованными, нерушимыми и четкими. Они дол­жны провозгласить его перед всем миром и получить на него одобрение всего рода человеческого. Все обитатели земли должны считать этот величайший и благородный договор – подлинный источник мира и благосостояния всех народов – священным.

24   Необходимо мобилизовать все силы человечества, чтобы обеспечить стабильность и неиз­менность этого Величайшего соглашения. В этом всеобъ­емлющем Пакте должны быть установлены гра­ницы каждой страны, заложены принципы, четко опреде­ляющие отношения между правительствами, и утверждены все международные договоренности и обязательства. По­добным же образом должен быть строго ограничен объем вооружения каждого государства, ибо если дозволить подготовку к войне и наращивание военных сил какой-либо одной стране, то это вызовет подозрения у других.

Непре­ложный принцип, лежащий в основе этого официального Пакта, должен быть определен таким образом, что если какое-либо правительство в дальнейшем нарушит любое из его условий, все другие правительства на земле долж­ны будут подняться для того, чтобы заставить его полностью покориться им, более того, весь род человеческий как один должен решиться на то, чтобы, применив всю имеющуюся у него силу, свергнуть такое правительство. Если это са­мое замечательное целительное средство будет примене­но к больному телу мира, он, несомненно, оправится от своих болезней и неизменно будет пребывать в спокойствии и безопасности.

         Выигрыш от установления НМП.

         Заметьте, что если бы наступило столь счастливое положение, ни одному правительству не потребовалось бы ни постоянно накапливать оружие, ни испытывать по­требность в производстве более нового, предназначенного для завоевания человеческого рода. Понадобится лишь небольшое воинское соединение для обеспечения внут­ренней безопасности, пресечения деятельности преступных элементов и нарушителей общественного порядка и для предотвращения местных беспорядков – не более того.

Таким образом, во-первых, все население было бы осво­бождено от невыносимого бремени текущих расходов на военные цели, и, во-вторых, большое количество людей перестало бы тратить свое время на непрерывную разра­ботку нового разрушительного оружия – этого свидетель­ства алчности и кровожадности, столь несообразного с даром жизни, – а вместо этого приложило бы усилия к производству всего того, что способствовало бы челове­ческому существованию, миру и благосостоянию, и стало бы источником всеобщего развития и процветания. Тогда каждая страна на земле будет действовать по чести, и каждый народ будет взлелеян в спокойствии и довольстве.

26         Некоторые базовые принципы НМП

* Бог един для всех; все религии Откровения едины в своей основе; человечествоедино в своем разнообразии; все люди – дети одного Отца Небесного и, следовательно, все они – братья и сестры.

* Любые разделяющие людей предрассудки, будь то расовые, национальные, культурные, гендерные, классовые, имущественные, политические или религиозные, должны кануть в прошлое.

* Религия призвана находиться в гармонии с наукой и должна быть источником любви, дружбы и единства между всеми людьми.

* Мужчины и женщины должны иметь равные права и возможности (юридически и практически).

* Каждый человек обязан самостоятельно,непредвзято, искренно и свободно искать истину.

* Социальные и экономические проблемы должны решаться с учетомдуховных принципов.

* Следует устранить крайности богатства и бедности как внутри наций, так и между ними.

* Следует ввести международный вспомогательный язык в дополнение к родным языкам.

* Необходимо создать всемирную федерацию народов (с наделенными необходимыми полномочиями Парламентом, Правительством, Судебной системой и силами поддержания порядка) для обеспечения всеобщего мира и согласия на планете.

Элементы структуры НМП.

Единство человеческого рода подразумевает создание все­мирного содружества, в котором все народы, расы, верования и классы будет тесно и навсег­да объединены и в котором будут прочно и оп­ределенно гарантирована автономия входящих в его состав стран, а также личная свобода и ини­циатива человека. Это содружество должно, насколько мы можем представить его себе, иметь всемирный законодательный орган, члены кото­рого, являясь доверенными лицами всего чело­вечества, будут иметь решающее слово в управ­лении всеми ресурсами входящих в его состав стран и будут принимать законы, необходимые для регулирования жизни, удовлетворения потребностей и улаживания отношений между всеми расами и народами.

Всемирный орган исполнительной власти, с подчиненными ему меж­дународными вооруженными силами, будет вы­полнять решения и применять законы, приня­тые законодательным органом, и будет стоять на страже неразрывного единства всего содружест­ва. Всемирный Суд общим решением бу­дет выносить окончательный и неукоснительно выполняемый приговор по всем конфликтам, которые могут возникнуть между различными элементами, образующими эту всемирную сис­тему.

28           Будет создан механизм эффективной меж­дународной связи, свободной от национальных помех и ограничений и действующей с порази­тельной скоростью и безотказной регулярностью. Столица содружества будет служить нерв­ным центром всемирной цивилизации, в фокусе которого будут сходиться жизненные силы еди­нения, а расходиться из которого будет энергия благотворного влияния.

Будет либо создан ис­кусственный международный язык, либо один из существующих языков будет избран в каче­стве всемирного, который будет изучаться в до­полнение к родному в школах всех стран, входя­щих в состав федерации. Единая для всего мира система валюты, система мер и весов – все это упростит и облегчит контакт и взаимопонимание между расами и народами Земли.

В этом всемирном сообществе будет достигнуто согласие между наукой и религией, двумя самы­ми могущественными силами в жизни человече­ства, которые будут развиваться в сотрудничест­ве и гармонии. При такой системе пресса будет, с одной стороны, давать простор выражению самых разнообразных взглядов и убеждений, а с другой стороны, перестанет подвергаться злостному манипулированию со стороны сильных мира сего, будь то частные лица или обществен­ные силы и освободится от влияния враждующих стран или              народов. Будет существовать ор­ганизованное использование мирового экономи­ческого потенциала, источники сырья будут раз­рабатываться и в полной мере утилизироваться, бу­дет координироваться и развиваться усовершенствованная рыночная система, а распределение продукции будет регулироваться на основе справедливости. Будут полностью ликвидированы экономические барьеры и ограничения, сотрутся чрезмерные классовые различия. Исчезнет нищета на одном полюсе и чрезмерное накопление собственно­сти на другом.

Создание всемирной федеральной системы, осуществляющей управление в масштабах всей Земли и обладающей безоговорочной властью распоряжаться всеми ее несметными ресурса­ми, системы, сочетающей и воплощающей в се­бе идеалы и Востока, и Запада, освобожденной от пагубы и бедствий войны и стремящейся оптимально ис­пользовать все имеющиеся на планете источни­ки энергии; системы, в которой сила поставлена на службу справедливости, а жизнь которой поддерживается всеобщим признанием единого Бога и приверженностью одному общему для всех Откровению, – вот цель, к которой, дви­жимое животворной силой единения, идет чело­вечество.

30   Модель организационного устройства НМП

Такой моделью призвана стать Административная система, основные принципы которой были заданы Бахауллой, Который явил Волю Бога для нашего времени. Цель этой организации заключается в обеспечении прочного единства среди людей различных рас, сословий, интересов, характеров и унаследованных вероисповеданий. Она настолько уникальна, что с ней нельзя сравнивать ни демократическую форму правления, ни автократию или диктатуру, монархического или республиканского характера, ни систему аристократического порядка, ни признанные типы теократии. Община бахаи зиждется на широкой и прочной основе, так что может принять любую искреннюю душу.

Среди бахаи никто не имеет индивидуальной власти направлять другого бахаи: здесь царит дух смиренного товарищества. Административное управление осуществляется выборными органами, которые называются Духовными Собраниями и в настоящее время состоят из девяти членов.

Ответственность за управление местными делами бахаи лежит на Местных Духовных Собраниях, которые избираются ежегодно путем прямого и тайного голосования. Выборы Собрания имеют огромный духовный смысл и происходят в атмосфере поклонения Богу и личной ответственности за успех Дела. Выборам бахаи не предшествует ни предвыборная кампания, ни выдвижение кандидатов, ни предварительный сбор голосов. Поэтому здесь отсутствует противостояние и борьба, публичное обсуждение чьих-либо качеств, агитация за или против кого-либо, разделение на группы – то есть все то, что не согласуется с нравственными нормами бахаи. Каждый избиратель (бахаи старше 21 года) получает бюллетень в виде чистого листа, на котором он записывает фамилии девяти бахаи, руководствуясь своей совестью и разумом. Избранными признаются девять бахаи, набравшие наибольшее число голосов.

В масштабах страны руководство делами бахаи осуществляют Национальные Духовные Собрания, которые избираются ежегодно по таким же правилам, но в две ступени. На первом этапе члены общины округов избирают по пропорциональному принципу делегатов на Национальный съезд. На съезде эти делегаты избирают членов НДС из числа всех взрослых бахаи страны, руководствуясь критериями бесспорной верности, беззаветной преданности, опытного ума, признанных способностей и зрелого опыта.

Высшей инстанцией в мире бахаи является Всемирный Дом Справедливости, состав которого выбирается сроком на пять лет на Международном съезде, делегатами которого являются члены НДС всех стран.

32   Метод принятия решений посредством совещания. Решения существенных проблем принимаются коллегиально в результате совещаний, целью которых является творческий поиск истины (тогда как в споре целью является победа над соперником). Совещание предполагает свободный и непредвзятый обмен мнениями в атмосфере любви и отрешенности от любых симпатий и антипатий. Нет ни партий, ни групп, ни фракций, нет необходимости обеспечивать поддержку своих идей: любая привнесенная идея считается общим достоянием. При таком подходе участники        отрешаются от своего «эго» и достигают большей объективности, так как происходит столкновение различных мнений (а не личностей) в атмосфере духовного общения, единства и гармонии.

Процесс совещания состоит из четырех шагов. (1) Собираются факты, относящиеся к обсуждаемой проблеме, причем все высказывания воспринимаются с одинаковым доброжелательством. (2) Рассматриваются духовные и практические принципы и положения, которыми целесообразно руководствоваться при решении проблемы. (3) Проводится всестороннее обсуждение, при котором каждый честно и открыто высказывает свое мнение и с готовностью воспринимает иные мнения. (4) Решение формулируется и принимается либо единодушно, либо по большинству голосов.

Без посредников между человеком и Божьим Посланником. Одна из отличительных черт организации бахаи – отсутствие профессионального духовенства, то есть в этой религии нет специального сословия, наделенного исключительным правом на исполнения священнических обязанностей. В мире бахаи нет сложных ритуалов и церемоний, выполнения которых требовало бы специальной подготовки или посвящения. В прежние века духовенство было необходимо, так как люди были необразованны и зависели от священников в своем религиозном обучении. Теперь, при всеобщем образовании, каждый человек способен самостоятельно изучать Писания, и каждый призван сообразно своим возможностям и способностям участвовать в распространении веры.

В период своего детства человечество нуждалось в духовенстве, но истинное назначение последнего – сделать людей способными обходиться без него: смотреть на все Божественное собственными глазами, слышать своими ушами и понимать собственным умом. Одна из задач Учения Бахаи – сделать людей независимыми от всего, кроме Бога, чтобы они обращались непосредственно к Нему, то есть к Его Посланнику, являющему Его волю. Когда люди обратятся к единому Средоточию, не будет места противоречиям и разногласиям и люди станут ближе друг к другу.

34       Новый Мировой Порядок, основанный на справедливости и братстве, – достижим!

Некоторые люди, не зная, ка­кая сила скрыта в человеческой устремленно­сти, считают такой порядок трудноосущест­вимым, даже выходящим за пределы возможно­стей человека. Однако это не так. Напротив, благодаря непрестанному Благоволению Божиему, любви и доброте тех, кому Он покровитель­ствует, несравненной целеустремленности душ мудрых и талантливых, решениям и идеям бес­подобных лидеров нашего времени, ничто не­льзя считать недостижимым. Нужны лишь уси­лия, непрестанные усилия. Добиться этого мож­но только неукротимой решимостью.

Сколь мно­гое из того, что в прошлом считалось просто утопией, стало теперь простым и обыденным. (Примерами могут служить: в области техники – космические полеты, Интернет, мобильная связь; в области политики – Объединенная Европа, миротворческие силы, международная гуманитарная помощь пострадавшим.)

Зачем же считать это величайшее, возвышен­нейшее дело – дневное светило на небосводе подлинной цивилизации, источник славы, прогресса, благополучия и процветания всего человечества – неосуществимым? Обязательно наступит день, когда над семьей человечества воссияет его дивный свет.

Необходимость решительных перемен и отказа от отживших форм. Призыв Бахауллы в первую очередь направ­лен против всевозможных проявлений местни­ческой ограниченности и предрассудков. Если какие-то веками лелеянные идеалы и освящен­ные временем институты, какие-то нормы пове­дения и религиозные догмы перестали прино­сить пользу большей части рода людского, если они не служат более потребностям непрерывно развивающегося человечества, то пусть они бу­дут сметены и выброшены, как и другие уста­ревшие и забытые доктрины, на свалку исто­рии.

В условиях мира, где непреложно действует закон развития и вырождения, как могут они избежать упадка, в который неминуемо прихо­дят все институты человеческого общества? Ибо юридические нормы, политические и экономи­ческие теории предназначены исключительно для защиты интересов всего человечества, а не для того, чтобы обрекать его на муки ради сохранения неприкосновенности какого-то закона или доктрины.

О сути принципа единства человечества

Принцип единства человечества, на котором зиждется все учение Бахауллы, – это не всплеск эмоций у непосвя­щенного и не отражение смутных благочести­вых чаяний. Смысл его нельзя отождествлять лишь с пробуждением духа братства и доброй воли у людей, и цель его состоит не просто в том, чтобы способствовать дружбе и сотрудни­честву между отдельными странами и народами. Значение его глубже, цели намного масштабнее, чем все, что прежним Пророкам было дано явить миру. Его идея касается не только индивидуу­мов; в первую очередь имеется в виду сущность тех взаимоотношений, которые должны объеди­нить все страны и народы в единую человеческую семью.

Это не просто провозглашение идеала, ибо с ним неразрывно связан институт, способный воплотить его суть, продемонстриро­вать его действенность, увековечить его влия­ние. Он предполагает коренное  изменение стру­ктуры современного общества, изменение, ка­кого мир еще не претерпевал. Это вызов, бес­страшный и безоговорочный, обветшалым ус­ловностям националистических догматов – дог­матов, время которых миновало и которые должны при естественном ходе событий, определяемых и управляемых Провидением, уступить дорогу новой вере, кардинально отличающейся от всего созданного в мире и бесконечно превосходящей все прежнее.

Требуется ни много ни мало пере­устройство и демилитаризация всего цивилизо­ванного мира – появится мир, органически еди­ный во всех основных сферах жизни: политиче­ском устройстве, духовных устремлениях, торго­вле и финансах, письменности и языке, – и в то же время бесконечно разнообразный по на­циональным особенностям составляющих его субъектов федерации.

Единение человечества является апогеем эво­люции рода человеческого – эволюции, начав­шейся с возникновения семьи, продолжавшейся с появлением родового устройства, приведшего в свою очередь к возникновению городов-поли­сов, а впоследствии и к образованию независи­мых суверенных государств. Провозглашенный Бахауллой принцип един­ства человечества звучит по существу как тор­жественное заверение в том, что теперешняя заключительная стадия этой грандиозной эволю­ции не только необходима, но и неизбежна, что час ее близок и что лишь силы Божественного происхождения способны осуществить ее приход.

Практическое осуществление принципа единства человечества потребует настойчивых усилий со стороны все слоев общества, начиная с самого верха: «Мы уповаем на то, что вожди религий мира и правители его совместно поднимутся на то, чтобы преобразовать сей век и тем самым улучшить его судьбу. Да проникнутся они нуждами его и, собравшись на совместный совет, после вдумчивого и полного обсуждения пропишут недужному и тяжко страдающему миру необходимое целительное средство» (Бахаулла).

38        О бедствиях переходного времени

Кто знает – для достижения такого высокого идеала не будет ли человечество подвергнуто страданиям, еще более тяжким, чем когда-либо прежде? Разве могло что-то, кроме пожара гра­жданской войны со всеми ее превратностями и всей ее жестокостью – войны, едва не раско­ловшей американскую республику, – сплотить ее штаты не просто в конфедерацию независимых административных единиц, а в единую нацию, при всей этнической неоднород­ности входящих в состав страны штатов?

Стоит лишь окинуть мысленным взором кровавую историю человечества и станет ясно, что все те грандиозные перемены, которые ста­новились величайшими вехами в истории чело­веческой цивилизации, доставались только це­ной огромных духовных и физических мук.

Как бы велики и глубоки ни были в прошлом эти перемены, если рассматривать их под долж­ным

углом зрения, нельзя не признать их лишь второстепенными полумерами на пути к тем не­виданного величия и масштабов преобразовани­ям, которые уготованы человечеству в нашу эпоху. Все более очевидным, увы, становится то, что лишь мирового масштаба потрясения могут привести к этой новой фазе человеческого мышле­ния. Грядущие события со все большей наглядно­стью будут демонстрировать истинность того, что слить и спаять разрозненные, не знающие согласия народы, являющиеся элементами современной цивилизации, и превратить их в не­отъемлемые составные части будущего всемирного содружества, способны лишь суровые испытания – пламя неслыханного пожара. «Мы установили вам сроки, о народы! Если вы в назначенный час не обратитесь к Богу, Он, воистину, наложит на вас жестокую десницу Свою и нашлет тяжкие бедствия, что обрушатся на вас со всех сторон» (Бахаулла).

Обещание успеха. Провозгла­шение единства человечества – принципа, на котором зиждется Царствие, – нико­им образом не сравнимо с теми высказывания­ми благочестивых пожеланий, которые делались в прошлом. Здесь одновременно угадывается преду­преждение и обещание: предупреждение о том, что это единственное средство спасения для раз­дираемого страданиями мира, и обещание, что спасение это не за горами.

Это было сказано в ту пору, когда никто и ни­где в мире не помышлял всерьез о чем-либо по­добном, но благодаря небесной силе, которую вдохнул в эти слова Дух Бахауллы, все большее число проницательных людей стало относиться к этой идее не только как к возможной перспективе, но и как к неизбеж­ному следствию действия тех сил, активность которых наблюдается сейчас в мире.

40        Основная потребность современности

Наш мир, ставший в результате удивительных достижений в области науки и техники, глобального ро­ста торговли и промышленности таким тесным пространством и одновременно таким сложным единым комплексом и бьющийся под давлением факторов мировой экономики в тенетах цивили­зации, основанной на материализме, испытыва­ет настоятельную необходимость вновь услы­шать Истину, лежащую в основе всех Открове­ний прошлого, но изложенную языком, отвеча­ющим его основным потребностям.

И чье же слово, если не слово Бахауллы – Глашатая Бога в нашу эпоху – способно осуществить столь же радикальное преобразование общества, сколь радикальны перемены, уже сотворенные Им в сердцах тех людей, таких разных и казалось бы несовместимых, которые составля­ют паству сознательных Его последователей во всем мире?

Мало кто может усомниться, что эта могуще­ственная концепция быстро овладевает умами людей, что раздаются голоса в ее защиту и что ее главные черты в первую очередь должны вы­кристаллизоваться в сознании тех, кто правит. Не видеть того, что скромное начало ее осуще­ствлению положено созданием всемирной Адми­нистративной системы Бахаи, могут лишь те, сердца ко­торых заражены предрассудками.

Заключение. Мир, воистину, движется к начертанной ему участи. Что бы ни говорили и что бы ни делали вожди тех сил, которые стремятся к раздробленности ми­ра, взаимозависимость стран и народов стала свершившимся фактом. Единство мира в эконо­мической сфере сейчас видно всем и призна­ется всеми. Достижение единства в сфере духовной – дело близкого будущего. Благополучие части означает благо­получие целого, а бедствие части приносит бед­ствие всему целому.

Откровение Бахауллы, по Его собственному выражению, «дало новый тол­чок и новое направление» этому колоссальному процессу, происходящему сейчас в мире. Пламя теперешних великих бедствий – следствие не­способности людей признать это. Более того, они ускоряют его завершение.

Бедствия во всем мире, мучительные, вызываю­щие хаос и всеобщее разорение, должны потря­сти народы, всколыхнуть совесть мира, разру­шить иллюзии в сознании масс, вызвать ради­кальные изменения в самом представлении об обществе и, в конце концов, срастить оторван­ные, кровоточащие члены человечества в одно тело, единое, органически связанное и недели­мое.

Тогда произойдет рождение, расцвет и увековечение всемирной цивилизации – циви­лизации такой полнокровной, какой миру нико­гда прежде не доводилось видеть и какую пока невозможно даже представить. И тогда во всей полноте будет исполнен Вечный Завет. И тогда будут выполнены все обещания, хранящиеся во всех Книгах Божиих, осуществятся все проро­чества предыдущих Пророков, а видения провидцев и поэтов станут реальностью.

Что касается России, то, по словам Бахауллы, «Бог предопределил ей такое значение, с которым ничто не может сравниться... Россия станет восхитительным раем». Когда это будет – зависит от нас, от наших личных и общих усилий.

-------------------------------------

«Не печалься из-за того, что люди не могут постичь Истину. Вскоре увидишь, как обращаются они к Богу, Господу всего человечества. Силой Высочайшего Слова Мы воистину охватили весь мир, и приближается время, когда Бог покорит сердца всех, кто обитает на земле. Он действительно Всесильный, Всемогущий».           (Бахаулла)

--------------------------------------

       Сведения об авторе-составителе

Вадим Николаевич Номоконов родился в 1937 году в Забайкалье; перед войной семья переехала в Ленинград и попала в блокаду. Закончил Чешский Технический Университет в Праге по специальности «радиоэлектроника» и с 1960 г. по 1993 г. работал в ЛЭТИ (ныне СПбГЭТУ), (с 1967 года – доцентом, к.т.н.). В 1971 году прошел годичную стажировку в Лондонском университете. В 1990-93 годах работал по контрактам в университетах Нью-Касла (Англия) и Аделаиды (Австралия).

В апреле 1990 года, в результате духовного прозрения, пришел к убеждению о том, что мир, с его величием, красотой, разнообразием и гармонией, не мог сформироваться под действием случайности и, следовательно, он возник и развивается в результате действия Всевышнего Творца. Осознав также, что при решении существенных проблем обязательно необходимо учитывать их духовную составляющую, перешел из области техники в гуманитарную область.

Окончив курс в Педагогическом университете по специальности «преподаватель Библии и мировых религий», стал заниматься сравнительным религиоведением, философией (этика, антропология) и социологией.

       Является членом Совета по религиоведению СПб отделения Общества «Знание» и членом Философского общества СПб. Выполняет устные переводы (последовательно и синхронно, английский язык).

Выпускает серию мини-книжек «Сейте разумное, доброе, вечное...» в качестве духовного наследия.

   Тел. 510 2100; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Этот документ в формате MS Word

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter