Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Home

Рекомендуйте интересующимся

Хороший текст

О Вере Бахаи в России

Исторический очерк

Новый фильм про Абдул-Баха

Собирать упоминания в средствах массовой информации по определенной теме является широко распространённой практикой, существующей почти столько же, сколько выходят газеты. Но если раньше подобные коллекции состояли из вырезок статей, то с появлением новых форматов СМИ, добавлялось разнообразия и в коллекции.

Раздел «Упоминания бахаи в СМИ» существует на сайте «Архивы — память общины» довольно давно. Этот раздел никогда не претендовал на полноту. Записи в него добавлялись по мере обнаружения публикаций.

Сейчас, с распространением специализированных систем мониторинга СМИ, ценность раздела «Упоминания бахаи в СМИ» снизилась. Поэтому мы перестали заниматься его систематическим обновлением.

Тем не менее, мы иногда продолжаем вносить в список отдельные публикации, как современные, так и за прошлые годы.

Фиксирование упоминаний бахаи в СМИ сразу или в скором времени после их появления происходит в основном по причине либо их значимости, либо из-за их узкой направленности.

Поиск и сбор публикаций, сделанных в СМИ в 80-90-х годах прошлого века представляет особый интерес. Тем более, если они появлялись в местных малотиражных газетах. Подобные статьи редко попадают в системы мониторинга СМИ. А иногда даже могут оказаться недоступными в городских и областных архивах в бумажном виде, не говоря уже об электронном.

Если у вас имеются вырезки статей на тему бахаи или упоминания бахаи, пожалуйста, присылайте их нам по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Нашу коллекцию упоминаний бахаи в СМИ вы можете посмотреть по этой ссылке.

Также рекомендуем ознакомиться с просьбой Международной библиотеки бахаи.

Храм-Лотос

Гетманчук А. Храм-Лотос / Студенческий меридиан, №10 — стр. 32-33 — октябрь 1991

 

В обжигающем, раскаленном добела воздухе Дели белоснежные лепестки лотоса звали под свою тень, обещали прохладу и покой. Огромный каменный цветок со всей стройностью, строгостью линий наполнял пространство какой-то первородной, простой и таинственной гармонией, идущей от самой природы.

«О люди-творцы! На вас возлагаю я обязанность строить в городах Всевышнего храмы, столь совершенные, какие возможны на земле. Возносите в этих храмах молитвы, и да пребудет в вас дух радости и великолепия». Эти слова иранского проповедника Мирзы Хусейна Али, основоположника религии бахаизм, вдохновили Фарибурза Сабха на создание прекрасного Храма-Лотоса. Образ лотоса выбран им не случайно — этот изысканно красивый цветок издавна считается в Индии символом чистоты.

Кроме оригинальной архитектуры, Храм-Лотос имеет еще одну необычную особенность: в нем нет ни одного изображения Бога, ни одной статуи или иконы, в нем не совершаются никакие религиозные ритуалы, не отправляются службы.

Человек приходит сюда, чтобы общаться с Богом, который живет в его сердце, — здесь он может почувствовать себя один на один с Создателем.

Возникший в середине XIX века как одно из направлений или секта ислама, бахаизм претендует сейчас на всеобщность. Он синтезирует в себе вероучения прошлого, и неважно, индус ты или христианин, мусульманин или сикх — он объединяет всех, кто верит в Бога, стремится к миру и единению с природой. Бахаисты считают, что Священные писания — Библия это или Талмуд, Коран или священные книги любой другой религии, — все они происходят из одного и того же божественного источника. А Христос, Аллах, Будда — лишь различные образы Высшего Создателя, являвшегося людям с единственной целью — духовного и общественного подъема человечества, продвижения вперед по пути цивилизации. Своего первого Учителя — Мирзу Хусейна Али бахаисты называют Баха-Улла, пророком Аллаха на земле, и считают явлением Бога в наше время, а его учение — открытием пути для духовного слияния разных народов в единую и гармоничную семью наций. «Земной шар — это просто одна страна, а человечество — ее граждане», — говорил Баха-Улла.

У каждого времени — своя религия. Возможно, зарождение нового вероучения — первый знак того, что должны уйти в прошлое религиозные войны и конфликты. Десятки веков люди убивали друг друга под знаменами веры. Сейчас, похоже, само время требует терпимости. Поэтому так быстро растет популярность религии объединяющей, просветляющей и миролюбивой. «Все мы — плоды одного дерева и листья одной ветви», — учил Баха-Улла.

Удивительна перекличка двух культур — русской и индийской таких разных и далеких друг от друга. Идея всеединства близка русской философии. Вспомнить хотя бы Владимира Соловьева, у которого идея всеединства была основополагающей. В понятии истины он объединял «все сущее» во всем его разнообразии и множественности, богатстве и конкретности. Во «многом» он почувствовал не разрозненные конкретности, а «единое, содержащее в себе все, или единство всего».

«Все находится во всем», — писал Соловьев, поэтому «истина — есть сущее всеединство». Мир есть единство, и каждое — есть все и ничто, пылинка и все вещи мира.

Надо сделать шаг.

Надо сделать его, чтобы уйти от горького чувства одиночества и беспомощности и осознать свою глубокую связь и единение с миром. Чтобы обернуться к природе и почувствовать себя ее творением. Чтобы нам повернуться лицом друг к другу и понять свое единство со всем и всеми.

Так закончатся войны... Сначала — «войны» в каждой семье. Потом придет к миру оскорбленный и угнетенный народ. Наше нынешнее предчувствие гражданской войны — самое страшное из предчувствий...

У нас есть надежда и есть дорога, которая ведет к Храму. Но «ключ» не только в вере. Потому что для тех, кто не признает авторитета веры, остается все же авторитет простой, ясной и общедоступной необходимости — жизни. Поэтому первый шаг по этой дороге — не в том, чтобы молить о мире. А в том, чтобы почувствовать этот мир в себе и самому принести его другим.

Вспомним опять же слова Соловьева: «Если в нравственной области всеединство есть абсолютное благо, если в области познавательной оно есть абсолютная истина, то осуществление всеединства во внешней действительности есть абсолютная красота».

Это воплощение всеединства в жизни, считал Владимир Соловьев, совершается именно сейчас, в наше время, «и притом совершается посредством нас самих». Возможно, это извечное стремление людей к единству и миру, к Богу и собственному совершенству и воплотилось в создании прекрасного Храма-Лотоса.

 

Анжелика Гетманчук,

студентка журфака МГУ


На сайте «Архивы — память общины» имеется страница, посвященная Дому Поклонения Бахаи в Индии

Пенова Е. О тех, "кто любит весь человеческий род" // Continent №40 — 1993, стр. 11.

 

Мадам Рухийе Раббани

Полное имя этой удивительной женщины, уроженки Канады, — Ахмат-уль-Баха Рухийе Ханум Раббани. Вдова Хранителя Веры — Шоги Эфенди, одна из Рук Дела Бога, постоянно живет в Хайфе. Здесь же находится и Всемирный центр бахаизма — самой молодой религии, возникшей в середине прошлого века в Персии (так до 1935 года официально назывался Иран).

— Госпожа Раббани, пожалуйста, расскажите немного о себе, о том, как стали бахаисткой да еще такого высокого ранга.

— Я была единственным ребенком в семье. Отец мой — известный архитектор. Мать — одна из первых бахаисток во Франции, а потом и в Канаде, после замужества. Я же всегда ощущала себя частицей всемирной общности людей. Никогда не делила их в зависимости от национальности или вероисповедания. К сожалению, я не окончила даже… детского сада.

— Тем не менее вы знаете четыре языка: фарси, английский, французский, немецкий. Владеете древнейшим искусством Востока — каллиграфией. Написали несколько книг о новой религии, воспитании, традициях бахаи...

— Признаться, пишу еще для себя, для души стихи. Никогда их не публиковала. В юности занялась живописью и скульптурой. Но очень скоро поняла, что от моих книг будет больше пользы, чем от картин или скульптур. Теперь в графе «профессия» нескромно проставляю «писатель». Это было уже после замужества.

— Как заключаются браки у бахаистов?

— Браки у нас разрешены с 15 лет. Ранний возраст — влияние Востока. Бракосочетание самое простое: договоренность между девушкой и юношей. Но при этом согласие родителей с той и другой стороны обязательно.

Я была своенравной девушкой, с независимым характером, свободной от авторитетов и предрассудков. Это чуть не помешало моему замужеству. Для меня испросить согласие родителей на брак было мукой. Я считала этот закон ужасным. И только с годами убеждалась в его мудрости. Гармония, взаимопонимание между семьями, которые соединяются, — в будущем большая защита для молодых.

— Почему вашего мужа называют Хранителем Веры, а вас — Руками Дела Бога?

— После смерти основателя новой религии Баха-Уллы Главой Религии стал его старший сын Абдул-Баха. После себя Хранителем Веры он назначил своего старшего внука Шоги Эфенди Раббани. Шли годы. Число бахаистов в мире росло. А поскольку наша религия — созидательная, для выполнения дел исключительной важности в разных странах понадобились «руки». Нас вначале было 32. Теперь, увы, осталось только три.

За свою долгую жизнь, а мне 83 года, я побывала в 178 странах. Ваша — 179-я. Это больше, чем на счету у секретаря Организации Объединенных Наций.

Для меня находиться в России — огромное, неожиданное счастье. О вашей стране я знала с раннего детства.

— С чем это было связано?

— С первыми шагами в истории новой религии. Именно российский посол в Персии князь Долгоруков, употребив свое политическое влияние на шахское правительство, спас Баха-Уллу от казни. Ведь его учение было направлено против законов, основанных на Коране и шариате, против господствующего класса, к которому он сам принадлежал. Был сыном главного министра при шахском дворе. Он утверждал, что все люди, независимо от рас и религии — «подданные одного Бога».

Когда его удалось освободить от цепей и тюрьмы, князь Долгоруков предложил Баха-Улле политическое убежище в России. Но он предпочел изгнание и стал пожизненным заключенным Османской империи, где умер в 1892 году и похоронен близ города Акка, в Бахджи.

— Значит ли это, что исконно православная страна первой признала новую религию?

— Я недостаточно хорошо знаю историю взаимоотношений двух религий, чтобы утверждать или отрицать это. Но самый первый бахаистский храм — Дом Преклонения был построен в Ашхабаде. Позднее его разрушили. В настоящее время существуют семь бахаистских храмов — в Австралии, США, ФРГ, Панаме, Индии, Уганде, Западном Самоа.

— Чем они отличаются от храмов других религий?

— Обычно при Домах Преклонения создаются научные, гуманитарные, воспитательные и административные учреждения. При различии архитектурных стилей все они имеют девять входов и общий купол, символизирующие единство и разнообразие народов мира. Дома Преклонения открыты для всех. Здесь можно медитировать, читать Священные Писания бахаизма и других мировых религий, произносить или петь молитвы, но без музыкального сопровождения. Еще одна особенность — отсутствие священнослужителей, посредников между верующими и Господом.

В прежние времена, когда простые люди не умели читать, служители культа были необходимы. Они толковали Библию, Коран, другие священные книги. Теперь же понять, принять или отвергнуть то или иное религиозное учение зависит от личного выбора любого человека.

— Как стать бахаистом?

— Заявления писать не надо. Только желание стать частью сообщества, исповедующего эту религию. И, конечно, принять ее основные принципы. Это значит: отказаться от предрассудков, признать равенство между мужчинами и женщинами, понять, что истинная религия находится в гармонии с разумом и научным поиском. Участвовать во всех гуманитарных акциях бахаистов.

— В каких, например?

— Образование и экология. Первое неразрывно связано с ролью женщины в семье и обществе. Если в семье бахаистов — двое разнополых детей, а средств на образование хватает только на одного ребенка, учить будут обязательно… девочку. Ей предстоит быть матерью, значит, в воспитании будущего человека принадлежит главная роль. То же при приеме на учебу. Речь идет о бахаистских учебных центрах. При общих равных условиях предпочтение отдается девочке.

— Все-таки почему?

— Мне кажется, время грубой мужской силы проходит. Общество нуждается в таких привлекательных женских чертах, как терпение, любовь, мягкость, умение понять и простить. Может быть, и невольно отлучая женщин от активной общественной жизни, человечество удлиняет путь к всеобщему объединению и миру.

А неблагополучная экологическая обстановка в мире во многом связана с необразованностью и бедностью народов, особенно Индии и стран Африки. Бездумное уничтожение огромных лесных массивов грозит всей планете экологической катастрофой.

Бахаисты, а их в мире уже около пяти миллионов, создают в таких странах школы и центры по выращиванию, восстановлению лесов. Участвуют в экономических и социальных программах.

Есть наши представители и в ООН. Правда, с правом совещательного голоса, так как члены нашей общины стоят вне политики.

— Существуют ли ритуалы, обязательные для каждого бахаи?

— Молиться хотя бы один раз в день, в любом месте, в удобный час. Один месяц в году, в марте, соблюдать пост: ни есть, ни пить от восхода до захода солнца. В остальное время диетических ограничений нет. От поста освобождаются только больные и дети. И, конечно, следовать одной из главных заповедей Баха-Уллы: «Пусть не тот гордится, кто любит свою страну, но будет славен тот, кто любит весь человеческий род».

— Бахаисты считают себя гражданами всего мира. Каким им представляется будущее?

— В настоящее время человечество переживает опасный момент. Наука и техника достигли такой степени развития, что способны, случись война, уничтожить всю мировую цивилизацию. Наша планета — слишком маленькое пространство для подобных «экспериментов». Лишь осознав это, в силу необходимости, все нации научатся жить в дружбе. В будущем не должно быть границ и религиозного антагонизма. Образовав федерацию наций в масштабе всей планеты, но сохранив при этом уникальность и своеобразие каждой культуры, человечество смогло бы достичь всеобщего мира уже к началу следующего столетия.

— Вы впервые приехали в Россию. Каковы ваши впечатления?

— Прежде всего бросаются в глаза дружелюбие, высокая духовность, религиозность русских людей. Демократизация вашей страны и свобода позволили мне приехать сюда. Увидеть прекрасную архитектуру Санкт-Петербурга, побродить по его набережным и Эрмитажу. Познакомиться с превосходным собранием картин и директором Эрмитажа — господином Михаилом Пиотровским. Лично пригласить его, известного арабиста, знатока и ценителя культуры Востока, посетить Хайфу. Побывать в Международном Архиве бахаизма, где развернута экспозиция подлинных шедевров восточной каллиграфии.

— А что больше всего запомнилось?

— Никогда не отгадаете, что пленило мое сердце, день и ночь стоит перед глазами, останется со мной навсегда, как и воспоминание о России... Это — озеро Байкал, его сапфировый, какой-то ирреальный цвет воды. Увидев его, веришь, что Байкал Священный! Для меня он стал символом вашей страны, которая обязательно достигнет нового расцвета.

 

Евгения ПЕНОВА.

Фото Олега МИРОНЦА.

Вера Бахаи прирастать будет сибиряками? // Молодежь Бурятии — 16 июля 1993, стр. 16

 

Вехи религиозной экспансии

 

Не иссякает поток приезжающих в Россию, и в частности, — в Бурятию представителей разных религиозных конфессий. На этот раз в Улан-Удэ пожаловала г-жа Рухия Раббани фактически самое высокопоставленные лицо в иерархии бахаизма. На сегодняшний день она единственная оставшаяся в живых родственница Баха-Уллы — пророка и основателя этой веры. в августе ей исполнится 84 года.      

По данным ООН и Британской энциклопедии вера Бахаи на сегодняшний день самая распространяемая религия из всех существующих. Она культивируется уже в 207 странах и уступает в этом отношение только христианству. Причем, это самая молодая религия — ей всего 150 лет.                                                                  

Госпожа Раббани посетила уже 170 государств мира. При этом нынешний её визит в Россию первый. В Бурятию Раббани приехала из Саха-Якутии. Программа пребывания г-жи Раббани в нашей республике включает в себя встречу с Леонидом Потановым и Владимиром Сагановым: 20 июля состоится её встреча с интеллигенцией республики в театре бурдрамы; днем ранее глава бахаистов поедет в дацан, где встретится с буддийскими монахами. Кроме того, будут традиционные экскурсии в музеи города и поездка на Байкал.                                                                                                 

Представитель г-жи Раббани сообщил корреспонденту «МВ», что основная цель этих визитов — попытка как можно больше узнать о национальных культурах, проблемах народов, особенно экологических.                                                                                            

Закончится визит 22 июля.

                                                                                                     Соб. инф.

 

Вера Бахаи прирастать будет сибиряками? // Молодежь Бурятии — 16 июля 1993, стр. 16

Время выхода в эфир: 20 октября 2014, 11:19

Радиостанция «Эхо Москвы»

 

О том, как учился в школе наш следующий герой практически ничего не известно. Скажем прямо, о нем, как о человек вообще сохранилось довольно не много сведений. Пророк, основатель религии, Баб, что на самом деле – титул, родился в этот день в 1819 году.

Некий агнгличанин оставил о нем такое воспоминание: «Он был очень снисходительным и утончённым человеком, довольно невысокого роста, очень порядочный для иранцев, с мелодичным мягким голосом, весьма меня поразившим». Так кто же он?

Баб иди Сейид Али Мухаммад Ширази – персидский религиозный лидер, обретший множество последователей среди современников, однажды провозгласил себя в качестве пророка Мехди.

Коренной разрыв с шиитским исламом был углублён после того, как объявил об окончании эпохи господства законов, основанных на Коране и Шариате, замене их новыми, по сути буржуазными порядками, изложенными в написанной им священной книге Беяне: это равенство всех людей, защита прав личности и собственности, установление царства собственных последователей.

Общество развивается циклично, для каждой новой эпохи Бог через своего Пророка устанавливает свои законы и порядки, заменяя прежние божественные откровения, ни одно из которых не может действовать вечно. Поэтому - посещение мечети для молитвы необязательно.

Цель философии - просвещение, первично созданное Богом бытие есть ничто иное как ум с точки зрения охвата всех вещей в мире, свет и созерцание – с позиции начала и конца. Собственно, Баб – переводится как врата. Под этим подразумевалось, что он является дверью, через которые имам Мехди явится к людям.

Религиозное учение бахаизма, созданное позднее последователем Баба Али Бехауллой, унаследовало основные идеи бабизма, однако в целом выхолостило либеральный пафос из наследия сегодняшнего героя, который был расстрелян местными властями ровно на экваторе позапрошлого столетия.

На южнокорейском кинофестивале присматриваются к теме рая

C. Хохрякова

Независимая газета

11 октября 2012.

 

Независимая газетаДва необычных фильма показали на 17-м Международном кинофестивале в Бусане. Иранец Мохсен Махмальбаф привез «Садовника», где в райские пейзажи поместил рассуждения о религии. А Ким Кван Хан из Северной Кореи представил картину «Товарищ Ким совершает полет», рассказывая о том, что надо до конца быть верным своей мечте.

Мохсен Махмальбаф снял «Садовника» вместе с сыном Маусамом, пока самым скромным отпрыском кинематографического дома Махмальбаф. Чуть ли не с детства этот бренд представляют по всему миру дочери Мохсена – Самира и Хана. Отец (он живет во Франции) и сын Махмальбаф отправились в Бахайские сады Хайфы. Начинается их картина словами ...


Полный текст: http://www.ng.ru/cinematograph/2012-10-11/8_korea.html

Размышления о религии на фоне земных райских кущ.



 


На сайте «Архивы — память общины» имеется информационный раздел, посвященный садам бахаи.