Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Home

Рекомендуйте интересующимся

Хороший текст

О Вере Бахаи в России

Исторический очерк

Новый фильм про Абдул-Баха

16 мая 2013 г.

Делегатам, собравшимся на Национальных съездах бахаи

 

Дорогие друзья-бахаи!

На Одиннадцатом Международном съезде, который прошел недавно, все присутствующие увидели проблеск обетования Бахауллы объединить народы всего мира. Там присутствовало более тысячи членов от ста пятидесяти семи Национальных Духовных Собраний, и еще примерно пятьсот человек, включая тех, кто живет в других четырнадцати странах, участвовали в выборах по почте. Наше глубокое восхищение вызвало то, что эта разнообразная группа женщин и мужчин — истинное представительство всего человечества — убедительно продемонстрировала дух святости и любви, единство мысли и цели, преданность коллективному предприятию применения целительного послания Бахауллы в том, как они участвовали в избирательном процессе и затем вносили вклад в обсуждения на съезде. Несомненно, члены вашего Национального Собрания или Советники поделятся с вами тем чувством радостного товарищества, которое они испытали, и озарениями, которые они обрели во время насыщенных дней, проведенных на Святой Земле.

Вы сейчас собрались на Национальных съездах, чтобы выполнить свои священные обязанности в Административном порядке бахаи. Прежде всего, это избрание членов вашего Национального Собрания, когда вы выберете тех людей, которые смогут справиться с настоятельными требованиями прогресса Дела на нынешней стадии его развития. Через письмо от 25 марта 2007 г. мы намеревались укрепить процесс выборов бахаи, и призываем вас еще раз поразмышлять над его основными пунктами. В характеристиках и результатах этого выборного процесса, который отличен от современных практик, мы видим не ограничения, но зарю глубоких изменений. Делегаты, как и большая часть верующих, поддерживают чистоту выборов бахаи, тщательно избегая предвыборных кампаний или обсуждений того, кто должен или не должен быть членом, даже когда не упоминаются конкретные имена; ибо Хранитель не только запрещает упоминать отдельные личности, но он также говорит, что «мы должны воздерживаться от влияния на мнение других». Сообща друзья стараются освободиться от всякого следа светских тенденций — следования личным амбициям, продвижения личностей, соперничества и партийности. Делегаты обязаны стать «разумными, хорошо осведомленными и ответственными» избирателями, «дабы суметь сделать мудрый выбор во время голосования». Они обладают независимым правом выбирать из всех, кто может быть выбран, оставив ли прежний состав или выбрав новых членов. Община искренне принимает результаты выборов, уверенная в том, что делегаты отдают свои голоса за тех, за кого молитва и размышление воодушевили их голосовать.

В административной системе общины бахаи есть несколько пространств, которые позволяют обмениваться взглядами, включая кластерные встречи-размышления, институциональные встречи и Праздники Девятнадцатого дня. Национальный съезд — еще одна такая возможность, но его уникальность в том, что он объединяет Национальное Собрание и выбранных представителей со всех уголков страны. Воплощение этого консультативного аспекта съезда требует чуткого внимания.

Шоги Эффенди говорил, что Национальный съезд должен «выполнять функции озаренного, консультативного и объединенного органа, который обогатит опыт, укрепит престиж, поддержит авторитет и поможет обсуждениям Национального Духовного Собрания». Хотя делегаты должны предлагать свои мнения открыто, чистосердечно и беспрепятственно, однако он советовал, что не стоит тратить время на проблемы второстепенной значимости и что нужно противостоять разрушительным силам, «которые порождаются человеческими страстями и себялюбием». Вместо этого Хранитель ожидал, что собравшиеся «подойдут к своей задаче с полным отрешением» и «сконцентрируют свое внимание на самых важных и неотложных вопросах», чтобы обрести «более глубокое и широкое видение Дела через укрепление духа единства и чистосердечного сотрудничества». «Неограниченная свобода индивида должна быть укрощена совместным совещанием и жертвенностью — объяснял он, — и дух инициативы и предприимчивости следует укреплять более глубоким осознанием крайней необходимости согласованного действия и более полной приверженности общему благу».

Во всей общине, по мере того как процессы Божественного Плана все более усложняются, характер обсуждений вопросов, касающихся роста и развития Веры, изменился. Ведется отличительный по содержанию разговор, иногда формально, а часто неформально, на разных уровнях и в различных комбинациях. В любой обстановке каждый участник, на каком поприще бы он или она ни служили, вносит определенный вклад и обретает новое озарение. В такой богатой схеме взаимодействий по поводу опыта, появляющегося в системе действий Плана, естественным образом возникает единодушие относительно стратегий и планов. Среди институтов Веры в атмосфере любви и неподдельного уважения расцветают обсуждения, и очень легко достигается единство видения. А в обстановке встречи-размышления кластера и встреч ведущих, учителей детских классов или вожатых подростковых групп, организованных институтом по подготовке, аспекты процесса принятия решений в отношении расширения и консолидации принимаются всеми верующими, благодаря чему составление планов и их реализация все больше опираются на местные условия. Этот разговор мира бахаи, основанный на преданности Бахаулле и защищенный стойкостью в Завете, все в большей степени выходит за пределы привычек речи, которые характерны для века, погруженного в тривиальные и ложно направленные интересы. Со временем, с новым опытом и непрестанным руководством этот постоянный разговор станет отличаться более достойными нормами выразительности и постепенно разъяснит неопределенности, расширит участие, развеет озабоченность, укрепит узы любви и общения, перенаправит усилия, примирит разногласия, разрешит проблемы и внесет вклад в счастье и благосостояние.

Ваши совещания с Национальным Собранием на съезде проходят в контексте более широкой схемы отношений, которые связывают трех поборников Плана, и должны во все большей степени отражать характеристики этого отличительного по содержанию разговора. Каждый год послание к Ризвану становится основой для обсуждений на съезде, передавая чувство текущего прогресса в мире бахаи и ощущение работы, которая нам предстоит. Ваш вклад, хотя свободный и откровенный, не характеризуется упорным продвижением собственного мнения. Хотя спектр важных тем довольно широк, тем не менее, нельзя пренебрегать вниманием к прогрессу Пятилетнего Плана и потребностям нескольких лет, оставшихся до его окончания. Вы привозите на съезд озарения, полученные в разговоре, который разворачивается в вашем регионе. Таким образом, вы обогащаете видение Национального Собрания и узнаете о его надеждах, трудных задачах и целях. Вы укрепляете свое понимание дел Веры с национальной перспективы и заново посвящаете себя совместному предприятию общины.

Мы рады засвидетельствовать многообещающие прорывы в обсуждениях на Национальных съездах в последние годы и пламенно молимся, дабы вы могли восстать, чтобы исполнить высокие задачи, поставленные Хранителем перед этим важным институтом Дела.

[Подписано: Всемирный Дом Справедливости]

Этот документ в формате PDF

 Текст на английском размещен в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library в сборнике Framework for Action – Selected Messages of the Universal House of Justice and Supplementary Material 2006–2016

Всемирный Дом Справедливости

Отдел секретариата

14 марта 1996 г.

[Отдельному лицу]

Дорогой друг бахаи!

... Вы выражаете обеспокоенность тем, что попытки провести разделение между «бахаи-дилетантами» и «бахаи-учеными» по отношению к изучению Веры ведут к появлению духа раскола среди друзей. Ваша обеспокоенность совершенно оправдана. Такой подход к изучению Дела свидетельствовал бы о фундаментальном непонимании устройства общества бахаи, описанного в Учении Веры.

Как Вы знаете, Бахаулла говорит о том, что приобретать знания обязан каждый, и само знание описывается Им как «крылья для жизни человека» и «лестница для его восхождения». Те люди, чьи выдающиеся достижения в этом отношении дают им возможность сделать некий важный вклад в развитие цивилизации, заслуживают признания и благодарности со стороны общества.

При изучении Божьего Откровения высокий личный профессионализм в какой-либо из естественных или социальных наук, в юриспруденции, филологии или других областях специализации зачастую способен пролить яркий свет на изучаемые вопросы, и такой вклад следует всем сердцем приветствовать. Область востоковедения, упомянутая в Вашем письме, также может помочь в этом отношении. Однако ни одна специализация среди множества отраслей научного исследования не может придать какому-то ученому роль авторитета в общих усилиях по исследованию всех аспектов столь ошеломляющей по масштабам и всеобъемлющей совокупности истин.

Призвав людей приобретать знания, Бахаулла, вместе с тем, совершенно упразднил черту, присущую всем прошлым религиям, когда особая каста людей, например, христианские священнослужители или мусульманские улама, приобретали особую власть над религиозным пониманием и обрядовой стороной жизни своих собратьев-верующих. В письме от его имени, написанном по-персидски Духовному Собранию бахаи Стамбула, Хранитель весьма настойчиво пытается подчеркнуть важность этого знаменательного отхода от всей прошлой религиозной истории:

Но, хвала Богу, Перо Славы покончило с бесплодными и деспотичными мнениями ученых и священников, лишив утверждения отдельных личностей права считаться авторитетным критерием, даже если эти личности признаются самыми выдающимися и знающими среди людей, и взамен предписало, чтобы все вопросы отсылались к правомочным центрам и особо установленным собраниям.

Эпоха бахаи описывается ее Основателем как «день, за которым не последует ночь». С помощью Своего Завета Бахаулла обеспечил безошибочный источник Божественного руководства, который пребудет на протяжении всей нынешней Эпохи. Право управлять делами общины и обеспечивать как чистоту Слова Божьего, так и распространение послания Веры, даровано Административному Порядку, порожденному Заветом. Члены учреждений этого Порядка попадают на свои посты исключительно через процесс свободных выборов или путем назначений, осуществляемых без их просьбы. Не существует такой профессии, как обучение Вере или администрирование ее делами, на которую верующий мог бы выучиться или к которой он мог бы целенаправленно стремиться. Особенно уместно будет привести здесь предостерегающие слова Бахауллы:

Как только явилось в мир стремление к превосходству и отличию, мир был разорен. Он уподобился пустыне….

Воистину, человек благороден, ибо в каждом заключен знак Божий. Однако почитать себя превосходнее других в постижении, знаниях или добродетелях, или возвышать себя и пытаться выделиться среди прочих есть тяжкий грех.

Распространение разнообразных знаний среди членов Веры имеет фундаментальную важность для достижения широкомасштабных целей общины. Следовательно, побуждение верующих к приобретению знаний, организация школ бахаи, университетов и институтов по подготовке, создание учебных групп и комитетов, занимающихся соотнесением принципов Откровения с проблемами, стоящими перед человечеством — все эти виды деятельности должны поддерживаться как Советниками и их помощниками, с одной стороны, так и Национальными и Местными Духовными Собраниями — с другой. Выполняя эти нелегкие обязанности, повсеместно учреждения бахаи чувствуют значительную поддержку своим усилиям со стороны верующих, чьи интеллектуальные занятия, качества характера и преданность Делу дают им особую возможность сделать вклад в это дело.

Особая ответственность здесь возлагается на Советников, по причине возложенной на них ответственности помогать высвобождению потенциала каждого верующего. Членам данного института Веры, назначаемым на определенный срок, поручена задача выполнения в будущем тех функций защиты и распространения Веры, которыми в Воле и Завещании Абдул-Баха были облечены Десницы Дела. Таким образом, Советники призваны «распространять Божественные Благоухания, просвещать души людские, улучшать характер каждого человека и быть, всегда и во всех условиях, свободными и отрешенными от земных вещей». Подобно Десницам, Советники не обладают никакой властью толковать Священные Тексты, — это право даровано Заветом только Абдул-Баха и Хранителю Веры. Хотя некоторые Советники, как в свое время некоторые Десницы, будут заниматься различными академическими или профессиональными дисциплинами в рамках своей личной карьеры, исполнение ими своих обязанностей не зависит от профессионализма подобного рода. Все они полностью сопричастны жизненно важной задаче поощрения верующих к приобретению знаний, во всех ее многообразных измерениях. Все они также делят между собой ответственность, возложенную на учреждение, членами которого они являются, защищать Веру от ее противников, как внешних, так и внутренних, чему как Учитель, так и Хранитель придавали первостепенную важность.

С приветствиями бахаи, исполненными любовью,

отдел секретариата

 

Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library

Всемирный Дом Справедливости

Отдел секретариата

19 мая 1995 г.

[Отдельному лицу]

Дорогой друг бахаи!

Всемирный Дом Справедливости совещался по Вашему электронному письму от 4 апреля 1995 года относительно характера некоторых публикаций по темам бахаи в электронных дискуссионных группах и попросил нас сообщить Вам следующее.

Ваши опасения в контексте, в котором Вы их описали во втором абзаце своего письма, являются обоснованными для бахаи, и Вы не должны стесняться выражать их, как Вы считаете нужным, таким образом, чтобы обогащать обмен идеями в любой дискуссии, в которой Вы участвуете.

Возможности, предоставляемые электронными средствами связи для более быстрого и глубокого обмена мнениями между друзьями, имеют огромную важность. Вне всякого сомнения, в этом состоит еще одно проявление процесса развития, предвосхищенного Хранителем, когда он говорил о «механизме всемирной связи … объемлющем всю планету, свободном от национальных барьеров и ограничений и функционирующем с удивительной скоростью и безукоризненной регулярностью».

Как Вы великолепно понимаете, степень, в которой эта технология окажется полезной для работы Веры, зависит, конечно же, от того, каким образом она будет использоваться. Будучи средством обмена мнениями, она накладывает на участников те же самые требования умеренности, искренности и вежливости, как и в случае любой другой дискуссии. Подобным же образом, вовлеченные в это обсуждение люди должны избегать принижать мнения друг друга. В этом отношении Дом Справедливости отметил Ваше вполне понятное отвращение к явно наметившейся тенденции поддаваться искушению использовать вводящие в заблуждение и оскорбительные ярлыки наподобие «традиционалистов» и «либералов», что ведет к расколу в общине бахаи. Насколько бы ни преобладал в общине бахаи этот раскольнический склад ума, он, несомненно, является наследием общества небахаи и проявлением незрелого мировоззрения. Если бахаи будут упорствовать в таком направлении мысли, это сведет на нет даже самые ценные интеллектуальные достижения, как это было ярко продемонстрировано обществами прошлого.

Самым важным, как и в случае с любым другим исследованием, которое проводят бахаи относительно верований и практик своей Веры, является то, что электронные дискуссии послужат интересам Дела и его членов, только если они будут вестись в рамках Учения бахаи и в согласии с истинами, заключенными в нем. Пытаться обсуждать Дело Божие в отрыве от авторитетного руководства, являющегося неотъемлемой частью этого Учения, или относиться к этому руководству с пренебрежением, было бы совершенно нелогично. Если вспомнить первый вопрос, поднятый в Вашем письме: очевидно, что попытки наложить ограничения на всеобщность власти Богоявления приведут к краху серьезной научной работы и породят разлад внутри дела, успех которого зависит исключительно от духа единства и взаимного доверия. Стандарт здесь был установлен Самим Бахауллой:

Истинно верить в Божественное единство значит взирать на Того, Кто есть Богоявление, и на Того, Кто есть незримая, непостижимая и неисповедимая Сущность, как на одно и то же. Сие подразумевает, что все исходящее от первого, все поступки Его и деяния, все, что Он разрешает или запрещает, надлежит при всех обстоятельствах, целиком и полностью и безо всяких ограничений считать тождественным Воле Самого Бога.

Что касается гармонии науки и религии, то Писания Центральных Фигур и комментарии Хранителя совершенно недвусмысленно разъясняют, что задача человечества, — включая общину бахаи, выполняющую роль «закваски» внутри него, — состоит в создании всепланетной цивилизации, воплощающей в себе как духовное, так и материальное измерение бытия. Природа и масштабы такой цивилизации по-прежнему находятся за пределами постижения кого бы то ни было в современном поколении. Осуществление этого гигантского мероприятия будет зависеть от всё более тесного соединения истин и принципов религии и открытий и идей научных исследований. Следствием этого будет признание того, что неоднозначность — это естественная и неизбежная часть процесса познания реальности. Это также потребует от нас не ограничивать науку какой-то конкретной школой мысли или методологическим подходом, постулированным в ходе ее развития. Перед мыслителями-бахаи стоит задача обеспечить мудрое лидерство в этом процессе, ибо именно они обладают и бесценным пониманием Откровения, и теми преимуществами, которые дает научное исследование.

Легкость и относительная безличность электронной связи требует, в определенном смысле, даже еще более высокого уровня самодисциплины, чем в случае прямого личного контакта и обычного общения. Устанавливая такой дух единства, бахаи, конечно же, пожелают укрепить совещательный процесс, делясь друг с другом подходящими текстами бахаи и обсуждая их. Это, в свою очередь, должно вести к тому, что обсуждение будет вновь возвращаться в рамки принципов Веры.

Дом Справедливости заверяет Вас о своих молитвах в Святых Усыпальницах от Вашего имени, чтобы обильные подтверждения Бахауллы всегда поддерживали Вас.

С приветствиями бахаи, исполненными любовью,

отдел секретариата

 

Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library

Всемирный Дом Справедливости

Отдел секретариата

19 октября 1993 г.

[Отдельному лицу]

Всемирный Дом Справедливости получил Ваше письмо … в котором задается вопрос о термине «наука бахаи» [Bahá’í scholarship]. Он сожалеет о задержке с ответом на Ваше письмо и просит нас предоставить Вам следующий ответ.

Дом Справедливости полагает, что вопросы, поднятые в Вашем письме, лучше всего рассматривать в свете утверждений, содержащихся в Писаниях бахаи, где объясняются отношения, существующие между Откровением Бахауллы и знанием, приобретаемым в результате научной деятельности. Бахаулла говорит:

Открыто и бесстрашно сей Гонимый неустанно возглашает пред лицом всех народов земли то, что послужит ключом, отворяющим врата наук, искусств, познаний, благополучия, процветания и богатства. …

Очевидно, что Писания бахаи проливают свет на все области человеческой деятельности и все академические дисциплины. Те, кому посчастливилось признать положение Бахауллы, обладают счастливой возможностью приобщиться к Откровению, освещающему все аспекты мысли и поиска, и на них возложена задача использовать понимание, обретенное погружением в глубины Священных Писаний, ради продвижения интересов Веры.

Верующие, обладающие необходимыми для этого способностями и возможностями, неоднократно поощрялись более активно вести свои академические исследования, которые не только дают им возможность выполнить для Веры столь необходимое ей служение, но и обеспечивают средства, с помощью которых они могут глубже проникнуть в значение и смысл Учения бахаи. Они также обнаруживают, что выводы, сделанные на основе более глубокого понимания Откровения Бахауллы, проясняют для них вопросы их научного поиска.

Полезно изучить ряд утверждений, сделанных по этому вопросу Шоги Эффенди. Обращаясь к верующему, который завершил глубокое научное исследование на тему, относящуюся к Учению, Хранитель в письме, написанном от его имени, сказал:

Есть надежда, что все студенты-бахаи последуют благородному примеру, поданному Вами, и отныне будут исследовать и анализировать принципы Веры, соотнося их с современными аспектами философии и науки. Всякий разумный и мыслящий молодой бахаи должен всегда подходить к Делу именно с такой точки зрения, ибо в этом заключается сама суть принципа независимого поиска истины.

Когда его известили о вступлении в Веру ученого, его ответ, изложенный в письме от его имени, был таков:

Мы весьма нуждаемся в трезвом, разумном элементе мышления, который может предложить научный ум. Когда такая сила интеллекта соединяется с глубокой верой, возникают огромные возможности для обучения Вере….

По другому случаю его секретарь написал:

Шоги Эффенди многие годы побуждал бахаи (если кто спрашивал его совета, а также и вообще) изучать историю, экономику, социологию и т.д., чтобы быть в курсе всех прогрессивных предложений и идей, высказываемых сегодня, и чтобы они могли связать их с учениями бахаи. Он хочет, чтобы бахаи учились больше, и ни в коем случае не учились меньше. Чем более общим знанием, научным или любым другим, они обладают – тем лучше. По этой же причине он постоянно побуждает их действительно более глубоко изучать принципы бахаи.

Пытаясь вести свои исследования, и одновременно с этим все глубже проникать в Учение бахаи, верующие должны ясно осознавать, что Откровение Бахауллы представляет собой эталон истины, относительно которого следует взвешивать все прочие мнения и умозаключения. Они должны смиренно относится к своим достижениям и всегда помнить утверждение Бахауллы о том, что:

Итак, сердце должно очиститься от праздных речений человеческих и освободиться от всякой земной привязанности, дабы постичь скрытый смысл Божественного вдохновения и стать сокровищницей таинств Божественного знания.

На текущей ранней стадии развития Веры не стоило бы предлагать на обсуждение в высшей степени ограниченное определение термина «наука бахаи». В письме, написанном недавно от имени Всемирного Дома Справедливости Ассоциации исследований бахаи, утверждается, что:

Дом Справедливости не советует вам определять слишком узко ту форму, которую должна принять наука бахаи, или подход, который эти ученые должны применять. Напротив, вам надлежит воспитывать внутри своей Ассоциации уважение к широкому разнообразию подходов и методов. Несомненно, будут появляться бахаи, которые захотят работать отдельно, тогда как другие будут стремиться к совещанию и сотрудничеству с теми, кто разделяет их интересы. Вы должны укреплять атмосферу взаимного уважения и терпимости, которая будет охватывать, в том числе, и ученых, занимающихся в основном теологическими вопросами, а также тех, чьи интересы лежат в области интеграции понимания, полученного при изучении Веры бахаи, и современной артистической и научной мысли.

Подобное же разнообразие должно характеризовать исследования, проводимые учеными-бахаи, в рамках которых их собственные интересы и навыки должны соединяться с нуждами Веры. Направление развития событий в мире, появление новых направлений мысли и расширение работы по обучению — все это ярко высвечивает притягательные и многообещающие области деятельности, на которые ученые-бахаи вполне могут направить свое внимание. Также и расширение деятельности Международного Сообщества бахаи, укрепляющего связи с подразделениями Организации Объединенных Наций и другими международными агентствами, создает для ученых привлекательные возможности сделать прямой и весьма ценный вклад в возрастание престижа Веры и провозглашение ее имени среди влиятельных и восприимчивых кругов общества. По мере того, как община бахаи будет продолжать неуклонно выходить из безвестности, она столкнется с противниками как внутренними, так и внешними, целью которых будет оклеветать и извратить ее принципы, дабы ее поклонники разочаровались, и вера ее приверженцев поколебалась; ученые-бахаи должны будут сыграть жизненно важную роль в защите Веры, предпринимая упреждающие меры, а также отвечая на дискредитирующие обвинения, выдвигаемые против Веры.

Таким образом, в науке бахаи должно найтись место не только для тех, кто интересуется теологическими вопросами и историческими корнями Веры, но и для тех, кого интересует связь между Учением бахаи и их конкретной областью академической или профессиональной деятельности, а также для верующих, которым, может быть, не хватает формальной академической квалификации, но которые, через внимательное изучение Писаний, пришли к идеям, могущим заинтересовать окружающих.

Поскольку Вы поднимали вопрос о том, не имеет ли физика весьма слабую связь с вопросами Веры бахаи, Вы можете рассмотреть в этой связи нижеследующий комментарий одного известного ученого и мыслителя, который сам не является бахаи, о соотношении между Учением бахаи и недавними достижениями физических наук:

В эту эпоху мы сможем выжить, а наша цивилизация — достичь процветания, только если мы переориентируем нашу житейскую мудрость и достигнем нового понимания, предлагаемого Верой бахаи и подтвержденного последними открытиями эмпирических наук.

Бахаи провозглашают, что самое важное условие установления мира — единство. Единство семей, наций и тех великих направлений мысли, которые мы обозначаем как наука и религия. В свою очередь, предпосылкой для подобного единства является зрелость. Это мышление — эволюционное, и его правильность продемонстрирована новыми теориями, возникшими в рамках неравновесной термодинамики, теории динамических систем, кибернетики и связанных с ними науках о сложных явлениях. Их также поддерживают детальные эмпирические исследования в таких областях, как физическая космология и теория палеобиологической макроэволюции, а также новыми направлениями в историографии.

Дом Справедливости хотел бы избежать использования терминов «наука бахаи» и «ученые-бахаи» в смысле исключительности, что, по сути, привело бы к размежеванию между теми, кто допущен в эту категорию, и теми, кому отказано в этом. Ясно, что термины эти носят относительный характер, и что некое вполне достойное, в сравнении с деятельностью окружающих, научное достижение какого-нибудь бахаи может вполне считаться отнюдь не столь важным, если его сравнивать с достижениями других выдающихся ученых, вышедших из рядов верующих. Дом Справедливости хотел бы создать такую общину бахаи, в которой ее члены поощряли бы друг друга, где царило бы уважение к достижениям друг друга и общее осознание того, что каждый по-своему пытается обрести более глубокое понимание Откровения Бахауллы и сделать свой вклад в продвижение Веры.

С приветствиями бахаи, исполненными любовью,

отдел секретариата

 

Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library

7 апреля 1999 г.

Всем Национальным Духовным Собраниям

Вопросы, связанные с изучением Веры Бахаи

В мае 1998 года журнал «Бахаи Канады» издал подборку писем на тему академического изучения Веры бахаи, которые Всемирный Дом Справедливости писал различным лицам. Впоследствии канадское Национальное Духовное Собрание отправило копии этой подборки другим братским Собраниям. Издательство бахаи Америки выпустило эту компиляцию в форме брошюры. Дом Справедливости попросил нас отправить Вам копию последнего издания с нижеследующими комментариями.

Ряд друзей знают, что кампания внутренней оппозиции Учению в настоящее время осуществляется через Интернет, систему связи, доступ к которой имеется фактически в любом уголке планеты. В отличие от подобных атак в прошлом, она стремится представить Веру в целом как новую форму социально-политической идеологии, чуждой намерениям Бахауллы. Вместо власти Институтов, установленных Его Заветом, она провозглашает нечто вроде толковательного авторитета, которым стоящие за всем этим люди облекают мнения личностей, получивших формальное образование в области исследований Среднего Востока.

В начале 1996 года предумышленный характер этого плана выяснился в результате послания, случайно проявившегося в одной из дискуссионных групп Интернета, которую подписчики-бахаи считали посвященной научному исследованию Веры. Некоторые люди, несшие ответственность за это, вышли из Веры, когда Советники указали им, какое направление приняла их деятельность. Небольшое число других продолжает осуществлять кампанию внутри общины бахаи.

В прошлом в подобных ситуациях терпение и сострадание, проявленные Абдул-Баха и Хранителем, в конце концов, помогли различным верующим, введенным в заблуждение злоумышленниками, выйти из своего затруднительного положения. Проявляя аналогичную выдержку, Всемирный Дом Справедливости вмешивался в нынешнюю ситуацию, только когда это становилось неизбежным, доверяя тому, что здравый смысл и добрая воля вовлеченных в это верующих пробудят в них чувство духовной опасности, которой они подвергают себя. Тем не менее, ряд Советников и Национальных Духовных Собраний тщательно следят за этой проблемой, и друзья могут быть уверены, что любые шаги, необходимые для защиты целостности Дела, будут своевременно предприняты.

Как ясно свидетельствуют отрывки, приведенные в прилагаемой перепечатке, эта кампания внутренней оппозиции, делая вид, с одной стороны, что признает законность Хранительства и Всемирного Дома Справедливости как двуединого преемника Бахауллы и Центра Его Завета, вместе с тем пытается бросить тень сомнения на природу и пределы авторитета, которым Они наделены в Писаниях. Когда другие бахаи указали, что такие аргументы противоречат ясным утверждениям Учителя, личности, стоящие за этим планом, поставили под сомнение здравость суждения Абдул-Баха и Его вдения. Постепенно подобные аргументы выявили, что стоящие за этим люди полагают, что Сам Бахаулла был не гласом Бога для нашей эпохи, но всего лишь весьма просвещенным философом-моралистом, главной заботой которого было преобразование существующего общества.

Сама по себе такая оппозиция имеет мало шансов оказать влияние на достаточно информированных бахаи. Как указывается в одном из писем в прилагаемой перепечатке (от 20 июля 1997 г.), эта стратегия стремится воспользоваться путаницей, созданной в современном мышлении господствующей доктриной материализма. Хотя суть непрерывной связи Бога со Своим творением и Его вмешательство в человеческую жизнь и историю лежат в основе всех учений Основателей религий откровения, догматический материализм сегодня настаивает, что даже сама природа религии может быть адекватно постигнута только через использование той самой академической методологии, что разрабатывалась с целью игнорировать истины, которые и делают религию тем, чем она является.

Говоря в общем, выбранная ими стратегия заключалась в том, чтобы избегать прямых нападок на Центральные Фигуры. Вместо этого они пытались, скорее, посеять семена сомнения среди верующих относительно Учения Веры и ее институтов, апеллируя к не подвергшимся еще анализу предрассудкам, которые бахаи могли неосознанно впитать из общества небахаи. Например, вопреки ясным толкованиям Абдул-Баха и Хранителя, то, что Бахаулла ограничил членство во Всемирном Доме Справедливости мужчинами, ложно трактуется как просто «временная мера», которая может быть пересмотрена, если оказать достаточное давление. Подобным же образом, разъясненное Шоги Эффенди представление Бахауллы о будущем Мировом Содружестве бахаи, которое объединит духовные и гражданские институты, отбрасывается в пользу утверждения, что Бахаулла заложил в основание Своего Мирового Порядка принцип, согласующийся с современной политической концепцией «отделения церкви от государства». Особенно тонкой является попытка предположить, что Машрику’л-Азкар должен развиться в центр квази-доктринотворческой власти, параллельной Местному Дому Справедливости и по существу независимой от него, что позволило бы различным людям продвигать свои интересы в управлении жизненно важными процессами Дела.

Обычно, как только подобные искажения ставились под сомнение, те, кто стоит за этой кампанией, немедленно заявляли, что их гражданские права поставлены под угрозу, — утверждение, конечно же, бессмысленное в свете абсолютно добровольной природы членства бахаи. Значительный акцент также делается ими на академической свободе, которая на поверку оказывается всего лишь их личной свободой искажать научное рассуждение для продвижения собственных идеологических планов, при одновременных попытках исключить из обсуждения черты Веры бахаи, которые являются центральными для Писаний Ее Основателей.

Эффект длительного воздействия такой неискренности в вопросах, жизненно важных для благосостояния человечества, является духовно разрушительным. Когда мы встречаем закрытые умы, и сердца, омраченные очевидной враждебностью, Бахаулла настоятельно советует нам предоставить таких людей Богу и обратить внимание на день ото дня возрастающие возможности раскрытия истин, которым Он учит. Как сказал Хранитель в письме, написанном от его имени в ситуации подобной, хотя и менее серьезной, чем эта: « ...друзьям необходимо посоветовать просто предоставить этих людей самим себе, поскольку их влияние может быть лишь негативным и разрушительным...»

Прилагаемый материал посылается вашему Собранию не столько из-за озабоченности по поводу нынешней ситуации, которая уже находится под внимательным контролем, сколько с целью раскрыть, таким образом, видение более стратегических вопросов. То, что мы в настоящее время наблюдаем, есть возникновение, в относительно зародышевой форме, нового рода внутренней оппозиции Миссии Бахауллы. Хотя со временем она, без сомнения, приобретет также и иные черты, уже сейчас видно, что этот тип оппозиции прямо нацелен на учение Бахауллы о духовной природе реальности и зависимости человечества от вмешательства Божественного Откровения.

Подобные события не будут неожиданностью для друзей, которые знакомы с разъяснением Хранителя о последовательных волнах «кризисов» и «побед», характерных для истории Веры с самого дня ее основания. Именно этот циклический процесс, говорит Шоги Эффенди, является движущей силой неуклонного раскрытия цели Бахауллы, испытывая нашу преданность Его Учениям, очищая Его общину и постепенно высвобождая потенциал, сокрытый в Его Откровении. То, что сопротивление Бахаулле ныне вынуждено проявиться в новом облике, уже есть признак растущей силы Дела, и эти события предоставляют всем друзьям новые возможности для углубления их Веры и придания большей энергичности их служению.

С любящими приветствиями бахаи,

Отдел Секретариата.

Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library

Текст, упоминаемой в письме брошюры "Вопросы, связанные с изучением Веры Бахаи", доступен на русском языке на отдельной странице.

 

Всемирный Дом Справедливости

26 мая 1969 г.

Национальному Духовному Собранию бахаи Канады

Дорогие друзья бахаи!

Мы изучили ваше письмо от 11 апреля, в котором спрашивается относительно учения Веры о самозащите и имеющегося руководства по действиям человека ввиду разгорающихся гражданских беспорядков в городах Северной Америки.

Из уже имеющихся у вас текстов следует, что Бахаулла утверждал, что предпочтительнее погибнуть на стезе угодной Богу, чем убивать, и что организованные религиозные нападки на бахаи никогда не должны выливаться в боевые действия, поскольку это строго запрещено в наших Писаниях.

В пока не переведенной Скрижали Абдул-Баха, однако говорится о том, что в случае нападения грабителей или разбойников бахаи не должен сдаваться, а должен попытаться по мере возможности защитить себя, а затем обратиться к гражданским властям. В одном из писем, написанном от имени Хранителя также указывается, что в крайних ситуациях, когда у бахаи нет возможности обратиться за помощью в полицию или в другие органы, он вправе защищать свою жизнь. В другом письме Хранитель отмечает, что нападение безответственного субъекта на бахаи должно получать отпор от бахаи, что в данном случае оправданно как защита собственной жизни.

В настоящее время Дом Справедливости не намерен выходить за пределы вышеупомянутых положений. Данный вопрос является де­лом совести, и в каждом конкретном случае бахаи должен сам определять, когда прекратить самозащиту, пока она не переросла в возмездие.

Разумеется, все вышеприведенные соображения относятся и к ситуациям, когда верующий оказывается вовлечен в гражданские беспорядки. Тем не менее мы оповестили Наци­ональное Духовное Собрание Соединенных Штатов, что при сло­жившихся на данное время в этой стране обстоятельствах, предпочтительнее что­бы бахаи не приобретали оружие и не владели оным ни для самозащиты, ни для защиты своей семьи.

С приветствиями бахаи, исполненными любовью,

Всемирный Дом Справедливости

Оригинал послания Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library

Подкатегории

Послания Всемирного Дома Справедливости к Ризвану