Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Home

Всемирный Дом Справедливости

 

8 декабря 1967 года

[Отдельному верующему]

 

Дорогой друг-бахаи,

 

… мы рады попытаться прояснить некоторые вопросы, которые озадачивают вас в отношении бахаи к политике. Это чрезвычайно важная тема, особенно в наши дни, когда ситуация в мире столь запутанная; необдуманные действия или заявления того или иного бахаи в какой-либо стране могут нанести серьезный урон Делу — у него на родине или в другом месте — и даже привести к гибели братьев по вере.

В целом отношение бахаи к проблемам, страданиям и растерянности окружающих их людей следует рассматривать в свете цели Бога для человечества нашей эпохи и процессов, которые Он запустил для ее достижения.

Когда в девятнадцатом столетии Бахаулла обратился к миру со Своим Посланием, Он со всей ясностью показал, что первый шаг к достижению спокойствия и прогресса человечества — это объединение. Бахаулла говорит: «Благосостояние человечества, его мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока не будет обеспечено его прочное единство». (The World Order of Bahá’u’lláh, стр. 203 [Русский текст цитируется по Бахаулла, Крупицы из Писаний, CXXXI.]) Однако, нетрудно убедиться, что и по сей день большинство людей придерживается иных взглядов: в преодолении разобщенности они видят самую отдаленную, почти недостижимую цель, и в первую очередь сосредоточивают свои усилия на лечении прочих недугов человечества. А между тем, все прочие недуги суть лишь симптомы и следствия основной болезни — разобщенности.

Как учит Бахаулла, возвращение человечества к жизни и исцеление всех его недугов возможно лишь через посредство Его Веры. «Жизнеспособность человеческой веры в Бога угасает в каждой стране; ничто, кроме целительного лекарства Его, не сможет ее возродить. Ржа безбожия разъедает жизненно важные устои человеческого общества; что же, кроме Эликсира могучего Откровения Его, может очистить и возродить его?» (Бахаулла, Крупицы из Писаний, XCIX.)

«Лучшим лекарством и могущественнейшим средством для исцеления всего мира Господь назначил союз всех народов в одном общем Деле, в единой Вере. Достичь сего можно лишь с помощью искусного, всесильного и вдохновленного Врачевателя. Сие есть несомненная истина, а все прочее не более чем заблуждение». (Бахаулла, Крупицы из Писаний, CXX.)

В подобном ключе пишет и возлюбленный Хранитель:

И с точки зрения поведения личности, и с точки зрения существующих отношений между странами и сообществами человечество, увы, слишком отклонилось от пути истинного, слишком низко пало, чтобы спастись самому, пусть даже усилиями своих лучших правителей и государственных мужей, как бы ни были бескорыстны их побуждения, а действия — слаженны, как бы ни было велико их рвение и преданность делу.

Какой бы план ни разработали самые дальновидные государственные мужи, какую бы теорию ни выдвинули виднейшие представители экономической науки, какой бы принцип ни проповедовали самые ревностные моралисты — это не обеспечит надежного фундамента, на котором мог бы строить свое будущее этот безумный мир.

Никакие призывы разумных людей к взаимной терпимости, даже самые убедительные и настойчивые, не умиротворят человечество и не вдохнут в него жизненные силы. И никакие формы организованного международного сотрудничества в любой сфере человеческой деятельности, даже самые прогрессивные и широкомасштабные, не искоренят зла, нарушившего равновесие современного общества. И даже, смею утверждать, что само по себе изобретение механизма политического и экономического объединения мира — а этот принцип ныне обретает все больше сторонников — не станет противоядием той отраве, что постоянно подтачивает жизнеспособность цивилизованных народов и наций.

Можно с уверенностью утверждать, что, помимо безусловного принятия Божественного Плана, с такой простотой и силой возвещенного шестьдесят лет назад Бахауллой и воплощающего в себе предначертанное самим Господом движение человечества к объединению, и непоколебимой веры в неизменную действенность каждого из положений этого Плана — ничто иное в конечном итоге не способно противостоять силам духовного распада, которые, если их не обуздать, будут и дальше разъедать жизненную ткань утратившего всякую надежду общества. (The World Order of Bahá’u’lláh, стр. 33–34.)

По словам Шоги Эффенди, в мире одновременно происходят два грандиозных процесса. С одной стороны, развертывается величайшее Предначертание Божие, чье поступательное движение сопровождается бурными переменами, затрагивающими все человечество; в ходе его осуществления сметаются все препоны, препятствующие мировому единению, и род человеческий, проходя через горнило страданий и горького опыта, переплавляется в единое целое. В назначенный Господом час этот процесс завершится установлением Малого Мира — политическим объединением народов.

Человечество тогда уподобится единому, но все еще безжизненному телу. Суть второго процесса состоит в том, чтобы вдохнуть в это тело жизнь, достичь истинного единения и духовности, вершиной которого станет Величайший Мир, — и задача эта ложится на плечи бахаи. Имея продуманное и подробное руководство к действию, направляемые свыше божественной силой, они сознательно и неустанно трудятся ради того, чтобы заложить основы Царствия Божия на земле; в него зовут они ближних своих, открывая тем самым перед ними жизнь вечную.

Претворение в жизнь Всеобъемлющего Предначертания Господня осуществляется путями неисповедимыми, каковые лишь Он один указует, однако же Малое Предначертание, ниспосланное нам, дабы и мы могли внести свой вклад в Его величественный замысел по спасению рода людского, очерчено достаточно ясно. Это и есть та работа, которой мы должны отдать всю нашу энергию, ибо за нас этого никто не сделает. Столь важна эта роль бахаи, что Бахаулла написал: «О друзья! Не забывайте о достоинствах, коими вы наделены, и помните о высоком предназначении вашем. Не дайте трудам вашим расточиться втуне ради праздных мечтаний, кои измыслили некоторые люди в сердцах своих. Вы суть звезды на небесах понимания, ветерок, что веет на рассвете дня, плавно текущие воды, от коих зависит само существование всех людей, письмена, начертанные на Его священном свитке. В теснейшем союзе, в духе совершенного дружества напрягите силы свои, дабы обрести то, что приличествует сему Дню Божиему». (Бахаулла, Крупицы из Писаний, XCVI.)

Поскольку любовь к своим ближним и сострадание к ним есть неотъемлемая часть жизни истинного бахаи, мы постоянно делаем все, что в наших силах, чтобы помогать нуждающимся. Нам ни в коем случае не следует этим пренебрегать, ибо слово у нас не должно расходиться с делом. Однако страдания окружающих не должны полностью поглощать наше внимание и направлять наши усилия в русло, где они в конечном счете окажутся тщетными, они не должны заставлять нас забывать о самой важной и существенной задаче. Немало добрых людей посвящают себя благотворительной деятельности, но, увы, так мало тех, кто выполнял бы работу, которая более всего угодна Самому Богу, а это — духовное пробуждение человечества.

Ошибочное представление о том, что нашим ближним можно помочь иным путем, помимо деятельности, связанной с Верой, нередко толкает бахаи к участию в политике. Это опасное заблуждение. Как писал секретарь Шоги Эффенди от его имени: «Нам, бахаи, нужно признать тот факт, что общество стремительно разрушается — столь быстро, что те моральные вопросы, которые были ясны еще полстолетия назад, сейчас безнадежно запутанны, более того, сильно переплетены с противоречивыми политическими интересами. Поэтому бахаи должны направлять все свои силы на поддержку Дела и построение административной системы бахаи. В настоящее время у нас нет иного способа изменить мир и помочь ему. Если мы будем участвовать в спорах правительств, наше дело обречено на провал. Но если мы создадим свою модель будущего общества, то сможем предложить ее миру, когда все остальные средства будут уже исчерпаны». (Bahá’í News, No. 241, стр. 14.) «Мы должны создавать нашу собственную систему устройства общества, не затрагивая существующие несовершенные системы. Наше вмешательство не только не изменит их, но наоборот, погубит нас». (Bahá’í News, No. 215, стр. 1.)

Другие указания Хранителя, раскрывающие эту же тему более детально, можно найти на страницах 24 и 29-32 Principles of Bahá’í Administration (издание 1963 года); как вам несомненно это уже известно.

Ключ к истинному пониманию этих принципов, по-видимому, содержится в следующих словах Бахауллы: «О люди Бога! Не погружайтесь в свои собственные заботы, сосредоточьте помыслы ваши на том, что возродит благосостояние человечества и освятит сердца и души людей. Наилучшим образом сего можно достичь чистыми и святыми деяниями, добродетельной жизнью и благонравным поведением. Доблестные поступки обеспечат триумф сему Делу, а святой характер укрепит его силу. Храните верность праведности, о люди Баха! Сие, воистину, есть заповедь, первая по выбору Его неограниченной Воли, кою сей Гонимый дает для каждого из вас». (Бахаулла, Крупицы из Писаний, XLIII.)

 

С приветствиями, исполненными любви,

[Подписано: Всемирный Дом Справедливости]

 

Этот документ в формате MS Word

Оригинал письма Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library

Всемирный Дом Справедливости

Отдел секретариата

 

7 июля 1976 года

[Отдельному верующему]

 

Дорогой друг бахаи,

Всемирный Дом Справедливости получил ваше письмо от 15 мая, содержащее ваши размышления о потребности для бахаи по мере необходимости заниматься политическими делами и участвовать в деятельности, направленной на устранение несправедливости. Прямота, побудившая вас написать такое письмо и откровенно выразить ваше мнение, глубоко тронула Всемирный Дом Справедливости. Нас попросили передать вам его комментарии.

Вы спрашиваете, не случится ли так, что молчание со стороны бахаи позволит хаосу и людскому унижению стать постоянной чертой на земле, и считаете, что, сторонясь политики, бахаи только ослабляют ряды борцов за свободу мира. Оглядываясь на наше общество, мы видим, что оно поражено серьезными недугами и изнемогает под тяжестью страданий. Эти страдания, по свидетельству Самого Бахауллы происходят из-за того, что «тело» мира, «кое, будучи создано здоровым и совершенным, в силу разных причин было поражено тяжкими расстройствами и недугами» и «болезнь его усугублялась, ибо пользовали его невежественные лекари, кои дали полную волю своекорыстным желаниям и впали в тяжкий грех». Высказывание Бахауллы в этом отрывке завершается утверждением, что «лучшим лекарством» будет обращение и вверение в руки «искусного», «всесильного и вдохновленного Врачевателя. Сие есть несомненная истина, а все прочее не более чем заблуждение».

Этот Божественный Врачеватель уверил нас в Своих писаниях, что Бог Всевидящий и Всезнающий и пожелал установить в этот День и среди людей Свое вечное Царство. «Вся земля, — утверждает Бахаулла, — сейчас в ожидании. Близится день, когда увидит она лучшие свои плоды, когда взрастут на ней благороднейшие древа, украсят ее прекраснейшие цветы, осенят небесные благословения». Чтобы исполнить это намерение, Бог отправил нам дух и послание Нового Дня через два последовательных Богоявления, Обоих человечество в своем большинстве отвергло и, увы, предпочло упорствовать в своей слепоте и извращенности. Комментируя наблюдаемое в мире, Бахаулла писал: «Вскоре нынешний порядок будет свернут, и на смену ему предстанет новый». «Через какое-то время, — писал Он далее, — все формы правления изменятся. Насилие станет править миром. Но вслед за всеобщей смутой над горизонтом невиданного царства поднимется солнце справедливости».

Когда мы обращаемся к другим Его писаниям, чтобы узнать больше о Его предупреждении о том, что «нынешний порядок» должен быть «свернут», мы читаем утверждения и предсказания, такие как эти: «Пришло время сокрушения мира и человека». «Близится час, когда сотрясет землю великое сотрясение». «Настал День обетованный, когда настигнет вас глас судий разгневанных и с небес, и из-под земли: "Вкушайте то, что сотворили вы своими руками!"» «Вскоре постигнет вас кара Божья и пепел преисподней покроет вас». «И когда настанет назначенный час, случится такое, от чего задрожат все члены чад человеческих». «Грядет день, когда пламя ее [цивилизации] пожрет города, когда Уста Величия возгласят: “Царство принадлежит Богу Всемогущему, Достохвальному!”» «Грядет день, когда яростный гнев Вседержителя настигнет их. Воистину, Он Всесильный, Всепокоряющий, Наимогущественный. Он очистит землю от скверны их порочности и передаст ее в наследство тем из слуг Своих, что близки к Нему».

Из вышесказанного становится ясно, что Десница Провидения приведена в действие и работает над исполнением замысла Бога для человечества в этом веке. «Нет у Бога иной цели, — уверяет нас Шоги Эффенди, — кроме одной — только Ему ведомыми путями привести исстрадавшееся, изначально разобщенное человечество к Великому Золотому Веку. Мрачно не только наше нынешнее состояние, удручающе мрачно и наше ближайшее будущее. Отдаленное же будущее сияет в лучах славы — но смертное око не в силах узреть сияние это».

Возьмем Первую мировую войну, которую Шоги Эффенди охарактеризовал в своих писаниях «...первым этапом колоссального потрясения, предсказанного Бахауллой». Хотя она внешне завершилась мирным договором, Абдул-Баха отмечал: «“Мир, мир…”, — восклицают постоянно уста властителей и народов, хотя в сердцах их по-прежнему тлеет огонь неуемной ненависти». А в 1920 году Он написал: «Болезни, от которых сейчас страдает мир, умножатся; мрак, окутывающий его, сгустится». И снова: «разразится еще одна война, куда более жестокая, чем прошлая». После этого в 1939 году началась Вторая мировая война, Шоги Эффенди назвал ее «бурей невиданной силы», «великим сокрушительным Божественным вихрем, ворвавшимся в самые отдаленные и тихие уголки планеты». В 1948 году, после окончания этой войны и создания Организации Объединенных Наций, Хранитель предрек «еще более мощные потрясения», когда «над миром сгустятся тучи нового международного конфликта». И наконец, в своем последнем послании к Ризвану в апреле 1957 года, он оставил последующим поколениям следующий анализ состояния мира в свете пророчеств и предсказаний, сохраненных в писаниях Веры:

Обращая взгляд в недавнее и более далекое прошлое, обозревая, хотя бы бегло, те беды, что постоянно обрушивались на мучимое прогрессирующим недугом общество, вспоминая те испытания на прочность, которым подвергались и подвергаются все ткани отживающего миропорядка, мы не можем не поражаться разительному контрасту между тем, как четко и все более очевидно, с одной стороны, происходит развертывание Административного Порядка, призванного лечь в основу всемирной цивилизации, как непрерывно множатся его звенья и, с другой стороны, тем, какими зловещими становятся проявления острых политических конфликтов, социальной напряженности, расовой вражды, классового антагонизма, безнравственности и безверия, недвусмысленно свидетельствующие о том, что обанкротившийся миропорядок разложился и отмирает.

На фоне этих мучительных беспорядков — беспокойство и страдание мучимого родовыми схватками века — мы можем задуматься о поразительных пророчествах, произнесенных без малого восемьдесят лет назад Автором нашей Веры, об ужасных предсказаниях Того, Кто непогрешимый Истолкователь Его учения, предвещавшего всемирное потрясение, по размаху и мощи не имеющее себе равных в анналах человечества.

Резкое нарушение равновесия в мире, неустойчивость существования человечества, коренное изменение человеческого общества, свертывание нынешнего миропорядка, коренная ломке государственной власти, ослабление устоев религии, возникновение диктаторских режимов, распространение деспотизма, падение монархий, упадок церкви, усиление анархии и хаоса, нарастание и укрепление левых движений, разжигании расовой ненависти, усовершенствовании адских машин войны, перенаселенность городов и загрязнение атмосферы — всё это предзнаменования и приметы, которые будут сопутствовать или предвещать искупительное бедствие, направляемое Тем, Кто есть Судья и Искупитель человечества, и которое рано или поздно обрушится на общество, более века остававшееся глухим ко Гласу Божественного Посланника для новой эпохи — бедствие, которое должно очистить человечество от скверны векового разложения и сплавить его разрозненные части в нерасторжимое всемирное Братство...

Таким образом мы видим, Как Божественный Целитель одновременно и «Судья» человечества, и его «Искупитель».

Тот же Целитель, обращаясь к своим последователям — «возлюбленные Единого Бога истинного», писал: «Остерегайтесь дел мира сего и того, что к нему относится, и не вовлекайтесь в деяния тех, что внешне правят им. Единый Бог истинный, да возвысится слава Его, даровал земное правление монархам. Никому не дано право поступать наперекор взвешенным суждениям властей предержащих».

В другой Скрижали Он возлагает на Своих последователей обязанность «где бы ни проживали люди сии, они должны относиться к правительству той страны с преданностью, быть правдивыми и честными». Абдул-Баха вновь подтверждает те же принципы. Во время пребывания в Америке, Он говорил: «Сущность Веры Бахаи состоит в том, что для улучшения социального устройства и экономических условий необходимо соблюдение законов и принципов, установленных властями».

В еще в одной Скрижали Он упоминает об «irrefutable command that the Blessed Perfection hath given» в Своих Скрижалях, а именно «that the believers must obey the kings with the utmost sincerity and fidelity, and He запретил им [верующим] всякое участие в политических делах. He hath even предостерегал верующих даже от обсуждения политических вопросов».

И наконец, в Своей Воле и завещании Он пишет: «Мы обязаны подчиняться правительству страны и быть доброжелательными к нему…»

Нас также попросили поделиться с вами в этой связи двумя отрывками из писем, написанных Всемирным Домом Справедливости, в надежде, что они помогут вам разобраться в значимости и существенности той роли, которую бахаи могут и должны исполнять сегодня в мире:

По словам Шоги Эффенди, в мире одновременно происходят два грандиозных процесса. С одной стороны, развертывается величайшее Предначертание Божие, чье поступательное движение сопровождается бурными переменами, затрагивающими все человечество; в ходе его осуществления сметаются все препоны, препятствующие мировому единению, и род человеческий, проходя через горнило страданий и горького опыта, переплавляется в единое целое. В назначенный Господом час этот процесс завершится установлением Малого Мира — политическим объединением народов.

Человечество тогда уподобится единому, но все еще безжизненному телу. Суть второго процесса состоит в том, чтобы вдохнуть в это тело жизнь, достичь истинного единения и духовности, вершиной которого станет Величайший Мир, — и задача эта ложится на плечи бахаи. Имея продуманное и подробное руководство к действию, направляемые свыше Божественной силой, они сознательно и неустанно трудятся ради того, чтобы заложить основы Царствия Божия на земле; в него зовут они ближних своих, открывая тем самым перед ними жизнь вечную.

Претворение в жизнь Всеобъемлющего Предначертания Господня осуществляется путями неисповедимыми, каковые лишь Он один указует, однако же Малое Предначертание, ниспосланное нам, дабы и мы могли внести свой вклад в Его величественный замысел по спасению рода людского, очерчено достаточно ясно. Это и есть та работа, которой мы должны отдать всю нашу энергию, ибо за нас этого не сделает никто...

… Нас, бахаи, часто обвиняют в том, что мы стоим в стороне от «насущных проблем», с которыми сталкиваются наши ближние. Но, выслушивая такие обвинения, не будем забывать, что они обычно исходят от утопически мыслящих материалистов, для которых нет иных «насущных» проблем, кроме материальных, но мы-то знаем, что деятельность материального мира есть отражение его духовного состояния, и пока не изменится это состояние, не может быть и речи о реальных сдвигах к лучшему в сфере материальной.

Следует также помнить, что у большинства людей нет четкого представления ни о том, какое общество они хотят построить, ни о том, как этого достичь. Вот почему даже усилия тех, кто пытается что-то сделать, сводятся к борьбе с отдельными проявлениями зла, лежащими на поверхности. Для большинства людей мерилом нравственности служит готовность бороться с проявлениями зла — будь то условия жизни или дурные люди. Тогда как бахаи ясно представляют цель, к которой стремятся, и знают, что они должны, шаг за шагом, делать для ее достижения. Все свои силы они направляют на созидание добра — добра, имеющего такой положительный заряд, что бесчисленные проявления зла — которые по сути своей негативные — перед ним отступят и рассыплются в прах. Для бахаи само по себе донкихотское единоборство с каждым из проявлений зла в отдельности — напрасная трата времени и сил. Всей своей жизнью бахаи способствуют провозглашению Дела Бахауллы, пробуждая к духовной жизни других людей, объединяя их для построения предначертанного Господом Миропорядка и затем, по мере распространения и укрепления этого Миропорядка, верующие станут свидетелями того, как преобразующая сила Послания, изменяя человеческое сообщество, будет способствовать постепенному решению проблем и искоренению несправедливостей, веками существовавших в мире.

Вы спрашивали, возможно ли создать всемирную федерацию, когда не все страны добились своей независимости? Ответ отрицательный. И Абдул-Баха и Шоги Эффенди сравнивали возникновение Американской Республики и объединение «разнообразных и слабо связанных элементов» ее «разделенного» сообщества в одно национальное образование, с единством мира и включением его федеративных единиц в «единую систему». Подобно тому, как американская конституция не позволяет одному штату быть более автономным, чем другие, так и страны мира должны иметь равный статус во всемирной федерации, какой бы не была ее форма. Более того, один из «светочей» единства, который ожидал Абдул-Баха, — «единые для всех народов свободы».

Еще один вопрос заключается в том, является ли правильным с моральной точки зрения сохранять молчание, когда попирается равенство? Возлюбленный Хранитель дает нам такие рекомендации в письмах от его имени. «При том, что бахаи следует заботиться, чтобы ни их самих, ни их Веру никоим образом не отождествляли с какой-либо политической партией, мы должны также избегать и другой крайности — отказа от участия вместе с представителями прогрессивных общественных движений в конференциях и комитетах, чья деятельность вполне согласуется с нашим учением — например, направлена на искоренение расовых предрассудков».

Всемирный Дом Справедливости выражает надежду, что вы и ваши сподвижники бахаи в той стране погрузитесь в учение Бахауллы, в своих личных поступках будете следовать благородным стандартам, установленным Им, привлечете множества людские к сиянию Его славной Веры, дабы они согрели свои сердца и воспламенили свои души пламенем неувядаемого Огня, что «горит и бушует в мире творения».

Всемирный Дом Справедливости попросил уверить вас в его молитвах от вашего имения в Святых Гробницах.

 

С приветствиями, исполненными любви,

отдел секретариата

 

Этот документ в формате MS Word

Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library

 

Всемирный Дом Справедливости

6 октября 1963 года

 

 

Всем Национальным Духовным Собраниям

 

Возлюбленные друзья!

 

Мы хотели бы поделиться с вами текстом следующей резолюции:

После молитвенного и внимательного изучения Священных Текстов, касающихся вопроса назначения преемника Шоги Эффенди как Хранителя Дела Божьего, и после длительного рассмотрения мнений Десниц Дела Божьего, пребывающих на Святой Земле, Всемирный Дом Справедливости определил, что нет никакого способа назначить, — или издать закон, который позволил бы назначить, — второго Хранителя после Шоги Эффенди.

 

Пожалуйста, поделитесь этим посланием с друзьями, находящимися под вашей юрисдикцией.

 

С исполненными любовью приветствиями,

Всемирный Дом Справедливости

 

Оригинал послания Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library

Всемирный Дом Справедливости

 

2 февраля 1983 г.

 

Всем Национальным Духовным Собраниям.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМ БАХАУЛЛЫ ВО ВСЕХ СТРАНАХ.

МЫ СКЛОНЯЕМ НАШИ ГОЛОВЫ В БЕСКОНЕЧНОЙ БЛАГОДАРНОСТИ БЛАГОСЛОВЕННОЙ КРАСОТЕ ЗА ЕГО ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ, ПОЗВОЛИВШИЕ ДОМУ СПРАВЕДЛИВОСТИ ЗАНЯТЬ ЕГО ТОЛЬКО ЧТО ПОСТРОЕННУЮ ПОСТОЯННУЮ РЕЗИДЕНЦИЮ. ЭТО БЛАГОПРИЯТНОЕ СОБЫТИЕ ЗНАМЕНУЕТ НОВЫЙ ЭТАП В ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ СНАРЯЖЕНИЯ В ПЛАВАНИЕ БОЖЬЕГО КОВЧЕГА НА ГОРЕ ГОСПОДА, КАК БЫЛО ПРЕДВОСХИЩЕНО В СКРИЖАЛИ КАРМЕЛЬ, ИЗУМИТЕЛЬНОЙ ХАРТИИ ВСЕМИРНОГО ДУХОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНТРА ВЕРЫ БАХАУЛЛЫ.

ЭТОТ ИСТОРИЧЕСКИЙ МОМЕНТ БОРЮЩЕЙСЯ ВЕРЫ, СЕЙЧАС ВЫХОДЯЩЕЙ ИЗ БЕЗВЕСТНОСТИ, ЭТОТ РЕШАЮЩИЙ ЧАС, ПРОНИКНУТЫЙ НЕИСЧИСЛИМЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, ПОРОЖДЕННЫМИ БЕРУЩИМИ ЗА ДУШУ ЖЕРТВАМИ ВОЗЛЮБЛЕННЫХ БРАТЬЕВ ИРАНЕ, ОТМЕЧЕННЫЙ ПОСЕЩЕНИЕМ ЧЛЕНАМИ ДОМА СПРАВЕДЛИВОСТИ ДВУХ СВЯТЫХ ГРОБНИЦ И ПЕРВЫМ СОБРАНИЕМ ЗАЛЕ ДЛЯ ЗАСЕДАНИЙ СОВМЕСТНО С ДЕСНИЦАМИ ДЕЛА АМАТУЛЬ-БАХА РУХИЙЕ РАББАНИ АЛИ АКБАРОМ ФУРУТАНОМ И СОВЕТНИКАМИ — ЧЛЕНАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ОБУЧЕНИЯ, ЧТОБЫ ВОЗНЕСТИ МОЛИТВЫ СМИРЕННОЙ БЛАГОДАРНОСТИ. ДАВАЙТЕ ЖЕ ВСЕ ВОЗРАДУЕМСЯ. ЕЩЕ РАЗ ВОЗНЕСЕМ ХВАЛУ ПРЕДВЕЧНОЙ КРАСОТЕ. ПУСТЬ НЕПРЕСТАННЫЕ УСИЛИЯ ДРУЗЕЙ ПОВСЮДУ ПРИБЛИЗЯТ НАСТУПЛЕНИЕ ТОГО ДНЯ, КОГДА ДИВНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ХРАНИМЫЕ В СКРИЖАЛИ КАРМЕЛЬ, БУДУТ ПОЛНОСТЬЮ ЯВЛЕНЫ И, КОГДА С БОЖЬЕЙ СВЯТОЙ ГОРЫ, КАК ПРЕДВИДЕЛ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ХРАНИТЕЛЬ, ПОТЕКУТ РЕКИ ЗАКОНОВ И ПРЕДПИСАНИЙ СО ВСЕПОБЕЖДАЮЩЕЙ СИЛОЙ И ВЕЛИЧИЕМ.

 

ВСЕМИРНЫЙ ДОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Оригинал текста телеграммы Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library.

Всемирный Дом Справедливости

21 июня 1968 года

Всем Национальным Духовным Собраниям

 

РАДЫ ОБЪЯВИТЬ ВАЖНОМ РЕШЕНИИ УЧРЕЖДЕНИИ ОДИННАДЦАТИ КОНТИНЕНТАЛЬНЫХ КОЛЛЕГИЙ СОВЕТНИКОВ ЗАЩИТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВЕРЫ ПО ТРИ ДЛЯ АФРИКИ АМЕРИКИ АЗИИ ПО ОДНОЙ ДЛЯ АВСТРАЛАЗИИ ЕВРОПЫ. СОВЕРШЕНИЕ ЭТОГО ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ШАГА ПОСЛЕ КОНСУЛЬТАЦИИ С ДЕСНИЦАМИ ДЕЛА БОЖЬЕГО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДУЩИХ ПРЕДПИСАННЫХ ФУНКЦИЙ ЭТОМУ ИНСТИТУТУ. КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ КОЛЛЕГИИ ВОЗЛОЖЕНА ОБЯЗАННОСТЬ В ТЕСНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ДЕСНИЦАМИ ДЕЛА НАПРАВЛЯТЬ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОЛЛЕГИИ И КОНСУЛЬТИРОВАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ СОБРАНИЯ. ДЕСНИЦЫ ДЕЛА БОЖЬЕГО ОТНЫНЕ УСИЛЯТ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ ВЗЯВ НА СЕБЯ ВСЕМУ МИРУ РОЛЬ ЗАЩИТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВЕРЫ. ЧЛЕНЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ КОЛЛЕГИЙ БУДУТ ОБЯЗАНЫ ОТЧИТЫВАТЬСЯ ПЕРЕД КОНТИНЕНТАЛЬНЫМИ КОЛЛЕГИЯМИ СОВЕТНИКОВ. ДЕСНИЦЫ ДЕЛА ПРОЖИВАЮЩИЕ СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ В ДОПОЛНЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СВЯЗИ МЕЖДУ ВСЕМИРНЫМ ДОМОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ И КОНТИНЕНТАЛЬНЫМИ КОЛЛЕГИЯМИ СОВЕТНИКОВ БУДУТ СПОСОБСТВОВАТЬ БУДУЩЕМУ УЧРЕЖДЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ОБУЧЕНИЯ СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ ПРЕДЗНАМЕНОВАННОГО ПИСАНИЯМИ ВОЗЛЮБЛЕННОГО ХРАНИТЕЛЯ. ПОДРОБНЕЕ НОВОВВЕДЕНИИ БУДЕТ СООБЩЕНО В ПИСЬМЕ. ВОЗНОСИМ ПЫЛКИЕ МОЛИТВЫ СВЯЩЕННОГО ПОРОГА БОЖЕСТВЕННЫХ ПОДТВЕРЖДЕНИЯХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ШАГА НЕОДОЛИМОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ МОГУЩЕСТВЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПОРЯДКА БАХАУЛЛЫ.

ВСЕМИРНЫЙ ДОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ

 

Оригинал телеграммы Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library.

Всемирный Дом Справедливости

Отдел секретариата

29 ноября 2017 г.

Передано по электронной почте

[Адресовано трём бахаи]

 

Горячо любимые друзья-бахаи!

Всемирный Дом Справедливости получил ваше письмо от 21 июня 2017 года, в котором поднимались вопросы об участие общины бахаи в решении проблемы антропогенного изменения климата. Вы излагаете свои взгляды на современный дискурс, связанный с изменением климата, отмечая, что чувствуете оказываемое на вас давление с целью убедить вас принять крайнюю точку зрения касательно причин и предсказанных катастрофических последствий изменения климата, и поддержать соответствующую экономическую и социальную политику. Вы также делитесь своим мнением о том, что некоторые бахаи заняли жёсткую позицию в рамках такой экстремальной точки зрения, навязывая свои аргументы и подавляя мнения других верующих,— и, как следствие, вы опасаетесь, что они могут возвести требование предпринять в связи с этой проблемой какие-то действия до уровня религиозного принципа, тем самым вовлекая общину в партийные политические дебаты. Нас попросили передать вам следующее.

Дом Справедливости ценит то, что вы обратились к нему с целью разъяснить беспокоящие вас вопросы. Он приветствует возможность не только обсудить собственно проблему изменения климата, но и, в более широком плане, уточнить некоторые идеи о том, как бахаи должны понимать улучшение мира и способствовать ему.

Ваше письмо отражает глубокую озабоченность практическими границами научных знаний, их следствиями для государственной политики и их возможными искажениями в аргументах, выдвигаемых в пользу катастрофического антропогенного изменения климата,— которые вы считаете экстремальными, политизированными и не опирающимися на факты. Хотя вы не упомянули об этом, вы, несомненно, осознаёте, что ваш умеренный скептицизм в значительной степени омрачается в публичных дебатах другой экстремальной точкой зрения, которую пропагандируют правящие и привилегированные группы общества, полностью отрицающие изменения климата и пытающиеся принизить или оспорить соответствующие научные результаты. Поэтому конкретные опасения относительно возможного впадения в крайность одной из сторон дискуссии необходимо решать, не выступая в защиту другой крайности. Что касается изменения климата и других жизненно важных для общества вопросов, то бахаи должны остерегаться широко распространённой в современном дискурсе тенденции проводить грубые дихотомии, ни в коем случае не попадать в ловушку борьбы за власть и не участвовать в непримиримых дебатах, мешающих искать подлинные решения мировых проблем. Самым полезным и наиболее эффективным для человечества было бы оставить фанатичные споры и нацелиться на единые действия, опирающиеся на лучшие из имеющихся научных доказательств и основывающиеся на духовных принципах, тщательно обдумывать и периодически пересматривать свои действия в свете полученного опыта. Постоянный акцент на отыскании и усугублении разногласий, вместо поиска общих конструктивных моментов, приводит к впадению в крайности, что раздувает чувство гнева и питает неразбериху, тем самым подрывая нашу волю и способность что-то предпринимать в отношении жизненно важных вопросов.

Одна из самых насущных проблем человечества в нынешнем веке — это как может растущее, быстро развивающееся и ещё не объединённое население земного шара жить в гармонии с планетой и её ограниченными ресурсами при справедливом учёте интересов каждой группы. Когда организм начинает отрицательно влиять на свою экосистему или истощает её ресурсы, мы сталкиваемся с определёнными биологическими реалиями. Ограниченная доступность ресурсов и их несправедливое распределение провоцируют глубинные потрясения как в национальных социумах, так и на международном уровне, вплоть до массовых волнений и войн. Кроме того, конкретные схемы организации человеческих дел могут иметь разрушительные последствия для окружающей среды. Вопрос о влиянии на нас изменений климата, в какой степени они спровоцированы человеком и насколько их последствия могут быть смягчены, выступает сейчас основным аспектом этой более общей проблемы. Откровение Бахауллы прямо и косвенно затрагивает целый ряд таких проблем, указывая на необходимость гармонии между обществом и миром природы. Поэтому весьма важно, чтобы бахаи вносили свой вклад как в обдумывание этого вопроса, так и в соответствующие действия.

В Учении бахаи немало говорится о важности науки. «Учёные... действительно заслуживают поддержки со стороны людей всего мира»,— отмечает Бахаулла. Абдул-Баха писал, что «науки сего дня суть мосты к реальности» и неоднократно подчёркивал, что «религия должна находиться в согласии с наукой и разумом». Следует обратить внимание на тот факт, что когда Шоги Эффенди был задан некий научный вопрос, он ответил в письме, написанном от его имени, что «мы — религия, мы не имеем права выносить суждения по научным вопросам». В ответ на другие научные вопросы, поднимавшиеся в ряде случаев, он постоянно говорил бахаи, что такие вопросы должны исследоваться учёными.

Научные исследования вопроса о вкладе человека в глобальное потепление постепенно активизировались на протяжении последнего столетия и, в последнее время, достигли пика интенсивности. Хотя, естественно, среди отдельных учёных всегда существуют различия во мнениях, однако что касается вопроса о причинах и следствиях изменений климата, между экспертами в соответствующих областях в настоящее время наблюдается поразительная степень согласия. Обоснованные научные результаты, полученные с использованием надёжных научных методов, дают нам знания, которые уже могут стать базисом для практических действий; в конечном счёте, результаты этих действий должны стать объектом дальнейших научных исследований и выдержать столкновение с объективными фактами физического мира. В спектре обсуждаемых вопросов,— среди которых мера вины человека, прогнозы возможных будущих последствий и варианты ответных действий,— некоторые аспекты, конечно, подтверждаются научными данными в меньшей степени и, следовательно, подвергаются дополнительному критическому анализу.

Столь сложное явление, как изменение климата, не может быть выражено в простых лозунгах или прямолинейных политических рецептах. Даже когда имеется консенсус в отношении некоторых основополагающих фактов, может существовать множество разных представлений о том, что делать в ответ на эти факты, и проблема усугубляется, когда существует неопределённость или когда основные факты оспариваются по политическим мотивам. Но, несмотря на то, что публичные обсуждения нередко действительно могут иметь местечковый или высокоэмоциональный политический компонент, более примечательным следует считать тот факт, что, несмотря на трудности, испытываемые государствами при поиске согласия по многим важным вопросам, правительства почти всех стран на Земле, собравшись не так давно в Париже, достигли политического консенсуса в отношении общей программы действий в ответ на изменения климата, причём было запланировано, что эта программа будет эволюционировать по мере накопления практического опыта. Более века назад Абдул-Баха упомянул «единство цели во всемирных предприятиях, кульминацию чего мы вскоре увидим». Недавно принятое международное соглашение по изменению климата, невзирая на все свои недостатки и ограничения, стало ещё одной яркой демонстрацией этого свершения, предвосхищённого Абдул-Баха. Это соглашение — отправная точка для конструктивных мыслей и действий, которые с течением времени могут быть уточнены или пересмотрены на основе опыта и новых открытий.

Хотя фундаментальные принципы бахаи запрещают им участвовать в узкопартийных политических делах, не следует истолковывать этот запрет в том смысле, что он не допускает полного и активного участия друзей в поиске решений неотложных проблем, стоящих перед человечеством. Учитывая, что вопрос об изменении климата порождает социальные, экономические и экологические проблемы во всём мире, заинтересованные верующие, учреждения и агентства бахаи, естественно, так или иначе решают его на местном, региональном, национальном и международном уровнях. Однако это не означает, что связанные с такими инициативами умозаключения о научных воззрениях на изменения климата следует толковать или представлять как вопросы религиозных убеждений или обязательств. Разные бахаи, учитывая разницу в их уровне образования, будут по-разному понимать научные идеи в целом, равно как и открытия касательно изменений климата в частности, и будут склоняться к разным действиям, и они вовсе не обязаны придерживаться единомыслия в таких вопросах. Всякий раз, когда бахаи участвуют в мероприятиях, связанных с этой темой в более широких кругах общества, они могут помочь внести свой вклад в конструктивный процесс, подняв дискурс выше мелочных политических соображений и корыстных интересов, стараясь достичь единства мысли и действий. Эти усилия могут вдохновляться уже известными концепциями бахаи; например, письмо Дома Справедливости от 1 марта 2017 года рассматривает моральные аспекты потребления и чрезмерного материализма, напрямую связанные с эксплуатацией и разрушением окружающей среды. Для затравки дискуссии, без сомнения, можно использовать множество не вызывающих желания спорить и общих для всех участников аспектов, в которых усилия по решению вопроса об антропогенном изменении климата соответствуют широко принятым подходам к улучшению экологии. Области сотрудничества с другими людьми могут расширяться по мере того, как приобретается соответствующий опыт и накапливаются знания.

В тех частях мира, где дискуссии вокруг проблемы антропогенного изменения климата действительно зашли в тупик по причине взаимной ожесточённости спорщиков, бахаи должны остерегаться того, чтобы этот фанатичный раскол не пустил корни в общине. Это вполне может означать, что некоторые лица или учреждения должны учитывать, в какой степени их взгляды на действия, требуемые для изменения климата, отражают чрезмерно радикальную позицию, будь то в плане как преувеличения проблемы, так и её преуменьшения. Концепции и принципы, связанные с совещанием бахаи, подскажут друзьям, как они должны взаимодействовать между собой и как им следует участвовать в общественных дискуссиях и социальных действиях. Совещание предоставляет средства, с помощью которых может быть достигнуто общее понимание и выработано коллективное направление действий. Всё это предполагает свободу, уважение, достойное и справедливое стремление группы людей к обмену мнениями, поиску истины и попыткам достичь консенсуса. Первоначальное различие во мнениях становится отправной точкой для изучения вопроса с целью достижения более глубокого понимания и согласия; оно не должно становиться причиной злобы, отвращения или отчуждения. Действуя в единстве, можно проверить конкретный выбранный курс действий, в затем пересматривать его, по мере необходимости, в процессе самообучения. В противном случае, как объясняет Абдул-Баха, «упрямство и настаивание на своих взглядах приведут, в конечном счёте, к раздорам и спорам, а истина останется сокрытой».

Не менее важным для такого участия следует также считать более внимательное отношение к словам Бахауллы касательно принципа умеренности и применения этого принципа на практике. «Во всех делах желательно соблюдать умеренность,— говорит Он.— Если что-либо будет доведено до крайности, то станет источником зла». Этот призыв к умеренности включает, в частности, манеру речи, которой нужно придерживаться, чтобы в итоге прийти к взвешенным выводам. «Человеческая речь есть сущность, стремящаяся оказать влияние, и она нуждается в умеренности»,— пишет Бахаулла. «Одно слово подобно весенней поре — от него нежные ростки в розовом саду знания начинают зеленеть и цвести, другое же действует, словно смертельный яд»,— объясняет Он. «Предусмотрительный и мудрый будет говорить кротко и терпеливо, дабы сладость слов его помогла всякому человеку достичь того, что подобает его положению». Под умеренностью Бахаулла никоим образом не подразумевает всего лишь компромисс, размывание правды, лицемерие или утопический всеобщий консенсус. Умеренность, к которой Он призывает, требует положить конец разрушительным крайностям, от которых страдает всё человечество и которые разжигают непрекращающиеся споры и беспорядки. Умеренность в обсуждении и действиях — прямая противоположность волюнтаристскому навязыванию своих взглядов с опорой на силу, равно как и настойчивой пропаганде идеологических целей, что препятствует поиску истины и сеет семена непрекращающейся несправедливости. Умеренность — это практическая и принципиальная точка зрения, стоя на которой, можно без предрассудков признавать и принимать достоверные и полезные идеи независимо от их источника. «Тот, кто держится справедливости, не должен ни при каких условиях преступать границ умеренности,— заявляет Бахаулла.— Направляемый Всевидящим, во всём различит он истину».

Дом Справедливости полагает, что, исполняя все аспекты своей работы по построению общины, социальным действиям и участию в общественных дискуссиях, отдельные верующие, общины и учреждения Веры будут постоянно расти в своём потенциале, стараясь внести уникальный и эффективный вклад в решение многочисленных проблем, затрагивающих общество и планету,— включая те, которые относятся к изменениям климата.

 

С любовью и приветствиями бахаи,

Отдел секретариата

 

 

Перевод В. Чупина

Это письмо в формате MS Word

Это письмо в формате PDF

Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library.

Подкатегории

Послания Всемирного Дома Справедливости к Ризвану