Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Home

Вознесение Абдул-Баха

27 ноября 2021

100 лет со дня смерти Абдул-Баха

Подготовка к дате...

Приглашаем волонтеров!

Нужна помощь по улучшению сайта BahaiArc: написание и редактирование текстов, перевод, веб-разработка и настройка. Желающие помочь, напишите нам по эл. почте: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Лидерство в культуре равенства — во времена мирные и во времена бедствий

Заявление Международного Сообщества Бахаи к 65-й сессии Комиссии по положению женщин

Нью-Йорк — 24 февраля 2021 г.

На фоне глубоких изменений в мире растёт признание незаменимой роли женщин в руководстве. Можно заметить, что в первые дни пандемии коронавируса те страны, в которых женщины вносили более заметный вклад в руководство обществом, достигли большей степени стабильности по ряду краткосрочных показателей, включая общественное здравоохранение и экономическую безопасность. На уровне сообщества женщины продолжают играть незаменимую роль, нередко возглавляя инициативы по уходу за больными, обучению молодёжи, помощи нуждающимся и поддержании социальной и экономической структуры общества.

Никогда ещё не было настолько очевидно, что человечество выигрывает, когда лидерство женщин принимается и продвигается на всех уровнях общества, будь то в семье или в деревне, в общине или в органах местного самоуправления, в коммерческой фирме или в правительстве страны.

Чтобы в полной мере использовать эту способность для решения современных проблем, потребуется движение, по крайней мере, по двум направлениям: увеличение присутствия женщин на руководящих должностях и в делах общества, и более широкое и последовательное применение качеств, которые женщины, как правило, привносят в процессы решения проблем и принятия решений.

Любое рассмотрение участия женщин в общественной жизни должно включать переоценку моделей лидерства. В моменты особой опасности в жизни человечества требуются лидеры с острым умом, способные использовать силу науки, а также приверженные моральным и этическим принципам, и которые умеют консультироваться со специалистами в соответствующих областях. Эти лидеры должны уметь гармонизировать разные голоса, объединяя их в единую симфонию, и сплачивать людей во имя единой цели. Сопротивляясь соблазнам власти, они будут характеризоваться честностью, надёжностью и непоколебимой приверженностью своим принципам.

Конечно, эти качества могут проявляться любыми лидерами, независимо от пола, и политика гендерного равенства и феминизма может дать положительные результаты независимо от того, кто её продвигает. Тем не менее, постепенно становится ясно, что более активное участие женщин в жизни общества подчёркивает эти качества как особый аспект культуры лидерства, — а не только как личные характеристики отдельных лидеров.

Качества лидерства, часто ассоциируемые с мужественностью, — например, напористость, решительность и конкурентоспособность, — сплошь и рядом показывают свою ограниченность или вообще оказываются контрпродуктивными, если их не смягчать другими атрибутами, традиционно связанными с женственностью, — такими, как сострадание, смирение и склонность к сотрудничеству и вовлечению окружающих. Наиболее эффективные лидеры создают среду, в которой люди и сообщества могут преодолевать различия в мировоззрении, находить точки согласия даже в самых сложных и запутанных ситуациях и терпеливо и осознанно двигаться вперёд, всегда поддерживая стандарты справедливости. Особые взгляды и опыт женщин, включая общую склонность уделять приоритетное внимание благополучию детей и семей в целом, или рассматривать влияние политики на человека в более широком плане, позволяют им вносить решающий вклад в построение такой новой этики лидерства.

Прогресс в более заметных аспектах лидерства, — таких, как занятие женщинами руководящих должностей в правительстве, академических кругах или бизнесе, а также в других сферах, где принимаются решения, — например, в семье или в органах местного самоуправления, — должен сопровождаться соразмерными изменениями на уровне культуры. Чтобы эти преобразования были устойчивыми, потребуется преданность всего общества идее гендерного равенства и приверженность стилю общественной жизни, формируемой женщинами и мужчинами в динамичном и равноправном партнёрстве на всех уровнях общества и во всех сферах жизни. По этой причине борьба за гендерное равенство должна идти как на местном уровне, так и на международном. Организация процессов принятия решений на основе выработки коллективного понимания, дружелюбное отношение к разнообразным точкам зрения в поисках нового понимания сложных вопросов, принятие мер, которые помогают широкому кругу заинтересованных сторон играть более активную роль в общественной жизни, — поощрение таких подходов и принципов в городах и сёлах способствует созданию среды, в которой могут быть устранены формальные и институциональные барьеры, дискриминационные законы и неравный доступ к образованию.

Не менее важно то, что сам процесс построения более гендерно-справедливых моделей общественной жизни предоставляет женщинам возможности развивать лидерские способности и опыт, участвовать в органах принятия решений и играть гораздо более активную и заметную роль в общественной жизни. Работа по переосмыслению существующих систем и структур в свете необходимых качеств, связанных с женским началом, особенно на местном уровне, предоставит женщинам и мужчинам одинаковые возможности и научит их преодолевать барьеры, стоящие на пути участия женщин, такие барьеры, как запугивание женщин преимущественно в пространствах или нормах, ориентированных на мужчин, и которые сводят реализацию женщины к заботе о домашнем очаге — барьеры на пути к эффективному управлению и прочному миру.

Воздействие на мужчин и мальчиков может быть столь же значительным. Предоставление мальчикам возможностей с самого раннего возраста видеть в девочках равных, а также шанс наблюдать женщин в качестве лидеров, — всё это будет способствовать формированию культуры сотрудничества и направлять их обучение в русло, необходимое для устойчивого и крепнущего равенства. И, помимо сознательных усилий по преодолению таких препятствий, более высокий уровень интеграции должен исходить из осознания того, что если женщины не могут участвовать в общественных делах, это лишает человечество полного спектра возможностей, связанных с разнообразием точек зрения при принятии решений.

Установление справедливых отношений на всех уровнях общества может принимать самые разные формы с участием множества действующих лиц, и полное участие женщин во всех этих сферах, несомненно, окажется незаменимым в построении равноправных моделей жизни. Со своей стороны, всемирная община бахаи изучает роль, которую применение духовных принципов в жизни общества может сыграть в разрушении половых и гендерных предрассудков. Центральное место в этом плане занимает концепция наращивания потенциала, — то есть, расширение возможностей женщин и мужчин, девочек и мальчиков в равной степени отстаивать и применять принцип гендерного равенства во всех обстоятельствах и ситуациях на благо всего общества.

Посредством образовательных программ, направленных на преодоление искусственных барьеров, путём воспитания чувства единства и товарищества, детей с раннего возраста надо приучать к сотрудничеству с самыми разными действующими лицами, работающими на благо общества.

Собрания соседей для молитв и обсуждения религиозных идеалов, часто проводимые в обычных домах и квартирах, также стали инструментом ослабления вековых гендерных ограничений. Директор начальной школы в одной деревне в Индии, например, отметила, что молитвенные встречи, — один из немногих одобряемых общественным мнением видов деятельности, дающих возможность женщине выйти за порог своего дома. Благодаря этому традиции, требующие от женщин уединения и самоизоляции, начинают постепенно сдавать позиции.

«Эти [культурные] нормы не важнее воспитания детей. Или возможности женщинам выйти из дома. Или свободных обсуждений между людьми, — отмечает она. — То, что мы можем совещаться друг с другом, общаться с другими людьми и вместе решать наши проблемы, теперь стало важным аспектом нашей жизни».

На протяжении всей истории, когда пространства, традиционно предназначенные для мужчин, открывались для женщин, это часто происходило в контексте войн, революций и распада общества. Мы знаем, что во времена кризисов, начиная от местных неурожаев и заканчивая общенациональными бедствиями, женщины снова и снова демонстрируют свои выдающиеся способности и свою стойкость перед лицом испытаний. Однако слишком часто силы общества отбрасывают женщин обратно в рамки домашнего хозяйства, когда возвращается видимость мира и спокойствия. Этот шаблон необходимо, наконец, преодолеть. Невозможно найти никакого рационального оправдания, никаких разумных оснований для того, чтобы утратить те многочисленные выгоды, которые женщины приносят обществу, если начинают распоряжаться его делами. Поэтому вопрос первостепенной важности, стоящий перед этой Комиссией и международной системой в целом, — как можно использовать возможности женщин и в мирное, и в смутное время, и в повседневной жизни, и в бедственных ситуациях.

Возможно, никогда раньше узы, связывающие народы мира, не были столь очевидными. Признание этих взаимосвязей должно сопровождаться решимостью использовать возможности всего человечества в полной мере, во всём их разнообразии. Никакое серьёзное рассмотрение дальнейших шагов развития человечества не может игнорировать необходимость полного и эффективного участия женщин в процессе принятия решений и в общественной жизни в целом. Только если эти возможности будут полностью реализованы, человечество получит набор инструментов, необходимых для решения великого множества стоящих перед ним проблем.

Этот документ в формате MS Word 

Оригинал заявления Международного Сообщества Бахаи на английском Leadership for a Culture of Equality, in Times of Peril and Peace

Отражение наших ценностей: Цифровые технологии и справедливое общество

Заявление Международного Сообщества Бахаи к 59-й сессии Комиссии социального развития ООН

Нью-Йорк — 8 февраля 2021 г.

Человечество переживает период беспрецедентных перемен — пройдя этапы эволюции, аналогичные младенчеству и детству, сейчас оно находится в состоянии бурной юности, приближаясь к своей зрелости. Открываются возможности для заметных социальных изменений, позволяющие пересмотреть коллективные ценности и лежащие в их основе предположения. Особенно это заметно в сфере цифровых технологий. Для некоторых всемирная пандемия привела к тому, что они стали больше полагаться на такие технологии при выполнении своих основных задач и поддержания взаимных связей. Для других отсутствие доступа к ним привело к усугублению изоляции. Таким образом, возникает множество вопросов относительно цифровых технологий и их роли в справедливом переходе к миру, отражающему высшие устремления человечества. Мы благодарим эту Комиссию за выбор столь актуальной темы для рассмотрения в этот переломный момент в судьбах человечества.


Технологические инновации

Несомненно, технологические инновации стали источником многих достижений, способствующих реализации целей человечества и раскрытию наших возможностей. Тем не менее, как и любой другой инструмент, он может использоваться как продуктивно, так и деструктивно, в зависимости от этических соображений, лежащих в основе его разработки и использования. Приведём лишь один пример: когда сельскохозяйственные инновации вдохновляются заботой о благополучии людей и нацелены на создание устойчивых технологий и экологически безопасных методов, они укрепляют продовольственную безопасность многих людей во всём мире. Однако если эти инновации предпринимаются исключительно ради получения прибыли, это может привести к эксплуатации работников и истощению природных ресурсов, — и, возможно, ещё больше усугубить неравенство в обществе. Если технология должна быть средством повышения благосостояния, она должна расширять возможности людей таким образом, чтобы отражать основные человеческие идеалы и чаяния.

Несмотря на достижения новых технологий, в них нередко или изначально закладываются, или проникают в результате последующего применения различные формы социальных предрассудков и несправедливости, которые затем непреднамеренно принимаются их пользователями. Решения, связанные с использованием и распространением технологий, часто оставляются на усмотрение немногих избранных, которые могут не предвидеть таких последствий. В случае цифровых технологий эта проблема усугубляется тем, что эти моральные принципы и предположения воплощаются в продуктах и принимаются со скоростью, превышающей возможности надлежащей оценки даже наиболее квалифицированных законодательных органов. Во всё более взаимосвязанном и взаимозависимом мире, где всё больше цифровых технологий внедряется из-за их осознанной или фактической необходимости, возникают непредвиденные последствия, — независимо от того, насколько хорошо продумано то или иное технологическое решение.

Поэтому, признавая силу технологий, открывающих новые возможности и формирующих реальность, нужно со всей честностью и искренностью оценить предположения и нормы, лежащие в основе их создания и использования.

В последние годы становится всё более очевидным, что цифровые технологии не могут быть полностью нейтральными. Технологические инновации, как и преобладающая ныне парадигма развития, находятся под сильным влиянием материалистической философии. Основные представления о прогрессе во многом основаны на убеждении, что приобретение товаров населением будет способствовать повышению уровня благосостояния. На основе этих предположений разрабатываются и широко распространяются различные решения, без учёта их социальных, этических и духовных последствий. Даже когда разработанные с этой мыслью технологии приносят пользу обществу в каком-то одном направлении, они могут способствовать сохранению существующей дискриминации или мешать обществу развиваться в иных важных направлениях. В отсутствие понимания потребностей самих пользователей бессознательное принятие технологических инструментов и услуг может непреднамеренно привести к тому, что социум потеряет связь с важными элементами своего культурного наследия.

По мере того, как цифровые инструменты всё шире применяются во всех областях индивидуальной и коллективной работы, вопрос смещается с того, следует ли использовать такие технологии, к тому, как именно их можно правильно и сознательно разрабатывать и применять. Этот переходный момент даёт возможность исследовать моральные принципы и намерения, лежащие в основе будущих технологических инноваций. Такой процесс будет в значительной степени определяться опытом местных сообществ, а не внешним рынком или идеологическими силами; разнообразием, а не единообразием; множественностью подходов, а не навязыванием доминирующих, но чуждых людям взглядов на мир. Это также даст возможность коллективно разработать необходимые правовые стандарты и нормы, которые отражали бы эти ценности и противостояли пагубной стороне цифровых технологий.


Обсуждение технических подробностей внедрения

Развитие потенциала для принятия технологических решений с учётом основных социальных потребностей и нравственных аспектов имеет жизненно важное значение для содействия ответственному проектированию, использованию и распространению цифровых технологий. Руководствуясь умеренностью, справедливостью и культурным разнообразием, индивидуумы, сообщества и государственные учреждения должны тщательно оценить и объективно исследовать цели каждой из этих технологий. Действующие силы технологической экспансии можно направлять в конструктивное русло, задавая вопросы об их основных принципах, а также о том, как технологии могут поддерживать и улучшать, а не поглощать и подменять местные ценности. Какие типы цифровых технологий будут поддерживать жизненные силы социума? Соответствует ли эта технология потребностям нашего общества? Какие силы побуждают нас использовать эти технологии? В отсутствие системного анализа внедрение технологий рискует стать самоцелью и может привести к искажению фундаментально благородной природы человека, порождая взаимное недоверие и сталкивая людей в болото пассивности.

Цивилизация, соответствующая состоянию зрелости человечества, не возникнет благодаря усилиям какой-то отдельной группы людей. Каждый член мирового сообщества должен извлекать выгоду из плодов человеческого разума, будь то справедливый доступ к технологическим инновациям или к знаниям, полученным в результате их внедрения. Каждому человеку и каждому социуму должна быть предоставлена возможность внести свой вклад в этот созидательный процесс. Платформы, на которых принимаются решения о благосостоянии человечества, должны обеспечивать равноправное отражение полного спектра различных точек зрения, это важнейший элемент нашего единства.


Инклюзивный путь вперёд

Необходимо создать на всех уровнях правительства и общества пространства для открытого и честного анализа воздействия, намеренного или непреднамеренного, всех усилий в области развития. Целью этих обсуждений должно быть сохранение элементов, которые способствуют развитию всей человеческой семьи, и отказ от тех, которые укрепляют вредные привычки и разрушительный образ жизни. Пользователи технологий, которые иногда воспринимаются как пассивные получатели продуктов, созданных кем-то посторонним, должны активно участвовать в процессе коллективного определения своих приоритетов, и их мнения о влиянии технологий на их жизнь должны внимательно учитываться. При этом запуск институциональных процессов, направленных на систематизацию изучения технологий, позволит им внести свой вклад в растущий объём знаний на глобальном уровне.

На национальном уровне необходимо будет понять, как лучше всего регулировать цифровые технологии, чтобы выражать более широкие цели и ценности общества, обеспечивая при этом доступ к знаниям. И, учитывая, что их влияние выходит за пределы национальных границ, при создании, использовании и распространении цифровых технологий должны применяться определённые международные правила, основанные на принципах справедливости, всеобщего участия и достоинства.

Более того, учитывая, что цифровые платформы всё чаще используются для принятия решений, имеющих отношение к социальной справедливости, эти пространства должны будут учитывать весь спектр интересов, существующих в обществе. Как и во многих других областях, наибольшие изменения потребуются от тех, кто извлекает наибольшую выгоду из преобладающих ныне парадигм. Несправедливый порядок вещей не может быть устойчивым, и эти парадигмы неизбежно уступят место более целостным, справедливым и подходящим технологиям.

У Организации Объединённых Наций есть уникальная возможность продемонстрировать, как могло бы выглядеть такое конструктивное и живое использование технологий, и как оно могло бы поощрять многообразие точек зрения. ООН, без сомнения, сыграет решающую роль в создании социальных и политических пространств, где пользователи технологий смогут вступать в конструктивный диалог с их создателями, — а также с политическим руководством, — чтобы обсудить социальные и духовные последствия заложенных в эти технологии идей, — в частности, ставя под сомнение более глубокие мотивы, лежащие в основе тех или иных инноваций. Всё это могло бы облегчить участникам процесса обмен знаниями, создаваемыми ими на своих уровнях. Эти важные соображения можно было бы периодически пересматривать в международных пространствах, — таких, как эта Комиссия.

Человечество шаг за шагом продвигается к всё большей интеграции. Этот переход, ускорившийся в результате пандемии коронавируса, даёт возможность использовать весь имеющийся в нашем распоряжении потенциал. У нас есть инструменты в виде самих цифровых технологий, — а также открытых и искренних обсуждений, — чтобы обеспечить переход к подлинной справедливости. У нас есть возможность позволить тем, кто исторически был исключён из этого процесса, участвовать в решении важнейших вопросов о будущем человечества. Подлинное процветание станет возможным только тогда, когда всем членам человеческой семьи будет предоставлена возможность внести свой вклад в улучшение мира, а весь спектр человеческих способностей станет направлен на выстраивание осмысленной жизни, не ограниченной узкими рамками чисто материалистических соображений. Насколько же более эффективным будет наш подход к средствам цифровых технологий с точки зрения реализации именно этой благородной цели человеческого процветания! Если гармонизировать эти два процесса, исчезнут любые препятствия на пути инноваций, помогающих нам создать мир, который стал бы идеальным выражением самых смелых чаяний человечества.

Этот документ в формате MS Word

Также смотрите заявление МСБ для 48-й сессии Комиссии социального развития "Изменение характера процесса коллективного обсуждения: признание ценности единства и справедливости"

Превыше юридических реформ: культура и человеческий потенциал в деле искоренения насилия против женщин и девочек

Нью-Йорк, 2 июля 2006 г.

По многим показателям, положение женщин и девочек значительно улучшилось за последние 50 лет. Они достигли более высокого уровня грамотности и образования, увеличился уровень доходов, а также женщины стали занимать весомое положение в профессиональной и политической сферах. Кроме того, обширной сети местных, национальных и глобальных женских организаций удалось поставить проблемы женщин на глобальную повестку дня и ускорить процесс создания правовых и институциональных механизмов для решения этих проблем. Несмотря на позитивные сдвиги, непрекращающаяся эпидемия насилия в отношении женщин и девочек — увековеченная социальными нормами, религиозным фанатизмом и эксплуататорскими экономическими и политическими условиями, — продолжает сеять хаос в каждом уголке мира. По мере того, как международное сообщество пытается ввести законы по защите женщин и девочек, необходимые для того, чтобы остановить эпидемию насилия, становится очевидным, что между правовой системой и культурными традициями, воплощенными в наших ценностях, поведении и институтах, существует огромный разрыв.

Тревожный уровень насилия в отношении женщин и девочек происходит на фоне двух параллельных процессов, которые характеризуют нынешнюю глобальную картину мира. Первый процесс — процесс дезинтеграции, показывающий на всех континентах и в каждом аспекте человеческой жизни беспомощность устаревших институтов, изживших себя доктрин и сомнительных традиций, и приводящий к хаосу и упадку общественного порядка. Ухудшение способности религий оказывать нравственное влияние оставило после себя нравственный вакуум, который заполнился экстремистскими голосами и материалистическими представлениями о реальности, которые отрицают ценность человеческой жизни. Экономический порядок, основанный на эксплуатации, усугубляющий проблему чрезмерного богатства и крайней нищеты, толкнул миллионы женщин в ситуацию экономического рабства и отказал им в праве на собственность, наследство, физическую безопасность и равноправное участие в производстве. Этнические конфликты и несостоявшиеся государства увеличили число женщин-иммигрантов и беженцев, ставя их в положение еще большей физической и экономической незащищенности. Высокий уровень насилия в семье и на работе, увеличение числа случаев унизительного обращения с женщинами и детьми, а также распространение сексуального насилия — всё это ускорило процесс упадка.

Параллельно с процессом ухудшения можно наблюдать второй процесс, конструктивный и объединяющий. Опираясь на этические нормы Всеобщей декларации прав человека и рост женской солидарности по всему миру, за последние 15 лет удалось привлечь внимание международной общественности к проблеме насилия над женщинами и девочками. Обширная правовая и нормативная база, разработанная за это время, сфокусировала внимание растерянного международного сообщества на культуре безнаказанности, где к жестокому обращению относятся терпимо и даже потворствуют ему. В 1993 году в Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин, насилие было определено как:

«Любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни».[I]

Это определение оспаривает ошибочное мнение о том, что насилие в отношении женщин и девочек является делом сугубо частного характера. Дом, семья, культура и традиции перестали быть главными арбитрами в вопросах насилия над женщинами и девочками. В результате был назначен Специальный Докладчик по вопросам насилия в отношении женщин, что предоставило еще один механизм для расследования и информирования международного сообщества о многочисленных аспектах этой проблемы.

Несмотря на успехи за последние 15 лет, неспособность разных стран снизить уровень насилия обнажила недостатки подхода, основанного на «реагировании», а также побудила переориентироваться на более широкую цель профилактики насилия. Иначе говоря, в настоящее время задача международной общественности заключается в создании социальных, материальных и структурных условий, в которых женщины и девушки смогут свободно развивать свой потенциал. Процесс создания таких условий будет заключаться не только в попытках изменить правовые, политические и экономические структуры общества, но, что не менее важно, потребуется преобразование самих людей — мужчин и женщин, мальчиков и девочек — чьи ценности, тем или иным образом, поддерживают эксплуататорские модели поведения. С точки зрения бахаи, сущность любой программы социального изменения — понимание того, что человек обладает духовным или нравственным началом. Это формирует их понимание жизненной цели, их обязанностей по отношению к семье, обществу и миру. Наряду с критическими изменениями в правовой, политической и экономической структурах, медленно обретающих форму, развитие нравственных и духовных способностей человека является существенным элементом в пока ещё труднодостижимом стремлении предотвратить злоупотребления в отношении прав женщин и девочек во всем мире.

Идея продвижения конкретных моральных или нравственных ценностей может быть спорной, слишком часто в прошлом такие усилия были связаны с репрессивной религиозной практикой, угнетающей политической идеологией и ограниченным представлением об общем благе. Однако, нравственные способности, когда они сформулированы в соответствии с идеалами Всеобщей декларации прав человека и направлены на поддержание духовного, социального и интеллектуального развития всех лиц, становятся ключевым элементом преобразования, необходимого для формирования общества свободного от насилия. Более того, такие способности должны стать центральным принципом в социальной и духовной жизни нашего времени — а именно взаимозависимость и взаимосвязанность всего человечества как единого целого. В этом случае, цель нравственного развития смещается от индивидуалистического понятия «спасения» к коллективному, чтобы способствовать прогрессу всей человеческой расы. Как эволюционировало наше понимание социальных и физических систем в мире, чтобы мы смогли принять эту парадигму, так же мы должны развивать нравственные способности, необходимые для того, чтобы действовать по моральным принципам в мире, в котором мы живем сегодня.

Как это применимо к системе образования? Несколько школ и институтов высшего образования бахаи определили нравственные способности, которые помогают детям и молодежи развить навыки размышления и рассуждения о морали и взять на себя ответственность за благополучие общества. Основанием для такой программы выступает убеждение, что каждый человек является духовным существом, обладающим безграничным потенциалом для совершения благородных поступков, но, чтобы проявить этот потенциал, его нужно сознательно взращивать посредством учебной программы, ориентированной на эту фундаментальную черту человеческой природы. Среди нравственных способностей, выделенных образовательными учреждениями бахаи, имеются следующие способности: эффективно, без конфронтации, участвовать в коллективном принятии решений (это включает в себя изменение эксплуататорских моделей поведения, основанных на применении силы и ложно укоренившейся идеи о конфликте как основы для взаимодействий между людьми); поступать высоко нравственно, основываясь на этических и моральных принципах; воспитывать в себе чувство собственного достоинства и самоуважения; брать на себя инициативу в творческой и при этом дисциплинированной форме; содействовать воодушевляющей образовательной деятельности; создавать видение желаемого будущего, основанного на общих ценностях и принципах, и вдохновлять других на его осуществление; понимать отношения, в основе которых лежит желание доминировать, и способствовать преобразованию таких отношений в отношения, основанные на принципе взаимности и служения. Таким образом, через систематические усилия нужно стремиться развить человека в целом — объединяя духовное и материальное, теоретическое и практическое, а также соединяя развитие отдельного человека со служением обществу.

Хотя такие знания могут преподаваться в школе, именно в семье дети растут и формируют мнение о себе, мире и цели жизни. В той мере, в которой семья не в состоянии удовлетворить основные потребности детей, в той же степени общество будет обременено последствиями пренебрежения и жестокого обращения и в результате будет страдать от апатии и насилия. В семье ребенок узнает о природе силы и ее проявлении в межличностных отношениях; именно здесь он впервые учится принимать или отклонять авторитарные правила и насилие как средства выражения и разрешения конфликтов. В этой среде широко распространенное насилие со стороны мужчин в отношении женщин и девочек является атакой на основную ячейку общества и государства.

Равенство в семье и в браке требует постоянно растущей способности к интеграции и объединению, а не разъединению и индивидуализации. В быстро изменяющемся мире, где семьи находятся под давлениями меняющихся экологических, экономических и политических сдвигов, способность поддерживать семейные узы и подготавливать детей к жизни в сложном мире приобретает первостепенную важность. В связи с этим, необходимо помочь мужчинам, как отцам, осознать, что их ответственность в семье состоит не только в том, чтобы обеспечивать экономическое благосостояние, а также в том, чтобы подавать пример здоровых отношений между мужчиной и женщиной, самодисциплины и равного уважения к членам семьи, как мужского, так и женского пола. Это дополняет роль матери, кто является первым учителем своих детей, и чье счастье, чувство защищенности и самооценка существенны для ее способности выполнять роль родителя качественно.

То, чему дети учатся в семье, либо находит свое подтверждение, либо вступает в противоречие с обществом и его ценностями. Все взрослые в обществе — учителя, работники здравоохранения, предприниматели, политики, религиозные лидеры, полицейские, журналисты и др. — несут ответственность за защиту детей. Однако во многих случаях защитная ткань общества оказывается безнадежно разорванной: миллионы женщин и девочек продают в рабство и заставляют заниматься проституцией; рабочие-мигранты подвергаются двойному угнетению — как женщины и как мигранты, страдая физически, ментально и экономически от своих работодателей; насилие над пожилыми женщинами, количество которых возросло, и которые часто не имеют возможности для защиты, значительно выросло; детская порнография стремительно распространяется, как вирус, питая аппетиты нерегулируемого глобального рынка; во многих странах даже само посещение школы ставит девочек под угрозу физического и сексуального насилия. Ужесточение условий в нестабильных странах и ослабление законодательной системы являются глубоко моральной дилеммой, заставляющей общество задаться вопросом: что движет индивидуумом, когда он злоупотребляет жизнью и достоинством другого человеческого существа? Какую фундаментальную нравственную способность семья и общество не смогли воспитать?

Во всем мире религии традиционно играли определяющую роль в воспитании ценностей сообществ. Тем не менее сегодня, многие голоса под знаменем религии представляют самое труднопреодолимое препятствие на пути искоренения жестокого и эксплуататорского поведения в отношении женщин и девочек. Используя религиозное обоснование как средство для утверждения своей собственной власти, сторонники экстремистских религиозных интерпретаций стремились «укротить» женщин и девочек, ограничивая их передвижение за пределами дома, ограничивая их возможность получения образования, подвергая их тела вредным традиционным практикам, контролируя их одеяние и даже убивая в наказание за действия, которые, как они утверждали, порочили честь семьи. На самом деле это сама религия отчаянно нуждается в обновлении. Главное в этом обновлении, чтобы религиозные лидеры недвусмысленно провозгласили и стали образцом применения принципа равенства мужчин и женщин — этого морального и практического принципа, в котором так нуждается общество для прогресса в социальной, политической и экономической сферах. Сегодня религиозные обычаи и доктрины, грубо нарушающие международные стандарты в области прав человека, должны подвергаться более глубокому изучению и проверке с учетом того, что во всех религиях присутствует мнения женщин, которые часто не учитывались при определении того, что такое религия и каковы ее требования.

Индивидуум, его семья и окружающее сообщество являются объектом защиты государства; именно на этом уровне требуется просвещенное и ответственное лидерство. Большинство правительств, однако, отказываются от своих международных обязательств по наказанию и предотвращению насилия и эксплуатации женщин и девочек; многим не хватает политической воли; некоторые не в состоянии выделить соответствующие ресурсы для обеспечения выполнения законов; во многих странах нет специализированных организаций, занимающихся проблемой насилия над женщинами и девочками; и работа по профилактике почти во всех случаях ограничена локальными недолговременными мерами.[II] Фактически, немного государств могут заявить даже о минимальном сокращении распространенности этого явления.[III] Многие государства продолжают прятаться за культурными и религиозными оговорками по международным соглашениям, осуждающим это насилие — сохраняя и далее климат юридической и моральной безнаказанности, скрывающей насилие и его невидимых жертв.

За эрой развития правовых рамок теперь должен последовать переход к исполнению законов и профилактике. Фундаментом для таких мер является стратегия, лежащая в основе образования и обучения детей таким образом, чтобы они росли интеллектуально, а также нравственно развитыми, в них воспитывалось чувство достоинства наряду с ответственностью за благосостояние их семьи, общества и мира. С бюджетной точки зрения профилактика требует взвешенного принятия мер с учетом гендера, чтобы гарантировать, что соответствующие ресурсы будут предоставлены для обеспечения доступных социальных услуг и для укрепления законности. Такие усилия должны подкрепляться ясным пониманием того, что такое насилие, а также путем сбора обширных данных для оценки национальных усилий в этой области, и поднятием осознания мужчинами и женщинами серьезности и распространенности насилия в их обществе.

Международное сообщество, несмотря на его важную лидерскую роль в этом вопросе, начиная с принятия Декларации в 1993 г., признания насилия против женщин и девочек как «препятствия к достижению равенства, развития и мира» и работу Специального Докладчика, разделилось во мнениях и действовало вяло, чтобы воплотить слова в дела. В 2003 г. на заседаниях 47-й сессии Комиссии ООН по Положению женщин подчеркивалась неспособность к действию, и которая, впервые в истории Комиссии, оказалась неспособной достигнуть ряда согласованных заключений относительно насилия над женщинами. В данном случае использовались культурные и религиозные аргументы в попытке обойти обязательства стран, закрепленные в Декларации 1993 года. Поэтому на будущих заседаниях Комиссии крайне важно принять решительные формулировки в отношении искоренения насилия в отношении женщин и девочек в качестве согласованных выводов, излагающих не только правовой, но и моральный тон, соответствующий этой глобальной эпидемии.

Чтобы выполнить многочисленные обязательства, международное сообщество должно резко увеличить возможности, авторитет и ресурсы для решения вопросов по правам женщин, гендерному равенству и расширению прав и возможностей женщин. Международное Сообщество Бахаи является участником дискуссий, которые предлагают создание автономного агентства Организации Объединенных Наций со всеобъемлющим мандатом для решения полного спектра прав и проблем женщин. Эта инициатива восходит к Пекинской платформе действий, Каирской программе работы, и Соглашению по устранению всех форм дискриминации женщин и обеспечивает полную интеграцию прав человека во все аспекты работы ООН. Чтобы гарантировать, что женщинам будет предоставлена трибуна на высших уровнях принятия решения в ООН, такое агентство должен возглавлять директор со статусом заместителя Генерального секретаря. Чтобы эффективно выполнять свой мандат, агентству необходимо иметь достаточное национальное присутствие, а также и наличие независимых экспертов в области прав женщин в составе его руководства.

Усилия искоренить эпидемию насилия над женщинами и девочками должны исходить и быть закреплены на каждом уровне общества — от отдельного человека до международного сообщества. Однако они не должны быть ограничены правовыми и институциональными реформами, поскольку таковые обращаются только к явному преступлению и неспособны произвести глубоких изменений, необходимых для создания культуры, где справедливость и равенство преобладают над импульсивностью авторитарной власти и физической силы. В действительности внутренние и внешние измерения человеческой жизни являются взаимосвязанными — нельзя преобразовать одно без другого. Именно это внутреннее, этическое и моральное измерение теперь нуждается в преобразовании и, в конечном счете, обеспечивает самое прочное основание для человеческих ценностей и поведения, которые поднимают положение женщин и девочек и, в свою очередь, способствуют продвижению всего человечества.

 

[I] Резолюция 48/104 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, статья 2. Документ ООН A/RES/48/104.

[II] Подразделение Организации Объединенных Наций по Улучшению социального положения женщин (2005). Отчет о встрече экспертной группы: Полезные методы устранения насилия над женщинами. 17-20 мая 2005, Вена Австрия. http://www.un.org/womenwatch/daw/egm/vaw-gp-2005/docs/FINALREPORT.goodpractices.pdf

[III] Там же.

Этот документ в формате MS Word

Документ МСБ № 06-0702

Текст заявления МСБ на английском Beyond Legal Reforms: Culture and Capacity in the Eradication of Violence Against Women and Girls

Также смотрите заявления Международного Сообщества Бахаи:

Достойная система управления: Человечество и путь к справедливому глобальному порядку

ЗАЯВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА БАХАИ К 75-ЛЕТИЮ ООН

НЬЮ-ЙОРК – 21 сентября 2020 г.

75-летие Организации Объединенных Наций наступает в такой момент, когда по причине стремительно меняющихся глобальных реалий приходит более глубокое осознание взаимосвязанности и взаимозависимости человечества. В условиях дестабилизации, вызванной и форсируемой пандемией, что захлестнула весь мир, открываются многочисленные возможности для значительных социальных перемен, которые могут принести миру стабильность и облагородить жизнь его обитателей. На протяжении всей истории в неспокойные периоды появлялись благоприятные моменты для переосмысления коллективных ценностей и лежащих в их основе постулатов. Таким же представляется и нынешний момент. Диапазон сфер, в которых сложившиеся системы и подходы нуждаются в радикальном преобразовании, свидетельствует, насколько критически важной будет предстоящая четверть века — с момента 75-й годовщины Организации Объединенных Наций до ее столетия — в определении судьбы человечества. Расширяющееся многоголосие призывает к решительным мерам для продвижения по нашему коллективному пути развития к прочному, всеобщему миру. Это призыв, на который необходимо откликнуться.

Человеческая семья едина. Это истина, в которой утвердилось огромное количество людей по всему миру. Ее глубокая значимость для нашей коллективной линии поведения должна теперь повлиять на зарождение скоординированного движения к более высоким уровням социального и политического единства. Как провозгласил Бахаулла более ста лет назад, «истинный мир и спокойствие наступят, лишь когда каждая душа станет благожелателем всего человечества». Слишком велики опасности разъединения глобального сообщества, чтобы закрывать на них глаза.

Минувшее столетие засвидетельствовало множества подвижек — несовершенных, но все же значительных — в создании основы мирового порядка, который мог бы обеспечить международный мир и всеобщее процветание. Первое серьезное усилие человечества для установления системы глобального управления — Лига Наций — продлилось 25 лет. Впечатляет тот факт, что Организация Объединенных Наций существует уже в три раза дольше. В самом деле, она не имеет аналогов как структура, в которой принимают участие все народы мира, и как форум для выражения коллективной воли человечества. Однако недавние события наглядно показывают, что в условиях многоуровневых и все более перекликающихся между собой угроз уже недостаточно имеющихся механизмов. Следовательно, необходимо и далее расширять интеграцию и координацию. Единственный реальный путь к прогрессу заключается в создании системы углубляющегося глобального сотрудничества. Нынешняя годовщина — подходящий момент, чтобы начать формировать консенсус по вопросу о том, как международное сообщество может наилучшим образом привести в порядок свои дела, и рассмотреть, по каким стандартам измерять прогресс.

В последние годы отрицание самой идеи международного порядка, построенного на правилах, временами затмевало обоснованную критику многоплановых механизмов. Однако данный период оппозиции — неотъемлемая часть более общих исторических процессов, ведущих глобальное сообщество к более прочному единству. На каждом этапе человеческой истории более сложные уровни интеграции становятся не только возможными, но и необходимыми. Возникают новые и более насущные вызовы, и государства вынуждены разрабатывать новые механизмы, отвечающие нуждам времени, увеличивая их охват, слаженность и взаимодействие. Существующим структурам, как и системам разрешения конфликтов, под давлением требований текущего момента приходится налаживать переговоры между нациями на уровне, который выходит за рамки их способности делать это эффективно. Следовательно, перед нами встает важнейшая задача: целенаправленно упорядочивать наши дела, полностью осознавая себя единым народом в одной общей отчизне.

* * *

Признать единство человеческой семьи не означает призвать к единообразию или отказаться от широкого спектра принятых систем управления. Подлинное признание единства человечества также включает неотъемлемую концепцию многообразия. Сегодня необходим устойчивый консенсус, который, при сохранении различных систем и культур во всем мире, вобрал бы в себя общие ценности и принципы, что могут завоевать поддержку каждой нации. Некоторая степень согласия по поводу этих универсальных принципов и норм уже достигнута в идеалах, лежащих в основе глобальных повесток дня, таких как всеобъемлющий характер прав человека, непреложное требование искоренения нищеты или необходимость жить в экологически устойчивых системах. Однако следует идти дальше, и надлежит принимать во внимание нетривиальные последствия таких идеалов.

Концептуальная основа, которая включает многообразие подходов, базирующаяся на приверженности единству и универсальной этике справедливости, позволит на практике воплощать общие принципы в бесчисленных механизмах и формулировках. В рамках такой системы различия в политической структуре, правовой системе и социальной организации станут не источником трений, а фундаментом для потенциальных озарений по поводу новых решений и подходов. На смену укоренившимся привычкам соперничества и обвинений будут приходить культура сотрудничества и исследования и готовность принимать спады и упущения — как неизбежные аспекты процесса научения,— в той степени, в какой нации примут на себя обязательство учиться друг у друга.

Истинное признание глобальной взаимозависимости требует искренней заботы обо всех без исключения. Этот принцип, кажущийся простым, предполагает основательную переоценку приоритетов. Слишком часто продвижение общего блага рассматривается как второстепенная цель — похвальная, но ее можно выполнить только после того, как обеспечены другие, более узкие национальные интересы. Такое положение вещей следует изменить, ибо благосостояние любого сегмента человеческого рода неразрывно связано с благосостоянием целого. Отправной точкой для совещаний по любой программе или курсу действий должно стать рассмотрение того, какое воздействие они окажут на все сегменты общества. Таким образом, при рассмотрении ценности любого предлагаемого курса действий, будь то на местном, национальном или международном уровне, перед лидерами и лицами, отвечающими за разработку этих программ, стоит насущный вопрос: послужит ли данное конкретное решение продвижению благополучия человечества в целом?

Какой бы ни была польза, полученная в результате применения прежних концепций государственного суверенитета, текущие условия требуют гораздо более целостного и согласованного подхода к анализу и принятию решений. Какими будут глобальные последствия внутреннего курса действий? Какой вклад вносят возможные варианты выбора в общее процветание и прочный мир? Какие шаги ведут к взращиванию благородства и оберегают достоинство человека? По мере того как осознание единства человечества будет все больше влиять на процессы принятия решений, нации с большей легкостью будут видеть друг в друге искренних партнеров в деле управления планетой и обеспечения процветания всех ее народов.

Рассматривая последствия конкретного курса действий, лидеры должны будут серьезно задуматься о том, что многие назвали бы «человеческий дух», — о той неотъемлемой сущности, которая ищет смысла и стремится к запредельному. Это не столь осязаемое измерение человеческого бытия нередко относят к ограниченной сфере личных убеждений и считают, что оно не касается круга вопросов, которыми занимаются те, кто формирует курс действий, и управленцы. Но опыт показал, что нельзя обеспечить прогресс для всех, если отделять продвижение в материальной сфере от развития в духовно-этической сфере. Например, в последние десятилетия экономический рост, бесспорно, многим принес процветание, но при таком росте, не подкрепленном справедливостью и равноправием, лишь горстка людей получила непропорционально высокую выгоду от его результатов, а большинство пребывает в тяжелых условиях. Люди, живущие в нищете, подвержены самому высокому риску при любом спаде мировой экономики, что обостряет существующее неравенство и усугубляет страдания. Каждое усилие по продвижению общества, даже если оно касается только материальных условий, опирается на основополагающие нравственные постулаты. В каждом курсе действий отражаются убеждения, касающиеся человеческой природы; ценности, которые подкрепляют различные социальные интересы, и то, каким образом соответствующие права и обязанности оказывают взаимное влияние. От этих постулатов зависит, в какой степени любое решение будет приносить всеобщую пользу. Следовательно, они должны стать объектом тщательного и честного исследования. Обещание лучшего мира может быть выполнено только в том случае, если можно гарантировать, что материальный прогресс будет осознанно увязываться с духовным и социальным прогрессом.

* * *

Продвижение к более согласованным международным отношениям, основанным на искреннем сотрудничестве, в конечном итоге потребует запустить процесс, в рамках которого собираются мировые лидеры, чтобы пересматривать и перестраивать глобальный порядок. Ибо в свете очевидных и серьезных вызовов, стоящих перед человечеством, то, что некогда рассматривалось как идеалистический образ международного сотрудничества, стало практической необходимостью. Действенность шагов, предпринимаемых в этом направлении, будет напрямую обусловлена отказом от шаблонных сценариев тупиковых ситуаций и безвыходных положений в пользу глобальной гражданской этики. Совещательные процессы должны будут отличаться бóльшим великодушием, аргументированностью и радушием и мотивироваться не привязанностью к закоснелым позициям и узким интересам, но коллективным стремлением к более глубокому пониманию сложных вопросов. Необходимо будет отказаться от целей, несовместимых с достижением всеобщего блага. Устойчивый прогресс будет недостижим, пока все это будет оставаться преобладающей нормой.

Такая позиция упрочивает подход к прогрессу, нацеленный на процесс, постепенно укрепляя сильные стороны и реагируя на меняющиеся реалии. И по мере роста коллективной способности к аргументированному и бесстрастному исследованию достоинств любого предложения появится возможность далее обсуждать совокупность реформ. Например, создание второй палаты Генеральной Ассамблеи ООН, — так называемой всемирной парламентской ассамблеи — в которую представители выбираются напрямую, могло бы во многом содействовать укреплению легитимности этого глобального органа, и люди чувствовали бы бóльшую причастность к нему. Всемирный совет по делам будущего мог бы организационно закрепить процесс рассмотрения того, как любой курс действия может повлиять на грядущие поколения, и уделять внимание некоторому кругу вопросов, таких как подготовленность к глобальным кризисам, применение новых технологий или будущее сферы образования либо занятости. Укрепление правового поля в отношении мира природы придало бы слаженности и действенности регламентам, связанным с биоразнообразием, климатом и экологией, и обеспечило бы прочную основу для системы общего управления ресурсами планеты. Реформирование комплексной инфраструктуры продвижения и поддержания мира, включая реформу самого Совета Безопасности, создало бы условия для того, чтобы на смену привычным сценариям полного бессилия и неразрешимых разногласий пришло более решительное реагирование на угрозу конфликта. Такие инициативы, или сопоставимые с ними нововведения, потребовали бы более целенаправленных обсуждений, и было бы необходимо добиться общего консенсуса в пользу каждой из них, чтобы она могла получить признание и легитимность. Очевидно, что сами по себе они были бы недостаточны для удовлетворения нужд человечества; тем не менее каждая могла бы внести свой вклад в поистине преобразующий процесс роста и развития в той степени, в какой они улучшали бы то, что имеется сегодня.

Такого мира, за построение которого взяло на себя ответственность международное сообщество — где, например, насилие и коррупция уступили бы место миру и хорошему управлению и где равноправие женщин и мужчин озаряло бы каждую грань социальной жизни — никогда не существовало прежде. Следовательно, продвижение к целям, закрепленным в глобальных повестках дня, требует того, чтобы появилась сознательная установка на экспериментирование, поиск, новаторство и творческий подход. Нравственная структура, уже обозначенная в Уставе Организации Объединенных Наций, по мере разворачивания этих процессов должна воплощаться со все большим постоянством. Организация Объединенных Наций и ее государства-члены могут продемонстрировать стандарт порядочности и надежности перед лицом народов мира только в той степени, в какой этих обязательств придерживаются на практике, — уважение к международному праву, соблюдение основополагающих прав человека, выполнение договоров и соглашений. Без этого никакая административная реорганизация не приведет к разрешению стоящих перед нами застарелых вызовов. Как утверждал Бахаулла: «Слова должны подкрепляться делами, ибо дела — истинное горнило для слов».

Заключительные годы первого столетия работы Организации Объединенных Наций представляют период колоссальных возможностей. Сотрудничество возможно в таких масштабах, о которых нельзя было и мечтать в прошлые века, и это открывает беспрецедентные перспективы для прогресса. Однако неспособность установить механизм для поддержания эффективной координации на глобальном уровне чревата гораздо более серьезными — потенциально катастрофическими — последствиями чем те, которые возникли в результате недавней дестабилизации. Следовательно, задача, стоящая перед сообществом наций, заключается в обеспечении того, чтобы аппарат международной политики и власти все больше ориентировались на сотрудничество и единство.

Разве невозможно, чтобы к столетней годовщине Организации Объединенных Наций все обитатели нашей общей отчизны обрели убежденность, что мы положили начало реалистичному процессу построения глобального порядка, который необходим для сохранения прогресса на протяжении будущих столетий? В этом заключены упования Международного Сообщества Бахаи и цель, во имя которой оно трудится. Мы вторим проницательному призыву, много лет тому назад прозвучавшему из уст Бахауллы, к лидерам и вершителям дел человеческих: «Пусть они посовещаются и с предельной осмотрительностью применят к больному и страждущему миру лекарство, кое требуется ему».

Этот документ в формате PDF

Также смотрите заявление Международного Сообщества Бахаи, приуроченное к 50-летию ООН: Исторический поворот для народов мира

Заявление, представленное Международным Сообществом Бахаи

Заявление к Четвертой сессии подкомиссии ООН по проблемам предотвращения дискриминации и защиты меньшинств, пункт повестки 7: Права человека и нетрудоспособность.

Женева, 6 августа 1988 г.

До недавнего времени нетрудоспособные индивиды представляли собой лишь малую группу, которая находилась в безызвестности. В отличие от других групп, ставших жертвами дискриминации, нетрудоспособные индивиды не образуют изолированную, тесно объединенную группу или общину. Напротив, они присутствуют в каждом социальном секторе, в каждом классе, каждой возрастной группе, каждой этнической и религиозной общине. И на каждом из уровней общество, как правило, игнорирует их, считая их неспособными участвовать в общественной жизни, либо избегает их как неприятное напоминание о хрупкости нашего существования.

К счастью, такое положение начинает изменяться. Нации и народы уделяют все большее внимание проблеме улучшения положения нетрудоспособных индивидов. Великолепный промежуточный доклад г-на Деспуя (Despouy) демонстрирует серьезность, с которой международное сообщество, наконец, обратилось к этой важной проблеме. Международное Сообщество Бахаи приветствует исследования Специального докладчика и хотело бы посвятить несколько минут комментированию его доклада и некоторым проблемам, которые он поднимает.

Положение нетрудоспособных индивидов — это зеркало, отражающее недостатки общества. Это фундаментальное наблюдение сохраняет справедливость в отношении трех главных тем, которые Специальный докладчик планирует рассмотреть в своем заключительном докладе: во-первых — причины нетрудоспособности; во-вторых — предубеждения и дискриминация, направленные на нетрудоспособных индивидов; в-третьих — меры обеспечения нетрудоспособных индивидов равными со всеми остальными правами.

Во-первых, что касается причин нетрудоспособности, то список действий, влекущих за собой нетрудоспособность, начиная от ампутаций и до гражданских войн, составленный Специальным докладчиком, заставляет задуматься. Нетрудоспособность индивида может быть вызвана целым рядом негуманных действий, совершенных людьми друг против друга. По этой причине международное сообщество должно нацелить свое внимание на любое нарушение прав человека, так как любое из этих нарушений может привести к серьезным умственным или физическим расстройствам у индивида. Мы полностью согласны с наблюдениями Специального докладчика, изложенным в параграфе 14 его доклада, что любые действия, нарушающие международное право и вредящие умственному или физическому здоровью, должны строго осуждаться, а не только действия, которые восходят к уровню пытки или другого жестокого, нечеловеческого или наносящего ущерб здоровью обращения или наказания.

Во-вторых, предубеждения и дискриминация, от которых страдают нетрудоспособные индивиды, являются продуктом более общей человеческой тенденции навешивать ярлык «низшие» на всех, кто тем или иным образом отличается от остальных. Однако гонения, которые часто испытывают нетрудоспособные индивиды, могут быть даже еще более масштабными, так как они основаны на страхе — страхе со стороны преследующего, что он также может однажды стать жертвой нетрудоспособности. Единственный способ искоренить этот страх — это обучить каждого члена общества видеть в нетрудоспособности то, чем она на самом деле является — умственное или физическое состояние, которое может сделать повседневную жизнь более сложной, но не может повлиять на душу, характер, творчество, воображение или стремления нетрудоспособного человека — короче говоря, на одни из наиболее ценных аспектов жизни. В то же время, подобное отношение позволит человеку заглянуть сквозь внешние недостатки нетрудоспособных людей в их внутренний мир.

Как мы отметили в наших заявлениях подкомиссии в прошлом году, для реформации социальных стереотипов и предубеждений против нетрудоспособных индивидов необходимо, чтобы образование стремилось к тому, чтобы помочь каждому увидеть в нетрудоспособных индивидах обычных людей и разделять с ними их успехи. Как бахаи, мы работаем над тем, чтобы осуществлять подобный вид обучения в наших школах и в домах бахаи. Мы с удовлетворением узнали из доклада Специального докладчика о том, что ряд правительств сообщили о том, что они проводят образовательные программы с этой целью, ориентированные на молодежь, учителей и общество в целом. Мы надеемся, что Специальный докладчик сможет проработать части III и V своего заключительного доклада и предложить конкретные рекомендации относительно формы и содержания образовательных программ, предназначенных для борьбы с предрассудками в отношении инвалидов.

Итак, мы обращаемся к третьей проблеме: обеспечение инвалидов равными правами. Подобно многим другим группам, инвалиды были заклеймены и преследуемы предубеждениями, препятствующими тому, чтобы они могли занять свое полноправное место в обществе. Как отметил Специальный докладчик, ликвидация традиционных стереотипов и предубеждений против нетрудоспособных индивидов — обязательное условие их полного обладания фундаментальными человеческими правами. Мы абсолютно согласны со Специальным докладчиком, что все части общества должны работать над интеграцией инвалидов в жизнь общества и давать им равные возможности в обучении, работе и участии общественной жизни в целом. Общество много потеряет, если не сможет воспользоваться талантами нетрудоспособных индивидов. Их непоколебимое стремление преодолеть проблемы, с которыми большинству из нас никогда не придется столкнуться, должно быть сияющим светочем для всех нас. Мы хотели бы лишь предложить, чтобы Специальный докладчик особенно подчеркнул идею о необходимости и возможности реабилитации и в семье, и в обществе. Следует обучать членов семьи, по мере возможности, оказывать поддержку и поощрять нетрудоспособных индивидов, когда им удается преодолеть свой недостаток. Более того, мы бы добавили право на свободу религии в список тех прав, которые особенно важны для инвалида. Инвалиды должны иметь возможность свободно пользоваться вдохновением, которое могут дать религиозные убеждения. Мы более подробно изложили наши взгляды на эти темы и широкие экономические, социальные и культурные права, которыми обладают инвалиды, в нашем письменном заявлении для нынешней сессии подкомиссии.

Благодаря отчасти и усилиям Специального докладчика, нетрудоспособным индивидам больше не придется справляться со своими проблемами в одиночестве, спрятавшись за завесой умышленного игнорирования со стороны окружающего их общества. Мы приветствуем любые усилия во всем мире, направленные на то, чтобы помочь нетрудоспособным индивидам преодолеть их недостатки и стать полноценно функционирующими членами общества. В действительности, нам всем есть чему поучиться у нетрудоспособных людей. Их пример зачастую достоин подражания.

 

Документ МСБ № 88-0806

Текст на английском Human Rights and Disability

Также смотрите документы Международного Сообщества Бахаи:

Заявление Международного Сообщества Бахаи для Международной консультативной конференции по свободе вероисповедания и убеждений, терпимости и отсутствию дискриминации в школьном образовании.

Мадрид, Испания — 23 ноября 2001 г.

Этот документ в формате MS Word

Человеческий дух должен быть свободен в своем стремлении к познанию. Понимание того, кто мы такие, для чего мы существуем, и как мы должны прожить свою жизнь, является основным импульсом человеческого сознания. Этот поиск себя и своего назначения — сущность нашей жизни. Следовательно, врожденное насущное стремление познать действительность — право и обязанность каждого человека. По этой причине учение бахаи утверждает, что «сознание человека священно и должно быть уважаемо».[i]

Поиск истины — чтобы увидеть «своими очами, а не очами других» означает процесс духовного поиска, базирующийся на открытости и чувстве справедливости.[ii] Его внутренняя природа предполагает творчество и внутреннюю трансформацию; если идти по этому пути искренне и честно, он дарует ищущему «новое зрение, новый слух, новое сердце и новый разум».[iii] Посредством этого в мыслящей душе пробуждается способность к доброте, терпению и состраданию. Очевидно, что стремление человека к истине — это энергия, которую нельзя сдерживать, ибо если не будет свободы познания, человеческая природа останется в плену инстинктов, невежества и страстей.

В эпоху нравственного кризиса и социальной дезинтеграции осознание своей человеческой природы становится жизненно необходимым для достижения прочного мира и процветания. На протяжении истории такое понимание сути человеческого бытия и поведения давалось религией. Ее незаменимая роль в стремлении человека к совершенству, а также основная функция формирования человеческого характера веками являлись основой для понимания человечеством своего предназначения и обеспечивали общественный порядок. Культивируя духовность, религия облагораживала жизнь людей, рождая чувство общности и единства цели как внутри общественных групп, так и между ними. Религия, по сути, составляет основу социального устройства, определяя убеждения и мораль, которые объединяют людей и придают смысл личной и общественной жизни. Таким образом, право на свободу совести является ключевым не только для удовлетворения личных духовных устремлений, но и для установления гармоничных и справедливых взаимоотношений.

Принуждение в вопросах веры искажает сами принципы религии. Приверженность может возникнуть только из веры, которая избрана свободно. Право на свободу мысли, совести и вероисповедания, прописанное в международных документах по правам человека, ведет начало из святых писаний мировых религий. Этот факт должен вселить в нас уверенность в том, что истины не следует бояться, поскольку она многогранна и охватывает весь спектр проявлений нашей религиозности. Если верующие верят в то, что Создатель вечен и является центром мироздания, то они также должны верить и в то, что свободный и искренний поиск истины приведет к истине.

Устранение всех барьеров на пути к свободному исследованию, принятию и выражению религиозных убеждений — решающий элемент для создания всеобщей культуры прав человека. Однако, чтобы расчистить дорогу для конструктивного диалога о роли религии в установлении социальной справедливости, необходимо учесть исторический аспект. Нельзя отрицать, что религия принесла людям много страданий. Вина за мракобесие и разжигание смуты лежит на тех, кто с корыстными целями присвоил себе символы и орудия религии. Фанатизм и религиозная рознь — это яд в чистом роднике терпимости, это извращение подлинных религиозных ценностей. Следовательно, чтобы оградить поток преображающей энергии религии от сил воинствующей ортодоксии, с одной стороны, и от безответственных призывов к вседозволенности, с другой, необходима бдительность.

«Главный замысел, заложенный в основу Веры Божией и Религий Его, — говорит Бахаулла, — заключается в защите интересов рода человеческого и в укреплении его единства, в распространении духа любви и братства между людьми. Не позволяйте, дабы превратилась она в источник раздоров и разногласий, ненависти и вражды».[iv] Именно единство — единство, охватывающее и уважающее все разнообразие человечества — позволит решить все нынешние проблемы. Применение повсеместно учения о том, что мы должны относиться к другим так, как мы хотим, чтобы относились к нам — этика, по-разному повторяемая во всех великих религиях, несомненно, проявит целительную силу единства. Высшее выражение единства в действии — построение мирового сообщества, основанного на сотрудничестве, взаимодействии и искренней заботе о других. Одним словом, базовые духовные ценности, общие для всех мировых религий, являются ключом к примирению и процветанию народов планеты. Посредством этих ценностей и деятельности, на которую они вдохновляют, «Умы, сердца и все человеческие способности, обретают новые силы, пробуждается стремление к совершенствованию, научный мир озаряется светом новых идей и открытий, и возрождаются и расцветают все духовные добродетели, присущие роду человеческому».[v]

Для преодоления предрассудков и подозрительности, поразивших мировые религиозные общины, их лидеры должны сосредоточиться именно на этих общих духовных ценностях, а не на расхождениях в доктринах или притязаниях на исключительность. Пусть каждая религия продемонстрирует свою способность вести народы к мирному сосуществованию, нравственной чистоте и взаимопониманию, вместо того, чтобы распространять злобу, страх и нетерпимость.

Недавняя тенденция к межрелигиозному диалогу по всему миру является положительным примером того, как разрозненные сообщества могут работать вместе, чтобы расширить видение и формировать общественный дискурс на основе единения. Религиозные лидеры имеют уникальную возможность привлечь внимание к возможностям и перспективам настоящего момента в делах человеческих и призвать всех ключевых общественных игроков к действию. Усиливающееся взаимодействие между духовными лидерами и их последователями, особенно детьми, несомненно, приведет к новому пониманию того, что возможно для людей и как можно развивать мирные модели коллективной жизни. «Закройте глаза на отчуждение, а затем устремите взор свой к единству» — советует Бахаулла — «Прочно держитесь того, что приведёт к благосостоянию и спокойствию всего человечества. Сия пядь земли — одно единственное отечество и одно жилище».[vi]

Для всемирной общины бахаи защита человеческих свобод является частью большой духовной задачи — развития набора отношений и практик, направленных на высвобождение глубинного человеческого потенциала. Бахаи полагают, что подлинный социальный прогресс может опираться только на духовные знания и добродетели. С этой точки зрения процесс создания всеобщего преобладания толерантности тесно связан с процессом нравственного и духовного развития.

На первый план, в таком случае, выходит воспитание как незаменимый инструмент научения нравственности. Чтобы выполнить широкие задачи и обеспечить «полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства» и содействовать «взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами»,[vii] образование должно стремиться развивать комплексный набор человеческих способностей — интеллектуальных, артистических, социальных, моральных и духовных. Если мы хотим вырастить активных сторонников честности, дружбы и служения, другого пути нет. «Смотри на человека как на залежь бесценных самоцветов, — указывает Бахаулла. — Только образование может извлечь сии сокровища и позволит человечеству обратить их себе на пользу».[viii] Эти «самоцветы» следует развивать сознательно, ибо хотя благородство, доброта и стремление к красоте и присущи самой нашей природе, люди легко становятся жертвами наклонностей, которые извращают нашу внутреннюю суть и гасят свет любви.

Следовательно, учебные программы не должны ограничиваться только знаниями о физических и социальных явлениях, они также должны обратиться к нравственности и духовности. Поскольку личное счастье и процветание общества тесно связаны, образовательные программы должны воспитывать в каждом ребенке именно такой двусторонний нравственный императив. С одной стороны, следует показать важность личной трансформации, интеллектуального, материального и духовного роста. С другой — поставить сложнейшую задачу преобразования общества. Чтобы выполнить эту двойную цель личной и общественной трансформации, человеку необходимо развить в себе особые нравственные качества, освоить такие концепции, ценности, установки и навыки, которые позволят сделать нужный нравственный выбор и построить взаимоотношения на базе созидания и сотрудничества.[ix] В основе развития этих способностей лежит стремление к поиску и применению истины во всех сферах человеческой деятельности. Поскольку моральное поведение является определенным выражением духовной природы человечества, усилия по нравственному воспитанию должны систематически опираться как на методы науки, так и на вклад религии.

Неотъемлемой частью любой образовательной инициативы, имеющей целью духовное и нравственное воспитание, должна быть концепция единства и взаимосвязи всего человечества. Единство и разнообразие неразрывны и дополняют друг друга. То, что самосознание человечества складывается из бесконечного множества личных мнений и мотивов, нисколько не умаляет его сущностного единства. Напротив, именно разнородность составляющих частей и отличает единство от единообразия. Следовательно, применение концепции единства в разнообразии означает развитие глобального самосознания, ощущение мирового гражданства и любви ко всему человечеству. Это побуждает каждого индивидуума осознать, что, поскольку тело человечества едино и неделимо, каждый член человеческой расы рождается в мире как часть целого и несет ответственность перед целым. Это также предполагает, что для формирования мирного международного сообщества необходимо дать возможность развиваться и процветать сложным и разнообразным культурным выражениям человечества, а также взаимодействовать друг с другом в постоянно меняющихся проявлениях цивилизации. «Разнообразие в семье людей, — подчеркивается в писаниях бахаи, — должно стать источником любви и гармонии, подобно тому, как это происходит в музыке, где множество различных нот смешивается, создавая совершенную мелодию»[x].

Богатое религиозное наследие человечества также можно рассматривать сквозь призму единства. Бахаулла утверждает: «Не может быть никакого сомнения в том, что народы земли, к какой бы расе или религии они ни принадлежали, черпают вдохновение из одного небесного Источника и подвластны одному Богу».[xi] Следовательно, все мировые религии можно считать едиными по своей природе и цели, так как все они являются источником знания, энергии и вдохновения. Каждая религия в свое время помогла расширить границы человеческого сознания и общества — процесс, выводящий человечество к нравственной и духовной зрелости. Опираясь на эту идею, учебные программы по религиоведению могли бы обратить особое внимание на соответствующие цели и функции мировых религиозных систем, а также на теологические и нравственные связи между ними. Право на изучение религии и духовных корней человеческой мотивации можно рассматривать в этом контексте как жизненно важный элемент единого процесса сотрудничества и примирения.

Поощрение терпимости и взаимопонимания между различными сегментами человеческой семьи не может быть пассивным или риторическим упражнением. Нужно открыто противостоять всем формам провинциализма, замкнутости и предрассудков. К сожалению, именно религиозные предрассудки оказывают особенно опасное влияние, которое продолжает препятствовать человеческому прогрессу. Для того чтобы преодолеть их разрушающее влияние, требуются обдуманные и непрерывные усилия, и для этого необходимы действенные учебные программы нового типа. Но то же самое относится и к истинному смирению среди всех тех, кто верит в любящего и всемогущего Создателя.

Давайте будем уверены, и пусть это будет сообщено детям всего мира, что можно следовать по религиозному пути и быть терпимым. Будущий курс цивилизации зависит от этого. Бахаулла увещевает «соблюдать терпимость и праведность, кои суть два светоча среди тьмы мира сего и два наставника, просвещающие человечество».[xii] 

 

[i] 'Abdu'l-Baha, A Traveller's Narrative (Wilmette: Baha'i Publishing Trust, 1980), С. 91.

[ii] Бахаулла. Сокровенные слова [Текст] : [перевод с английского] / Централизованная религиозная организация «Община последователей веры Бахаи в России» — Изд. 3-е, испр. — Москва: Новелла, 2014. — 77 с. С. 4

[iii] Бахаулла. Китаб-и-Иган / Духовное Собрание Бахаи России – СПб.: Единение, 2000. – 213c. п.216

[iv] Бахаулла. Скрижали, явленные после Китаб-и-Агдас / Духовное Собрание Бахаи России; Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 240 с.

[v] 'Abdu'l-Baha, The Promulgation of Universal Peace (Wilmette: Baha'i Publishing Trust, 1995), С. 278.

[vi] Бахаулла. Скрижали, явленные после Китаб-и-Агдас / Духовное Собрание Бахаи России; Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 240 с.

[vii] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, статья 13, и Всеобщая декларация прав человека, статья 26.

[viii] Бахаулла. Крупицы из Писаний. 2-е изд. испр. Пер. с англ. – М.: ЦРО "Община последователей Веры Бахаи в России", 2009. – 256 с. СХХII.

[ix] Философия образования Университета Нур, второго по величине частного высшего учебного заведения в Боливии и работающего по принципам бахаи, в значительной степени основана на этой идее моральных способностей.

[x] Парижские беседы. Выступления Абдул-Баха в Париже в 1911 году. Пер. с англ.– СПб.: Единение, 1999.– 159 с.

[xi] Бахаулла. Крупицы из Писаний. 2-е изд. испр. Пер. с англ. – М.: ЦРО "Община последователей Веры Бахаи в России", 2009. – 256 с. CXI.

[xii] Бахаулла. Скрижали, явленные после Китаб-и-Агдас / Духовное Собрание Бахаи России; Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 240 с.

Этот документ в формате MS Word

Текст заявления на английском документ МСБ: 01-1123

Также смотрите обращение Всемирного Дома Справедливости к религиозным лидерам мира