Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Home

Нужна помощь!

BahaiArc скоро предстоит ежегодная оплата хостинга. Желающие помочь, могут перевести немного по этой ссылке.

  Поддержать инициативу

Приглашаем творческих людей!

Кто хотел бы помочь улучшить описания страниц сайта, посвященные курсам
Института Рухи?

Отзовитесь: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Комиссия социального развития

Пятидесятая сессия

1–10 февраля 2012 года

Пункт 3(а) предварительной повестки дня

Последующие мероприятия по итогам Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития и двадцать четвертой специальной сессии

Генеральной Ассамблеи: приоритетная тема:

искоренение нищеты

 

Заявление, представленное Бахаистским международным сообществом — неправительственной организацией, имеющей специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете

 

Генеральный секретарь получил прилагаемое заявление, которое распространяется в соответствии с пунктами 36 и 37 резолюции 1996/31 Экономического и Социального Совета.

 

 

 

Заявление

 

Существующие программы искоренения нищеты в основном нацелены на создание материального богатства. Хотя предусмотренные в них меры повысили уровень жизни в некоторых регионах мира, неравенство остается широко распространенным явлением. В «Докладе о мировом социальном положении» 2005 года Департамент по экономическим и социальным вопросам Секретариата Организации Объединенных Наций особо отметил растущую пропасть между официальным и неофициальным секторами экономики, увеличивающийся разрыв между квалифицированными и неквалифицированными работниками и все большее неравенство в сферах здравоохранения и образования и возможностях для участия в общественной, экономической и политической жизни. Существуют документальные подтверждения того, что уделение повышенного внимания обеспечению роста и доходов не всегда ведет к существенным положительным изменениям в социальной сфере и что увеличение неравенства непрерывно снижает уровень стабильности и безопасности в мировом сообществе.

Бахаистское международное сообщество желает внести свой вклад в обсуждение Комиссией проблемы искоренения нищеты, выражающийся в анализе взаимосвязанных явлений крайней нищеты и чрезмерного богатства. В то время как цель искоренения нищеты получила широкую поддержку, концепция ликвидации чрезмерного богатства воспринимается многими неоднозначно. Некоторые опасаются, что она может быть использована для подрыва рыночной экономики, подавления предпринимательской деятельности или введения мер, нацеленных на уравнивание доходов. Однако это не то, к чему мы стремимся. Разумеется, материальное богатство играет чрезвычайно важную роль в достижении индивидуальных и коллективных целей; по этой же причине сильная экономика является ключевым элементом действенного социального порядка. Мы предлагаем признать, что проблема чрезмерного богатства и крайней нищеты по сути своей связана с характером взаимоотношений, существующих между людьми, общинами и народами. В сегодняшнем мире большинство людей живет в обществе, для которого характерны отношения, основанные на доминировании — одного народа над другим, одной расы над другой, одной социальной группы над другой, одной религиозной или этнической группы над другой, одного пола над другим. В этом контексте обсуждение проблемы ликвидации крайней нищеты и чрезмерного богатства предполагает, что общество не может процветать в условиях, которые подпитывают неравный доступ к ресурсам, знаниям и конструктивному участию в обществе.

В этом заявлении мы вкратце рассматриваем то, как существованию крайней нищеты и чрезмерного богатства способствуют такие элементы общественного бытия, как материалистическая картина мира, теоретические рассуждения по поводу природы человека, средства формирования богатства и доступ к знаниям. Мы предлагаем ряд альтернативных воззрений и анализируем их возможное воздействие на создание более справедливых экономических условий.

Господствующая модель развития основана на концепции функционирования общества, состоящего из активных потребителей материальных благ. Непрерывный рост потребления считается признаком прогресса и процветания. Это материалистическое видение мира, лежащее в основе современной экономической теории, сводит понятия ценности, смысла человеческого существования и отношений между людьми к корыстной погоне за материальными благами. Неизбежным итогом этого стало безудержное культивирование потребностей и желаний, породившее систему, при которой происходит чрезмерное потребление благ меньшинством и усиление социальной изоляции и нищеты большинства. Однако многие готовы признать, что материалистическая картина мира не охватывает все аспекты человеческого бытия. Оно включает в себя выражение любви и проявление самопожертвования, тягу к знаниям и справедливости, стремление к красоте и истине, поиск смысла и цели жизни и многое другое. По сути, прогресс и жизнеспособность социального порядка невозможны без наличия гармоничной связи между материальной и духовной сторонами жизни человека. При таком порядке экономические процессы способствуют развитию справедливых и мирных отношений между людьми и предполагают, что каждый человек призван внести свою лепту в улучшение жизни общества.

В этой связи следует отметить, что, по данным Института статистики Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), почти 800 миллионов взрослых людей не умеют читать и писать, два с половиной миллиарда человек лишены элементарных санитарных условий и почти половина всех детей в мире живет в нищете. На другом полюсе — кучка людей, примерно 500 миллиардеров, контролирующих 7 процентов общемирового объема валового внутреннего продукта (ВВП). Существующая экономическая система порождает вопиющее неравенство. Многие считают, что подобное неравенство, будучи нежелательным, все же необходимо для создания богатства. Если процесс накопления богатства характеризуется угнетением других людей и господством над ними, то как в таких условиях мы можем надеяться на мобилизацию материальных, интеллектуальных и духовных ресурсов, необходимых для искоренения нищеты?

Многие согласятся с тем, что законность богатства зависит от того, как оно было приобретено и как расходуется. Богатство в высшей степени достойно похвалы, если оно приобретается старательными усилиями и упорным трудом, если пути создания этого богатства способствуют обогащению всего общества и если богатство, полученное таким путем, расходуется на поощрение знаний, образования, производства и, в целом, на развитие человеческой цивилизации. Принцип справедливости может проявляться на различных уровнях, связанных с процессом приобретения богатства. Работодатели и наемные работники, например, связаны обязательствами в силу законов и конвенций, регулирующих их труд. Ожидается, что каждый из них будет выполнять свои обязательства честно и добросовестно. Если взять другой уровень, то мы можем рассмотреть вопрос о том, способствуют ли пути создания богатства обогащению общества и повышению его благосостояния. Различные способы приобретения богатства должны быть рассмотрены в рамках обсуждения проблемы искоренения нищеты, с тем чтобы пути, предусматривающие эксплуатацию других людей, монополизацию рынков и манипулирование ими, и производство товаров, провоцирующих насилие и ведущих к разрушению социальной структуры, стали объектом тщательного исследования и всеобщего внимания. Так, например, мы можем поставить следующие вопросы: является ли соотношение между заработной платой и стоимостью жизни справедливым и соразмерным? Какие пути создания богатства могут способствовать обогащению всего общества, а не избранного меньшинства?

Продолжая этот анализ, мы можем сказать, что ликвидация крайней нищеты и чрезмерного богатства потребует подлинной революции в сфере знаний. В ходе такой революции придется переосмыслить роль каждого человека, общины и народа в создании и применении знаний. Потребуется признать, что наука и религия являются двумя взаимодополняющими системами знаний, которые на протяжении всей истории создавали возможности для исследования реальности и развития цивилизации. Развитие этих процессов будет способствовать тому, что изменятся качество и базовые основы образования, науки и техники, а также модели производства и потребления. Невозможно более рассматривать массы людей во всем мире лишь в качестве потребителей и конечных пользователей технологий, разработанных в промышленно развитых странах. Такой подход подавляет в людях инициативу и творческий потенциал, необходимые для решения современных насущных проблем. Крайне важным является развитие потенциала, позволяющего определять технологические потребности и разрабатывать новые и совершенствовать существующие технологии. Успешное создание такого потенциала даст возможность изменить пока несбалансированный поток знаний с Севера на Юг, из города в сельскую местность и от мужчин к женщинам. Такой потенциал позволит преобразовать концепцию «современных» технологий в такую концепцию, которая основывалась бы на местных потребностях и приоритетах, учитывающих уровень материального и духовного благосостояния местной общины.

Во вступительной части настоящего заявления было отмечено, что искоренение нищеты нельзя сводить лишь к повышению материального уровня малоимущих. Речь идет о более масштабных усилиях, основанных на связях, определяющих взаимоотношения между людьми, общинами и народами. Мы предлагаем другим сторонам, активно способствующим созданию более справедливого и равного для всех социально-экономического порядка, вступить с нами в диалог по поводу этих глубинных проблем, чтобы мы могли обмениваться опытом и совместно наращивать усилия, направленные на достижение этих целей. В заключение предлагаем вашему вниманию ряд вопросов:

Каково предназначение любой экономики? Какие взгляды на природу человека лежат в основе нашего понимания предназначения экономики? Как мы понимаем концепцию богатства?

Каким образом крайняя нищета и чрезмерное богатство препятствуют развитию, расширению прав и возможностей и здоровым взаимоотношениям?

Какие типы личности формируются в условиях существования крайней нищеты и чрезмерного богатства (например, иждивенцы, самонадеянные личности, потребители, производители и так далее)? Как эти типы личности увековечивают неравенство?

Какова роль знаний — как научных, так и религиозных — в преобразовании существующих экономических структур и процессов?

Как мы можем определить суть характера и предназначения труда, богатства и расширения экономических прав и возможностей, не ограничиваясь при этом концепцией максимального повышения их полезности для людей, движимых личными интересами?

Какова роль человека, общины, корпоративного сектора и выборных руководителей в деле ликвидации крайней нищеты и чрезмерного богатства? В чем эта роль проявляется на деле?

С чего начать перемены в экономике? Что подталкивает отдельных людей, общины, корпорации и правительства к реформированию экономических структур и процессов? На чем основываются их замыслы и приверженность делу?

Какие широко распространенные стереотипы и взгляды ослабляют нашу способность перестраивать существующие экономические системы? Каким образом можно их преодолеть?

 

BIC Document #: 12-0201

Текст на английском

 

Также смотрите документ Международного Сообщества Бахаи: Новая основа для глобального процветания

В сентябре 1986 г. Всемирный Фонд Защиты Природы основал Сеть организаций по вопросам религии и охраны окружающей среды. В связи с этим ведущие представители буддизма, христианства, индуизма, иудаизма и мусульманства встретились в итальянском городе Ассизи с руководителями экологического движения.

От каждой из пяти религий были предложены декларации о защите природы. В октябре 1987 г. представители веры бахаи, шестой по счету религии, вступившей в этот союз, выдвинули свое заявление в поддержку целей организации Сети.

 


 

"Природа по сути своей есть воплощение Имени Моего, Создателя, Творителя. В силу различных причин проявления ее разнообразны, и в разнообразии этом заключены знамения для людей, способных их распознать. Природа — Воля Божья, и она же — ее выражение в непредвидимо изменяющемся мире. Это — послание Провидения, предопределенного Повелителем, Всемудрым". (Из писаний бахаи)

 

Такими словами Бахаулла, пророк и основатель веры бахаи, выражает существенную связь между человеком и окружающей средой: великолепие и разнообразие мира Природы — целенаправленное отражение величия и великодушия Господа. Бахаи убеждены в том, что Природу следует уважать и охранять как святыню, за которую мы в ответе.

Эта тема затрагивается, конечно, не только в вере бахаи. Во всех основных религиозных течениях мира прослеживается связь между Творцом и Его творением. Да и может ли быть иначе? Все важнейшее независимые религии мира основаны на откровениях единого Бога, который последовательно направлял Своих посланцев на Землю с тем, чтобы указать человечеству пути развития согласно Его воле. В этом — одно из важнейших положений веры бахаи.

Однако, учение Бахауллы, как самое недавнее из откровений Господних, особенно актуально для нашего времени, когда всей Природе угрожают вызванные человеком опасности — от полного исчезновения всех ливневых лесов планеты до кошмара ядерного уничтожения.

Столетие назад Бахаулла провозгласил, что человечество вступило в новую эру. Эта новая эпоха, обещанная посланцами Бога во всех религиях прошлого, должна, наконец, принести человечеству мир и просвещение. Вместе с тем, чтобы достичь этой цели, человечество должно сначала осознать свое собственное единство, а также единство Бога и единство религий. До тех пор, пока эти неразрывные единства не будут осознаны, проблемы человечества будут лишь осложняться.

"Благополучие человечества, его покой и безопасность недостижимы, пока твердо не установится его единство, — писал Бахаулла. — Земля — единая страна, и все люди — ее граждане".

Вокруг этой мысли сосредоточены основные вопросы, стоящие сегодня перед экологическим движением. Проблемы загрязнения океанов, уничтожения видов, выпадения кислотных дождей и гибели лесов, не говоря уже о бедствиях ядерной войны, не знают государственных границ. Все они должны решаться в международном масштабе.

В то время, как все религиозные традиции указывают, что сотрудничество и согласие поистине необходимы, чтобы справиться с этими угрозами, в религиозных писаниях веры бахаи содержится, кроме того, четкая концепция нового мирового политического порядка, способного обеспечить подлинно долгосрочное решение подобных проблем.

"Господь указал самое мощное и эффективное средство исцеления мира - объединение всех людей в едином всемирном Деле..." — писал Бахаулла.

Основанный на идее всемирного содружества наций, этот новый политический порядок, с международным парламентом и исполнительным органом для претворения в жизнь его решений, должен, согласно учению бахаи, основываться на принципах экономической справедливости, равенства рас и народов, равноправия женщин и мужчин и всеобщего образования.

Все эти положения имеют непосредственное отношение к усилиям по защите окружающей среды. Например, принцип экономической справедливости. Во многих регионах мира наступление на тропические ливневые леса и угроза существованию некоторых пород деревьев обусловлены тем, что бедное население, законно стремящееся получить свою долю мировых благ, вырубает деревья для распашки полей. Эти люди не сознают того, что, будучи членами мирового сообщества, о котором они не имеют явного представления, они, в конечном итоге, скорее повредят будущему своих детей, чем увеличат их шансы на лучшую жизнь. Поэтому любые усилия по охране природы должны быть одновременно направлены на устранение принципиального неравенства между богатыми и бедными.

Подобным же образом, уравнивание женщин в правах с мужчинами может помочь делу защиты природы, привнося новый дух чисто женских ценностей в принятие решений о природных ресурсах. В писаниях бахаи отмечается, что "...мужчина властвовал над женщиной по причине более сильных и агрессивных свойств его тела и духа. Но чаши весов уже смещаются: сила теряет свое главенство, а живость ума, интуиция и духовные качества любви и заботы о ближнем, которыми так сильна женщина, ценятся все больше. Следовательно, новый век будет веком, проникнутым более женскими, нежели мужскими идеалами..."

Всеобщее образование, основанное на принципах бахаи взаимозависимости людей, — еще одна предпосылка достижения глобального экологического сознания. Принцип бахаи единства и взаимозависимости имеет прямое отношение к решению проблем окружающей среды. Обратимся вновь к священным писаниям веры бахаи:

"Под природой подразумевается те врожденные свойства и необходимые соотношения, которые вытекают из подлинной сущности вещей. Эти подлинные сущности, при бесконечном своем разнообразии, тем не менее, теснейшим образом взаимосвязаны... Сравните мир бытия с храмом тела человека. Все органы человеческого тела помогают друг другу, и таким образом поддерживается жизнь... Так же и среди отдельных элементов бытия существует чудесная связь и взаимовлияние сил, которые служат источником жизни мира и преемственности этих бесчисленных явлений".

 

Уже сам тот факт, что за этими принципами стоит авторитет религии, а не просто человека, — это одно — новый вклад во всеобъемлющее решение наших экологических проблем. Воодушевление, с которым была принята декларация в Ассизи, подтверждает эту мысль.

Вероятно, не существует более мощного импульса социальных перемен, чем религия. Бахаулла сказал: "Религия — величайшее изо всех средств установления порядка в мире и удовлетворения всех живущих в нем". Учения всех религиозных традиций, вдохновляя своих последователей, могут сыграть свою роль в попытках создать новую экологическую этику.

Например, Бахаулла ясно указывает на необходимость защищать животных. "Взирайте на Божьих созданий не иначе как оком доброты и милосердия, ибо Нашим, исполненным любови, Провидением, окружены земля и небеса."

Он Сам выразил глубокую любовь к природе и восхищение ею, развив в учении бахаи положение о связи окружающей среды и мира духовного. "Деревня — мир души, город — мир тела", — сказал Бахаулла.

Осознание разрыва между материальным и духовным — ключ к пониманию того положения, в котором сегодня находится человечество. По мнению последователей Бахауллы, основные опасности, грозящие окружающей среде, включая ядерное уничтожение, — проявления охватившей мир болезни человеческого духа, болезни, которая выражается в преувеличении значения материальных ценностей и в эгоцентризме, которые мешают нам совместно трудиться в едином всемирном сообществе. Вера бахаи стремится прежде всего возродить человеческий дух и сломать барьеры, мешающие плодотворному и гармоничному сотрудничеству людей независимо от их национальной, расовой и религиозной принадлежности.

Для бахаи цель существования заключается в том, чтобы способствовать прогрессу цивилизации. Приверженность бахаи природе — одна из основ нашей веры.

 

Международное сообщество бахаи, отдел общественной информации

 

Этот документ в формате MS Word  /  PDF 

См. также Международно-правовые нормы в области защиты окружающей среды и содействия развитию



Заявление, представленное в письменном виде 47-й сессии Комиссии ООН по правам человека, пункт 20 предварительной повестки дня.

Женева, Швейцария, 21 января 1991 г.

* * * * *
Международное Сообщество Бахаи приветствует успехи, достигнутые Комиссией по правам человека в разработке Декларации прав лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Усилия Комиссии в этом направлении чрезвычайно своевременны. Как указал г-н Асбджорн Эйде в своём великолепном отчёте за 1990 год, представленном Подкомиссии по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, недавние политические сдвиги во многих частях света высветили застарелые этнические трения, которые угрожают привести к новым вспышкам дискриминации и насилия. Мы рады тому, что г-н Эйде изучает, от имени Подкомиссии, возможные способы и средства проведения в жизнь мирных и конструктивных решений проблем, так или иначе касающихся меньшинств.

Не вызывает сомнения, что уникальные черты культуры каждого человека должны высоко цениться, и что гордость за свою культуру может стать здоровой силой, способно мотивировать человека на раскрытие своего полного потенциала и на контакты с окружающими людьми, как внутри, так и за пределами его собственной группы. В то же самое время, если довести это чувство до чрезмерности, как это слишком часто и случается, то привязанность к собственной группе может стать источником недоверия и враждебности по отношению к другим группам. Неумеренная гордыня по поводу собственного наследия может в этом случае стать поводом для актов ненависти по отношению к тем, кто не принадлежит к той же культуре, не говорит на том же языке или не исповедует ту же религию. Такое отношение отчасти ответственно и за прискорбные нарушения прав меньшинств, которые имели место на протяжении всего этого столетия.

По мнению бахаи, защита всех человеческих прав зиждется на признании фундаментального единства человеческого рода. Естественно, любые меньшинства следует поощрять к сохранению их уникального личностного и коллективного своеобразия. Только уважение к тем узам, что связывают все народы, может стать опорой для диалога между меньшинством и большинством и создать условия для расцвета человеческих прав.

Такая смена мировоззрения может произойти благодаря как систематическому, так и неформальному образованию. По причине важности вопроса образования мы рекомендовали, чтобы проект декларации, разрабатываемый Рабочей группой, в явном виде содержал упоминание о праве меньшинств на получение образования без какой-либо дискриминации. Только в отсутствие дискриминации при получении доступа к высококачественному образованию меньшинства смогут занять принадлежащее им по праву место в обществе. Представители меньшинств должны иметь возможность изучать свой язык и свою культуру, а также приобретать практические и социальные навыки, необходимые им для достижения успеха как своей собственной общине, так и в обществе большинства. Мы надеемся, что усилия по обеспечению всем людям базового образования к 2000 году придадут дополнительный импульс созданию и улучшению школ в регионах, заселённых меньшинствами.

Кроме того, мы предложили Рабочей группе, чтобы проект декларации включал пункт о свободе обмена информацией по меньшинствам и их уникальным языкам, культурам и религиям. Цель этого — взращивание более полного взаимопонимания среди жителей Земли. Мы занимаем такую позицию, потому что убеждены: невежество общества в отношении меньшинств и их образа жизни — одна из главных причин запугиваний и дискриминации, которым они подвергаются. Образование, ставящее своей целью вложить в каждого человека осознание богатого вклада, который делают меньшинства в культуру, и научить его ценить этот вклад, является критически важным для полной реализации человеческих прав меньшинств. В заключение хотелось бы отметить, что Международное Сообщество Бахаи всемерно поддерживает работу, выполненную к настоящему моменту Рабочей группой, и мы надеемся, что представленные нами рекомендации помогут сформулировать адекватную декларацию, которая сделает реальный вклад в улучшение ситуации с человеческими правами меньшинств.

 

Генеральный секретарь получил указанное послание, распространяемое в согласии с резолюцией Экономического и Социального Совета № 1296 (XLIV)

 

Использованы материалы официального интернет-сайта общины последователей Веры Бахаи в России www.bahai.ru - официальный веб-сайт общины последователей Веры Бахаи в России (скачано: июль 2007)

 

Этот документ в формате MS Word

Текст на английском Rights of Persons Belonging to National, Ethnic, Religious and Linguistic Minorities Документ МСБ № 91-0121

Также смотрите Заявление Международного Сообщества Бахаи на Всемирной конференции Дурбан (2001) "Против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости

Заявление Международного Сообщества Бахаи представленное на Всемирном женском конгрессе "За здоровую Землю"

 

«Благосостояние человечества, его мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока не будет достигнуто его прочное единство». Эти пророческие слова, сказанные Бахауллой в конце ХIХ века, были практически проигнорированы лидерами крупнейших государств той эпохи. Однако в заключительное десятилетие ХХ столетия люди мира все больше осознают свою взаимозависимость и убеждаются, наконец, что ни отдельная личность, ни какие-либо институты или нации не могут жить в полной изоляции от человечества в целом.

Кризис в области экологии и развития заставил многих пересмотреть свой подход к мировым проблемам и начать рассматривать землю как единую органичную, взаимозависимую и объединенную систему. Вследствие этого поиск баланса между нуждами общества и ограниченностью природных ресурсов происходит в более широком контексте, в мире и гармонии в самом обществе.

Тесная связь между единством человечества и равноправием полов объясняется в Писаниях бахаи: «...женщинам должно быть предоставлено право на равное с мужчинами образование и все прочие равные права. Это значит, что не должно быть разницы в сфере образования для лиц мужского и женского пола с тем, чтобы женщины смогли в равной степени с мужчинами развивать свои способности и занимать равное с ними положение, в социальной и экономической сфере. При этом условии в мире будут достигнуты единство и гармония. В прошлом все беды человечества были результатом его разъединения. Война и бедствия, которые с ней связаны, свирепствовали в мире; доступ женщин к образованию явится мощным шагом вперед к ликвидации этой ситуации и запрету войны, поскольку женщины используют все свое влияние для этой цели. Женщина — мать и воспитательница подрастающего поколения. Она не захочет приносить в жертву своих сыновей на поле битвы. На самом деле она явится величайшим фактором в установлении всеобщего мира и международного правопорядка. Нет сомнения в том, что женщина навсегда изгонит войну из жизни человечества».

В настоящее время большинство социальных систем исключают женщину из общественной жизни. В довершение, современные стратегии развития имеют тенденцию усиливать, иногда в значительной степени, подобное неравенство. В рамках ООН проводилось «Десятилетие женщин ООН: Равенство, Развитие и Мир (1975–1985 гг.)» для устранения неравноправия полов. Исследования, проведенные в рамках десятилетия, с большей очевидностью выявили жизненно важный вклад женщин в общественную и экономическую жизнь своих стран.

Новые исследования свидетельствуют о перегрузках, которые испытывают женщины, и препятствиях, мешающих их полноценному участию в жизни общества. Что еще более важно, десятилетие объединило женщин и предоставило им беспрецедентные возможности для обмена мнениями и опытом. Женщины выяснили для себя, что их общие заботы относительно их собственного будущего и будущего всего человеческого сообщества дают им право действовать невзирая на национальные, классовые и расовые границы и различия.

Это десятилетие явилось катализатором для активизации традиционных женских организаций и создания новых неправительственных организаций (НПО) для решения специфических женских проблем. Такие организации содействуют созданию широких структур для работы среди женщин, позволяющих им заявлять о своих нуждах, вырабатывать собственные программы и развертывать активную политическую деятельность на всех уровнях. В результате усилий, предпринятых в ходе десятилетия, при разработке стратегий развития стал приниматься в расчет недостаточный доступ женщин к ресурсам и образованию, к технологиям и источникам финансирования. Специализированные учреждения ООН, правительства и международные организации, занимающиеся вопросами развития, создали подразделения по женской проблематике.

Таковы существенные достижения, которые надлежит всемерно поддерживать и развивать. Однако, несмотря на определенный прогресс, женщины по-прежнему находятся на периферии активной политической жизни, а системы, которые их традиционно угнетали, остались в основном без изменений. Эти системы вписываются в систему господства, которая характеризует общество на протяжении тысячелетий: господства мужчины над женщиной; господства одной этнической или расовой группы над другой; господства одной нации над другой. Тем не менее, несмотря на свойственный людям консерватизм, «баланс уже меняется, — говорится в Писаниях Бахаи, — грубая сила теряет вес, а живость ума, интуиция и духовные качества — такие, как любовь и жертвенность, которыми сильна женщина, — приобретают все большее влияние. Следовательно, новая эпоха будет эпохой менее мужской и более проникнутой женскими идеалами, или, точнее говоря, будет эпохой, в которой мужское и женское начала в цивилизации будут лучше уравновешены».

Женщины должны развивать свои способности и стремиться к активной роли в решении мировых проблем, однако, надо отметить, что результаты их деятельности будут ограничены без полноценного сотрудничества со стороны мужчин. Женщины, работающие совместно, сообща в единстве и гармонии уже добились многого в открытых для них сферах деятельности. Теперь женщины должны объединиться с мужчинами как равноправные партнеры. Когда мужчины окажут полную поддержку этому процессу, приветствуя участие женщин во всех сферах человеческой деятельности и по достоинству оценивая и поощряя их вклад, мужчины и женщины сообща смогут создать нравственный и психологический климат, обеспечивающий мир, в котором сможет развиваться и процветать экологическая цивилизация.

Преобразования, необходимые для достижения истинного равноправия, несомненно, будут трудно даваться как мужчинам, так и женщинам, поскольку потребуют и от тех, и от других пересмотра многих привычных представлений и укладов. В этом деле нужна большая деликатность, поскольку никого нельзя осуждать или винить за то, что он является результатом воздействия исторических и общественных факторов. Вместо взаимных обвинений следует осознать общую ответственность в деле развития. Перед лицом опасностей и сложнейших проблем, стоящих перед человечеством, все должны осознать и признать, что старая модель больше не работает, и все должны быть в ответе перед грядущими поколениями за судьбы человеческой цивилизации и за ее взаимоотношения с природой планеты.

Однако следует отметить, что преобразования должны носить эволюционный характер, и они требуют терпения как от мужчин, так и от женщин, при общем стремлении к образованию и разумному использованию времени. Переходный период будет облегчен, когда мужчины осознают, что они не смогут полностью реализовать свой потенциал до тех пор, пока женщины не будут иметь равных возможностей самореализации. Действительно, когда мужчины станут активно проводить в жизнь принцип равенства, женщинам больше не придется бороться за свои права. Постепенно и мужчины, и женщины изживут укоренившиеся нездоровые стереотипы в своих взаимоотношениях и усвоят ценности, ведущие к истинному единству.

По мнению Международного Сообщества Бахаи возникающая ныне мировая цивилизация должна основываться на общей приверженности новым ценностям, на взаимном осознании баланса прав и ответственности и на добровольном стремлении каждого наиболее полно служить интересам всего человечества. Последователи Учения Бахаи всегда были сторонниками дела эмансипации женщин; и равноправие полов никогда не было для них абстрактным идеалом. Мы убеждены, объединение человечества зависит от установления равноправия мужчин и женщин. Как объясняется в Учении Бахаи, пройдя через этапы младенчества, детства и бурной юности, человечество ныне приближается к зрелости — этапу, когда произойдет «переустройство всего цивилизованного мира, и он станет единым организмом во всех основных аспектах своей жизнедеятельности».

Майами, США

8-12 ноября 1991 г.

Копирайт 2002, Baha'i International Community

© Bahá'í International Community, Office for the Advancement of Women

866 United Nations Plaza, Suite 120, New York, NY 10017 USA

Tel: +1 (212) 803 25 00 Fax: +1 (212) 803 25 66/73 Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Этот документ в формате MS Word  /  PDF

Текст на английском Statement presented to the World Women's Congress for a Healthy Planet

Также смотрите заявления Международного Сообщества Бахаи "Мобилизация институциональных, правовых и культурных ресурсов для обеспечения равенства между мужчинами и женщинами"

Заявление Международного Сообщества Бахаи. Представлено в Организационный Комитет Конференции ООН по окружающей среде и развитию ЮНСЕД

Всемирная встреча на высшем уровне, 1992 г.

 

Более ста лет назад в ряде писем к руководителям крупнейших стран мира Бахаулла подчеркивал, что человечество вступает в период истории, который приведет к коренным изменениям в жизни планеты.

Он говорил, что невиданные ранее проблемы вскоре перерастут возможности даже самых развитых стран. Их можно будет решать, только в рамках федеративной системы, чей центральный орган должен являться представительным парламентом, уполномоченным на создание кодекса общепринятых и обязательных международных норм. «Земля — единая страна, и все человечество — ее граждане», — утверждал Бахаулла.

По мере того, как размах, сложность и безотлагательность проблем приковывали к себе внимание общественности, значение этого обращения становилось все более очевидным. Существующие международно-правовые механизмы и процедуры демонстрируют свою несостоятельность и прежде всего потому, что они основываются на национальных законах отдельных государств. Международное Сообщество Бахаи осознает, что пока не будут предприняты новые конструктивные шаги по реорганизации международного порядка, ухудшение экологической обстановки будет продолжаться, и его долгосрочные последствия для социального и экономического развития будут неуклонно вести к катастрофе устрашающих масштабов.

Нынешние процессы и усилия по созданию международного законодательства в области окружающей среды, направленные на решение той или иной отдельно взятой проблемы, непоследовательны и не носят систематического характера. Конвенции, договоры и протоколы были приняты по различным вопросам: защита озонового слоя и контроль над перемещениями опасных отходов на международном уровне. В настоящее время обсуждаются также конвенции об изменении климата и о биологическом многообразии видов. Предлагаются и другие темы для заключения конвенции, как, например, загрязнение морской среды источниками, находящимися на суше.

Однако не существует единого органа, ответственного за разработку международного законодательства в области окружающей среды. Международное сообщество до сих пор не согласовало единых принципов, на которых может основываться подобное законодательство. Более того, списки стран, подписавших различные международно-правовые акты, редко совпадают. Таким образом, почти невозможно согласовать или соотнести друг с другом существующие соглашения.

Общеизвестно, что процесс принятия международно-правовых норм отличается своей медлительностью, громоздкостью и дороговизной. Как только проблема определена, созываются совещания экспертов для выработки проектов соглашения.

Затем соглашение обсуждается между заинтересованными правительствами и подписывается их полномочными представителями в ходе соответствующей встречи. Затем часто следует длительный период ратификации и присоединения, при этом соответствующий международный акт вступает в силу только на территориях тех государств, которые его подписали. Для осуществления контроля над соблюдением конвенции обычно создается секретариат. Если данное соглашение нуждается в изменениях, как в случае Монреальского протокола, когда из-за темпов разрушения озонового слоя положения протокола быстро устарели, его обновление грозит быть столь же длительным, что и сам процесс принятия.

Многие страны, располагающие ограниченным количеством дипломатов и экспертов, не в состоянии принимать участие в столь длительных и дорогостоящих процедурах, в особенности еще и потому, что возрастает число переговоров из-за необходимости решать неотложные глобальные проблемы, связанные с окружающей средой.

Нынешний процесс, специально посвященный разработке международно-правовых норм в области экологии, может стать еще более неуправляемым. Вносились многочисленные предложения по созданию глобальных механизмов с целью заложить и поддерживать жизнеспособную систему развития.

Некоторые эксперты рекомендовали усилить существующую систему ООН путем повышения полномочий таких организаций, как ЮНЕП (Программа ООН в области окружающей среды), реорганизацией Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) или использованием Попечительского Совета для управления некоторыми видами мировых ресурсов. Предлагалось также создать новые органы, такие как, Совет экологической безопасности, Всемирный экологический суд, либо международный орган по обсуждению экологических проблем, который бы составлял, принимал и пересматривал международные нормы по проблемам, требующим действий на всемирном уровне.

Несмотря на то, что эти предложения вносились из лучших побуждений и представляют практический интерес, Международное Сообщество Бахаи считает бесспорным тот факт, что создание жизнеспособной концепции и структуры развития является сложной, многоплановой задачей, которая, несомненно, потребует нового уровня отношений в решении крупнейших проблем, связанных не только с экологией. Эти проблемы затрагивают милитаризацию, крайнее материальное неравенство между странами, расизм на национальном уровне, затрудненность доступа к образованию, безудержный национализм и отсутствие равенства между женщиной и мужчиной. Вместо непоследовательного подхода, предлагаемого в ответ на нужды национальных государств, нам представляется необходимым принять комплексное соглашение, в рамках которого могли бы быть разработаны и приняты международные кодексы по тем или иным проблемам.

Долгосрочные решения потребуют всеобъемлющего видения мирового сообщества, основанного на новых ценностях. По мнению Международного Сообщества Бахаи, признание единства человечества — первостепенное условие для его реорганизации и управления миром как единой страной — родиной человечества.

Признание этого принципа не подразумевает отказа от законных властей, от культурного многообразия или отмены национальной автономии. Имеется ввиду лояльность гораздо более высокого порядка, основанная на неизмеримо более высоких побуждениях, чем те, которыми люди руководствовались до сих пор. Для этого, конечно, потребуется подчинение национальных интересов императивам объединенного мира. Это не имеет ничего общего не только с любой попыткой навязать единообразие, но также и с каким-либо стремлением к чрезмерной централизации. Цель того, что предлагается, хорошо выражена в понятии «единство в многообразии».

В Писаниях Бахаи всемирная федерация, предложенная Бахауллой, видится как система, «ради которой все нации мира откажутся добровольно от какой-либо претензии на ведение войны, уступят ряд прав по налогообложению и все права по содержанию вооружений, за исключением тех, что необходимы для поддержания внутреннего порядка на своей собственной территории».

Такое мировое сообщество должно включать в себя «всемирный парламент, члены которого, в качестве уполномоченных представителей всего человечества осуществляют верховный контроль над всеми ресурсами входящими в содружество наций и принимают такие законы, которые необходимы для регулирования жизни, удовлетворения нужд и координации взаимоотношений всех рас и народов. Всемирное правительство, располагающее международными вооруженными силами, будет проводить в жизнь решения и применять законы, принятые международным парламентом и будет поддерживать органическое единство всего сообщества. Всемирный суд будет осуждать и выносить обязательные и окончательные вердикты во всех спорах, которые могут возникать между различными составляющими этой мировой системы».

При такой системе «единое международное законодательство — результат продуманных мнений всемирных федеративных представителей — будет поддерживаться, в случае необходимости, незамедлительным и непременным вмешательством объединенных федеративных вооруженных сил...» В то же время «автономия государств, личная свобода и инициатива граждан будут полностью и окончательно обеспечены».

Поэтому Международное Сообщество Бахаи призывает Организационный Комитет разработать радикальные и творческие подходы к созданию международно-правовых механизмов и процедур. Никакие реальные сдвиги невозможны без целостной концепции.

Предлагаемая Хартия Земли может пройти длительный путь к определению единой концепции будущей системы и четкого формирования ценностей, на которых эта будущая система должна основываться. В своей работе над этим текстом Организационный Комитет, возможно, пожелает сослаться на «Обещание мира во всем мире» — обращение к народам мира в поддержку Международного года Мира ООН, сделанное Всемирным Домом Справедливости.

Приверженцы Бахаи во всем мире видят в процессе, идущем в рамках ЮНСЕД, мощную опору для своего оптимистического взгляда на будущее человечества. Мы верим, что благодаря всеобщему признанию опасностей, стоящих перед нашей планетой, удастся заставить правительства стран мира предпринять смелые шаги от имени человечества в целом.

Результатом этого может явиться не только эффективное решение проблем окружающей среды и развития, ныне стоящих перед нами, но и новый, огромный шаг вперед по пути строительства федеративной системы, способной справиться со всеми проблемами и трудностями, с которыми сталкивается человечество, стремительно соединяющееся в единое целое.

__________________________________________________________________________________

© Международное Сообщество Бахаи, Офис по окружающей среде

Bahá'í International Community, Office of the Environment

866 United Nations Plaza, Suite 120, New York NY 10017 USA

Tel: +1 (212) 803 25 00

Fax: +1 (212) 803 25 66 /73

Email: uno-nyc @bic.org

 

Этот документ в формате MS Word  /  PDF

См. также "Заявление бахаи по вопросам охраны природы"

 

В сентябре 1986 г. Всемирный Фонд Защиты Природы основал Сеть организаций по вопросам религии и охраны окружающей среды. В связи с этим ведущие представители буддизма, христианства, индуизми, иудаизма и мусульманства встретились в итальянском городе Ассизи с руководителями экологического движения.

От каждой из пяти религий были предложены декларации о защите природы. В октябре 1987г. представители веры бахаи, шестой по счету религии, вступившей в этот союз, выдвинули свое заявление в поддержку целей организации Сети.

Заявление Международного Сообщества Бахаи, подготовленное для Всемирной Конференции Организации Объединенных Наций по Правам Человека

 

Пункт повестки 11: Современные тенденции и новые задачи в вопросе о полной реализации всех прав человека для мужчин и женщин, в том числе для представителей социально незащищенных групп.

Вена, Австрия, 14–25 июня 1993 г.

Международное Сообщество Бахаи приветствует возможность выступить по пункту повестки 11 на этой исторической Всемирной Конференции. Мы надеемся, что всестороннее рассмотрение прав человека применительно к женщинам продолжится и на всех будущих форумах, посвященных утверждению прав человека, и мы поддерживаем решение, принятое Комиссией по Статусу Женщин на своей сессии 1993 года, которое призывает включать права и требования женщин во все важные пункты предварительной повестки Всемирной Конференции по Правам Человека.

Постоянный рост насилия, направленного против женщин, как на личном, так и на общественном уровне, в большой степени объясняется традиционным исключением женщин из процессов развития общества и принятия решений. Необходимо коренное изменение коллективного мнения человечества в этом вопросе, которое основывалось бы на всеобщих ценностях и духовных принципах.

Необходимо также принять определенные законодательные акты, обеспечивающие практическое осуществление равноправия полов через рассмотрение конкретных случаев несправедливого отношения, с которым сталкиваются женщины.

Домашнее насилие злободневная реальность для многих женщин по всему миру, вне зависимости от их национальной и классовой принадлежности или образования. Во многих обществах традиционное мнение, будто женщины это обуза, превращает их в легкую мишень для чувства гнева. Иногда, когда экономика находится в состоянии упадка, мужчины вымещают свое раздражение на женщинах и детях. Насилие в отношении женщин процветает повсеместно потому, что оно проходит безнаказанным.

Верования и практики, приводящие к угнетению женщин, должны быть пересмотрены в свете критерия справедливости. Если принцип основополагающего равноправия мужчин и женщин будет правильно понят, он, в конце концов, полностью трансформирует все общественные отношения, что позволит каждому человеку развить его уникальные дарования и таланты. Использование же способностей и сил каждого ускорит наступление зрелости человеческого общества.

По мере того, как принцип равноправия будет получать признание, перед родителями, школами, правительствами и неправительственными организациями встанет задача передать это осознание следующему поколению. Основной составляющей общества является семья: все ее члены должны получать воспитание согласно духовным принципам. Необходимо обеспечить соблюдение прав всех членов семьи, а дети должны учиться уважать себя и окружающих. Согласно Писаниям Бахаи, следует постоянно заботиться о сохранности семейных уз, права же отдельных членов семьи не должны нарушаться.

Воспитание на основе духовных принципов необходимо не только для защиты женщин, но, в действительности, для развития уважения ко всем окружающим, чтобы сохранить честь и достоинство человека, чтобы мог сформироваться такой всемирный этнос, в котором будут соблюдаться все права человека.

Международное Сообщество Бахаи убеждено, что ничто, помимо духовного развития, не сможет обеспечить трансформации человека и институтов, требуемой для гарантированного соблюдения всех прав человека. Община Бахаи, через свои местные и национальные управляющие собрания в более чем 165 странах мира, работает по многим направлениям с целью изменить положение женщин и отношение к ним.

Один из наиболее заметных примеров — сотрудничество между ЮНИФЕМ и общинами Бахаи в Боливии, Камеруне и Малайзии, направленное на улучшение положения женщин в сельских районах через использование традиционных средств музыки и танца для того, чтобы стимулировать во всей деревне обсуждение роли женщин. Опыт нашей общины и Учения Бахауллы дают нам уверенность в том, что нынешним условиям современного мира суждено измениться, и все члены человеческой семьи обретут возможность равной реализации всех прав человека.

 

Этот документ в формате MS Word  /  PDF

Текст заявления на английском

 

© Международное Сообщество Бахаи, Офис по продвижению женщин

Bahá'í International Community, Office for the Advancement of Women

866 United Nations Plaza, Suite 120, New York, NY 10017 USA

Tel: +1 (212) 803 25 00

Fax: +1 (212) 803 25 66/73

Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Также смотрите заявление Международного Сообщества Бахаи "На пути к искоренению насилия по отношению к женщинам и девочкам"