Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Home

Нужна помощь!

BahaiArc скоро предстоит ежегодная оплата хостинга. Желающие помочь, могут перевести немного по этой ссылке.

  Поддержать инициативу

Приглашаем творческих людей!

Кто хотел бы помочь улучшить описания страниц сайта, посвященные курсам
Института Рухи?

Отзовитесь: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Комиссия социального развития
Сорок восьмая сессия
3–12 февраля 2010 года
Пункт 3(а) предварительной повестки дня

Последующие мероприятия по итогам Всемирной
встречи на высшем уровне в интересах социального
развития и двадцать четвертой специальной сессии
Генеральной Ассамблеи: приоритетная тема:
социальная интеграция

Международное Сообщество Бахаи (отделение Организации Объединенных Наций), являющееся международной организацией, имеющей специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете.

Генеральный секретарь получил прилагаемое ниже заявление, которое распространяется в соответствии с пунктами 36 и 37 резолюции 1996/31 Экономического и Социального Совета.

 

 

Заявление

 

Изменение характера процесса коллективного обсуждения: признание ценности единства и справедливости

  1. Наиболее притягательной моделью для интеграции мировых культур и народов служит процесс жизнедеятельности человеческого организма с присущей ему сложностью и скоординированностью. В организме функционируют миллионы клеток самых разнообразных по форме и функциям, которые взаимодействуют, чтобы сделать существование человека возможным. Каждая крохотная клетка играет свою роль в сохранении здорового тела; с самого начала каждая из них связана с продолжающимся на протяжении всей жизни процессом, в котором она что‑то отдает и что‑то получает. Аналогичным образом, прилагаемые во всем мире усилия по созданию общин, которые в своей жизни руководствуются ценностями сотрудничества и взаимности, бросают вызов понятиям о том, что человек по своей натуре в основном эгоистичен, склонен к соперничеству и движим материальными соображениями. Растущее осознание общности людей, скрывающейся под покровом нашей разного рода самоидентификации, по‑новому определяет наши отношения друг с другом как народов, наций и коллективных хранителей нашей природной среды. Понимание того, что все мы являемся частью одной неделимой человеческой семьи, может вызывать неприятие в некоторых обществах или приветствоваться в других как освобождение от удушающего угнетения, но как бы то ни было оно становится стандартом, в соответствии с которым дается оценка нашим коллективным усилиям.
  2. В этот период перехода к новому социальному порядку процессы социальной интеграции набирают ход вместе со связанными с этим процессами дезинтеграции. Разрушенные моральные устои, отслужившие свой век институты и чувство разочарования служат источником хаоса и упадка общественного порядка, в то время как объединяющие силы создают новые основы для сотрудничества и изменяют характер и масштабы коллективной деятельности. О таких объединяющих процессах свидетельствуют расширяющиеся социальные сети, чему, в частности, способствуют информационная технология; расширенное избирательное право и организованное участие в процессах управления; коллективные подходы к формированию и распространению знаний; масштабность просветительской работы и работы по повышению уровня осознания взаимозависимости людей; эволюция новых механизмов международного сотрудничества. Аналогично можно наблюдать формирующиеся процессы принятия решений, которые носят все более инклюзивный, объединяющий и справедливый характер и бросают вызов местничеству как средству решения проблем, с которыми сталкиваются во все большей степени взаимозависимые общины.
  3. В этом контексте Международное Сообщество Бахаи хотело бы поделиться своим опытом, связанным с процессом коллективного рассмотрения вопросов, именуемого «совещание», который является основой для обсуждения и принятия решений в общинах бахаи во всём мире. Совещание — это один из подходов к коллективному рассмотрению вопросов, который является объединяющим, а не разделяющим. Участников побуждают свободно выражать свои мысли в ходе обсуждения, но в достойной и вежливой манере. Обязательной является обособленность от чьей‑то позиции или мнения, и после того, как идея озвучена, она более не ассоциируется с тем, кто ее высказал, а становится материалом, который группа может принять, изменить или отклонить. По мере того, как совещание разворачивается, участники стремятся определить и применить моральные принципы, актуальные для рассматриваемого вопроса. Они могут касаться равенства мужчин и женщин, регулирования деятельности по охране окружающей среды, ликвидации предрассудков и ликвидации крайних проявлений богатства и нищеты. В отличие от пристрастных конфронтации или обсуждений такой подход преследует цель перенести дискуссию ближе к центру, уходя от коллизии претензий и интересов и становясь на платформу принципов, на которой возрастает вероятность того, что обнаружатся и возобладают коллективные цели и направления действий.
  4. Большое значение придается разнообразию точек зрения и вкладов, которыми отдельные лица обогащают дискуссию. Разнообразие используется для повышения уровня содержательности коллективного рассмотрения вопросов и обсуждений. Активно испрашиваемые мнения у тех, кто обычно исключен из процесса принятия решений, не только расширяют диапазон интеллектуальных ресурсов, но и способствуют формированию чувства доверия, сопричастности и взаимной приверженности, необходимого для коллективных действий. Например, признание роли многообразия и поощрение тех, кто в меньшинстве, помогают формировать практику избрания местных управляющих советов (именуемых Местными Духовными Собраниями) в общинах бахаи; в случае равного распределения голосов должность предоставляется кандидату от меньшинств.
  5. Однако многообразие точек зрения как таковое не дает общинам средства для ликвидации разногласий или урегулирования социальной напряженности. В процессе совещания ценность многообразия неразрывно связана с целью единства. Это не идеализированное единство, а то единство, которое признает различия и направлено на то, чтобы устранить их в рамках процесса принципиальных обсуждений. Это является единством в многообразии. Хотя у участников разные точки зрения или понимание вопросов, они взаимно обсуждают и анализируют расхождения во взглядах на совместной основе в рамках совещания, базируясь на приверженности процессу и принципам, которые его направляют. В условиях, когда секты, политические фракции, конфликтующие группы и укоренившаяся дискриминация ослабляют общины и ставят их перед опасностью эксплуатации и угнетения, единство, основанное на справедливости, является качеством взаимодействия людей, которое необходимо поощрять и защищать. Принцип «единство в многообразии» применяется также и к механизму выполнения решения консультирующего органа: все участники призваны поддерживать решение, вынесенное группой, независимо от мнений, выраженных ими в ходе обсуждений. Если решение оказывается неправильным, все участники сделают выводы из недостатков и, в случае необходимости, пересмотрят решение.
  6. Принципы и задачи процесса совещания зиждятся на понимании того, что люди по существу благородны, у них есть разум и совесть, а также способности для познания, понимания, сострадания и служения во имя общего блага. При иной точке зрения навешивание таких ярлыков, как «маргинализованные», «нищие» или «уязвимые» с акцентом на упор в потребностях и недостатках, зачастую затушевывает эти человеческие качества и способности. Потребности и лежащие в их основе несправедливости, вне всякого сомнения, должны рассматриваться в рамках консультативного процесса, однако люди, участвующие в совещании, должны стремиться к тому, чтобы рассматривать друг друга с учетом присущего им достоинства и потенциала. Каждому из них должна быть предоставлена свобода обращаться к разуму и совести; высказывать свои мнения; самостоятельно искать правду и смысл; и смотреть на мир своими глазами. Многим из тех, кто не испытал таких свобод, совещание помогает начать этот процесс, благодаря которому они постепенно становятся движителями своего собственного развития и полными участниками жизни мировой цивилизации.
  7. Опыт международного сообщества бахаи, проживающих в 188 странах и на 45 территориях, свидетельствует о том, что консультативный процесс имеет универсальный характер и не отдает предпочтения какой‑либо одной культуре, классу, расе или полу. Бахаи стремятся применять принципы совещания в своих семьях, общинах, организациях, бизнесе и выборных органах. Эта практика по мере ее совершенствования позволяет участникам лучше разбираться в рассматриваемых вопросах и понимать их; формировать более конструктивные способы выражения мнений; ориентировать разнообразные таланты и позиции на достижение общих целей; координировать идеи и практические дела; и обеспечивать справедливость на каждом этапе процесса. В целях расширения и применения указанных интеграционных процессов во всем мире и создания для них возможности действительно приносить свои плоды необходимо сочетать их с усилиями, направленными на обеспечение всеобщего образования, реформирование моделей управления, ликвидацию предрассудков и крайних проявлений богатства, нищеты, а также пропаганду международного вспомогательного языка для облегчения коммуникации между всеми народами и странами. Благодаря таким усилиям появятся объединяющие и справедливые формы социальной интеграции, используя которые все народы могут сообща двигаться к цели построения нового общественного порядка.
  8. В заключение мы предлагаем вам присоединиться к совместному процессу рассмотрения и обсудить следующие вопросы. В отношении совещания: какие предположения относительно характера человека и социальной организации лежат в основе состязательного характера моделей обсуждения и принятия решений (например, дискуссии, пропаганда, местничество и т.д.)? Какие мнения о характере человека порождают взаимные и совместные модели обсуждения и принятия решений? Каким образом мы можем формировать процессы обсуждения, поощряющие свободу выражения мыслей и обеспечивающие единство участников? Какие социальные структуры необходимо создать для поддержки более инклюзивных процессов обсуждения и принятия решений? Какова роль руководства и власти в объединении процессов обсуждения и принятия решений? Какие имеются дополнительные примеры интеграционных процессов принятия решений? Что касается социальной интеграции, то как можно снять социальную напряженность в контексте объединения? Как мы добиваемся того, чтобы повышение уровня осознания и устранения условий, связанных с несправедливостью в отношении какой‑либо конкретной группы, не усиливали разъединяющих различий? Как мы обеспечиваем то, чтобы акцент на ценностях единства не усиливал пассивные традиции смирения и обреченности, а усиливал желание бороться за справедливость?

 

BIC Document #: 10-0203

Текст заявления на английском

Заявление, представленное Международным объединением бехаистов

Генеральный секретарь получил следующее заявление, которое распространяется в соответствии с пунктами 36 и 37 резолюции 1996/31 Экономического и Социального Совета.

16 February 2012

New York

 

Заявление

Международное объединение бехаистов приветствует возможность внести вклад в обсуждения в Комиссии по вопросам народонаселения и развития на ее сорок пятой сессии на тему подростков и молодежи. Мы рады тому, что Комиссия решила уделить внимание этому важнейшему периоду в развитии человека, который переживают более миллиарда человек в возрасте от 10 до 19 лет. Это решающий период в формировании личности, во время которого молодые люди начинают сознательно анализировать и применять свои знания, ценности и верования, касающиеся личной и общественной жизни. В это время у них возникают новые обязанности — заботиться о близких, участвовать в формировании семейного дохода и быть инициаторами изменений в жизни их общин и стран. К концу этого периода многие из них уже берут на себя все обязанности взрослых.

Прогнозируемый рост мирового населения не только влечет за собой новые проблемы, но и создает многочисленные возможности для государств и народов мира. Согласно данным Департамента по экономическим и социальным вопросам по 56 странам, половине населения этих стран меньше 20 лет, а на странице веб-сайта «Глобальная политика США в сфере здравоохранения (процентный состав)» указаны данные по 47 странам, свидетельствующие о том, что 40–50 процентов их населения составляют дети в возрасте до 14 лет.

Сегодняшняя статистика рисует неутешительную картину существования этой группы: половина принадлежащих к ней проживает в нищете, а четверть вынуждена выживать на сумму, эквивалентную одному доллару в день. По данным Детского фонда Организации Объединенных Наций и Института статистики Организации Объединенных Наций по вопросам образования науки и культуры, в 2009 году 67 миллионов детей младшего школьного возраста и 72 миллиона детей среднего школьного возраста — в большинстве своем девочек — не получают формального образования. Несмотря на чрезвычайную сложность этих проблем, не следует считать молодых людей жертвами, которые не в состоянии решить свои проблемы без посторонней помощи. Напротив, эта возрастная группа представляет собой важнейший источник интеллектуального и социального потенциала, требующий развития и направления в социально конструктивное русло.

Будущее современного общества в большой степени будет зависеть от того, каким образом будут разрабатываться образовательные программы и методы, предназначенные для высвобождения этого скрытого потенциала молодежи и ее подготовки к вступлению в мир, который она унаследует. Связь между образованием и индивидуальным и коллективным благополучием четко установлена и подтверждается в пунктах 11.2 и 11.3 Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию и во Всемирной программе действий, касающейся молодежи, до 2000 года и на последующий период. Основное внимание в материалах, представленных нами для этой сессии Комиссии, уделяется конкретному аспекту образования, а именно «образованию на службе общества», который, согласно нашему опыту, играет центральную роль в трансформации жизни физических лиц и общества. Хорошо известно, что факторы, влияющие на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, не ограничиваются классной комнатой. Эти факторы, воздействующие на молодежь через средства массовой информации, технологии, семью, сверстников, более широкие общественные круги и другие социальные институты, несут информацию, которая в некоторых своих аспектах может играть стимулирующую роль, а в других — содержать противоречия, что вызывает у многих молодых людей растерянность в отношении их личности, морального назначения и социальной жизни. Формальное образование как таковое должно выходить за рамки единственной цели — помочь молодым людям получить гарантированное трудоустройство, приносящее доход. Образовательный процесс должен помочь молодым людям осознать и реализовать свои потенциальные возможности, одновременно развивая в них способность вносить вклад в духовное и материальное процветание их общин. Действительно, невозможно полностью развить собственные таланты и возможности в изоляции от других.

Важную основу образовательного процесса образует концепция двустороннего морального назначения, предусматривающая развитие собственного внутреннего потенциала и оказание содействия преобразованию общества. При анализе факторов, влияющих на формирование умов молодежи и подростков, вскоре становится очевидно, что многие из этих факторов способствуют формированию пассивного отношения к жизни и жажды развлечений. Вследствие воздействия подобных факторов образуются целые поколения, подпадающие под влияние тех, кто умело апеллирует к поверхностным эмоциям. Во многих образовательных программах молодежь рассматривается лишь как получатель информации. В противовес этим тенденциям Международное объединение бехаистов предпринимает усилия по развитию культуры, способствующей независимости в образе мыслей, образовании и действиях и прививающей учащимся желание сообща трудиться на общее благо, поддерживать друг друга и вместе добиваться успехов, отдавая должное тем знаниям, которыми обладает каждый из них.

Хотя условия сильно варьируются в зависимости от стран и общин — сельских или городских, материально обеспеченных или бедных, мирных или переживающих период нестабильности — центральная роль знаний в процветании молодежи и подростков остается неизменной. Доступность знаний — право каждого человека. Каждый молодой человек обязан накапливать новые знания и применять их на благо общества. В то же время каждое государство обязано создавать благоприятные условия для этого процесса. Без доступа к получению знаний невозможно эффективное участие молодежи в делах общества. Следовательно, основное внимание в образовательном процессе должно уделяться укреплению возможностей полноценного и активного участия молодых людей в общественном прогрессе.

Эффективное участие принимает также форму гарантированной и производительной занятости. Если образование не помогает молодым людям осознать свои внутренние потенциальные возможности, свою роль в качестве активных граждан и потребности их общин, то оно сужает перспективы их будущего трудоустройства. Это, в свою очередь, провоцирует массовую миграцию образованных молодых людей из сельских районов в городские и из промышленно неразвитых стран в промышленно развитые. Молодежь, часто воспринимаемая лишь в качестве потребителя образования, должна участвовать в развитии образовательных систем, помогая соотнести содержание и методики образовательного процесса с потребностями и устремлениями своих общин. Эта острая потребность усиливается благодаря стремительному росту доли молодежи и подростков в населении некоторых регионов мира.

Для того чтобы молодежь могла выполнять свои важные функции, необходимо бороться с неравным доступом девочек к образованию высокого уровня. Как уже неоднократно подтверждалось, образование девочек имеет умноженное воздействие, поскольку оно благоприятствует снижению вероятности заключения ранних браков, созданию более широких возможностей для активного и осознанного участия девушек в планировании семьи, сокращению младенческой и материнской смертности, расширению участия девушек в социальном, экономическом и политическом руководстве и поощрению экономического процветания. Этот вопрос особенно остро стоит в тех регионах мира, где девочки-подростки выходят замуж и начинают рожать детей. Необходимость расширять образовательные возможности девочек основана на понимании того, что равенство мужчин и женщин, девочек и мальчиков — это фундаментальная истина человеческой жизни, а не просто желательное условие, которого следует добиваться ради блага общества. Их полноценное участие в деятельности в сферах права, политики, науки и техники, коммерции и религии, а также во многих других областях необходимо для построения общественного порядка, обогащенного участием и опытом доброй половины населения мира.

Поскольку здоровье и благополучие детей очень сильно зависит от их матерей, недостатки в образовании последних в большинстве случаев будут оказывать множественное воздействие на грядущие поколения. Поэтому государствам следует выполнять свои обязательства по запрещению таких несправедливых видов практики, как убийство новорожденных, дородовой отбор по признаку пола, калечение женских половых органов, торговля девочками и их использование для целей проституции и порнографии, а также обеспечивать соблюдение законов, предусматривающих вступление в брак исключительно при условии свободного и полного согласия обоих супругов. Конечная цель должна состоять в устранении коренных причин дискриминации по признаку пола, с тем чтобы люди могли играть принадлежащую им по праву роль в преобразовании общества.

Инвестиции государств в образование и здоровье молодежи и подростков — это инвестиции в стабильность, безопасность и процветание их народов. Образовательные концепции и методы, основанные на потребностях и стремлениях общества, поддерживаемые семьями и социальными институтами и подкрепляемые осознанием неоценимого скрытого потенциала, имеющегося у каждого ребенка, будут пробуждать в молодежи и подростках понимание не только их интеллектуального потенциала, но и их роли в качестве проводников преобразований в их обществе и во всем мире.

 

Текст заявления на английском Документ МСБ № 12-0216

 

Также смотрите документы Международного Сообщества Бахаи:

 

Комиссия по положению женщин

Пятьдесят седьмая сессия

4–15 марта 2013 года

 

Последующая деятельность по итогам четвертой Всемирной конференции по положению женщин и специальной сессии Генеральной Ассамблеи под названием «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке»: достижение стратегических целей и деятельность в важнейших проблемных областях и дальнейшие меры и инициативы

 

Заявление, представленное Международным бехаистским сообществом — неправительственной организацией, имеющей консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете

Генеральный секретарь получил следующее заявление, которое распространяется в соответствии с пунктами 36 и 37 резолюции 1996/31 Экономического и Социального Совета.

 

Заявление

Проблема эпидемии насилия и дискриминации не в первый раз стоит на глобальной повестке дня. Усилия правительства, общественных организаций и отдельных лиц на местном, национальном и международном уровнях привели к разработке правовой и институциональной базы для защиты прав женщин и привлекли внимание к культуре безнаказанности, которая допускает терпимое отношение к насилию в отношении женщин и даже оправдывает его.

Женщины и девочки по всему миру принадлежат к культуре, которая порождает насилие в отношении женщин и поддерживает его существование. Это влияет не только на женщин и девочек — в конечном счете, подобное насилие — это агрессия по отношению к обществу в целом. Как таковое, искоренение насилия требует изменений не только в области законодательства и политики, но и коренных перемен на уровне культуры, отношения к насилию и убеждений. Подобные изменения должны основываться на убеждении, что равенство мужчин и женщин — это не только цель, которую необходимо достичь, но и истинная суть человеческой природы, которую надо осознать и принять. У души нет пола. Сама суть каждого человека не может быть «мужского» или «женского» пола. Зарождаясь на этом уровне, равенство простирается за пределы имеющихся ресурсов и набора социальных норм. Это благородство, присущее каждому человеку.

При рассмотрении в более широком контексте насилие и дискриминация в отношении женщин и девочек является одним из признаков социального порядка, для которого характерны конфликты, несправедливость и отсутствие безопасности. Структуры и процессы такого социального порядка, ограниченные узким кругом рассматриваемых вопросов, не способны функционировать во имя общего блага. По мере того, как мы стремимся искоренить насилие в отношении женщин и девочек, мы не должны упускать из виду более обширную и долгосрочную цель, а именно создание условий, при которых мужчины и женщины смогут работать бок о бок над созданием более справедливого и равноправного социального порядка.

Мы предлагаем на рассмотрение Комиссии следующие рекомендации.

Необходимо пересмотреть преобладающие представления о правах и возможностях и их расширении. «Углубленное исследование, посвященное всем формам насилия в отношении женщин» от 2006 года показало, что «структурный дисбаланс сил и неравенство мужчин и женщин — контекст и причины насилия в отношении женщин» (A/61/122/Add.1 и Corr.1, пункт 56). И все же одного установления баланса сил недостаточно. Необходимо серьезно пересмотреть саму концепцию власти и внести в нее коренные изменения. В центре самых распространенных представлений о власти лежит способность эффективно конкурировать, занимать доминирующее положение и господствовать над другими. Эти, по сути, враждебные проявления власти не предоставляют обществу инструменты, необходимые для создания институтов и процессов, которые способствовали бы прогрессу всех членов общины. Превалирующее представление о власти как «власти над кем-то» необходимо заменить на концепцию «власть для чего-то», власть, как потенциал субъекта или коллектива.

Необходимо расширить наше представление об имеющихся у человечества источниках власти, таких как власть на основе солидарности и общей озабоченности и власть на основе единства мыслей и действий, и поощрять такие качества, как справедливость, честность и целостность.

Комиссия неоднократно отмечала, что расширение прав и возможностей женщин и девочек является ключом к защите их прав и прекращению насилия. Расширение прав и возможностей — это процесс признания прав, наращивания потенциала и действий. По мере того, как отдельные лица осознают присущую им с рождения ценность и фундаментальное равенство всех людей и их способность улучшить качество своей жизни и жизни общества в целом, происходит расширение прав и возможностей каждого человека в отдельности. На коллективном уровне расширение прав и возможностей включает в себя преобразование отношений доминирования в отношения равенства и взаимопомощи.

Роль мужчин в решении проблемы насилия и эксплуатации была признана ключевым аспектом в деле предупреждения этих явлений. Необходимо поощрять стремление мужчин и мальчиков выступать против насилия и эксплуатации, а также отказаться от защиты виновных в подобных деяниях. Они должны прилагать осознанные усилия с целью полностью понять принцип равенства женщин и мужчин и его проявления как в частной, так и в общественной жизни. Мужчинам необходимо осознать свою роль в создании здоровых семейных отношений, а также уважать членов семьи как мужского, так и женского пола. Зачастую мальчики и девочки впервые узнают о природе власти и формах ее проявления именно в семье. Искаженные формы проявления власти и полномочий воспитывают в детях модель восприятия и привычки, которые переносятся на рабочее место, в общину и в общественную жизнь.

Международное сообщество и государство должны переключиться с подхода, суть которого состоит в реагировании на насилие, к подходу предупреждения насилия. Предупреждение насилия должно начинаться с определения причин насилия, нежели его признаков, и устранения этих причин. При осуществлении усилий по предупреждению насилия необходимо принимать во внимание преобладающие концепции гендерной принадлежности и власти и все формы дискриминации и негативные аспекты, которые становятся причиной возникновения риска совершения актов насилия в отношении женщин и девочек. В то время, как государства выступили с инициативой проведения различных программ по предупреждению насилия, осуществлению подобных программ мешает недостаточный уровень преобразований в обществе в целом. Подобные преобразования включают в себя перемены на уровне отношения к насилию, культуры и жизни сообщества, а также перемены на уровне структур, которые поддерживают насилие и эксплуатацию и считают их нормой. На сегодняшний день деятельность по предупреждению проводится в основном общественными организациями с ограниченными ресурсами. Государствам необходимо взять на себя большую долю ответственности за осуществление стратегий и программ, которые необходимы для подобных преобразований, а также поддерживать инициативы гражданского общества. Кроме того, необходимо активизировать исследовательскую работу для определения стратегий по предупреждению насилия в отношении женщин и девочек в государствах с нестабильной ситуацией, а также в государствах, где проходит конфликт или идет постконфликтное восстановление.

Один из путей преобразования общества лежит через образование и подготовку детей и молодежи, нацеленных на воспитание в них чувства достоинства, а также ответственности за благополучие членов их семей и сообщества в более широком смысле. Основываясь на опыте Международного бехаистского сообщества в деле поощрения преобразований в обществе, мы отмечаем ряд элементов образовательной деятельности, которые способствуют подобным преобразованиям: убеждение, что залог счастья и честности лежит в целостности личности; способность действовать с нравственным мужеством; способность принимать участие в мирном процессе принятия решений; примеры передового опыта в сфере производственных навыков для удовлетворения потребностей достойным образом; способность анализировать социальные условия и понимать силы, которые их формируют; способность красноречиво и мудро выражать собственные идеи; способность побуждать к сотрудничеству; а также акцент на работе на благо сообщества. В то время, как основное внимание необходимо уделять вопросу доступа девочек к качественному образованию, нельзя оставлять без внимания и вопрос образования мальчиков, в частности по вопросам гендерного равенства.

Нельзя допускать, чтобы какие бы то ни было обычаи, традиции или религиозные толкования, оправдывающие любую форму насилия в отношении женщин и девочек, превалировали над обязанностью искоренять насилие в отношении женщин и девочек. Печальный опыт использования культурных и религиозных традиций в качестве предлога для терпимого отношения к насилию в отношении женщин закрепляет культуру безнаказанности на юридическом и нравственном уровне. Ответственность государств по защите женщин и девочек от насилия должна быть важнее подобных обычаев. Духовные лидеры, которые играют важную роль в процессе формирования отношения и убеждений, также должны однозначно поддержать принцип равенства мужчин и женщин. Необходимо положить конец различным видам практик и доктринам, призывающим к терпимому отношению к насилию и поощряющим его. Нельзя также забывать, что во всех религиях женщины играют важную роль. Слишком часто по причине незнания, недостаточного образования или отсутствия возможности быть услышанными женщины не могут внести свой вклад в определение сути религии, кроме того, нет упоминаний о том, как религиозные учения влияют на общественную и личную жизнь с точки зрения женщин.

Государствам необходимо принять всеобъемлющие меры для искоренения культуры безнаказанности. Каждая женщина в отдельности, ее семья и ее община находятся под защитой государства. Однако культура безнаказанности сохраняется во многих областях; виновные в совершении актов насилия в отношении женщин и девочек и их эксплуатации остаются безнаказанными (либо их наказание не соответствует вине). Зачастую в распоряжении пострадавших от подобного насилия имеется ограниченный набор средств защиты и доступ к услугам помощи и поддержки, либо таковые отсутствуют полностью. Необходимо прилагать больше усилий для предупреждения насилия в отношении женщин и девочек и их эксплуатации. Слишком часто, к примеру, для реализации законов по защите женщин выделяются недостаточные средства, а специализированные услуги для пострадавших от насилия полностью отсутствуют. Нередко в случае совершения актов насилия и жестокого обращения цепочка виновных весьма длинная, а оказываемое на жертву давление, чтобы она хранила молчание, слишком велико. Наказание виновных необходимо сопровождать мерами обеспечения безопасности пострадавших от насилия, которым очень часто требуется защита от мести. Включение в национальные планы данных в резолюциях Совета Безопасности обязательств в сфере, касающейся женщин, мира и безопасности, также является позитивным шагом в этом направлении.

 

Заявление распространено 29 ноября 2012.

Документ ООН: E/CN.6/2013/NGO/75

Заявление подано МСБ 15 ноября 2012. Документ МСБ 12-1115.2

 

(Внимание: Если вы решите использовать этот документ для официального представления взглядов общины, имеет смысл привести перевод в большее соответствие с английским оригиналом)

Текст заявления на английском Towards the Eradication of Violence Against Women and Girls

Также смотрите заявление Международного Сообщества Бахаи "Защита прав женщин"

Комиссия социального развития

Пятьдесят первая сессия

6–15 февраля 2013 года

Последующие мероприятия по итогам Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития и двадцать четвертой специальной сессии Генеральной Ассамблеи: приоритетная тема: содействие расширению прав и возможностей людей в целях достижения искоренения нищеты, социальной интеграции и полной занятости и достойной работы для всех

Заявление, представленное Международным Сообществом Бахаи, неправительственной организацией, имеющей консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете

 

Генеральный секретарь получил нижеследующее заявление, которое распространяется в соответствии с пунктами 36 и 37 резолюции 1996/31 Экономического и Социального Совета.

 

 

Заявление

Понятие «расширение прав и возможностей» стало неотъемлемой частью философии развития. Несмотря на то, что часто его в первую очередь связывают с гендерным равенством, ход глобального развития потребует пересмотреть это понятие и его применение ко многим аспектам жизни человека. Излагаемые ниже размышления о целях, основных действующих субъектах и необходимых предпосылках, связанных с расширением прав и возможностей, призваны помочь Комиссии социального развития в рассмотрении этого важного вопроса.

 

Концепция расширения прав и возможностей

Термин «расширение прав и возможностей» означает многое для большого числа людей. Однако практически во все определения этого термина входят понятия выбора, свободы, представительства, потенциала, участия, автономии и наращивания ресурсов. Поэтому консенсус в отношении понятия «расширение прав и возможностей» может быть построен на его понимании как средства повышения качества жизни и укрепления основ человеческого благополучия. В обобщенном виде расширение прав и возможностей может служить механизмом осуществления глубоких и масштабных общественных преобразований.

 

Процесс общественных преобразований можно изучать на индивидуальном и структурном уровнях. С одной стороны, изменения в обществе рассматриваются как результат развития личности благодаря образованию, обучению, доступу к материальным ресурсам и т.п. Согласно этой точке зрения предполагается, что структурные изменения являются автоматическим результатом личностных изменений. К сожалению, на практике это редко происходит, поскольку даже люди, пользующиеся этими ресурсами, оказываются в условиях, предполагающих участие в деспотичных структурах общества. С другой стороны, человек рассматривается исключительно как продукт общества, и изменения считаются невозможными до тех пор, пока сначала не изменятся общественные структуры, в основном связанные с политической властью. Однако слишком часто в рамках такого подхода отстаивается мысль о том, что цель оправдывает средства, что приводит к ситуациям несправедливости и угнетения.

 

Наращивание потенциала отдельных лиц и общностей людей для создания более справедливых и равноправных структур общества требует такой концепции социального развития, которая бы избегала этих крайностей. Личностные и структурные преобразования находятся в тесной взаимосвязи, поскольку внутренний мир отдельной личности формирует ее социальную среду, а эта среда, в свою очередь, оказывает глубокое влияние на душевное и психологическое благополучие этого человека.

 

Использование метафоры государственной корпорации, представляющей все человечество в виде единого социального организма, позволяет рассматривать расширение прав и возможностей как средство для трансформации отдельных людей и общества. Имплицитно для этой концепции характерны такие черты, как взаимозависимость отдельных частей и целого; необходимость сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи; необходимость различать и в то же время гармонизировать роли; необходимость в институциональных механизмах, которые поддерживают, а не подавляют; и наличие коллективной цели, которая ставится превыше цели любого составного элемента. Исходя из этой точки зрения, расширение прав и возможностей не только зависит от функционирования, но и способствует развитию системы, в рамках которой различные действующие субъекты получают необходимые ресурсы, чтобы внести свой уникальный вклад в общее дело.

 

Приведенные выше тезисы позволяют рассматривать расширение индивидуальных и коллективных прав и возможностей как расширение перспектив, наращивание потенциала и укрепление воли людей к тому, чтобы самим выступать творцами человеческого благосостояния и процветания.

 

Основные субъекты общественных преобразований

Кто играет основную роль в процессах общественных преобразований?

Опыт подсказывает, что важнейшую роль играют три субъекта: личность, общественные институты и общность людей. В этой связи можно утверждать, что расширение прав и возможностей подразумевает содействие отдельным людям в творческой и дисциплинированной реализации своего созидательного потенциала, содействие институтам в осуществлении их полномочий таким образом, чтобы это привело к всеобщему прогрессу и развитию, и содействие общинам в создании таких условий, при которых будет происходить обогащение культуры, а воля и способности отдельных людей будут направлены на решение общих дел.

 

Наращивание потенциала этих субъектов потребует тщательного пересмотра предположений о природе человеческой личности. Особого внимания заслуживают понятия «мы» и «они». Зачастую обсуждение вопросов развития основывается, к примеру, на представлении о том, что «наделенные более широкими правами и возможностями» члены общества помогают «обездоленным» и «маргинализованным». Стремление устранить социальное неравенство является, безусловно, благородным помыслом, но деление на «мы» и «они» ведет лишь к сохранению и усугублению существующего неравенства. Необходимо тщательно подумать о том, как подойти к проблеме расширения прав и возможностей как ко всеобщему и коллективному делу в отличие от представления о том, что имущие одаривают неимущих.

 

С этим тесно связан вопрос о том, кто обладает широкими правами и возможностями, а кто — нет. Необходимо устранить исторически сложившиеся ситуации неравенства. Однако рамки развития должны быть такими, чтобы каждый человек и каждая группа людей имели возможности для улучшения своего положения. С этой точки зрения маргинализованные слои населения не представляются совершенно бессильными, а привилегированные люди не всемогущи. Все обладают потенциалом развития, и на всех лежит ответственность за обеспечение всеобщего благосостояния.

 

Наконец, хотя расширение прав и возможностей означает, что кому-то или чему-то предоставляются властные полномочия в ходе дискуссий по вопросам развития в Организации Объединенных Наций, социальная динамика власти, как представляется, зачастую игнорируется. Тот факт, что вопрос о динамике власти включить в эти дискуссии оказалось сложно, предполагает необходимость в выработке новых альтернативных подходов. Как концептуально представить власть иначе, чем состояние, при котором один получает, а другой теряет? Как перестать связывать с властью отношения контроля и господства и начать говорить о возможностях и способностях? Как подойти к этому феномену как к неотъемлемой части всех общественных отношений и институтов, а не к ресурсу, который можно приобрести или потерять? Мы считаем, что работа в этом направлении поможет хорошо понять средства и цели расширения прав и возможностей.

 

Обязательные условия для осуществления общественных преобразований

Поскольку люди без права голоса мало влияют на принятие решений, от которых зависит их жизнь, участие в общественных системах и структурах является важнейшим условием, необходимым для осуществления общественных преобразований. Однако чтобы дело не ограничилось косметическими мерами, участие должно быть обстоятельным и творческим. Недостаточно, чтобы люди просто пользовались результатами осуществления проектов, даже, если они будут влиять на принятие некоторых решений. Их участие в процессах принятия решений должно быть гораздо более емким и предусматривать выявление проблем, разработку решений и подходов, использование результатов и определение критериев оценки.

 

Вместе с тем участие нельзя отождествлять с расширением прав и возможностей; участие в ущербных системах может лишь способствовать сохранению существующих несправедливых отношений. Для обеспечения общего блага люди должны обладать как возможностями оценивать сильные и слабые стороны существующих структур общества, так и свободой выбора — участвовать ли в этих структурах, работать над их реформированием или прилагать усилия для создания новых.

 

Наращивание потенциала народов мира и общественных институтов во имя создания процветающего и справедливого общества потребует значительного расширения доступа к знаниям. Это означает применение подходов, способствующих получению, применению и распространению знаний на местном уровне. Уделение особого внимания укреплению местного потенциала для получения, применения и распространения знаний, а не беспрекословному принятию «решений», предлагаемых извне, может помочь запустить непрерывный процесс практических действий и теоретического осмысления, в рамках которого воспитывалось бы уважение к накопленным знаниям той или иной общности людей, укреплялась бы ее уверенность в своей способности разрабатывать, применять и оценивать решения и оказывалось бы содействие в систематизации и расширении знаний на местном уровне. Результатом стал бы систематизированный и последовательный процесс обучения, который постепенно охватил бы более широкий спектр общественной деятельности.

 

В конечном итоге будет играть важнейшую роль в расширении прав и возможностей населения стать проводником общественных преобразований способность определять первопричины несправедливости. Несмотря на свои потенциальные преимущества, население, если оно окажется не в состоянии определить факторы социальной несправедливости и неравенства, не сможет их устранить. Расширение прав и возможностей, предусматривающее преобразования в обществе, предполагает способность выявлять силы, которые формируют реальные общественные отношения, определять возможности и вызовы, которые создаются благодаря этой реальности, и разрабатывать инициативы для улучшения жизни общества.

 

Дополнительные аспекты

Предстоит найти ответы еще на многие вопросы. Каким образом можно измерить расширение прав и возможностей? Как мы представляем расширение прав и возможностей на уровне отдельного человека, общности людей и общественных институтов? Как обеспечить, чтобы наши усилия по содействию отдельным людям и общностям людей самим стать творцами собственного развития не привели к еще большему закреплению понятий «мы» и «они» или «развитые» и «развивающиеся»? Как сделать, чтобы эти усилия помогли расширить наши горизонты и укрепить наши возможности и волю, а не создали бы отношения зависимости? Как подойти к осуществлению общественных преобразований, чтобы это стало всеобщей и коллективной задачей, а не мероприятиями, осуществляемыми «имущими» на благо «неимущих»? Какое реальное отражение должна найти власть, которая основывалась бы на понятиях любви, знания, солидарности, правдивости и мудрости? Как обеспечить взаимное расширение прав и возможностей в отношениях между людьми на всех уровнях общества?

 

 

Документ ООН: E/CN.5/2013/NGO/24 Распространен 1 декабря 2012

Документ МСБ: 12-1115.1

15 ноября 2012

Текст на английском Empowerment as a Mechanism for Social Transformation