Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Home

37 лет назад Всемирный Дом Справедливости обратился к народам мира и сделал заявление, которое называется "Обещание мира во всем мире".

Пока еще есть время, прочитайте полный текст заявления по этой ссылке: https://bahaiarc.org/41-uhj/353-worldpeace

#НетВойне!

Нет Войне!

Конференции бахаи 2022

Присылайте для сохранения в архиве все материалы, имеющие отношение к конференциям бахаи!
Фото, воспоминания, пригласительные, беджи, графику, раздаточные и т.д.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Послание к Ризвану

Полный текст!

Послание к Ризвану 2022

Всемирный Дом Справедливости

Приглашаем творческих людей!

Кто хотел бы помочь улучшить описания страниц сайта, посвященные курсам
Института Рухи?

Отзовитесь: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Уильям Х. Рэндалл

Апостол Абдул-Баха

1863 – 1929Уильям Х. Рэндалл \ William H. Randall

11 февраля 1929 года Дело бахаи в Америке лишилось одного из своих величайших служителей — Уильяма Х. Рэндалла из Бостона, штат Массачусетс. Принятый в Веру Учителем в 1912 году, У. Рэндалл очень скоро стал фигурой национального масштаба в Деле. Яркий оратор, щедрый в поддержке всей деятельности бахаи, навсегда связанный с развитием «Грин Эйкр» и ее постепенным приближением к статусу признанного центра бахаи, в течение многих лет казначей Храмого союза и Национального Духовного Собрания, как и его председатель. Постоянная преданность У. Рэндалла Делу, широкое видение и понимание его основ, его достоинство и обаяние во всех общественных мероприятиях, а также его великодушная преданность своим друзьям и соратникам-бахаи в часы испытаний, оставили неизгладимый след в истории бахаи в Америке. Все области работы получали энергию и направление благодаря его неустанному служению. В среду, 13 февраля, в часовне Маунт-Оберн в Кембридже прошла служба бахаи, проведенная Альфредом И. Лантом, после чего последовало погребение с чтением молитв бахаи на кладбище в Медфорде. 12 февраля Национальное Собрание получило от Хранителя следующую телеграмму:

«Убитый горем ухода Гарри Рэндалла, выдающегося и возлюбленного слуги Бахауллы. Заверьте семью, друзей, горячих молитвах, искренние соболезнования от имени Святых Листьев и от меня. Проведите подобающие поминальные встречи. (подпись) ШОГИ».

Baha’i News Letter, № 30, март 1929, стр. 4-5.

 

В The Baha’i World, т. 3, на 213 странице есть такие слова Шоги Эффенди об Уильяме Рэндалле:

… Самоотверженные усилия, которые он прилагал для продвижения Веры, пламенное красноречие, с которым он распространял ее учение, зрелые суждение и опыт, которыми он делился с ее советами, щедрость, с которой в дни процветания он поддерживал ее институты, и прежде всего его открытый и великодушный характер — вот черты, которые надолго останутся после него и которые никогда не сможет изгладить телесная разлука. Я буду горячо молиться у святого Порога и хочу, чтобы вы присоединились ко мне в моих молитвах о духовном продвижении в горних царствах души, которая уже достигла столь высокого положения в этом мире.

Ваш истинный брат,

Хайфа, Палестина.

27 февраля 1929 года.

 

Интересный факт: Уильям Рэндалл более 20 раз перечитал Китаб-и-Иган.

Марзие Гейл

Марзие Гейл \ Marzieh Nabil Carpenter Gail1908 – 1993

 

Дитя первого в истории брака, заключенного между персидскими и американскими бахаи, Марзие Гейл была дочерью персидского дипломата и ученого Али-Кули Хана и американки Флоренс Брид. Она окончила Стэнфордский университет с отличием, и получила степень магистра в Калифорнийском университете в Беркли. Она была первой женщиной, работавшей в штате тегеранской газеты. Марзие переводила писания бахаи с персидского и арабского на английский и написала несколько книг по Вере Бахаи и на исторические темы. Она также провела десять лет в Европе со своим мужем Гарольдом, помогая формировать Местные Духовные Собрания и служа в Национальном Духовном Собрании Австрии.

The Bahá’í World, т. 21, стр. 320–321.

 
Абдул-Баха с детьми Али-Кули Хана и Флоренс Брид Хан (Марзие, Хамиде и Рахим) / Abdul Baha seated with Marzieh Khan, Hamideh Khan and Rahim Khan

Марзие Гейл со своими братьями рядом с Абдул-Баха

Маленькой девочкой она написала письмо Учителю: «Дорогой Абдул-Баха, я тебя люблю. Я надеюсь, ты приедешь к нам».

Марзие Гейл участвовала в переводе на английский таких известных книг, как «Семь долин и четыре долины» Бахауллы, «Секрет Божественной цивилизации» Абдул-Баха и «Избранное из Писаний Абдул-Баха».

Подробнее о Марзие Гейл смотрите на английском в In Memoriam 1992-1997, приложение к Bahá'í World, стр. 93–96.

 

ГЛУБОКО СКОРБИМ УХОДЕ МАРЗИЕ ГЕЙЛ ПРЕДАННОЙ СЛУЖАНКИ БАХАУЛЛЫ. ЕЕ СЛУЖЕНИЕ ПИОНЕРОМ И ТРУДЫ В КАЧЕСТВЕ ПЕРЕВОДЧИКА НА АНГЛИЙСКИЙ ЛИТЕРАТУРЫ БАХАИ И АВТОРА КНИГ И СТАТЕЙ ОБЕСПЕЧИЛИ ЕЙ ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ ЗА ЕЕ ЗАСЛУГИ ДЕЛЕ БОГА. ГОРЯЧО МОЛИМСЯ СВЯТЫХ ГРОБНИЦАХ РАЗВИТИЕ ЕЕ ДУШИ В ЦАРСТВЕ АБХА.

Всемирный Дом Справедливости

Присылайте дополнения к этой странице и другим биографиям бахаи на сайте «Архивы — память общины»! Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Мирза Али-Кули Хан

Мирза Али-Кули Хан \ Mirzá Ali-Kuli Khan1879(?) – 17 апреля 1966

Мирза Али-Кули Хан родился около 1879 года в Кашане, Персия, в семье, которая ведет свое происхождение от царя Науширвана Справедливого. Его отец, Мирза Абдур-Рахим Хан Зарраби, переехал в Тегеран в 1880 году, став мэром (Калантар) этого города. Юноша получил образование в Шахском королевском колледже по специальности французский и английский языки. Когда мэр, бахаи, умер, Хану было четырнадцать или пятнадцать, он занялся репетиторством и переводами, а в семнадцать лет стал переводчиком иностранных публикаций в секретариате премьер-министра. Став бахаи несколько лет спустя, он с двумя друзьями странствовал по Персии, переодевшись дервишем и распространяя новую религию, часто подвергаясь значительному риску.

Вдохновленный своей любовью к Абдул-Баха, он покинул Тегеран, тайно и без средств, и провел тяжелые месяцы, спал на полу и передвигаясь в третьем классе, и достиг Святой земли весной 1899 года. Прослужив Учителю более года в качестве секретаря, он был отправлен Им в Соединенные Штаты в качестве переводчика к известному философу-бахаи Мирзе Абул-Фазлу, прибыв туда в 1901 году. В следующем году Хан стал секретарем персидского посланника в Вашингтоне, округ Колумбия, а в 1904 году женился на Флоренс Брид из Линна и Бостона. У них было трое детей: Рахим, Марзие и Хамиде.

Абдул-Баха с детьми Али-Кули Хана и Флоренс Брид Хан (Марзие, Хамиде и Рахим) / Abdul Baha seated with Marzieh Khan, Hamideh Khan and Rahim Khan

Абдул-Баха с детьми Али-Кули Хана и Флоренс Брид Хан (Марзие, Хамиде и Рахим)

Со своей женой и маленьким сыном Хан совершил паломничество на Святую землю в 1906 году, затем отправился в Персию и вернулся в качестве консула в Соединенные Штаты. В 1907 году, когда Персия находилась в состоянии кризиса и обращалась за помощью к различным европейским странам, Хан решительно выступил за американскую помощь, и, как следствие, его правительство поручило ему обратиться за технической и финансовой помощью в Соединенные Штаты. В 1910–1911 годах он был главным дипломатическим представителем и временным поверенным в делах в Вашингтоне.[*]

Всегда оставаясь патриотом, цель Хана была такой же, как ее выразил Абдул-Баха в 1912 году: «. . . налаживания прочных связей между Персией и Америкой» («Провозглашение всеобщего мира»).

Абдул-Баха с Али-Кули Ханом и Флоренс Брид Хан в Нью-Йорке 11 апреля 1912 г.

Абдул-Баха с Али-Кули Ханом и Флоренс Брид Хан в Нью-Йорке 11 апреля 1912 г.

В 1912 году Хан смог организовать подобающим образом прием Абдул-Баха в персидской миссии в Вашингтоне, пригласив видных американцев в присутствие Учителя и переведя значительное количество Его обращений, одно из них — прощальная речь на борту «Селтика».

Абдул-Баха на борту «Селтика» перед отплытием из Нью-Йорка в Ливерпуль, 5 декабря 1912 г. / Abdu'l-Baha on board the S.S. Celtic

Когда по предложению президента Вильсона Персия отправила мирную делегацию на Версальскую конференцию, Хан был ее членом, он и его группа отправились во Францию в качестве гостей Соединенных Штатов.

Позднее Хан в ранге полномочного министра возглавил посольство Персии в Стамбуле. С 1921 по 1923 год он был главным министром регентского двора наследного принца в Тегеране, а затем был назначен полномочным министром в пяти кавказских республиках. Он был один из немногих бахаи в дипломатическом корпусе. После чего оставил работу на правительство. Находясь в постоянном контакте со Хранителем, как когда-то с Учителем, он имел честь помогать юному Шоги Эффенди (по пути в Оксфорд) в Париже и совершить еще одно паломничество в Хайфу в 1924 году. Ему был пожалован государственный титул Набилуд-Давлин в 1911 году Ахмад Шахом. Среди его наград Золотая медаль за образование со степенью почетного доктора философии, «Лев и Солнце» I степени и высший орден Персии «Тиммал», на котором помещен портрет шаха.

Член Национального Духовного Собрания Соединенных Штатов в 1925 и 1926 годах, его имя фигурирует в Декларации об учреждении организации. Он служил в ряде Местных Собраний, в том числе в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лос-Анджелесе, и выступал с бесчисленных публичных трибун, в том числе рассказывая о Вере Бахаи на гарвардских лекциях философа Уильяма Джеймса.[**] Его красноречие вошло почти в поговорку: газеты сообщали, как однажды в Нью-Йорке он задержал отплытие океанского лайнера во время прилива, когда на него опаздывал персидский сановник. Он привлек многие души к Вере, он обучал, опираясь на серьезную философскую базу, полученную от Учителя и Мирзы Абул-Фазла.

Хан перевел множество Скрижалей, раннюю версию Иган, «Семь долин и четыре долины» и The Bahá’í Proofs. Эти предварительные переводы не шли ни в какое сравнение с великолепными более поздними переводами Хранителя, но они были жизненно необходимы на Западе в то время.

В качестве еще одной заслуги в единении Востока и Запада было то, что он привез в Соединенные Штаты несколько персидских студентов, в том числе двух сыновей своего брата бахаи — Аббаса-Кули и Аллаха К. Калантара, а также племянницу, Бихджату Салтану, первую персидскую женщину, принятую в Белом доме.

Последние полтора десятилетия своей жизни Хан провел в основном в Вашингтоне. Его портрет выполненный Элис Пайк Барни находится в Смитсоновском институте; его могила находится рядом с могилами других бахаи на кладбище Рок-Крик. В целом период его служения бахаи составил почти шестьдесят восемь лет.

Марзие Гейл, The Bahá'í World, т. 14, стр. 351-353. Фотографии © Bahá'í International Community и Bahá’ís of the United States www.bahai.us

 

[*] См W. Morgan Shuster The Strangling of Persia.

[**] Прим. пер.: Возможно, что именно на этих лекциях Альфред Лант узнал о Вере Бахаи, в дальнейшем много лет прослуживший в Национальном Духовном Собрании бахаи Соединенных Штатов и Канады.  

На русском есть статья о Марзие Гейл, тоже выдающейся бахаи.

Говард МакНатт

1859 – 1926

Говард МакНатт / Howard MacNuttАпостол Абдул-Баха

Говард МакНатт родился в Пенсильвании в июле 1858 (1859?) года в семье Айры и Кэролайн МакНатт. Он женился на Мэри Стоукс в 1889 году; у них не было детей. На рубеже веков он зарабатывал на жизнь управляющим кафе и юридической практикой. Позже он был исполнительным директором компании. Он неплохо зарабатывал. Перепись 1900 года указывает, что у них с женой был большой дом с двумя живущими в нем слугами.

К январю 1898 года Говард МакНатт узнал о Вере Бахаи, вероятно, благодаря своему интересу к восточным религиям и Новому мышлению. Так в то время в его доме жил веданта-свами. Многие из нью-йоркских бахаи интересовались Новым мышлением до того, как заинтересовались Верой Бахаи, и вполне вероятно, что МакНатт был приглашен по этим же каналам. Когда Ибрагим Хейралла, принесший Веру Бахаи в Соединенные Штаты, начал занятия по Вере в Нью-Йорке в феврале 1898 года, Говард и Мэри МакНатт посещали их. Хейралла заметил потенциал МакНатта и назначил его официальным «учителем» бахаи нью-йоркской общины бахаи. Когда 7 декабря 1900 года бахаи Нью-Йорка впервые избрали свой совет (предшественник Местного Духовного Собрания), МакНатт был одним из девяти его членов. Он оставался членом совета с перерывами в течение более десятка лет. Когда он переехал в Бруклин примерно в 1902 году, он стал ядром общины бахаи в этом районе. Бруклинские бахаи избрали свой собственный совет в 1905 году. Он функционировал с перерывами в течение нескольких лет.

Макнатт помог начать отмечать Праздники Девятнадцатого Дня в Северной Америке. Когда он, его жена и Джулия Гранди отправились в паломничество в начале 1905 года, они присутствовали на Празднике Девятнадцатого Дня, устроенном Абдул-Баха. По Его настоянию МакНатт посовещался с нью-йоркским советом, и они организовали праздник в Нью-Йорке 23 мая 1905 года. Вероятно, это был первый Праздник Девятнадцатого Дня, проведенный в Северной Америке.

МакНатт, по словам Чарльза Мейсона Рими, был одним из самых интеллигентных американских бахаи. Он останется в памяти прежде всего за его мастерство чтения лекций и редактирования. Когда Хейралла написал свой первый пространный трактат о Вере Бахаи, Behá ‘U’lláh (1898–1899), он передал копию машинописного текста МакНатту для редактирования. МакНатт также редактировал книгу Мирзы Абул-Фазла Bahá’í Proofs перед тем, как она была впервые опубликована в 1902 году, и редактировал рукописный перевод Китаб-и-Иган, выполненный Али Кули Ханом, для публикации в 1904 году. В начале первого десятилетия ХХ века МакНатт часто ездил в Нью-Джерси, Филадельфию и Вашингтон, округ Колумбия, чтобы читать лекции о Вере Бахаи.

Совет бахаи Нью-Йорка \ New York City Bahai Board of Counsel 1900

После посещения Абдул-Баха в Акке в 1905 году МакНатт написал солидную презентацию учения Абдул-Баха под названием Unity Through Love («Единство через любовь»), которую он читал в виде лекции и опубликовал в виде брошюры. Здесь МакНатт раскрывается не как оригинальный мыслитель, а как искусный оратор, способный описать учение бахаи с помощью образов, почерпнутых из опер и симфоний, и красивых литературных метафор. В своей работе МакНатт утверждает, что существует два уровня единства — уровень, образуемый духовным знанием, принесенным Богоявлениями, и уровень, создаваемый любовью, — и подчеркивал превосходство последней формы над первой.

Теологически либеральный Говард МакНатт чрезвычайно высоко ценил способность людей реализовать свой собственный потенциал, вплоть до уподобления Христу в своих духовных способностях. Одним из следствий этого была убежденность в том, что Абдул-Баха не имел особого духовного положения; по словам Чарльза Мейсона Рими, МакНатт «не считал Его отличающимся по Духу от других людей… что благодаря трудам, служению и преодолению всего Он достиг этого положения». Его точка зрения резко отличалась от взглядов большинства бахаи и привела к тому, что бахаи Вашингтона, округ Колумбия, примерно в 1906 году перестали приглашать МакНатта выступать на своих собраниях. В результате он сильно сцепился с Артуром Доджем, который считал Абдул-Баха возвращением Христа. Это также привело к тому, что МакНатт не смог оценить учение бахаи о том, что нарушение Завета является духовной болезнью. Когда Абдул-Баха приехал в Соединенные Штаты в 1912 году, Он поручил МакНатту встретиться с группой потенциальных нарушителей Завета в Чикаго и предупредить их. Он также приказал МакНатту прервать всякое общение с Ибрагимом Хейраллой и другими нарушителями Завета. Когда МакНатт не порвал свои связи с нарушителями Завета и не предупредил чикагскую группу об их действиях, Абдул-Баха предупредил Говарда МакНатта, что тот сам попрал Завет, и приказал ему покаяться перед группой нью-йоркских бахаи, что тот и сделал 18 ноября 1912 года. Но дело так и не было решено; Абдул-Баха телеграфировал Али Кули Хану 16 апреля 1913 года: «MACNUTT REPENTED FROM VIOLATION OF COVENANT BUT WAS NOT AWAKENED». После нескольких месяцев переписки между МакНаттом и Абдул-Баха через Али Кули Хана МакНатт убедил Абдул-Баха в том, что он осознал и раскаялся в своих прежних ошибках, и Абдул-Баха признал МакНатта бахаи.

Начало второго десятилетия XX века было трудным периодом для МакНатта, потому что его репутация лектора-бахаи оставалась запятнанной, поэтому лишь немногие общины приглашали его выступить. Таким образом, задача собрать беседы Абдул-Баха в Соединенных Штатах и Канаде в один том и отредактировать их стала ценной возможностью для МакНатта восстановить свое положение в общине. Сборник бесед под названием «Провозглашение всеобщего мира» был опубликован в 1922 году. Предисловие МакНатта содержит пространное и весомое заявление о положении Абдул-Баха.

После редактирования «Провозглашения всеобщего мира» МакНатт и его жена переехали на пенсию в Майами, Флорида. Оттуда МакНатт отправился обучать Вере Бахаи в нескольких штатах; в 1925 году он проехал 25 000 миль и посетил более ста американских общин бахаи. В Майами МакНатт стал играть центральную роль в усилиях, направленных на то, чтобы завоевать доверие у чернокожего сообщества и обучать их Вере Бахаи; это представляет собой важное изменение в его отношении, поскольку десятилетием ранее Макнатт в нескольких письмах написал расистские утверждения о чернокожих.

26 ноября 1926 года Мэри МакНатт умерла, упав дома с лестницы. Месяц спустя, 23 декабря 1926 года, Говард МакНатт был сбит мотоциклом, когда шел на встречу бахаи в черном квартале Майами; он умер от внутренних повреждений через три дня, 26 декабря 1926 г.

Роберт Стокман, 1995 г.

 

Фотографии © Bahá’í International Community

Артур Пилсбери Додж

1849 – 1915

Артур Додж \ Arthur DodgeАпостол Абдул-Баха

Артур П. Додж родился 29 мая 1849 года в Энфилде, штат Нью-Гэмпшир, в пуританской Новой Англии. Он был самоучкой, что заставило его твердо верить в «здравый смысл» и в важность предоставления людям информации через журналы и средства массовой информации, чтобы самообразование было возможным. В возрасте шестнадцати лет А. Додж был взят в Манчестер Юнион Лидер, одну из ведущих газет Нью-Гэмпшира, в качестве репортера; несколько лет спустя Додж сдал экзамены на адвоката в Нью-Гэмпшире и Массачусетсе и стал юристом. Мэри Бейкер Эдди, основатель «Христианской науки», попросила его стать одним из ее юристов, но он отказался. В 1880 году он опубликовал лестную биографию достопочтенного Финехаса Адамса, бизнесмена из Манчестера, штат Нью-Гэмпшир. В 1886 году Додж стал издателем журнала в Бостоне; в 1891 году он переехал в Чикаго и стал изобретателем.

Додж всегда интересовался религией и посещал множество церквей, но все более скептически относился к протестантским учениям. Осенью 1897 года, когда он собирался переехать в Нью-Йорк, он услышал о Вере Бахаи. Он посетил только часть занятий бахаи, проводимых Хейраллой. Он пригласил Хейраллу приехать в Нью-Йорк, чтобы обучать Вере там, и поселил его у себя. В январе или феврале 1898 года Додж, его жена Элизабет и двое их сыновей прошли весь курс уроков Хейраллы, впервые проведенные в Нью-Йорке. Все они стали бахаи.

Семья Доджей сразу же стала активной в общине бахаи. Весной 1898 года нью-йоркские бахаи избрали должностных лиц и выбрали Доджа своим президентом. Осенью 1900 года Артур и Элизабет Додж отправились в паломничество; на пути домой в Соединенные Штаты, они остановились в Великобритании, где они посетили Эдварда Гренвилла Брауна, известного кембриджского востоковеда, который встречался с Бахауллой, и попросили его перевести письма Абдул-Баха, что они привезли с собой. В Нью-Йорке Додж опубликовал письма Абдул-Баха с некоторыми высказываниями Абдул-Баха к ним в виде брошюры под названием Tablets from Abdul Beha Abbas to Some American Believers in the year 1900 («Скрижали Абдул-Беха Аббаса некоторым американским верующим в 1900 году»). Эта работа стала одной из первых публикаций Писаний бахаи в Соединенных Штатах. Скрижали были посвящены толкованиям христианских доктрин и библейских пророчеств, предложенным Хейраллой, а также учению Хейраллы о реинкарнации. 7 декабря 1900 года Додж был избран в состав совета бахаи Нью-Йорка, первого руководящего органа бахаи в этом городе.

В 1901 году Додж опубликовал книгу The Truth of It: The Inseparable Oneness of Common Sense–Science–Religion, первую вводную книгу о Вере Бахаи, написанную западным бахаи. За главами, посвященными здравому смыслу и науке, следовала серия глав, в которых давалось определение религии и критиковались распространенные христианские представления. Работа одновременно была и нападением на прогнившее духовенство, ученых светской направленности, заблуждающихся библеистов, глупые культовые верования и организованную религию, и объяснением некоторых воззрений бахаи. Книга демонстрирует, как мало видный американский бахаи знал о Вере в 1900 году; глубину недовольства Доджа церквями; и его разочарование в ученых, которые постоянно заменяли его изобретения более лучшими.

Артур и Элизабет ДоджДодж продолжал быть активным членом нью-йоркской общины бахаи, хотя и не всегда входил в ее совет; к июню 1901 г., по-видимому, он вышел из состава совета, вероятно, из-за личных разногласий с другими членами. В 1906 году в совете разбирались разногласия между Доджем и Говардом МакНаттом по поводу положения Абдул-Баха. Додж утверждал, что Абдул-Баха был возвращением Христа; МакНатт же рассматривал Его как обычного человека, достигшего Своего положения благодаря личным усилиям. Позиция ни одного из них не была верной, с точки зрения того, как сегодня понимается положение Абдул-Баха. В Своем ответе Абдул-Баха отрицал идею о том, что Он возвращение Христа, и подчеркивал Свою полную подчиненность Бахаулле. В Нью-Йорке это восприняли как победу точки зрения МакНатта. Поскольку скрижаль была получена всего за шесть недель до выборов 1907 года, МакНатт был избран в совет, а Додж — нет; впоследствии Абдул-Баха даже написал одному бахаи, настаивая на том, чтобы к Доджу относились с почетом и уважением. В 1909 году Додж снова был избран в совет.

В 1907 году Додж опубликовал свою третью и последнюю книгу под названием Whence? Why? Whither? Man, Things, Other Things. В первой части этой работы Додж попытался раскрыть природу, цель и направление человеческого бытия. Во второй части книги рассматривалась природа религии и предлагались толкования библейских отрывков и пророчеств. В третьем разделе говорилось о грядущем Царствии Божьем на земле. В заключительном разделе обсуждалось множество тем, таких как расизм, преступность, судебные процессы над еретиками, и забастовки, с критикой таких деятелей, как Эндрю Карнеги, антирелигиозный ученый Эндрю Уайт и драматург Джордж Бернард Шоу.

В начале 1914 года Додж и его семья переехали во Фрипорт, штат Нью-Йорк, на Лонг-Айленд. В последние два года своей жизни Додж утратил большую часть досады, которую он испытывал по отношению к церквям. Он умер во Фрипорте 12 октября 1915 года.

Роберт Стокман

Фотографии © Национальное Духовное Собрание бахаи США

Дополнительно: Есть сведения, что Артур Додж занимался бизнесом с Торнтоном Чейзом, первым бахаи в США.

Шоги Эффенди в своем письме бахаи Америке упомянул среди ряда бахаи имя А. Доджа в следующем контексте:

... упоминаю лишь нескольких из той бессмертной плеяды, что теперь присоединилась к Бахаулле в Его чертогах славы — навсегда будут связаны с подъёмом и утверждением Его Веры на американском континенте, и будут вечно изливать на её анналы сияние, которое никогда не потускнеет от времени.

Карл Шеффлер

8 апреля 1883 г. — 17 мая 1962 г.

Карл Шеффлер / Carl SchefflerУход из жизни Карла Шеффлера знаменует собой выбывание еще одного человека из быстро истончающихся рядов тех, кто принял Веру Бахауллы в первые дни ее зарождения в Америке.

Примерно в 1897 году известие об «учителе» принес семье Шеффлера двоюродный брат, который был так настойчив на выяснении, что несколько членов семьи, в том числе Карл и его мать, пришли послушать, что говорит этот учитель. Это был Ибрагим Хейралла, приехавший из Египта по делам, связанным со Всемирной выставкой в Чикаго в 1893 году. Семья посетила его лекции и пришла к выводу, что то, что доктор Хейралла рассказывает о Послании Бахауллы, логично, и, как сказал один из них, «имело смысл». Они посещали занятия доктора Хейраллы и, в конце концов, стали стойкими верующими и остались таковыми, несмотря на последующее отступничество самого доктора Хейраллы.

Конечно, тогда не существовало никакой административной процедуры в том виде, в каком ее знают современные бахаи, но одна из преданных верующих, Фанни Леш, возможно, более дальновидная, чем остальные, вела в большой книге запись имён, дат и последовательность всех вступивших. Карл Шеффлер в возрасте 16 лет был зачислен в 1899 году, став 665-м, провозгласившим в Чикаго свою веру.

Бахаулла излил на Карла Шеффлера великую милость: Торнтон Чейз, Альберт Уиндаст, Альберт Гринлиф и другие, крепкие столпы Веры, все значительно старше его, проявили большой интерес к этому юноше и оказали сильное влияние на его духовное развитие. У него было мало формального образования, но, вдохновленный общением с этими великими душами на изучение Священных Писаний Бахауллы, он стал по-настоящему образованным человеком и преданным слугой Бахауллы, Учителя, а позже и возлюбленного Хранителя — Шоги Эффенди.

В 1907 году К. Шеффлер вместе с Т. Чейзом, Артуром Агнью и его семьей получили великий дар: им было позволено посетить Абдул-Баха в Его доме-тюрьме в Акке, что еще больше углубило его духовное восприятие.

В раннем возрасте Карл Шеффлер стал членом первого «Дома Справедливости» в Чикаго, уполномоченного и названного так Абдул-Баха. Позже он служил в Храмовом Союзе Бахаи (Bahá’í Temple Unity)[*] и в 1925 году был избран в Национальное Духовное Собрание бахаи Соединенных Штатов и Канады, членом которого он прослужил непрерывно до 1938 года, часть этого срока в должности его национального казначея.

Он был результативным лектором и его служение в этой сфере было весьма ценным. Как учитель для групп и отдельных лиц он был непревзойденным, особенно в работе с молодежью.

В выбранной им сфере светской деятельности, сначала как коммерческий художник, а затем как владелец и директор Академии изящных искусств Эванстона и художественный директор государственных школ Северного Эванстона, а также некоторых приходских школ в Эванстоне и Уилметте, Иллинойс, у него была прекрасная возможность проявить свои редкие таланты учителя, чьи уроки всегда твердо основывались на принципах бахаи.

Характерно, что, когда К. Шеффлер больше не мог преподавать публично, он начал писать с целью разъяснения применения Учения Бахаи в повседневной жизни. В этих очерках представлена философия, разработанная в течение всей жизни, тесно связанной с Учением Бахауллы.

Горе, вызванное его утратой, смягчается осознанием того, что его служение не закончилось с его уходом из этого мира.

Ниже приводятся слова соболезнования Десниц Дела на Святой земле:

«Скорбим уходе любимого Карла Шеффлера непоколебимого преданного неутомимого слуги Учителя ранних дней Веры Америке тчк Незабываемы выдающиеся служения Храме обучении административных сферах период пастырства возлюбленного Хранителя тчк Передайте глубочайшие соболезнования семье заверьте пылких молитвах Святых Гробницах». (Подпись) Десницыверы, 20 мая 1962 г.

Софи Лоединг, The Baha’i World, т. 13, 939-940.

 

[*] Прообраз Национального Духовного Собрания