Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Home

Вознесение Абдул-Баха

27 ноября 2021

100 лет со дня смерти Абдул-Баха

Подготовка к дате...

Приглашаем волонтеров!

Нужна помощь по улучшению сайта BahaiArc: написание и редактирование текстов, перевод, веб-разработка и настройка. Желающие помочь, напишите нам по эл. почте: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Доктор Дэвид С. Ру

 

David Ruhe (Дэвид С. Ру)
Дэвид С. Ру

Фотография взята с Bahá'í World News Service - Bahá'í International Community - David S Ruhe, 1914-2005

Даже рассказанная вкратце эта биография вызывает удивление многогранными талантами своего героя, поражает силой духа человека, посвятившего свою земную жизнь самозабвенному служению людям и наполнившего все свои дела Божественной любовью.

Свою медицинскую карьеру Дэвид Ру начал во время Второй мировой войны исследователем малярии в Службе здравоохранения Соединенных Штатов, где продвинулся до должности медицинского директора. В 1954 году (в возрасте 40 лет) доктору Ру было присвоено звание Первого профессора медицинской коммуникации в Школе медицины университета Канзаса. Среди его нововведений были, в частности, оптоволоконная эндоскопия, проекция изображений высокой четкости во время хирургических операций, видеозапись психиатрических сеансов для последующего изучения.

Дэвид Ру снял множество медицинских фильмов. За свои работы он удостоился награды «Золотая Кинолента» на Венецианском кинофестивале и награды Королевского фотографического общества Великобритании. Во время своей работы он был назначен директором Института медицинских фильмов при Ассоциации Американских медицинских университетов.

Д-р Ру был превосходным художником в стиле импрессионизма и плодотворным писателем. За время своей медицинской карьеры он написал множество научных статей и две книги на тему медицины и аудиовизуальной коммуникации в медицине.

Д-р Ру стал бахаи в 1941 году (27 лет) и служил в различных Местных Духовных Собраниях и национальных комитетах бахаи. В 1959 году он был избран в Национальное Духовное Собрание бахаи США. Там он избирался на пост секретаря НДС в течение пяти лет, пока его не выбрали членом Всемирного Дома Справедливости, где он непрерывно прослужил в течение двадцати пяти лет.

Во время своего пребывания во Всемирном Центре д-р Ру провел исследование и по его результатам написал книгу «Дверь надежды» (Door of Hope). В ней подробно описаны история Святых мест бахаи в Израиле и их значение.

После служения во Всемирном Доме Справедливости д-р Ру вместе со своей женой Маргарет вернулся в штат Нью-Йорк, где создал серию документальных телевизионных программ о Вере Бахаи.

Дэвид С. Ру скончался в возрасте 91 года во вторник 6 сентября 2005 года после перенесенного инсульта.

По материалам сайта Службы новостей мира бахаи https://news.bahai.org/story/388/

(1898 – 1954)



Dorothy Baker
Дороти Бейкер

Фотография взята из книги "From Copper to Gold" Dorothy Freeman Gilstrap Bahai Publishing Trust, Wilmette, Illinois, USA published 1999

Дороти Бейкер родилась 21 декабря 1898 года в знаменитой семье Гарриет Бичер Стоу. Ее родственниками были многие выдающиеся люди: те, кто подписывал Декларацию о независимости и двое, подписавших Конституцию США, другие прибыли в Америку на «Мэйфлауер», были также сенатор и посол в Великобритании, мэр Нью-Йорка.

Сама Дороти Бейкер была первой и до сегодняшнего дня единственной женщиной – председателем Национального Духовного Собрания США. И одной из 9 женщин в истории Веры, назначенных Шоги Эффенди Десницами Дела Божьего («главными защитниками первых ростков содружества Бахаи», к которым перешло руководство миром бахаи после ухода из жизни Хранителя Веры).

В возрасте 13 лет Дороти встречалась с Абдул-Баха в Нью-Йорке. Абдул-Баха тогда отметил её духовную силу, сказав бабушке Дороти (известной как Мама Битчер): «…Ваша внучка – моя собственная дочь, Вы должны воспитать ее для Меня».

Из письма бабушки к 17- летней Дороти:

«Дорогая, ты должна светиться изнутри. Сделай старый мир лучше, счастливее и жаждущим узнать больше о свете, который изливается через тебя. И пусть твой духовный взор всегда будет сосредоточен на Боге. Он – единственный Спаситель. Только Он может сделать тебя великой. Только Он может дать тебе спокойствие. Поэтому, чтобы ты ни делала в жизни, делай это во Славу Господа. Когда ты пользуешься удовольствиями мира, делай это во имя того, чтобы стать ближе к человечности. И тогда они не поглотят тебя. Будь счастлива во всех обстоятельствах! Не забывай, что Бог назначил Центр Своего Завета с человеком, и этим Центром является Абдул-Баха. Он выбрал тебя Своей дорогой дочерью – и это значит много больше, чем, если бы самый великий король в этом мире принял тебя в сою семью».

В ноябре 1926 года Дороти была выбрана в Местное Духовное Собрание Бахаи Буффало (США) – ее первая административная должность.

В тридцатилетнем возрасте Дороти Бейкер заболела туберкулёзом. А через 3 года умерла бабушка Битчер. Эти события чрезвычайно изменили Дороти и воспламенили её силы для служения Делу Бога.

В 1934-35 гг. Дороти начала распространять Веру как странствующий учитель.

В 1942 г. она служила в Местном Собрании г. Лима и Национальном Собрании США и Канады. Кроме того, работала в составе 6 комитетов: национальном комитете по образованию детей, межамериканском комитете, национальном комитете Объединенных Наций, комитете летней школы Центральных Штатов, региональном комитете по обучению в Огайо (штат Индиана) и национальном комитете публичных встреч.

В 1951 г. Дороти была назначена Десницей Дела Божьего.

Много раз выступая на школах бахаи и других встречах, Дороти в конце концов становится блестящим оратором. Шоги Эфенди, Хранитель Веры Бахаи, позже назвал ее «величайшим оратором бахаи ее времени». Она никогда не начинала говорить прежде, чем попросит у Бога сделать ее скорее немой, чем позволить ей говорить от себя. Однажды она написала другу: «Я знаю, это Воля и Сила Абдул-Баха принесли успех. Каждый день я прошу Абдул-Баха не дать мне забыть, что я всего лишь пыль».

Даже заходя в комнату для обычной беседы с друзьями, Дороти произносила Величайшее Имя. Любовь была ее помощником и ее даром другим. Любовь к Бахаулле отражалась в ее любви к каждому человеку. Почти все, кто посещал домашние встречи Бейкеров, стали преданными бахаи. Дороти обладала даром красноречия. Она была невероятно талантлива в обучении Вере благодаря своей искренности, преданности Вере и глубокому знанию Писаний. Все дети и внуки Дороти Бейкер были или продолжают быть пионерами («открывают» для Веры новые территории).

В 1953 г. был объявлен 10-летний План «Глобальный Крестовый Поход». 30 новых территорий ждали пионеров. 5 членов Национального Духовного Собрания США покинули свой пост, чтобы стать пионерами, Дороти Бейкер была среди них. Она выбрала Гренаду, район Карибского моря. По пути к месту пионерства самолет, в котором летела Дороти, упал в море около о. Эльбы.

Потеря Дороти Бейкер вызвала огромную боль в душе Шоги Эффенди. 8 февраля 1954 г. он писал: «Внезапная смерть дорогой Дороти Бейкер – действительно величайшая потеря для Веры и оставляет печальную пустоту в рядах Десниц Дела Божьго. Она была примером во многом, и в этот важный период истории бахаи нам очень не хватает ее. Без сомнения, есть своя мудрость в таком несчастии, и через ее смерть многие другие могут быстрее почувствовать свою готовность посвятить себя служению Вере. Несомненно, влияние такой души будет и дальше чувствоваться в мире».

(по материалам книги "From Copper to Gold" Dorothy Freeman Gilstrap Bahai Publishing Trust, Wilmette, Illinois, USA published 1999)

Перевод Евгении Почаевской

Этот документ в формате MS Word



Esslemont
Джон Эбенезер Эсслемонт

Фотография взята с сайта:
Bahá'í International Community

Джон Эсслемонт (1874-1925). Выдающийся британский бахаи из Шотландии. Шоги Эффенди посмертно назвал его Десницей Дела Божьего и одним из Апостолов Абдул-Баха. Автор широко известной вводной книги о Вере Бахаи «Бахаулла и новая эра».

Джон Эбенезер Эсслемонт родился 19 мая 1874 года в г. Абердин, и был третьим сыном и четвертым ребенком Джона Е. Эсслемонта (1859-1927), процветающего торговца и Маргариты Эсслемонт (урожденная Давидсон). Выходец из именитой семьи, окончил школу Феррихилл, колледж Роберта Гордона и университет Абердин. В университете изучал медицину и с отличием его окончил в 1898 году. Еще в колледже Эсслемонт заболел туберкулезом, и поэтому ему пришлось отказаться от многообещающей карьеры медицинского исследователя. Он прожил некоторое время в Австралии и Южной Африке и женился на Джин Фразер, у кого его сестра училась играть на фортепьяно, и к кому его привлек интерес к музыке. Однако брак не был счастливым.

В 1908 году Эсслемонт возвращается в Британию и начинает работать в качестве постоянного медицинского работника в Домашнем санатории для больных туберкулезом в Борнмут. Он активно занимается улучшением национальной системы здравоохранения и становится одним из основателей Ассоциации государственной медицинской службы, которая стала влиятельным органом в определении государственной политики в этой области.

Именно в связи со своей работой в исполнительном комитете Ассоциации государственной медицинской службы Эсслемонт впервые услышал о Вере Бахаи. Жена его коллеги по исполнительному комитету была на встрече с Абдул-Баха во время его пребывания в Лондоне и рассказала Эсслемонту о новой религии в декабре 1914 года. Он с энтузиазмом воспринял Учение Бахаи. Прочитал все, что было доступно, и к 1915 году уже был достаточно подготовленным бахаи, чтобы поститься. Эсслемонт был хорошим лингвистом, он знал французский, немецкий и испанский и был увлеченным эсперантистом. После того, как он стал бахаи, он начал изучать персидский и арабский. Благодаря своим друзьям по линии эсперанто, а также в теософских и спиритуалистических кругах, он вскоре смог создать группу бахаи в Борнмут. Помогать ему в этом приезжали такие бахаи как Флоренс Джордж и Жанна Станнард.

В октябре 1916 года Эсслемонт начинает писать книгу о Вере Бахаи. После окончания Первой Мировой Войны, Эсслемонт собрался посетить Абдул-Баха. Однако ему пришлось задержаться, т.к. Абдул-Баха попросил Эсслемонта завершить рукопись своей книги и привести ее с собой. В итоге Эсслемонт приехал со своей рукописью в Хайфу 5 ноября 1919 года. Он пробыл там два месяца, в течение которых Абдул-Баха разобрал с ним многие темы имеющие отношение к книге, у него была также возможность почерпнуть знания от многих других выдающихся бахаи, которых он там повстречал.

По возвращении в Британию, Эсслемонт погрузился в работу над исправлением своей книги. Он завершает свой труд к августу 1920 и отправляет рукопись Абдул-Баха на прочтение. Тем временем Эсслемонт работает над активизацией деятельности британской общины бахаи. По совету Абдул-Баха он восстанавливает Совет бахаи, который распался во время войны. Первое заседание состоялось 7 декабря 1920 года. Группа бахаи в Борнмуте также увеличивается. Среди тех, кто стали бахаи в то время благодаря д-ру Эсслемонту и позднее много сделали для Веры, была сестра Грейс Чаллис, которая потом служила в Национальном Духовном Собрании Британских островов, и Флоренс Пиншон, автор «Приход “Славы”» (London: Simkin Marshall, 1928).

К сожалению, Абдул-Баха успел откорректировать только чуть более трех глав рукописи Эсслемонта до своей смерти в ноябре 1921 году. Сразу после этого события Шоги Эффенди, близким другом которого стал Эсслемонт, останавливается у него в Борнмуте на несколько дней, чтобы оправится от шока вызванного смертью Абдул-Баха. В 1922 году Эсслемонт получает от Шоги Эффенди дальнейшие указания по изменению рукописи. В конце концов, «Бахаулла и новая эра» была опубликована George Allen and Unwin в Лондоне в сентябре 1923 года. Американское издание было напечатано Brenato в Нью-Йорке в октябре 1924 года.

В мае 1922 года было сформировано Национальное Собрание Англии и Эсслемонт представлял в нем бахаи Борнмута. Бахаи Борнмута сформировали Духовное Собрание 11 апреля 1923 года. Спустя девять дней Эсслемонт покинул Борнмут, т.к. Домашний санаторий был продан из-за проблем со здоровьем его владельца. В течение следующего года Эсслемонт жил в основном в Абердине, также совершал поездки в Манчестер, Лондон и Борнмут. В мае 1924 года Эсслемонт завершил работу над небольшой брошюрой о Вере Бахаи «Бахаулла и Его Послание». В июне 1924-го здоровье Эсслемонта ухудшилось и, когда Шоги Эффенди пригласил его приехать в Хайфу, он согласился, прибыв туда 21 ноября 1924 года. Эсслемонт занялся улучшением своих знаний персидского и помогал Шоги Эффенди с переводом «Сокровенных Слов» и «Скрижали к Ахмаду».

Эсслемонт сразу же принял приглашение Шоги Эффенди, когда тот предложил остаться жить в Хайфе и помогать с работой бахаи. С февраля 1925 года Эсслемонт работает в качестве англоязычного секретаря Шоги Эффенди и по этой причине, письма Эсслемонта начиная с этого периода, написанные от имени Шоги Эффенди расцениваются бахаи как официальные тексты.

К несчастью, туберкулез наносит удар опять. Весной 1925 года у него начался рецидив, и он провел две недели в больнице. Он сильно ослаб, и имело смысл провести лето вдали от жаркого климата Хайфы. Он уезжает в Германию, где останавливается в доме немецкой бахаи Виктории фон-Зигсфелд в Блэк Форест для поправки здоровья. В это время он вместе с хозяйкой дома работает над переводом своей книги на немецкий.

Эсслемонт возвращается в Хайфу в конце сентября 1925 года. Он все еще не полностью здоров, и рецидив туберкулеза начался в первых числах ноября. Только он стал идти на поправку, когда ночью 21 ноября случился инсульт. Шоги Эффенди пробыл с ним всю ночь, но у Эсслемонта произошел повторный инсульт, и он скончался в семь утра 22 ноября 1925 года. Его похоронили на кладбище бахаи в Хайфе.

Выдающееся достижение Эсслемонта – это, конечно, его книга «Бахаулла и новая эра». До этого не существовало удовлетворительной вводной книги о Вере Бахаи, и множество ошибочных идей об Учении Бахаи бытовали среди бахаи Запада. Благодаря тщательно проведенным изысканиям, Эсслемонт смог сосредоточиться на основном в Учении Бахаи и представить это аккуратно и непредвзято. Много десятилетий, даже до настоящего времени, это книга, пересмотренная в соответствии с новыми фактами, остается самой известной и наиболее используемой книгой о Вере Бахаи. Шоги Эффенди рекомендовал перевод этой книги на разные языки. Он писал Национальному Духовному Собранию Индии: «Хотя книга была написана христианином и была предназначена для людей той Веры, она, тем не менее, является отличным представлением учения в целом…» (DND 37). Сейчас она переведена на 60 языков (на четырех из них только выдержки из книги).

Шоги Эффенди очень остро переживал утрату Эсслемонта, т.к. тот был близким другом и сподвижником, а также ценным помощником Шоги Эффенди в его работе в качестве главы Веры Бахаи. Эсслемонт стал первым Десницей Дела Божьего, назначенным Шоги Эффенди.

Муджан Момен

Bibliography Moojan Momen, Dr J.E. Esslemont, London: Bahá'í Publishing Trust, 1975. BW 1:133-6.

Этот документ в формате MS Word

Также смотрите письмо Шоги Эффенди, которое он адресовал всем бахаи, после смерти Дж. Э. Эсслемонта.

1905 - 2003

 

furutan / Фурутан
Али Акбар Фурутан

На фотографии: Али Акбар Фурутан в 1951 году, когда он был назначен Десницей Дела Божиего

Али Акбар Фурутан родился в Сабзиваре, в Иране, 29 апреля 1905 г. Вместе с семьей переехал в Ашхабад, который в то время был частью Российского Туркестана, и в течение всех лет учебы в школе и университете принимал активное участие в делах общин Ашхабада, Баку, Москвы и других городов России. Г-н Фурутан получил образование в области педагогики и психологии в Московском Университете.

В 1930 г. его выслали из Советского Союза обратно в Иран за участие в деятельности бахаи, и с тех пор он играл всё более значительную роль в работе и администрировании иранской общины бахаи.

Вернувшись в Иран вместе со своей женой Атаие он работал директором в известной Школе для мальчиков Тарбийат которая в конечном счете была закрыта правительством Пехлеви из-за давления, оказываемого фанатичными исламскими элементами в стране.

Несмотря на обстоятельства своего отъезда из Советского Союза, г-н Фурутан сохранил до конца своей жизни глубокую любовь к людям того региона. Величайшей радостью стало его возвращение в 1990 году в качестве почетного гостя на выборах Национального Духовного Собрания бахаи Советского Союза.

Али Акбар Фурутан имел титул Десницы Дела Божьего, назначаемый Хранителем, Шоги Эффенди Раббани, который умер в 1957 году.

После смерти Хранителя Али Акбар Фурутан стал одним из девяти Десниц Дела Божьего, которых на первой закрытой встрече Десниц избрали для служения Попечителями на Святой земле до времени избрания Всемирного Дома Справедливости — управляющего органа религии, предначертанного ее Основателем, Бахауллой.

Али Акбар Фурутан скончался 26 ноября 2003 года. Выступив перед паломниками, по своему обыкновению он задержался, чтобы обменяться несколькими словами с русскоговорящими верующими; когда же он выходил из комнаты, его сердце остановилось. Он осуществил свое стремление служить Делу до последнего вздоха.

Сердечная преданность Али Акбара Фурутана Вере и ее Хранителю, жизненно важная роль, которую он сыграл в становлении Административного Порядка в Иране, его вклад в духовное и светское воспитание детей, служение в качестве Десницы Дела Божиего и неустанная поддержка Всемирного Дома Справедливости — все это навеки запечатлено в летописях Дела. Его проницательный ум, нежная забота и искрометный юмор оставили неизгладимый след в сердцах тысяч верующих, с которыми он общался.

В библиографии книг бахаи вы можете посмотреть книги Али Акбара Фурутана, изданные на русском языке.

АЛЕН ЛЕРОЙ ЛОКК

(1885-1954)

 

Alain Locke
Ален ЛеРой Локк

Ален Локк родился 13 сентября 1885 года в Филадельфии, штат Пенсильвания, в семье негритянских интеллигентов Плайни Локка (1850-1892) и Мери Хокинс Локк (1853-1922). В 1902 году он закончил Центральную среднюю школу Филадельфии и продолжил обучение в Филадельфийской педагогической школе. В 1907 году Локк закончил Гарвардский университет всего за 3 года и получил степень по английской литературе и философии. Он стал первым афроамериканцем, получившим Родесскую стипендию. Также за время учебы в Гарварде он удостоился престижной премии Bowdoin Prize за сочинение по английской литературе. После окончания Гарварда он попытался поступить в несколько гарвардских колледжей, однако везде получил отказ из-за цвета своей кожи. В конце концов он поступил в Хартфорд-колледж, где изучал литературу, философию, греческий и латынь. В 1910 Ален отправился в Европу, где год изучал философию в Берлинском университете, а затем учился в College de France в Париже.

Вернувшись в Америку, Локк получил должность профессора английского языка и литературы в Университете Говарда в Вашингтоне. Здесь он познакомился с афроамериканскими философами У. Дюбуа и Картером Вудсоном, оказавшими большое влияние на его философию.

В 1916 году Локк вернулся в Гарвард для работы над докторской диссертацией на тему "Проблема классификации теории ценностей". В ней он полемизировал над причиной воззрений и социальных отклонений и доказывал, что они не могут быть объективно правильными или ложными, стало быть, универсальными. Локк защитил диссертацию и стал доктором философии в 1918 году, после чего вернулся в Говард, где возглавил кафедру философии и занимал эту должность вплоть до своей смерти в 1954 году.

Локк помогал многим чернокожим художникам, писателям и музыкантам, призывая их обращаться за вдохновением к Африке и использовать сюжеты из истории негритянского народа в своем творчестве. В марте 1925 года Локк основал периодическое издание Survey Graphic, посвященное Гарлему и Гарлемскому ренессансу и знакомившее белых читателей с талантливыми афроамериканскими авторами. В том же году он издал свою самую известную книгу, сборник афроамериканских писателей и поэтов, давший название целому культурному явлению – "Новый негр". Философия "Нового негра" основывалась на идее "строительства расы". Ее главной составляющей стало осознание неизбежного равенства рас. При этом утверждалось, что отныне чернокожие не должны мириться с несправедливым положением, которое им отвели белые. Несмотря на формальное провозглашение равенства рас, на деле оно не соблюдалось. В "Новом негре" Локк предложил, что как только идея расового самосознания, уверенности и политической осведомленности возобладает в умах афроамериканцев, станет силой масс и воплотится в конкретные действия, черному населению Америки удастся добиться фактического равноправия.

Ален Локк был последователем Веры Бахаи. Он провозгласил свою веру в Бахауллу в 1918 году. В то время американские бахаи подтверждали свою приверженность этой религии, отправляя письмо Абдул-Баха. Так же поступил и Локк, получив в ответ от Абдул-Баха личное послание, или "скрижаль". После кончины Абдул-Баха в 1921 году Локк поддерживал близкие отношения с Шоги Эффенди, Хранителем Веры Бахаи. Шоги Эффенди в одной беседе с Локком отметил: "Такие люди, как Вы, Луис Грегори, Джон Эсслемонт и несколько других драгоценных душ так же редки, как бриллианты".

Именем Алена Локка названы школы в Лос-Анджелесе, Филадельфии, Индиане, академия в Чикаго и холл в Университете Говарда в Вашингтоне.

По материалам сайта https://en.wikipedia.org/wiki/Alain_Locke

Перевод Владислава Киселева

Этот документ в формате MS Word MS Word

(1880 – 1968)

 

Евфимия Элеонор Бейкер

Евфимия Элеонор Бейкер

Фотография взята из «Хронологии Веры Бахаи», Глен Камерон и Венди Момен, Оксфорд, 1996 год

Эффи Бейкер – австралийская женщина, которая пожертвовала семьей и браком ради любви к искусству и жизни. Она родилась 25 марта 1880 года в городе Гоулдзбро рядом с Баларатом в семье британских эмигрантов, которых привлекла туда надежда заработать на викторианских золотых приисках. Ее дед, Генри Эванс Бейкер, который в молодости переехал в Северную Америку из родного города Кента и встретил в Нью-Йорке свою будущую жену – шотландскую девушку Евфимию МакЛиаш, в 1852 году привел в Мельбурн судно, транспортирующее уголь, и не смог собрать команду, с которой поедет обратно. Предчувствуя приключения, Бейкер продал судно и окунулся в золотую лихорадку. Впоследствии к Бейкеру присоединился Уильям, брат Эуфемии МакЛиаш, и они уже вчетвером, с партнерами Робертом Доддом и Самуэлом Крозье, нашли рудную жилу Биалиба, которая также известна как рудная жила Дня Рождения Королевы, и в 1863 году зарегистрировали свое месторождение.

Предки Эффи по материнской линии также были британцами. Отец ее матери, Джеймс Кулли Смит, переехал в Австралию в возрасте 18 лет, а в 1845 году в Аделаиде он женился на Элизе Болл. Какое-то время Джеймс работал в Южной Австралии, управляя упряжкой волов, а затем перевез свою семью в Гоулдзбро, где в декабре 1879 года его дочь Маргарет вышла замуж за Джона Бейкера, сына Генри и Евфимии.

Эффи, первая из их 11 детей, родилась на следующий год. Когда семья стала разрастаться, ее отправили жить к бабушке и дедушке в Балларат. Именно здесь в годы ее становления (1886 – 1890) дедушка привил внучке любовь к науке, склонность к творчеству и стремление к самосовершенствованию. Она училась в Государственной школе Монт Плизант, Колледже Гренвиля, Восточной школе искусств Баларата, Школе искусств Карью Смита и, наконец, Колледже Бейли. Получив полное представление о цвете и композиции, Эффи все больше стала увлекаться новым искусством фотографии. Получив в подарок от тети фотоаппарат, Эффи делала снимки на каникулах в Персе в 1898 году и в районе Балларата в 1899 году, сама их проявляла, печатала и помещала в альбомы, которые дарила своим родителям.

В 1900 году Эффи переехала на Блэк Рок в Мельбурне к Евфимии, сестре Генри Бейкера, которая была директором школы и одной из первых женщин, добившихся возможности прослушать курс гражданской службы в Виктории. Несомненно независимость тети «Фимы» и ее успешная карьера произвели неизгладимые впечатления на Эффи. В 1914 году мельбурнский печатник Т. Х.Хантер напечатал буклет из семи ее фотографий «Полевые цветы Австралии», который немедленно произвел фурор и переиздавался трижды (в 1917, 1921 и 1922 годах). Буклет, один из первых буклетов такого типа в Австралии, был переплетен зеленой лентой, а вставленные в рамку фотоснимки были проложены папиросной бумагой. Мельбурнская газета подметила, что палитра была «верно передана при помощи изысканной мягкости лака, используемого при ретушировании фотографий» и рекомендовала этот буклет в качестве идеального рождественского подарка. В дополнение к своим цветным фотографиям Эффи продала в целях благотворительности искусно сделанные деревянные «австралийские игрушки» и домики для кукол, а также акварели австралийских полевых цветов.Игрушки, сделанные Эффи Бейкер \ Effie Baker Collection

В 1922 году, живя в Беомарисе, Эффи и ее хороший друг Руби Бивер начали посещать встречи в New Civilisation Centre, который пропагандировал идеи "Новой мысли" – философского и интеллектуального целительского движения, появившегося в Северной Америке и привезенного в Австралию доктором из Калифорнии Джулией Сетон Сирс. Хотя «Новая мысль» и было вдохновлено христианством, это движение было скорее философским, чем религиозным. Это был призыв, который делал акценты на конструктивном мышлении и неизбежности наступления «новой эры», а также на свободных обсуждениях религиозных тем. Эффи и Руби первый раз услышали о Вере Бахаи в центре доктора Сирс, и Эффи стала вторым человеком в Австралии, после оптика из Сиднея, Освальда Уитакера, принявшим Веру Бахаи.

Они оба встретились с Гайдом и Кларой Данн, англо-ирландской парой, которые стали бахаи в Калифорнии и приехали в Австралию в 1920 году, чтобы распространять свою религию, берущую начало в Персии XIX века. Эффи понравилось выступление Гайда в Мельбурнском центре "Новой мысли". Он рассказывал о необходимости единства всего человечества, основанном на единстве всех рас и межрелигиозном взаимопонимании, и о самостоятельном поиске истины, в противовес слепому подчинении традициям, и обращался к таким заповедям Бахауллы, основателя Веры Бахаи, как равенство полов и преемственность великих религий. На Эффи произвела впечатление «смиренная искренность и вера» с которой выступал Гайд, и принятие Веры Бахаи вскоре изменило течение ее жизни.

В 1923 году вместе с Даннами она посетила Тасманию и Западную Австралию, а в 1924 году совместно с всемирно известным учителем Веры и эсперантисткой Мартой Рут она съездила в Новую Зеландию. В Окленде она узнала, что четверо новозеландских бахаи собираются на паломничество в Хайфу, в Палестину, к святым усыпальницам бахаи и приняла их приглашение присоединиться к ним. Она страдала от отравления свинцом из-за того, что смачивала свои кисти слюной, а не водой, поэтому это предполагаемое как трехмесячное путешествие было для нее возможностью совершить лечебный морской круиз, который ей давно рекомендовали. Паломники отбыли из Аделаиды в январе 1925 года, а вернулась Эффи только 11 лет спустя.

Когда она снова посетила Хайфу после паломничества и нескольких недель отдыха в Англии, Эффи приняла предложение Хранителя Веры Бахаи, Шоги Эффенди, остаться там смотрителем нового дома для паломников-бахаи из западных стран. Она очень сдружилась с женщинами в семье Шоги Эффенди, и у нее не было никаких особенных обязательств в Австралии, а жизнь в Хайфе давала ей возможность служить Вере (она никогда не видела себя в качестве спикера, как, например, Гайд Данн или Марта Рут) и познакомиться с известными людьми Запада и Востока.

Вскоре Шоги Эффенди оценил талант Эффи как фотографа и дизайнера. Ей повезло, что она переселилась в Хайфу, когда он работал над первым Ежегодником Бахаи, публикацией, освещавшей деятельность бахаи по всему миру, в настоящее выходящим под названием The Bahá'í World. Ранние тома были полны ее фотографий монументальных садов бахаи на горе Кармель, которые считались самыми красивыми во всем Израиле. Эффи также изготовляла модели ландшафтов, чтобы помочь Шоги Эффенди в планировке новых секций садов.

Самое сложное задание было у нее в 1930 году, когда Шоги Эффенди срочно понадобились фотоснимки большого количества мест, связанных с истоками религий Баби и Бахаи. В спешке необходимо было заснять множество городов и зданий, которые разрушались в связи с персидской государственной программой по полной модернизации. К тому же, Шоги Эффенди завершал перевод «Повествования Набиля», эпического рассказа о корнях религии, и ему требовались фотографии для первого издания.

Во времена, когда европейским женщинам было небезопасно появляться в регионе, Эффи путешествовала поездом и на машине по Ираку и Персии, где условия жизни колебались от краткой роскоши в тегеранских отелях до холодных ночных странствий на перегруженном муле по крутым каменистым склонам. Трехмесячная командировка растянулась на восемь месяцев. Она переезжала с места на место, скрывая свой Кодак и вторую камеру на фотопластинках с тройным увеличением. Да и сама она была зачастую скрыта под черной абайей.

Полное отсутствие фотопринадлежностей в стране и необходимость проверки сделанного, прежде чем переезжать на другую территорию, стали настоящей проверкой фото-мастерства Эффи. Из-за отсутствия темной комнаты и водопровода ей приходилось проявлять пленку ночью и убеждаться, что у нее есть, по крайней мере, один хороший снимок данной местности. Она вернулась в Хайфу с более тысячей хороших фотографий, около 400 из которых были напечатаны.

Эффи вернулась в Гоулдзбро в феврале 1936, где она оставалась до переезда в Сидней в том же году. Она постоянно делилась своими фотографиями и художественными работами с друзьями, хотя и не любила публичности и признания уникальности ее жизненного опыта и достижений. Остаток своей жизни она посвятила растущей австралийской общине бахаи и, особенно, детям, которые получали от нее подарки и слушали ее рассказы о приключениях. Она умерла в январе 1968 года, когда ее фотоработы были известны только узкому кругу ее знакомых. В 1981 – 1982 годах они были включены в национальную выставку австралийских женщин-фотографов 1890 – 1950 годов. Именно с того времени она получила большую известность.

Грэм Гассал

Ссылки:

Annear, Judy, Merryn Gates, Australian Woman Photographers 1890-1950, George Paton Gallery, Melbourne University Union, 1981.

Hassall, Graham, "Effie Baker: A Remarkable Woman", Herald of the South 7, April 1986.

Перевод Анны Цуркан

Некоторые фотографии авторства Эффи Бейкер вы можете увидеть в фотоальбоме о жизни Бахауллы.

Можно добавить, что во время своего проживания в Хайфе Эффи Бейкер также служила смотрителем Международного архива бахаи.

Также смотрите презентацию об Эффи Бейкер (на английском)