Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Home

Нужна помощь!

BahaiArc скоро предстоит ежегодная оплата хостинга. Желающие помочь, могут перевести немного по этой ссылке.

  Поддержать инициативу

Приглашаем творческих людей!

Кто хотел бы помочь улучшить описания страниц сайта, посвященные курсам
Института Рухи?

Отзовитесь: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Билли Мари Татл родилась, возможно, в самой выдающейся семье бахаи в Америке. Ее дедушка и бабушка – Чарльз и Мария Айоас, признавшие Веру Бахаи в 1898 году, стали одними из первых верующих в Соединненых Штатах. Чарльз говорил на семи языках и был блестящим студентом, окончившим Мюнхенский Университет в Германии. После эмиграции в Соединенные Штаты, он в возрасте 21 года сдал экзамен на поступление в коллегию адвокатов Штата Канзас и работал практикующим юристом.

Мария была родом из Баварии, где ее дядя был приказчиком у короля Людвига I. Они с Чарльзом часто играли вместе детьми. Она была единственным ребенком в семье и поклялась себе самой, что когда вырастет, у нее будет 12 детей. После безвременной кончины обоих родителей она воспитывалась тетей и дядей, которые впоследствии эмигрировали в Америку в 1880 году. Они с Чарльзом снова были вместе и смогли пожениться, у них родилось 12 детей, двое из которых умерли в младенчестве. У их седьмого ребенка, Виолы, родились две дочери, Билли и Лоис. Семья Айоас перебралась в Чикаго, где Билли выросла.

Дядя Билли, Лерой Айоас, был назначен Десницей Дела Божьего Возлюбленным Хранителем Веры Бахаи, Шоги Эффенди, 24 декабря 1951 года. В следующем году он со своей женой Сильвией переехал в Хайфу в Израиль для служения во Всемирном Центре Бахаи1.

Трое дядей и тетей Билли стали Рыцарями Бахауллы и принесли послание Бахаи в страны и острова по всему миру, во многие в первый раз. Вся семья активно распространяла Веру.

Несмотря на приверженность Делу ее близких членов семьи, Билли не стала бахаи просто так2.

Однажды Билли описала, как это было сопровождать ее тетю и дядю на паломничество в Святую Землю в 1953 году и встретить ее дядю Леройя Айоаса, Десницу Дела Божьего, и Шоги Эффенди, Хранителя Веры. Это было рискованным – пересечение границы Иордании в молодой Израиль под пристальным наблюдением военных через демилитаризованную зону, допросы должностных лиц обоих государств. Любое сказанное слово или совершенное действие могло вызвать подозрение. И если бы не уговоры палестинского водителя, который внезапно появился, чтобы встретить их на израильской стороне демилитаризованной зоны, она была уверена, что попала бы под арест или, если бы не было найдено ничего особенного, призвана в армию. Водитель был послан ее дядей Леройем, чтобы привезти их в Хайфу.

Билли часто описывала ее поиски истины в годы учебы в колледже, и как она задавала вопросы о противоречивых предметах священникам, и даже как она усложняла дискуссии во время встреч для друзей, организованных бахаи. В конце концов, к восторгу своей матери, Билли стала бахаи вскоре после окончания Университета Иллинойса.

Она переехала на запад и вышла замуж за Стэнли Брэкета. Вместе они отправились на распространение послания Бахауллы в Мексику и открыли пекарню в маленькой индейской деревне, чтобы познать жизнь на периферии во время обучения Вере.

Впоследствии они вернулись в Соединенные Штаты и обосновались в Рено, Невада, где жила ее мать Виола Татл.

Билли стала учительницей начальных классов в округе Уошу, где она проработала около 25 лет. Стэнли стал главным автомехаником во всемирно известной «Ф. Харрас Аутомобиль Коллекшн», которая в шестидесятых годах прошлого века насчитывала свыше 4 тысяч классических и исторических автомобилей3. Стэнли также имел личную коллекцию из 23 студебеккеров, большинство из которых были на хорошем ходу.

Билли и ее муж помогли основать Местное Духовное Собрание в Округе Южный Уошу в Ризван 1980 года. После смерти Стэнли 28 марта 1990 года, Билли продолжала свое участие в делах Веры, часто предоставляя свой дом для встреч бахаи. В начале 2000 года в связи с ухудшающимся здоровьем она переехала в Монтерей, Калифорния, чтобы быть ближе к своей сестре Лоис и ее семье. В возрасте 80 лет Билли скончалась в резиденции в Монтерее 17 ноября 2000 года.

 

Автор – Ричард Фрэнсис

2003 год

Отрывки из жизни ранних верующих в учение Бахаи, Билли Мари (Татл) Брэкет Представлено Арденом Ли © Авторские права 2001, 2003 Местное Духовное Собрание Бахаи Рено, Невада

 

1. Лерой Айоас был назначен Десницей Дела Божьего в 1951 году. Его биографию можно прочесть в книге «Лерой Айоас», написанной Анитой Айоас Чэпмен, «Джордж Рональд Паблишерз».

2. Ребенок, рожденный в семье бахаи, не становится бахаи автоматически. Они должны объявить о своей вере в Учение Бахауллы в возрасте 15 лет или старше.

3. Вебмастер (очевидно имеется в виду вебмастер Bahá'í Faith Website of Reno, Nevada находившегося по адресу http://www.bci.org/reno/history.htm - прим. пер.) часто любил послушать рассказы Стэнли о его работе по реставрации классических машин для «Харрас Аутомобиль Коллекшн». Один из таких рассказов был о том, как мотор Фары был установлен на Джип «Вагонир» для того, чтобы получить допуск к участию в Гонке «Баджа».

Этот документ в формате MS Word

 

 

 

Клара и Гайд Данн одни из немногих бахаи, которые стали пионерами в ответ на Скрижали Божественного Предначертания Абдул-Баха. Они отправились в Австралию, где их совместные усилия в течение нескольких декад привели к основанию прочного столпа всемирной общины бахаи. Им обоим Шоги Эффенди присвоил звание Десница Дела Божьего – Гайду посмертно в 1951, а Кларе в 1952 году.

Clara DunnHyde Dunn
Клара и Гайд Данн

Фотография взята с сайта:
Bahá'í International Community

Гайд, сын химика, родился в Лондоне 5 марта 1855 года. В молодости он работал в Англии и Франции до переезда в Северную Америку с его первой женой, Фанни. Он работал разъездным продавцом в молочной компании Borne's Milk Company. Приблизительно в 1905 году в Сиэтле Гайд нечаянно услышал Уорда Фитцджеральда, который цитировал слова Бахауллы, сказанные Э.Г.Брауну: «Эта Земля – единая страна, а человечество ее жители, не воспринимай никого как иностранца» (ранний перевод). Гайд был заворожен этими словами и скоро стал бахаи. Он начал путешествовать с Фитцджеральдом, чтобы поделиться этим посланием с другими людьми. Впоследствии, такие выдающиеся бахаи как Торнтон Чейз, Луа Гетсингер и Элла Купер помогали Гайду в его исследованиях учения бахаи. Около 1907 года он познакомился с Кларой Девис, когда пришел в ее офис в Уолла-Уолла в Вашингтоне, чтобы разместить объявление о встречи бахаи, которую они с Фитцджеральдом проводили. Клара догадалась, что двое мужчин давно не ели и пригласила их на ужин. Она выслушала их послание и через некоторое время стала бахаи. Потом она одна жила в Вашингтоне. Клара Холдер родилась 12 мая 1869 года и в 16 лет вышла замуж за мужчину с фамилией Девис, и переехала из Ирландии в Канаду, но еще до рождения сына ее муж погиб от несчастного случая. Она не могла одновременно воспитывать ребенка и зарабатывать на жизнь. Заботу о ребенке взяла на себя семья ее мужа.

Гайд с энтузиазмом обучал Вере Бахаи в Калифорнии и был среди первых учителей в Неваде. Вопрошающие и искренние письма Гайда к Торнтону Чейзу касательно глубинных сторон учения Веры побудили их получателя написать несколько страниц, посвященных таким темам как природа страха, положение персидских мучеников в сравнении с американскими бахаи, воскрешение христианского учения через откровение бахаи, ошибочное принятие святого духа за дух человека; и вдохновили Чейза написать Гайду Данну в феврале 1911 следующее: «Твои письма – такая радость для меня! В них я вижу свет искренней души, которая, попробовав божественной пищи, нашла ее такой сладкой, что теперь постоянно жаждет приобщиться к Столу Господа».

Гайд Данн и Клара Девис встретились с Абдул-Баха, когда он приехал в Калифорнию в октябре 1912 года. Гайд столько раз встречался с Учителем, сколько это было возможно. Впечатления от встреч с ним придали Гайду и Кларе силы на всю оставшуюся жизнь. Первая жена Гайда умерла в 1916 году, и годом позже он женился на Кларе. В Беркли они жили по соседству с Катрин Франклэнд, и Клара хорошо знала ее сестру Хазел Томлинсон из Санта Розы. Они были знакомы с Имоджен Хоагг и проводили встречи в домах у доктора Вудсона и Франсеса Аллена – первых бахаи в Беркли, и у Джес Ванс Мэтсона во Фрутвейле, Окленд. Агнес Александер обедала в их доме в Окленде.

Когда в 1919 году Клара и Гайд узнали о призыве Абдул-Баха к учителям, выраженном в “Скрижалях Божественного Предначертания”, и состоящем в том, чтобы те разнесли послание Бахауллы во множество земель, которые он сам уже не в состоянии посетить, они сразу же пришли к одной мысли: Гайд поднял глаза и сказал «поедем туда, куда хотел бы поехать Абдул-Баха». Они решили отправиться в путь, несмотря на ограниченные финансовые возможности. Гайд всегда был преуспевающим торговым агентом, но он с легкостью тратил свой доход на деятельность, связанную с обучением – будь то поездки, книги бахаи, хорошая одежда или еда, которую он предлагал всем, кто посещал их многочисленные встречи для друзей. Они всегда снимали хорошую квартиру или коттедж, а не что-нибудь слишком простое, чтобы иметь лучшее окружение для презентации Веры.

Когда Клара предложила Гайду одному ехать в Австралию, чтобы сократить расходы, решили отправить телеграмму Абдул-Баха, и он ответил, что оба должны ехать. Когда некоторые бахаи из Сан-Франциско выразили озабоченность, что «пожилая пара» собирается ехать так далеко распространять послание бахаи, Гайд ответил, что он скорее умрет, чем не ответит на призыв Абдул-Баха. После двух месяцев временного пребывания на Гавайях и короткой остановки в Самоа Данны прибыли в Сидней 10 апреля 1920 года. Их ограниченные финансовые возможности создавали определенные трудности в первые несколько месяцев, пока Клара не сумела найти работу. Однако в течение года Гайд получил должность разъездного торгового агента в молочной компании «Бахус Марш Милк Компани» (вскоре купленная «Нестле») в Новом Южном Уэльсе. Обычно в течение недели он ездил по небольшим городам внутри штата, в то время как Клара оставалась в снятом коттедже в столице штата и приглашала всех на встречи на выходные, когда Гайд был дома. Когда за первый год он превысил показатели всех других торговых агентов компании, он попросил, чтобы его назначили агентом «между штатами». В последующее десятилетие его работа позволила побывать ему в каждом штате и каждом крупном городе страны.

Послевоенный скептицизм, дополненный растущим разочарованием из-за сектантства и догматизма основных церквей, способствовал возрастанию интереса к альтернативным религиям и философским течениям в австралийском обществе. И Гайд продолжил обучать Вере, как он это делал в Северной Америке, обращаясь к религиозным группам нью-эйдж и "Новой мысли". Например, в 1923 году в Мельбурне он по пятницам произносил речи в доме травника перед аудиторией в количестве более ста человек, во время другой поездки в столицу Виктории Данны выступали по приглашению теософской ложи, обществ медиумов, оккультной церкви и лицейского клуба. После двух лет таких путешествий и встреч один сиднейский оптик Освальд Уитакер, который интересовался теософией, принял данное Гайдом Данном определение любви как «единого закона и силы Великой Вселенной» и стал первым австралийским бахаи. Вскоре фотограф и дизайнер Эффи Бейкер приняла послание Данна, услышав его в Мельнбурнском New Civilisation Centre. К июлю 1923 года Гайд посетил 225 городов – в среднем по одному новому городу каждые четыре с половиной рабочих дня с начала работы в Нестле.

Клара была щедрой натурой и собирала вокруг себя других, чтобы сплотить всех для благого дела. Страдания, постигшие ее в молодости, научили ее сопереживать как тем, кто был рядом, так и тем, о бедственном положении которых она узнавала. У Гайда был дружелюбный характер и заметная внешность. У него остался английский акцент, и он говорил обаятельно и вдохновлено. «С сердцем, наполненным пламенем любви к Господу, – объяснял он однажды своему другу из Новой Зеландии, – мы можем взойти на любую трибуну, обратить наши лица к Бахаулле и провозглашать с уверенностью и силой Его Благую Весть всем людям. Благодаря Его помощи сердца всех слушателей будут затронуты, а их понимание будет происходить от силы Духа. Это позволит публике видеть глазами сердца, которое все объемлет». Имея деловые знакомства, Гайд внимательно наблюдал за политической и экономической ситуацией, хотя чувствовал, что ему недостает умений, чтобы полностью выразить себя. Так он однажды отметил, что рад иметь друзей, которые помогают ему «восполнять его недостаток знаний и умений». В разговорах и переписке со своими друзьями бахаи он делился своим энтузиазмом по тщательному изучению священных писаний. Однажды он написал Гретте Ламприлл, что «Сокровенные слова» были для его «томящейся души подобно бальзаму или чистой воде в жаркой пустыне поиска и томления».

Таким образом Данны лелеяли маленькие и изолированные общины бахаи Австралии и Новой Зеландии и подталкивали их к созданию Национального Духовного Собрания. Первое Местное Собрание было образовано в Мельбурне в декабре 1923, следующее за ним было создано в Персе в июле 1924 и в декабре 1924 в Аделаиде. Собрание также было образовано в Сиднее в апреле 1925 года и в Окленде в начале 1923. У этих собраний не было прочного основания, и они приходили в упадок, когда Данны переезжали в другой город. Для их оживления были необходимы последующие визиты.

Когда во время своего паломничества в 1932 году Клара встретилась с Шоги Эффенди, Хранитель указал на необходимость сформировать Национальное Собрание, что и было сделано в 1934 с помощью делегатов, прибывших из Собраний Аделаиды, Сиднея и Окленда (Новая Зеландия). Гайд был членом этого Собрания первый год его существования. Ему было уже за 70 лет и Шоги Эффенди проинструктировал национальный институт обеспечить комфорт этим пионерам, которым общины бахаи Австралии и Новой Зеландии были стольким обязаны. Хранитель испытывал большую любовь к Гайду Данну. В книге God Passes By он говорит о нем как о «великодушном и героичном». И он упоминает Даннов среди пионеров, о которых пишет в Advent of Divine Justice как о тех, кто «заслужил непреходящее почитание, первыми возвестив «Я Баха-ул-Абха» на таких высоко значимых и распределенных по обширной территории центрах и местностях, как … острова в Тихом океане … Австралия и Новая Зеландия…» Тех, кто стал бахаи, услышав послание Даннов, насчитывается боле сотни, а они, в свою очередь, помогали образовывать стойкие общины бахаи в других районах Южнотихоокеанского региона. Такие известные бахаи, как Гретта Ламприлл, Берта Доббинс, Гарольд и Флоренс Фитцнер, которые стали Рыцарями Бахауллы во время Мирового крестового похода, были привлечены к Делу Бахауллы в 20-х годах Кларой и Гайдом Даннами. К 1933, проработав в Австралии 11 лет, Гайд ушел в отставку почти в 80 лет. Он умер в Сиднее 17 февраля 1941 года.

Клара всегда считала, что Гайд лучше ее, как оратор. Но после его смерти друзья обратились к ней, ожидая, что она займет его место. Она всегда начинала свою речь с вопроса Абдул-Баха: «знаете ли вы, в какой день вы живете?» В более поздние годы ее речь была наполнена мольбами, она часто читала наизусть молитвы «О Ты, Несравненный Боже!» и «О Боже! О Боже! Вот птица с подбитым крылом, и полет ее замедлен…» Когда при начале новой фазы обучения Национальное Собрание в 1943 году призвало пионеров, Клара посилилась в Брисбане на несколько месяцев. Затем она возобновила поездки в крупные центры, прекратившиеся было в годы болезни Гайда. Она посещала бахаи в Аделаиде, Сиднее, Мельбурне, Хобарте, а также множестве маленьких городах, всегда рассчитывая возвратиться в декабре-январе, чтобы принять участие в летней школе в Школе бахаи в Еринбуле к югу от Сиднея в качестве гостя оргкомитета, в комнате, расположенной рядом с залом, посвященном Гайду Данну. Участники многих школ в 40-х и 50-х имели счастье услышать воспоминания «матери» Данн о том, как она встречалась с Абдул-Баха, и о годах ее странствий с Гайдом. Последний раз она посетила летнюю школу в 1959 году.

29 февраля 1952 года Шоги Эффенди назначил Клару Данн Десницей Дела Божьего. В свои преклонные годы она собралась с силами, чтобы выполнять свои возросшие духовные и административные обязанности. В начале Мирового крестового похода Хранитель направил ее на посещение общин бахаи Австралии и Новой Зеландии, а в октябре 1953 года она участвовала в конференции в Нью-Дели. В апреле 1954 года Хранитель назначил ее попечителем континентального фонда Австралии, в то же время Шоги Эффенди попросил ее назначить двух членов в только что образованные Вспомогательные Коллегии. На национальном съезде Клара назначила Х. Коллиза Физерстоуна и Тельму Перкс. Физерстоун позже был возведен в ранг Десницы Дела Божьего, а Тельма Перкс впоследствии служила в Континентальной Коллегии Советников Австралазии. Они оба очень много помогали Кларе в исполнении ее обязанностей, часто писали доклады Хранителю от ее имени. Ее спутница по поездкам между штатами, Тельма, с 40-х годов была словно дочь Даннам, даже прежде чем она сама стала бахаи, впоследствии она удостоилась привилегии помогать Кларе в ее работе в качестве Десницы Дела Божьего.

Клара несколько раз отваживалась посетить друзей-бахаи в Новой Зеландии. Она побывала на их летней школе в 1954 году и представляла Хранителя на их первом учредительном Национальном съезде в 1957 году. Физически слабая она оставалась крепка духом. Позже, в том же году, она настояла на участии во встречи Десниц Дела Божьего созванной после внезапной кончины Хранителя. С ранних лет, в которых она испытывала постоянные личные страдания, Клара Данн жила, чтобы трансформировать свою боль в духовную радость в результате жизни, посвященной служению и молитвам. Она скончалась в Сиднее 18 ноября 1960 года. С ранних лет, когда она испытывала сильнейшие страдания, Клара Данн прожила жизнь, трансформируя свою боль в духовную радость благодаря служению и молитвам.

Грэм Гассал

Опубликовано в Интернете (на английском): январь 2000

Библиография

Australian Bahá'í Bullein (various, 1934-1960).

Hassall, Graham, "Outpost of a World Religion: the Bahá'í Faith in Australia 1920-1947", Journal of Religious History, 16:3, June 1991.

Shoghi Effendi, Advent of Divine Justice, Bahá'í Publishing Trust, Wilmette, 1990.

- God Passes By, Bahá'í Publishing Trust, Wilmette, 1970.

Alexander, Agnes, History of the Bahá'í Faith in Hawaii 1902-1942.

Australian Bahá'í Bulletin (various numbers 1944-1990)

Dunn Papers, Australian Bahá'í Archives.

New Zealand Bahá'í Archives. MS 22.12.02.

Thornton Chase Papers. M4 Bos 2/13. US Bahá'í Archives.

Использованы материалы Библиотеки исследователей Веры Бахаи www.bahai-library.com 

У нас на сайте имеется отдельная страница о Хайде Данне, Деснице Дела Божьего.

1874 - 1951

 

Луис Г. Грегори
Луис Г. Грегори

Фотография взята с сайта:
Bahá'í International Community

Луис Г. Грегори родился в г.Чарлстон в Южной Каролине 6 июня 1874 г. Ему было всего пять, когда умер его отец. Его матери и ее двум сыновьям приходилось тяжело, они иногда голодали, пока она не вышла замуж повторно. Его отчим хорошо относился к нему, и когда мальчик подрос, отдал его на ученичество к портному. Позднее его отчим оплатил расходы на первый год обучения в Университете Фиска, а потом Луис сам себя обеспечивал на протяжении школьных лет, получая стипендии, работая уборщиком, занимаясь глажкой и шитьем одежды для студентов, и иногда подрабатывая официантом во время летних каникул.

После окончания Университета Фиска он преподает в институте Эйвери, маленькой частной школе для одаренных учеников содержащейся выходцами с севера. Он там обучался в свое время. После этого периода обучения он начинает изучать юриспруденцию в Университете Хауарда и получает степень бакалавра юридических наук 26 марта 1902 года. После сдачи необходимых экзаменов он начинает юридическую практику в Вашингтоне, где у него устанавливаются партнерские отношения с другим юристом, Джеймсом А. Коббом. Они работали вместе до 1906 года, когда Луис получил должность в Государственном казначействе США. Джеймс А.Кобб, позднее назначенный окружным прокурором, так отзывался о Луисе Грегори:

«Я имел честь быть близко знакомым с г-ном Грегори с 1895 года и до его смерти. Я знал его студентом, учителем, практикующим юристом, лектором и другом, и во всех этих ролях он проявлял себя выдающимся и сильным человеком. Иными словами, он был отличным студентом, с замечательным характером и человеком с великим умом, который он посвятил улучшению мира людей».

Луис впервые услышал о Вере Бахаи когда работал на правительственной работе в 1908 году. Он всегда вспоминал с любовью и признательностью об утонченном белом южанине, сотруднике в том же департаменте, который первый упомянул о Деле такими словами: «Я думаю это то, что тебе будет интересно. Я слишком стар, чтобы изучить это. Ты молод и тебе будет интересно этим заняться». Хотя тот человек сам и не принял Веру, он познакомил Луиса с семьей Джозефа Ханнен, бахаи в Вашингтоне, которые обучили его и на своем примере показали красоту Учения, тем самым привлекши его сердце. Первая скрижаль от Абдул-Баха была передана ему через г-на Ханнена. Абдул-Баха призывал его послужить источником руководства для белой и черной расы.

С сердцем полным ожидания Луис испросил разрешение посетить Святой Порог и в ответ получил еще одну скрижаль в начале 1910 года. В ней Абдул-Баха порекомендовал отложить паломничество на некоторое время.

Однако, благодаря Щедрости Господней двери открылись, и в 1911 году, когда Абдул-Баха был в Рамль (Ramleh), в Египте, Луис посетил Его. Он прибыл в Рамль 10 апреля 1911 года. Там, и позднее в Хайфе и Акке, куда он приехал посетить священные Усыпальницы Баба и Бахауллы, он припал к океану вдохновения, руководства и стойкости. Его заметки об этом визите и выдержки из некоторых скрижалей, полученных им от Абдул-Баха, напечатаны в буклете A Heavenly Vista.

The words of 'Abdu'l-Bahá described this visit in Tablets written at that time, for it was apparent that this was not an ordinary pilgrimage. To an American Bahá'í 'Abdu'l-Bahá wrote: "Mr. Gregory arrived with the utmost love and spirituality and returned with infinite happiness. He added to his faith and found firmness and steadfastness. Undoubtedly you shall see these things at the time of his arrival. It is my hope that he may become the cause of increasing the love of the friends and the maid-servants of the Merciful."

Луис не сразу вернулся в Соединенные Штаты, а по просьбе Абдул-Баха посетил Германию сопутствуемый божественными подтверждениями, о чем написал сам Абдул-Баха.

Луис Грегори возвращается в Соединенные Штаты счастливым и окрыленным, полным рвения и целеустремленности воплотить ожидания и надежды Абдул-Баха. Он принимается за труд, который неколебимо выполняет до самой смерти – объединение белых и черных людей всего мира и помощь в установлении единства человечества.

Во время визита Абдул-Баха в Соединенные Штаты в 1912 году Мирза Али-Кули Хан и г-жа Хан, оба бахаи, организовали в Его честь прием в Вашингтоне. Хан был в то время поверенным в делах представительства Персии в столице США. Многие видные люди были приглашены, некоторые из которых представляли официальные и социальные круги Вашингтона, а также некоторое число бахаи. Всего за час до приема Абдул-Баха известил Луиса Грегори, что он может придти к Нему на обещанную встречу. Луис приехал, и ему было предложено почетное место справа от Учителя. Тот сообщил, что очень рад видеть здесь г-на Грегори и затем, совершенно естественным образом, как будто ничего необычного не произошло, продолжил обращение на тему единства человечества.

Луис Грегори взял в жены Луизу Мэтью 27 сентября 1914 года в Вашингтоне, свадьба происходила в доме Ханненс. Несмотря на межрасовую природу брака и многочисленные преграды, семейные узы только укреплялись.

Г-жа Агнесс Парсонс посетила Абдул-Баха на Святой Земле в 1920 году. Он попросил ее приложить усилия для создания дружеских отношений единства и приязни между белыми и черными. В результате была проведена Первая конференция по межрасовому единству. Она была проведена 19-21 мая 1921 года в Вашингтоне и имела огромный успех, собрав способных и влиятельных представителей обоих рас. Г-н Грегори был одним из выступающих и рассказал о проведенной конференции в Star of the West. (vol. 12, p.115, June 1921.)

Вполне возможно, что никто из учителей Веры не ездил более интенсивно по Соединенным Штатам, чем Луис Грегори. Живя очень скромно, жертвуя в каждой поездке, он разговаривал с людьми в школах, колледжах, церквях, на форумах и конференциях по всей стране. Удивительное сочетание скромности и храбрости, мягкости и твердости, а также стойкости – он встречался с высокопоставленными и обычными людьми, богатыми и бедными, образованными и неграмотными, и предлагал им чашу Живительной Влаги. Он обращался к протестантам, католикам и иудеям, а также группам не принадлежащим никакой религии и везде его принимали.

Более тридцати пяти лет Луис Грегори был среди ведущих деятелей движения расового примирения. На посту председателя Национального комитета бахаи по расовому единству или в качестве его члена, он служил в нем много лет, и был неутомим в своей работе по продвижению единства. Он не отступал перед лицом противодействия как со стороны некоторых бахаи так и извне. В Атланте в 1947 году Ку-клукс-клан прервали межрасовую встречу бахаи. Некоторые бахаи были выселены своими арендодателями из-за того, что к ним приходил Луис. Такое противодействие только способствовало развитию Веры Бахаи.

В Грин Эйкр, г. Элиот, штат Мэн проводились конференции единства, на которых выдающиеся лидеры выступали с одной трибуны вместе с Грегори – кто был движущей силой и организатором, хотя часто совершенно не афишируя этого. Он никогда не терял из виду цели.

Он был избран членом Национального Духовного Собрания и преданно служил на этом посту на протяжении многих лет. После избрания Шоги Эффенди написал ему, что рад тому, что его избрали. Однако Хранитель посоветовал ему сосредоточиться в первую очередь на деятельности по обучению и организовать свои дела таким образом, чтобы административные функции никоим образом не сдерживали его эффективность в работе по обучению. Этого Луис Грегори достиг путем организации поездок по обучению таким образом, что расписание позволяло ему принимать участие в заседании Национального Духовного Собрания. О высокой оценке его безотказного, надежного и верного служения свидетельствуют многочисленные письма, которые он получал от Хранителя на протяжении многих лет. Он сделал Хранителя счастливым, о чем тот писал: "Ваше письмо наполнило мое сердце силой и радостью..."

Потенциал Луиса Грегори был разносторонним, он одинаково блистал и как делегат на съезде, и в качестве секретаря съезда, и как секретарь Национального Духовного Собрания, ведущий записи, и в качестве оратора и в качестве писателя. Его статьи публиковались в Star of the West, The Bahá'í Magazine, the World Order Magazine, и практически в каждом выпуске Bahá'í World. Эти статьи, как и его выступления, продуманны, основываются на фактах и наполнены духом любви и восторга, которые были характерны для его жизни.

Дважды по приглашению великого черного педагога, Букера Т. Вашингтона, Луис Грегори посещал Таскиджийский институт, и ему предлагали рассказать студентам о Вере Бахаи. Их ответ на идеалы и принципы Бахаи был преисполнен энтузиазма. Здесь он познакомился д-р Джорджем Вашингтоном Карвером, который также прекрасно отозвался о Вере. Это послужило началом крепкой дружбы. Когда бы г-н. Грегори не приезжал в Таскиджи, а он побывал там много раз, у него происходили искренние и глубокие беседы с д-ром Карвером в его знаменитой лаборатории или в его комнате.

После серьезной операции и все нарастающей слабости, ограничивающей его свободу передвижения, ему пришлось осесть в Элиот и совершать более короткие поездки. Луис занялся перепиской и углубленным изучением Учения. Его духовное осознание стало более ярким. В его жизни снова сияло яркое пламя. Он стал еще ближе сердцем к своему возлюбленному, к Хранителю.

30 июля 1951 года Луис Грегори скончался. Его тело на следующий день было предано земле на кладбище в Элиот, штат Мэн. В ноябре того же года состоялась поминальная служба в Доме Поклонения Бахаи в Уилметте, Иллинойс, в которой приняли участие друзья из разных частей Соединенных Штатов и Канады. Школа бахаи и первая радиостанция бахаи в Соединенных Штатах, WLGI, названы в его честь.

Луис Грегори поистине обладал «золотым сердцем».

 

Н. Ричард Франсис

Истории из жизни первых верующих. Н. Ричард Франсис.

Использованы материалы Библиотеки исследователей Веры Бахаи www.bahai-library.com

 

Также смотрите Louise Mathew Gregory, Sowing the Seeds of Racial Harmony

 

 

Артур Дал

Доктор Артур Дал (Dahl), бывший заместитель директора-исполнителя Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в ранге помощника Генерального секретаря ООН. В настоящее время д-р Дал является координатором аспирантской программы «Последипломное образование в экологической дипломатии», проводимой Женевским университетом совместно с ЮНЕП.

Доктор Дал родился в Калифорнии, в 1942 году. Получил степень магистра биологических наук в Стэндфордском университете и степень доктора философии (в биологии) Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. Он занимал ряд высоких должностей, связанных с экологией: был членом правления кафедры ботаники Смитсонианского института, Вашингтон, федеральный округ Колумбия (США) (1970–1974); региональным советником по экологии южно-тихоокеанской комиссии, Новая Каледония (1974–1982), и независимым консультантом по экологии в международных организациях и правительствах (1982–1989).

Более 60 научных и популярных статей Артура Дала, посвященных экологии, были опубликованы в специальных журналах по окружающей среде и в официальных отчетах. Он был одним из авторов издания «Марк Тоби: искусство и вера», в которой рассматривается творчество этого американского художника.

Артур Дал был представителем от Международного Сообщества Бахаи на конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды (1972), работал в секретариате Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992) и помогал готовить Повестку дня на XXI век, кроме этого был в числе организаторов нескольких панельных мероприятий Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002).

Сейчас д-р Дал является президентом Международного экологического форума и входит в состав правления ассоциации "Этический бизнес строит будущее" (прежнее название Европейского форума бахаи-предпринимателей). Артур Дал женат, имеет двух детей. Проживает в Женеве, Швейцария.

На русском языке издана книга: Дал А.Л. Пока не поздно… Пер. с англ. – СПб.: Единение, 1995. – 140 с.

Биографии бахаи собраны на сайте BahaiArc в разделе жизнеописания.

1927-2020

Бывший член Всемирного Дома Справедливости.Douglas Martin

Дуглас Мартин, один из авторов книги «Новая Мировая Религия: Вера Бахаи», а также автор статей и научных монографий на темы Веры Бахаи, занимавший пост члена Всемирного Дома Справедливости с 1993 по 2005 гг.

Дуглас Мартин родился в Онтарио, Канада, в 1927 г. Он получил степень бакалавра в области бизнес-администрации (Университет Западного Онтарио) и степень магистра в области истории (Университет Ватерлоо). С 1960 по 1985 гг. г-н Мартин служил в Национальном Духовном Собрании Канады, занимая пост секретаря с 1965 по 1985 гг. В 1974 г. он стал одним из основателей Ассоциации исследователей бахаи и служил в ее исполнительном комитете с 1974 по 1985 гг.

С 1985 г. по приглашению Всемирного Дома Справедливости г-н Мартин и его супруга Элизабет переехали на Святую Землю, где ему предложили пост директора отдела общественной информации во Всемирном Центре Бахаи в Хайфе, Израиль. Дуглас Мартин стал одним из основателей этого отдела, представительства которого постепенно были открыты в нескольких крупных городах, в том числе в Нью-Йорке, Лондоне, Париже и Гонконге.

В 1993 г. Дуглас Мартин был избран во Всемирный Дом Справедливости; его служение в этом институте завершилось в 2005. Дуглас Мартин исполнял обязанности главного редактора международного журнала One Country и серии ежегодников The Baha'i World. Вместе с Уильямом Хетчером, Дуглас Мартин автор книги «Новая Мировая Религия: Вера Бахаи»; впоследствии книга стала хрестоматийной для изучения Веры Бахаи в университетах и была переведена на множество языков. Им написано несколько статей и монографий на темы преследований бахаи в Иране, истории Веры Бахаи и Административного порядка. Г-н Мартин также много раз выступал с лекциями на эти темы. После своей отставки Дуглас Мартин жил в Торонто (Канада) и много путешествовал. В Россию приезжал два раза зимой 1990 и 1992 годов, и в сентябре 2009 года.

Дуглас Мартин скончался в г. Торонто 28 сентября 2020 года. Всемирный Дом Справедливости разослал всем Национальным Духовным Собраниям такое послание по случаю кончины Дугласа Мартина.

 

Биографии бахаи собраны на сайте BahaiArc в разделе жизнеописания.

Хаджи Ахунд

1842-1910

Хаджи Мулла Али-Акбар — "Хаджи Ахунд'' (Апостол Бахауллы)

Апостол Бахауллы

"Хаджи Ахунд" — "ученый" — было имя данное Мулле Али-Акбару, одному из четырех Десниц Дела Божьего, назначенных самим Бахауллой в конце 1880-х гг.

Хотя он и имел образование в сфере светских наук, философии и юриспруденции религии, и часто посещал собрания философов, мистиков и шейхов, он жаждал истины. Неудовлетворенный, он чувствовал, что отклоняется от истинного пути, поскольку в тех кругах не находил ни страсти, ни радости, и ни следа любви. Он был глубоко разочарован бесчисленными сектами, возникшими вокруг Веры Мухаммада – каждая со своими убеждениями, противоречащими друг другу мнениями и целями; каждая из них заявляла, что открывает духовную истину и является единственной, следующей по верному пути.

Но когда этот человек выдающихся душевных качеств, прочтя одну из немногих рукописей Китаб-и-Иган (Книги Несомненности), нашел Веру — около 1861 г., когда ему было 19 лет — он с головой погрузился в океан Веры, желая найти скрытые в нем сокровища и не довольствуясь возможностью просто "купаться" в его волнах.

Али-Акбар был беден и не имел никакого звания; он начал смиренно познавать все, что он мог о новом Откровении, являясь, согласно словам Абдул-Баха, примером "того, кто сначала учится сам, а затем учит других". Но вскоре его любовь к Бахаулле воспылала с таким жаром, что это чувствовали все, кто с ним встречался. Он успешно обучил великое множество людей. Воистину, он представлял собой воплощение слов Баха-Уллы, открытых в Послании к одному из других Десниц Дела Божьего —  Ибн-и­-Асдаку; это послание описывает качества истинного бахаи:

"О друзья! Любовь Бога должна пылать в вас так ярко в эти дни, чтобы жар ее сиял явно в крови вашей, во всех членах ваших тел, чтобы воспламенил он народы мира и помог им обернуться к горизонту Возлюбленного".

Как только он стал бахаи, страдания и преследования стали его уделом. Фанатики-студенты теологии изгнали его из города Машад. По возвращении в родной г. Шахмирзад, он начал обучать Вере там. Полные страха враги вновь изгнали его, и он уехал в Тегеран вместе с семьей. Когда он стал там известен как бахаи, его учение вызвало яростный протест со стороны духовенства. Абдул-Баха называет его неистовым, известным в качестве сумасшедшего. Из-за его новой Веры люди всех рангов в Тегеране издевались и насмехались над ним. Когда он проходил по улицам, на него показывали пальцами, называя его бахаи!

Как только начинались беспорядки, его арестовывали первым. Это происходило столь часто, что когда начинались волнения, Мулла Али-Акбар надевал тюрбан и "аба" (плащ) и сидел в ожидании, поскольку его враги никогда не упускали возможности послать в его дом жандармов и отправить его в тюрьму.

Первый раз, около 1868 г., его заключили в тюрьму по приказу Муллы Алий-и-Кани, самого высокопоставленного духовного лица в Тегеране. Бахаулла направил последнему суровое послание, говоря, что сам Мухаммад рыдает в раю из-за низких деяний Муллы.

В 1872 г., по приказу Найбу'с-Салтани, губернатора Тегерана, Али-Акбара вновь заключили в тюрьму на 7 месяцев. Это случилось всего лишь три дня спустя после его свадьбы с Фатими-Ханум, которая всю жизнь была его преданной супругой и спутницей. Известно, что в это время он жил в разрушающейся комнате, а все его имущество состояло из овчины и чайника!

Мулла Али-Акбар переносил лишения тюремного заключения с радостью, гордостью и благодарностью. В темной тюремной камере, с цепью на шее и ногами, закованными в кандалы, он очень страдал в этой тюрьме, так же как и во многих других мрачных темницах Персии, где за 6 заключений он провел в общей сложности семь лет. Бахаулла описывает, как обитатели рая возвышали голоса свои и объявляли радостную весть о том, что Али-Акбар вступил в темницу на пути Бога; осыпая его благословениями, Бахаулла побуждает его исполниться радости, поскольку он испытывал жестокие лишения на пути Бога.

После освобождения из своего первого тюремного заключения Али-Акбар путешествовал по Северной Персии, где он воодушевлял и вдохновлял друзей. Бахаулла, заверяя его в Божественном содействии в делах и во всей его жизни, восхвалял его "величайшее служение" в объединении душ и возбуждении в них любви друг к другу.

Во многих других посланиях к нему и другим Десницам Дела Божьего Бахаулла побуждал их путешествовать по общине и внушать друзьям силу Веры, освещать их лица лучезарным светом Его Откровения и возжечь в их сердцах пламя любви к Богу.

Во время же ужасного двухлетнего заключения Хаджи Ахунда в Казвине в 1891-93 гг. вместе с Хаджи Амином, который был одним из первых Доверенных по Хукукулла (а посмертно Хранитель назначил его Десницей Дела Божьего), Бахаулла открыл знаменитую молитву за Десниц Дела Божьего:

«Свет и слава, почтение и хвала Десницам Дела Его, чрез коих воссиял свет стойкости и утвердилась истина о том, что право выбора принадлежит Богу, Владычному, Могучему, Неограниченному; чрез коих вздымается океан щедрот и повсюду разносятся ароматы милостивого благоволения Божиего...»

Фотографию этих двух великих людей, в цепях и кандалах сидящих с абсолютной покорностью и спокойствием, Абдул-Баха повесил в коридоре Своего дома, напротив Своей комнаты – такую радость приносил Ему их пример непоколебимости и веры.Hají Ákhúnd and Hájí Amín \ Десницы Дела Хаджи Ахунд и Хаджи Амин

Абдул-Баха писал: "Да увидите вы силу Бога! Несмотря ни на что, он был в безопасности. В очевидной борьбе с тиранами, сколько бы они ему ни угрожали, он бросал им вызов. Его невозможно было покорить. Все, что он должен был сказать, он сказал. Он был одной из Десниц Дела Божьего, стойкий, непоколебимый, непреклонный. Хотя жизнь его в каждый миг висела на волоске, и недоброжелатели подстерегали его, поскольку он всюду был известен как бахаи – он был защищен от всякого вреда, он оставался сухим в морской глубине, прохлада обвевала его в огне – до самого последнего дня его жизни.

Возлюбленный Хаджи Ахунд также непосредственно участвовал в одном из эпизодов, связанных с останками Баба, которые друзья в течение 50 лет скрывали в различных местах, известным лишь назначенным доверенным Бахауллы. Однажды все хранители были замучены и убиты, и никто не знал, где скрыты останки Баба (они были замурованы в кирпичной стене мечети). Именно Хаджи Ахунд нашел их и скрыл в заброшенном здании. Ведомый Провидением, он перевез их в специальном футляре в дом одного из верующих в Тегеране (который ничего не знал о священном содержимом футляра), и хранил под наблюдением в течение 14 месяцев — до тех пор, пока Бахаулла, в то время заключенный в тюрьме Акки, не передал дальнейших инструкций по перенесению останков в безопасное место. Доверие Хаджи Ахунда Бахаулле было столь велико, что, поскольку Он подчеркивал, сколь тайным должно быть следующее место хранения, Хаджи Ахунд даже не посмотрел, в каком направлении их уносят, когда останки были переданы следующему назначенному доверенному.

Мулла Али-Акбар совершил паломничество дважды и находился в присутствии Бахауллы сначала в 1873, а затем в 1888 гг. Он оставался в сиянии неизменной милости и любви Бахауллы несколько месяцев каждый раз, после чего возвращался в Иран, где посвящал все свое время служению Вере, обучению восприимчивых душ — в то время трудная и опасная задача - углублению верующих и поощрению их с любовью к служению Вере Бога.

После кончины Бахауллы Хаджи Ахунд, вместе с другими Десницами Дела Божьего, служил в местном духовном собрании Тегерана — первом в мире бахаи, и оставался верным Завету Бахауллы, который они провозглашали. Их управление общиной бахаи в то время, которое Абдул-Баха называет "День Великого Раздела", защитило верующих от атаки нарушителей Завета и помогло друзьям остаться верными Завету. Это было прелюдией к несравненному служению Десниц Дела Божьего в те дни, когда они сохранили единство и решимость в мире бахаи после события, потрясшего этот мир – смерти Шоги Эффенди.

Абдул-Баха говорил о своей великой любви к Али-Акбару, о том, как восхитительно было говорить с ним, даже о том, что он был необыкновенно крупного сложения! Он рассказывает Свой сон, в котором Али-Акбар казался еще больше, чем в жизни. Во сне, он только что вернулся из путешествия. Абдул-Баха заметил: "Дорогой друг, ты стал такой крепкий". Али-Акбар ответил: "Да ... я был там, где воздух свежий и ароматный, и вода кристально чистая, еда восхитительная ... я снова обрел энергию своей молодости. Дыхание Всемилостивого овевало меня, и все свое время я проводил в служении Богу. Я указывал на Его знаки и распространял Его Веру". Хотя земные останки его погребены в Тегеране, "его не порочный дух продолжает жить на троне истины, в присутствии могущественного Царя".

 

(адаптировано из книги Абдул-Баха "Воспоминания о верных" и Адиба Тахерзаде "Откровение Бахауллы", т. 4. Фото с сайта Baha'i International Community http://media.bahai.org)

Также смотрите истории о других Десницах Дела Божьего — Мирза Али Мухамад (Ибн-и-Асдаг), Мирза Хасан (Адиб) и  Мулла Мухаммад Таги (Ибн-и-Абхар), которым этот титул пожаловал Бахаулла.