Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Home

Abul Qasim Faizi1906-1980

Биография Абуль Касима Фейзи, подготовленная Всемирным Центром Бахаи

 

Абуль Касим Фейзи родился в городе Куме, в Иране, в 1909 (по другим данным в 1906). Этот город знаменит своими теологическими заведениями, наиболее известным из них была «Духовная школа Фейзи», в которой обучались и жили тысячами, надеясь стать великими религиозными лидерами Ирана. Его дядя по материнской линии был главой этого заведения и был известен по всей Персии и Ираку как один из лидеров шиитов Ислама.

В возрасте восьми или девяти лет, покинув родные места, он прибыл в Тегеран. Там он пошел в школу «Тарбият» (школа бахаи) где получил начальное образование, он также посещал занятия о Вере Бахаи и постепенно стал ее приверженцем.

Когда ему было 19 лет он поступил в Американский университет в Бейруте. Т.к. тот располагался близко к Хайфе, Фейзи имел честь встречаться несколько раз с Шоги Эфенди, Хранителем Веры Бахаи. На протяжении этих встреч он слышал от Хранителя, что жизненные идеалы молодёжи должны быть посвящены служению Делу Бахаи, иными словами, распространять исцеляющее послание Бахауллы, последнего Посланника Бога – послание любви, справедливости и единства человечества. Фейзи решил следовать этому руководству и после получения университетского образования по специальности «Английская литература и обучение», он вернулся в Персию. Там он провёл пять лет в деревне обучив 600 детей бахаи, которые не имели средств к получению образования. Затем он уехал в Казвин, где более 30 человек молодежи были обучены в течение года, которые потом разъехались по всему миру как пионеры и учителя Веры Бахаи. После этого он провёл год в Багдаде, где помогал Национальному Духовному Собранию Ирака и пионерам. 15 лет он провёл в Аравии, где сам был пионером.

В 1957 Хранитель Веры Бахаи возвел его в ранг «Десницы Дела Божьего» – это назначение является почетным и ответственным. С момента кончины Главы Веры, г-н Фейзи жил в Хайфе как один из «Десниц Дела Бога» постоянно пребывающих на Святой Земле.

По профессии он был писателем, зарабатывая на жизнь написанием новелл, коротких историй и драм, а также переводя книги и обучая языкам. Вот некоторые из его книг, с которыми знакомы англоговорящие друзья:

  • Flame of Fire, The Prince of Martyrs, From Adrianople to 'Akká (Пламя огня, Принц мучеников, От Адрианополя до Акки.)
  • Stories from the Delight of Hearts, an abridged translation of The Memoirs of Hájí
  • Mírzá Haydar-'Alí (Kalimat Press, 1980)
  • Meditations on the Eve of November 4th
  • Explanations of the Symbol of the Greatest Name (Объяснения Символа Наивеличайшего Имени)

Существуют некоторые из трудов на персидском, такие как: Zamana--Collection of Essays и Zonnar--Collection of Short Stories.

Использованы материалы Библиотеки исследователей Веры Бахаи www.bahai-library.com

Abu'l Qásim Faizí

Биографии бахаи собраны на сайте BahaiArc в разделе жизнеописания.

Mirza Hasan-i-Adib Апостол Бахауллы, Десница Дела Божьего1848-1919

Апостол Бахауллы, Десница Дела Божьего

Родился в 1848 году в семье высокопоставленного мусульманского священника. Еще в молодости ему дали прозвище «грамота улама» за его служение исламской литературе и поэтический талант. Он стал бахаи в 1889 году после долгой беседы с Набиль-и-Акбаром, и вскоре после этого назначен Бахауллой Десницей Дела Божьего. В 1897-1898 годах он участвовал во встречах Десниц Дела Божьего, которые помогали становлению Центрального Духовного Собрания Тегерана, прообразу будущего Национального Духовного Собрания Ирана. Затем он стал председателем этого Собрания и одним из основателей школы Табрият в Иране. В 1903 году был ненадолго арестован в Исфахане во время переворота. После освобождения отправился в Акку, где встретился с Абдул-Баха. Учитель дал ему наставление отправиться обучать Вере в Индию и Бирму вместе с американским бахаи Сидни Спрагу. Адиб умер в Тегеране в 1919 году.

 

Фотография взята с сайта: Bahá'í International Community

 

Также смотрите истории о других Десницах Дела Божьего — Мулла Мухаммад Таги (Ибн-и-Абхар), Мирза Али Мухамад (Ибн-и-Асдаг) и Хаджи Мулла Али-Акбар (Хаджи Ахунд), которым этот титул пожаловал Бахаулла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Биографии бахаи собраны на сайте BahaiArc в разделе жизнеописания.

Уильям Хэтчер(1935 - 2005)

Уильям Хэтчер - доктор математики, философ, педагог, автор множества статей, книг, среди которых наибольшую известность получили: «Понятие духовности», «Новая мировая религия», «Этика аутентичных отношений», а также последняя книга, изданная на русском - «Минимализм». Др. Хэтчер родился в США, большую часть жизни прожил в Канаде и в Европе. С 1992 по 1997 годы он со своей женой Джудит жил в Петербурге, где очень активно обучал Вере, в том числе во время своих многочисленных выступлений для научных и университетских кругов Петербурга. С 1995 по 1997 годы др. Хэтчер служил в Национальном Духовном Собрании России. В последний год своего служения в Собрании он был избран председателем. Последние пять лет своей жизни др. Хэтчер активно путешествовал по университетам Северной Америки с лекциями о философии нашей Веры. Осенью 2003 года он со своей женой приезжал в Россию и, как всегда, посвятил все время своего пребывания обучению Вере в своем любимом Петербурге.

«Чья жизнь заслуживает того, чтобы о ней рассказали? Жизнь каждого, - я пришел недавно к такому выводу. Жизнь - это диалог, как индивидуальный, так и коллективный между Богом и нами. И в конце концов, вся история - священная история. Но мы потеряли способность (если она у нас вообще была) распознавать значение и страсть в том, что мы рассматриваем как «обыкновенное». Эйнштейн однажды сказал: «Каждый может быть примером того, чего стоит избежать». Жизнь - это либо невероятное приключение, либо ничего. Я выбираю первое».

Билл Хэтчер, из неопубликованной автобиографии

 

Некоторые книги У. Хэтчера

Хэтчер У. в сотрудничестве с Вадимом Номоконовым и Леонидом Осокиным. Этика аутентичных отношений / Международный образовательный проект Аксиос. – СПб.: Единение, 1999. – 155 с.

Хэтчер У. Минимализм. Пер. с англ. / Международный образовательный проект Аксиос. – СПб., 2003. – 119 с.

Хэтчер У.С. в сотрудничестве с В.Н. Номоконовым и Л.М. Осокиным. Этика аутентичности, Глава 1. 2-е из. расш. и допол. Санкт-Петербург – 1998. – 80 с. / Международный проект морального образования

Хэтчер У.С. Понятие духовности. – Киев: МП «Феникс»., 1992. – 72 с.

Хэтчер У.С. Научное доказательство существования бога. – Киев: МНТП «ИМПАКТ»., 1992. – 18 с.

Хэтчер У.С. Беседы о религии и морали; часть 2 / – СПб. 1996. – 40 с.

Хэтчер У.С. Беседы о религии, науке и морали; часть 5 / – СПб. 1997. – 48 с.

Хэтчер У.С. Экономика и моральные ценности. Пер. с англ. С.-Петербург. / Проект морального образования, 1997. – 32 с.

Хэтчер У.С. Китаб-и-Агдас: принцип причинности в мире бытия. Пер. с англ. С.-Петербург. / Международный проект морального образования AXIOS, 1998. – 48 с.

Хэтчер У.С., Мартин Дж. Д. Новая мировая религия: Вера бахаи. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 1995. – 337 с.

Хэтчер У.С., Мартин Дж. Д. Новая мировая религия: Вера бахаи. / Национальное Духовное Собрание Бахаи Украины. Пер. с англ. – Киев.: ВАТ "Книжкова друкарня науковоi книги", 2001 - 272 с.

Хэтчер У.С., Мартин Дж. Д. Вера Бахаи: новая мировая религия — 2017 — 252 c.

 

Так начинаются мемуары Билла Хэтчера, которые он начал писать еще в Петербурге в 1997 году. Мемуары так и не были дописаны, а свежая распечатка с компьютера Билла сохранилась. Можно много писать здесь о том, что он значил для научного мира, мира Бахаи, о его философских, математических работах. Я хотел бы посвятить эти страницы уникальной душе Билла, которой сейчас озаряются миры Бога. В памяти всплывают моменты его лекций, когда он, подняв указательный палец, делал паузу в лекции, полностью гипнотизируя аудиторию; его заразительный смех (почти злодейский), когда он смеялся своему же анекдоту; его неуклюжесть в небольших помещениях, когда он разливал чай и озирался при этом, как нашкодивший пятилетний мальчик; его любимую позу (закинув руки за голову, откинувшись назад, закинув ногу на ногу), в которой он любил размышлять, философствовать, оттачивать свои и без того острые мысли. Я постараюсь донести до вас то, что делало его великим и таким особенным.

 

Подлинность

Вся его жизнь была наполнена подлинностью, ее поиску во всем, ее исследованию, страсти к ней, страдании из-за нее. Он страстно любил проявления подлинных чувств, искренности, неподдельности, прямоты и достоинства во всем, но прежде всего в человеческих отношениях. Аутентичность, или подлинность - главная тема одной из его последних книг «Этика аутентичных отношений». Именно внутренний магнетизм к подлинности заставил Билла влюбиться в Россию, куда он со своей женой прибыл в 1992 году.

«В России я в первый раз пережил истинные глубины экзистенциального противопоставления времени и вечности, материального и духовного, морального и аморального, страданий и радости. Я наблюдал динамику истинной религии, не как свода верований и практик, а как саму жизнь - жизнь во всех ее проявлениях - от тривиального до трагического, от комичного до безумного. Я научился тому, как можно увидеть за преградами внешней уродливости истинную красоту, красоту, которая даже более реальна и объективна, чем стерильные аккуратность и порядок, которые мы на Западе зачастую принимаем за красоту. И я увидел лик Бога во всем этом».

Билл действительно любил Россию. Помню, как почти каждая его лекция на летней школе, проходившей в ГринЭйкр (Школа Бахаи в США), включала либо историю про Россию, либо цитату русских писателей, либо цитаты Абдул-Баха о России. Однажды, для того, чтобы показать разницу между линейным пониманием мира наукой и нелинейным устройством религиозного откровения, он поставил два абсолютно разных произведения: «Аллилуйя» Генделя и «Аллилуйя» Рахманинова. Он очень любил хоры Рахманинова и русский балет.

И еще о любви к подлинности. В своей автобиографии Билл вспоминал, как еще мальчиком он размышлял со своим близким другом о жизни: «Однажды я задал своему другу Дэвиду Райту следующий вопрос: «Представь себе, что ты будешь полностью счастлив, но при этом полностью лишен рассудка, предположим, ты окажешься в дурдоме. Ты бы принял такое предложение?

Он долго обдумывал ответ. «Значит, я полностью безумен, но полностью счастлив», - повторил он. «Да, - сказал я, - ты счастлив до полного экстаза в каждый момент своего существования, но при этом полностью безумен».

«Если бы я был полностью счастлив, я бы даже не знал, что я безумен. Конечно же я бы принял такое предложение. Человек должен быть безумен для того, чтобы НЕ принять его. А ты что думаешь?»

Я сказал, что я никогда не принял бы этого предложения, хотя я и не мог тогда до конца объяснить почему. Я только мог сказать, что знать правду о реальности для меня важнее, чем быть счастливым. Если бы меня заставили выбирать, я бы пожертвовал счастьем ради истины.

Годы спустя, когда я вернулся в свой родной городок, я встретился с Дэвидом и обнаружил, что он стал полным алкоголиком в тот же год, когда я стал бахаи. Каждый из нас сделал свой выбор».

 

Острый клинок

Билл был математиком и логиком не только по профессии. Все его суждения всегда отличались особой глубиной и оригинальностью. Для меня Билл всегда был самым выдающимся философом Бахаи. Дело даже не в том, насколько хорошо он знал Писания, или мог цитировать их для применения к современным реалиям. У его острого, как клинок, ума была уникальная особенность извлекать из Писаний Веры новые логические уровни с тем, чтобы давать ответы на философские вопросы, которые просто раздирают современное общество. Например, опираясь на цитату Бахауллы о том, что религия Бога - это средство для установления единства, и другие цитаты, где говорится о природе религии, Билл постулирует, что религия - это прежде всего установление подлинных отношений между Богом и человеком, а также между людьми. Затем он говорит, что любая мораль строится на принципе, что меньшая ценность должна приноситься в жертву большей ценности. Это значит, что когда в религии на первый план выходит система принципов и догм, то она превращается в «идеологию». Затем он приводит многочисленные примеры, как это происходило в истории других религий, и показывает, чего стоит избегать в общине Бахаи (например: учить других людей надо через установление дружбы, а не пересказом им свода принципов, начиная с единства человечества с тем, чтобы они их приняли). Если религия в качестве своей главной ценности ставит соблюдение законов, она превращается в «легализм». Если в религии на первое место ставится то чувство, которое сопровождает истинное поклонение Богу, она превращается в «романтизм». И опять много примеров. Так, кубик за кубиком, Билл умел строить очень связные и логичные модели. Он мог раскодировать глубину Писаний не как мистик, а как ученый.

Он даже придумал название своему методу мышления - «Минимализм». Он объяснил этот метод в своей последней одноименной книге.

Несколько вещей всегда восхищали многих в Билле. Во-первых, феноменальная память, особенно на цифры и цитаты. Во-вторых, его умение давать четкие, минималистичные формулировки. Например, его логическое определение любви: «Способность притягиваться к тому, что мы воспринимаем ценным». В-третьих, способность обобщать и систематизировать разрозненные мнения и суждения на совещаниях бахаи. Помню, когда он был председателем Духовного Собрания России, мы могли целый час обсуждать какую-либо тему. Билл молчал, давал слово разным людям, одному за другим, казалось, даже иногда отсутствовал. Но когда всем казалось, что обсуждаемая тема слишком запутана, Билл подводил итог обсуждению, не забывая ни одного мнения, без лишней детализации, изящно и систематизировано. Потом он помогал нам прийти к решению. Лучше председателя я не видел.

 

Есть один способ сделать что-либо правильно...

Еще одно свойство, которое Билл забрал с собой в мир духа - его потрясающее чувство юмора. Он был одним из самых смешных людей, которых я когда-либо встречал. Его глаза загорались огоньком, когда у него было смешливое, задорное настроение, и он просто излучал смех. «А это называется без сдачи!» - говорил он гордо кассирше. «Свободная касса!» - опережал он стандартную фразу работников Макдоналдса, подходя к кассе, поднимая руку, и имитирую их дежурную улыбку. «Сегодня утром напечатал», - говорил он кассиру, проверявшему в обменнике доллары. Даже его юмор был юмором математика. Он любил формулировать принципы на бытовые темы: «Есть один способ сделать что-нибудь правильно - это сделать это правильно».

Помню, сразу после того, как его выбрали председателем Национального Собрания, Билл обратился к уже уставшим членам Собрания (было около 10 вечера последнего дня Съезда): «Я хотел бы поделиться своей теорией относительно совещания бахаи». По нашим рядам прошел беззвучный стон - все слишком устали, чтобы слушать теорию, но никто не возразил. «Я не знаю, откуда взялось представление о том, что совещание бахаи должно быть серьезным до сухости, официальным и скучным», - продолжал Билл - «Я думаю, что оно должно быть веселым. (Большая пауза, после билловского акцента на слове «веселым»). И я намерен его таким сделать!». На следующем совещании он попросил Ричарда Хейнсворта принести гитару, а меня в перерыве заставил петь «Бабалу Гумбалу». А сам исполнил блюз собственного сочинения «Прессовщик мусора».

 

Настоящий

Служение Вере для Билла было не просто концепцией. Как-то в узком кругу друзей мы обсуждали служение, смысл жизни. Билл сказал со всей серьезностью и искренностью: «Я молюсь, чтобы до конца своих дней я остался верным Завету». Я был удивлен. Как Билл, в верности Завету которого не приходится сомневаться, мог говорить об этом, как будто он сам не уверен в себе? Потом я понял, что эта фраза означала лишь его глубокое чувство того, что все в руках Бога, в том числе его собственная Вера.

В автобиографии Билл пишет: «С самого раннего возраста меня чрезвычайно волновал вопрос смерти, хотя я и не испытывал потерь значимых для меня людей. Я просто не хотел умирать. Я спросил у матери, что она думала о жизни после смерти. Она ответила, что не очень уверена, но, скорее всего, смерть похожа на сон. Меня очень расстроил этот ответ, и я запротестовал: «Но я не хочу быть как во сне. Я хочу быть настоящим!»

Билл был и есть «настоящий». Помню, как в 1997 году, когда он уезжал из Петербурга после пяти лет пионерства в России, мы прощались в Центре бахаи. Он постоял у порога, были сказаны слова признательности и дружбы, затем открыл дверь, повернулся ко мне - его глаза характерно заискрились смехом - и сказал: «Знаешь, а мало кто догадывается, что в душе мне все еще 3 года!» Большой Билл рассмеялся, повернулся и ушел.

Леонид Осокин

 

По материалам "Экспресс Бахаи" №6-162, январь-февраль 2006.

Биографии знаменитых бахаи читайте на специальном разделе сайта.

(1909-1982)

Десница Дела Божиего

Paul Haney Десница Дела БожьегоПол Хейни родился в семье Мэри (Мериам) Иды Паркхерст и Чарльза Фриборна Хейни 20 августа 1909 года. Его родители были активными бахаи с 1900 года и состояли в браке 17 лет к тому времени, как родился Пол. Его мать приписывала некоторую долю духовного развития тому, что он побывал в присутствии Абдул-Баха находясь еще в утробе.

Аматул-Баха Рухийя Ханум писала: «Мы знаем совсем немного об эффекте пренатального влияния на душу и недостаточно о нем (эффекте влияния) в детском возрасте, но признаки таковы, что их нельзя недооценивать. Все окружение Пола, начиная с этого первого эмбрионального посещения Учителя, было полностью бахаи, сфокусированное на Центре Завета и позднее на Хранителе». 1

В переписке между его матерью Мериам и Рухийей Ханум было отмечено, что Учитель дал ему его собственное имя, это имя было Абдул-Баха. Учитель также дал ему имя Пол для использования во внешнем мире. В 1919 году Коринн Тру также подтвердила, что Учитель дал Полу его имя. В нескольких скрижалях Учитель упоминает о Поле: "The newly born babe is blessed., and accepted in the Divine Kingdom. He is a servant of the Blessed Perfection and belongeth to Him. Thank God for having been confirmed to attain such a blessing. . . I ask God that my namesake, 'Abdu'l-Bahá, may grow and develop day by day and that his radiant face may be illumined with the light of the greatest bestowal. . . It was also noted that. . . thy dear son, Paul, feeleth greatly attracted to the Kingdom of Abha. This news imparteth the utmost joy and happiness. . . Send Paul to school; I hope he will become a verdant and fresh plant in the Abha Paradise. . . " 2

Отец Пола умер, когда ребенку было только 10 лет. После этого он воспитывался матерью Мериам, в набожности, часто претерпевая серьезные финансовые затруднения, обращаясь к Центру Завета. Служение Делу стало его стремлением в жизни. В какой-то момент, когда Пол учился в средней школе, он уверил свою мать, что ей не нужно беспокоиться, так как его не привлекает дикая жизнь, которую так много молодых людей считают необходимым подтверждением их возмужания. Ему доставляло радость быть достойным и достигать степени духовного мышления.

Пол принимал активное участие в конференциях, съездах и летних школах. Ему удалось построить близкие отношения с Мэри Максвелл, которую он встретил вместе с другими детьми на школе бахаи Грин Акр. Они с матерью переехали в маленькую квартиру в Вашингтоне, округ Колумбия, для того чтобы помогать в организации первого Съезда Согласия между Цветными и Белой Расами, состоявшегося в мае 1921 года.

Его первая работа была в государственном офисе в Вашингтоне, округ Колумбия, во время которой он посещал вечернюю школу. Он стал членом первого Национального Молодежного Комитета в Соединенных Штатах. Позднее он поступил в Северо-западный Университет и получил степень магистра делового администрирования. Он стал профессиональным экономистом. Когда ему исполнился 21 год, он был назначен в Национальный Комитет по Обучению при Национальном Духовном Собрании Соединенных Штатов и Канады.

В январском выпуске 1934 года журнала Бахаи он опубликовал статью под названием «Экономическая организация общества при Новом Мировом Порядке» (The Economic organization of Society in the New World Order).

Он был впервые выбран в члены Национального Духовного Собрания Соединенных Штатов и Канады в 1946 году, в 1948 году в Канаде было сформировано собственное Национальное Духовное Собрание. Пол служил в качестве председателя Национального Собрания Соединенных Штатов с 1950 по 1957 годы. Он осуществлял служение по многим направлениям, включая председательство в Комитете Попечителей Строительства Храма. Он представлял Национальное Собрание при формировании Национального Духовного Собрания Канады. В 1951 году он представлял Национальное Собрание при формирование Регионального Национального Духовного Собрания Южной Америки, и в 1953 году – Регионального Национального Духовного Собрания Италии и Швейцарии.

Пол женился на Хэлен Марджери Уилер, бахаи, с которой он познакомился на школе бахаи Грин Акр, 15 июля 1942 года. Они жили в Вашингтоне, округ Колумбия, недалеко от Мериам, пока не переехали на Святую Землю в 1958 году. Он был одним из основателей Гольф-клуба Кесарии и часто выступал в роли судьи на соревнованиях и турнирах, одним из таких было ежегодное состязание на кубок, представленный общиной бахаи Хайфы.

Пол Хейни получил утверждение от Шоги Эффенди в качестве Десницы Дела Божиего 19 марта 1954 года. Таким образом, следующие три года были полны служения мировой общине бахаи. По поручению Национального Духовного Собрания Соединенных Штатов он присутствовал на Съезде Южной и Западной Африки в апреле 1956 года. Он представлял Хранителя на первом Съезде на Аляске, который состоялся в Анкоридже в апреле 1957 года.

Внезапная смерь Хранителя в Лондоне 4-го ноября 1957 года явилась тяжелейшим испытанием для всех Десниц Дела Божиего. Пол был избран стать одним из девяти постоянно проживающих на Святой Земле Десниц Дела Божиего, позднее известных как Попечители. Это было величайшей жертвой для него, так как он должен был находиться далеко от своей любимой Мериам и отказаться от высокой и хорошо оплачиваемой профессиональной должности. Он представлял Десниц Дела Божиего на национальных съездах по всему миру бахаи и на Первом Мировом Конгрессе бахаи в Лондонском Альберт-холле в 1963 году.

Всемирный Дом Справедливости был впервые избран в 1963 году, и одним из его первых действий было приглашение пятерых из Десниц Дела Божиего остаться пребывать на Святой Земле в качестве советников и для выполнения специфических обязанностей. Пол был одним из этих пяти, и его первое назначение было в Редакционный Комитет. Он представлял Всемирный Дом Справедливости на 56-м ежегодном Съезде Соединенных Штатов в 1965 году. Он путешествовал по всему миру в качестве представителя Высшего Института.3 Он принял участие во всех четырех Международных Съездах, прошедших в течение его жизни и председательствовал на открывающей сессии в 1968 году. 4

 

1 сентября 1965 года Мериам Хейни вознеслась в Царство Абха. Это несомненно было величайшей потерей для Пола. Он принес существенную жертву, посвятив себя Делу, постоянно двигаясь вперед, пребывая здравым в своем суждении. Он опять путешествовал по всему миру, представляя Всемирный Дом Справедливости, советуя, инструктируя и вдохновляя друзей на их деятельность. Он выполнял дипломатические и государственные функции в Иерусалиме как представитель Всемирного Центра Бахаи; он сыграл огромную роль в развитии Континентальной Коллегии Советников и, позднее, Международного Центра обучения. В 1982 году он представлял Всемирный Дом Справедливости на Континентальных Конференциях Эквадора, Коста-Рики и Панамы.

Пол Хейни повстречал смерть внезапно, скончавшись на месте от травм, полученных в автомобильной катастрофе, 3-го декабря 1982 года в Хайфе.

 

Автор текста - Ричард Франсис, 1998

Отрывки из жизни ранних верующих в учение Бахаи. Пол Хейни, Десница Дела Божиего. © Авторские права 1993, 1998 Н. Ричард Фрэнсис

 

1. Мир Бахаи, выпуск XVIII, с. 614. В память о Поле Хейни от Аматул-Баха Рухийи Ханум и Дэвида Хоффмана.

2. Мир Бахаи, выпуск. XVIII, с. 614, Выдержки из Скрижалей Бахаи, взятые из Скрижалей Абдул-Баха.

3. Автор впервые повстречал Десницу Дела Божиего, Пола Хейни на Межконтинентальной Конференции в Марида в Мексике в феврале 1978 года. У нас состоялась беседа о характеристиках фонда. «Забавным было то, что я на самом деле пытался отспорить свою точку зрения, пока не осознал, с кем я собираюсь спорить». Он также был постоянно проживающим на Святой Земле Десницей Дела Божиего во время паломничества автора в июле 1981 года. Автор вспоминает, как Пол Хейни помогал ему во время его серьезного недомогания в первый день в Хайфе. Он был слишком болен для того, чтобы выстоять во время первого входа в Усыпальницу Баба, он лежал на полу напротив порога, не способный даже пошевелиться. Пол Хейни помог ему встать на ноги и поддерживал его, чтобы он мог стоять, потом прочел Скрижаль о Посещении. «Он просто поднял меня с пола, где я находился напротив святого порога Баба, и сила понемногу вернулась в мои ноги так, что я мог стоять во время всей молитвы,» Он лично осведомлялся о прогрессе моего выздоровления в следующие несколько дней. «Несколькими днями позднее мы прогуливались вместе по садам между Западным Домом Паломников и Усыпальницей Баба, не произнося ни слова, просто внимая этому великолепию.»

4. За дополнительными источниками о деятельности Десниц Дела Божиего в течение периода Попечителей, смотрите The Ministry of the Custodians 1957-1963, изданный Всемирным Домом Справедливости в 1992 году. Также смотрите Мир Бахаи 1954-1963, выпуск. XIII, изданный Всемирным Домом Справедливости в 1970 году.

Использованы материалы Библиотеки исследователей Веры Бахаи www.bahai-library.com

Фотография взята с сайта: Bahá'í International Community

(1887-1960)


Holley Horace Hotchkiss

Ранние годы

Хорэс Хочкисс Холли родился 7 апреля 1887 года, в Торрингтоне, штат Коннектикут, Соединенные Штаты Америки. Он принадлежал к состоятельной семье, среди его предков были священники конгрегационалистской церкви и выдающиеся педагоги. Он окончил известную школу Лоуренсвилль в Нью-Джерси в 1906 году и поступил в колледж Уильямс, где изучал литературу.

В 1909 году он отправился в Европу, чтобы провести там лето, а затем вернуться к учебе. Во время прогулки на катере он познакомился с молодой художницей Бертой Герберт. Она одолжила ему книгу Майрона Фелпса об Абдул-Баха, которая и познакомила Холли с религией Бахаи. Герберт и Холли поженились в октябре 1909 года и обосновались в Европе, сначала в Италии, а затем во Франции. Во время пребывания в Италии родилась их первая дочь Герта.

 

В 1911 году семья Холли отправилась в Тонон-ле-Бэн, Франция, чтобы встретиться с Абдул-Баха, Который там остановился. В 1912 году они переехали в Париж и снова встретились с Абдул-Баха во время Его пребывания там. В Париже Хорэс открыл галерею современного искусства, а Берта изучала дизайн. Живя в Париже, Холли опубликовал свою первую книгу стихов и первую работу о Вере Бахаи "Бахаизм: современная социальная религия".В эти первые годы Холли рассматривал Веру Бахаи в большей степени как общественное движение. У него пока не сложилось понимания её специфически религиозных аспектов. Несмотря на это, Холли уже тогда склонялся к тому, чтобы подчеркивать неразрывность её религиозной и социальной частей,— хотя он не столько рассматривал их как неразрывно связанные между собой, сколько полагал, что первая из них вдохновляет людей на воплощение в жизнь второй.

 

Нью-Йорк

После начала первой мировой войны Холли были среди тех, кто покинул Париж. Они выехали сначала в Лондон, а затем в Нью-Йорк, где сначала жили в семье Кинни, преданных членов нью-йоркской общины бахаи.

Семья Холли обосновалась в Гринвич Вилидж в Нью-Йорке и стала вращаться в весьма богемном литературном и художественном обществе. Их вторая дочь, Марсия, родилась в 1916 году. Хорэс продолжал писать, публикуя всё новые стихи, пьесы и исследования о Вере Бахаи. Однако, в отличие от Европы, их труды не приносили им достаточного дохода в Нью-Йорке; не встретили признания ни литературные работы Хорэса, ни усилия Берты в области искусства. Хорэс вступил в мир коммерции в качестве составителя рекламных текстов, работая сначала с издательской компанией Айрон Эйдж с 1918 по 1920, а затем в качестве начальника отдела рекламного агентства Рэдфилд с 1921 по 1925 годы.

Трудности в семье Холли носили не только финансовый характер. Их брак уже некоторое время был на грани распада, а общество, в котором они вращались в Гринвич Вилидж, не способствовало его укреплению. Хорэс и Берта развелись в 1919 году. В этом же году Холли женился на Дорис Паскаль, с которой он впервые встретился в Париже.

Но и после развода Хорэс и Берта, оставаясь недружелюбно настроенными, вынуждены были решать финансовые вопросы и проблемы связанные с плохим состоянием их старшей дочери. Берта испытывала неоднократные периоды ухудшения психического состояния до самой смерти в 1936 году, что было весьма обременительно для всей семьи, как в финансовом, так и в моральном плане.

Со времени приезда в Нью-Йорк Холли активно участвовал в деятельности бахаи, а также в Гринвич Вилидж, и в начале 1920-х годов он был уже хорошо известен в национальной общине бахаи. Кроме того, он был активным членом Епископальной церкви Св. Марка в Нью-Йорке, которая образовала содружество с общиной бахаи, во многом благодаря своему пастору д-ру Уильяму Норману Гатри в годы перед первой мировой. Холли служил младшим смотрителем с 1928 по 1933 годы, писал публичные материалы для церкви, работал в качестве менеджера по сдаче в аренду принадлежащего ей жилья и координировал поступление финансов. Холли покинул церковь в 1933 году вместе со многими бахаи и другими прихожанами, из-за разногласий между приходским советом и пастором церкви по поводу финансов.

В 1923 году Холли впервые был избран в Национальное Духовное Собрание бахаи Соединенных Штатов. Он работал в этом органе до 1959 года. С 1924 по 1930 и с 1932 по 1959 годы он служил в качестве секретаря Собрания. Как раз во время его первого срока служения эта должность стала требовать полной занятности, поэтому Холли прекратил свою успешную рекламную карьеру.

Наряду со служением в Национальном Духовном Собрании и работой в церкви св. Марка Холли также служил в качестве редактора журнала Уорлд Юнити и работал в фонде с одноименным названием. Он предложил издавать и редактировал Бахаи Ньюс. Также он осуществлял редакторскую и писательскую деятельность, связанную с изданиями Star of the West, The Bahá'í World ("Звезда Запада" и "Мир бахаи"), а также с публикацией писаний бахаи.

 

Уилметт

В конце 30-х годов Национальное Духовное Собрание бахаи США решило переместить национальную административную штаб-квартиру с Восточного побережья к Дому Поклонения в Уилметте, штат Иллинойс. Холли переехал в Уилметт в 1939 году, и это, наряду с затруднением передвижений, возникшим вскоре из-за Второй мировой войны, способствовало централизации функционирования национальных комитетов, а также административной деятельности секретариата Национального Собрания.

Добросовестность и готовность Холли к работе иногда приводили к возникновению у людей отношения "пусть Хорэс сделает это", так что на него порой наваливалось столько дел бахаи национального значения, что было слишком много для одного человека. Его ответственность высоко ценилась Шоги Эффенди как в отношении дел внутри страны, так и за пределами Соединенных Штатов. Шоги Эффенди был, пожалуй, единственным среди бахаи, кто мог бы и по достоинству оценить труды Холли и просить его делать еще больше, т.к. сам был еще сильнее загружен.

После переезда в Уилметт Холли продолжил свою редакционную работу, несмотря на увеличение его административной деятельности, и служил в национальных комитетах. Он также активно участвовал в деятельности местной общины бахаи Уилметта, готовя праздники и встречи друзей. Он принимал участие в общественной жизни города, став членом Ротари-клуба, помогал основать Историческую комиссию Уилметта и даже служил уполномоченным по гражданской обороне во время войны.

В 1944 году Холли перенёс сердечный приступ, и с этого момента он боролся с ухудшением здоровья: начались проблемы с сердцем, а потом и с нервами, когда он испытывал практически постоянные боли. У него также были проблемы со зрением. Холли продолжал работать, даже перейдя далеко за грань того, когда его состояние здоровья должно было бы вынудить его уйти в отставку. Более того, он расширил сферу своей деятельности, которая теперь приняла международный характер. Национальное Духовное Собрание утвердило должность помощника секретаря, поставив на эту должность Шарлотту Линфут, которая взяла на себя большую часть рутинной офисной работы.

 

Десница Дела Божьего

В середине 1930-х годов началась деятельность по распространению Веры Бахаи в Северной и Южной Америке, и после Второй мировой войны там появились новые Национальные Духовные Собрания. Холли представлял Национальное Духовное Собрание Соединенных Штатов на выборах первого Национального Собрания в Канаде (которая ранее находилась под юрисдикцией Национального Собрания Соединённых Штатов) в 1948 году. Вместе с Дороти Бейкер он представлял общину Соединенных Штатов на проходивших в Панаме выборах первого Национального Духовного Собрания Центральной Америки в 1951 году.

Позднее, в том же 1951 году, Шоги Эффенди назначил Холли Десницей Дела Божьего. После этого он принял участие в зарубежных поездках как в качестве представителя Шоги Эффенди, так и представителя Национального Духовного Собрания Соединенных Штатов. Холли принял участие в международных конференциях, прошедших в течение Святого 1953 года в Кампале (Уганда), Стокгольме (Финляндия) и Нью-Дели (Индия), а также в Чикаго.

Наконец, в декабре 1953 года во время визита Холли в Хайфу (Израиль), он впервые встретился с Шоги Эффенди после тридцати лет заочного сотрудничества и переписки. Как секретарь наиболее прочно установленного национального административного органа бахаи, Холли сыграл важную роль в содействии усилиям Шоги Эффенди по практическому воплощению административных принципов бахаи, хотя Шоги Эффенди и приходилось сдерживать стремление Холли к установлению процессуальных норм. По складу своего характера Холли лучше всего ощущал себя, когда были расставлены чёткие границы, и ему было трудно представить себе административную систему, которая могла бы гибко подходить к каждой ситуации. Некоторые считали, что это делало Холли жёстким и нетерпимым. Подобные мнения не переставали изумлять его: когда его действия расценивались как диктаторские, а он думал, что действует беспристрастно и в интересах всех и каждого.

В 1957 году Холли в качестве личного представителя Шоги Эффенди принял участие в конвенции в Лиме (Перу), на которой было выбрано первое Национальное Собрание северных стран Южной Америки.

После смерти Шоги Эффенди в ноябре 1957 года Холли сыграл важную роль в совете Десниц Дела Божьего, которые постарались безопасным курсом провести Веру Бахаи через это испытание. Впоследствии его попросили стать одной из Десниц Дела Божьего, проживающих в Израиле. В 1959 Холли завершил своё служение в Национальном Духовном Собрании США и вместе с женой Дорис прибыл в Хайфу в декабре того же года. Его болезнь стала прогрессировать, и он был очень ослабленным. В июле 1960 года он скончался и был похоронен у подножия горы Кармель в Хайфе.

 

Библиография

Национальный Архив Бахаи, Уилметт, штат Иллинойс, хранит личные бумаги Холли. Наряду с этими основными источниками касательно истории его карьеры имеются документы Национального Духовного Собрания Бахаи Соединенных Штатов. Материалы большинства комитетов Национального Собрания Соединенных Штатов содержат сведения относительно Холли, также как и почти все коллекции Национального архива бахаи, которые охватывают годы его активного участия в жизни общины.

Хотя не существует доступных биографий Холли, любая биография, мемуары, или истории, связанные с американской общины бахаи между 1910 и 1960 годах, скорее всего, будут упоминать о нем. Представляет интерес описание цельной натуры Холли, сделанное Рухия Ханум и опубликованное в разделе «В память» в The Bahá'í World: XIII (849-858).

 

Биографический очерк, Р. Джексон Армстронг-Ингрем

 

Перевод Елены и Игоря Верещагиных.

Использованы материалы Библиотеки исследователей Веры Бахаи www.bahai-library.com

Фотография взята с сайта: Bahá'í International Community Holley, Horace Hotchkiss

А. Хью Чанс был избран во Всемирный Дом СправедливостиХью Чанс родился в Уинфилде, штат Канзас, 28 декабря 1911 года. На следующий после его рождения год семья переехала на ферму в шести милях к востоку от Тисдейла. Там он прожил 10 лет жизнью обычного деревенского мальчишки. В 1922 году семья переехала в Давенпорт, штат Айова, для того чтобы отец Хью мог посещать колледж хиропрактики Палмера, в то время единственный в стране.

Мать Хью прошла курс лечения хиропрактикой несмотря на сильное противодействие семьи и общественного мнения, провозгласившего хиропрактику шарлатанством. Во время семейной ссоры отец Хью в сердцах воскликнул: «Если эта хиропрактика способна прекратить мои головные боли, я пройду весь их чёртов курс!» Однако уже после первого сеанса, мучившие его годами, боли ушли. Верный своему слову, отец Хью собрал семью, отправился в Давенпорт и записался в колледж. Это решение изменило жизнь Хью.

По окончании школы Хью Чанс поступил в Корнелльский колледж, затем на юридический факультет университета штата Айова. В 1934 году он получил степень доктора юриспруденции. Как раз перед выпуском он женился на Маргарет Чемберлен, школьной учительнице, с которой он познакомился в колледже. Затем он открыл свою собственную юридическую практику, в то время как супруга работала в школе.

Великая Депрессия не слишком способствовала процветанию юридической практики, и в 1943 году он поступил на военную службу в ВМФ. На прощание отец сказал Хью: «Если ты вдруг окажешься в Австралии, навести Болтонов». Стэнли и Мариетт Болтон были единственными хиропрактиками в этой стране, и отец учился с ними в школе.

Хью отправили в южную часть Тихого океана, и, когда он попал в Австралию, он навестил их. В доме Болтонов на стене он заметил необычную надпись. Когда он спросил, что это такое, они сказали «Бахаи». Они немного рассказали ему о Вере, подарили несколько проспектов, которые он позднее прочитал и забросил, однако затем отправил их домой своей жене.

По окончании службы ему предложили должность юриста в Международной ассоциации хиропрактики. В то время с хиропрактиками часто судились местные врачи по поводу проведения лечения без лицензии и преступной врачебной халатности. Его работа заключалась в том, чтобы ездить по стране и консультировать местных адвокатов по защите хиропрактиков. В конечном итоге он стал Генеральным директором Ассоциации.

В апреле 1953 года Болтоны приехали в Соединённые Штаты на открытие Дома Поклонения и Международную конференцию по обучению. В качестве гостей они остановились в семье Чансов. Маргарет заинтересовалась Верой. Уезжая, Болтоны оставили Чансам контакты с местными бахаи.

Маргарет и Мери Энн, их дочь, изучили Веру и вскоре решили вступить в ряды бахаи. Хью для этого потребовался ещё год. Как-то он отвёз Маргарет и Мери Энн на закрытую конференцию бахаи, а сам присел в конце зала. Слова выступающего убедили его в истинности учения Веры. По окончании собрания Хью поговорил с ним и выразил своё намерение вступить в веру. Такого результата выступавший явно не ожидал!

Через пару месяцев на Национальный съезд выбирали делегатов и, к своему удивлению, Хью узнал, что и он выбран! Вскоре после этого события, на следующий Ризван, он получил назначение в Национальный комитет по обучению.

В 1961 году, по итогам дополнительных выборов на освободившееся место в Национальном Духовном Собрании, Хью пришлось удивляться опять, поскольку выбрали его. На следующий Ризван его переизбрали, затем выбрали Секретарём. Его предшественник, предыдущий Секретарь, был выбран в Международный Совет бахаи в Хайфе, предварявший Всемирный Дом Справедливости. Во время их прощания Чарльз Уолкотт сказал: «Когда-нибудь и ты будешь в Хайфе». Хью так не думал.

Два года спустя как член Национального Духовного Собрания Хью приехал в Хайфу на выборы первого Всемирного Дома Справедливости. Когда объявили первые шесть имён членов этого нового института, Хью отметил, что знает их. Но когда назвали седьмое, он подумал: «Это должно быть ещё один Хью Чанс!» Человек, сидевший рядом с ним, позднее рассказывал, что как только назвали имя Хью, лицо его побледнело. Никогда в жизни он не мог представить, что будет членом Дома Справедливости. Это было невероятно.

Бог воспользовался Шансом* («Чанс» с английского переводится «шанс»).

Первая его мысль была о невозможности принятия этой должности. У них всё ещё был дом в Давенпорте, они не продали его, полагая, что в Уилметте они ненадолго, и мать Маргарет постарела и нуждалась в уходе... Ему придётся отказаться... Но сначала девять избранников должны были решить, что делать. Всемирный Конгресс в Лондоне начнётся всего лишь через пару дней, а девятка даже не знала, в каком месте Хайфы они могли бы посовещаться. Где была комната для их встреч? Была ли она с девятью стульями? Что они собирались делать?

Им сообщили, что в Бахджи есть комната с девятью стульями, поэтому они встретились там. Было запланировано ехать в Лондон на Всемирный Конгресс, поэтому они решили собраться на встречу в следующий раз именно в Лондоне. В последующие несколько дней, за которые Хью так и не собрался отказаться от места в Доме Справедливости, его тёща умерла, а дом в Давенпорте был продан. Препятствия к служению устранились. Начались тридцать лет исторического исполнения обязанностей в Доме Справедливости.

Число Национальных Духовных Собраний увеличилось с 56 до 165. Спроектировано, построено и сдано в эксплуатацию здание для совещаний Дома Справедливости. Также выполнено проектирование ещё четырёх зданий на Дуге, окружающей Дом Справедливости вместе с террасами, идущими вверх и вниз от Усыпальницы Баба.

Написана и принята конституция Дома Справедливости. Наисвятая Книга Законов Бахауллы была переведена на английский язык и опубликована, так же как и три дополнительных компиляции писания. Состоялся Второй Всемирный Конгресс Веры бахаи в Нью-Йорке. Видоизменилось Дело Бога.

В конце 1980-х Духовное Собрание Уинфилда, штат Канзас, пригласило к себе семью Чансов по окончании служения. Они приняли приглашение и переехали туда в 1993 году, став активными членами общины бахаи, участвуя даже в работе местного Собрания. После Хайфы это было значительной переменой и вызовом.

Они, насколько это было возможно в их возрасте, активно участвовали в деятельности бахаи и на местном, и на национальном уровнях: выступали в школе бахаи Лаухелен (штат Мичиган), посещали окружные съезды и другие мероприятия. Даже когда у Хью случился удар, вызвавший частичный паралич, он сохранял максимальную активность. Если во время ходьбы он уставал, то паралич становился заметным. В такие моменты Маргарет подсказывала: «Ты наклоняешься, дорогой». И Хью выпрямлялся, но при этом не останавливался.

Однако убывающее здоровье принуждало к уменьшению их активной деятельности. Маргарет умерла в 1996 году. В следующем году, несмотря на сломанную ключицу, Хью настоял на участии в столетнем юбилее общины Канзаса. Из Австралии приехала его дочь, чтобы помочь ему. Расстояние от Уинфилда до Энтерпрайза (штат Канзас) было 136 миль, и Мери Энн вела машину очень медленно, более трёх часов, чтобы не усугублять его боль. Было бы разумнее не ехать, но он был непреклонен. На праздновании Хью встретил другого почётного гостя, доктора Дэвида Ру, который также закончил служение в Доме Справедливости, а попал туда также из общины Канзаса. Два канзасских избранника в Дом Справедливости не виделись с 1993 года, после того как они окончили служение и уехали из Хайфы. Это было последнее общественное событие для Хью. Он умер в следующем году.

Хью и Маргарет Чанс похоронены на кладбище Тисдейла, слева от северного входа, неподалёку от первого ряда и всего лишь в нескольких милях от фермы его детства к востоку от Уинсфилда, штат Канзас. Бахаулла воспользовался Шансом для становления Дела Бога, а затем приветствовал его возвращение домой.

 

Краткий биографический очерк об А. Хью Чансе: члене Всемирного Дома Справедливости в течение 30 лет.

Автор – Дуэйн Херрманн

--------------------------------

* Хью и Маргарет были посвящены стихи об их жизни, под названием «Бог воспользовался Шансом», которые экспонируются в их доме.

Использованы материалы Библиотеки исследователей Веры Бахаи www.bahai-library.com

Фотография взята с сайта: Bahá'í International Community Hugh Chance