Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Home

37 лет назад Всемирный Дом Справедливости обратился к народам мира и сделал заявление, которое называется "Обещание мира во всем мире".

Пока еще есть время, прочитайте полный текст заявления по этой ссылке: https://bahaiarc.org/41-uhj/353-worldpeace

#НетВойне!

Нет Войне!

Конференции бахаи 2022

Присылайте для сохранения в архиве все материалы, имеющие отношение к конференциям бахаи!
Фото, воспоминания, пригласительные, беджи, графику, раздаточные и т.д.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

В базе знаний

К празднику

Возвещения Баба

Полезные материалы

Приглашаем творческих людей!

Кто хотел бы помочь улучшить описания страниц сайта, посвященные курсам
Института Рухи?

Отзовитесь: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ОБРАЗОВАНИЕ ЖЕНЩИН И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ*

Гита Ганди Киндон

 

Гита Ганди Киндон Образование женщин и социально-экономическое развитие / Мужчина и женщина. Диалог или соперничество? = Man and woman. Dialogue or rivalry? / Рос. акад. наук, Ин-т Африки; сост. и отв. ред. Н. А. Ксенофонтова Кн. 1. — 2004 — 430 с. стр. 331-344.

Education of Women and Socio-Economic Development by Geeta Gandhi Kingdon, Bahá'í Studies Review, Volume 7, 1997. 

 

Введение

В учении бахаи содержится два радикальных положения о женском образовании, во-первых, — что женское образование важнее мужского и, во-вторых — что до тех пор, пока не будет равных возможностей образования для обоих полов, невозможно полностью уничтожить глубинные причины войн[1]. Эти удивительные заявления заслуживают тщательного изучения, с тем чтобы мы смогли постичь их глубинный смысл и вытекающие из них последствия.

Принцип равенства полов в образовании, представляющий собой одну из граней общего принципа равенства полов, был революционной идеей середины XIX в., когда Бахаулла** высказал его[2] .Он был изложен за полстолетия до того, как западная мысль добавила равенство полов в список рациональных моральных ценностей, имеющих отношение к общественной жизни — наряду с демократией, секуляризмом и правами личности – и уж тем более задолго до того, как этот принцип был воплощен во множестве национальных и международных документов, обретя статус политически корректной всеобщей ценности.

Свидетельства постепенного принятия принципов Веры Бахаи светским миром многочисленны. В политической и экономической сферах, например, этот факт ярко проявляется в энтузиазме, который испытывают по поводу глобального правительства как отдельные мыслители и ученые, так и международные институты[3]. Этот факт проявляется также в признании многими влиятельными кругами необходимости создания всемирной валюты и международной координации в области экономической политики[4]. Многие другие идеи и учреждения, описанные Бахауллой, также были приняты миром в течение последних нескольких десятилетий. Признание важности того акцента, который бахаи делают на образовании женщин, — еще одно недавнее дополнение к списку таких областей сближения.

 

Статус женщины

Женщины составляют примерно половину населения мира, на них приходится две трети общего рабочего времени, при этом их зарплата составляет одну десятую от всех мировых доходов, и на их имя зарегистрировано менее одной сотой части мирового имущества[5]. Особенно ярко угнетение женщин проявляется в развивающихся странах, где высок уровень нищеты, хотя в богатых государствах статус женщины тоже зачастую низок.

Наиболее трагическая и очевидная статистика относится к соотношению полов, т. е. количества женщин от общей численности населения. Хорошо известно, что для женщин средний ожидаемый срок жизни при рождении выше. Судя по всему, это биологическая константа. Тем не менее, пропорция полов сильно отличается в разных регионах мира. Так, доля женщин в промышленных странах составляет 52,5%, тогда как в регионах Африки, расположенных южнее Сахары, их всего 51%. В Восточной Азии их 48%, а в Южной Азии – менее 47%. На основе этих данных экономист Амартья Сен[6] делает вывод, что в мире «не хватает» примерно 100 млн. женщин. Сен называет участь этих женщин «одной из самых больших проблем, стоящих перед современным миром». Эта проблема имеет как нравственный, так и социально-экономический аспект.

Очевидно, что одной из причин «нехватки» в мире 100 млн. женщин – это большая смертность среди них. В развитом мире женщины живут в среднем на шесть лет дольше, чем мужчины; однако во многих районах Южной Азии мужчины могут надеяться прожить дольше женщин.

Двойная мораль – лишь самое вопиющее из проявлений систематической дискриминации женщин. Женщины и девочки чаще страдают от нищеты, чем мужчины и мальчики. Исследования также показывают, что девочек кормят меньше, чем их братьев, и что во время болезни их будут лечить не так активно. Неудивительно, что в большинстве регионов мира грамотность и уровень образования среди женщин значительно отстают от соответствующих показателей среди мужчин, как это видно из таблицы 1. Хотя нищета и культурные факторы оказывают значительное влияние на масштабы угнетения женщин, они не объясняют его полностью. Например, Центральная и Южная Африка – одни из самых бедных районов мира, однако проблема повышенной женской смертности здесь стоит не так остро, как в Южной Азии.

Таблица 1

Разрыв между образованностью мужчин и женщин

*ОЭСР – «Организация экономического и социального развития», изначально созданная в Европе в 1948 г. для содействия плану Маршалла. Члены ОЭСР на конец 90- х: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чешская республика, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания и США

 

Экономические и социальные выгоды женского образования

Равенство полов, выраженное в таких показателях, как мужское и женское владение ресурсами, доступ к образованию и здравоохранению и возможность свободно реализовывать свой потенциал, представляет самостоятельную ценность. В терминах «государства всеобщего благоденствия», «принципиальным доводом в пользу устранения гендерного дисбаланса является справедливое отношение к мужчинам и женщинам». Вторую важную причину в пользу устранения гендерного дисбаланса можно назвать «прагматической», т. е. это те выгоды, которые будут получены от предоставления равных возможностей. Например, если в результате равного образования вклад женщин в экономическое развитие (или в достижение других желаемых целей) будет сравним с мужским, то устранение гендерного дисбаланса в образовании ускорит экономическое развитие. Таков довод в пользу снижения гендерной дискриминации с точки зрения эффективности. В учении Бахауллы подчеркиваются как принципиальные, так и прагматические причины необходимости установления равенства[7].

 

Экономическая эффективность

Теория «человеческого капитала» утверждает, что точно так же, как физический капитал (т. е. машины) эффективность экономики страны увеличивает, «человеческий капитал», т. е. образование увеличивает личную эффективность. Исследование источников экономического роста убедительно демонстрируют, что образование играет важную роль в повышении производительности труда в пересчете на одного работника. Современные экономические теории помещают образование и развитие кадров в центр своего видения устойчивого экономического роста[8]. Общепринятым стало мнение о том, что образование непосредственно влияет на экономический рост, поскольку многие исследования доказали прямую корреляцию между усилиями по развитию образования и экономическим статусом страны. Ярким примером этого является «экономическое чудо» стран Восточной Азии.

Если образование женщин точно так же увеличивает человеческий капитал, производительность и экономический рост, как и образование мужчин, то лишение женщин образовательных возможностей экономически неэффективно. Мировые исследования показывают, что доходность инвестиций в женское образование ничуть не меньше, чем в мужское[9]. Таким образом, с точки зрения экономической эффективности, гендерная дискриминация в образовании нежелательна.

 

Социальная эффективность

В то время, как экономические выгоды образования для девочек примерно равны выгодам образования для мальчиков, недавние исследования показывают, что социальные выгоды первого значительно больше. В частности, женское образование оказывает сильное влияние на коэффициент рождаемости (а следовательно, и на сдерживание роста населения), на процент смертности новорожденных[10], повышенную смертность девочек и на детское здоровье и качество питания в целом. Напротив, статистический анализ демонстрирует, что мужское образование оказывает значительно меньший эффект на эти важные социальные показатели[11].

Так, в недавнем исследовании Суббарао и Рэйни (1995 г.)[12], где использовались сводные данные по 72 странам, сопоставлялись общие коэффициенты рождаемости за 1985 год и количество девочек и мальчиков, обучавшихся в средней школе за 10 лет до этого, т. е. в 1975 г. В исследовании ставилась цель изучить влияние образования на рождаемость с учетом ряда других факторов, таких, как наличие службы планирования семьи и уровня дохода на душу населения. Было показано, что количество девочек со средним образованием (десятилетней давности) обратно коррелирует с общим коэффициентом рождаемости, тогда как наличие среднего образования у мужчин почти никак на нем не сказывается. Аналогичным образом, сравнение уровня детской смертности с данными десятилетней давности о наличии среднего образования у мальчиков и девочек показывает, что уровень женской образованности напрямую связан с этим показателем, тогда как мужская образованность почти не оказывает влияния на снижение детской смертности.

Аналогичное исследование Мурти, Гуйо и Дрезе[13], проведенное в Индии и использовавшее сводные данные по районам, показало, что повышение уровня женской грамотности приводит к резкому снижению общей рождаемости и смертности детей до пяти лет, а также снижению более высокой смертности среди девочек, тогда как мужская грамотность не оказывала существенного влияния на эти показатели. Более того, на общий коэффициент рождаемости не оказывали значительного влияния ни уровень дохода на душу населения в районе, ни урбанизация и распространенность организаций здравоохранения. Хотя эти последние три показателя и оказывали положительное влияние на уровень выживания детей, их вклад был относительно небольшим по сравнению с вкладом женской грамотности.

Существует также много исследований, где использовались данные по семьям, и их результаты подтверждают выводы, сделанные на основе сводных данных. В качестве примера можно привести исследование факторов, влияющих на рождаемость в 14 странах Африки (кроме Сахары), проведенное Айнсвортом, Биглом и Ньямете (1996 г.)[14] с использованием данных семейных опросов. Было показано существование обратной корреляции между образованностью женщин и рождаемостью почти во всех странах, хотя зависимость и нелинейна: начальное образование женщин снижает рождаемость примерно в половине стран, тогда как среднее образование женщин дает снижение рождаемости повсюду, и сила корреляции пропорциональна числу пройденных классов средней школы. Среди женщин, когда-либо бывших замужем, образованность мужа не оказывает заметного влияния на рождаемость примерно в одной трети стран. Более того, в тех случаях, когда прослеживается влияние как мужской, так и женской образованности, женская влияет на рождаемость значительно сильнее.

Расчеты показывают, что выгоды от расширения охвата женского образования значительно превосходят таковые от любых других методов государственного вмешательства, включая улучшение работы служб планирования семьи или увеличения числа врачей на душу населения. Например, Суббарао и Рэйни (см. прим. 12) подсчитали, что если бы 72 изучаемые страны удвоили, с 1975 г., средний показатель числа детей, поступивших в среднюю школу, с 19 до 38%, это привело бы к снижению среднего числа рождений в 1985 г. на 29% относительно фактического показателя на тот момент, тогда как удвоение усилий по планированию семьи снизило бы число родившихся детей только на 3,5%.

Не менее убедительны также доводы в области снижения детской смертности. Расчеты предсказывают, что удвоение числа девочек, получавших среднее образование в 1975 г., с 19 до 38% снизило бы количество умерших младенцев в 1985 г. на 64%, тогда как удвоение числа врачей спасло всего 2,5% младенцев. А удвоение уровня дохода на душу населения (или ВНП) в 72 изученных странах (т. е. если бы со средних 650 долларов он поднялся до 1300) не оказало бы никакого влияния на детскую смертность вообще!

Суббарао и Рэйни также сообщают данные о среднем размере семьи в 37 странах, опираясь на Всемирный обзор рождаемости. Эконометрический анализ этих данных показывает, что при учете уровня дохода на душу населения, среднее образование у женщин является в высшей степени важным фактором снижения среднего размера семьи до оптимального, а следовательно, и нормализации общего коэффициента рождаемости и темпов роста населения. При этом наличие школьного образования у мужчин никак не влияет на оптимизацию семьи.

Наконец, большой объем макроэкономических показателей свидетельствует в пользу того, что бо́льшая образованность женщин обычно увеличивает среди них процент работающих, а также уровень их заработков[15]. То, что образованные женщины активнее действуют на рынке труда (а также их более высокие доходы), положительно влияет на их собственный статус в семье (экономические модели говорят в этом случае, что их «мнение приобретает вес»), что, в свою очередь, положительно сказывается на детях, поскольку оказывается, что женщины тратят больше денег на благо детей, чем мужчины[16].

Среди отрицательных моментов этого движения кое-кто называет вероятность того, что более активное присутствие образованных женщин на рынке труда отрывает их от заботы о детях, поскольку дети предоставлены себе на долгие периоды времени, пока их матери находятся на работе, и следовательно, дети образованных женщин развиваются хуже, чем у необразованных или малообразованных. В настоящее время этот вопрос исследован слабо. Впрочем, есть ряд свидетельств в пользу того, что дети работающих женщин учатся не хуже, а то и лучше, чем дети неработающих.

Результаты процитированных выше исследований подтверждаются как международными, так и национальными данными, демонстрируя радикальное влияние женщин вообще и женской образованности, в частности, на оптимизацию размера семьи, снижение рождаемости и темпы роста населения, уровень детской заболеваемости и смертности, а также непропорционально высокий уровень смертности среди девочек, подтверждая тем самым, что мужская образованность имеет меньшее значение для общества.

 

Как именно образование влияет на общество

В чем причина того, что образование женщин столь положительно влияет на снижение рождаемости и детской смертности, а также улучшение здоровья детей? Какими именно путями образование девочек приводит к этим социальным достижениям? Бахаи обращают главное, хотя и не исключительное, внимание на ценность образованной женщины как воспитателя своих детей. Этот положительный фактор сейчас признается также и теми, кто не принадлежит к Вере Бахаи.

Экономисты, пытаясь понять суть явления, имеют тенденцию концентрироваться на методах материальной стимуляции. Причина того, почему женское образование снижает рождаемость, – в том, что оно уменьшает средний размер семьи. Этот факт, в свою очередь, обязан повышению ценности экономической деятельности образованной женщины, которая в этом случае может не только сидеть дома, но и зарабатывать деньги на рынке труда. Иными словами, «упущенная выгода» от нахождения дома, вынашивания и выращивания детей возрастает по мере повышения образованности женщины; соответственно, образованные женщины хотели бы иметь меньшую семью. Образование также может изменить взгляд женщины на «соотношение количество-качество», т. е. образованные женщины предпочитают иметь меньше детей, но «лучшего качества». Более того, как уже ранее упоминалось, женщины тратят более значительную часть своего заработка на благосостояние детей[17]. Таким образом, женское образование и связанный с ним рост доходов женщин особенно благоприятно скажутся на качестве воспитания детей.

Женское образование также улучшает здоровье детей, поскольку образованные матери больше знают о важности гигиены и простых средствах лечения. Все это снижает детскую смертность, что, опять же, приводит к тому, что семье не надо заводить много детей из опасения, что кто-то из них преждевременно умрет. Далее, есть свидетельства того, что женское образование увеличивает средний возраст вступления женщины в брак (или начала совместной жизни), и благодаря этой отсрочке общий коэффициент рождаемости снижается, поскольку снижается общее количество детей, которое женщина может родить за свою жизнь[18].

Наконец, ряд исследований демонстрирует, что образованные матери оказывают более сильное влияние на школьные успехи детей, чем образованные отцы. Это весьма правдоподобный вывод, если принять во внимание тот факт, что в большинстве семей связь между матерью и детьми прочнее, поскольку отцы почти везде являются основными кормильцами, поэтому проводят дома меньше времени. Таким образом, образование женщин делает больший вклад, по сравнению с образованием мужчин, в рост человеческого капитала и производительности, а также в экономический прогресс, причем не только в рамках их собственного поколения, но и оказывая воздействие на их детей.

 

Гендерное равенство в образовании: всеобщая ценность?

В последнее время принцип гендерного равенства все чаще подвергается нападкам, причем не только со стороны религиозных фундаменталистов, но и более широких кругов, особенно в Азии; под сомнение ставится универсальность этого принципа, и его противники клеймят его как «западную моду». Например, в ходе недавних исследований было обнаружено, что экономический рост в Пакистане между 1970 и 1985 гг. значительно замедлился именно по причине широкомасштабного отказа вкладывать средства в образование женщин[19], большая группа гневно настроенных пакистанских ученых-экономистов назвала женское образование «западной модой» и заявила, что именно оно привело к повышению уровня разводов, разрушению семьи и социальным проблемам в западных странах.

Как отмечает Фред Холлидей, профессор международных отношений из Лондонской школы экономики, самой глубокой и трудной моральной проблемой в мире сейчас является противопоставление универсальных ценностей частным[20]. Действительно, пакистанские критики, ставящие под сомнение полезность женского образования и возлагающие на него ответственность за распад семей в западных странах, могут быть в чем-то правы. Одного лишь доступа к образованию недостаточно; большую важность имеет содержание образования, на что недвусмысленно указывают Писания Бахаи. Не исключено, что следующей стадией сближения светского мировоззрения и мировоззрения Бахаи станет именно признание фундаментальной важности содержания образования.

 

Что делать дальше?

Для того, чтобы понять, каким образом можно дать образование большому числу девочек, необходимо выяснить, что препятствует им получать образование. Есть много причин тому, что женское образование серьезно отстает от мужского, особенно это видно из таблицы 1. Наиболее часто ссылаются на то, что в некоторых обществах родители по-прежнему убеждены в жестком разделении труда. Если на протяжении почти всей жизни дочь будет домохозяйкой, то, казалось бы, зачем давать ей образование? Огромный вклад, который делает образование в увеличение эффективности женщин как воспитателей детей и домашних хозяек, признается недостаточно. В некоторых странах общественные нормы (например, ранний возраст вступления в брак, или практика выплаты приданного) препятствуют образованию девочек. Однако самым важным является то, что когда большинство людей живет в нищете, как это происходит в сельской местности во всех развивающихся странах, возникает несоответствие между стоимостью женского образования и получаемыми от него выгодами, что и обусловливает сохранение гендерного дисбаланса в образовании. В большинстве развивающихся стран, где обычно нет системы социального обеспечения или государственных пенсий, сыновья продолжают поддерживать своих родителей в престарелом возрасте, тогда как все выгоды образования, полученного дочерью, достаются семье родителей ее мужа. Таким образом, расходы на образование мальчиков, которые несут родители, «окупаются» для них, а расходы на девочек – нет. Иными словами, существует асимметрия в родительской мотивации касательно образования сыновей и дочерей.

Такое объяснение гендерной дискриминации в образовании имеет важные последствия. Во-первых, из него вытекает необходимость пропаганды принципиальной и практической ценности женского образования. Проведение такой политики имело бы своей целью изменение нынешнего консервативного отношения к вопросу о девочках в школе. Во-вторых, оно означает, что государство должно компенсировать асимметрию родительской мотивации путем выдачи дополнительных субсидий на образование девочек. Этот шаг был бы вполне оправдан, поскольку образование девочек выгодно прежде всего обществу, т. е. «прибыль» от него возвращается не столько к самим обучаемым и их семьям, сколько к социуму в целом (например, в виде снижения детской смертности или коэффициента рождаемости). Еще одно предложение касательно государственной политики состоит в том, что правительства должны усиливать экономические стимулы женского образования, пытаясь смягчить дискриминацию женщин на рынке труда путем принятия более строгого трудового законодательства. Все это повышало бы экономические выгоды женского образования. Практика показывает, что мировоззренческие барьеры можно преодолеть. Если мотивация рынка труда (т. е. экономические выгоды) относительно приобретения образования достаточно сильны.

 

Итоги и заключения

В этой статье обобщены результаты последних исследований, доказывающих, что социальные выгоды женского образования значительно превышают выгоды мужского. Эти открытия привели, в последние годы, к широкому признанию важности образования женщин, хотя этот принцип и подвергается нападкам со стороны некоторых кругов. Международные организации, предоставляющие гуманитарную помощь экономически менее развитым странам, теперь осознали, насколько велики выгоды от предоставления девочкам доступа в школы, и с энтузиазмом принялись за дело[21]. Такое сближение светского мировоззрения с принципами Бахаи по столь важному вопросу, как образование, следует весьма приветствовать.

Главные политические рекомендации данной статьи состоят в том, что правительства и другие организации должны пропагандировать среди населения идеи справедливости и выгодности женского образования, а посещение девочками школы должно поощряться путем дополнительных субсидий с целью компенсировать асимметрию родительской мотивации в бедных странах касательно образования сыновей и дочерей. Кроме того, одного лишь доступа к образованию, по нашему мнению, недостаточно. Очевиден то факт, что страны, достигшие высокого уровня образованности населения, испытывают серьезные социальные проблемы, несмотря на свое экономическое процветание. Есть надежда, что следующим важным шагом в эволюции светского мышления будет осознание важности содержания учебной программы.

* Статья опубликована в журнале «Bahc`n Studies Review». 1997. Vol. 7.

** Бахаулла — основатель учения Вера Бахаи (см. подробно: Гендерные исследования в африканистике. М., 2000. С. 35–39.

 

 

Примечание

[1] «Образование женщин важнее, чем образование мужчин... Когда всем людям будут предоставлены одинаковые возможности образования и установится равенство между мужчинами и женщинами, то полностью исчезнут основания для войн. Если не будет равенства, сие останется невозможным...» Абдул-Баха. Провозглашение всеобщего мира (The Promulgation of Universal Peace [Baha’i Publishing Trust, 1982]).

[2] На самом деле, первые бахаи Ирана пострадали отчасти и из-за своей веры в этот принцип. Так, анализируя причины предоставления баби и бахаи, лорд Кёрзон, британский дипломат, служивший в Тегеране в 80-е годы XIX в., отмечает, что «обвинение в аморальности (выдвинутое против баби и бахаи), судя по всему, отчасти было обязано злобным вымыслам их противников, а отчасти — значительно большей свободе, которую требовал для женщин Баб, что для восточного ума практически неотличимо от распутства [цит. По Шоги Эфенди. Бог проходит рядом (Gold Passes By [Wilmette: Baha’i Publishing Trust, 1974]). Взято из книги: (A Question of Persia be Lord Curzon of Kedleston) См. Статью о преследованиях бахай в этом выпуске журнала на стр. 1.

[3] Например, см. Streeten Paul. Global Institutions for an Interdependent World // World Development, sept. 1989; См. Также Global Governance for Human Development. Occasional Paper No. 4. Human Development Report Office, United Nations Development Programme, 1992.

[4] См., например: Get Ready for World Currency // The Economist. 9 Jan. 1988), a также рассуждения Руперта Пеннант-Ри (в то время главы «Банка Англии») и Фреда Бергстена (директора Института Международной Экономики). (Pennant-Rea Rupert and Bergsten Fred. The Future Surveyed // The Economist. 11 Sept. 1993). Оба автора уверены в неизбежности прихода мировой валюты и верят в то, что глобальное совместное управление экономикой станет нормой в наступившем столетии.

[5] Momsen Janet. Women and Development in the Third World. (Rondon Routledge, 1991. P. 1-2.)

[6] Sen Amarty. Women's Survival as a Development Problem // bulletin of the American Academy of Arts and Sciences 43 (1989). P. 14-29; она же Missing Women // British Medical Journal 304 (1992). P. 587-588.

[7] Так, Абдул-Баха подчеркивает принципиальный аспект вопроса, когда говорит, что «мужчины и женщины равны в глазах Бога и что между ними не должно проводиться никакого различия». См.: Promulgation of Universal Peace. P. 74. Практические выводы образования женщин также постоянно подчеркиваются в Писаниях бахай. Например, много говорится о положительном влиянии образованности матери на «качество» ее детей.

[8] Теории «нового» или «эндогенного» (т.е. органического) роста изначально были выдвинуты П.М. Рймером. Romtr P.M. Increasing Returns and Long-run Growth //Journal of Political Economy 94 (1986). P. 1002-1037 и Lucas R E. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics 22 (1988). См. также более позднюю обширную литературу, появившуюся в рамках этого направления теории экономического роста, например, «Economic Journal» (июнь 1996 г.), где приводится подборка статей по этой теме.

[9] См. обзор этих исследований в статье Т.П. Шульца «Выгоды женского образования», гл. 2 в книге Е. Книга и М. Хилл (ред.). Женское образование в развивающихся странах (Т.Р. Schultz, «Returns to women's education», chapter 2 // E. King and M. Hill (eds.), Women's education in developing countries (Washington D.C.: Johns Hopkins Press for the World Bank, 1993).

[10] Общий коэффициент рождаемости (ОКР) — это среднее количество детей, рождающихся за всю жизнь у одной женщины. В сводных данных по стране за ОКР данной страны принимается среднее количество детей, родившихся у одной взрослой женщины. Уровень детской смертности (УДС) — это смертность детей до года в расчет е на тысячу родившихся живыми детей.

[11] См. справочник по развивающимся экономическим системам: Strauss J. And Thomas D. Human Resources: Empirical Modelling of Household and Family Decisions // Behrman J. and Srinivasan T.N. (eds.). Handbook of Development Economics. Vol. III. 1995.

[12] Subbarad K. and Raney L. Social Gains from Female Education: A Cross-National // Economic Development and Cultural Change 44.1 (October 1995). P. 105-128.

[13] M. Мурти, А. Гуйо и Дж. Дрезе. Смертность, рождаемость и тендерные предрассудки в Индии. M. Murthi M., Guio A. and Druze J. Mortality, Fertility, and Gender bias in India // Druze J. and Sen A. (eds.). Indian Development: Selected Regional Perspectives. Delhi: Oxford University Press, 1997.

[14] M. Айнсворт, К. Бигл и А. Нйамсте. Воздействие женского образования на рождаемость и использование контрацептивов: результаты исследования в 10 странах Африки, помимо Сахары. Ainsworth M., Beegle R., and Nyamete A. The Impact of Women's Schooling on Fertility and Contraceptive Use: A Study of Fourteen Sub-Saharan African Countries// World Bank Economic Review 10.1 (January 1996). P. 85-122.

[15] Недавний пример подобного исследования см.: Geeta Gandhi Kingdon. Does the Labour Market Explain Lower Female Schooling in India? Development Economics Research Programme. STICERD Discussion Paper Nj. 1 (New Series). London School of Economics. January 1997.

[16] Например, см.: Hoddinott John and Haddad Lawrence. Does Female Income Share Influence Household Expenditures? // Oxford Bulletin of Economics and Statistics 57.1 (1995). P. 77-96. В этом исследовании показано, на примере Берега Слоновой Кости, что увеличение доли заработка жены в семейном бюджете увеличивает расходы на питание и одежду для детей и взрослых, снижая, в то же время, расходы на алкоголь и сигареты.

[17] См. предыдущее примечание.

[18] Например, см.: Appleton Simon. How Docs Female Education Affect Fertility? A Structural Model for Cote D'Ivoire // Oxford Bulletin of Economics and Statistics 58.1 (February 1996). P. 139-166. Можно предположить, что образование женщин поможет им осознать выгоды кормления грудью по сравнению с искусственным вскармливанием, или более длительного кормления грудью — в итоге они отложат рождение ребенка до тех нор, пока не закончат кормить грудью. Впрочем, выяснил, что на Берегу Слоновой Кости образованные женщины сокращают период кормления грудью, что ведет к увеличению рождаемости.

[19] Birdsall N., Ross D., and Sabot R. Underinvestment in Education: How Much Growth Has Pakistan Forgone? // Pakistan Development Review 32.4 (Winter 1993). P. 453-493.

[20] Halliday Fred. The New World and its Discontents // Discussion Paper No. 4. Centre for the Study of Global Governance. London School of Economics, 1993.

[21] Например, Лоуренс Саммерс, главный экономист Всемирного Банка, заявляет, что «образование девочек, вероятно, дает самые высокие доходы по сравнению с любыми другими видами инвестиций, возможными в развивающемся мире». См: Summers Lawrence. The Most Influential // Scientific American (August 1992). P. 108. Подобные заявления можно встретить во многих документах Всемирного Банка.


Также обратите внимание на следующие документы Международного Сообщества Бахаи

Н.В. Ханыков (рядом с И.C. Тургеневым) в Баден-Бадене, 1867 г.

Трепетная плоть архивного письма. Н.В. Ханыков.

Ольга Мехти

Мехти О. Трепетная плоть архивного письма. Н.В. Ханыков. // Русский клуб. № 12 (170), декабрь 2019. — Тбилиси: 2019. С. 16–21.

Николай ХаныковЧиновники Министерства иностранных дел царской России образцово исполняли государственную службу. Дипломаты были широко образованными, и потому понимали ценность редких документов, рукописей и книг, которые попадали в их руки на службе в Персии. Старались привезти на родину, пополнить такого рода ценными приобретениями научные хранилища. Большая часть рукописных и печатных сокровищ сформировала Азиатский музей, ныне Институт восточных рукописей РАН. Ценные манускрипты хранятся и в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург). Рассказ об истории появления в ней одного уникального манускрипта в этой статье.

Вспомним из рассказа о князе Долгоруком (см. «Русский клуб», 2019, №11), что утром после мучительной казни Баба русский консул в Тавризе, осмотрел место, где лежали останки Баба и казненного вместе с ним верующего. Консула сопровождал художник, сделавший по распоряжению дипломата зарисовки увиденного. Полагают, что этот рисунок был позднее отправлен в Санкт-Петербург, возможно в архив Университета. Следы этого важного исторического свидетельства затерялись, однако, сейчас активно ведутся поиски.

Кто же был тем «русским консулом», который привел художника сделать рисунок тел казненных на Солдатской площади Тавриза?

Н.А. Аничков, генеральный консул Русской миссии в Тавризе? Исключается. Он сообщил в депеше М.С. Воронцову только о казни: «Баб казнен смертию в Тавризе. Той же участи подвергся один из главных приверженцев его, Могаммед Али. Беспорядков при этом не произошло, благодаря обдуманным действиям здешнего начальства. Оба осужденные встретили смерть мужественно, не прося пощады и не обличая ни малейшим словом своих страданий…». (Национальный архив Грузии) Но в его сообщении не было информации о сделанном рисунке. Организатором отправки консула и художника был князь Долгоруков по поручению императора? Возможно. Но в сохранившихся письмах тех дней в Национальном архиве Грузии не обнаружили ни слова, но есть свидетельства об интересе России к личности Баба: «…Лорд Пальмерстоун потребовал от своего посла в Тегеране подробных сведений о вероучении этих сектантов, а я, в свою очередь, рассчитываю в скором времени доставить императорскому министерству сочинение, написанное одним из главных бабидов, ознакомиться с которым мне любезно разрешил мирза Таги-хан».

Однако самое время вернуться к делам наместника М.С. Воронцова. Ничто талантливое, выдающееся не ускользало от императорского ставленника. Среди них его яркое приобретение – переводчик Николай Владимирович Ханыков. В 1845 году в Санкт-Петербурге Воронцов приметил этого выпускника Лицея годов двадцати с небольшим, в послужном списке которого уже было участие в двух серьезных экспедициях. В Хивинской – в 1839 году, за которую получил 400 червонцев и был определен потом переводчиком персидского языка в Азиатский департамент МИДа. А в 1841 году – в Бухаре с посольством майора Бутенева. Восточные языки не из Лицея, самостоятельно изучал и давались они легко. Может сказались тюрко-монгольские корни родословной Ханыковых. В скором времени Николай Владимирович приобрел известность среди ориенталистов.

Он прибыл в Тифлис сразу в дипломатическую канцелярию главного управления Закавказского края, в которой в свое время трудился Александр Сергеевич Грибоедов. Быстро влился в работу и в размеренную жизнь Тифлиса, совсем не похожую на петербургскую. О тех тифлисских днях вспоминает автор известного сочинения «Тарантас» Владимир Соллогуб: «…Из людей, окружавших Воронцова, самым замечательным был Николай Владимирович Ханыков. Человек ума самого обширного и самого светлого, первоклассный ориенталист и ученый, он принес своими расследованиями большую пользу нарождающемуся краю и впоследствии приобрел своими трудами европейскую известность».

Деятельная натура ученого не позволяла Ханыкову замыкаться в кругу служебных обязанностей. Много рассказов об особой увлеченности ориенталиста эпиграфикой. («Археологическое наследие N53, Памятники письменности Востока» II,1.) Вспоминают, как, сопровождая М.С. Воронцова, он попал в селение Курах и там отделился от свиты главнокомандующего и совершил крюк более чем на 24 часа верхом, чтобы сделать копию заинтересовавшей его надписи. От всего обширного эпиграфического наследства востоковеда сохранился лишь маленький, но очень ценный альбомчик в потертом зеленом бархате, с которым Ханыков не расставался даже в путешествиях. В нем 76 надписей на арабском и персидском языках, а также 14 акварельных рисунков. Этот ценный артефакт ныне в архиве Русского географического общества в Санкт-Петербурге в память о Николае Владимировиче, как одном из организаторов Кавказского отдела Императорского русского географического общества (КОИРГО). Научные труды Ханыкова, энциклопедически образованного человека с отличными знаниями литературы о Кавказе поддерживали на высоте реноме КОИРГО.

Теперь немного ознакомившись с личностью этого неординарного человека, займемся вопросом, мог ли быть Ханыков тем консулом, который привел художника, чтобы запечатлеть тела казненных Баба и Аниса? Многие востоковеды категорично отрицали участие Ханыкова в событиях казни на Солдатской площади и после нее уже только потому, что на момент создания рисунка, то есть 10 июля 1850 года, Н.В. Ханыков еще не был консулом в Тавризе. Из статьи «Русская военная миссия 1853-1854 гг. в Персию в контексте «Восточного вопроса»: «…К началу ноября 1853 г. военная миссия была сформирована… В качестве переводчика и «для облегчения… сношения с местными властями» в состав миссии был включен статский советник Н.В. Ханыков… В результате, 6 января 1854 года Иран провозгласил нейтралитет относительно разгоравшейся Крымской войны. Военная миссия, находившаяся на тот момент в Нахичевани, была отозвана, а Н.В. Ханыков назначен временно исправляющим должность русского консула в Тавризе. Здесь он сменил Н.А. Аничкова, который, в свою очередь, был определен поверенным в делах в Тегеран вместо Д.И. Долгорукова».

Итак, в 1850 году Ханыков еще состоял драгоманом, то есть переводчиком, при дипломатической канцелярии царского наместника на Кавказе, и потому, несомненно, был в курсе всех дел политических. Так, я обнаружила все в том же Национальном архиве Грузии сообщение, что Ханыков даже заменял по надобности заведующего дипломатической канцелярией и сам проверял секретные депеши со всего Закавказья, в том числе из Тавриза, он подписывал доклады Воронцову. Значит, Ханыков был в курсе динамики развития истории Баба в Персии. Ведь в те дни «зачинщики нестабильности» планировали создание нового общества –- царства справедливости на земле уже в пяти провинциях Ирана. Депеши консулов в дипломатическую канцелярию наместника на Кавказе пугали. Воронцов был начеку, чтобы ничто не помешало ему повернуть Кавказ на европейский путь развития. Ханыков, несомненно, мог присутствовать при трагическом событии в Тавризе по поручению наместника. Важно отметить, что из всех советских востоковедов только В. В. Трубецкой заострил внимание на том, что «живо интересуясь современной ему действительностью в странах Востока, Ханыков первым обратил серьезное внимание на возникновение в Иране «бабидского» движения, в котором он разглядел не только религиозно-реформаторские, но и социальные мотивы». Теперь и мы можем более основательно говорить, что в России к середине ХIХ столетия Н.В. Ханыков способен был дать оценку новому религиозному движению в Иране. Продолжим эту мысль. Из прежних характеристик Ханыкова его коллегами и друзьями как яркого тифлисского интеллектуала мы поняли, что он загорался всякий раз, когда дело касалось того, чем он страстно увлекался. А когда речь о казни человека, который привел в движение весь Иран настолько, что министр Долгоруков даже просит переместить Баба из крепости Маку подальше от русских владений. В такой момент накала ситуации перед бурей мог ли увлеченный человек, как Ханыков, не желать увидеть, зафиксировать события? В глазах имперских властей вся история движения баби была сродни попытке государственного переворота в Персии, и потому сей вопрос непременно должен был рассматриваться под лупой. По религиозным устоям страны, основанных на концепции Имамата, выходило, что если мутдшахеды подтвердят положение Баба как Махди, то шаху Ирана придется уступить свой трон. Из депеши посланника в Тегеране Долгорукого Сенявину: «Бабиды, насколько я могу понять из слов имама-джума, отвергают доктрины исмаилизма и оспаривают у монарха страны право господства, которым он пользуется…». (Национальный архив Грузии). Но предположим, что все же командировали туда, где закручивался вихрь событий, самого грамотного и квалифицированного специалиста в лице Ханыкова, то почему он не подоспел ко дню казни? Хотя… Он мог обмануться в дне апогея этих жарких событий и не успеть, как и другой человек в Иране, рвущийся вызволить Баба. Читаем из Повествования о ранних днях Откровения Бахаи Азама Набил «Вестники Рассвета»: «Едва узнав о грозной опасности, что нависла над жизнью Баба, хаджи Сулайман-хан покинул Тегеран, дабы добиться Его освобождения. К своему ужасу он прибыл слишком поздно, чтобы иметь возможность осуществить это намерение». Вероятно, никто не ожидал, что мутдшахеды, как и те новозаветные священники в Иерусалиме, постарались незамедлительно дать приказ казнить Того, Кого послал Всевышний на нашу грешную землю…Портрет Николая Ханыкова

Из очередного письма Ханыкова выявились взволновавшие меня новые подробности. Николай Владимирович сообщал, что едет на Арарат через Эривань, как член экспедиции под руководством полковника Ходзько. Его поездка и время казни почти совпадали. Однако поначалу смущало, что в дневниковых записях по итогам экспедиции зафиксировано было столько подробностей этого восхождения, даже эпизод, когда на вершине Малого Арарата Ханыков, сопровождавший группу издали, чуть не упал в обрыв… Все описано… Но не было сведений, заезжал ли Ханыков по пути в Тавриз.

И все же, почему же Николай Владимирович уточнял в том письме, что поедет в экспедицию «через Эривань»? Я позвонила моему ашхабадскому другу-бахаи, который часто бывает в его любимом Ереване.

О.: – Ваша помощь нужна как никогда прежде...

А.: – Так в село Аралых экспедиция могла попасть только через Ереван. Маршрут пролегал так – Тифлис – Эривань – Аралых – Джульфа – Тавриз.

О.: – Это так просто и так чудесно!.. Это значит, что Ханыков непременно заезжал в Тавриз и увидел бы казнь Баба и Аниса, если б успел чуток, но он к ночи-то прибыл, наверное, а утром поспешил ко рву, на отвале которого еще лежали тела казненных…

А.: – Допустим, Ханыков прибыл в Тавриз к вечеру. Но мы не знаем, какого художника он пригласил с собой.

М-да, конечно, же не знаем этого, однако сначала надо еще раз подтвердить версию, что Н.В. Ханыков мог ехать к сбору экспедиции только через Тавриз. Я попросила знакомого проложить на карте путь чиновника Ханыкова к месту сбора экспедиции. Оказалось, что к такому «близкому» Арарату, две вершины которого можно увидеть из ереванского окна, правда, только в ясную погоду, невозможно проехать напрямик – мешает горная гряда, которую, непременно надо объезжать около Тавриза. Выходит, что даже, не имей Николай Владимирович задания от Воронцова узнать о событиях, связанных с «коммунистом» Бабом, он в любом случае по пути в экспедицию непременно заехал бы в Тавриз, а там первым делом поспешил бы обнять своего друга Аничкова, который был генеральным консулом Русской миссии. Но было нечто большее, чем встреча с другом, что задержало его, ведь дисциплинированный дипломатический работник Ханыков опаздывал к началу экспедиционных работ. В Записках Кавказского отделения Императорского русского технического общества (том VIII за 1875-1876 год) о восхождении на вершину Большого Арарата сообщается: «В половине июля (по старому стилю) собрались на Арылахе в штаб-квартире казачьего полка…». Все долго ждали. И вот, наконец, появился действительный статский советник Николай Владимирович Ханыков…

Что же его могло задержать? Очень похоже, что задержали известия о свершившейся казни персидского «еретика».

Мало кто из востоковедов вспоминал Аничкова в роли того «русского консула», а единицы уверены, что это князь Долгоруков. Теперь разберемся, почему могли назвать Ханыкова консулом, если в то время он был лишь дипломатическим чиновником у Воронцова, и был назначен временно исполняющим обязанности генерального консула в Тавризе лишь через четыре(!) года. Полагаю, что через определенное время в пересказах друг другу о событиях казни совместились фамилия человека, тогда прибывшего с художником, и его будущая должность в этом же месте через 4 года. Так бывает.

Грузинские друзья-кавказоведы помогли определить, кто же был тот художник. Прислали дополнительные архивные документы (Воспоминания И.И. Ходьзко о восхождении на вершину Большого Арарата в 1850 году). В июле-августе 1850 года группа русских офицеров во главе с генералом Иосифом Ивановичем Ходзько – крупным геодезистом побывала на вершинах Малого, затем Большого Арарата. В исторической экспедиции генерала Ходьзко участвовал художник Федор Ильич Байков. (Жил в Санкт-Петербурге и Тифлисе, выполняя поручения Воронцова. Его работы сейчас хранятся в Санкт-Петербурге в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и связи). Из дневниковой записи экспедиции: «…с живописцем г. Байковым, накануне прибывшим, поднялись пешком на вершину Малого Арарата». С его вершины Байков писал вид Большого Арарата. Это произведение в 1875 году демонстрировалось на Парижском международном конгрессе географов и геодезистов.

Скорее всего было так: Н.В. Ханыков целенаправленно по поручению наместника или же случайно соединился с Ф.И. Байковым, вместе они направились к месту сбора экспедиции через Тавриз, ведь другой дороги туда не было. Узнали там от консула Аничкова о свершившейся казни и поспешили ко рвам, куда палачи сбросили тела. Был спешно сделан рисунок, который, как свидетельствует уже упомянутая книга «Вестники рассвета», посчастливилось увидеть Хаджи Али Азкару, жителю Йезда: «Чиновник российского консульства, с которым я состоял в родстве, показал мне этот набросок в тот же день, когда он был нарисован. Сколь верный портрет Баба я увидел! Пули не задели ни чела Его, ни ланит, ни уст. Я вглядывался в улыбку, которая, казалось, еще теплилась на Его лике. Тело Баба, однако, было сильно изуродовано. Мне удалось распознать руку и голову его сотоварища, который словно держал Его в своих объятьях».

Однако задержались спутники в Тавризе еще из-за других важных событий.

…Н.В. Ханыков, уже избранный в состав Азиатских обществ Франции, Германии, Соединенных Штатов, в Париже при работе над глобальной темой об Иране, остался без материальной поддержки. Он решился на шаг, полную жертвенность которого может по-настоящему оценить лишь подобный ему библиофил. Он предложил российской Академии наук приобрести его библиотеку. В архивах Санкт-Петербурга сохранились прошения высокопоставленных сановников столицы, даже из императорского рода, понимающих ценность данного собрания, и желавших, чтобы восточные рукописи хранились в Азиатском музее (ныне это Институт восточных рукописей в Санкт-Петербурге). Но собрание по материальным причинам поступило в Императорскую публичную библиотеку, ныне Российскую национальную библиотеку. Академик Б. Дорн составил каталог коллекции Ханыкова, которая хранится в фонде 947. Первый среди многих уникальных манускриптов этой коллекции – рукопись, которую в тюремной камере Тавриза дописывал Баб в последние минуты своей земной жизни. Об этом в «парижских» письмах Н.В. Ханыкова 1864 года. (Из архива Российской Академии наук): «…Господин Аничков, который в период осуждения мусульманского новатора был генеральным консулом в Tавризе, посетил секретаря Баба в тюрьме, этого молодого сейида, который вручил ему в руки «Коран»…». Так значительно, но не совсем точно, академик Дорн назвал Писание Баба «Китаб уль-Асма».

Из уже упомянутой книги «Вестники Рассвета» узнаем, что Баб в тюремной камере перед казнью просил своего секретаря представиться властям в образе предателя. Секретарь все сделал по плану Баба и остался жив, тем самым сохранил рукопись, и, как теперь знаем из того же «парижского» письма Ханыкова, смог передать рукопись консулу Аничкову. А сам сейид Хуссейн Езди погиб уже в 1852 году, он был зарублен в Тегеране, как об этом сообщали персидские газеты.Могила Николая Ханыкова

Ученый-востоковед Николай Владимирович Ханыков не только приобрел Писание Баба «Китаб уль-Асма», но и исследовал его, обращаясь за помощью по некоторым вопросам к «мулле Джафару» – арабисту Санкт-Петербургского университета. Важно упомянуть, М.С. Воронцов поручал генеральному консулу в Тавризе в случае обнаружения рукописей присылать оригиналы или список, по которому можно будет просить снять копии некоторых из них. Не только штабные дела тогда волновали наместника царя на Кавказе.

Рисунок «Казнь Баба» публиковали в энциклопедиях, а теперь он появляется и в Интернете. Уведомляю, это совершенно другой рисунок, не тот, о котором мы рассказываем. Специалисты говорят, что тот рисунок не обязательно фальшивка, он мог быть сделан по памяти наложением фигуры казненного на известное фото казармы. Но оказывается, у этих публикуемых копий есть первоисточник и «хранится он в Адрианополе», как об этом сообщает Атрпет, автор книги «Бабиты и бахаиты», изданной в Тифлисе в 1910 году. Заметьте, в этом городе долго не угасал интерес к новому духовному движению. Один интернетовский рисунок подписан фамилией «Ханыков». Можно, конечно, предположить, что Николай Владимирович действительно рисовал по памяти, пытаясь восстановить события. Но он же знал доподлинно, что казнили тогда сразу двоих. Потому такая версия об авторстве отпадает.

Но все-таки что-то тянуло Ханыкова к Бабу.

Конечно, Ханыков был особенным человеком. Одаренным. Удивительной любознательности и с талантами обширными. Его умную голову ценили товарищи по лицею. В отделе рукописей Национальной библиотеки России хранится большая папка писем министра образования А.В. Головнина, адресованных Ханыкову. Среди многих друзей выделил именно его, чтобы поделиться своими мыслями о состоянии России.

Ханыков любил Персию, стремился изучать историю этой страны, он долго добивался поездки туда. А, совершив ее, потратил остаток жизни не на карьеру, а чтобы обобщить полученные сведения, написать и издать книгу о любимой стране.

Но позвольте сообщить еще кое-что. Он почти полный ровесник Баба, двухсотлетие которого в эти дни отмечают бахаи Земли. Они родились в один год и в один месяц… И это, вероятно, тоже что-то да значит. И опять же это только повод поглубже окунуться в эту взаимосвязь.

И еще… очень печальное.

Н.В. Ханыкова не стало 3 ноября 1878 года. Не дожил и до шестидесяти. Его, к тому времени почти нищего, похоронил друг Иван Сергеевич Тургенев на кладбище в Рамбуйе под Парижем. Однако через год друзья все же нашли возможность, чтобы поставить на могиле замечательного российского востоковеда памятник работы М.М. Антокольского.

Ольга МЕХТИ

Перепечатано из Мехти О. Трепетная плоть архивного письма. Н.В. Ханыков. // Русский клуб. № 12 (170), декабрь 2019. — Тбилиси: 2019. С. 16–21.

Крачковский И. Аббас-Эфенди Абд-Аль-Беха // Восток. Журнал литературы, науки и искусства. Книга третья. М.; Пб.: Всемирная литература, 1923. С. 209—210.

27 ноября 1921 года скончался в Хайфе (Палестина) Аббас Эфенди Абд-Аль-Беха, глава религиозного учения бехаидов, хорошо известного в Европе и Америке. Он родился в 1844 году; его отец Бехаулла (1817 — 1892) произвел реформу учения бабидов, которое получило от него имя бехаизма и, выйдя из рамок ислама и других откровенных религий, превратилось в общечеловеческую универсальную систему, нашедшую много последователей не только на востоке, но и в западном мире, особенно в северной Америке. По смерти своего отца Абд-аль-Беха стал во главе движения. Турецкая революция 1909 года освободила его от необходимости жить без права выезда в Акке; после этого он предпринимал большие путешествия по Европе и северной Америке, произнося речи в различных протестантских церквах и публичных собраниях Парижа, Лондона, Эдинбурга, Соединенных Штатов. По возвращении в Палестину он поселился в Хайфе, у подножия горы Кармель, и пользовался большим влиянием среди представителей всех наций и религий, равно как всех классов населения, благодаря обаянию своей выдающейся личности. Внешним образом это проявилось на его похоронах 29 ноября, в которых приняли участие все жители Хайфы и ближайших местностей. В 40-й день после его кончины, на торжественных по восточному обычаю поминках его преемником был объявлен его внук Шауки Раббани, студент в Оксфорде. Это по-видимому грозит некоторым расколом, так как одна партия среди бехаидов более достойным преемником покойнаго считает его брата Мухаммеда Али, живущего в Акке.

Бехаидов, как и бабидов связывают с Россией тесные духовные узы. Изгнанные из Персии бабиды нашли убежище на Кавказе и в Средней Азии, где в Асхабаде была воздвигнута их первая мечеть. Русские востоковеды первыми обратили внимание на их учение и посвятили исследованию и истории его ряд капитальных работ. В русской изящной литературе оно нашло себе отклик в двух драматических произведениях И. Гриневской («Баб» и «Бехаулла»). Бехаиды любили Россию, и автор этих строк живо вспоминает тот интерес, с которым расспрашивал его в 1910 году Аббас Эффенди при первом знакомстве в Хайфе. Разговор шел на арабском языке, которым покойный владел так же свободно, как и родным персидским, но говорил с некоторым акцентом, смягчая на персидский лад гортанные арабские звуки. На первом плане стоял Толстой, но Аббас Эфенди хорошо знал и труды русских ученых, писавших о бабидах и бехаидах, произнося с особым чувством, как родные, имена академиков Б. Розена и А. Туманского, покинувших этот мир раньше его. Во всей его фигуре и обращении чувствовалось внутреннее величие и великая духовная сила, которая обаятельно действовала на всех, даже случайно с ним встречавшихся.

И. Кр.


Крачковский Игнатий Юлианович (1883–1951) — ученик В. Р. Розена, крупнейший российский арабист-филолог, основоположник советской арабистики, академик Российской академии наук. Лауреат Сталинской премии, дважды награжден орденом Ленина. Перевёл на русский язык Коран. Автор более 450 опубликованных трудов. Стал редактором первого полного издания «1001 ночи» на русском языке.

Информация о некоторых работах Б. Розена и А. Туманского, а также И. Гриневской, собрана в библиографии исследований религий Баби и Бахаи на нашем сайте.

Bab and Babis

Баб и бабиды: религиозно-политические смуты в Персии в 1844–1852 годах

М. А. Казембек

На титульном листе указано, что издание содержит:

  • Биографию Баба
  • Историческое изложение о бабидах и
  • Обзор их учения

Скачать книгу "Баб и бабиды" в формате DjVu

Скачать книгу "Баб и бабиды" в формате PDF

 

Предисловие

Обращаясь к истории просвещения между народами, мы видим ясно какую-то непонятную силу, которая невидимою рукою повсюду и постоянно посевает его семена на почве невежества, согревает их и, как разумное существо, печется о средствах к их всходу, заботится о воспитании их, развитии и плодородии. Сколько это невежество ни силится заглушить их в самом начале, сколько оно ни истребляет их, эти семена производят новые всходы; неусыпный промысл берет свое, и наконец настает пора, когда истина начинает процветать, просвещение укореняется. Очевидно, все это не бывает без борьбы, без смятений. В этой борьбе ум человеческий как бы теряется; все в тумане, все кипит, все бродит, кажется, безысходно; но туман рассеивается, все сложено — и благотворные лучи освещают ярко все на пути человека.

 

Содержание

Содержание книги Баб и бабиды \ Bab and Babis content
Содержание книги Баб и бабиды \ Bab and Babis content 2
Содержание книги Баб и бабиды \ Bab and Babis content 3

 

 

Как пишет Мухаммед Али Казембек: В этом повествовании читали увидят нечто весьма примечательное в это время в Персии: противоборство оковам фанатизма, начало, хотя и не ясное, религиозной и политической реформы; а в заключение всего, сцепление фанатизма с фанатизмом и страшное бесчеловечье.

 

Некоторая литература о бабидах и истории Веры Баби:

Также смотрите:

  • Баб. Избранное из Писаний [Текст] = Selections from the Writings of the Báb / пер. с англ. — 2-е изд., испр. — М.: Централизованная религиозная организация «Община последователей веры Бахаи в России», 2019.— 176 с.

О том, кто такой Баб, рекомендуйте специальную страницу.

Обложка Благовестие \ Благие Вести \ Glad Tidings

Посланіе: „Благія вѣсти“

В.Р. Розен

Скачать файл DjVu   Скачать файл PDF .

Это отдельный оттиск из «Записок Восточного отделения Императорского Русского Археологического Общества» том VII, стр. 183-192. Напечатано по распоряжению Императорского Русского Археологического Общества в августе 1892 года.

Современный официальный перевод Скрижали Бахауллы «Благовести» (Бишарат) доступен по этой ссылке. Было бы интересно сравнить текст современного перевода Скрижали с переводом, выполненным бароном Розеном.

Также см. Розен В. Р. Еще о послании «Благие вести». // ЗВОРАО. — Т.7 — 1892. — СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1893. — 400 с.— С. 311–316.

В статье «Послание: "Благие вести"» имеется сылка на "Последнее слово Беха-Уллы". Эта публикация доступна на нашем сайте на отдельной странице.

Исследователям Веры Бахаи может оказаться полезной эта библиография книг и статей о Вере Бахаи.

О том, кто такой Бахаулла, рекомендуйте интересующимся специальную страницу.

Бабидский антихолерный талисман \ babi talisman

Бабидскій антихолерный талисманъ

В. Розен

Скачать текст статьи барона В. Розена "Бабидский антихолерный талисман" в формате PDF.

 

Это небольшая статья за авторством барона В. Р. Розена, опубликованная в Записках Восточного Отделения Императорского Русского Археологического Общества в 1893 году.

В статье В. Розен помещает свой перевод текста «талисмана», который приписывают Бахаулле, и который, по-видимому, состоит из двух молитв. Нам не удалось идентифицировать первую часть текста, а вот вторая часть действительно принадлежит перу Бахауллы. Современный перевод имеется в молитвенниках бахаи:

О Боже, мой Боже! Молю Тебя океаном Твоего исцеления, и блеском Дневного Светила Твоей благодати, и Именем Твоим, чрез кое Ты подчинил слуг Своих, и всепроницающей силой Твоего наивозвышенного Слова, и могуществом Твоего наивеличественного Пера, и милостью Твоей, что предварила творение всех, кто есть на небесах и на земле,— очисти меня водами Твоей щедрости от всякого недуга и болезни, от всякой слабости и немощи.

Ты видишь, о мой Боже, как тот, что взывает к Тебе, ожидает у врат Твоей щедрости и тот, кто возлагает на Тебя свои надежды, держится за нить Твоего великодушия. Молю Тебя, не откажи ему в том, что ищет он от океана милости Твоей и от Дневного Светила Твоей нежной заботы.

В Твоей силе творить, что угодно Тебе. Нет Бога, кроме Тебя, Вечно Прощающего, Наищедрого.

(Молитвы бахаи [Текст]: избранные молитвы, открытые Бахауллой, Бабом и Абдул-Баха / пер. с англ. — 4-е изд., доп. — М.: Централизованная религиозная организация «Община последователей веры Бахаи в России», 2014. — 268 с.)

Было бы интересным выяснить в какой форме этот «листочекъ» передает текст. Дело в том, что среди баби действительно получили распространение талисманы в общепринятом понимании этого слова (предмет, приносящий удачу, избавление от болезней, опасности, беды и т.п.). У баби талисманы представляли собой текст, написанный в форме геометрических фигур, например, пятиконечной звезды или круга.

Вот как описывает талисманы баби востоковед М. А. Казембек: Собственно талисманы эти, состоящие из пятиугольных кусков, кругом исписанных одними и теми же фразами, повторяющимися 74 раза, принадлежат к числу тех, которые раздавались бабидам учителями их для сбережения от смерти и несчастия. (Казембек М. А. Баб и бабиды: религиозно-политические смуты в Персии в 1844–1852 годах. С. 195.)

Впрочем, в случае талисмана особое написание не является обязательным. Так В. Розен мог назвать этот текст талисманом из-за фразы «… да охранишь Ты носителя этого листа от …» (Сравните это, например, с практикой, имеющей распространение среди православных, когда текст молитвы помещается на пояс или другие предметы, которые предполагается постоянно с собой носить, дабы оберечь себя от разных бед.)

Дополнительно к сказанному можно вспомнить известное утверждение Бахауллы о том, что «Человек — высший Талисман». (Бахаулла. Крупицы из Писаний, СХХII.)

Также смотрите:

Подкатегории