Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Home
Isaac Asimov Азимов Айзек Ближний Восток. История десяти тысячелетий
Азимов Айзек Ближний Восток. История десяти тысячелетий / Пер. с англ. Б.Э. Верпаховского. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. – 331 с.  
Азимов Айзек Ближний Восток. История десяти тысячелетий / Пер. с англ. Б.Э. Верпаховского. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2006.

Айзек Азимов

 

Почти единственной вещью, которую персы могли сделать самостоятельно, было основание новой религии. Она пришла из Шираза, расположенного недалеко от того места, где 2 тыс. лет назад возвышался древний Персеполис.

В 1844 г . Мирза Али Мохаммед, уроженец Шираза, объявил себя Бабом (это означает «врата»), то есть вратами, через которые придет божественное откровение. На деле он проповедовал некую форму шиизма, к которой были добавлены элементы иудаизма и христианства. Движение увлекло людей, но быстро столкнулось с неодобрением правоверных шиитов. В 1850 г . Баб был казнен, его последователи подверглись жестоким гонениям и, в конце концов, в 1864 г . были изгнаны из страны.

Один из последователей Баба называл себя Баха-улла («Божье великолепие»). Он сумел пробраться в Багдад, где проповедовал новую версию новой религии, версию, которую в его честь назвали бахаизмом. Она даже более эклектична, чем бабизм, ибо проповедует единство всех религий. Она не имеет ни священников, ни ритуала, но ограничивается этическим учением.

Турецкое правительство в Константинополе обрадовалось новой доктрине не больше, чем персидское, и Баха-улла был выслан в Палестину (которая при турках стала захудалой, полупустынной, почти заброшенной землей). Баха-улла умер там в 1892 г ., но мировая штаб-квартира бахаизма остается в Хайфе до сего дня.

До смерти Баха-уллы новая религия была ограничена мусульманским миром. В 1890-х гг., однако, она начала распространяться на запад и теперь сильнее в Соединенных Штатах, чем в любой другой стране мира.

 

Эта книга существует и в аудиоформате.

Иоаннесян Ю.А. Очерки веры Баби и Бахаи: Изучение в свете первичных источников. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. — 224 с.  
Иоаннесян Ю.А. Очерки веры Баби и Бахаи: Изучение в свете первичных источников. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. — 224 с.  
Подписано в печать 26.02.2003

Тираж 1000 экз.

 

Ю.А. Иоаннесян

 

Академическое исследование на базе первичных источников позднейшей из религий мира — религии Бахаи / Бехаизм (включая Бабизм как феномен, непосредственно предшествовавший ее становлению). Y.A.Ioannesyan. Essays on the Babi and the Baha'i Faiths. A study in the light of primary sources.

Отечественному читателю впервые предлагается академическое исследование на базе первичных источников позднейшей из религий мира — религии Бахаи/Бехаизм (включая Бабизм как феномен, непосредственно предшествовавший ее становлению). Зародившись в XIX в. и заявив о себе как о новой мировой религии, она уступает сегодня по географической распространенности лишь христианству, а писания ее основателя переведены на 800 языков. Общины Бахаи имелись в Царской России и в СССР до 1938 г., а ныне, возродившись в 1990 г., существуют на всем постсоветском пространстве. 

Подобная распространенность бехаизма обусловливает необходимость его научного изучения. Пионером исследований по данной тематике выступила еще дореволюционная российская наука. Русскими учеными была собрана и отчасти опубликована в оригинале большая часть богатейшего письменного наследия основателя религии — Бахауллы. Настоящая книга призвана способствовать осмыслению феномена зарождения и становления новой универсальной религии в условиях современного мира. В ней обобщается положительный опыт предшествующих русских и западных исследователей и одновременно ставятся задачи, не нашедшие разрешения в работах предшественников. При этом автор опирается в своем исследовании на оригинальные тексты — писания Баба и Бахауллы и на исследование рукописной традиции бехаизма.

Публикуемые в книге материалы на русском языке издаются впервые и призваны способствовать как решению частных вопросов истории, философии и этики религии, так и осмыслению вопросов формирования религиозных систем в целом.

Иоаннесян автор целого ряда работ о Вере Бахаи и Баби. В частности:

Некоторые книги и статьи Ю.А. Иоаннесяна перечислены в разделе исследования на нашем сайте.

Кратко об основных принципах Веры Бахаи рекомендуйте специальную страницу на этом сайте.



  Новая история стран Азии и Африки. XVI—XIX вв.: учебник для студ. высш. учеб. заведений /[Е.Ю. Ванина и др.]; под ред. A.M. Родригеса: в 3 ч. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — Ч. 2. — 463 с.
 
 

Также на тему бабидских восстаний смотрите:

Иванов М.С. Антифеодальные восстания в Иране в середине XIX в. / М. С. Иванов. — М.: Наука, 1982. — 247 с.

Иванов М.С. Бабидские восстания в Иране [Текст] : (1848-1852). — Москва; Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР, 1939 (Ленинград). — 176 с.

Казембек М. А. Баб и бабиды: религиозно-политические смуты в Персии в 1844–1852 годах. — СПб., 1865.

Иоаннесян Ю.А. Очерки веры Баби и Бахаи: Изучение в свете первичных источников. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. — 224 с.

Иоаннесян Ю.А. Вера Бахаи. – Азбука, 2009. – 288 с.

Иоаннесян Ю.А.История мученичества Хаджи Мухаммада Ризы Исфахани в Ашхабаде // ППВ 2009 1/10, с. 34-58.

 

Учебник для студ. высш. учеб. заведений; под ред. A.M. Родригеса

Здесь размещаем главу из этой книги, посвященную бабидским восстаниям.

 

 

Бабидские восстания. Попытки реформ Амир Незама

 

В конце 1840-х годов в Иране прошли антиправительственные народные выступления, во главе которых оказались представители религиозной шиитской секты бабидов. Основал ее родившийся в 1819 г. в семье ширазского купца, сам занимавшийся в течение пяти лет торговлей хлопчатобумажными тканями, сеид Али Мохаммед. Совершив паломничество в Кербелу и Неджеф, он примкнул к секте шейхитов. Последняя проповедовала идею о скором пришествии для установления на земле справедливых порядков исчезнувшего, по преданию, около 1000 лет назад 12-го имама Мехди.

После смерти главы шейхитов сеида Казема, не оставившего преемника, в 1844 г. Али Мохаммед объявил себя Бабом — «дверью», «вратами», через которые ожидаемый 12-ый имам передает волю народу. Спустя три года он провозгласил себя уже самим пророком Мехди и, в подражание Корану, написал книгу «Беян» («Откровение»), объявив ее новой священной книгой и изложив в ней принципы своего учения.

В «Беяне» главной причиной того, что жизнь переполнена несправедливостью и притеснениями, называлось упорное нежелание захвативших власть хакимов (светских правителей) и высшего духовенства, обращающихся за советом к Корану и шариату, отказаться от старых косных норм и порядков. Али Мохаммед провозглашал равенство всех людей, в том числе женщин, и скорое утверждение в Азербайджане, Мазанда-ране, Фарсе, Хорасане, Центральном Иране, а затем и во всем мире, царства бабидов. Отвергающих его учение небабидов и иностранцев предполагалось изгнать, а их имущество распределить среди жителей образованного священного государства. Наряду с общими положениями о том, что не будет гнета, и люди обретут, наконец, счастье, Али Мохаммед выдвигал и ряд совпадавших, прежде всего, с интересами купцов

конкретных требований: обязательность уплаты долгов, тайна коммерческой переписки, разрешение ростовщического процента, создание отлаженной почтовой службы, возможность выезда за границу для ведения торговли и другое.

На первых порах Баб и его ученики (бабиды) не апеллировали к широким народным массам, а пытались привлечь на свою сторону шаха, его придворных, отдельных губернаторов провинций и богословов. Однако власти не приняли программу бабидов и начали их преследовать. В 1847 г. Али Мохаммед был арестован и помещен сначала в крепость Маку, а потом в крепость Чех-рик (западнее озера Урмия около ирано-турецкой границы).

Убедившись в невозможности найти понимание среди правящих кругов Ирана, бабиды активизировали пропаганду среди ставших стихийно объединяться вокруг них широких слоев соотечественников, недовольных существовавшими порядками. В ряду последователей Баба выделялся выходец из крестьян молла Мохаммед Али Барфорушский, развивший демократические элементы программы Али Мохаммеда. Летом 1848 г. на собраниях бабидов в селении Бедашт (район г. Шах-руда) он заявил, что в связи с пришествием нового пророка прежние порядки утратили силу, и поэтому люди освобождаются от налогов и повинностей в пользу господ. Одновременно им были провозглашены идеи об отмене привилегий и прав «высоких» (знати), а также разделе принадлежавшей им частной собственности. После разгона властями Шахруд а собраний бабидов, молла Мохаммед Али Барфорушский в сопровождении единомышленников направился в Мазандаран.

В сентябре 1848 г. умер Мохаммед-шах, и мазандаранский губернатор с приближенными уехал в Тегеран, чтобы определить свой статус при новом шахе Наср эд-Дине (1848—1896).Этим моментом решили воспользоваться бабиды. Около гробницы шейха Табарси (юго-восточнее г. Барфоруша) они возвели укрепленный лагерь и начали открыто вооружаться. Вскоре к ним стали стекаться крестьяне и ремесленники из окрестных деревень. Возглавившие восстание молла Мохаммед Али Барфорушский и молла Хосейн Бошруйе на подвластных им территориях попытались ликвидировать частную собственность, осуществить равенство людей, ввести общность имущества. Питались все бабиды из одного котла. Попытки местных ханов расправиться с ними постоянно завершались неудачами. Двухтысячный отряд правительственных войск, направленный против повстанцев в октябре 1848 г. из Тегерана, также потерпел поражение. В течение восьми месяцев восставшие отражали атаки шахских воинских формирований и лишь в мае 1849 г., когда их силы иссякли, прекратили сопротивление.

С подавлением восстания в Мазандаране движение бабидов не прекратилось, а приобрело даже еще больший размах. В мае 1850 г. поднялись бабиды Зенджана, активно поддержанные крестьянами окружающих деревень и городскими ремесленниками. Руководил ими молла Мохаммед Али Зенд-жанский. Ближайшими его помощниками являлись кузнец Казем, хлебопек и купец хаджи Абдалла. Так же, как и в Шейх-Таберси, все оказавшееся в их руках имущество бабиды объявили общим достоянием. Против «бунтовщиков», разгромивших тюрьму города и освободивших заключенных, шахское правительство направило регулярные воинские части с артиллерией, которая беспощадно обстреливала позиции восставших в занятой ими восточной части города.

Тем временем к месту заключения Баба, крепости Чехрик, массами прибывали паломники из разных провинций Ирана, даже из Турции и Индии. Опасаясь дальнейшего разрастания бабидского движения, первый министр шаха мирза Таги-хан настоял на казни Баба. В начале июля 1850 г. по приказу Наср эд-Дин-шаха Али Мохаммед был расстрелян в Тебризе.

Третьим крупным восстанием бабидов стало Нейризское (июнь 1850), возглавленное учеником Баба сеидом Яхья Да-раби, который руководил до этого бабидскими выступлениями в Йезде. Однако прибегнувшим к обману шахским войскам довольно скоро удалось подавить это выступление.

После поражения восставших в Зенджане (декабрь 1850 г.) бабидское движение, утратив широкий организованный характер, пошло на убыль. Представители низшего духовенства и торговцы в ответ на аресты и массовые казни перешли к индивидуальному террору. В августе 1852 г. они совершили неудачное покушение на Наср эд-Дин-шаха.

В последующем один из учеников Баба Бехаолла стал выразителем интересов той части торговцев, которые превратились во второй половине XIX в. в агентов иностранного капитала. Он выступал в защиту частной собственности и оправдывал социальное неравенство людей. Отвергая насильственные методы борьбы, Бехаолла в посланиях к шаху доказывал, что цель бе-хаитов — «очищение и просветление людских душ и сердец», а оружие — мирная пропаганда. По его мнению, ни один человек не должен гордиться любовью к родине, поскольку надо любить не родину, а весь мир. Являясь идеологией нарождавшейся компрадорской буржуазии, бехаизм способствовал сохранению пережитков феодального строя и служил одновременно оправданием иностранного проникновения в Иран.

Между тем, увидев в бабидских восстаниях проявление обострившихся в стране социальных противоречий, часть представителей господствующего класса попыталась провести некоторые реформы. Первый шахский министр (садр-азам) мирза Таги-хан, являвшийся одновременно командующим войсками и потому носивший титул Амир Незам, предпринял попытку укрепить центральную власть и ограничить влияние иностранных держав. Сначала он занялся реорганизацией армии и повел борьбу за укрепление дисциплины воинских формирований и их командиров. Для улучшения финансового положения Ирана он затем значительно сократил государственный управленческий аппарат, а оставшимся на службе чиновникам в два раза уменьшил жалованье. Губернаторы и должностные лица, уличенные во взяточничестве и казнокрадстве, строго наказывались. При нем прекратилась широко распространенная прежде продажа постов и должностей, одновременно принимались меры к развитию торговли, местной промышленности, системы образования. Под руководством Амир Незама был разработан также проект, имевший целью устранить чрезмерные притеснения крестьян ханами.

Однако реформаторская деятельность Амир Незама встретила ожесточенное сопротивление со стороны представителей феодальной элиты, не хотевших терять привилегии и расставаться с прежними методами управления. Несмотря на то, что за его трехлетнее пребывание на посту главы кабинета министров финансовое положение Ирана улучшилось, противникам Амир Незама удалось внушить молодому Наср эд-Дин-шаху, будто первый вазир намерен захватить престол, а свои преобразования проводит для того, чтобы завоевать популярность среди населения. В результате в ноябре 1851 г. мирза Таги-хан впал в немилость, его сослали в Кашан, и в январе 1852 г. по приказу шаха он был убит.

С.М. Дударенок

Дударенок С.М. Религиозная ситуация на Российском Дальнем Востоке: история и современность. / Россия и АТР. 2004. № 2. С. 130-140.

 

"Наиболее прочные позиции из «нетрадиционных религий» на территории российского Дальнего Востока имеют Общество Сознания Кришны (ОСК) (вайшнавы), Церковь Иисуса Христа Святых последних Дней (ЦИХСПД) (мормоны), последователи Веры Бахаи.
...

Центром религиозной жизни последователей Веры Бахаи (общины Веры Бахаи существуют во всех субъектах Дальневосточного федерального округа) является о-в Сахалин. Здесь возникли первые общины, был восстановлен административный порядок, возрождены многие бахаистские обряды и практика проведения зимних и летних школ44. Хотя интерес к Вере Бахаи с конца 90-х годов XX в. начинает падать, она остается довольно заметным явлением в религиозной жизни нашего региона". C.138

 

44. Текущий архив общины бахаи Южно-Сахалинска. Д. 1.

 

Mankind Search for God

304-305 / Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc. – Германия, 2006 – 379 с., ил.

 

Раньше здесь был помещен разворот книги Watchtower Bible and Tract Society of New York (Свидетели Иеговы) со статьей «Вера Бахаи: поиски мирового единства». Теперь мы убрали ее текст со страниц нашего сайта. Причиной этого стало решение Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009, согласно которым книга «Человечество в поисках Бога» была признана экстремисткой.

Мы не считаем себя в положении оценивать текст книги. Здесь позволим только несколько комментариев в отношении статьи про Веру Бахаи, напечатанную в книги «Человечество в поисках Бога».

«Вера Бахаи: поиски мирового единства» – достаточно емко и целостно написанная статья, нейтрально освещающая основные положения Веры Бахаи. Редко такого хорошего качества материал о Вере Бахаи можно встретить в литературе, не изданной бахаи или симпатизирующими бахаи авторами.

Спорными выглядят утверждения о том, что бахаи «отрицают существование ангелов» и «не признают искупительную жертву Иисуса Христа, которую он принес, пролив свою кровь».

 

Mankind's Search for God


Основным принципам Веры Бахаи посвящена отдельная страница на нашем сайте. Также имеется описание Веры Бахаи, сделанное правнуком Бахауллы — основателем этой религии.

Померанц Г.С, Миркина З.А.  Великие религии мира. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. — 256 с. ил. (Серия "Humanitas") C. 187-188.  
Померанц Г.С, Миркина З.А. Великие религии мира. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. — 256 с. ил. (Серия "Humanitas") C. 187-188.  
ISBN 5-9248-0103-9  

Г.С. Померанц, З.А. Миркина

Глава десятая. XX век (Кришнамурти, Раджнеш, бахаизм)

<...>

Несколько особняком стоит бахаизм, число приверженцев которого быстро растет. На сегодняшний день это европеизированная космополитическая религия, но корни ее — в еретических движениях Ирана XIX века. Первой была ересь бабитов. Баб — буквально ворота, дверь — титул заместителя шиитского имама, преемника халифа Али, которого шииты считают святым. В X веке последний имам, спасаясь от преследований, скрылся, назначив "дверью" одного из своих последователей. К XI веку и "двери" исчезли. Но осталась вера, что имам, по воле Аллаха, живет и дверь к нему когда-то откроется. В 1819 году Сеид Али Мухаммед провозгласил себя бабом, а в 1844 году — махди (мессией, вождем правоверного воинства). Бабиты пытались захватить власть. После нескольких неудач, в 1850 году, баб и группа его сторонников были схвачены, подвергнуты пыткам и расстреляны. По преданию, они шли на смерть со словами, которые почти точно воспроизвел Николай Гумилёв в стихотворении "Пьяный дервиш":

 

Мир — лишь луч от лика Друга,
Все иное — тень его...

Один из бабитов, Мирза Хусейн Али Нури (1817—1892), в 1852 году, сидя в тюрьме, пережил озарение и почувствовал себя преемником казненного, "тем, кого обнаружит Бог" (такое предсказание баб оставил). Высланный в 1853 году в Багдад (тогдашняя Османская империя), он приобрел сторонников среди ссыльных и с 1863 года известен как Баха Алла (Божья слава). Османские власти, обеспокоенные движением бахаитов, в 1868 году заключили еретического пророка в крепости Акра (Палестина). Просидев там 9 лет, он был освобожден и написал Китаб ал-Баха, "Святейшую книгу" бахаитов. Сын его, Абд ал-Баха, тоже подвергался репрессиям и вышел на волю по амнистии в 1910 году. В это время уже существовали группы бахаитов в Европе и Америке; Абд ал-Баха объездил Запад, проповедуя свою веру. Под влиянием западной культуры Абд ал-Баха упразднил многоженство. Третий лидер движения, его племянник, не назначил себе преемника. Бахаизм стал демократической общиной, управляемой советом верующих. Центр ее в Хайфе; там выстроен большой храм. Однако никакого особого храмового богослужения у бахаитов нет. Заповеданная ежедневная молитва (на любом языке) творится в одиночестве. Совместно отмечаются только некоторые памятные даты.

По учению Баха Аллы, Бог в каждую эпоху воплощает свою волю в новом пророке. Задача пророка — объединять людей. Авраам объединил племя, Моисей — народ, Мухаммед — нацию (имеется в виду, по-видимому, "нация ислама", единство мусульманского мира). Иисус очистил души своих приверженцев. Но осталась задача освятить человечество в целом. Это выпало на долю бахаитов. Впрочем, Баха Алла не последний пророк. Через тысячу лет придет новый. Бахаизм — единственная массовая религия, признающая условную истинность своих догматов. Вечность души понимается как вечное движение к непостижимой тайне Бога. Рай — символ восходящего посмертия, ад — символ посмертия нисходящего, удаления от Бога.

Бахаизм пока нигде не принял устойчивых местных форм, не создал эстетически разработанного культа. Его распространение — скорее признак кризиса традиционных религий, чем собственной силы.

C. 187-188.

Подкатегории