Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Home

Слушать "Сокровенные слова"

Теперь вы можете не только прочитать «Сокровенные слова» Бахауллы, но и прослушать на русском или скачать аудиокнигу.

Аудио «Сокровенные слова» Бахауллы

Чит. Олег Вадюла. Муз. Sea of Stars, Llewellyn, 180 МБ

Приглашаем волонтеров!

Нужна помощь по улучшению сайта BahaiArc: написание и редактирование текстов, перевод, веб-разработка и настройка. Желающие помочь, напишите нам по эл. почте: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

  Фотография портрета Абдул-Баха, написанного Джулиет Томпсон в Нью-Йорке в 1912 году.
 

Фотография портрета Абдул-Баха, написанного Джулиет Томпсон в Нью-Йорке в 1912 году. Оригинал работы утрачен.

Бахаи отмечают День Завета 26 ноября. На Востоке этот праздник первоначально назывался как «Наивеликое празднество» (Jashn-i-A’zam), это связано с тем, что Бахаулла называл Абдул-Баха Величайшей Ветвью. Таким образом мы видим, что с самого начала этот праздник ассоциируется с ролью и положением Абдул-Баха, хотя смысл праздника не ограничивается этим. Развивая образ с ветвью, можно сказать, что в День Завета отмечается роль всего древа — Божьего Завета. Абдул-Баха здесь как наиболее близкое и понятное людям проявление работы божественных сил.

Шоги Эффенди в книге «Бог проходит рядом» напоминает нам, что период пастырства Абдул-Баха начинается с объявления Завета Бахауллы — документа не имеющего аналога в истории других Законоцарствий, и «переживает расцвет после решительного признания средоточием Завета, в Граде Завета, уникального характера и далеко идущих последствий этого Документа». Хранитель также указывает на вполне конкретное событие — «решительное утверждение требований Завета, установленного Бахауллой, непосредственно вслед за чтением нового перевода "Скрижали Ветви" на общем собрании Его последователей в Нью-Йорке, отныне получившем название "Град Завета"».

Интересно рассмотреть, что же произошло в Нью-Йорке, и какая здесь связь с Заветом?

 

Решительное утверждение

Завет. Отрывки из Писаний Бахаи.  
Рекомендуем: Завет. Отрывки из Писаний Бахаи. / Духовное Собрание Бахаи России. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 1997. – 43 с.  

Следующая история представляет собой пересказ событий, описанных в книге William Sears, Robert Quigley The Flame: Story of Lua, 1973, pp. 99-102.

Когда Абдул-Баха был в Нью-Йорке, Его уговорили попозировать, чтобы Джулиет Томпсон смогла написать Его портрет. От этой процедуры Его стало клонить в сон, о чем Он и сказал. На что Джулиет уверила Его, что Он может подремать, т.к. это не помешает ей рисовать.

Далее она рассказывает: «Учитель закрыл глаза. Он сидел совершенно прямо, неподвижно, словно статуя. Я была охвачена таким благоговением, что не могла рисовать. Внезапно, Его глаза открылись. Мне показалось, что комната сотряслась, когда Он начал говорить. Я была потрясена Его мощью, когда Он раскрыл перед нами значение “Завета Божьего”».

Абдул-Баха тогда объяснил, что согласно величайшему Завету, который Бог заключил с человечеством, Бог никогда не оставит людей, но всегда будет им отправлять Посланников. Такими Богоявлениями были Моисей, Иисус, Мухаммад, Бахаулла. Учитель в тот день рассказал о Завещании, собственноручно написанном Бахауллой, в котором тот назначает Абдул-Баха Сосредоточием Его Веры, к кому все должны обратиться.

В те дни в Нью-Йорке Учитель зачитал перед собравшимися последователями новый перевод «Скрижали Ветви», в которой Бахаулла прямо назначает Своего Приемника в лице Абдул-Баха.

 

Вот отрывок из той скрижали

Из Скрижали Ветви

«Ныне ответвилась от Садратул-Мунтаха сия священная и славная Сущность, сия Ветвь Святости; благо тому, кто ищет Его убежища и пребывает под Его сенью. Воистину Побег Закона Божиего появился от сего Корня, что Бог прочно посадил в Землю Своей Воли, и Ветвь, коя произросла от Него, достигла такой высоты, что осеняет Собою все творение. Да будет восхвален Он за сие возвышенное, благословенное, могущественное, благороднейшее Творение Свое!.. Слово, в знак Нашей милости, изошло из Величайшей Скрижали — Слово, кое Бог украсил узором Своей Сущности и сделал владыкой над землей и всем сущим на ней, и знамением Его величия и власти надо всеми народами... Возблагодарите Бога, о народы земли, за Его явление в мире, ибо воистину Он есть величайшее Благодеяние и совершеннейший Дар вам; и через Него всякая истлевшая кость вернется к жизни. Кто обратился к Нему, тот обратился к Богу, а кто отверг Его, тот отверг Мою Красоту, усомнился в Свидетельстве Моем и согрешил против Меня. Он есть Доверие Бога среди вас, Напоминание о вашем долге пред Ним, Его явление вам и знак Его пребывания среди избранных слуг Его… Мы ниспослали Его вам в виде храма человеческого. Благословен и свят Бог, Который творит, что пожелает, силою Своей непогрешимой и непреложной воли. Те, что лишили себя сени Ветви, будут блуждать в пустыне греха, души их сгорят в пламени мирских желаний, и будут они из тех, кто обречен на верную гибель».

Цит. по Шоги Эффенди Законоцарствие Бахауллы. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 88 с.

с. 54-55

Некоторые пояснения к «Скрижали Ветви»

Садратул-Мунтаха это буквально переводится как «самое удаленное Дерево». Шоги Эффенди для перевода этого понятия использовал фразу «Древо, за которым нет пути». Это символ предела, дальше которого познание и приближение к Богу невозможно — границы божественного знания, явленного человечеству. Это понятие часто используется в Писаниях, указывая на Богоявление.

«Скрижаль Ветви» на арабском будет Сура-и-Гусн. Вот какое примечание об этом слове дано в Китаб-и-Агдас (прим. 66)

«Агсан» (множественное число от «Гусн») по-арабски означает «Ветви». Этим словом Бахаулла обозначает Свое мужское потомство. Данный термин имеет особое значение не только в связи с правом распоряжаться дарами, но и в связи с установлением преемственности власти после кончины Бахауллы и Абдул-Баха. В Книге Своего Завета Бахаулла назначил Своего старшего сына Абдул-Баха Средоточием Своего Завета и Главою Веры. В Последней Воле и Завещании Абдул-Баха назначил Шоги Эффенди, Своего старшего внука, Хранителем и Главою Веры.

Итак, в этом отрывке из Китаб-и-Агдас предполагается преемственность избранных Агсан, а тем самым и учреждение института Хранительства, а также предвидится возможность того, что эта линия может прерваться. В результате кончины Шоги Эффенди в 1957 году создалось такое положение, которое предусмотрено в этом стихе,— линия Агсан оборвалась прежде, чем был учрежден Всемирный Дом Справедливости.

  Речь Абдул-Баха о Завете, произнесенная 19 июня 1912 года. Текст на английском.
 

Речь Абдул-Баха о Завете, произнесенная 19 июня 1912 года. Текст на английском.

 

Текст на английском с фрагментами перевода на русский. Было бы замечательно, если бы нашлись желающие перевести этот текст и выслать нам.

 

Здесь имеет смысл отметить, что описываемая история произошла в Нью-Йорке вовсе не в ноябре, как можно было бы предполагать, а 19 июня 1912 года. Отмечать День Завета 26 ноября начали задолго до этого и по причинам, никак не связанным с пребыванием Абдул-Баха в Нью-Йорке. Об этом мы пишем на странице, посвященной Дню Завета.

Сейчас лишь отметим, что по свидетельству историка Стокмана празднование Дня Завета 26 ноября, если говорить о США, началось в Чикаго с 1901 года или даже ранее. (Stockman vol. II p 56).

Присылайте свои дополнения для включения в материал этой страницы.

 

Дополнительное чтение на тему Дня Завета:

 

 

 

Материалы к праздникам и Святым Дням бахаи смотрите в базе знаний.

Информация о календаре бахаи

Молитвенная встреча: "Слон и слепые".

Подготовьте цитаты и молитвы об истине, искателе, важности советоваться и отрешенности.
Украсьте стол свечами и фигуркой слона. Свечи не зажигайте. Если слона нет, то его легко вырезать из картона или сделать слона-оригами.

слон и свечиНачните встречу с чтения басни "Спор о слоне". Распечатка крупным шрифтом притчи о слоне (MS Word файл) 

Из Индии недавно приведён,
В сарае тёмном был поставлен слон,
Но тот, кто деньги сторожу платил,
В загон к слону в потёмках заходил.
А в темноте, не видя ничего,
Руками люди шарили его.
Слонов здесь не бывало до сих пор.
И вот пошёл средь любопытных спор.
Один, коснувшись хобота рукой:
"Слон сходен с водосточною трубой!"
Другой, пощупав ухо, молвил:
"Врёшь, На опахало этот зверь похож!"
Потрогал третий ногу у слона,
Сказал: "Он вроде толстого бревна".
Четвёртый, спину гладя: "Спор пустой -
Бревно, труба, он просто схож с тахтой".
Все представляли это существо
По-разному, не видевши его.
Их мненья - несуразны, неверны -
Неведением были рождены.
А были б с ними свечи - при свечах,
И разногласья б не было в речах.

После чтения басни зажгите свечи. Раздайте цитаты и молитвы. (Чтение цитат не должно быть утомительным.
10-15 минут. По желанию после перерыва можно еще почитать молитвы, самостоятельно их выбирая.
Молитвенники в достаточном количестве должны быть на столе.) После чтения молитв и Писаний предложите друзьям сыграть в такую детскую игру "Кот в мешке":

Заранее приготовьте много разных мелочей, положите их в непрозрачный мешочек. Присутствующие должны
вслепую вытаскивать один предмет и не глядя на него на ощупь определить что это такое.

Дополнительно рекомендуем игру "Спички"

Молитвенники бахаи часто начинаются именно с этой молитвы-эпиграфа, молитвы приглашающей упоминать Бога всюду и везде.

 

Благословенны местность,

Благословенны местность

spot 02

spot 03

 

и дом,

дом

 

и место,

и место

 

и город,

город

 

и сердце,

сердце

heart 02

heart 03

 

и гора,

и гора

 

и убежище,

и убежище

refuge002

refuge003

refuge004

 

и пещера,

cave001

и пещера

cave004

 

и долина,

и долина

 

и земля,

и земля

land02

land03

 

и море,

и море

 

и остров,

и остров

 

и луг,

и долина

 

где Бога упомянули и Его восхвалили.

praise

Текст этой молитвы Бахауллы смотрите в молитвеннике Молитвы бахаи. Пер. с англ. 2-е издание, дополненное и исправленное. – СПб.: Единение, 2003. – 255 с.

23 мая 1912

Беседа в доме миссис и м-ра Фрэнсиса У. Брида

Гарвард Стрит, 367, Кембридж, Массачусеттс

Стенографическая запись

 

Научные знания — высочайшее достижение человеческого развития, ибо наука проникает в сущности вещей. Существует два вида научных изысканий, — материальные и духовные. Материальная наука занимается исследование естественным природных явлений; божественная наука познает и открывает духовные истины. И мир человеческий должен стремиться приобрести знания в двух этих сферах. Птица имеет два крыла; при отсутствии одного из крыльев она не сможет летать. Материальные и духовные науки подобны двум крыльям, поднимающим человека к духовным и научным достижениям. И оба они одинаково необходимы: одно — естественное, другое — сверхъестественное; одно — материальное, другое божественное. Говоря о божественном, мы имеем в виду открытие таинств Господних, постижение духовных сущностей, мудрости Господа, символического значения небесных учений и основ закона Божия.

Сегодня, 23 мая, — годовщина явления и Декларации Баба. Это благословенный день и заря откровения, ибо явление Баба было первым лучом рассвета истины, в то время как откровение Благословенного Совершенства, Бахауллы, было подобно уже явлению самого солнца. Воистину, это благословенный день, начало нисхождения небесной щедрости, утро божественного сияния. В этот день 1844 года Бабу было назначено возвестить и провозгласить послание Царствия Божия, объявить радостную весть о грядущем приходе Бахауллы; вся Персия ополчилась против Баба, но он выдержал все испытания. Небольшая часть персиян стала последователями Его учения. За это их жестоко мучили и подвергали жесточайшим пыткам. С удивительной стойкостью и высоким героизмом противостояли они всем испытаниям. Тысячи людей бросали в тюрьмы, наказывали, преследовали, казнили. Их дома были разграблены и разрушены, их имения конфискованы. Они с радостью жертвовали своими жизнями, и до самого конца оставались преданными своей вере. Эти удивительные души стали светильниками Господа, святыми звездами, воссиявшими на вечном небосводе Божией Воли.

В Ширазе, где Баб впервые провозгласил Его миссию и предсказание, он подвергся жесточайшим гонениям. Пора тяжких испытаний и лишений пришла в те края, и Баба отправился в Исфахан. Тамошние ученые мужи встретили Его с острой враждебностью. Он был арестован и выслан в Тебриз. Оттуда Его перевели в тюрьму города Ма-Ку, и в конце концов отправили в неприступную крепость города Чихрага. Позже Он был переведен в Тебриз, где состоялась его казнь.

Это лишь краткий очерк жизни Баба. С непоколебимой силой противостоял Он всем гонениям и переносил тяжелейшие испытания. Чем упорнее его враги старались погасить свет Его учений, тем ярче он разгорался. День за днем росло и крепло Его Дело. Встречаясь с людьми, Он постоянно возвещал будущий приход Бахауллы. Во всех Его Книгах и Скрижалях Он упоминал Бахауллу и объявлял радостную весть о грядущем Посланнике, предрекая, что Ему назначено явиться через девять лет. Баб говорил, что через девять лет «вы приобщитесь к вечным радостям»; через девять лет «вам будет ниспослано счастье встретить Обетованного Посланника, о котором возвещаю я.» Он называл Бахауллу, Благословенное Совершенство, титулом — «Тот, Кого откроет Бог.» Воистину, сия Благословенная Душа посвятила всю жизнь распространению Божественного учения, Он подготовил мир к приходу Бахауллы, все Его слова записаны в исторических документах и посланиях. В Его первой Книге, Лучшие Истории, говорится, «О, Ниспосланный Господом! Я посвящаю свою жизнь Тебе; Я приму любые испытания во имя Твое; Мое самое горячее желание принять смерть во имя любви к Тебе; лишь Господь, Всевышний, может дать нам вечную защиту.»

Обратите внимание с какой стойкостью переносил Баб все трудности и бедствия; как Он отдал жизнь за Дело Божие, как велика была сила Его любви к Совершенной Красоте, к Бахаулле; и как Он возглашал радостную весть о грядущем явлении Божественного Посланника. Мы должны следовать священному примеру Его жизни; мы должны научиться жертвовать собой и стать яркими светильниками, озаренными огнем Божественной любви. Мы должны приобщиться к щедротам и добродетелям Царствия Всевышнего, ибо Баб призывал нас встать на высокий путь служения Делу Божию, призывал отрешиться от всех мирских соблазнов и, обратив взоры к Господу, внимать учению Благословенного Совершенства, Бахауллы; исполниться искренней любовью, познав величие заветов Бахауллы, возлюбить все человечество во имя Его, быть терпимыми и милосердными ко всем людям во имя Его, и стремиться к установлению единства мира человеческого. Вот почему сегодняшний день, 23 мая, является годовщиной благословенного события.

 

Абдул-Баха «Провозглашение всеобщего мира»

На сайте «Архивы — память общины» имеется специальная страница, рассказывающая о том, кто такой Баб. Рекомендуйте ее интересующимся.

Это черновик статьи о месяце Величие (Азамат), созданный 12 мая 2015. Пожалуйста, присылайте свои идеи о том, чем можно его дополнить.

Четвертый месяц в календаре бахаи носит название Величие или, арабским словом, Азамат. Считается, что свои названия месяца получили по атрибутам и качествам Бога. Но помимо того, что слово азамат используется как атрибут или одно из имен Бога, в Священных Текстах бахаи оно также часто употребляется для описания Откровения Бахауллы.

Например, в нижеследующих строчках используется именно это слово, азамат. (Оно выделено нами жирным)

Ни один чело­век из размышляющих над сим стихом не может не признать величия сего Дела или усомниться в возвышенном положении сего Дня — Дня Самого Бога.

Крупицы из Писаний Бахауллы, X

Истинно говорю Я вам: величие сего Дела таково, что отец покидает сына своего и сын бежит от своего отца. Вспомни предание о Ное и Ханаане. Дай Бог, дабы в сии дни небесного блаженства не лишились вы благоуханий Всеславного и во дни сей духовной Весны вкусили от потоков Его милости. Подни­митесь во имя Того, Кто есть Предмет всякого знания, и, пол­ностью отрешившись от учености смертных, возвысьте голоса ваши и провозгласите Дело Его.

Крупицы из Писаний Бахауллы, XXXV

Также азамат употребляется в словосочетании «величие сего Откровения» на странице 48 в «Скрижалях, явленных после Китаб-и-Агдас».

И в словосочетании «Уста Величия»:

Хвала Богу, Господу всего человечества, при упоминании имени Коего затрепетала вся земля до мельчайшей частицы, и Уста Величия возжелали поведать то, что было сокрыто в Его знании и таится в сокровищнице Его мощи. Воистину, властью имени Своего — Сильный, Всемогущий, Всевышний — Он пра­витель всего сущего на небесах и на земле.

Крупицы из Писаний Бахауллы, XI

…Уста Величия восприветствуют тебя: «Велико блаженство, что ожидает тебя, о Мой слуга, ибо ты достиг того, чего никто не достигал, кроме тех, кои отказались от всего сущего в небесах и на земле и кои олицетворяют истин­ную отрешенность».

Крупицы из Писаний Бахауллы, LXXVII

В столь широко известной фразе:

В преж­ние времена было явлено: «Любовь к своей стране — состав­ная часть Веры Божией». Однако в день Его явления Уста Величия провозгласили: «Не тот должен гордиться, кто любит свою страну, но тот, кто любит мир». Силой, высвобожденной такими возвышенными словами, Он укрепил птиц сердец чело­веческих, и показал им новое направление, и бесследно стер ограничения в Святой Книге Бога.

Крупицы из Писаний Бахауллы, XLIII

И в пространной обязательной молитве:

Свидетельствую о том, о чем свидетельствует все сотворенное, и Горние Сонмы, и обитатели наивозвышенного Рая и, кроме них, сами Уста Величия со всеславного Небосклона, что Ты есть Бог, что нет Бога, кроме Тебя, и что Тот, Кто был явлен, есть Сокровенная Тайна, Драгоценный Символ, чрез Кого буквы слова «Будь» были соединены и скреплены воедино.

 

Поищите словосочетание «Уста Величия» в «Крупицах» и «Скрижали, явленные после Китаб-и-Агдас».

Вы сможете составить целую коллекцию цитат и поразмышлять над его значением.

В завершении упомянем, что это слово в превосходной степени азам («величайший», «наивеликий») используется и в таких словосочетаниях «Величайшее Имя» и «Величайшая Ветвь».

По материалам: A Wondrous New Day. The Numerology of Creation and ‘All Things’ in the Badí‘ Calendar. Robin Mihrshahi, 2013. Стр. 78.


 

Это заготовка статьи. Присылайте идеи, примечательные цитаты, иллюстрации и другие материалы, которые можно было бы разместить на этой странице.

Полноценные материалы к Празднику Девятнадцатого Дня Величие смотрите в нашей базе знаний на специальной странице, посвященной этому празднику.

Бахаулла в Китаб-и-Иган пишет:

Да будет тебе воистину ведомо, что Знание бы­вает двух видов — Божественное и сатанин­ское. Одно бьет из родника Божественного вдохновения, другое есть лишь отражение суетных и смутных мыслей. Источник первого — Сам Бог, последнее же движимо нашептыванием себялюбивых желаний. Одно руководствуется правилом: «Бойтесь Бога, и Бог наставит вас»*, другое лишь подтверждает истину: «Знание — самая прискорбная завеса между человеком и его Создателем». Первое дает плоды терпения, страстной устремленности, истинного понимания и любви; последнее рождает лишь надменность, тщеславие и высокомерие. От слов Учителей священного речения — Тех, Кто изъяснил суть подлинного знания, никоим образом нельзя ощутить зловоние сих темных учений, что омрачили мир. Древо подобных учений не породит ничего, кроме несчастия и мятежа, и не даст иного плода, кроме ненависти и зависти. Его плод есть смертоносный яд, его сень ­— огнь пожирающий. Сколь верно было сказано: «Ухватись за плащ Того, Кто есть Желание твоего сердца, и отбрось всякое смущение; вели убраться мудрецам мира сего, сколь бы ни были велики их имена».

Итак, сердце должно очиститься от праздных речений человеческих и освободиться от всякой земной привязанности, дабы постичь скрытый смысл Божественного вдохновения и стать сокровищницей таинств Божественного знания. Ибо сказано: «Вступивший на белоснежную Стезю и следующий по стопам Багряного Столпа никогда не достигнет обиталища своего, доколе не освободит руки свои от мирских вещей, столь любимых смертными». Таково первейшее требование ко всякому идущему оным путем. Размышляй о том, и пусть перед глазами твоими падут завесы, да постигнешь истину сих слов.

 

Бахаулла. Китаб-и-Иган / Духовное Собрание Бахаи России – СПб.: Единение, 2000. – 213 c. С.55-56

 

*Коран 2:282