Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Home

Нужна помощь!

BahaiArc скоро предстоит ежегодная оплата хостинга. Желающие помочь, могут перевести немного по этой ссылке.

  Поддержать инициативу

Приглашаем творческих людей!

Кто хотел бы помочь улучшить описания страниц сайта, посвященные курсам
Института Рухи?

Отзовитесь: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

    [Отрывок из книги Адиба Тахерзаде «Дитя Завета» (руководство по изучению Завещания Абдул-Баха).
Adib Taherzadeh, The Child of the Covenant. A Study Guide to the Will and Testament of 'Abdu'l-Baha. George Ronald, Oxford, 2000.]
    Также см. Жёны Бахауллы. Письмо Отдела Секретариата ВДС, от 23 октября 1995 г.

Для того, чтобы изучать Завет, необходимо знать о браках Бахауллы и Его детях. Бахаулла взял Себе трёх жён до того, как провозгласил Свою миссию в 1863 г. Как уже было сказано выше, Богоявление организует Свою личную жизнь согласно обычаям времени. Многожёнство было нормальной практикой в те дни; на самом деле, считалось бы даже ненормальным для человека благородного сословия оставаться в том обществе моногамным.

Для того, чтобы по-настоящему понять этот вопрос, необходимо знать ситуацию в исламском мире XIX века. В <стр.20> мусульманских социумах Ближнего Востока женщины жили полностью под властью мужчин, и им не позволялось принимать участие в общественных делах. Девочки росли в доме своих родителей, проводили большинство времени внутри дома и не имели никаких контактов с внешним миром. Когда их отдавали замуж (событие, на которое они никак не могли повлиять), они переезжали в другой дом и проводили большинство времени взаперти, до тех пор, пока не умирали. Не было такого человека, за исключением самых близких родственников, кому было бы позволено увидеть лицо женщины. Она должна была носить чадру[*] и закрывать своё лицо. Для женщины считалось грехом показывать своё лицо какому бы то ни было мужчине. Когда в дом приходил гость-мужчина, все женщины должны были уйти во внутренние покои,— их святилище, куда был заказан вход любому незнакомцу.

[* Большой кусок ткани, который покрывает всё тело с головы до пят и надевается поверх одежды.]

Ещё одно ограничение заключалось в том, что женщины, особенно незамужние девушки, не должны были разговаривать с мужчинами. Также им не было разрешено ходить за покупками или по другим делам; это была прерогатива мужчин. Если бы женщинам это было позволено, они неизбежно были бы вовлечены в жизнь общества и контакты с мужчинами. Это ограничение было таким строгим, что если когда-нибудь женщину замечали разговаривающей с незнакомцем, она получала весьма жестокое наказание от своих родителей или мужа. Клеймо, связанное с таким поведением, было столь отвратительным, что иногда бедная жертва совершала самоубийство. Известно, что некоторые представители мусульманского духовенства в Персии приговаривали к мучительному наказанию мужчин, которых обвиняли в ведении разговоров с женщинами. Обычно куда более тяжкое наказание ожидало мужчину-немусульманина, если его видели разговаривающим с мусульманкой.

Женщины в те дни не имели никакого статуса в социуме. С ними обращались, как с неодушевлёнными предметами. Некоторые богословы доходили до то, что утверждали, будто женщины не имеют души, тем самым вторя христианским теологам, жившим на семьсот лет раньше. В таком обществе жизнь женщины протекала почти полностью в четырёх стенах её дома, в заботах о семье и о мужчинах. Исключительно редки были случаи, когда девочка получала образование. Подавляющее большинство женщин было неграмотно и потому оставалось вне магистрального потока человеческого прогресса и развития цивилизации. Даже те немногие, кто получал хоть какое-то образование, были ограничены в своих действиях. Родители несли ответственность за то, чтобы обеспечить своего сына всеми средствами к существованию, включая дом и жену, которая прилагалась к этому дому в качестве почти что мебели. Родители договаривались о браках своих детей, тогда как наиболее заинтересованные в этом вопросе стороны не имели никакого права голоса.

В нынешнем западном мире будущие супруги встречаются и какое-то время изучают друг друга, влюбляются и заключают брак. Но во времена Бахауллы <стр.21> дело обстояло не так, причём не только на Востоке, но часто и на Западе. «Любовь» нередко отступала на второе место перед семейным долгом, полезными социальными связями и вопросами наследства.

Было принято заключать помолвку между мальчиком и девочкой вскоре после их рождёния, а когда мальчик превращался в юношу, ему приходилось вступать в брак; будущие супруги не имели никакого выбора. Вопрос о любви друг к другу вообще не ставился; юноше не было позволено даже увидеть лицо своей невесты перед свадьбой. Если дети не были помолвлены во младенчестве, их родители начинали искать своему сыну невесту, когда он достигал отроческого возраста. Это делал кто-то из женских членов семьи, обычно мать или сестра. Как только выбор был сделан, можно было играть свадьбу. Молодой человек мог увидеть свою будущую жену только как нечто бесформенное, закутанное в чадру. Если повезёт, его родственницы могли описать ему, как невеста выглядит на самом деле.

Хотя будущие супруги не имели возможности выбирать себе партнёра по браку и не имели никакой возможности заранее узнать и полюбить друг друга, не все семьи, тем не менее, были лишены любви и единства. Несложно представить себе такую ситуацию, когда супруги, ничего не знавшие друг о друге первоначально, впоследствии устанавливают узы дружбы, любви и гармонии. Тем не менее, в такой среде доминирующее положение мужа не могло быть поколеблено, поскольку он обладал над своей женой практически безграничной властью.

В таких обстоятельствах вся ответственность за поддержание порядка в доме — что в те дни означало тяжёлый труд — лежала на жене, которая была счастлива, если удавалось разделить его с другими женскими членами семьи. Считалось неприличным нанимать девушку для помощи по дому, поскольку внутрь могли быть допущены только близкие родственницы. Тем не менее, поскольку многожёнство было обычной практикой, мужчина мог взять себе до четырёх жён, и они должны были поддерживать друг друга в управлении домашними делами. Это часто становилось необходимостью, когда муж был человеком богатым и влиятельным и должен был содержать большой дом, чтобы вести образ жизни, соответствующий его положению в обществе. Обычно именно первая жена искала кандидаток на роль второй жены, или давала согласие на эту кандидатуру.

Очевидно, что брачные обычаи в Персии XIX века несравнимы с теми, что можно встретить ныне в большинстве стран мира. Простое упоминание многожёнства вызывает в уме современного человека мысли о сексе, похоти и развращённости. Однако ситуация обстояла совершенно иначе в случае людей, заключавших браки согласно исламскому закону сто лет назад. Люди практиковали многожёнство не обязательно из-за похоти, но потому, что следовали обычаям жизни в конкретном обществе. Таким образом, молодой человек с готовностью подчинялся своим <стр.22> родителям и брал в жёны ту, на которую они указывали, а после этого заключал последующие браки, следуя требованиям обстоятельств.

 

Жёны Бахауллы

Бахаулла женился на Асийе-ханум в Тегеране в 1251 г. хиджры (1835 г. от Р. Х.), когда Ему было немногим более 18 лет. Асийе-ханум, позже прозванная Бахауллой «Навваб», была дочерью аристократа, мирзы Исма'ил-и Вазира. Её дата рождения неизвестна. Она была наиболее благородной и верной из всех последовательниц Бахауллы и служила своему Господу до конца своей жизни. Она умерла в 1886 г. В этом браке родилось семеро детей, четверо из них умерли во младенчестве. Тремя выжившими были: 'Абба̅с, названный «Величайшей Ветвью», Абдул-Баха; Фа̅т̣име, Величайший Святой Лист; и Михд̣и, «Чистейшая Ветвь».

Вторую жену Бахауллы, свадьба с которой была сыграна в Тегеране в 1849 г., звали Фа̅т̣име-ханум, обычно на неё ссылаются по её прозвищу Махд-и 'Улья. Она была двоюродной сестрой Бахауллы и родила Ему шестерых детей, из которых выжило четверо. Среди выживших была одна дочь, Самадийе, и трое сыновей: Мух̣аммад-'Али, Д̣ийаулла и Бадиулла. Эти четверо, вместе со своей матерью, нарушили Завет Бахауллы. Махд-и 'Улья умерла в 1904 г.

Третья жена, Гаухар-ханум, не имела никакого прозвища. Даты её рождения, брака и смерти не известны. Её брак был заключён в Багдаде до возвещения миссии Бахауллы. В то время, как Навваб и Махд-и 'Улья сопровождали Его во всех изгнаниях, Гаухар-ханум осталась в Багдаде со своим братом, мирзой Михд̣й-и Кашани.[33] В течение нескольких лет она жила среди беженцев-бахаи в Мосуле[34], а позже, по указанию Бахауллы, отправилась в Акку. У неё была единственная дочь, Фуругийе; и мать, и дочь стали нарушительницами Завета после смерти Бахауллы.

[33 См. Абдул-Баха. «Дань памяти верным», (Memorials of the Faithful), стр. 95.]

[34 См. Тахерзаде. «Откровение Бахауллы», т. 2.]

Уместно будет прояснить здесь один момент, который озадачивает многих, а именно, отсутствие подробной информации о жёнах Бахауллы. И вновь нам придётся рассмотреть здесь социальные обстоятельства того времени. Как уже говорилось выше, женщины в те дни не участвовали в общественных делах; вся их жизнь проходила в уединении домашней жизни. Расспрашивать о жизни женщины считалось неэтичным и даже оскорбительным. Было бы невежливо даже спросить, как зовут чью-то жену. Обычно о них говорили просто «домашние», или, если у женщины был сын, «мать такого-то». В таком обществе историки (всегда, конечно же, мужчины) обычно не могли расспрашивать об обстоятельствах личной жизни женщины. Это было бы сочтено крайне оскорбительным для мужчин данной семьи.

Хотя в доме Бахауллы порядки были совсем иными и верующие, тесно общавшиеся с Ним, также могли контактировать с <стр.23> женскими членами Его семьи, тем не менее, по причине господствовавших тогда обычаев и уединения, к которому привыкли женщины, восточные историки Веры почти ничего не писали о них.

 

Использованы материалы официального интернет-сайта общины последователей Веры Бахаи в России www.bahai.ru - официальный веб-сайт общины последователей Веры Бахаи в России (скачано: декабрь 2011)


 

Рекомендуйте интересующимся:

«Прежде, чем выбирать жену, человек должен трезво поразмыслить»

  Журнал Star of the West, Vol. 6 (21 марта 1920 г.), стр. 20.
  Использованы материалы официального интернет-сайта общины последователей Веры Бахаи в России www.bahai.ru - официальный веб-сайт общины последователей Веры Бахаи в России (скачано: декабрь 2011)

Обращение Абдул-Баха к Ахмаду Сохрабу 22 декабря 1918 г., накануне его отъезда из Святой Земли

 

Ныне, возвращаясь в Америку, ты должен подумать о том, чтобы найти себе жену. Выбирай же такую девушку, которая будет соответствовать твоим интеллектуальным и духовным идеалам. Она должна быть мудра, интеллигентна, и быть символом стремления к совершенству. Она должна интересоваться всеми проблемами твоей жизни и быть твоим спутником и партнером на каждой стадии твоего существования. Она должна быть человеком благожелательным, добросердечным, счастливым, и обладать приятным нравом. Ты же должен посвятить себя её счастью и любить её сияющей, духовной любовью.

Прежде, чем выбирать жену, человек должен трезво и серьёзно поразмыслить о том, что эта девушка будет его другом на протяжении всей его жизни. Это не мимолётный предмет. Она будет той душой, с которой он будет общаться каждый день своей жизни; она будет его супругой и его самым доверенным лицом; поэтому день за днём их любовь и привязанность друг к другу должны возрастать.

Величайшая связь, которая скрепит сердца мужа и жены — это верность и преданность. Оба должны выказывать друг к другу верность и преданность и не позволять, чтобы в их отношения вкрался даже малейший след ревности; ибо это чувство, подобно яду, разрушает самые основы любви.

Муж и жена должны посвятить все свои знания и таланты, состояние и имя, свои тела и души, прежде всего, Бахаулле, а затем друг другу. Их мысли должны быть возвышенны, их идеалы — лучезарны, их сердца — духовны, и их души — местами восхода сияния Солнца Действительности. Они не должны обижаться друг на друга из-за мимолётных событий и происшествий сей изменчивой жизни. Их сердца должны быть широки, словно Божия Вселенная. В случае, если между ними возникает любое различие во взглядах, они должны приложить все усилия к тому, чтобы разрешить его самостоятельно, и не позволять сведениям об этом просачиваться за пределы семьи; ибо люди склонны делать из пылинки гору. Опять же, в случае, если обстоятельства приводят к действительной обиде друг на друга, они не должны скрывать это в своём сердце, но должны объяснить природу этой обиды друг другу, и попытаться рассеять её как можно скорее. Они должны предпочитать товарищество и дружбу ревности и лицемерию, и уподобиться двум чистым зеркалам, что отражают друг для друга свет звёзд любви и красоты.

Вы должны рассказывать друг другу обо всех своих благородных и небесных мыслях. Не держите между собой секретов. Превратите свой дом в гавань покоя и мира. Будьте гостеприимны, и пусть двери вашего дома будут открыты пред лицами друзей и незнакомцев. Приветствуйте каждого с улыбкой на лице, и пусть все они почувствуют, что они — у Меня дома.

Бог сотворил такое единство между мужем и женой с тем, чтобы никто в мире сём не мог представить более великого уровня единения. Вы должны постоянно поливать древо своего союза водой любви и привязанности, дабы зеленело оно и цвело во всякое время года, принося самые сочные плоды для исцеления народов.

Вкратце говоря, вы двое должны жить такой жизнью, чтобы ваш дом стал образом рая Абха; дабы всякий входящий в него прикоснулся к самой сути чистоты и непорочности, и воскликнул из самой глубины сердца: «Здесь — дом любви, дворец любви, сад любви, здесь любовь свила себе гнездо»; и вы вдвоём, словно сладкоголосые птицы, должны обитать на высочайших ветвях древа жизни, наполняя воздух песнями любви и счастья.

Всеми силами пытайтесь заложить основание вашей любви в самом средоточии вашего духовного существа, в самом сердце вашего сознания, и не позволяйте, чтобы это основание любви было поколеблено даже в малейшей степени.

А когда Бог даст вам милых и очаровательных детей, направьте все силы на их воспитание и образование, дабы превратились они в нетленные цветы Божественного розового сада, соловьёв совершенного рая, слуг мира человечества и плоды Древа Жизни.

Живите так, чтобы другие могли брать с вашей жизни пример, и могли сказать друг другу: «Смотрите! Они живут, подобно голубям в гнезде, в совершенной любви, симпатии и гармонии. Словно Бог изначально вылепил самую суть их существ для любви друг к другу».

Когда установятся такие обстоятельства, и такие идеи будут преобладать безраздельно, тогда, значит, вы во многом приобщились к вечной жизни, щедро испили из родника Истины, и провели дни свои в раю славы, собирая бессмертные цветы Божественных тайн.

Будьте друг для друга небесными любящими и святыми возлюбленными. Живите в раю любви. Свейте своё гнездо на цветущей ветви древа любви. Парите в чистом воздухе любви. Плавайте в безбрежном море любви. Гуляйте по вечному розовому саду любви. Живите в ярких лучах солнца любви. Будьте тверды и непреклонны на стезе любви. Вдыхайте всей грудью сладкие благоухания цветов любви. Настройте свой слух на волнующие мелодии любви. Да будете вы опьянены вином любви. Пейте полной мерой эликсир любви. Пусть идеалы ваши превратятся в букет любви, и ваша беседа да станет белым жемчугом океана любви.

(Перевёл на английский Мирза Ахмад Сохраб, 6 декабря 1919 г., г. Себастополь, Калифорния).

 

1291. Так называемая «Брачная Скрижаль»

Что касается вашего вопроса о так называемой «Брачной Скрижали», опубликованной на стр. 47 приложения к британскому молитвеннику, то это не Скрижаль, но речь, приписываемая Учителю Мирзой Ахмадом Сохрабом. Она была произнесена примерно в декабре 1918 г. по поводу брака Сохраба. Она не может считаться Священным Писанием Бахаи, поскольку, как указал возлюбленный Хранитель, «ничто не может считаться Писанием, если у нас нет исходного текста этого». Друзья могут использовать эту речь, но не следует относить её к разряду Писаний.

(Из письма Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Южной и Западной Африки от 18 января 1971 г.; опубликовано в Lights of Guidance №1291).


На тему поиска партнера, создания семи и семейных отношений рекомендуем сборник Брак и семейная жизнь Бахаи: Выдержки из Писаний Бахаи. 2-е изд. испр. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 104 с.

Бахаулла

 

  Tablet of the Holy Mariner
  Эта молитва в формате MS Word

Он есть Милостивый, Наивозлюбленный!

О Святой Мореход! Вели своему ковчегу вечности явиться пред Небесными Сoнмами,

Славен мой Господь Преславный!

Пусти ковчег по предвечному морю во Имя Него, Дивнейшего,

Славен мой Господь Преславный!

И пусть войдут ангельские духи во Имя Бога, Всевышнего.

Славен мой Господь Преславный!

Подними якоря, дабы отправиться в путь по океану славы,

Славен мой Господь Преславный!

Быть может, достигнут его насельники приюта близости в царствии вечном.

Славен мой Господь Преславный!

Когда же доберутся до священного взморья, берега багряных морей,

Славен мой Господь Преславный!

Вели им сойти и достичь сего вышнего незримого места,

Славен мой Господь Преславный!

Места, где Господь в Пламени Своей Красоты явился во древе бессмертном;

Славен мой Господь Преславный!Копия Скрижали Святому Мореходу, выполненная рукой Абдул-Баха (Bahá'í World Centre archives)

Где воплощенья Дела Его очистились от себялюбия и страстей;

Славен мой Господь Преславный!

Вкруг коего шествует моисеева Слава с вечными сoнмами;

Славен мой Господь Преславный!

Где Божья Десница простёрлась из Пазухи Величия Его;

Славен мой Господь Преславный!

Где ковчег Дела останется недвижим, даже если явить его обитателям все присущности Божии.

Славен мой Господь Преславный!

О Мореход! Научи вошедших в ковчег тому, чему Мы научили тебя за таинственной завесой,

Славен мой Господь Преславный!

Быть может, не замедлят они оставить белоснежный священный предел,

Славен мой Господь Преславный!

А воспарят на духовных крылах к месту, что Господь превознёс выше всех поминаний в дольних мирах,

Славен мой Господь Преславный!

И устремят полёт свой вдаль, как любимые птицы в царстве вечного воссоединения;

Славен мой Господь Преславный!

И тайны познaют, сокрытые в светоносных Морях.

Славен мой Господь Преславный!

Они миновали ступени мирских ограничений, достигнув священного единения, средоточия небесного водительства.

Славен мой Господь Преславный!

Пожелали они вознестись к состоянью, кое поставил Господь превыше их достоинства.

Славен мой Господь Преславный!

Посему пылающая звезда низвергла их из числа находящихся в Царстве Его Присутствия,

Славен мой Господь Преславный!

И они услыхали, как раздался Голос Величия из-за незримого шатра на Вершине Славы:

Славен мой Господь Преславный!

«О ангелы стражи! Верните их в обиталище их в мире дольнем».

Славен мой Господь Преславный!

«Ибо вознамерились они подняться в ту сферу, куда небесная голубка не возносилась на крылах своих».

Славен мой Господь Преславный!

«И корабль мечтаний застыл недвижим, чего не постичь разумению мудрых».

Славен мой Господь Преславный!

Засим небесная дева выглянула из вышнего покоя своего,

Славен мой Господь Преславный!

Движением бровей повелевая Небесным Сонмам,

Славен мой Господь Преславный!

Светом лика своего затопив небеса и землю,

Славен мой Господь Преславный!

А когда блеск её красоты воссиял над народом праха,

Славен мой Господь Преславный!

Все существа задрожали в смертных могилах своих.

Славен мой Господь Преславный!

Затем бросила она клич, коего никто не слыхал за всю вечность,

Славен мой Господь Преславный!

Так возгласила она: «Именем Господа клянусь! Тот, в чьём сердце нет аромата любви к превознесённому и славному Юноше из арабов,—

Славен мой Господь Преславный!

Никогда не сможет подняться к славе высочайшего неба».

Славен мой Господь Преславный!

Затем призвала она к себе одну деву из своих служанок.

Славен мой Господь Преславный!

И повелела: «Спустись в дольний мир из обителей вечности».

Славен мой Господь Преславный!

«И обратись к тому, что скрывают они в глубине своих сердец».

Славен мой Господь Преславный!

«Если вдохнёшь от них благоухание одежд Юноши, что сокрыт в скинии света по причине свершённого руками нечестивых,—

Славен мой Господь Преславный! —

Возвысь голос свой, дабы все обитатели Райских покоев, воплощения вечного богатства, уразумели и услышали».

Славен мой Господь Преславный!

«Дабы все они, выйдя из вечных чертогов своих, трепетали»

Славен мой Господь Преславный!

«И лобызали их руки и ноги за вознесение к вершинам верности».

Славен мой Господь Преславный!

«Быть может, ощутят они от их одежд благоухание Возлюбленного».

Славен мой Господь Преславный!

Засим лик приближённой девы воссиял над небесными покоями, подобно свету, взошедшему от лика Юноши над смертным храмом Его.

Славен мой Господь Преславный!

И снизошла она в таком наряде, от коего озарились небеса и всё сущее на них.

Славен мой Господь Преславный!

Восстала она, и всё в землях святости и величия заблагоухало.

Славен мой Господь Преславный!

Достигнув места того, поднялась она в полный рост в самом сердце творения.

Славен мой Господь Преславный!

Стремясь ощутить их запах за время, не знающее ни начала, ни конца.

Славен мой Господь Преславный!

Она не нашла в них того, что желала, и это, воистину, только одно из Его удивительных сказаний.

Славен мой Господь Преславный!

Тогда она громко воскликнула, зарыдала и вернулась на своё место в своём наивозвышенном чертоге,

Славен мой Господь Преславный!

Там изрекла она одно сокровенное слово, что прошептали тайно медовые уста её.

Славен мой Господь Преславный!

И возгласила клич средь Небесных Сонмов и бессмертных дев рая:

Славен мой Господь Преславный!

«Именем Господа клянусь! Я не почувствовала от сих самозванцев и дуновения Верности!»

Славен мой Господь Преславный!

«Именем Господа клянусь! Юноша покинут и одинок в изгнании, в руках безбожников».

Славен мой Господь Преславный!

Засим она испустила вопль, от коего Сонмы Небесные вскрикнули и задрожали,

Славен мой Господь Преславный!

И пала во прах, и лишилась духа. Должно быть, воззвал к ней и внял ей Тот, Кто призвал её в Вышнее Царство.

Славен мой Господь Преславный!

Славен будь Тот, Кто сотворил её из сути любви в самом сердце вышнего рая Своего!

Славен мой Господь Преславный!

Засим девы небесные, чей лик не зрил никто в высочайшем раю, устремились из своих покоев.

Славен наш Господь Всевышний!

Все они собрались вкруг неё, и вот — видят они, что тело её распростёрто во прахе;

Славен наш Господь Всевышний!

И когда узрели они, что с ней, и уяснили слово из сказания, что Юноша им поведал, они обнажили головы, разодрали свои одежды, ударяли себя по лицу, забыли про радость, лили слёзы, ладонями били себе в ланиты,— вот, воистину, одна из неисповедимых и тяжких скорбей —

Славен наш Господь Всевышний!

 

Использованы материалы официального интернет-сайта общины последователей Веры Бахаи в России www.bahai.ru - официальный веб-сайт общины последователей Веры Бахаи в России (скачано: декабрь 2011)


Скрижаль Святого Морехода была явлена Бахауллой 26 марта 1863 года в Багдаде, как раз перед тем, как Он был вынужден покинуть город и отправиться в Константинополь (Стамбул). В ней Он предсказывает темный период. Бахаулла и Его спутники установили шатры за пределами Багдада, чтобы отпраздновать Навруз, Новый год. Один из летописцев жизни Бахауллы, Набиль, был там и оставил для истории такой рассказ:

Волна скорби и печали поднялась в сердцах тех, кто внимал словам "Скрижали Святому Мореходу"... Всякому было ясно, что годы, проведенные в Багдаде, подходят к концу, и в жизни их отныне откроется новая глава. Лишь только прозвучали последние напевные слова Скрижали, как Бахаулла распорядился снять раскинутые шатры и всем Своим спутникам немедля вернуться в город. Глядя, как сворачивают шатры, Он заметил: "Сии шатры подобны парадным одеяниям мира сего — едва надев, их снимают". И слышавшие Его слова поняли, что не стоять больше этим шатрам на том месте.

(Шоги Эффенди «Бог проходит рядом»)

Интересно, что в вестнике «Стар оф зэ Вест» т.13, №4 (17 мая 1922), стр. 75 эта Скрижаль называется «песней». Причем ссылаются на слова Шоги Эффенди. Он для краткости строчки «Славен мой Господь Преславный!» заменил звездочками, и дал следующее пояснение: «Где поставлены звездочки (***), повторяется следующий припев или рефрен песни: “Славен мой Господь Преславный!”. После трех последних строк песни припев такой: “Славен наш Господь Всевышний!”»

Имеется перевод Скрижали, выполненный на русский по оригиналу Ю.А. Иоаннесяном. Смотрите Иоаннесян Ю.А. Две Скрижали Бахауллы 1863 г.: ценная находка в собрании рукописей СПбФ ИВ РАН // Письменные памятники Востока. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2006. № 2 (5). Осень-зима 2006. С. 5–43.

В этой же статье переводчиком предлагается разбор некоторых образов из Скрижали священного морехода.

Также рекомендуем страницу где собраны редкие молитвы бахаи.

Все книги Ветхого и Нового Завета отдельными файлами для подключения к таким программам как Ocean и Interfaith Explorer. В Интернете обычно встречаются текстовые файлы в кодировке ANSI, которые неправильно отображаются вышеперечисленными программами. Здесь все файлы в UNICODE. Скачивайте архив книг в формате ZIP.

Вам достаточно скачать и распаковать файл. Потом поместить файлы в директорию программы. Для Interfaith Explorer это, как правило, Interfaith\DATA\Russian\Христианство\

Interfaith ExplorerБиблиотека Ocean

 

Также смотрите: Рекомендуемое программное обеспечение для установки на компьютер администратора бахаи

Полные тексты большинства Писаний бахаи доступны на нашем сайте через раздел "библиографии".