Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Home

Нужна помощь!

BahaiArc скоро предстоит ежегодная оплата хостинга. Желающие помочь, могут перевести немного по этой ссылке.

  Поддержать инициативу

Приглашаем творческих людей!

Кто хотел бы помочь улучшить описания страниц сайта, посвященные курсам
Института Рухи?

Отзовитесь: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Община бахаи Санкт-Петербурга одна из самых старых и развитых общин бахаи в России. Надеемся, что данная страница поможет в систематическом изучении архивов бахаи Санкт-Петербурга. Пожалуйста, напишите нам, если вы хотите заняться работой по исследованию и сохранению истории общины бахаи Санкт-Петербурга. Наш адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Если у вас есть, что предложить для публикации или сохранения, свяжитесь с нами. Мы будем рады оказать любое возможное содействие в работе по популяризации истории общины бахаи и сохранении материалов.

 

Прекрасной отправной точкой для исследования истории общины бахаи Санкт-Петербурга может стать:

Хроника событий бахаи в Санкт-Петербурге

Составитель Марк Семёнович Левитан

30 стр. Период с 1990 по 2002 гг. Данные из протоколов МДС, различных печатных изданий. Сведения о членстве в институтах Веры, участии в конференциях, съездах и других мероприятиях.

 

Помещаем здесь рассказы первых бахаи Санкт-Петербурга

 

Документы, хранящиеся у бахаи, представляют ценность для понимания и документирования развития не только общины бахаи Санкт-Петербурга, но и развития национальной общины и общин в странах бывшего СССР. Например, в С-Петербург приезжало много известных бахаи. Соответственно, можно ожидать наличие интересного материала, связанного с известными бахаи.

29 сентября 2018 года община открыла новый центр бахаи в Санкт-Петербурге по адресу: м. Василеостровская, 8 линия В. О., дом 17, лит. А, помещение 2 Н. Будем надеяться, что новое помещение позволит лучше заботиться об архивах общины, и со временем станет доступно больше сведений об истории бахаи в этом городе.

 

Рекомендуемые материалы о том, с чего начать работу с архивами бахаи

 

 

... мы не просто живем в историческое время, мы творим историю собственными руками. И только будущие поколения будут в состоянии оценить наши сегодняшние труды. Да поможет нам Бог быть достойными подобной чести – жить в эпоху перемен.

— Национальное Духовное Собрание бахаи России

Также смотрите статью "Архивы Изабеллы Гриневской" (вне сайта)

Меморандум, подготовленный Исследовательским отделом для Всемирного Дома Справедливости.

28 августа 1991 г.

  Condition of non Bahai Relatives after Death
 

Этот документ в PDF и

формате MS Word

Исследовательский отдел изучил вопросы, которые содержались в письме господина … от 26 июля 1991 года во Всемирный Дом Справедливости относительно духовного состояния душ родственников-небахаи. Господин … приводит следующий отрывок из Скрижали, явленной Бахауллой, и задает несколько вопросов о его смысле и применимости:

Уста величия изрекли благословенные слова сии в Земле Тайн [Адрианополе] — да возвеличится и восславится Его речение:

«Одна из отличительных черт сего величайшего Законоцарствия заключается в том, что родственники тех, кто признал и принял для себя истину Откровения сего, кто во славу имени Его, Державного Господа, испил изысканного запечатанного вина из чаши любви единого Бога истинного, после смерти своей, даже если поступали как неверующие, будут милостиво прощены Им и отведают от океана Его Сострадания.

Сего великодушия, впрочем, будут удостоены лишь те души, что не чинили вреда ни Ему, Кто есть Высшая Истина, ни возлюбленным Его.

Так было заповедано Тем, Кто есть Господь Престола вышнего и Повелитель мира сего и мира грядущего».

 

Г-н … поднимает следующие вопросы:

 

Становятся ли родители верующих в следующем мире бахаи?

Из Писаний Бахауллы ясно, что «родители» и «родственники» бахаи «в следующем мире» станут восприемниками божественных щедрот и благословений. Бахаулла в одной из Своих Скрижалей явил:

Ты упомянул о состоянии родителей в следующем мире. Один из особых даров сего Откровения заключается в том, что если кто примет Рассвет Дела, то, хотя его родители и не достигли признания Откровения, отблески Светила божественного благоволения будут ниспосланы им. Сие есть одна из Его щедрот, дарованная возлюбленным Его. Вознесите хвалу и будьте из благодарных.

Хотя Бахаулла ясно утверждает, что эти души «будут милостиво прощены Им», «отведают от океана Его Сострадания» и получат «отблески Светила божественного благоволения», однако Исследовательский отдел не нашел каких-либо указаний в Писаниях на то, что родители-небахаи после смерти автоматически становятся бахаи. В этой связи будет интересно обратить внимание на ответ, написанный от имени Хранителя одному верующему, который спросил Шоги Эффенди о (по всей видимости) той же Скрижали, упоминаемой г-ном ..., и который тревожился о духовном состоянии своего дяди, встречавшегося с Абдул-Баха, но не принявшего Веру. Секретарь Хранителя написал:

В отношении Скрижали Бахауллы, в которой Он говорит, что все родственники верующего достигнут Царствия в следующем мире — под этим подразумевается только частичное достижение. Они, однако, смогут бесконечно развиваться, потому что духовное развитие в другом мире безгранично и не является привилегией только тех, кто обрел знание и принял Дело еще в этом мире.

Более того, Шоги Эффенди по-видимому предполагает, что осознание Дела в следующем мире развивается и раскрывается. Например, в следующем отрывке из письма от 17 марта 1940 года, написанного от имени Хранителя одному верующему, у которого недавно умер отец, содержится следующее утверждение:

Хранитель … желает, чтобы я как можно скорее передал Вам его глубокие соболезнования в связи с этой тяжелой утратой, которую Вы понесли. Он будет специально и горячо молиться за душу скончавшегося, дабы в вышних духовных мирах она получила такое руководство, которое поможет ей полностью признать и принять Веру и тем самым обрести непреходящий покой и счастье. Пусть Возлюбленный благословит его дух и щедро вознаградит его за всю ту помощь и поддержку, которые он оказал Вам в том, чтобы … летняя школа стала таким притягательным и процветающим центром бахаи.

 

Что понимать под словом «родственник»

Исследовательский отдел не смог найти каких-либо конкретных утверждений в Писаниях относительно определения слова «родственник», используемого Бахауллой в Скрижали. В оригинале Скрижали на персидском слово «мунтасибин», переведенное как «родственник», буквально означает «родственный», «в кровном родстве».

Для сведения г-на … мы приводим следующий отрывок из письма от 23 февраля 1978 года, написанного от имени Всемирного Дома Справедливости одному верующему, о воздействии, которое оказывает становление человеком бахаи на его или ее предков и потомков:

В отношении ваших вопросов о предках и потомках, нам было поручено сообщить, что, хотя имеются Скрижали Бахауллы, в которых говорится о том, что вера человека в Богоявление привлекает Божественную милость к душам умерших родителей, Дому Справедливости не известно о существовании Писаний Бахаи утверждающих, что семь поколений в прошлом и семь будущих поколений будут благословлены, когда человек становится бахаи. Также Вам возможно известно об утверждении Абдул-Баха, что «позволительно просить о совершенствовании, прощении, помиловании, милосердии и блаженстве для умершего человека… Потому дети … должны … молить о прощении и отпущении грехов для своих родителей.» (См. Абдул-Баха «Ответы на некоторые вопросы», гл. 62)

 

Необходимое духовное состояние верующего

Г-н … упоминает строки из Скрижали относительно верующих, кто «испил изысканного запечатанного вина из чаши любви единого Бога истинного». Он спрашивает, только ли те верующие, которые достигли духовного состояния, описанного в Скрижали, могут удостоиться благословения для своих «родственников», или такая щедрость доступна для всех бахаи? Исследовательский отдел не смог найти никаких конкретных текстов, которые бы давали основания полагать, что такая щедрость ограниченна. Шоги Эффенди в письмах, написанных от его имени, выделил определенные действия, которые верующие могут предпринять, чтобы поспособствовать развитию своих родственников в следующем мире. Например:

… мы можем быть уверенны, что истинный и преданный верующий сможет лучше просить за своих предков и помогать их развитию, чем если бы он не был духовно просвещён.

(Из письма от 12 декабря 1942 г. к одному верующему.)

Учитель говорил нам, что дары и благие дела, совершаемые в память об усопших, более всего помогают развитию их душ в царствии ином.

(Из письма от 10 декабря 1952 г. к одному верующему.)

Ваше пожертвование на Усыпальницу Баба принято с глубокой благодарностью… Ваши мать и отец получат значительную духовную помощь благодаря этому вкладу на Усыпальницу, который вы сделали в память о них. Родители прославляются деяниями своих детей; ваше служение и преданность Вере станут средством их духовного развития в царствии ином.

(Из письма от 24 августа 1952 г. к одному верующему.)

 

Состояния, ассоциируемые с божественной щедростью

Г-н … отмечает, что Бахаулла ставит получение божественной щедрости в зависимость от того, что человек не причинил «вреда ни Ему, Кто есть Высшая Истина, ни возлюбленным Его.» Он интересуется, «вред» в этом контексте означает только причинение физического вреда или здесь также имеются ввиду психологическое и экономическое воздействие. Исследовательский отдел на данный момент не смог обнаружить ничего в Писаниях, что истолковывало бы эти строки и проясняло бы данный вопрос. Однако, при обдумывании этого вопроса стоит обратить внимание на некоторые моменты:

Только Бог может судить о душе. Люди не способны доподлинно познать духовное состояние другого человека, также мы не осведомлены об усилиях, которые другие люди прилагают в своих духовных сражениях.

«Развитие души не заканчивается со смертью.» Шоги Эффенди в письме от его имени одному верующему 22 мая 1935 утверждает следующее:

Относительно Вашего вопроса, может ли душа обрести знание Истины в потустороннем мире: Такое знание, несомненно, возможно, и оно знак милости Всемогущего. Мы можем нашими молитвами помочь всякой душе постепенно достичь этого высокого положения, даже если она не смогла сделать этого в сем мире. Развитие души не заканчивается со смертью. Скорее, оно начинается в новом направлении. Бахаулла учит, что великолепные и широкие возможности ожидают душу в другом мире. Духовное развитие в той сфере бесконечно, и ни один человек, будучи в этом мире, не сможет представить его полную силу и степень.

Душа может не только признать Истину в следующем мире, но и наверстать «упущенные возможности». В нижеследующих отрывках из писем, написанных от имени Шоги Эффенди отдельным верующим, утверждается:

Ни один человек не сможет «обрести жизнь вечную» в полном смысле этого выражения кроме как через признание Богоявления, в наш век — это Бахаулла. Если он не сделает этого в сем мире, у него будет шанс развиваться в следующем.

(19 марта 1946 г.)

Он будет молиться, чтобы Возлюбленный поддержал и утешил Вас в Вашем сильном горе, и чтобы Он по Своей неизменной и всемилостивой любви благословил душу Вашего усопшего мужа и помог ей расти и развиваться духовно, и полностью признать Его Откровение. Ныне, когда завеса приподнята, и его душа освобождена от ограничений сего бренного мира, пусть он будет направлен к более правильному и глубокому пониманию этого Дела и наверстает упущенные им в этом мире возможности.

(22 августа 1939 г.)


Также смотрите:

  • «Написание завещания» — рекомендации о том, как бахаи составлять завещание и распорядиться своим наследием.
  • Baha'i Burial. Extracts from the Bahá'í Writings. A Compilation of Extracts from the Writings of Bahá’u’lláh, the Báb, and ‘Abdu’l-Bahá and the Letters of Shoghi Effendi and the Universal House of Justice. Prepared by the Research Department of the Universal House of Justice, February 2020.

Д-р Фарзам Арбаб

      Всякая теория социальных преобразований имеет в своей основе систему глубоких и зачастую явно не сформулированных убеждений, которые должны быть раскрыты, если целью соответствующего анализа социальной действительности является достижение приемлемой степени ясности. Примерами таких убеждений являются высказанные предыдущими ораторами взгляды на природу человека; другой комплекс столь же важных идей связан с ролью личности и общественных структур в процессе социального преобразования. В этой связи нетрудно выделить две противоположные точки зрения. Одной крайности придерживаются те идеологи, которые склонны видеть в социальном изменении лишь результат перехода личности на более высокую ступень развития, будь то посредством светского образования и обучения или посредством религиозного обращения. Подобную точку зрения разделяют многочисленные религиозные движения, которые ищут решения всех человеческих проблем в спасении душ, возможном либо лишь для определенного числа избранных, либо, в конечном итоге, для каждого человека на планете. Во взглядах этих групп прослеживается мысль о том, что преобразование в социальной структуре произойдет автоматически как следствие спасения достаточно большого количества людей и победы праведников. Конечно, на самом же деле, можно легко встретить праведников, принимающих участие в деспотических социальных структурах и не замечающих при этом ни малейшего противоречия. Интересно заметить, что подобная идеологическая позиция преобладает в широко поддерживаемых международной общественностью правительственных планах развития многих стран, в планах, которые нацелены на преодоление бедности при минимальном изменении структуры путем повышения квалификации отдельных людей с помощью тщательно разработанных программ обучения и предоставления некоторых средств для улучшения условий жизни — обычно рабочих мест и кредитов.

      Сторонники взглядов, противоположных этому индивидуалистическому подходу к социальным преобразованиям, могут возразить, что человек является исключительно продуктом общества. Тогда никакие преобразования не возможны до тех пор, пока, в первую очередь, не изменятся социальные структуры, в особенности те, которые имеют отношение к политической власти. Более высокое социальное сознание последователей подобных взглядов, тем не менее, тоже не гарантирует свободу от угнетения. Некоторые экстремистские теории с легкостью допускают, что цель полностью оправдывает средства, и определяют моральные законы исключительно в рамках стремлений к разрушению старых структур, по крайней мере в период революционных преобразований. Эта позиция может быть в дальнейшем поддержана принятием крайних взглядов социального детерминизма и законов преобразования, присущих логике истории, которые формируют личную и коллективную волю и которые при необходимости оправдывают почти любой акт насилия и угнетения.

      Концепция бахаи социального преобразования не сводится ни к одной из этих двух категорий. Мы склонны рассматривать преобразование человеческого общества как результат очень сложного комплекса взаимодействий между глубокими преобразованиями, которые должны произойти в самой личности и сознательными попытками, направленными на изменение структуры общества. Более того, изменение социальной структуры понимается не как чисто политическое преобразование. Оно предполагает глубокое изменение во всех структурах — ментальной, культурной, экономической, социальной, включая полное изменение самой концепции политического руководства и власти.

      Отдельные люди, чье поведение в высшей степени подвержено влиянию общества, обладают, однако, неким духовным измерением, которое может быть озарено светом Божественных учений и освобождает их от оков угнетающих социальных сил. Эти личности, не являясь ни совершенными, ни спасенными, пытаются идти по пути духовного преобразования, определенному основоположниками Веры Бахаи. Этот путь духовного роста, тем не менее, не является путем индивидуального спасения. Он как раз подразумевает постоянные усилия по созданию и укреплению новых социальных институтов. Новые структуры, созданные даже наилучшим образом, могут вначале работать не вполне слаженно, но они дают возможность постоянно растущему числу людей идти дальше по пути духовного преобразования. Видение, таким образом, - это повторяющийся процесс, который разворачивается в нескольких поколениях. Оно приводится в движение силами, заложенными изначально промыслом мироздания, и, в свою очередь, генерирует силы, которые постоянно ускоряют этот процесс изменения, подводя в итоге к тому, что Шоги Эффенди назвал "коренное изменение структуры современного общества, изменение, какого мир еще не претерпевал".1

      Духовное совершенствование отдельной личности, составляющее лишь часть процесса социального преобразования, - слишком обширная тема, чтобы рассматривать ее в данной работе. Я хотел бы лишь вкратце обсудить его важность в социальном плане. Часто говорят, что приобретение духовных качеств и навыков нравственного поведения - это то, что роднит Веру Бахаи со всеми другими религиями. Хотя это и верно, следует отметить несколько важных различий. Тот факт, что цель религиозной практики переносится с индивидуального спасения на общественный прогресс всего человечества, отражается в учении бахаи в перестановке акцентов на те качества, которые должны быть приобретены каждым верующим. Например, хотя милосердие, столь существенное в христианской теологии, также имеет большую ценность, гораздо большее значение придается справедливости. Бахаулла говорит нам:

Любимейшая из вещей в Моих глазах — справедливость; не отвращайся от нее, если стремишься ко Мне, и не пренебрегай ею, дабы Я мог доверять тебе. С помощью нее узришь своими очами, а не очами других, познаешь своим разумением, а не разумением ближнего. Рассуди о сем в сердце твоем — что подобает тебе. Воистину, справедливость — Мой дар тебе и знак нежной заботы Моей. Помести же ее пред своими очами.2

     Аналогично, в то время как терпимость является желательной, те отношения, которые ведут к единству и человеческой солидарности считаются более значимыми. В целом, нравственное поведение рассматривается с точки зрения достижения человеческого потенциала, и на личном плане и на коллективном уровне, таким образом освобождая верующих от чувства вины, столь частого во многих религиях.

В дополнение к смене акцента на определенные качества, социальное измерение также совершенствуется благодаря расширению понимания большинства качеств таким образом, что в них включается социальное видение. Любовь включает в себя ликвидацию социальных предрассудков и осознание красоты в разнообразии человеческих рас. Отрешенность от всего мирского не предполагает пассивности, примирения с угнетением; она приобретается для того, чтобы освободить нас от материальных интересов во имя служения благоденствию других. К подобному расширению понимания почти всех качеств добавляется и постоянное стремление приобретать навыки общественного поведения, участвовать в консультациях, работать в группах, четко и ясно выражать свои взгляды, понимать точку зрения других, принимать и проводить в жизнь коллективные решения. Поэтому, упоминаемый здесь путь духовного совершенствования не следует путать с таким, где понятию доброты придается пассивное содержание, и который создает человека, величайшей добродетелью которого является желание не причинять вреда другим. Это путь создания социально активных сторонников преобразований.

      Этот путь духовного совершенствования личности - мистико-практический путь социальной активности и внутреннего преобразования - подробно описан в учении бахаи. Тем не менее, с другим аспектом общественного преобразования, а именно - органичными изменениями в структуре человеческого общества - дело обстоит по-другому. В произведениях основоположников Веры содержится множество формулировок и объяснений социальных принципов, законов и порядков, а также институтов и процессов преобразования. Но решение многих теоретических и практических задач предоставлено растущей общине бахаи через всеобъемлющий и постоянный процесс консультаций и посредством научных исследований социальной действительности. Конечная цель преобразования воплощена также в форме представлений о новом Мировом Порядке, культурные, социальные, политические, экономические и религиозные структуры которого должны радикально отличаться от структур современного порядка, который Бахаулла назвал прискорбно несовершенным.

      Комплексное и сложное становление этого нового Мирового Порядка будет непосредственно основываться на учении Основателя Веры Бахаи, но в то же время многое в нем будет результатом процесса интеграции отчужденных в настоящее время и даже враждующих рас, групп и наций, которые по мере их сближения и объединения для общего дела, преобразуются сами и помогут преобразовать друг друга и внесут в зарождающиеся институты нового Мирового Порядка богатство различных культур, различных общественных идей и опыта. Такой представляется Вере Бахаи основная сторона процесса социального преобразования. Ее универсальность имеет два характерных измерения: одно включает оригинальное учение Бахауллы, в лице которого видят всеобъемлющее богоявление, раскрывающее глубинные принципы и законы человеческого существования, другое проистекает из того, что общественные понятия, институты и общественная практика органично рождаются из объединенных усилий различных народов - европейцев, северо- и латиноамериканцев, коренного населения обеих Америк, африканских племен, народов Индии и Китая, а не имеют в основании исторические условия одного народа в некий данный исторический момент. В последующих замечаниях каждую формулировку нужно рассматривать в контексте многочисленных вопросов, которые необходимо решать индивидуальными и коллективными усилиями, и трудностей, которые необходимо преодолевать по мере того, как бахаи принимают активное участие в общественной жизни и вносят все возрастающий вклад в процесс преобразования.

 

РОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

      На начальном уровне обобщенности бахаи рассматривают органичные преобразования в структуре человеческого общества как результат действия двух параллельных процессов, которые Шоги Эффенди описал так:

Наблюдая мир вокруг нас, мы не можем не замечать многообразные свидетельства того всеобщего брожения, которое происходит на всех континентах и во всех сферах жизни людей, будь то религиозная, социальная, экономическая или политическая. Оно очищает и преобразовывает человечество в преддверии Дня, когда будет признана цельность человеческой расы и утверждено ее единство. Можно выделить, однако, два процесса, каждый из которых по-своему и с ускорением стремится довести до высшей степени силы, преобразующие лицо нашей планеты. Первый процесс - по сути своей интегрирующий, в то время как второй является в основе разрушающим. Первый по мере своего неуклонного развития открывает Систему, которая может успешно служить моделью государственного устройства, к которому шаг за шагом движется наш неустроенный мир; в то же время второй процесс по мере своего все более усиливающегося разрушительного воздействия, имеет тенденцию с возрастающей яростью ломать устаревшие барьеры, которые преграждают человечеству путь к прогрессу и достижению предначертанной провидением цели".3

      Следующий отрывок из книги "Настал день обетованный" дает представление об интенсивности и размерах разрушительного процесса:

Буря - небывалая по силе своей, неисповедимая в путях своих, грозящая катастрофой ныне живущим, но предвещающая славу невиданную в грядущем, - проносится сейчас над землей, сметая все на своем пути. Ее всеохватывающие вихри все мощнее с каждым днем. Ее очистительная сила - пока еще неосознанная человеком, - нарастает с каждым мгновением. Человечество, оказавшись в плену этой разрушительной стихии, застыло в оцепенении, потрясенное проявлениями ее неистовой ярости. Оно не способно ни постичь ее причины, ни оценить значения, ни разглядеть того, что за нею скрыто. Растерянное, страдающее, беспомощное, взирает оно, как врывается великий, могучий ветер Господень в самые тихие и светлые уголки земли, ниспровергая основы, нарушая равновесие, разъединяя нации, уничтожая домашние очаги, сметая города, изгоняя царей из их царств, лишая народы оплота, затмевая свет и опустошая души людские.4

      Важно отметить, что бахаи не видят необходимости принимать участие в этом разрушительном процессе; разрушение структур старого мира происходит под воздействием сил, которые уже функционируют внутри него и по сути дела не нуждаются в дополнительной помощи. Каким бы болезненным не было для каждого живущего в этот переходный период разрушение мира, его необходимость должна быть признана, так как старые структуры, которые препятствуют установлению нового мирового порядка, должны быть так или иначе сметены с лица земли. Так, например, в эпоху, когда расизм должен быть по возможности уничтожен навсегда, его сопротивление порождает силы, которые ведут к тяжкой борьбе и большим человеческим жертвам. В то же время эти силы постепенно подтачивают расизм повсюду, процесс, начавшийся более ста лет назад, многого достиг и непосредственно, и в смысле своего влияния на убеждения миллионов людей, он будет неизбежно продолжаться дальше, разрушая преграды, оставшиеся на его пути.

      Силы, освободившиеся в результате схватки и борьбы классов, групп и наций в прошлом столетии, действительно потрясли экономические и политические структуры человеческого общества. Исчезли короли и властелины 19-го века. Уже одержана победа над многими оплотами колониализма. Однако новые, но несовершенные структуры, возникающие на Западе или на Востоке и занявшие место старых, находятся в постоянном кризисе. Непрерывно разваливаются экономические и политические отношения между нациями и внутри стран, в то время как мировые арсеналы наполняются оружием все более разрушительной силы. Не только правительства тратят миллионы на вооружение; большое количество людей во многих странах имеют оружие, включая подростков 13-14 лет. Конечно, процесс уничтожения этих структур не из легких. Строились и строятся новые политические и экономические империи. Постоянно разрабатываются новые формулы, и энергия целых поколений во всех странах тратится на проверку их правильности. Все же нет сомнения в том, что современные политические и экономические институты живут от кризиса к кризису. Уже идет процесс освобождения человечества от несовершенного мирового порядка, и каждая победа или поражение воюющих сторон ясно показывает полную несостоятельность любой общественной организации, основанной на приоритете низменной природы человека и его ненасытном стремлении к материальным богатствам, политической и экономической власти. Точно также рушатся устоявшиеся веками структуры, закреплявшие неравенство мужчин и женщин, готовя тем самым дорогу для совершенно иной организации человеческого общества. Наряду с этим подвергалась коренному изменению и структура семьи. Хотя порой рушатся ценные узы и необходимые для роста условия, в то же время прокладывается путь для утверждения нового типа семьи, где оба пола сотрудничают и способствуют развитию друг друга, и где дети приобретают навыки быть гражданами мира, а не рабами слепой покорности узкому кругу родственников.

      Можно продолжить перечисление следствий процесса дезинтеграции, который включает структуры религии, образования и культуры и даже затрагивает некоторые базовые структуры научной мысли, которые в последние 2-3 столетия ценились как основа прогресса и современной цивилизации. Важно отметить здесь, что согласно интерпретации бахаи новой истории, все эти разрушительные процессы лишь прокладывают дорогу для первых шагов нового мирового порядка, который Шоги Эффенди описал так:

Единство рода человеческого, как намечено Бахауллой, предполагает установление всемирного содружества, в котором все народы, расы, веро­учения и сословия будут тесно и навечно объединены и в котором будут определенно и полностью обеспечены авто­номия его стран-участ­ниц, а также личная свобода и инициатива проживающих в них индивидуумов. Это содружество, каким мы можем его представить себе, долж­но состоять из всемирного законодательного собрания, члены которого как доверенные всего человечества будут в конечном счете управлять ресурсами каждой входящей в него нации и вводить такие законы, которые необходимы для того, чтобы упорядочивать жизнь, удовлетворять потребности и укреплять взаимоотношения всех рас и народов. Всемирный орган исполнительной власти, поддерживаемый международными вооруженными силами, будет выполнять принятые всемирным законодательным собранием решения и применять введенные им законы, а также сохранять монолитное единство всего содружества. Всемирный суд будет выносить решения и оглашать свои обязательные и окончательные вердикты по всем вопросам и любым разногласиям, которые могут возникать между различными элементами, составляющими эту всемирную систему. Будет разработан механизм связи, охватывающий всю планету, свободный от национальных барьеров и ограничений и действующий с поразительной скоростью и удивительной бесперебойностью. Мировая столица станет нервным центром всемирной цивилизации — средоточием, к которому устремятся объединительные силы общества и откуда будет исходить воодушевляющее влияние. Международный язык должен быть либо разработан, либо выбран из существующих языков и будет преподаваться в школах всех федеративных наций в качестве вспомогательного к их родному языку. Мировая письменность, мировая литература, единая и всемирная система валюты, мер веса и измерений упростят и облегчат общение и взаимопонимание между народами и расами рода людского. В таком мировом сообществе наука и религия — эти две могучие силы человеческой жизни — придут к примирению и, взаимодействуя, будут гармонично развиваться. Пресса при такой системе, когда предоставляется полная свобода выражения различных мнений и воззрений человечества, перестанет злонамеренно использоваться заинтересованными кругами, будь то частным образом или публично, и освободится от влияния сопернича­ющих правительств и народов. Экономические ресурсы мира будут систе­матизироваться, источ­ники сырья будут разрабатываться и пол­ностью использоваться, его рынки сбыта будут координироваться и развиваться, и распределение его продукции будет справедливо регулироваться.5

      Другой процесс, упоминаемый Шоги Эффенди, — это процесс объединения и созидания. Он, несомненно, имеет отношение ко множеству усилий, прилагаемых различными группами и отдельными людьми в поисках новых решений проблемы человеческого существования на планете в экономической, политической, образовательной, культурной и организаторской сферах. Что касается общины бахаи, то она как раз и занимается построением весьма большой и прочной мировой общины бахаи со своими местными, национальными и интернациональными структурами - общины, которая в дополнение к своей прямой роли сможет также предложить человечеству действующую модель и помочь ему понять сам процесс создания нового мирового порядка.

      Чтобы отдать должное этой последней теме, следует внимательно рассмотреть большое количество программ, которыми постоянно занимаются бахаи под руководством более чем 140 Национальных Духовных Собраний во многих городах и деревнях. Необходимо также рассмотреть систематические меры, принятые Всемирным Центром бахаи с целью консолидации хорошо организованного мирового сообщества бахаи, в то же время с целью ознакомления человечества со средствами, которые Откровение Бахауллы предлагает страждущему обществу. Такое рассмотрение выходит за рамки настоящей статьи. Вместо этого я просто бы хотел рассмотреть некоторые из процессов преобразования, которые происходят во многих селениях мира по мере того, как влияние учения бахаи постоянно расширяется и доходит даже до самых отдаленных уголков планеты.

 

ПРОЦЕССЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

      Существует много способов проанализировать ситуацию в деревне. Удобным для целей настоящей статьи может быть способ рассмотрения большого количества взаимодействующих процессов, в рамках которых жители деревни занимаются своей обыденной деятельностью, и исследования изменений, которые возникают в соответствующих структурах. В зависимости от характера деревни виды деятельности можно разбить по категориям. В основу таких критериев будут положены различные виды производственных процессов, товарообмен и сбыт, различные процессы обучения, технической адаптации и даже инновации, социализация, духовные и религиозные процессы, культурное обогащение, поток информации и принятие решений. Существуют важные структуры, которые соответствуют каждому из этих процессов: семья, школа, совет деревни, рынок, склады, религиозные организации и многие другие формальные и неформальные организационные модели. Исследуя практически любую сельскую местность в мире, можно легко заметить, что под влиянием разнообразных сил (в особенности тех, которые являются внешними по отношению к деревне), эти процессы становятся неэффективными, распадается деревенская экономика и культура; соответствующие структуры оказываются неадекватными требованиям даже сегодняшней жизни, не говоря уже о процветающем и более развитом будущем. Может оказаться полезным взглянуть на работу бахаи в плане переориентации и иногда переосмысления все большего числа этих общинных процессов, а также создания в деревне жизнеспособных структур, дополняющих национальные и международные институты нового мирового порядка.

      Деятельность часто начинается тогда, когда некоторое количество жителей деревни соглашается идти путем духовного совершенствования, предложенным учением Бахауллы и с помощью бахаи из соседних городов и деревень создают общину бахаи. Первые шаги на пути создания такой общины, подсказанные более опытными друзьями, включают организацию процесса принятия решений. Как предвидит учение бахаи, в будущем деревни получат большую степень независимости в осуществлении своей социальной, экономической и религиозной деятельности. Упор на процесс принятия решений делается из-за желания как можно раньше дать возможность людям, которыми во всех сферах жизни обычно руководили другие, пройти по трудному пути самостоятельности, чтобы стать полноправными членами мировой цивилизации. Три общественных института создаются для того, чтобы сделать возможным осмысленное участие людей в своих собственных делах. Первым являются регулярные праздничные встречи, проводимые через каждые 19 дней во всем мире бахаи, в течение которых бахаи, получая радость от духовного общения и обогащения, обсуждают также и дела общины. Вторым институтом является Местное Духовное Собрание, состоящее из 9 человек, избираемых сроком на один год, служащих общине и руководящих ею. И третье - местный фонд, состоящий из добровольных и личных вкладов бахаи, которым распоряжается Местное Духовное Собрание.

      Эффективное участие в этих общественных институтах с самого начала подразумевает глубокие изменения во взглядах бахаи и постепенное развитие многих навыков и способностей. Выборы в Местное Собрание сами по себе являются делом, отмеченным высоким уровнем духовности; бахаи учатся избегать обычных политических ходов типа предвыборной кампании и пропаганды, использования давления для оказания влияния на мнения избирателей. Сельские жители должны научиться избирать тех, кто будет руководить ими и служить им, со спокойной рассудительностью и с молитвой, на основании личной беспристрастной оценки качеств членов общины каждым отдельным избирателем без вмешательства других. Община должна знать, что избранные члены Собрания не имеют особого личного положения и что традиционные концепции руководства должны быть полностью исключены. Решение Собрания является обязательным, и его члены должны понимать, что избрание их на этот пост на период до одного года - это не занятие выгодного положения в обществе, а посвящение себя служению людям; это религиозный долг в самом высоком смысле этого слова. Руководство общинным фондом, который используется для достижения прогресса в деревне, - тоже задача не из легких; для того, чтобы развить необходимые навыки и умения и создать атмосферу доверия среди членов общины, необходим длительный и упорный процесс обучения. Уничтожение предрассудков внутри существующих - иногда очень тонких - социальных границ, а также постоянные усилия по созданию равноправных отношений между мужчинами и женщинами на уровне принятия решений - это еще одна трудность, с которой предстоит столкнуться во многих селениях. Тем не менее наибольшая трудность связана с самим процессом принятия решений, который осуществляется путем так называемого искусства совещания. На первый взгляд, консультация имеет дело с набором духовных качеств, взглядов, способностей и навыков, а также с правилами и процедурами, которые дают возможность честно и искренне выражать любое мнение и совместно изыскивать возможности для достижения консенсуса и принятия общего решения. Бахаи не разделяются на группы, соперничающие друг с другом во взглядах на вопросы и проблемы, которые встают перед ними. Вся трудность состоит в том, чтобы увидеть мнение любого как вклад в групповой поиск решения проблем и сделать все возможное, чтобы совместные усилия увенчались успехом. Все же, на более глубоком уровне, консультация - это нечто гораздо большее, чем простое искусство групповой дискуссии и самовыражения. Это стержень любой методологии бахаи в общинной деятельности. Это активное групповое размышление, это исследование реальности, эксперимент, обдумывание конкретных направлений деятельности, а также принципов и концепций, которыми следует руководствоваться; это возрастающий уровень осознания, самодиагностика и самообразование в общине.

      Создание и поддержание в общине единства - первая важная задача, которая с самого начала ставится перед местными структурами, на которые возложено принятие решений. Это, однако, не детская романтическая идея братства, это единство, которое понимает индивидуальные интересы и конфликты, но стремится преодолеть их, это единство, которое постоянно должно быть под защитой, особенно в тот период человеческой истории, когда самыми заметными последствиями агрессивного влияния дезинтеграционных сил на деревню стали разобщенность и разделение на секты, политические фракции, разного рода противоборствующие группировки - разделение, которое ослабляет общину и открывает двери эксплуатации и угнетению. Более того, очень хорошо видно, что сохранение единства, даже в самой простой его форме, когда требуется урегулировать небольшие разногласия между жителями, указывает на тот принцип, что основу желаемого единства составляет справедливость. Таким образом, Местные Духовные Собрания, будучи не только базовыми структурами единства, являются также зарождающимися структурами справедливости, если угодно, местными судами, поистине "Местными Домами Справедливости" - вот имя, под которым они войдут в историю.

      Как только устанавливаются все вышеупомянутые основные организационные элементы, и не предполагая очень высокую степень их зрелости и эффективного функционирования, новая община и те, кто помогает ей, обычно направляют свои мысли в сторону образовательного процесса. Образование часто начинается с простых уроков по развитию духовных качеств и нравственных ценностей в детях и постепенно перерастает в школы различных уровней, а также в неформальные обучающие центры. Тем не менее важно не принимать эти виды деятельности за простое распространение современной системы образования так называемого развитого мира на развивающуюся сельскую местность. Неуправляемый процесс распространения техники и образования, который в последние десятилетия усиленно поощряется правительствами и церквями, уже показал свои разрушительные результаты, создав пугающую атмосферу безнадежности, отчуждения и смятения среди многочисленной сельской молодежи, которая не видит для себя никакой перспективы ни в деревнях, ни на городских окраинах, куда она вынуждена эмигрировать. Не будет преувеличением сказать, что многие бахаи всего мира, осознавая высокую ценность образования, выражают глубокое несогласие с современной практикой в этой области. В то же время все понимают, что система образования бахаи еще не создана, и на ее развитие должны быть затрачены огромные усилия не одного поколения. Тем не менее, можно выделить некоторые черты будущей системы.

      Цели, которые ставятся бахаи перед образованием - это интеграция духовного и материального, теоретического и практического, технического и социального, индивидуального прогресса личности и служения на благо своей общины. Это все противопоставляется современному образовательному процессу, содержание которого становится все более фрагментарным. Глубоким изменениям должна подвергнуться и форма обучения.

      Она должна включать все больше элементов сотрудничества, взаимодействия и консультаций, быть менее авторитарной и основываться на совместном исследовании природы и социальной действительности. Более того, исключительно сильный акцент будет сделан на достижение совершенства, причем не только детьми, родители которых принадлежат определенным социальным классам. Новая система обучения будет способствовать развитию социальной справедливости и будет соответствовать всем требованиям всеобщего образования.

      Важной характеристикой процесса этого нового и всеобщего образования является то, что представители различных наций и культур прилагают соответствующие усилия для его достижения. Поэтому эта будущая система образования не будет, по-видимому, плодом усилий нескольких групп специалистов в области образования, исследующих эту проблему в изолированных центрах и университетах. Хотя для таких исследований существует немало возможностей, поиски новых принципов обучения все более приобретают форму народного движения, уходящего корнями в разнообразие жизненных стилей. Оно состоит из растущего числа формальных и неформальных обучающих программ, в которых благодаря усилиям практиков, высоко образованных или едва грамотных, достигается все возрастающий прогресс и вводятся незначительные, подчас незаметные, инновации. Сеть местных и национальных общин, организованная таким образом, что становится единой, собирает всю сумму накопленного человечеством знания, анализирует и проверяет его, выстраивает концепции и постепенно проникает в суть совершенно нового образовательного процесса.

      По мере того, как развивается, пусть даже в самых элементарных формах, образовательная деятельность, размах деятельности в сельской местности возрастает и захватывает другие структуры, такие как здравоохранение, производство, жилищная сфера и инфраструктура. Детальное рассмотрение принципов, управляющих этими видами деятельности, выходит за рамки настоящей публикации, однако я хотел бы в большей степени затронуть проблему производства, в основном потому, что она проливает свет на некоторые серьезные трудности процесса социальной трансформации, которые должны быть решены бахаи и в деревнях, и в городах. Для этого я хотел бы вначале коротко остановиться на некоторых характерных чертах того, что обычно называют крестьянской моделью производства.

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

      Первые серьезные попытки понять крестьянское хозяйство, следовали модели идеальной крестьянской семьи, которая производит продукцию исключительно для своего собственного потребления и для воспроизведения своих собственных условий производства.

      Более поздние исследования показали, что такая модель слишком примитивна и сегодня уже неприменима даже к самым отдаленным уголкам сельской местности. Те, кто изучает условия жизни в деревне, имеют тенденцию считать крестьянское население в высшей степени разнородным обществом, состоящим из разнообразных групп людей, начиная с фермеров, занятых в своем хозяйстве полный рабочий день, и кончая работниками, не имеющими своего участка земли. Все группы входят в сложную систему взаимоотношений с государством, частным сектором и рынком. Несмотря на эту разнородность, некоторые важные черты их сельскохозяйственного способа производства, кажется, продолжают существовать и в наше время все ускоряющихся изменений.

      В крестьянских хозяйствах существует явная тенденция к самообеспеченности, к возможности производить товар как для потребления, так и для рынка, причем явный упор делается на воспроизводстве и улучшении условий производства, а не на накоплении как конечной цели хозяйствования. В полной мере осознается степень риска и поддерживается традиция оптимального использования местных ресурсов, а также конкретная деятельность, направленная на сохранение ресурсов. Все крестьянские производственные системы отдают преимущество разнообразию продукции и предусматривают сложное управление деятельностью во времени и пространстве в отличие от большинства монокультурных систем коммерческого сельского хозяйства. Использование семейного труда на собственной ферме или в хозяйствах других фермеров подчинено более сложной логике, чем обычное зарабатывание денег; труд - это социальный процесс, которому свойственны взаимоотношения с другими семьями, понятие взаимодействия и социальной ответственности и обычно глубокая преданность сообществу. Исследования в этой сфере показывают, что логика этого вида производства в немалой степени отличается от логики коммерческого сельского хозяйства, основанного на уровне прибыли от вложения, или от логики сельскохозяйственных операций, запланированных государством и нацеленных на производство большого количества дешевых продовольственных товаров для города и промышленных рабочих.

      Моей целью здесь вовсе не является защита крестьянского хозяйства, которое в лучшем случае предлагает людям скудное пропитание, но я бы хотел сделать два замечания по поводу возможности его развития. Во-первых, вполне возможны хозяйства с различной "логикой", и выбор приемлемых для человечества вариантов не сводится только к капиталистическим или социалистическим типам производства, которые оба являются продуктами двухсот- или трехсотлетней истории европейцев. Нет сомнения, что крестьянские хозяйства несовершенны, и не имеет смысла романтизировать прошлые и теперешние крестьянские общества. Но почему зрелое человечество не в состоянии выработать экономическую систему с совершенно новой логикой, которая основана не на стяжательстве и ложных представлениях об абсолютном равенстве, которая, допуская разумную свободу, открывает дорогу справедливости и защищает ее? Более того, почему крестьяне-бахаи в своей попытке движения вперед должны руководствоваться ложными представлениями о модернизации и становиться приверженцами одной из двух доминирующих мировых идеологий?

      Это второе, что я хотел бы подчеркнуть. Самый лучший выход для сельского населения состоит в том, чтобы действительно понять сильные и слабые стороны своей собственной прошлой и настоящей экономической системы и затем идти дальше, опираясь на сильные стороны. Поступая так, они включили бы в свои планы создание определенных структур, таких как деревенский магазин, имеющих уникальную способность ликвидировать крайние степени богатства и нищеты, подобно тому, как это описано в учении Веры Бахаи. Другие элементы могут быть заимствованы из капитализма или социализма. Тем не менее, большинство структур должно быть найдено в результате долгого процесса экспериментирования и в связи с изменениями в других важных процессах жизни общины, помимо производства, которые эти структуры постепенно принесут с собой.

      Следует помнить, что поиски элементов новой сельской экономики только тогда имеют смысл, когда они рассматриваются как вклад в более глобальные усилия, направленные на поиск мировой экономики, коренным образом отличающейся от современной не только в своем действии, но и по самой своей логике и по основным целям, которые за ней стоят.

 

ЗНАНИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

      По мере того, как консолидируется деревенская община, ее общественные институты становятся способными все больше заниматься процессами общинной жизни и создавать и укреплять соответствующие структуры. Тем не менее, важно не путать весь этот процесс преобразований с тем, что обычно известно как подход общины к проблемам сельского развития. Мы не пытаемся организовать бедноту для того, чтобы сделать их интеграцию в современную мировую систему более легкой. Повторяя вышесказанное, попытки бахаи состоят в том, чтобы привести в движение процесс глубоких преобразований как в индивидуальных, так и в социальных структурах. Это подразумевает совершенно иное отношение к современному порядку, чем то, которое обычно предлагают нам в программах по развитию общества, и предполагает решение совсем иных проблем. Я хотел бы в заключение обсудить одну из этих трудностей, которая имеет отношение к процессу выработки, накопления и применения знаний.

      Любая теория преобразований, если она претендует на то, чтобы существенно отличаться от современных теорий, должна иметь свою собственную теорию познания. Труды бахаи изобилуют детальными обсуждениями вопроса о знании, его истоках, его природе, пределах человеческого знания и некоторых механизмах и условиях для его подтверждения и накопления. Обсуждение теории знания, основанной на учении бахаи, превышает мои возможности и выходит за рамки этой конференции. Все же важно помнить, что бахаи целенаправленно работают над важными преобразованиями в процессе и в структурах приобретения знания, причем работа эта ведется во всех упомянутых здесь видах деятельности. Взять хотя бы пример технических знаний, где поток информации сегодня исходит из центров, находящихся на Севере, и идет к жителям Юга. В программах бахаи существует явная тенденция уважать техническую логику и понятийную базу всех людей. Жителей деревни, ставших бахаи, учат с большей уверенностью относиться к своему прошлому. Это становится отправной точкой в создании и воссоздании структур культурного выражения любого народа.

      Самым известным примером подобных усилий за последние годы является создание ряда радиостанций в сельских районах Южной Америки. Эти радиостанции никоим образом не являются инструментом для утверждения доминирующих культур (как обычные радиостанции). Эти зачаточные структуры служат укреплению, систематизации и последующему повышению уровня всей базы знаний и культуры жителей региона. Здесь представлена совершенно иная модель формирования знаний, отличающаяся от той, которая имеется в некоторых более развитых странах и полностью зависит от элитарной группы избранных. Она представляет собой тонкий механизм распространения влияния и образования для передачи их плодов остальной части человечества.

      Бахаи имеют тенденцию подробно говорить о принципе всеобщего участия. Важно понять, что этот принцип имеет огромный смысл для процесса формирования и социализации знаний, а также для многих других процессов, которые составляют различные аспекты как духовной трансформации личности, так и органичного изменения в современных социальных структурах. Но эта обширная тема, которая заслуживает отдельного внимательного исследования.

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Shoghi Effendi. The World Order of Baha'u'llah. 2d ed. Wilmette: Baha'i Publishing Trust, 1974, 43.

2. Baha'u'llah. The Hidden Words. Tr. Shoghi Effendi. London: Baha'i Publishing Trust, 1932, 5-6. [Бахаулла. Сокровенные Слова.– СПб.: Единение, Пер. с англ. 2003. – 78 c. Стр.6]

3. Shoghi Effendi. World Order of Baha'u'llah, 170.

4. Shoghi Effendi. The Promised Day is Come. 2d ed. Wilmette: Baha'i Publishing Trust, 1961, 1. [Шоги Эффенди. Настал день обетованный. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 1997. Стр.3]

5. Shoghi Effendi. Guidance for Today and Tomorrow. London: Baha'i Publishing Trust, 1953, 167-168.

 

Английский текст: The Process of Social Transformation by Farzam Arbab (published in The Baha'i Faith and Marxism, pages 9-20 Ottawa: Bahá'í Studies Publications, 1987)

В развитие темы смотрите «Социальное действие» — документ отдела социально-экономического развития Всемирного Дома Справедливости

Краткая биографическая справка о Фарзаме Арбабе находится на отдельной странице.

Письмо Десницы Дела Божьего, Вильяма Сирза

William Sears[Это несколько сокращенный вариант письма, посланного Советникам и Национальным Духовным Собраниям Африки, а через них каждому отдельному верующему этого континента.]

19 января 1982 г.

Континентальным Коллегиям Советников и Национальным Духовным Собраниям

 


Возлюбленные друзья, коллеги и единоверцы!

Мы уже написали довольно подробно о нашем высочайшем Всемирном Доме Справедливости, Континентальных Коллегиях Советников, Национальных Духовных Собраниях и их сопутствующих институтах, а также о той огромнейшей силе, которую они могут высвободить в мир на благо всему человечеству, если будут функционировать гармонично в духе любви и единства. Именно Сила и Мощь так поражают и захватывают воображение.

В этом письме рассматривается важность и значимость того инструмента, при помощи которого эта Сила и Мощь любви и справедливости могут быть высвобождены в мир. Вы и я! «…от каждого бахаи, — уверяет нас наш возлюбленный Хранитель, — в конечном счете зависит жизнеспособность, рост и размах деятельности» на каждой территории. (Из послания Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию Соединенных Штатов и Канады, 21 сентября 1947 года. Цит. по: Прожить жизнь по Вере, п.50)

От нас – отдельных бахаи.

Никогда в истории всех религий еще не было эпизода более восхитительного, чем наш.

Кто же мы такие на самом деле? Мы, бахаи мира?

Возлюбленный Хранитель четко разъяснил паломникам, что если бы мы действительно понимали Кто такой Бахаулла и кто такие мы, Его последователи, мы склонили бы головы к земле и пролили бы слезы радости лишь от того, что мы можем жить и дышать хотя бы миг один в этот бесценный и несравненный День! Передаю своими словами смысл того, что он говорил во время моего паломничества.

Как Иезекииль и Даниил, мы были бы ошеломлены и преображены в Присутствии Славы Господа, не в состоянии взглянуть на Его запредельные славу и красоту. Слова Самого Бахауллы о нас, Его истинных последователях, настолько потрясающи, что повергают нас в слезы. И сердца наши тают в восхищении и благоговении.

Слова Бахауллы должны также вдохновить нас подняться в духе несравнимом ни с чем из того, что мы когда-либо делали в прошлом. Наши сердца должны запылать таким энтузиазмом, что весь мир будет бессилен противостоять нашему обучению.
По сути, именно это и обещано нам в Писаниях. Этому и посвящено настоящее письмо.

Итак, давайте вспомним на мгновение о благословениях, ниспосланных на тех из нас, кто живет в этот День, о котором Сам Бахаулла говорил как о Дне, который «не имеет подобия в анналах истории, и грядущие века не станут свидетелями подобного!» (The World Order of Baha’u’llah, с. 103-104. Цит. по: Законоцарствие Бахауллы, стр. 15.)

Очевидно, что мы, Его последователи, должны представлять собой что-то особенное. А что Сам Бахаулла говорит о нас? О вас? Обо мне? О нашем потенциале?

Вот Слова Бахауллы:

«Положение истинно верующих таково, что если б роду человеческому открылась слава его — пусть даже на величину меньше игольного ушка, — всякий, узревший ее, сгорел бы в пламени томления по ней.»

«Когда бы поднялась завеса и проявилось во всей славе своей положение тех, кто всецело предался Богу и отверг сей мир ради любви к Нему, весь мир творения замер бы в оцепенении». (The World Order of Baha’u’llah, p. 108. Цит. по: Законоцарствие Бахауллы, стр. 20, 21.)

Далее, еще более возвышая ранг истинно верующего, Абдул-Баха объявляет:
«Положение, которого достигнет тот, кто искренне признал сие Откровение, будет равно положению тех пророков дома Израилева, которые не считаются Богоявлениями, наделенными “полнотой истины”». (Цит. по: Законоцарствие Бахауллы, стр. 25)

Возлюбленные друзья, понадобится целая книга, чтобы перечислить все чудеса и величие, которые Бахаулла и возлюбленный Учитель приписывают нам, бахаи, живущим в этот самый День, если мы верны и стойки. Невозможно переоценить или преувеличить славу положения таких верующих. И нет причин, по которым эти замечательные слова не могут быть отнесены к нам.

Задумайтесь еще раз о смысле этих несравненных слов Бахауллы о вас, где бы вы ни жили и где бы вы ни служили Вере. Вникните!

Бахаулла говорит нам, что когда было яв­лено одно лишь слово «Кроитель», слетевшее с губ Его, высвободи­лась такая сила, коя «в последующие века вызвала к жизни всевозможные искусства, что способны создавать руки человека». Бахаулла пишет: «Если такое благословение даровано всему сущему, сколь превосходнее должен быть удел истинно верующего, чье бытие и жизнь надлежит считать исходной целью всего творения.» (Бахаулла. Крупицы из Писаний, стр. 102-103)

Перечитайте это несколько раз.

В письме подобном этому у нас нет другого выбора, как только вскользь затронуть такую возвышенную тему. Но одних только этих Слов должно быть более чем достаточно чтобы переродить и преобразовать наши жизни. Они должны отправить нас на величайший подвиг в обучении, который когда-либо совершался на этой планете.

Возлюбленный Учитель, Абдул-Баха, сказал, что Сила, которой Бахауллой наделил нас, вас и меня, настолько велика, что могла «бы ошеломить всех святых прошедших веков». Они мечтали, утверждает Абдул-Баха, «хотя бы на мгновение причаститься сей великой славы». Те восхитительные личности прошлого «со слезами молили», говорит Он, чтобы «хотя бы миг прожить» в День Бахауллы.

«Их чаяния не осуществились, – говорит Учитель, – они ушли в Великий Запредельный мир». Затем Абдул-Баха говорит нам, что мы были благословлены более, нежели все те гиганты духа в прошлом. «Нам, недостойным, – говорит Он, Благословенная Красота, – дозволил нам обрести милость, которой напрасно ждали могущественнейшие люди былых времен!»

Это всего лишь мимолетный взгляд на то, кто мы такие, мы – инструменты Бога, выбранные в этот день для того, чтобы воздвигнуть «обещанное Христом Царство Божие на земле». Нет никого – ни в прошлом, ни в настоящем – на кого снизошло бы больше благословений, чем на нас. Ни одна цель в жизни не может сравниться с этой: быть «инструментом» Обетованного Всех Веков.

«Столетия, нет, целые эпохи должны пройти» – писал Абдул-Баха, прежде, чем появятся вновь такие возможности, которые мы сейчас держим в своих руках. Как ценен каждый час в эти дни! Каждый момент этого периода Семилетнего Плана – золотой момент для нас и для всего мира. Понимаем ли мы наше величие? Оцениваем ли его по достоинству?

«Какой благодарностью должны мы исполниться, – напоминает Абдул-Баха, – за то, что нам довелось в сей День стать восприемниками столь щедро изливающейся благодати! Будь у нас десять тысяч жизней, мы пожертвовали бы ими за столь редкую привилегию, столь высокую награду, столь бесценный дар!».

Это, возлюбленные друзья, всего лишь еще один краткий взгляд на удивительную сущность нас самих и на то, чем мы можем стать. Да вдохновят нас эти слова возлюбленного Учителя на то, чтобы стать причисленными к тем мощным инструментам Верховного Искупителя людей, Царя Царей, Господа Сил.

Это именно Он стоит за нами во всем, что бы мы ни делали.

И пусть эти Слова возлюбленного Учителя направляют каждый наш шаг:
«О друг мой! Негасимый Огонь, зажженный Господом Царствия на Святом Древе, пылает в самом сердце мира. Вызванный им пожар охватит вскоре всю землю. Его яркое пламя озарит все народы и племена. Все знаки ныне открыты; все пророческие иносказания прояснились. Все, что было сокрыто в Писаниях прошлого, стало явным. Сомнениям и колебаниям более нет места... Время торопит. Небесный Повелитель в нетерпении и более не может ждать. Наш долг — устремиться вперед и, пока не поздно, одержать победу. Что еще я должен сказать? О чем еще может поведать мое перо? Столь громок зов Царствия Абха, что уши смертных почти оглушены его звуками! Кажется, все творение содрогается и разрывается под сокрушительным воздействием Божественного призыва, исходящего от престола славы. Более мне не о чем писать». (The World Order of Baha’u’llah, pp. 111-112. Цит. по: Законоцарствие Бахауллы, стр. 26.)

Кто-то подумает, что это и есть конец истории и письма – столь восхитительны, столь фантастичны, столь поразительны Слова Того, Кто является Верховным Искупителем человечества в этот День, и Слова Его Провозвестника и Толкователей Его Откровения.

На самом же деле история едва началась. Лучшая, самая восхитительная часть еще впереди!

Будете слушать?

Пришло время для нас задуматься о нашей роли в этой величественной драме. О том, что мы можем сделать, дабы извлечь пользу из всех этих щедрот. Как наилучшим образом взять и воспользоваться нашими возможностями, этими золотыми бесценными возможностями, которые, быть может, никогда не появятся вновь.

Наш возлюбленный Хранитель говорил, что одни возможности даются раз в жизни, некоторые — раз в сто лет, некоторые даны лишь однажды и никогда не повторятся вновь!
Давайте с этого момента впредь устремляться к каждой предоставляемой возможности, не задумываясь, какой из трех она может оказаться.

В случае, если мы когда-нибудь совершим прискорбную ошибку, решив, что великие победы в обучении удел других – более образованных, более знаменитых, более обеспеченных, чем мы, – пусть придут нам на память вот эти слова, написанные от имени нашего возлюбленного Хранителя: «Они [бахаи] должны помнить славную историю Дела, … созданную преданными душами, которые, в большинстве своем не были ни богатыми, ни знаменитыми, ни высокообразованными, но чьи преданность, рвение и самопожертвование преодолевали все препятствия и завоевывали чудеснейшие победы для Веры Божьей». (Wellspring of Guidance, p. 128.)

Исключений нет. Каждый из нас расценивается как один из этих способных на чудеса учителей от Бахауллы.

Абдул-Баха уверял, что самые скромные, самые низкие и необразованные вняли этой неоспоримой истине. Он и возлюбленный Хранитель напоминают нам, если Христос, Кто был Сыном, сумел поднять Петра, «… не способного вести счет дням недели … до положения Своего преемника и основателя Своей Церкви, то насколько же больше может Отец, Кем и является Бахаулла, дающий самым слабым и незначительным из Своих последователей силы вершить такие чудеса, в сравнении с которыми малыми кажутся даже величайшие достижения первых апостолов Христа!» (The Advent of Divine Justice, p. 38.)

Хотели бы вы стать такими завоевателями? Каждый из нас на это способен. Начиная прямо с этого самого момента.

Как?

В этот самый момент поклянитесь себе, что при любых обстоятельствах, не взирая на свое происхождение, вы отдадите свое сердце Бахаулле. Вы станете одним из бессмертных героев Бога. Вы позволите Бахаулле воссоздать и преобразить себя при помощи Его Всепокоряющего Духа.

Это к нам обращал возлюбленный Хранитель такие, западающие в самое сердце, слова: «Так где они, эти люди, исполненные духа, готовые прямо сейчас послужить Вере и стяжать вечную славу!» (Написано от имени Шоги Эффенди. Цит. по: Верующий и распространение Веры, п.89.)

И вновь: «Пусть же те, кто желает обрести жизнь вечную, поднимутся и возвысят Божественный Глас. Они добьются такого торжества духа, что изумятся сами

Не ждите кого-то еще. Выполняйте свою часть. Вы справитесь и одни, если понадобится. Учитель говорит: «Нередко случалось, что одна благословенная душа наставляла целый народ». (Скрижали Божественного Предначертания, стр.17)

Если вы желаете побед еще более великих, нежели завоевание нации, то вот обещание нашего возлюбленного Хранителя: «Одна душа способна озарить духовным светом целый континент».

Эта волнующая тема неиссякаема, она убеждает каждого из нас в возможности достижения таких неизмеримо славных высот. Это Божественное обещание предлагает каждому из нас – мужчине, женщине, юноше, ребенку – потенциал стать одним из этой «новой расы людей».

Нам даровано счастье менять духовный облик планеты.

Прежде, чем мы завершим с этим незабываемым и абсолютно уникальным обещанием, данным нам, последователям трансцендентальной Веры, я поделюсь с вами следующими четырьмя цитатами: Баба, Бахауллы, Абдул-Баха и возлюбленного Хранителя.

Баб: Он говорит о последнем, наиболее прославленном представителе Букв Живого – Куддусе – свершившем с Ним паломничество в Мекку. Все эти блага, которыми Бог наделил такую великую душу по Его, Баба, словам доступны всем нам, если мы поднимемся и станем истинными верующими.

Баб, описывая Куддуса, говорит о нем, как о том, «в коем Бог восславил Себя пред Горним Сонмом по причине его безграничной отрешенности и безраздельной преданности Воле Божией». Затем благословенный Баб дает нам — вам и мне — вот это удивительное обещание: «Сие не означает, что его [Куддуса] удостоили особой милости, нет, подобной милостью Бог пожаловал всех людей, но те предпочли отгородиться от нее.» (Баб. Стр.78)

Вообразите наше положение и наши победы в обучении, если бы мы смогли отодвинуть завесу, скрывающую от нас наш истинный потенциал. Удел наш столь велик, что кажется почти непостижимым.

Сам Бахаулла закрепил за Куддусом «положение, второе по значимости после Самого Баба». (А’зам Набиль-и. Стр. 77)

Через наше «отрешение» и «преданность Воле Бога» мы, не взирая на то, кто мы такие, останемся в мировой истории, тогда как все великие мира сего этого времени будут забыты и стерты из памяти «как прах». Никто не в силах представить или измерить «силу», обещанную нам Бахауллой, если мы поднимемся на обучение. Давайте теперь прислушаемся к Его словам.

Бахаулла: «Призывающий людей во Имя Моё истинно от Меня, и явит он то, что превыше власти всех, кто есть на земле.» (Скрижали, явленные после Китаб-и-Агдас, стр. 14.)

Абдул-Баха: «В этом столетии в последние времена Бахаулла явил Себя и воскресил души настолько, что они проявили силы не человеческие». (Star of the West, vol.4, p.118.)

Шоги Эффенди: «Мы можем истинно сказать, что Дело это дает людям силы достигать невозможного!» (Написано от имени Шоги Эффенди, Letters to Australia and New Zealand, p.70.)

Конечно же, это конец замечательной истории о вас и обо мне – отдельных бахаи. Трудно поверить, что возможно нечто более фантастическое, чем эта история и та ее часть, которую вам и мне суждено сыграть в установлении Царства Божьего на Земле, обещанного Христом.

Тем не менее тема эта не исчерпана, потому что теперь мы уже видим, как на самом деле мы можем выполнить такое задание – спасти и излечить мир!

Наконец-то мы можем ощутить едва уловимые и тем не менее заставляющие содрогаться душу сияние и восторг Учителя, когда Он говорит:

«О возлюбленные мои! Если бы знали вы, что Бог предназначил для вас, вы воспарили бы. Восторг и счастье, удовольствие и радость ваши росли бы с каждым часом.» (Tablets of ‘Abdu’l-Baha, Vol. II, p. 260.)

Мог ли Бахаулла сделать для нас большее?

Наисладчайший, наидобрейший, наиболее красивый и щедрый из даров был определен каждому из нас, каждому, кто поднимется для служения Ему.

Он уже дал нам в помощь Силы Небесные. Он дал нам шанс стать уникальными непобедимыми инструментами Святого Духа.

И вот, наконец, Он дарует нам духовную золотую жилу человечества, залежи мирового масштаба. И там мы найдем те, ждущие нас «приготовленные души», готовые раскрыть Вере свои объятия.

Они сейчас там, ждут, когда мы придем и найдем их.

Это обещание Бога. Обещание священное, божественное и непогрешимое!

Просто задумайтесь, что бы произошло, если бы все мы объединили наши усилия в обучении, обильно излив любовь и единство Бахауллы на народы мира.

Баб говорит нам, что бы произошло. Вот верное Обещание: «Святой Сущностью Божией клянусь! Когда б всё в Байане объединилось, дабы помочь Тому, Кого явит Бог [Бахауллу], во дни Его Откровения, на земле не осталось бы ни единой души, нет, ни единого творения, кое не было бы допущено в Рай.» (Баб. Стр.75)

Как замечательны, как поразительны Обещания Дела Бога! Слова не в силах описать их. Тем не менее, каждое слово – правда.

Теперь мы приближаемся ко времени жатвы: Победе. Когда я был на паломничестве, Возлюбленный Хранитель рассказывал, что тысячи людей (буквально тысячи!) изголодались по Слову Божьему в городах, погрязших в материализме. Мы можем быть уверены, что в каждом городе, поселке, деревне есть готовые души, истосковавшиеся по чему-то лучшему, чем то, что они имеют. Они ждут, когда мы придем и привлечем их к Делу Бога. Не просто случайно интересующиеся. Есть «приготовленные души»! Они приготовлены для нас Самим Богом. Они просто ждут нас. Может ли что-либо быть более волнующим, чем это?

Шоги Эффенди – Знак божий на земле – уверил нас в невообразимой силе молитвы, сопутствующей всей нашей триумфальной работе по обучению. Он настаивал, чтобы мы установили для себя правило: «Пламенно молитесь не только об успехе вашего начинания в целом, но и о том, чтобы Господь послал вам уже готовых к принятию Веры людей». (Из письма от имени Шоги Эффенди. Цит. по: Верующий и распространение Веры, п.78)

«Готовые» души! Изголодавшиеся! Ждущие! Это не записки паломника. Это письменное утверждение. Шоги Эффенди обещает нам: «Такие есть в каждом городе». (Там же, п.78)

Что за чудо! Тысячи «приготовленных» искателей, «приготовленных душ». Тысячи! Их приготовил Бог!

Слышите? Они ждут нас. Так сказал Учитель.

Они везде, по всему миру. Так сказал наш возлюбленный Хранитель, Шоги Эффенди. Это неоспоримое обещание победы, данное независимо двумя Источниками Божественной Непогрешимости.

Все, что требуется от нас — это подняться и осуществить это обещание. «Само стремление служить, проявляющееся в поступке, — уверяет Шоги Эффенди — сколь несовершенными Вы себя ни считали бы, притягивает благословение Божие и позволяет стать более подготовленным и для выполнения задачи». (Там же, п.55)

Он говорит: «Если только Вы подвигнете себя на это, несомненно, помощь Господа и благословения Его будут с Вами.» (Там же, п.42)

В стремлении к этой великой победе, возлюбленные друзья, мы никогда не должны забывать, что мы ежедневно, ежечасно, ежеминутно находимся в лоне непогрешимой поддержки Верховного Всемирного Дома Справедливости, Дома Господа Сонмов.

Где бы мы ни трудились, неважно какой трудной может оказаться задача, нас поддерживают слова этого драгоценного института:

«… Какими бы безнадежными ни казались перспективы, … Бахаулла окажет поддержку Своими Сонмами и отворит перед нами двери победы.»

«… доверие к Нему [Бахаулле] дает бахаи возможность составлять самые дерзкие планы и с уверенностью браться за их выполнение перед лицом, казалось бы, непреодолимых препятствий.» (Из письма Всемирного Дома Справедливости от 11 января 1971 к Национальному Духовному Собранию Германии.)

«…Мы должны использовать возможности этого часа, – настаивает Дом Справедливости, – и двигаться вперед с уверенностью, что все в Его могучих руках, и, что если мы будем всего-навсего выполнять нашу роль, то полная и безусловная победа неизбежно будет за нами.» (Wellspring of Guidance, p. 27)

Слова возлюбленного Учителя завершат эту часть нашего письма:

Абдул-Баха:

«О вы, избранные Богом из всех, к кому обращен был этот зов! Знайте, что это воззвание обращено было ко многим, но выбор пал на вас! Явному Свету Он повелел упасть на вас, кого Он направил по Тропе истины, и, кому дал Радостную Весть о Великом Успехе!»

«О вы, возлюбленные Бога, знайте, что стойкость и твердость в этом новом и прекрасном Завете, воистину, и является тем духом, что зажигает сердца, переполненные любовью Славного Господа: воистину – это сила, которая проникает в сердца людей всего мира! Ваш Господь с уверенностью дал обещание Его слугам, кто тверд и стоек, обеспечить их победы во все времена, возвысить их слово, распространить их силу, рассеить их свет, укрепить их сердца, поднять их знамена, поддержать их дух, сделать яркими их звезды, усилить потоки милости, изливающиеся на них и дать мужественным львам (учителям) сил на завоевание.» (Tablets of ‘Abdu’l-Bahá, Vol. II, pp. 442-443)

Надеюсь, что этот Дух, изливающийся с высот через эти драгоценные, мощные Обещания, воспламенит ваши сердца и даст вам силы предпринять еще более значительные и более преданные усилия по обучению, чем когда-либо раньше. И я уверен, что отчеты и сообщения, которые пойдут потоком, будут содержать новости об уникальных, беспрецедентных победах – победах, для достижения которых я в грядущие дни приложу свои энергию и старания.

 

С сердечной, нежнейшей и благодарной любовью к каждому из вас,

Уильям Сирз, Десница Дела Божьего.


Список некоторых цитируемых источников:

 Текст этого письма в формате MS Word

Это пересмотренный перевод письма, опубликованного в «Экспресс Бахаи», №14-15.152, №16.152 за 1995-1996 гг.

  Послание Бахауллы Александру II
  Распечатка в MS Word
  Распечатка в PDF

О царь российский! Склони слух свой к гласу Господа твоего, Царя Пресвятого, обратись лицом к Раю, Месту, где обитает Тот, Кто среди Сонмов вышних носит наивысочайшие титулы; Тот, Кто в царстве тварей живых назван именем Бога, Лучезарного в славе Своей. Остерегись, дабы желания твои не помешали тебе узреть лик Господа твоего, Сострадающего и Милосердного. Воистину, знаем Мы, о чем ты просил Господа, когда тайно обращался к Нему. Оттого и подул ветерок благой любви Моей, взволновалось море милосердия Моего, и ответили Мы тебе по справедливости Нашей. Воистину, Господь твой Всезнающ и Всемудр есть. Когда томился Я в узилище, закованный в цепи и кандалы, один из твоих министров протянул Мне руку помощи. За то уготована тебе Богом судьба, постичь которую можно только Его разумением. Остерегись же и не мешай свершиться судьбе... Бойся, дабы твое земное владычество не отвратило тебя от Того, Кто есть Верховный Владыка. Воистину, Он уже явился с Воинством Своим, и возопил каждый атом: "Вот! Се явился Господь в величайшем могуществе!" Пришел Тот, Кто назван отцом, и вопиет Сын (Иисус) в долине священной: "Вот Я, вот Я, Господь Мой Бог!" и Синай востал вокруг Дома, и Неопалимая Купина возглашает: "Наищедрейший явился, восседая на облаке! Благословен тот, кто приблизился к Нему, и горе тем, кто отдалился".

Поднимись среди толп людских во имя Дела неодолимого, призови народы на путь Бога, Возвышенного, Великого. И не будь из тех, что, взывая к Нему, знали лишь одно из имен Его, и отвергли Его, когда явился Он, Носитель всех имен Божьих, и вынесли Ему приговор, исполненный явной несправедливости. Помни и не забывай, как явился людям Дух Божий (Иисус) и осудил Его Ирод. Бог же помог Ему, послав войско невидимое, и защитил Его силою истины, и направил Его, как и было обещано, в землю иную. Истинно говорю, вершит Он по желанию Своему. Господь, воистину, защитит того, кого выберет, будь тот хоть в пучине морской, хоть в пасти змея, хоть под мечом гонителя...

И вновь говорю: Внемли гласу Моему, взывающему из узилища, дабы узнал ты, что содеяли с Красотою Моею руки тех, кто всего лишь суть проявления славы Моей, дабы постиг, что терпение Мое столь же велико, как и могущество Мое, а смирение столь же безгранично, как и сила Моя. Жизнию клянусь! Если б ведал ты о том, что открыло Перо Мое, если б узрел сокровищницу Дела Моего и перлы тайн Моих, что лежат, сокрытые, в глубинах Моих имен и в чашах слов Моих, то из любви к имени Моему, томясь по славному Царствию Моему вышнему, ты и жизнь положил бы на пути Моем. Знай же, что хотя над плотью Моею занесен меч врага Моего, хотя члены Мои терпят страдания невыносимые, дух Мой исполнен веселья, с коим не сравнятся все радости земные.

Склони же сердце свое к Тому, Кто есть Средоточие обожания, говоря: "О народы земли! Разве не отвергли вы Того, на Чьей Стезе Он, Носитель Истины, принесший вам послание Господа, Возвышенного, Великого, претерпел мученичество?" Скажи: "Он есть Возвещение, коему возрадовались сердца всех Посланников и Пророков прошлого. Он есть Возвещение, Кого помнит сердце творения, Кто обещан Книгою Господа, Всемогущего и Всемудрого". Воздевали руки Посланники, моля Бога, дабы позволил Им узреть Меня, Славного, Могущего. … Одни оплакивали разлуку со Мною, другие терпели лишения на пути Моем, а были и такие, что отдали жизнь ради Красоты Моей, знай же сие. Скажи: Воистину, никогда не стремился Я восхвалять Самого Себя, но только Господа Нашего, если вы из тех, кто судит справедливо. Явлен во Мне только Бог и Дело Его, да будет вам ведомо. Я есмь Тот, о Ком возвестил Исаия, о Ком благовестят Пятикнижие и Евангелие... Благословен владыка, коего не отторгло от Владыки истинного владычество его, кто всем сердцем устремлен к Господу. Воистину, он обрящет то, что назначено ему Богом, Могущественным и Всемудрым, и причислен будет к тем правителям, что удостоились Царствия Небесного. Истинно, властен Господь в каждом из нас. Одаривает Он по желанию Своему и обделяет Он по желанию Своему. Воистину, Всевластен и Всемогущ Господь.

Цитируется по Шоги Эффенди «Настал день обетованный», 1997, стр. 41-43. О Вере Бахаи смотрите смотрите на нашем сайте.

Краткая справка

Община бахаи Москвы одна из самых старых и развитых общин в России. В Москву приезжало много известных бахаи. Соответственно, можно ожидать наличие интересного материала, связанного с известными бахаи. Например, документы, связанные с приездами в СССР и Россию А.Фурутана и Рухийи Ханум.

Документы, хранящиеся в московских архивах, представляют ценность для понимания и документирования развития не только общины бахаи Москвы, но и развития национальной общины и, развития общин в странах бывшего СССР.

Постоянная архивная работа с материалами общины не ведется. Материалы хранятся в домах верующих. Значительная часть архивных материалов содержится в частных архивах.

Контактные адреса для связи с общиной бахаи Москвы: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. и Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. или Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Рекомендации

  • Найти желающих работать в архивном комитете Москвы
  • Внутри комитета выбрать/назначить главного архивиста
  • Провести поиск архивных материалов с целью составления описи
  • Наладить сотрудничество с Независимой архивной службой «Архивы – память общины»
  • Начать комплекс мер по сохранению истории общины бахаи Москвы

 

Некоторые направления действий по работе с архивами бахаи Москвы

В виду того, что в ранние годы в Москве печаталось много книг бахаи, а Местное Духовное Собрание одобряло их тексты, было бы интересно собрать имеющийся материал о развитии книгоиздательства бахаи в России. Для начала можно было бы выбрать все книги, изданные в Москве, и методично попытаться собрать всю имеющуюся информацию об издании каждой книги. В качестве отправной точки в плане имен, можно воспользоваться статьей «Особенности издательства бахаи», опубликованной в «Экспресс Бахаи», март-апрель 2006 (№1-163).

Записать истории первых бахаи Москвы.

Собрать подшивку вестников бахаи, издававшихся в Москве.

В Москве часто жили пионеры-бахаи. Необходимо составить подробный список пионеров и годы их проживания в Москве и России (Кстати, на эту тему решением Национального Духовного Собрания России был инициирован проект "Пионеры Бахаи в России").

 

Рекомендуемые материалы

 

Также см.:

 

"... мы не просто живем в историческое время, мы творим историю собственными руками. И только будущие поколения будут в состоянии оценить наши сегодняшние труды. Да поможет нам Бог быть достойными подобной чести – жить в эпоху перемен." – НДС России.

Bahais of Moscow \ Бахаи Москвы не позднее 1928 года.