Две души. Впервые: Летопись. 1915. Декабрь; печ. по: Горький A. M. Статьи 1905--1916. СПб., 1918. С. 174-187. | |||
Программная статья Горького, постулирующая принципы его "западничества" и поясняющая его "этнологические" мотивы в произведениях конца 10-х гг. ХХ в. ("окуровский цикл", "По Руси"). Идеи Горького любопытно сопоставить с концепцией "духовного Китая" Д. С. Мережковского ("Грядущий Хам"), а также с позднейшим культом "нового Средневековья" Н. А. Бердяева, восходящими к противопоставлению "деятельной личности" Запада -- "пассивному фатализму" Востока. |
Максим Горький
... Уже с той поры на Востоке время от времени стали раздаваться единичные голоса, осуждающие лень, косность и пассивное отношение к жизни.
В «Китабе-Акдес», священной книге бабидов9, стих 70-й учит: «О, люди, Беха, каждому из вас обязательно занятие каким-либо делом, – или ремесленным, или промышленным и тому подобным».
Стих 72-й говорит: «Самые ненавистные для Бога те, которые сидят и просят; держитесь непрерывно дела».
Еще дальше идет Беха-Улла10, автор «Китабе-Акдес», в своей беседе с Э. Г. Броуном: «Мы же даем, – говорит он, – чтобы все народы пришли к единой вере, и люди стали братьями; чтобы рознь религиозная перестала существовать и уничтожено было различие национальностей. Распри, кровопролития и раздоры должны кончиться, и все люди составят одну семью, одну родню. Да не возгордится человек тем, что любит свою родину, а пусть гордится тем, что любит род человеческий!»
В 50-х годах XIX столетия бабиды были перерезаны, замучены, вожди их истреблены, и практическое влияние силы западноевропейских идей на социальный быт Востока снова стало ничтожно, незаметно вплоть до начала XX века...
------
9 Бабиды -- последователи религиозного учения, созданного в Иране в 40-х гг. XIX в. Бабом, отрицавшим законы Корана и Шариата; после восстания в 1848--1852 гг. были жестоко подавлены.
10 Беха-улла Мирза Хуссейн Али -- основатель бехаизма, иранского религиозно-политического течения, возникшего в середине XIX в. уже после подавления восстания бабидов и ориентированного на соединение науки и религии, отрицавшего религиозный и национальный фанатизм мусульманского Востока.
Также: М. Горький в "Жизнь Матвея Кожемякина" в третьей части упоминает о Вере Бахаи:
"И уже по-русски начал рассказывать Шакиру, что в Персии явились проповедники нового закона, Баба, Яхья, Беха-Улла, и написана священная книга Китабе-Акдес.
- Сказано в ней, - слышал Кожемякин внятный, повышенный бас, - «пусть человек гордится тем, что любит род человеческий...»"