М. Малерб
Мишель Малерб просто и доходчиво анализирует многообразный духовный опыт различных религий, выделяя их общие черты и особенности. Здесь читатель найдет и статистику количества приверженцев различных религий в мире, общую характеристику каждой из религий, сопоставление и сравнение различных духовных практик и оценку перспектив их существования и развития в будущем. Очень актуально, на наш взгляд, исследование эволюции религий в истории человечества и в современном мире. Заслуживают внимания и очень нестандартны оценки религиозной ситуации в Иране. Описывая те или иные вероисповедания, автор старался быть беспристрастным, демонстрируя точку зрения их приверженцев, глубоко, изнутри познавших определенную духовную традицию и укорененных в ней. Книга Малерба уникальный справочник по истории религии и современным вероисповеданиям. Несмотря на некоторую облегченность стиля, книга "Религии человечества" носит фундаментальный, энциклопедический характер. Книга хорошо читается, и к ней можно обращаться многократно при изучении различных проблем сравнительного богословия. Достоинством книги является также то, что в ней описываются и такие вероисповедания, с которыми российский читатель практически незнаком (как, например, кимбангуизм или религия тораджей)
С. 272–275.
БАХАИЗМ
Бахаизм насчитывает около 3 млн приверженцев, из них 1 млн в Индии и 1000 во Франции. Он быстро развивается, в частности, в черной Африке и Латинской Америке.
Всемирный центр бахаизма находится на Святой Земле в Хайфе, на склонах горы Кармель в Израиле. Его называют Всемирным домом справедливости. Существует семь других крупных храмов бахаизма в мире: в Вильметте (возле Чикаго), в Кампаде (Уганда) , Сиднее, Франкфурте, Панаме, Дели, где недавно открылся великолепный храм в форме цветка лотоса, и в Западном Самоа.
В 1844 г. перс, мусульманин-шиит мирза Сейид Али Мухаммед (18191850), проникнувшийся, как и все шииты, надеждой на возвращение имама, посланца Бога, провозгласил себя Бабом ("баб" дверь или путь, ведущий к Богу). Преследуемый правительством шаха и религиозными властями, он был изгнан и казнен несколько позднее в Тавризе.
Его преемник, возглавивший общину, Мирза Хусейн Али (1817-1892) окончательно порвал с исламом и принял титул Баха-Улла ("великолепие Бога"), откуда и произошло название движения.
Несмотря на заключение в тюрьму, преследования и ссылку, он оставался активным деятелем. Он поставил перед своими верующими цель "создать венец всех других религий".
В начале своей деятельности Баха-Улла демонстративно обратился с призывом к сильным мира сего: королеве Англии Виктории, Наполеону III, российскому императору Александру II, папе Пию IX объединиться под его знаменами.
В наши дни бахаизм намного более сдержанная религия, почтительно относящаяся к другим верованиям и проникнутая кро-
272
тостью. Сторонники бахаизма часто люди с высшим образованием, они не занимаются политической деятельностью и подчиняются властям и обычаям страны, в которой живут. Будучи сторонниками непротивления, они отказываются от военной службы по религиозно-этическим соображениям, не допускают возмездия, но признают право на самозащиту.
Трудно было бы объяснить кровавые преследования, которым они подвергались со стороны иранской исламской революции, не вспомнив шиитское происхождение бахаизма и то, что его центр находится в Израиле.
Бахаисты верят в единого Бога, они стремятся устранить различия религий и расовые барьеры.
Одиннадцать принципов бахаизма:
- единство человечества;
- индивидуальный поиск истины;
- единство религиозного учения, единосущность Бога;
- религия как источник единства людей;
- гармония религии и науки;
- равноправие мужчин и женщин;
- неосуждение других людей;
- установление мира во всем мире;
- всеобщее образование по единому мировому стандарту;
- решение социальных проблем;
- распространение всемирного языка как дополнительного и всеобщей письменности.
У бахаистов нет ни церемоний посвящения, ни духовенства.
Их цель проводить политику нового мирового порядка, что требует образования и административной организации.
Базовой структурой является местное духовное собрание, которое создается, если существует более девяти верующих. В каждой стране имеется национальное духовное собрание.
Основами веры являются пост и молитва.
Пост совершается в последний месяц бахаистского года, состоящего из 19 месяцев по 19 дней и четырех дополнительных дней. Каждый день начинается с захода солнца. 19-дневный пост проводится, как и рамадан, с условием воздержания от еды и питья в Дневное время. Дети моложе 15 лет, больные и беременные женщины освобождаются от поста.
Молитва обычно совершается три раза в день: утром, в полдень а вечером. Полуденная молитва может ограничиваться чтением °Дного лишь стиха. Общая молитва не вменяется, за исключением Церемонии погребения.
273
Во время праздника Девятнадцати дней, который заменяет христианское воскресенье, совершается религиозная жизнь общины. Духовное собрание включает в себя три части: духовную часть, когда читают молитвы Баба, Баха-Улла и других учителей бахаистов; часть, посвященную делам коллектива; и празднество с трапезой.
Собранием управляет комитет из девяти членов, избираемых всеми верующими. Не рекомендуется выдвигать свою кандидатуру и отказываться от предложенного мандата. К собранию обращаются все его члены, испытывающие личные затруднения.
Что касается морали, то бахаисты придерживаются закона, изложенного в их священной книге Китаб-и-Акдас, называемой также Книгой Законов.
Бахаисты ревностные сторонники эмансипации женщины, они придерживаются моногамии и стремятся к верности в браке. Союз супругов должен быть одобрен родителями. Употребление алкоголя и табака запрещено, однако установленное Бабом правило не есть лук, которое, скорее всего, отражает его личный вкус, по-видимому, больше не соблюдается.
Если бахаизм часто относят к синкретизму, то лишь потому, что он стремится объединить все религии мира. В нем находят многочисленные иранские или исламские отголоски (праздник навруз, пост в течение месяца и т. д.). Однако речь идет скорее о новой религии, согласно которой Бог ниспосылал Откровение постепенно в течение веков через различные религии, венцом которых есть бахаизм. Во всяком случае, оригинальный характер баха-изма неоспорим, как и его жизнеспособность и быстрота распространения.
Календарь бахаистов
Этот календарь, созданный самим Бабом, содержит 19 месяцев по 19 дней, то есть 361 день, к которым прибавляются четыре праздничных дня. Месяцы:
баха (сияние), начало 21 марта
машьят (желание), 27 сентября
илм (знание), 16 октября
кудрат (власть), 4 ноября
кавл (речь), 23 ноября
масаил (вопросы), 12 декабря
шараф (честь), 31 декабря
султан (верховная власть), 19 января
мулк (царство), 7 февраля
ала (возвышение), 2 марта
джалал (слава), 9 апреля
джамал (красота), 28 апреля
азамат (величие), 17 мая
нур (свет), 5 июня
рахмат (милосердие), 24 июня
калимат (слова), 13 июля
камаль (совершенство), 1 августа
асма (имена), 20 августа
иззат (могущество), 8 сентября
274
Праздник навруз, буквально означающий на персидском языке "новый день", празднуют 21 или 22 марта. Существуют, кроме чтого, восемь праздничных дней в честь годовщин основных событий в жизни Баба и Баха-Уллы.