Словарные статьи: Баби, Наср-Эддин
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКIЙ СЛОВАРЬ. Брокгауз и Ефрон. С.-Петербургъ, 1890—1907.
Баби
или Бабиды — мохаммеданская секта в Персии, основателем которой был 19 летн. Хаджи-Али-Мохаммед из Шираза, из рода сеидов. Его молодой энтузиазм, обаятельное красноречие, классический арабский язык его сочинений, его проповеди и ученые диспуты с мохаммеданским духовенством приобрели ему обширный круг последователей, в особенности среди духовенства, сеидов и даже среди евреев. Неофитов своего учения Б. старался убеждать, что он пророк, на которого, путем переселения душ, перешло вдохновение прежних пророков, и что он есть "Баб" (т. е. врата познания), почему секта и получила название Б. По учению ее основателя, Бог есть единый, вечный, неизменный источник жизни (араб. hai), и так как буквы этого слова в арабском счислении означают 18, то число 19 (с присовокуплением единого носителя вечной жизни) и является тем священным числом, к которому все должно быть сведено в организации государства (19 мес. в году, 19 первосвящ. и т. д.). Бог проявил свои свойства в своих творениях; эти последние, как непосредственно истекающие от Бога, могут быть только добром; зло же представляет лишь уклонение от священного числа, так сказать ошибку в вычислении; оно — преходящее, ибо поддается исправлению. Б. стремился основать государство на теократическо-социально-демократических началах; монарх поддерживается в стремлении к добру 19-ю первосвященниками; государственные доходы имеют своим источником исключительно добровольные взносы. Б. запрещает женщинам ношение покрывала, позволяет им участвовать в распространении его учения даже в качестве апостолов, крайне ограничивает многоженство, обставляет развод более стеснительными условиями и отменяет обязательность многочисленных молитв. Б. вменяет своим последователям в обязанность распространение своего учения и обещает мученикам воскресение из мертвых путем переселения душ. Из 18 апостолов, назначенных основателем секты, трое особенно выделялись своим рвением, энергией и организаторскими талантами: мулла Гуссейн из Хоросана, мулла Мохаммед-Али из Балафруша и красивая ученая женщина Курет-эль - Айн из Касвина. Вначале правительство не обращало внимания на развитие новой секты, но когда это религиозное движение подало повод к беспорядкам в Мешхеде и на престол вступил Наср-Эддин, в 1848 г., против сектантов были приняты строгие меры. Под предводительством муллы Гуссейна, Б. построил форт близ Астане-Шейх-Таберси в Мазандеране. Правительство потратило немало усилий и немало понесло жертв, пока укрепление сектантов было вынуждено к капитуляции. Несколько месяцев спустя, возгорелась еще более упорная борьба в Зенджане, в котором правительственные войска понесли большой урон, но на этот раз сам глава секты попался в плен и отвезен в крепость Черик в Гилане, а оттуда в Тавриз, где был казнен (1849 г.). Покушение одного из последователей секты на жизнь шаха подало повод к страшным репрессалиям: все попадавшиеся в руки правительства сектанты предавались мучительной смерти. Остаток все еще довольно многочисленной секты был вынужден или наружно отречься от нее, или бежать в Турцию, Индию. — Ср. Полака, "Pers i en" (2 т., Лейпц., 1865); Гобино, (Gobineau), "Les religions et les philosophie" dans l'Asie centrale" (Париж, 1866). Мирза-Казембек, "Баб и Бабиды" (СПб., 1865).
Наср-Эддин
(Nasreddin или Nasir ed din) — персидский шах, старший сын Мухамеда-шаха; род. в 1831 г.; в молодости проживал в отдалении от двора, в Тавризе. После смерти отца, в 1848 г., Наср-Эддин был призван на престол, который он должен был, однако, добыть оружием. Умея говорить лишь по-турецки, Наср-Эддин вскоре научился языку страны, а также французскому, и с особенной любовью стал заниматься географией, поэзией, рисованием. В 1873, 1878 и 1889 гг. он предпринимал путешествия по европейским странам, которые сам описал (английский перевод описания первого путешествия шаха напечатан в Лондоне в 1874 г.; на русском языке имеется "Путешествие шаха Наср-Эддина по Мазандерану. Собственный его величества дневник", СПб., 1887). Попытки шаха посредством реформ приобщить Персию к европейской цивилизации разбились при столкновении с восточным фанатизмом и умственной неподвижностью населения. Однако, благодаря его стараниям, был проведен в Персии телеграф, основана военная школа, приглашен из Франции военный инструктор и дикие персидские полчища преобразованы в армию, до известной степени дисциплинированную. В Тегеране была основана французская школа, в которой преподавались история, география, химия, медицина. Наиболее сильное противодействие мерам Наср-Эддина оказывали приверженцы секты бабидов (см.), которые неоднократно делали покушения на жизнь шаха. Эта секта была жестоко преследуема шахом и подверглась почти полному разгрому в 1869 г.
Ср. Мисль-Рустем, "Персия при Наср-Эддине шахе с 1882 по 1888 г. Очерки в рассказах" (СПб., 1897); Morgan u. Burger, "N. Schach u. das moderne Persien" (Дрезден, 1889).
Также смотрите:
- Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Каменева.— М., Бишкек, Екатеринбург: Одиссей, 1996.— С. 41–49.
- Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов.— Минск: изд. В. М. Скакун, 1998.— С. 58.
- Новые религиозные культы, движения и организации в России: Словарь-справочник / Н. А. Трофимчук, Ф. Г. Овсиенко, М. И. Одинцов.— 2-е изд., доп. и перераб.— М.: РАГС, 1998.— С. 108–113.
- Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», Т. IV. 2002. — С. 391-393.
- Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М. П. Мчелдов.— 2-е изд., испр. и доп. — М: Республика, 2002.— С. 37–38.