С. У. Дюшенбиев
Дюшенбиев С.У. Ислам в современном Кыргызстане: состояние и проблемы // Религиоведение. 2011. № 3. С. 107-126.
Стр.119
Так, после обретения Кыргызстаном независимости, в республике появились представители ал-баха’ыйа, ахмадийа (или кадиани). Эти секты произошли из ислама, и ранние этапы их становления тесно связаны с этой религией. Возникновение этих сект также связано с началом эпохи реформ и трансформации ислама. Несмотря на различие идей и основных положений, их объединяет то, что все они относятся к модернистским, реформистским течениям, которые преследовали цель приспособить традиционный ислам к новым условиям и запросам жизни, прогресса.
В числе реформистских, модернистских течений ислама важное место занимает бахаизм. Он возник на базе ислама, в частности, шиизма. Основателем бахаитской общины и религии является Мирза Хусайн-Али Нури, который больше известен под именем Баха-Улла (1817-1892гг.). В 1863 г.
Баха-Улла объявил себя пророком, появление которого было предсказано самим Бабом. Турецкими властями Баха-Улла был переселен сначала из Ирана в Адрианополь (Эдирне), затем в Палестину, где умер и похоронен в г. Акке33 .
Штаб-квартира бахаи находится в г. Хайфе (Израиль). Бахаитские общины возглавляет Всемирный Дом Справедливости, в состав которого входит 9 человек.
Бахаизм является, по утверждению самих бахаи, новой современной мировой религией. Ныне ни мусульманские теологи, ни сами бахаи не признают бахаизм частью ислама. Причиной является то, что бахаи подвергли резкой критике и ревизии все основные положения ислама, посягнули на священную книгу Коран, обрядовую его часть. Например, бахаи признали пророком Баба, Баха Уллы, заменили Коран на «Баян», «Китаб и-акдес», отменили мусульманское предписание о «священной войне» (джихад, газават). Отменили, посчитав ее сложной и утомительной, мусульманскую обрядность, которая в стремительном, интенсивно развивающемся мире не нужна, даже вредна, т.к. отвлекает от дела. По мнению бахаи, достаточно молиться три раза в сутки – утром, днем и вечером. При этом предписано молиться поодиночке, общие молитвы в мечетях отменяются и т.д.34.
Представители бахаи в Кыргызстане появились в 90-е гг. ХХ в. 28 июля 1992 г. первая община бахаи была зарегистрирована в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 1 съезд бахаи состоялся в 1994 г., где делегаты от местных Духовных Собраний избрали руководящий орган – Национальное Духовное Собрание. По данным 2000 г., в республике насчитывалось 9 Местных Духовных Собраний бахаи: в городах Бишкек, Кара-Балта, Талас, Каракол, Балыкчи, Ош, Кызыл-Кия, Майлуу-Суу, с. Кочкор.
Тогда в республике в рядах бахаистских организаций состояли 2200 человек верующих из 41 местности35.
Идеи бахаи находят все больше сторонников в Кыргызстане. Ими становятся преимущественно представители интеллигенции, более 90% бахаи имеют высшее образование. Состав верующих бахаи отличается многонациональностью, но преобладают кыргызы. Среди них немало людей, занимающихся творческой деятельностью36.
Бахаи в Кыргызстане пользуются определенной симпатией среди представителей молодежи, которые не приемлют национальной и религиозной розни, стремятся к свободному общению со всеми народами, а также среди тех, кто воспитан в вестернизированных традициях, кто подвержен модернистским, прогрессивным идеям равенства и свободы.
Вполне естественно, что бахаи являются одними из конкурентов как мусульманских священнослужителей, так и представителей других религий. Пока что открытого противостояния между бахаи и мусульманами в республике не наблюдается.
Сноски:
33 Ислам. Энциклопедический словарь. – М., 1991. – С. 39; Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. Исторические очерки. – М.,1957. – С. 91-92.
34 Беляев Е .А. Мусульманское сектантство. Исторические очерки. – М., 1957. – С. 93-95.
35 Дюшенбиев С.У. Исламские секты в Кыргызстане // Исламские ценности Центральной Азии: толерантность и гуманизм. Историко-философские аспекты. Материалы Международной научной конференции. – Ташкент., 2008. – С. 173-182.
36 Аалам. – 1997. – 10-16 декабря. – №39 (200); Материалы религиозной организации «Общество Бахаи Кыргызской Республики».
Аннотация. В статье исследуется развитие ислама в Кыргызской Республике в условиях независимости. Данный процесс можно условно назвать «реисламизацией», сопряженной с процессом модернизации. В республике идет борьба между развивающимся исламом и существующими доисламскими политеистическими культами, народными обычаями и традициями, а также с новыми течениями и другими религиозными конфессиями, в частности, с христианством.
Автор приходит к выводу, что в республике процесс исламизации населения идет очень быстрыми темпами, борьба нового (ислам) и старого (домусульманские культы, обычаи, традиции) из идеологической плоскости переходит к более радикальным формам, методам.
Наблюдаются все сопутствующие признаки радикализации, политизации ислама. Переход «этнических» мусульман в другие религии приобретает массовый характер и постепенно превращается в фактор, угрожающий государственной и национальной безопасности.
Salamat U. Dushenbiev, in Modern Kyrgyzstan: Status and Problems
The article investigates the development of Islam in Kyrgyz Republic in conditions of independence. Over 20 years of independence, there have been fundamental changes in all spheres of society, including religion.
The article based on factual materials indentifies the main patterns and trends of the Islamic religion, which is showing the basic, traditional religion in Kyrgyzstan. Studying process of development Islam in Kyrgyzstan in modern conditions suggests that this process can be described as reislamization, which is the continuing development of Islam in new historical conditions. Moreover, reislamization involves a process of modernization, struggle between developing Islam and pre-Islamic polytheistic cults, national customs and traditions, as well as trends and other religions, particularly Christianity.
The author concludes that in the country the process of islamization of population grows very fast, struggle of new Islam with old from the ideological plane turns to more radical methods and techniques. There are observed all signs of radicalization and politicization of Islam. The transition of ethnic Muslims to other religions become widespread and gradually it is turning to a factor threatening state and national security, all these and other issues put new challenges before the government and population of Kyrgyzstan.