Халиль Джебран: человек и поэт | |
Сохеил Бушруи и Джо Дженкинс | |
Kahlil Gibran: Man and Poet
By Suheil Bushrui and Joe Jenkins Review: Transcending the barriers between East and West One Country – бюллетень Международного Сообщества Бахаи. Январь-март 1999, Том 10, выпуск 4
|
|
... он часто существовал на одном "крепком кофе и сигаретах", работая поздними ночами над своими литературными и художественными произведениями. Он почти непрерывно страдал от плохого здоровья и все же поднялся до духовного видения своей собственной внутренней Музы. |
Сохеил Бушруи и Джо Дженкинс
Издательство Уануолд, Оксфорд
Что отличает великого деятеля искусства от подавляющего большинства мужчин и женщин? Как подсчитать вдохновение и понимание, которые дают возможность кому-то, подобно Халилу Джебрану, создать одно из наиболее популярных и бессмертных литературных творений столетия? Ответы на такие вопросы постепенно раскрываются (настолько, насколько вообще могут быть возможны) в захватывающей новой биографии Джебрана, написанной учеными Сохеилом Бушруи и Джо Дженкинсом.
Озаглавленная "Халиль Джебран: человек и поэт", книга досконально исследует жизнь, любовь, окружение и работы Джебрана, чья книга 1923 года "Пророк" была продана тиражом более десяти миллионов экземпляров во всем мире и была переведена как минимум на двадцать языков.
Уроженец Ливана, но постоянный житель Соединенных Штатов Америки на протяжении большей части своей взрослой жизни, Халиль Джебран занимает уникальное место среди современных авторов, поскольку он хорошо писал и на английском и на арабском языках и был широко признан в обеих культурах. Основываясь на ценностях двух миров, Джебран создал свой собственный уникальный литературный стиль, который с тех пор завоевал поклонников в каждом поколении.
"Он был одним из тех редких авторов, который фактически преодолел барьер между Востоком и Западом и мог бы справедливо называть себя – будучи ливанцем и патриотом – гражданином мира", – пишут Бушруи и Дженкинс. "Его слова вышли за пределы простого описания таинственного Востока, но пытались донести необходимость согласия между христианством и исламом, духовного и материального, Востока и Запада ..."
Таким образом Бушруи и Дженкинс задают тему книги: что Джебран, со всеми его личными недостатками и слабостями, был истинным творческим провидцем, чьи работы пронизаны темами единства и согласия, которые полностью отражают наше вековое движение к глобальной интеграции и, в то же самое время, "выражал глубоко испытываемое желание мужчин и женщин к своего рода духовной жизни, которая делает материальный мир значимым и наполняет его достоинством".
История жизни Джебрана – не говоря о его художественных и литературных достижениях – захватывает читателя. Родившийся в небольшой ливанской деревушке Бишарри в 1883 году, сын сборщика налогов на алкогольную продукцию, Джебран в возрасте 12 лет вместе с двумя сестрами был привезен матерью в Америку в 1895 году. Несмотря на бедность и жизнь в бостонском гетто, его талант к рисованию привлек внимание некоторых городских интеллектуалов, которые ввели его в круг признанных художников и писателей, включая художницу Лиллу Кабот и поэтессу Луизу Гуиней.
В возрасте пятнадцати лет, страстно желая понять свои корни, Джебран возвращается в Ливан, где поступает в Маронитский колледж медресе аль-Хикма, тогда возможно самую передовую христианскую среднюю школу в арабском мире. "Эта земля мистической красоты стала его утешением, источником его воображения и в более поздние годы объектом тоски", – пишут Бушруи и Дженкинс о ливанских впечатлениях Джебрана. Через четыре года он возвращается в Бостон, где переживает за короткое время смерть одной из сестер, единокровного брата и своей любимой матери – которые все страдали от вызванных нищетой болезней.
Преодолевая воздействие этих трагедий, Джебран вновь входит в интеллектуальные и художественные круги Бостона и вскоре находит патрона в лице Мэри Элизабет Хаскелл, директрисы школы для девушек, которая стала финансовой, интеллектуальной и эмоциональной опорой для Джебрана на протяжении многих лет его жизни.
До безвременной кончины в 1931 году в возрасте 48 лет от цирроза печени и начинающегося туберкулеза, остальную часть жизни Джебран провел в богемном кружении. Он пожил в Париже и вновь посетил Ливан, но в конечном счете осел в Нью-Йорке. Он никогда не был женат, но ясно, что имел ряд насыщенных любовных романов – один из которых целиком осуществлялся по почте. Согласно Бушруи и Дженкинсу, он часто существовал на одном "крепком кофе и сигаретах", работая поздними ночами над своими литературными и художественными произведениями. Он почти непрерывно страдал от плохого здоровья и все же поднялся до духовного видения своей собственной внутренней Музы.
На своем пути Джебран встретил некоторых из самых величайших мужчин и женщин своего времени. Согласно Бушруи и Дженкинсу, Джебран проводил время с поэтом Уильямом Батлером Йетсом, скульптором Аугусто Родином, писателем Джоном Голсуорси и швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом. Он также много читал на английском и арабском языках и среди авторов, которые оказали на него сильное влияние, были Фридрих Ницше и Уильям Блейк. Такие встречи – личные или посредством переписки – обогатили собственные размышления и стиль Джебрана. Слившись с его жизненным опытом, эти влияния помогли сформировать неповторимый стиль, которым отмечено его творчество, включающее сотни эссе, поэм, рисунков и картин.
Среди важных фигур, с которыми довелось встречается Джебрану, был Абдул-Баха, сын Бахауллы, основателя Веры Бахаи. В 1912 году при посещении Нью-Йорка Абдул-Баха позировал Джебрану. Согласно Бушруи и Дженкинсу, встречи с Абдул-Баха произвели неизгладимое впечатление на Джебрана, написавшего, что в Абдул-Баха он "увидел невидимое и был наполнен" и что "он является величайшим человеком. Он цельный. В его душе имеются миры".
Привлекая различные источники, Бушруи и Дженкинс приходят к выводу, что Абдул-Баха позднее стал "вдохновением и моделью для уникального портрета Христа", описанного в книге Джебрана 1926 года, "Иисус, Сын Человеческий", которая широко известна как его вторая наиболее важная книга после "Пророка". Они приводят слова Джебрана, говорящего об Абдул-Баха: "Впервые я увидел форму, достаточно благородную, чтобы быть сосудом для Святого Духа".
Повлияли ли на него личные встречи с Абдул-Баха, или просто сложились после внутреннего духовного прозрения, очевидно, что многие взгляды Джебрана на религию находятся в гармонии с учением бахаи. "Для Джебрана истинная религия была радостной и освобождающей: «учение, которое освобождает тебя и меня от неволи и помещает нас раскованными на землю, где ступала стопа Бога»; Бога, который дал мужчинам и женщинам «духовные крылья, чтобы взлететь вверх, в царство любви и свободы» – религия справедливости, «делающая всех нас братьями, равными перед солнцем»".
В заключение отметим, что образ, представленный Бушруи и Дженкинсом, является и проникновенным, и нежным. Сочетая не приукрашенные факты из его жизни с острыми цитатами из произведений и писем Джебрана, добавляя богатство наблюдений тех, кто знал его, и предлагая свой проницательный взгляд литературных критиков, Бушруи и Дженкинс написали плотно сбитое и все же хорошо читаемое повествование, показывающее как сумма жизни человека – его происхождение, с кем он встречался, что он читал и как он жил – в редкий момент истории объединяется, чтобы произвести кого-то, способного создавать произведения литературы и искусства, которые могут потрясти мир. "Джебран стал наиболее успешным и известным в мире арабским автором", – пишут Бушруи и Дженкинс. "Послание Джебрана является живительным и его поиск согласия в напряженных отношениях между духом и изгнанием предвосхищал потребности века, ставшего непосредственным свидетелем духовного и интеллектуального тупика современности".
Также читайте о Халиле Джебране в разделе жизнеописания