Духовность играет важную роль при решении практических вопросов
Всей душой радейте о нуждах века, в коем живете, и пусть главной темой ваших обсуждений станут потребности и запросы его.
Бахаулла. Крупицы из Писаний. – CVI. – С.147.
Существуют духовные принципы (некоторые называют их общечеловеческими ценностями), при помощи которых можно найти решение любой социальной проблемы. Руководствуясь добрыми намерениями, любая группа может разработать общую схему решений стоящих перед нею проблем, но обычно добрых намерений и практических знаний для этого недостаточно. Важное достоинство духовного принципа состоит в том, что он не только дает перспективу, гармонирующую с существом человеческой природы, но и создает отношение, динамику, волю, устремления, помогающие разработать и осуществить практические меры. Главам правительств и всем административным властям, прежде чем предпринимать что-либо для решения той или иной проблемы, следовало бы выявить связанные с нею принципы и затем руководствоваться ими.
Цит. по: Обещание мира во всем мире.
До тех пор, пока материальные достижения, физические совершенства и человеческие достоинства не будут сочетаться с совершенствами духовными, благородством и милосердием, они не принесут добрых плодов, и счастие мира, которое и есть конечная цель, не будет достигнуто. Ибо, хотя достижения и развитие в области материальной приводят к процветанию, в коем наиболее полно воплощаются идеалы сей цивилизации, на пути этом таятся опасности, подстерегают жестокие бедствия и тяжкие испытания.
Взгляни на упорядоченную жизнь царств, городов и селений, оцени их красоту, природные богатства, совершенное оснащение, быстроту средств передвижения, уровень знаний о мире природы, великие изобретения, колоссальные предприятия, научные исследования и достижения, и тебе покажется, что цивилизация служит счастью и процветанию мира человеческого. Но прими теперь во внимание производство адских разрушительных машин, развитие средств уничтожения, изобретение зажигательных орудий, которые подрывают корни древа жизни, и для тебя станет ясным и очевидным, что цивилизация смыкается с варварством. Прогресс и варварство идут рука об руку, если материальная цивилизация не опирается на Божье Водительство, откровения Всемилостивого и Божественные добродетели, если ее не животворит дух, не питают идеалы Царствия Божьего и излияния от Обители Мощи.
Избранное из Писаний Абдул-Баха. – C. 248-249
Через Его (Бахауллы) откровение принципы, требуемые для коллективного достижения совершеннолетия человеческого рода, были наделены той силой, которая способна проникнуть к корням человеческой мотивации и изменить поведение.
Цит. по: Одна Общая Вера.
Изменение климата – это проблема глобального масштаба
Признание единства человечества является первой основополагающей предпосылкой реорганизации мира и управления им как одной страной – домом человечества.
Цит. по: Обещание мира во всем мире.
… все члены человеческой семьи – нации и правительства, города и села – становятся все более тесно связанными между собой. Ни для одной страны более невозможно изолированное существование, народы и нации объединяют ныне политические узы, а связи в областях торговли и промышленности, сельского хозяйства и образования укрепляются с каждым днем. А значит, в наши дни объединение человечества реально и достижимо. Поистине, это не что иное, как одно из чудес сей дивной эпохи, сего славного века. Этого не знали прошлые века, ибо сей век – век просвещения – озарен особым и неповторимым светом, наделен мощью и славой. Потому-то каждый день приносит вести о новых чудесных свершениях. И, в конце концов, светочи сей эпохи ярко воссияют в собрании человеков, и все озарится их лучами.
Избранное из Писаний Абдул-Баха. – C. 31-32
Создание основ всемирной цивилизации предусматривает появление законов и институтов, глобальных по своему характеру и полномочиям. Это станет возможным только тогда, когда идея единства человечества овладеет умами тех, на кого возложена обязанность принятия решений, и когда соответствующие принципы будут утверждаться через систему воспитания и образования и средства массовой информации. После того, как этот рубеж будет преодолен, начнется новый этап развития, когда народы мира получат реальную возможность участвовать в процессе определения общих целей и смогут приступить к их осуществлению. Такая коренная переориентация надежно защитит человечество от извечных демонов этнической и религиозной вражды. Лишь осознав себя единым народом, человечество сможет отказаться от стереотипа отношений, основанных на конфликте, которые неизменно определяли жизнь общества в прошлом, и начнет осваивать пути сотрудничества и доверия. Благосостояние человечества, – пишет Бахаулла, – мир и безопасность достижимы только тогда, когда прочно утвердится единство его.
Цит. по: Путь к процветанию человечества
Снижение антропогенной нагрузки на природу
Цивилизация, столь часто превозносимая умнейшими представителями науки и искусства, если ей не позволить перейти границы умеренности, навлечет на людей великое зло. … Доведенная до крайности, цивилизация может стать бесконечным источником зла, так же как, пребывая в границах умеренности, она служит неиссякаемым источником добра.
Бахаулла. Крупицы из Писаний. – CLXIV. – С.227
Потребительская культура, сегодняшняя негласная наследница материалистического евангелия социального прогресса, свободна от эфемерной сущности вдохновлявших его целей. Блага, как по щучьему веленью получаемые тем незначительным меньшинством людей, которые могут их себе позволить, не поддаются разумному обоснованию. Поощряемое развалом традиционной нравственности развитие нового мировоззрения, по существу, не более, чем триумф такого же инстинктивного и слепого, как и потребность в еде, животного импульса, выпущенного на волю после долго длившихся ограничений сверхъестественных запретов. Его самой наглядной жертвой стал язык. Тенденции, некогда повсеместно осуждавшиеся, как аморальные, теперь преобразуются в потребности социального прогресса. Эгоизм становится похвальным коммерческим ресурсом; … различного рода извращения беззастенчиво притязают на статус гражданских свобод. Под соответствующими эвфемизмами скупость, вожделение, леность, гордость, даже насилие приобретают не просто широкомасштабную приемлемость, но и социальную и экономическую ценность. Ирония заключается в том, что как только из слов был выкинут смысл, его лишились и те самые материальные удобства и приобретения, ради которых истина была мимоходом принесена в жертву.
Одна Общая Вера. Всемирный Центр Бахаи, 2005
Не преступай границ умеренности и справедливо обходись с теми, кто служит тебе. Оделяй их сообразно их потребностям, а не так, дабы они копили богатства, разодевались, излишне украшали свои дома, приобретали бесполезные для них вещи и слыли расточительными. Проявляй к ним неизменную справедливость, дабы никто из них не знал ни в чем нужды, но и не был изнежен роскошью. Вот какова подлинная справедливость.
Бахаулла. Крупицы из Писаний. – CXIV. – С. 160 – 161
Принцип справедливости чрезвычайно важен для социального и экономического развития. Он гарантирует, что при разработке социальных программ интересы большинства людей – и даже самой планеты – не будут принесены в жертву ради тех выгод, которые технический прогресс сулит привилегированному меньшинству. Соблюдение принципа справедливости при планировании – это также залог того, что имеющиеся в распоряжении человечества средства, далеко не беспредельные, не будут использоваться для осуществления проектов, не имеющих непосредственного отношения к основным социальным или экономическим нуждам общества. Более того, только обоснованные и справедливые программы, действительно отвечающие этим нуждам, смогут найти поддержку у масс, от которых зависит их осуществление. Необходимые для этого человеческие качества, такие, как честность, трудолюбие и готовность к сотрудничеству, ярко проявляются именно при совместном решении самых сложных задач, стоящих перед обществом, когда каждый его член, каждая социальная группа знают, что их интересы защищены нормами и гарантиями, в равной степени относящимися ко всем.
Цит. по: Путь к процветанию человечества
Фрукты и зерновые [будут использоваться в будущем для питания]. Настанет время, когда мясо не будет больше употребляться. Медицина пока еще находится в стадии становления, тем не менее, она показала, что наша естественная пища та, которая произрастает из земли.
Абдул-Баха, цит. по: Эсслемонт Дж. Э. Бахаулла и Новая Эра. – С.102
Чем выше уровень развития человечества, тем меньше оно потребляет мясной пищи; ибо зубы человека не предназначены для этого, он не плотояден. Например лев – плотоядное животное, поскольку зубы его предназначены для мясной пищи, и если лев не находит мяса, то ему приходится голодать. Лев не может питаться травой; его зубы имеют иную форму. Система пищеварения льва устроена таким образом, что он может насытиться только мясом. Орел имеет изогнутый клюв, нижняя часть которого короче верхней. Он не может клевать зерна; не может питаться травой; следовательно, он вынужден искать мясной корм. Домашние животные травоядны, их зубы предназначены для пережевывания травы, которая и идет на корм скоту. Коренные зубы человека предназначены для пережевывания зерновой пищи. Передние зубы, резцы, предназначены для фруктов и различных плодов. То есть, совершенно очевидно, что в соответствии с приспособлениями для еды человек должен питаться растительной, а не мясной пищей. Когда человечество достигнет более высокого уровня развития, его потребность в мясе постепенно отпадет.
Цит. по: Распространение всеобщего мира
Адаптация
Уже имеются жертвы, которые пострадали от изменения климата. Наиболее уязвимы малоимущие слои населения.
Человечество, являя собой единое и неделимое целое, несет ответственность за жизнь каждого человека, который приходит в мир. Эта нравственная ответственность лежит в основе большинства других прав (главным образом экономических и социальных), которые также сформулированы в документах Организации Объединенных Наций.
Цит. по: Путь к процветанию человечества
И еще в Учении Бахауллы устанавливается для каждого добровольное пожертвование части своего имущества для распределения его между всеми. Добровольное пожертвование важнее равенства, суть его в том, что человек не должен думать о себе больше, чем о ближних своих, и своей жизнью и имуществом должен жертвовать во благо других. Здесь нет места принуждению, это не жесткий закон, которому человек обязан подчиняться. Напротив, человек может добровольно, по собственному усмотрению, распоряжаться своим имуществом, он может делиться им с другими и с радостью жертвовать на нужды бедняков...
Избранное из Писаний Абдул-Баха – 227.15. – С. 264-265
Принципы взаимодействия
Подобная необходимость встает перед экономической наукой в связи с экологическим кризисом. Ныне совершенно ясна ошибочность теорий, основанных на представлении о том, что возможности природы неисчерпаемы, и она способна бесконечно удовлетворять любые потребности и прихоти людей. Традиционное мышление, абсолютизирующее принцип расширения производства, роста потребления и все более полного удовлетворения материальных запросов людей, терпит крах, ибо сторонники его вынуждены признать, что подобные цели не могут служить верными ориентирами для политики развития. Неправомерен и такой подход к экономическим проблемам, когда решения принимаются без учета того, что большинство основных задач имеет отнюдь не частный, а глобальный характер.
Цит. по: Путь к процветанию человечества
На коллективном уровне справедливость – необходимый ориентир в процессе совместного принятия решений, ибо только с ее помощью можно прийти к единому мнению и действовать сообща. Чуждая возмездию, которое в прошлом часто прикрывалось ее именем, справедливость есть воплощенное в практические дела осознание того, что на пути к прогрессу интересы личности и общества неразрывно связаны. Ставя справедливость во главу угла человеческих взаимоотношений, мы создаем атмосферу, в которой становится возможным подлинный совет – то есть беспристрастное рассмотрение различных мнений, ведущее к выработке оптимальных решений. Такая атмосфера не оставляет почвы для привычных интриг и непримиримого противостояния, столь пагубно влияющих на процесс принятия решения.
Цит. по: Путь к процветанию человечества
Список цитируемых источников
- Бахаулла. Крупицы из Писаний. 2-е изд. испр. Пер. с англ. – М.: ЦРО "Община последователей Веры Бахаи в России", 2009. – 256 с.
- Избранное из Писаний Абдул-Баха – Пер. с англ./ сост. Отдел исследований Всемирного Дома Справедливости. – СПб.: Единение, 1995. – 300 с.
- Обещание мира во всем мире. Заявление Всемирного Дома Справедливости к народам мира, Октябрь 1985
- Одна Общая Вера. Всемирный Центр Бахаи, 2005
- Путь к процветанию человечества / Духовное Собрание Бахаи России; Пер. с англ. – М.: «Права человека», 1997. – 35 с.
- Распространение всеобщего мира. Беседы Абдул-Баха, записанные с его слов в Нью-Йорке и Бруклине Promulgation of Universal Peace http://bahai.az/lib/index_ru.shtml
- Эсслемонт Дж. Э. Бахаулла и Новая Эра. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2008. – 296 с.
Рекомендуем
- Дал А.Л. Пока не поздно… Пер. с англ. – СПб.: Единение, 1995. – 140 с.
- http://www.unepcom.ru/?go=home сайт Российского национального комитета содействия Программе ООН по окружающей среде
- Семилетний план действий по проблеме изменения климата. Международное Сообщество Бахаи. 2009.
- Заявление бахаи по вопросам охраны природы. Международное Сообщество Бахаи.
Этот документ в формате MS Word
Также смотрите письмо Всемирного Дома Справедливости от 29 ноября 2017 года об изменении климата, адресованное трем бахаи.