Достижение динамики роста. Очерки с пяти континентов. Мировой Центр Бахаи, 2008. – 61 с. |
Делегатам, присутствующим на Десятом Международном Съезде Бахаи |
Бихар-Шариф, Индия
Отвечая на призыв оказать помощь некоторым общинам в кластере Бихар-Шариф в Индии, обращенный к подготовленным через учебный процесс друзьям, Шраван решил сконцентрировать свое внимание на Пални, деревне, которая располагалась в четырех километрах от его родного города Тетраван и где вообще не было никакой деятельности бахаи.
Шраван, уже активно служивший в качестве ведущего в своей общине, начал еженедельно посещать Пални, но встретил там холодный прием. Люди сомневались в его намерениях: «Что ты с этого имеешь?» и «Какая нам польза от того, в чем ты нас призываешь участвовать?» Однако Шраван не сдавался и в конечном итоге смог сформировать кружок Ему все так же не доверяли, но он продолжал посещать деревню и работать с участниками кружка. Вскоре настал сезон дождей Река, разделявшая Тетраван и Пални, разлилась, и единственный способ ее пересечь — вброд перейти по грудь в воде, что Шраван и сделал. Когда жители деревни увидели его преданность, их отношение смягчилось Успех учебного кружка и дух преданности и служения Шравана привлекли многих людей к Вере в Пални, где сейчас существует активная община и проводится 5 молитвенных встреч и 2 детских класса. Усилия Шравана также воодушевили других верующих из его деревни на то, чтобы принимать большее участие в основных видах деятельности. Такое жертвенное и активное участие резко отличается от апатии, которая царила здесь пятнадцать лет назад. Община бахаи в Бихар-Шариф изменилась благодаря деятельности рядовых верующих, подобных Шравану, и обрела силу с помощью сплоченных усилий институтов и служб в кластере. Но кроме этого, самым знаменательным достижением оказалось развитие способности общины управлять большим количеством видов деятельности и приглашать в свои теплые объятия растущее количество ищущих.
Первые шаги на пути устойчивого роста
Бихар-Шариф — одна из тех местностей, в которых в 1960 гг проходил широкомасштабный рост в Индии Вера появилась там в 50-х гг благодаря энергичной женщине по имени Расула, которая обучала и преданно служила Делу, невзирая на преследования и социальный бойкот. В течение тех лет интенсивного обучения странствующие учителя поддерживали местные усилия Успешные проекты по обучению помогли открыть многие деревни для Веры, по которым путешествовала молодежная группа, провозглашая Послание Бахауллы через песни и танцы.
Летние и зимние школы вместе с курсами постоянного учебного центра послужили первым средством для сплочения, и хотя они изначально вызвали у участников энтузиазм, они не развили способность друзей организовывать устойчивый процесс роста. В 90-х гг в этом регионе происходил постепенный, но неуклонный спад деятельности бахаи Работа по углублению не воодушевляла и не соответствовала нуждам бахаи, институты на уровне штата не могли поддерживать общины, что приводило к потере целеустремленности, а также многие активные верующие выехали из региона по экономическим или другим причинам.
Возрождение Бихар-Шарифа произошло благодаря серии действий. В 2000 г. несколько молодых людей, в интенсивном режиме изучив первые три книги Института Рухи, организовали детские классы На следующий год был разработан
26 — Достижение динамики роста
и воплощен простой план проведения курсов учебного центра в трех общинах, что придало новый импульс учебному процессу в регионе. Этот процесс был более укреплен в 2002 г., когда группа друзей, прошедших подготовку в качестве ведущих во время региональной кампании, сформировала первые учебные кружки. Далее появились встречи-размышления. Основное средство ускорения роста в Бихар-Шариф — встреча-размышление — стала плацдармом для планирования учебных курсов на местном уровне и для обмена опытом, особенно среди ведущих кружков; эти встречи вдохнули в верующих, подобных Шравану, энергию для проведения деятельности, укрепили их энтузиазм и усилили их чувство сопричастности к процессу роста, который был запущен в действие.
Вскоре все эти инициативы стали приносить плоды. Постепенно увеличивалось количество детских классов, и были введены виды деятельности, направленные на работу с подростками. Молитвенные встречи теперь рассматривались не только как мероприятие для духовного преображения души, но и как врата для роста, и специальная кампания по умножению количества молитвенных встреч значительно продвинула рост кластера. Те, кто участвовал в молитвенных встречах, легко переходили в учебные кружки Член Вспомогательной Коллегии и координатор учебного центра регулярно посещали этот регион, что способствовало поддержанию высокого уровня мотивации среди ведущих кружков. В конечном итоге обрела форму схема координации на уровне кластера, когда был назначен координатор учебного центра кластера и в Территориальном комитете по обучению начал работать штатный секретарь. Это в значительной мере увеличило количество основных видов деятельности, и с середины 2003 г. здесь наблюдался устойчивый рост учебных кружков.
К 2004 г условия показались наиболее подходящими для запуска интенсивной программы роста, когда 56 человек закончили Книгу 7, было 42 молитвенные встречи, 11 детских классов, 13 подростковых групп и 8 учебных кружков. Однако первый цикл деятельности не привел к успешному выполнению большинства целей. После размышления и консультации друзья решили попытаться еще раз
Очерки с пяти континентов — 27
Бихар-Шариф ИНДИЯ
Их новый план был более стратегическим. Они выбрали несколько общин, на которых хотели сконцентрировать свое внимание во время грядущего цикла и которые были поделены на категории в соответствии с их достоинствами и недостатками. Члены служб кластера посещали эти общины для того, чтобы заручиться их поддержкой. Новый цикл, который считается первым циклом кластера, был запущен после проведения нескольких молитвенных встреч в общинах. Несмотря на то, что планирование для этого цикла было осуществлено лучше, сам цикл оказался слишком длинным — семь месяцев — и между фазами расширения и консолидации практически не проводилось различий.
Ускорение роста, наконец, произошло во время второго официального цикла, когда службы кластера начали определять потенциал общин в кластере и восприимчивость местного населения, изучая соответствующие статистические данные предыдущего цикла. В результате такого анализа друзья в кластере поставили цель: интегрировать 1000 новых участников в год в основные виды деятельности, делая особый упор на увеличении числа детских классов и подростковых групп, — видение, которое они постепенно реализуют на практике.
Построение модели устойчивого роста
В течение восьми циклов интенсивной программы роста друзья в Бихар-Шариф постепенно учились управлять процессом широкомасштабного расширения и консолидации, так как население бахаи в этом кластере увеличилось с примерно 1200 чел. на начало программы роста до 2100 чел. к декабрю 2007 г. В процессе работы службы кластера научились решать трудности, связанные с координацией деятельности большого количества людей.
Эффективные группы по обучению Вере. По мере того, как проходили циклы, наблюдался неуклонный рост числа друзей, которые обучали по собственной инициативе и участвовали в работе групп по обучению, также увеличилось количество общин, которые были открыты для Веры благодаря их усилиям. При поддержке члена Вспомогательной Коллегии и служб кластера сейчас группы обучают более интенсивно и систематично во время фазы расширения, и все большее соответствие между их подходами и навыками, полученными во время учебных курсов, усиливает их уверенность. Группы все успешнее приглашают ищущих на основные виды деятельности, и более 70 процентов новых верующих вовлечены в учебный процесс Домашние посещения обрели новый смысл в дополнение к углублениям: они стали потенциальным инструментом для обучения Вере в этом сельском регионе, и те люди и семьи, к которым группы по обучению Вере приходят домой, обычно присоединяются к основным видам деятельности после второго посещения.
28 — Достижение динамики роста
Воодушевление женщин. Так сложилось исторически, что процент женщин в общине бахаи этого региона Индии был низким, примерно 10–15 процентов, невзирая на большое количество программ, проводившихся все эти годы для устранения перекоса. Однако в кластере Бихар-Шариф усилия по привлечению женщин с помощью специально сформированной для этого группы по обучению Вере увенчались успехом. Число женщин увеличилось до более чем 40 процентов, и их уверенное участие в деятельности проявляется в том, что они напрямую отвечают за 25 процентов основных видов деятельности в кластере.
Сейчас женщины принимают необходимые меры, чтобы их дети посещали детские классы, а молодые женщины выступают в качестве ведущих подростковых групп, становясь примером для молодежи, с которой они работают. Нижеприведенные истории показывают, что женщины в кластере смело вышли в авангард процесса применения на практике знаний, навыков и озарений, полученных во время изучения курсов учебного центра.
Сарита, Анита и Киран
Для того, чтобы решить проблему низкого уровня участия женщин в деятельности бахаи в Бихар-Шариф, небольшую группу женщин из разных частей кластера быстро подготовили в качестве ведущих кружков и помогли им сформировать кружки с другими женщинами. Одна из них — Сарита, которая, закончив Книгу 7, сделала то, что, учитывая существующие социальные и культурные обстоятельства, граничило с героизмом: она поехала в свою родную деревню Дарьяпур и начала там обучать Вере. Она ездила туда постоянно и вскоре сформировала учебный кружок для женщин, сопровождая 16 участниц через последовательность курсов. Она продолжала посещать общину, выказывая своим новым духовным сестрам искреннюю поддержку по мере того, как они принимали участие в основных видах деятельности. Другая женщина, Анита, была столь воодушевлена участием в учебном кружке, который она посещала в соседней деревне, что попросила ведущего приехать и к ним в деревню.
По мере изучения последовательности курсов она помогала ведущему в работе с группой женщин и поддерживала их в проведении основных видов деятельности, что привело к росту общины, в которой большая часть верующих ― женщины.
Киран, энергичная молодая девушка из Раджгира, прошедшая подготовку ведущего подростковых групп, сформировала такую группу в школе. Это начинание оказалось успешным, однако оно вызвало оппозицию. Она решила эту проблему, обратившись к директору школы и объяснив ему цель и суть этой программы, в результате чего директор оказал безоговорочную поддержку.
Очерки с пяти континентов — 29
Бихар-Шариф ИНДИЯ
Увеличение количества молитвенных встреч. В самом начале молитвенные встречи были названы ключом к росту в кластере Бихар-Шариф, поэтому для увеличения количества молитвенных встреч была организована кампания при участии 50 друзей, закончивших Книгу 1. Их посетили с тем, чтобы помочь им понять основные элементы этого вида деятельности и воодушевить участников кампании. Были мобилизованы добровольные организаторы и помощники, которым раздали вспомогательные материалы: кассеты с молитвенной программой бахаи. В результате количество молитвенных встреч возросло с 8 до 50. Такой быстрый рост оказался весьма положительным в нескольких направлениях: жизнь общины бахаи обогатилась, и ищущие получили возможность прикоснуться к Священным Стихам; появился систематический подход к работе с ищущими, многие из которых с молитвенных встреч стали переходить в учебные кружки, в конечном итоге присоединяясь к Вере; женщины и дети начали активнее участвовать в деятельности бахаи; и Послание Бахауллы было широко распространено по всему кластеру. По мере продвижения циклов молитвенные встречи постоянно развивались и расширялись. На этих встречах, организованных в соответствии с местной культурой, использовались цветочные композиции, музыка и простые угощения. Они воодушевили друзей, в большинстве случаев впервые, начать петь и заучивать молитвы и отрывки из Писаний. К восьмому циклу проходило 190 постоянных молитвенных встреч, в которых участвовали 1520 чел.
Развитие способностей в новых поколениях
Способность служб кластера в Бихар-Шарифе управлять деятельностью большого количества людей лучше всего может быть продемонстрирована через программы духовного и нравственного образования детей и подростков, в которых сейчас в общей сложности насчитывается 1600 участников: 900 детей в 65 классах и 700 подростков в 55 группах. У друзей в кластере был некоторый опыт в проведении детских классов, а вот подростковая программа для них внове.
Условия этого географического региона создают восприимчивую среду для получения духовной подпитки, которую предлагают бахаи Бихар — экономически отсталый штат, где 50 процентов населения живут за чертой бедности, и уровень неграмотности здесь один из самых высоких в стране — 60 процентов. В деревенских школах обычно работают 2 или 3 учителя на 200–300 учеников во всех восьми классах, и те, кто желает продолжить свое образование дальше этого уровня, должны ехать в другую местность. Большая часть жителей — индуисты, хотя 15 процентов мусульмане, проживающие в густонаселенных районах, и сильное влияние каст и предрассудков часто приводит к социальной напряженности и насилию. Женщины в особенности находятся в неблагополучной ситуации. Например, в школах нет учителей-женщин. Также существуют проблемы с безопасностью. Принимая во внимание эти трудности, не удивительно, что люди так часто переезжают с места на место.
Программа духовной поддержки подростков предлагает все большему количеству участников из этой социальной среды уникальную основу надежды, в рамках которой они могут развить свои способности самовыражения и мысли, как и нравственный стержень своей жизни И по мере вовлечения в этот процесс их мотивация быстро растет, что гарантирует будущее здоровье и жизнеспособность общины бахаи и укрепляет их способность преобразовывать общество, в котором они живут.
Проявления надежды и изменения здесь просты и конкретны, но глубоки по своим последствиям. Во-первых, группы не разделяются по кастам, религии и экономическому статусу. Во-вторых, институты бахаи воодушевляют мужчин направлять своих дочерей в подростковые группы и в учебные кружки, что не только идет на пользу девушкам, но также создает возможность для всех чле- нов семьи активно участвовать в жизни общины. Например, когда одна семья с
Очерки с пяти континентов — 31
Бихар-Шариф ИНДИЯ
четырьмя девочками приняла Веру, родители начали ясно осознавать необходимость развивать способности своих дочерей, и, как показано в истории Киран, программа помогла дать молодым женщинам навыки, необходимые для служения в качестве ведущих подростковых групп. И действительно, участники программы обоих полов, приступившие к изучению курсов, обычно с энтузиазмом вносят вклад в развитие основных видов деятельности.
Раджив и Шанкар Радживу было 13 лет, когда он в 2003 г. присоединился к первой подростковой группе в своей деревне Харгаван. Его уверенность и ясность речи замечательно развивались в течение трехлетней программы, после чего он приступил к изучению последовательности курсов Института Рухи. Завершив Книгу 5, он сформировал подростковую группу и сразу же показал себя очень эффективным ведущим. Дух преданности и служения Раджива воодушевил четырех из его друзей присоединиться к учебному процессу, которые сейчас организовали 2 детских класса и 4 учебных кружка и стали самыми восторженными и активными участниками процесса роста в деревне. Шанкар — еще один подросток, который занимался в подростковой группе, после чего начал изучать последовательность курсов. Он организовал свою подростковую группу и учебный кружок, помогая участникам выполнять практические задания каждой книги, прежде чем перейти к изучению следующей. Его усилия помогли добиться устойчивого роста в его деревне, где сейчас проводится 10 молитвенных встреч, 4 детских класса, 3 подростковые группы и 2 учебных кружка.
Цель поддержки такого большого количества участников систематически выполняется благодаря тому, что самые умелые ведущие взращивают способности в других. Находчивые ведущие помогают подросткам выполнять домашнюю работу, укрепляя чувство доверия, которое установилось между ними. Многие участники подростковых групп естественным образом переходят к изучению последовательности курсов в учебных кружках, и тогда ведущие подростковых групп становятся ведущими кружка. Усиление аспекта служения в программе для подростков и использование видов искусства в их деятельности является нынешним приоритетом координатора этой деятельности В Бихар-Шариф, где искусство не процветало традиционно, к каждой истории из книги «Идти прямой стезей» были написаны сценки, и творческая группа представляет программу на театральных выступлениях
Сотрудничество и расширение способностей
Трансформация и расширение способностей растущего круга верующих в кластере Бихар-Шариф происходит благодаря планам, которые используют имеющиеся в наличии ресурсы и поощряют тесное сотрудничество на всех уровнях. Службы кластера с готовностью адаптируют свои планы с тем, чтобы включить в них вклад, внесенный друзьями на встрече-размышлении, и часто посещают общины для обмена текущими новостями, информацией и статистическими данными, которые помогут им привлечь новых верующих в учебные кружки и сподобят участников учебных курсов выполнять акты служения. Тесное сотрудничество
32 — Достижение динамики роста
институтов и служб кластера в Бихар-Шариф повлияло на создание такой атмосферы, в которой верующие обретают силу для инициативы и действия — значительное достижение в условиях социального контекста кластера. Оковы давно сложившихся ограничений спадают, когда всех призывают восстать на то, чтобы развить способности к служению. Потенциал такого действия можно увидеть в историях Шравана, Сариты, Аниты, Кирана, Раджива и Шанкара — и многих других, которые получают подготовку и вступают на поле деятельности. По мере того как каждый из них меняется, он, через свою деятельность, меняет окружающее его общество. На данный момент община бахаи Бихар-Шарифа развила в себе непростую способность руководить и поддерживать широкомасштабный рост и консолидацию Веры Бахауллы, и она возвышается как маяк надежды для всякой души, которая желает войти в растущий круг ее сияющего света.
*Во врезке о кластере, где говорится о населении деревень, допущена опечатка. Имеется ввиду, что в среднем в каждой деревне проживает 1000 человек.
Использованы материалы официального интернет-сайта общины последователей Веры Бахаи в России www.bahai.ru - официальный веб-сайт общины последователей Веры Бахаи в России (скачано: ноябрь 2008)