Молитвы бахаи и избранные Писания – СПб.: 1993. – 151 с. | |
Подписано в печать 3.09.93 Тираж 5000 экз. Твердая обложка. Напечатано с одобрения Духовного собрания бахаи Санкт-Петербурга ISBN 5-87472-030-8 |
|
Содержание Сила молитвы 5 Молитвы Бахаи 19 О помощи 20 За детей 22 За усопших 23 Утренняя 24 Вечерняя 24 О Прощении 25 Об исцелении 27 О человечестве 37 О собраниях 40 Хвала и благодарность 42 Защита 44 Отрешение 46 Духовные качества 49 Неколебимость 54 Испытания и трудности 56 Единство 59 Краткая обязательная молитва 62 Средняя обязательная молитва 63 Пространная обязательная молитва 67 Скрижаль, обращенная к Ахмаду 76 Скрижали посещения 80 Твердость в Завете 86 Молитвы о наставлении в Вере 88 Духовное Собрание 100 Вставные дни 103 Пост 105 Навруз 107 Брак 110 Скрижаль Священного Морехода 114 Огненная Скрижаль 124 Избранные Писания Бахаи 135 Из Писаний Бахауллы 135 Из писаний Абдул-Баха 141 |
Вместо предисловия
Сила молитвы
Элеонор С. Хатчинс
Предназначение человека
Согласно Учению Бахауллы, предназначение человечества — в «совершенствовании вечно развивающейся цивилизации». А для каждого из нас — это познание Бога и поклонение Ему. Молитва — одно из величайших средств, дарованных нам для достижения этого. «Молитва есть непосредственная беседа с Господом»,—учит Абдул-Баха, и далее говорит о том, что без усилий с нашей стороны нельзя достичь того уровня духовного общения, когда беседа с Господом становится возможной.
Обращаясь к нам, Бахаулла говорит от имени Господа: «О люди! Освободите души ваши от уз своего “я”, отриньте все привязанности к иному, кроме Меня. Одно лишь упоминание обо Мне очищает мир сей от скверны, если бы смогли вы осознать сие».
«Отвратите взоры от созерцания своего бренного “я”, в сторону Предвечного Сияния обратите их: тогда души ваши в полной мере познают силу Божественного Духа и благодать Его бесконечной щедрости»,— призывает Абдул-Баха.
В этом смысле молитва — это забвение себя и своих нужд в порыве устремленности к тому, что есть Бог.
Как же нам приблизиться к Богу? Ведь Он так далек от нас. Он бесконечен. Он непознаваем. Конечно же, Бог, создавший Вселенную с ее бесчисленными галактиками, в сравнении с которыми наша планета кажется едва различимой пылинкой космоса, Бог, населивший эту пылинку сложными формами жизни, сотворивший мыслящее и чувствующее существо, называемое человеком,— такой Бог не может быть понят и познан. Человеческому разуму не дано вместить Его.
Одна из молитв Бахауллы, обращенная к Богу, гласит: «Кого желаешь, погружаешь Ты в Величайший Океан, и кому восхочешь, даруешь честь узнать Древнейшее Имя Твое. Из тех, что в небесах и на земле, никто не может противостоять исполнению Твоей владычной воли».
В этой части молитвы Бог предстает как непознаваемая сущность, стоящая за пределами человеческого понимания. Но Бахаулла молит о том, чтобы человеку была отпущена мера познания Бога: «Освети лица слуг Твоих, о Господи, дабы могли они узреть Тебя; очисти сердца их, дабы обратиться им ко двору Твоего небесного благословения и познать Того, кто есть Проявление Твое и Светило Твоей Сущности».
Как же мы можем приблизиться к познанию Бога? Через озарение. Через очищение наших сердец и обращение к Тем, Кто суть посредники между Богом и людьми. Через признание Его небесных Посланников. Это требует углубленного изучения, медитации, молитв. Бог являет себя через Избранных,— Тех, Кто отражает свойства Его сущности подобно тому, как зеркало отражает солнце. Иисус утверждает: «Видевший Меня видел Отца». Бахаулла говорит о всех Явителях Бога: «Они суть Зерцала святости, все, как одно, являющие земное отражение Того, Кто есть центральное Светило Вселенной, ее Суть и конечная цель».
Какими бы ни были наши представления о Боге, они — лишь плод нашего воображения, если мы не руководствуемся учениями Тех, Кто говорит от имени Бога. Мы сможем приблизиться к Богу, только если устремимся мыслями к Посланникам Божиим, в Которых отразился и был явлен людям Его образ.
Близость к Богу
Далее Бахаулла говорит нам, что хотя Бог находится за пределами человеческого понимания, все же Он близок каждому из нас.
«О сын бытия! Возлюби Меня, дабы Я возлюбил тебя. Если же не возлюбишь Меня, никогда не достигнет тебя Моя любовь. Знай сие, о Мой слуга».
Это значит, что свет Божией любви всегда с нами; но он не может озарить нас, пока мы не откроем ему путь. Мы окружены любовью Бога; но до тех пор, пока мы не осознаем этого, мы не можем испытать счастья этой любви.
В одной из молитв Бахауллы говорится о том, что Бог всегда слышит наши молитвы: «Воистину, Ты есть Тот, Чья милость объемлет все миры и Чья благодать излита на все сущее на земле и на небесах. Где тот, кто воззвал к Тебе в молитве и не был услышан Тобой? Где тот, кто устремился навстречу Тебе и был отринут Тобой? Кто посмеет сказать, что возвел свои очи к Тебе и Ты не обратил на него взор Свой, полный любви и сострадания? Истинно свидетельствую, что Ты обращал лик Твой к слугам Твоим раньше, чем они обратились к Тебе, и поминал их раньше, чем они поминали о Тебе. Вся благодать в Тебе, о предержащий в руке Своей Царство Божественных щедрот и источник всех непреложных заповедей».
Сила богоявленной молитвы
Поскольку Посланник Божий говорит с нами не от Себя, но от имени Бога, то и молитвы, которым Он учит нас,— от Бога. Нигде не сказано, что мы не можем молиться Богу, прося помощи в наших нуждах и обращая к Нему слова, идущие от сердца, однако в богоявленных молитвах нам дается знание о природе Бога. Они придают нам смелости, позволяя просить Бога о том, о чем мы просить не решились бы, не будучи уверены — «Воистину, Твоему могуществу подвластно все».
Одна из молитв Бахауллы начинается со слов, выражающих идею безграничного милосердия и абсолютного могущества Бога: «Силою имен Твоих, о Боже, исцеляются больные и укрепляются немощные, и получают питье жаждующие, и утоляют боль недужные, и находят путь заблудшие, и возвышаются униженные, и обретают богатство неимущие, и просвещаются невежественные, и согреваются озябшие, и поднимаются угнетенные».
Целительная сила молитвы
Размышляя о силе молитвы, многие люди задаются вопросом: действительно ли молитва способна исцелять и разрешать насущные жизненные потребности?
Молитва дана нам как милость, чтобы мы могли просить о том, чего желает наша душа, будь то исцеление нас самих или наших близких, или помощь в решении насущных проблем, или духовное пробуждение нас и тех, кого мы любим. Божественная сила всегда готова устремиться в русло нашей молитвы.
Исцеление может быть физическим и духовным. Если наш недуг — телесный, то Бог дает нам исцеление, которое достигается лекарствами или операцией, диетой или переменой климата и, конечно же, молитвой. Но если причина нашей болезни духовная, то молитва — самый верный путь к выздоровлению. В короткой молитве Бахауллы об исцелении говорится, что исцеление приходит к нам лишь тогда, когда мы отвращаем свой взор от созерцания собственного бренного «я» и устремляем его к Предвечному Сиянию:
«Имя Твое — мое исцеление, о мой Боже, поминание Тебя — мое лекарство. Близость к Тебе — моя надежда, а любовь к Тебе — мой спутник. Милость Твоя ко мне — исцеление мое и подмога в мире сем и мире будущем. Воистину, Ты Всеблагой, Всеведающий, Всемудрый».
Эта молитва говорит нам: та любовь, что хранит нас на нашем жизненном пути, не покинет нас и после смерти, исцеление же возможно как в этом мире, так и в мире ином. И не может быть ничего важнее для человека, чем близость к Богу.
Тот, кто сомневается в силе целительства Божия, может сказать: «Бог создал Вселенную по определенным законам, и Он не станет нарушать Свои собственные законы, чтобы ответить на нашу молитву». Эти слова справедливы только отчасти. Нам известны лишь немногие законы, с помощью которых Бог управляет Вселенной. И мы знаем, что некоторые из этих законов служат для приведения в действие законов более высокого порядка. Известно, что закон тяготения — один из основных законов природы. Но мы научились применять другие законы, позволяющие преодолевать силу тяготения и поднимать в воздух тяжелые самолеты. Так можем ли мы при наших малых познаниях устанавливать пределы для Бога с Его безграничными возможностями, мудростью и могуществом?
Молитвы не остаются без ответа
Мы можем молиться с абсолютной уверенностью, что наша молитва будет услышана. Абдул-Баха говорит: «Господь ответит на молитву каждого из слуг Своих, если молят Его о насущном. Милость Его велика, безгранична. Он снисходит к мольбам всех слуг Своих».
Иисус учил, что Бог отвечает на наши молитвы из любви и сострадания. Порой мы получаем от Бога совсем не тот ответ, которого ожидаем. Иногда Он отвечает «нет». Но не потому, что Он нас не любит, а потому, что мы не всегда благоразумны в наших просьбах. «Но о чем бы ни просили вы, если сие в согласии с мудростью Божией, Господь ответит вам. Веруйте!» — говорит Абдул-Баха.
Чтобы духовно совершенствоваться через молитву, надо молиться часто и регулярно. В идеале все наши мысли, слова и дела должны направляться молитвой. Пока мы живем и уповаем на Господа, пока наше тело повинуется нам, мы должны молиться по меньшей мере раз в день. Бахаулла учит нас: «Возносите молитвы Господу ежеутренне и ежевечерне. Пренебрегающий сим неверен Завету Божиему и нарушает заповедь Его, отвергающий молитву в день сей отвратился от Господа». Но самое важное — как мы молимся. По этому поводу Бахаулла замечает: «Достойней вознести одну строку молитвы с радостью и трепетом, чем с небрежением прочесть все Откровения Всемогущего Господа».
И здесь нам предоставляется возможность провести небольшое самостоятельное исследование. Мы можем поставить такой опыт: будем вновь и вновь перечитывать отдельные молитвы Бахаи, пока не постигнем их смысл, а затем вознесем эти молитвы к Богу. Посмотрим, поможет ли нам это достигнуть того состояния, которое переживают многие люди, когда молятся,— растворения души за пределами нашего «я». Будем смиренно уповать на то, что сила Святого Духа снизойдет на нас.
Вот одна из молитв Баба: «Есть ли другой Избавитель от трудностей, кроме Бога? Скажи: Богу хвала! Се есть Бог! Все суть слуги Его и все следуют Его велению».
Не означает ли это, что окружающие нас люди могут дать тот ответ, которым Бог откликается на наши молитвы? Не следует ли отсюда и то, что мы, если будем искренне молиться, сможем стать по воле Бога ответом на молитвы других? Если молитва, по словам Абдул-Баха, это «беседа с Богом», то, молясь, мы должны не только обращаться к Богу, но и внимать. Молясь, мы не вправе приказывать.
Мы можем стать частью той силы, которой Бог «исцеляет больных и укрепляет немощных, и дает питье жаждущим, и утоляет боль недужных, и указывает путь заблудшим, и возвышает униженных, и воздает неимущим, и просвещает невежественных, и согревает озябших, и помогает подняться угнетенным».
У Шекспира в «Венецианском купце» есть исполненные глубокого смысла слова:
«Мы в молитве
О милости взываем — и молитва
Нас учит милости»
(перевод Т.Щепкиной-Куперник).
Молитва, приносящая самую большую радость — это та, в которой мы всецело подчиняемся Богу. В этом и заключается смысл нашего предназначения. Так растение тянется навстречу солнцу и дождю, так ребенок доверяется матери, а больной — врачу, так часть растворяется в целом. Это наш путь к духовному совершенству. И наша тропа к счастью.
Также см. Молитвы бахаи. Пер. с англ. 2-е издание, дополненное и исправленное. – СПб.: Единение, 2003. – 255 с. Подробный список изданных книг бахаи смотрите в библиографии на нашем сайте.