Всемирный Дом Справедливости
Ризван 2010
Всем бахаи мира
Горячо любимые друзья!
С сердцами, преисполненными восхищения за последователей Бахауллы, мы с удовольствием объявляем о том, что с наступлением этого самого радостного празднества Ризван на каждом континенте земного шара запускаются новые интенсивные программы, благодаря чему их общее число по всему миру превышает отметку 1500 и обеспечивает достижение цели Пятилетнего Плана за год до его окончания. Мы склоняем голову в благодарность Богу за это поразительное достижение, эту знаменательную победу. Все, кто трудился на этом поприще, оценят Его щедрость, которой Он оделил Свою общину, даровав ей целый год на укрепление модели расширения и консолидации, установившейся ныне повсеместно, чтобы эта община могла подготовиться к задачам, к выполнению которых ее призовут в следующем всемирном предприятии — плане продолжительностью в пять лет, пятом в последовательности планов, перед которыми стоит ясная цель — продвижение процесса вступления в Веру отрядами.
Предаваясь размышлениям в эти праздничные дни, мы чувствуем необходимость прояснить, что такое огромное чувство гордости и благодарности в наших сердцах вызвано не столько вашим прорывом в количественном отношении, которого вы добились, что замечательно само по себе, сколько совокупностью достижений на более глубинном уровне культуры, о чем свидетельствует это свершение. Главное среди них — отмеченный нами рост способности друзей общаться с другими людьми на духовные темы и непринужденно рассказывать о Личности Бахауллы и Его Откровении. Они хорошо усвоили, что обучение Вере — основная потребность жизни, нацеленной на то, чтобы щедро отдавать.
В недавних посланиях мы выразили радость, наблюдая неуклонное ускорение работы по обучению Вере по всему миру. Исполнение каждым верующим этой непреложной духовной обязанности всегда было и будет неотъемлемой характеристикой жизни бахаи. Запуск 1500 интенсивных программ роста наглядно показал, насколько отважно и осознанно рядовые верующие шагнули за рамки узкого круга своих родственников и друзей, готовые к тому, чтобы направляющая Десница Всемилостивого повела их к восприимчивым душам, где они бы ни проживали. Даже по самым скромным подсчетам, в настоящее время десятки тысяч человек участвуют в регулярных кампаниях, на основе общих взглядов устанавливая дружеские узы с людьми, которых они до этого считали чужими.
Стараясь просто и недвусмысленно изложить основы Веры, верующие извлекли большую пользу из наглядного примера книги 6 Института Рухи. Если осознана логика, лежащая в основе этого изложения, и преодолено искушение превратить его в формулу, тогда это приводит к беседе двух душ, в которой достигается особая глубина понимания и устанавливаются особые взаимоотношения. Если беседа продолжается и после первой встречи и завязывается настоящая дружба, такого рода прямые усилия по обучению могут стать катализатором постоянного процесса духовного преобразования. Не стоит сильно беспокоиться о том, что последует за первым контактом с этими новыми друзьями: предложение вступить в общину бахаи или принять участие в ее деятельности. Намного важнее, чтобы всякая душа почувствовала радушное приглашение присоединиться к стремящейся содействовать улучшению общества общине, встав на путь служения человечеству, на котором, рано или поздно, может произойти формальное вступление в ее ряды.
Не следует недооценивать значимость этого достижения. В каждом кластере, как только устанавливается согласованная модель действий, следует уделить внимание ее расширению через сеть коллег и знакомых, одновременно сосредотачивая усилия на небольших общностях населения, каждая из них должна стать центром интенсивной деятельности. В городском кластере такой центр деятельности лучше всего установить в пределах соседства; в преимущественно сельском кластере для этой цели подойдет социальное пространство небольшой деревни. Те, кто служит в этих условиях, — местные жители и приезжие учителя — вполне могут считать, что их работа заключается в построении общины. Наклеивать на их усилия по обучению такие ярлыки, как «от двери к двери», даже если первый контакт подразумевает визит к жителям дома без предупреждения, было бы несправедливым по отношению к процессу, направленному на то, чтобы повысить способность населения принимать на себя ответственность за свое духовное, социальное и интеллектуальное развитие. Виды деятельности, которые приводят в движение этот процесс, и к участию в которых приглашаются недавно обретенные друзья,— встречи, укрепляющие молитвенный дух общины; классы, которые пестуют нежные сердца и умы детей; группы, направляющие в нужное русло бурную энергию подростков; открытые для всех учебные кружки, которые позволяют самым разным людям совершенствоваться на равноправной основе и исследовать возможность применять учение в своей личной и коллективной жизни,— возможно, в течение определенного времени будут нуждаться в чьей-либо поддержке за пределами круга местных жителей. Следует ожидать, однако, что эти основные виды деятельности вскоре начнут преумножаться благодаря человеческим ресурсам из числа самих жителей данного соседства или деревни — мужчинам и женщинам, горящим стремлением улучшить материальные и духовные условия в своей среде. Постепенно должен установиться ритм жизни общины, соразмерный возможностям расширяющегося круга людей, верных видению нового Мирового Порядка, которое дал Бахаулла.
В этом контексте восприимчивость проявляется в готовности участвовать в процессе построения общины, который приводится в движение основными видами деятельности. Во многих кластерах, где в настоящее время проводятся интенсивные программы роста, задача, которая встанет перед друзьями в наступающем году, будет заключаться в том, чтобы обучать среди одной или более групп восприимчивого населения, используя прямой метод изложения основ Веры, найти души, жаждущие стряхнуть с себя апатию, которую навязало им общество, и плечом к плечу работать в своих соседствах и деревнях, чтобы запустить процесс коллективного преобразования. Если друзья будут упорно прилагать усилия, чтобы найти, таким образом, необходимые способы и методы построения общины в небольших социальных образованиях, то, мы уверены, давно лелеемая цель всеобщего участия в делах Веры окажется на несколько порядков более достижимой.
Для решения этой сложной задачи верующие и институты, которые им служат, должны будут укрепить учебный процесс в кластере, значительно увеличив, в пределах этого кластера, число тех, кто способен быть ведущим учебного кружка; ибо следует признать — открывшаяся перед друзьями возможность инициировать в своих соседствах и деревнях активную общинную жизнь, характеризующуюся столь ярким пониманием цели, появилась лишь благодаря ключевым достижениям, произошедшим за последние десять лет в той сфере культуры бахаи, которая относится к углублению.
Когда в декабре 1995 г. мы призвали к созданию учебных центров во всем мире, наиболее распространенная модель в общине бахаи, помогавшая отдельным верующим углубить свои знания о Вере, состояла главным образом из нерегулярных курсов и классов различной продолжительности, посвященных разным темам. Эта модель вполне соответствовала потребностям развивающейся всемирной общины бахаи, еще сравнительно малочисленной и заинтересованной, прежде всего, в географическом распространении по всему земному шару. Однако в тот момент мы ясно дали понять, что для заметного ускорения процесса вступления в Веру отрядами необходимо сформировать иной подход к изучению Писаний, который побуждал бы широкие массы вступать на поприще деятельности. По этой причине мы попросили учебные центры оказывать помощь постоянно растущим отрядам верующих в служении Делу, предоставив им курсы, которые давали бы знания, видение и навыки, необходимые для выполнения многочисленных задач, связанных с ускоренным расширением и консолидацией.
Читать писания Веры и стараться получить более полноценное представление о значимости изумительного Откровения Бахауллы — обязанности, возложенные на каждого Его последователя. Всем надлежит погрузиться в океан Его Откровения и обретать, в соответствии со своими возможностями и наклонностями, сокрытые в нем жемчужины мудрости. В свете этого естественным образом появились, став значительными характеристиками жизни бахаи, местные занятия по углублению, зимние и летние школы и специально организованные встречи, на которых отдельные верующие, хорошо сведущие в Писаниях, имели возможность поделиться с другими своим видением определенных вопросов. Привычка к ежедневному чтению останется неотъемлемой частью жизни бахаи, также как и эти формы учебных занятий будут далее существовать в коллективной жизни общины. Но понимание последствий и значимости Откровения,— с точки зрения личностного роста и социального прогресса — многократно возрастает, когда изучение и служение соединяются и осуществляются одновременно. Там, на поприще служения, подвергается проверке знание, на основе практики появляются вопросы и достигаются новые уровни понимания. Благодаря системе дистанционного образования, организованной сегодня во многих странах, основные элементы которой включают учебный кружок, ведущего и программу Института Рухи, всемирная община бахаи обрела способность помогать тысячам, нет — миллионам людей изучать Писания в небольших группах с четким намерением воплотить принципы учения Бахаи в жизнь, продвигая деятельность Веры на следующую стадию — стадию устойчивого крупномасштабного расширения и консолидации.
Никто не должен недооценивать созданные таким образом возможности. Силы, царящие в современном обществе, порождают пассивность. Желание, чтобы все имело развлекательный характер, все более стойко прививается с детства, взращивая поколения, готовые идти за теми, кто умело взывает к поверхностным эмоциям. Даже во многих образовательных системах учащихся считают сосудами, предназначенными для того, чтобы получать информацию. То, что мир бахаи преуспел в развитии культуры, которая поощряет такой способ мышления, обучения и действия, когда все полагают, что они идут по одному пути служения, — поддерживая друг друга и продвигаясь вперед вместе, уважая знания, которыми каждый обладает в данный конкретный момент, и избегая тенденции делить верующих на такие категории, как «углубленные» и «несведущие», — это достижение огромной важности. И в этом заключается динамика неудержимого движения.
Для того чтобы можно было воплотить в жизнь потенциал местного населения в деле создания такой динамики, крайне необходимо в течение следующего года заметно повысить качество образовательного процесса на уровне учебного кружка. Очень большая ответственность при этом ляжет на плечи тех, кто служит в качестве ведущих. Серьезным вызовом для них станет создание обстановки, предусмотренной для проведения учебных курсов,— обстановки, благоприятной для расширения духовного потенциала людей, которые должны постепенно ощутить себя активными участниками своего обучения, поборниками постоянных попыток применить знания для личного и коллективного преобразования. Если этого не произойдет, то, независимо от количества организованных в кластере кружков, необходимая для воплощения изменений сила не появится.
Чтобы работа ведущего достигала все более высоких ступеней совершенства, следует помнить, что главная ответственность за развитие человеческих ресурсов в регионе или стране лежит на учебном центре. Стремясь увеличить число участников, учебный центр как структура — от совета до координаторов на разных уровнях и до ведущих на местах — должен столь же значительное внимание уделять эффективности системы в целом, поскольку, в конечном итоге, количественный прирост будет зависеть от качественного прогресса. Координатор на уровне кластера должен привнести в свои усилия как практический опыт, так и динамизм, сопровождая тех, кто служит в качестве ведущих. Ему или ей следует устраивать регулярные встречи, чтобы друзья могли размышлять о своей деятельности. Мероприятия, организованные для повторного изучения отдельных элементов материала учебного центра, могут порой оказаться полезными, если только не подразумевают непрерывной подготовки. Способности ведущего постепенно развиваются по мере того, как человек выходит на поприще деятельности и помогает другим вносить свой вклад в достижение цели нынешней серии всемирных Планов через изучение последовательности курсов и выполнение их практической составляющей. В то время как мужчины и женщины разного возраста проходят последовательность и завершают изучение каждого курса с помощью ведущих, наготове должны быть те, кто станет сопровождать их в актах служения с учетом их сильных и слабых сторон,— в особенности координаторы, ответственные за детские классы, подростковые группы и учебные кружки,— актах служения, которые имеют ключевое значение для существования самой системы. Для того чтобы необходимая мера жизнеспособности циркулировала в этой системе, она должна и дальше оставаться объектом интенсивного обретения опыта в каждой стране в течение следующих двенадцати месяцев.
Забота о духовном образовании детей уже давно стала элементом культуры общины бахаи, она привела к двум сосуществующим подходам. Один из них, опиравшийся на достижения бахаи Ирана, характеризовался тем, что мог предложить систематическое обучение от младшей до старшей ступени детям из семей бахаи, главным образом с целью дать подрастающему поколению базовые знания об истории и учении Веры. В большинстве уголков мира количество тех, кто участвовал в таких занятиях, относительно невелико. Другой подход появился там, где происходило широкомасштабное вступление в Веру, как в сельской, так и в городской местностях. Для этой системы характерна большая открытость. Однако, хотя дети из разных семей сразу же желали участвовать в классах бахаи, и их радушно к этому приглашали, по разным причинам год за годом уроки не проводились с должной регулярностью. Мы с радостью констатируем, что эта двойственность, ставшая следствием исторически сложившихся обстоятельств, начинает исчезать по мере того, как друзья, повсеместно подготовленные учебными центрами, стремятся предлагать классы, открытые для всех, на систематической основе.
Столь многообещающее начинание должно получить решительное продолжение. В каждом кластере, запустившем интенсивную программу роста, следует предпринять усилия, чтобы и далее систематизировать предоставление духовного образования все большему числу детей из самых разных семей, что необходимо для процесса построения общины, который набирает скорость в соседствах и деревнях. Это нелегкая задача, которая потребует терпения и сотрудничества, как со стороны родителей, так и со стороны институтов Веры. Институту Рухи уже предложено ускорить завершение разработки курсов для учителей детских классов различных уровней, включая соответствующие занятия для детей от 5–6 до 10–11 лет, чтобы заполнить существующий пробел между имеющимися курсами и книгами для подростков, такими как «Дух Веры» и планируемая к печати «Сила Святого Духа», которые привнесут в программу для этой возрастной группы явные элементы учения Бахаи. По мере появления этих дополнительных курсов и уроков учебные центры в каждой стране смогут готовить учителей и координаторов, чтобы запустить в действие, класс за классом, основную часть программы духовного образования детей, к которой могут добавляться вспомогательные элементы. Тем временем учебные центры должны приложить все усилия, чтобы при необходимости предоставлять учителям соответствующие материалы из числа других, уже существующих в настоящее время, для использования на занятиях с детьми различного возраста. Международный Центр обучения заслужил нашу непреходящую признательность за необыкновенный импульс, который он придал усилиям, направленным на обеспечение досрочного выполнения цели Пятилетнего Плана. Взирая на уровень энергии, которую он привнес в это всемирное предприятие, столь неотступно отслеживая прогресс на каждом континенте и столь тесно сотрудничая с Континентальными Советниками, можно было уловить проявление той колоссальной мощи, которая заложена в Административном Порядке. Так же как сегодня Международный Центр обучения активно рассматривает вопросы, связанные с эффективностью видов деятельности на уровне кластера, он, несомненно, будет уделять особое внимание развитию детских классов бахаи. Мы уверены, что анализ опыта, который будет получен в течение грядущего года в нескольких отдельных кластерах с различными социальными условиями, прольет свет на практические аспекты, благодаря чему окажется возможным создание регулярных классов для детей всех возрастов в соседствах и деревнях.
Быстрое распространение программы взращивания духовного потенциала подростков — еще один признак сдвига в культуре общины бахаи. В то время как в мире преобладает тенденция изображать эту возрастную группу как проблемную, одолеваемую муками бурных физических и эмоциональных изменений, безразличную и зацикленную на себе, община бахаи — в стиле языка и в подходах, которые она использует, — решительно движется в противоположном направлении, вместо этого отмечая в подростках альтруизм, обостренное чувство справедливости, стремление больше узнать о Вселенной и желание внести свой вклад в построение лучшего мира. Многочисленные сообщения о том, как подростки по всему миру высказывают свои мысли, участвуя в этой программе, подтверждают обоснованность этого видения. Все свидетельствует о том, что программа вовлекает их расширяющееся сознание в исследование окружающей действительности, что помогает им анализировать созидательные и разрушительные силы, существующие в обществе, и распознавать влияние, которое эти силы оказывают на их мысли и поступки, обостряя их духовное восприятие, улучшая их способность самовыражаться и укрепляя их систему нравственности, которая будет служить им на протяжении всей жизни. В возрасте, когда подростки уже могут опираться на свои расцветающие интеллектуальные, духовные и физические возможности, они получают инструменты, необходимые для служения общему благу и противостояния силам, которые могут затмить их подлинную сущность, заключающуюся в том, что они — благородные существа.
Благодаря тому, что в главной составляющей этой программы рассматриваются вопросы с точки зрения бахаи, но не в формате религиозного назидания, открылся путь для привлечения к ней подростков в разных условиях и обстоятельствах. Во многих таких случаях те, кто претворяет программу в жизнь, уверенно вступают в сферу социальной деятельности, сталкиваясь с рядом вопросов и возможностей, которые отслеживаются и систематизируются в рамках глобального процесса накопления опыта Отделом социально-экономического развития на Святой Земле. Уже благодаря расширяющемуся объему знаний и опыта в ряде кластеров по всему миру, в каждом из них, укрепилась способность принимать в программу до более тысячи подростков. Чтобы помочь и другим быстро продвигаться в этом направлении, Отдел создает на всех континентах при помощи команды верующих сеть площадок, где может проходить подготовка координаторов из десятков кластеров. Эти ресурсные люди продолжают поддерживать координаторов и после их возвращения в свои кластеры, помогая им создать духовно заряженную среду, в которой может укорениться программа для подростков.
Несомненно, в этой сфере деятельности будет и дальше накапливаться опыт, хотя общая модель действий уже ясна. Лишь потенциал общины бахаи ограничивает уровень ее отклика на потребность в программе в школах и общественных группах. Кластеры, в которых сегодня проходят интенсивные программы роста, отличаются большим разнообразием условий, начиная с тех, где есть всего несколько нерегулярных подростковых групп, и заканчивая теми, где поддерживается достаточное количество групп, что требует помощи специально назначенного координатора, который мог бы получать постоянную поддержку со стороны одной из площадок по распространению опыта. Чтобы обеспечить рост этого потенциала во всех из упомянутых кластеров, мы призываем ввести в действие к концу текущего Плана 32 площадки по накоплению опыта, каждая из которых будет обслуживать примерно двадцать кластеров с полновременными координаторами. Во всех остальных подобных кластерах первоочередное внимание в течение следующего года следует уделить созданию потенциала, который позволит запустить эту программу, систематически умножая количество групп.
*
Достижения, упомянутые нами выше, — рост способности обучать Вере напрямую и вступать в содержательные беседы на духовные темы с людьми из всех слоев общества; расцвет практики изучения писаний, неразрывно связанного с действием; обновленное чувство ответственности за предоставление духовного образования детям в соседствах и деревнях на регулярной основе; наконец, расширение сферы влияния программы, прививающей подросткам чувство двуединой нравственной цели — развития своего врожденного потенциала и вклад в преобразование общества — все это в немалой степени подкрепляется еще одним прорывом на уровне культуры, последствия которого воистину многообещающи. Эта эволюция коллективного сознания отражается в том, что в беседах друзей все чаще появляется слово «сопровождение» — слово, которое сегодня наделяется новым смыслом, по мере того как оно входит в обиход общины бахаи. Оно свидетельствует о значительном укреплении культуры, в которой обретение опыта — это образ действия, способствующий осознанному участию все большего числа людей в объединеном усилии, в котором учение Бахауллы применяется для построения божественной цивилизации, что, по словам Хранителя, служит главной миссией Веры. Такой подход являет разительный контраст с духовно несостоятельными и отмирающими методами старого общественного порядка, который весьма часто пытается использовать человеческую энергию, опираясь на доминирование, алчность, чувство вины или с помощью манипуляций.
Кроме того, в отношениях между друзьями этот сдвиг в культуре проявляется через качество их взаимодействия. Ученичество, как образ действия, требует от всех состояния смирения — состояния, в котором человек забывает о себе, полностью доверяя Богу, веруя в Его неодолимое могущество и не сомневаясь в Его неизменной поддержке, зная, что Он, и только Он может превратить мошку в орла, а каплю — в бескрайнее море. И в таком состоянии друзья неустанно трудятся вместе, наслаждаясь не столько собственными достижениями, сколько успехами и служением других людей. Поэтому их помыслы всегда сосредоточены на том, как помочь друг другу подняться к новым высотам служения Его Делу и воспарить в небеса Его знания. Вот какой предстает перед нашим взором нынешняя модель деятельности, разворачивающаяся по всему земному шару, воплощаемая молодыми и старыми, ветеранами и новобранцами, работающими плечом к плечу.
Этот сдвиг в культуре влияет не только на отношения между людьми; его воздействие можно почувствовать и в ведении административных дел Веры. Когда отношение ученичества стало определять образ действия общины, некоторые аспекты принятия решений, касающиеся расширения и консолидации, были делегированы самим верующим, что позволило при составлении и реализации планов более быстро реагировать на изменения ситуации на местах. В частности, для тех, кто вовлечен в деятельность на уровне кластера, было создано пространство в форме встреч-размышлений, чтобы они могли время от времени собираться и вырабатывать общее видение текущей ситуации с учетом накопленного опыта и руководства институтов Веры, а также намечать шаги на ближайшее будущее. Учебный центр создал аналогичное пространство, в котором те, кто служит в качестве ведущих кружков, учителей детских классов и вожатых подростковых групп, собираются по отдельности и обсуждают свой опыт. С этим совещательным процессом на местном уровне тесно связаны службы учебного центра и Региональный комитет по обучению вместе с членами Вспомогательной Коллегии; их взаимодействие предоставляет еще одно пространство, в котором решения, касающиеся роста, принимаются уже более формально. Механизм этой системы кластерного уровня, появившейся в соответствии с возникшей необходимостью, свидетельствует о важной характерной черте администрации бахаи: как и в живом организме, в ней самой заложена способность приспосабливаться к все более и более усложняющимся структурам и процессам, взаимоотношениям и видам деятельности, по мере ее развития под руководством Всемирного Дома Справедливости.
Тот факт, что институты Веры на всех уровнях — от местных и региональных до национальных и континентальных — могут справляться с такой нарастающей сложностью, проявляя при этом все больше мастерства, служит признаком и являет неизбежность их постепенного взросления. Формирующиеся отношения между административными структурами привели Местное Духовное Собрание к началу новой стадии в осуществлении его обязанностей, связанных с распространением Слова Божиего, мобилизацией сил верующих и созданием духовно подпитывающей атмосферы. Ранее мы уже объясняли, что зрелость Духовного Собрания не может измеряться только регулярностью его встреч и эффективностью его собственной деятельности. Скорее, его силу следует оценивать, главным образом, по энергичности духовной и социальной жизни общины, которой оно служит,— растущей общины, с благодарностью принимающей конструктивный вклад как тех, кто официально присоединился к ней, так и тех, кто еще этого не сделал. Отрадно видеть, что нынешние подходы, методы и инструменты предлагают Местным Духовным Собраниям, даже недавно появившимся, средства, необходимые для выполнения этих обязанностей, когда они начинают принимать меры для того, чтобы требования Пятилетнего Плана были надлежащим образом исполнены в их местности. Безусловно, должное участие Собрания в Плане имеет решающее значение для любой попытки охватить большее количество людей, — это само по себе важно, чтобы оно в полную меру проявило свои силы и возможности.
Развитие Местных Духовных Собраний, которое мы рассчитываем увидеть в течение следующих нескольких лет, станет возможным благодаря растущей мощи Национальных Духовных Собраний, способность которых мыслить и действовать стратегически заметно увеличилась, особенно когда они научились все более проницательно и эффективно анализировать процесс построения общин на местном уровне и обеспечивать ему, в случае необходимости, поддержку, ресурсы, поощрение и руководство в духе любви. В тех странах, где обстоятельства того требовали, они передали немало связанных с этим процессом обязанностей Региональным Советам, децентрализуя тем самым ряд административных функций, укрепляя административный потенциал в областях, находящихся под их юрисдикцией, а также способствуя ряду более сложных взаимодействий. Не будет преувеличением сказать, что полномасштабное участие Национальных Собраний помогло совершить тот самый финальный рывок, который был нужен для достижения цели текущего Плана, и мы ожидаем дальнейшего развития событий в этом направлении, когда они совместно с Советниками в грядущие переломные, скоротечные месяцы приложат наивысшие усилия,чтобы подготовить свои общины к началу следующего пятилетнего предприятия.
Несомненно, развитие института Советников представляет собой один из наиболее значительных успехов в Административном Порядке Бахаи за последнее десятилетие. Этот институт уже пережил необычайный прогресс в своем развитии, когда в январе 2001 г. Советники и члены Вспомогательной Коллегии собрались на Святой Земле на конференцию, посвященную тому, что Международный Центр обучения занял свою постоянную резиденцию на горе Кармель. Нет никаких сомнений, что силы, высвобожденные этим событием, быстро продвинули институт вперед. Степень влияния Советников и их помощников на ход выполнения Плана показывает, что они заняли свое должное место в авангарде деятельности по обучению. Мы уверены, что следующий год еще более сплотит институты Административного Порядка в сотрудничестве, поскольку все, в соответствии со своими формирующимися функциями и ответственностью, стремятся укрепить отношение ученичества, которое стало характерной чертой работы общины — в первую очередь в тех кластерах, где запущены интенсивные программы роста.
*
Откровение Бахауллы необъятно. Оно предусматривает глубокие изменения не только на уровне личности, но также в структуре общества. «Не является ли целью всякого Откровения,— провозглашает Он Сам,— осуществить преображение всей сути человечества, преображение, кое должно проявиться и физически, и духовно, коему предначертано затронуть как внутреннюю жизнь, так и внешние условия?» Деятельность, которая разворачивается сегодня в каждом уголке земного шара, представляет собой самый последний по времени этап непрерывных усилий бахаи по созданию ядра славной цивилизации, предначертанной в Его учении, строительство которой — предприятие бесконечной сложности и масштаба, для осуществления которого от человечества потребуются столетия напряженного труда. Нет коротких путей, нет готовых формул. Только когда будут приложены усилия, чтобы использовать мудрость Его Откровения, задействовать накопленное человеческим родом знание, разумно применять Его учение в жизни человечества и совещаться по возникающим вопросам, тогда появится необходимый опыт и разовьется потенциал.
В этом долгосрочном процессе наращивания потенциала община бахаи посвятила почти полтора десятилетия тому, чтобы систематизировать свой опыт в области обучения Вере, учась открывать определенные виды деятельности все большему количеству людей и поддерживать свое расширение и консолидацию. Все радушно приглашаются вступить в теплые объятия общины и получить подпитку от живительного послания Бахауллы. Несомненно, нет большей радости, чем когда душа, алчущая Истины, находит пристанище в твердыне Дела и обретает силу от объединяющей силы Завета. Тем не менее, каждый человек и каждая группа людей, независимо от того, входят они в число Его последователей или нет, могут черпать вдохновение из Его учения, используя самоцветы мудрости и знания в разрешении трудных задач, с которыми они сталкиваются. Безусловно, цивилизация, которая ожидает человечество, не будет построена усилиями только одной общины бахаи. Многочисленные группы и организации, движимые духом всемирной солидарности, — косвенным проявлением провозглашенного Бахауллой принципа единства человечества,— внесут свой вклад в цивилизацию, которой предначертано появиться из сумбура и хаоса современного общества. Всем должно быть ясно, что потенциал, созданный в общине бахаи благодаря последовательным глобальным Планам, дает ей все больше возможностей оказывать содействие в самых разных аспектах построения цивилизации, открывая перед ней новые горизонты для обретения опыта.
В нашем послании к Ризвану 2008 г. мы указали, что по мере того как друзья продолжат трудиться на уровне кластера, они все больше будут вовлекаться в жизнь общества, и перед ними встанет задача расширить процесс систематического обретения знаний и навыков, в который они вовлечены, чтобы охватить расширяющийся спектр человеческой деятельности. В каждом кластере начинает появляться богатая палитра общинной жизни, когда акты совместного поклонения, перемежаемые с беседами, проводимыми в задушевной домашней обстановке, сочетаются с деятельностью, которая предоставляет духовное образование всем слоям населения — взрослым, молодежи и детям. Общественное сознание естественным образом повышается по мере того как, например, родители все больше вовлекаются в оживленные разговоры об устремлениях своих детей, а по инициативе подростков организуются проекты служения. Как только в кластере появляется достаточно человеческих ресурсов и устанавливается прочная модель роста, участие общины в жизни общества может и должно возрастать. В этот решающий момент разворачивания Плана, когда столь много кластеров приближается к этой стадии, представляется целесообразным, чтобы друзья во всем мире поразмыслили о природе вклада, который их растущие, полные жизни общины внесут в материальный и духовный прогресс общества. В этом отношении будет весьма полезно поразмыслить о двух взаимосвязанных, взаимодополняющих направлениях: вовлеченность в социальную деятельность и участие в общественных обсуждениях широко распростаненных проблем общества.
В течение десятилетий община бахаи приобретала большой опыт в этих двух сферах деятельности. Несомненно, многие бахаи лично вовлечены в социальную деятельность и общественное обсуждение по роду своих занятий. Ряд неправительственных организаций, вдохновленных учением Веры и действующих на региональном и национальном уровнях, работают в области социально-экономического развития на благо своего народа. Службы под эгидой Национальных Духовных Собраний по-разному вносят свой вклад в распространение идей, способствующих общественному процветанию. На международном уровне аналогичные функции выполняют такие службы, как Офис Международного Сообщества Бахаи при Организации Объединенных Наций. По мере необходимости и целесообразности друзья, работающие на местах, будут опираться на этот опыт и потенциал, стараясь направить силы на решение проблем окружающего их общества.
Должным образом выбранная с точки зрения всего спектра возможностей, социальная деятельность может варьироваться, начиная от весьма неформальных усилий ограниченной продолжительности, предпринимаемых отдельными людьми или небольшими группами друзей, до программ социально-экономического развития, отличающихся высоким уровнем сложности и детализации и осуществляемых организациями, вдохновленными учением Бахаи. Вне зависимости от размаха и масштаба, все виды социальной деятельности направлены на то, чтобы использовать учение и принципы Веры для улучшения ряда аспектов социальной и экономической жизни населения, каким бы скромным это улучшение ни казалось. Такие усилия отличаются тем, что ставят перед собой цель усовершенствовать материальное благополучие населения, в дополнение к его духовному благосостоянию. Мысль о том, что всемирная цивилизация, которую человечество прозревает сегодня на своем горизонте, должна обрести динамичную согласованность между материальными и духовными потребностями жизни, занимает центральное место в учении Бахаи. Очевидно, что этот идеал имеет глубокие последствия и значение для будущего любой социальной деятельности, проводимой бахаи, независимо от ее размаха и сферы влияния. Несмотря на то, что условия в разных странах и, вероятно, в разных кластерах одной страны будут отличаться, вынуждая друзей прибегать к самым разнообразным начинаниям, существуют определенные базовые понятия, о которых все должны помнить. Одно из них — исключительная роль знаний в общественном бытии. Увековечивание невежества — наиболее тяжкая форма угнетения; оно укрепляет множество стен предубеждения, которые становятся препятствием на пути достижения единства человечества — одновременно цели и движущего принципа Откровения Бахауллы. Доступ к знаниям — право каждого человека, а участие в накоплении знаний, их применении и распространении — это ответственность, которую все должны принять на себя в великом предприятии, направленном на построение процветающей мировой цивилизации — каждый человек в соответствии со своими талантами и способностям. Справедливость требует всеобщего участия. Таким образом, хотя социальная деятельность может включать предоставление товаров и услуг в той или иной форме, ее главной задачей должно быть наращивание потенциала данной общности людей для участия в созидании лучшего мира. Общественное преобразование — не проект, который одна группа людей осуществляет в интересах другой группы. Размах и сложность социальной деятельности должны быть соразмерны человеческим ресурсам, имеющимся в деревне или соседстве для ее проведения. Лучше всего начинать усилия в скромных масштабах, которые будут органично расти по мере увеличения потенциала населения. Потенциал достигнет новых уровней, разумеется, по мере того как поборники общественного преобразования будут учиться применять с все большей эффективностью элементы Откровения Бахауллы вместе с научными данными и методами к своей социальной среде. Они должны стремиться постигать эту среду в соответствии с Его учением — взирая на своих собратьев как на бесценные самоцветы и учитывая воздействие двойственного процесса интеграции и дезинтеграции на сердце и разум людей, а также на социальные структуры.
Эффективная социальная деятельность обогащает участие в общественном обсуждении, так же как видение, обретенное в ходе вовлечения в некоторые обсуждения, может помочь разъяснить концепции, на основе которых формируется социальная деятельность. На уровне кластера участие в общественном обсуждении может варьироваться от таких простых действий, как упоминание идей бахаи в повседневных разговорах, до более официальных мероприятий, таких как подготовка статей и участие в встречах, посвященных социальной проблематике — изменению климата и окружающей среды, государственному управлению и правам человека, и многим другим. Это также повлечет за собой содержательное взаимодействие с группами гражданского общества и местными организациями в деревнях и соседствах.
В связи с этим мы чувствуем необходимость сделать предостережение: всем важно осознать, что участие в социальной деятельности и общественном обсуждении не следует оценивать по способности приводить к Вере новых людей. Несмотря на то, что усилия в этих двух областях деятельности могут повлиять на увеличение общины бахаи, они предпринимаются не с этой целью. Искренность в этом отношении — первоочередное требование. Кроме того, следует стремиться избегать преувеличения опыта бахаи или привлечения чрезмерного внимания к таким развивающимся видам деятельности, как программа взращивания духовного потенциала подростков, которым лучше позволить укрепляться в необходимом для них темпе. Девиз во всех случаях — смиренность. С энтузиазмом раскрывая свои убеждения, друзья должны остеречься, дабы не выставлять себя триумфаторами, что вряд ли уместно в общении между собой, не говоря уже о других обстоятельствах.
Описывая вам эти новые возможности, которые сегодня открываются на уровне кластера, мы не просим вас каким-либо образом менять свой нынешний курс. Также не следует думать, что такие возможности представляют альтернативное поприще служения, соперничающее с работой по расширению и консолидации в вовлечении ограниченных ресурсов и сил, которыми располагает община. В течение следующего года учебный процесс и модель деятельности, которая зарождается с его помощью, должны и далее укрепляться, а обучение Вере должно занимать главное место в мыслях каждого верующего. Не следует преждевременно стремиться к большей вовлеченности в жизнь общества. Это произойдет естественным путем по мере того, как друзья в каждом кластере будут упорно воплощать в жизнь положения Плана через процесс действия, размышления, совещания и изучения, и обретать в результате опыт. Участие в жизни общества станет расширяться сообразно тому, как будет постепенно повышаться способность общины обеспечивать собственный рост и поддерживать свою жизнеспособность. Оно достигнет согласованности с усилиями по расширению и укреплению общины в той степени, в которой оно будет опираться на элементы концептуальной системы действий, которая направляет нынешнюю последовательность глобальных Планов. И оно будет способствовать продвижению людских масс к видению процветающей и мирной глобальной мировой цивилизации, которое дал Бахаулла, в такой мере, в которой оно станет творчески использовать эти элементы в новых областях обретения опыта.
*
Дорогие друзья! Сколь часто Возлюбленный Учитель выражал надежду, что сердца верующих преисполнятся любовью друг к другу, что они презрят разделительные линии и будут считать все человечество единой семьей. «Не видьте ни в ком чужака,— призывает Он,— лучше взирайте на всех людей как на друзей, ибо любовь и единство исчезают, когда вы устремляете свой взор на различия». Все достижения, рассмотренные на предыдущих страницах, — ничто иное, на глубинном уровне, как проявление вселенской любви, достигнутой благодаря силе Святого Духа. Ибо разве не любовь к Богу сжигает все завесы отчуждения и разногласий и связывает сердца в совершенном единстве? Разве не Его любовь побуждает вас вступить на поприще служения и помогает вам увидеть в каждой душе способность познавать Его и поклоняться Ему? Разве не оживляет вас осознание того, что Его Явитель с радостью вытерпел полную страданий жизнь из любви к человечеству? Посмотрите на своих единоверцев, на ваших дорогих братьев и сестер бахаи Ирана. Разве они не являют пример силы духа, рожденной от любови к Богу и желания служить Ему? Разве их способность преодолевать грубейшее и самое ожесточенное преследование не свидетельствует о способности миллионов и миллионов угнетенных людей мира восстать и принять решительное участие в построении Царствия Божиего на земле? Не сдерживаемые сеющими раздор социальными моделями, поспешите и принесите послание Бахауллы заждавшимся душам в каждом соседстве, в каждом селении, в каждом уголке земного шара, приводя их в свою общину — общину Величайшего Имени. Вы неизменно пребываете в наших мыслях и молитвах, и мы продолжим взывать к Всемогущему, чтобы Он укрепил вас Своей дивной благодатью.
[Подписано: Всемирный Дом Справедливости]
Оригинал Riḍván Message 2010 на сайте Всемирного Дома Справедливости