Всемирный Дом Справедливости
2 марта 2013 года
Бахаи Ирана
Возлюбленные друзья,
Уже три с половиной десятилетия волна гонений — одна за другой, разной интенсивности — жестоко бьет по вашей доблестной и измученной общине, и этот шквал лишь последний по времени в череде ему подобных, начавшихся более ста шестидесяти лет назад. Все же, вопреки ожиданиям тех, кто стремится подточить силы общины последователей Бахауллы на Его родине, их махинации послужили исключительно для укрепления ее основ и упрочения ее рядов. Все больше и больше ваших соотечественников, которые и сами являются жертвами притеснения, не только ясно видят шлейф несправедливостей, годами творящихся против бахаи, но и распознают в непрерывной летописи вашего бескорыстного служения обществу силу созидательных перемен. Также как продолжает расти симпатия к вам, усиливаются голоса, призывающие к устранению препятствий, мешающим вам участвовать в общественной жизни, во всех ее сферах. Неудивительно поэтому, что вопросы об отношении к политической деятельности, которого придерживаются бахаи по всему миру, обрели более глубокую значимость в глазах ваших сограждан.
Исторически, конечно, положение, в котором оказалась община бахаи Ирана в этом отношении, всегда было специфическим. С одной стороны, ее ложно обвиняли в политической мотивированности, в объединении против действующего режима, в том, что она является агентом любых иностранных сил, которые обвинитель сочтет подходящими для своих целей. С другой стороны, бескомпромиссный отказ членов общины от участия в узкопартийной политической деятельности выставлялся как отсутствие интереса к делам иранского народа. Теперь, когда стали очевидны истинные побуждения ваших угнетателей, вам надлежит откликнуться на растущий интерес ваших сограждан к пониманию отношения бахаи к политике, дабы не дать ошибочным представлениям ослабить узы дружбы, которые вы сейчас строите с таким количеством душ. В этом они заслуживают большего, чем несколько заявлений, пробуждающих образы любви и единства, как бы ни были они важны. Чтобы помочь вам передать им видение тех рамок, что формируют подход бахаи к данной теме, мы предоставляем вам нижеследующие комментарии.
Неотделимой от взглядов бахаи на политику является особенная концепция истории, ее курса и направления. Человечество, по твердому убеждению каждого последователя Бахауллы, приближается сегодня к завершающей стадии тысячелетнего процесса, который привел его от коллективного младенчества к порогу зрелости, — стадии, которая засвидетельствует объединение человеческой расы. Подобно тому, как личность проходит через неспокойный, но многообещающий период юности, в течение которого проявляются ее скрытые силы и способности, человечество в целом находится в гуще беспрецедентного переходного процесса. За всем этим беспокойством и смятением современной жизни скрываются судорожные порывы человечества, изо всех сил старающегося повзрослеть. Широко принятые нормы и обычай, бережно охраняемое мировоззрение и привычки, устаревают одно за другим, в то время как требования зрелости начинают утверждать себя.
Мы призываем бахаи видеть в революционных изменениях, происходящих во всех сферах жизни, взаимодействие двух фундаментальных процессов. Один разрушителен по своей природе, а другой — объединяющий; оба, каждый по-своему, служат для того, чтобы провести человечество по пути, ведущему к достижению полной зрелости. Действие первого очевидно повсюду: в неурядицах, поразивших традиционные институты власти, в неспособности лидеров всех уровней латать дыры, возникающие в структуре общества, в ликвидации социальных норм, долгое время сдерживавших недостойные страсти, а также в унынии и равнодушии, проявляемом не только отдельными людьми, но и целыми обществами, утратившими всякое жизненное чувство предназначения. Хотя и разрушительные по своему воздействию, силы разобщения стремятся снести барьеры, препятствующие прогрессу человечества, давая возможность процессам интеграции сблизить вместе разнообразные группы и открыть новые возможности для взаимодействия и сотрудничества. Бахаи, конечно, пытаются действовать заодно – на индивидуальном и коллективном уровне — с силами, связанными с процессом интеграции, который, они уверены, будет продолжать набирать обороты, как бы ни были безрадостны ближайшие перспективы. Дела человечества будут совершенно перестроены, и торжественно откроется эра всеобщего мира.
Таково видение истории, лежащее в основе каждого усилия, предпринимаемого общиной бахаи.
Как вам известно благодаря изучению Писаний бахаи, принципом, призванным воодушевить все грани организованной жизни на планете, является единство человечества, отличительный признак возраста зрелости. То, что человечество представляет собой единый народ, есть истина, к которой раньше относились скептически, а сегодня принимают повсеместно. Отказ от глубоко укоренившихся предрассудков и растущее чувство мирового гражданства являются знаками этого расширяющегося понимания. Все же каким бы многообещающим ни был рост коллективного сознания, его следует считать лишь первым шагом в процессе, который займет десятилетия — нет, столетия, — чтобы развернуться в полной мере. Ибо принцип единства человечества, провозглашенный Бахауллой, требует не просто сотрудничества между народами и нациями. Он призывает к абсолютному переосмыслению концепций тех отношений, на которых зиждется общество. Усугубляющийся экологический кризис, обусловленный системой, которая потворствует разграблению природных ресурсов для удовлетворения ненасытной жажды большего, свидетельствует о том, до какой степени неадекватной является современная концепция отношений человечества с природой; ухудшение домашней обстановки, с сопутствующим ростом систематической эксплуатации женщин и детей по всему миру, дает понять, насколько широко распространенными являются неправедные взгляды, определяющие отношения внутри семьи; упорство деспотизма, с одной стороны, и возрастающее неуважение к властям, с другой, показывают насколько неудовлетворительными для созревающего человечества являются сегодняшние отношения между индивидуумом и общественными институтами; сосредоточение материальных благ в руках меньшинства населения мира дает представление о том, какими фундаментально непродуманными являются взаимоотношения между множеством частей развивающегося в данный момент мирового сообщества. Принцип единства человечества, таким образом, подразумевает органическое изменение в самой структуре общества.
О чем здесь необходимо четко заявить, так это о том, что бахаи не верят в то, что описанная выше трансформация произойдёт исключительно благодаря их собственным усилиям. Они также не пытаются создать какое-то движение, которое бы стремилось навязать обществу свое видение будущего. Каждый народ и каждая группа — по сути, каждый человек, — внесет свой вклад, в большей или меньшей степени, в появление мировой цивилизации, к которой неумолимо движется человечество. Единство будет постепенно достигаться, как предвещал Абдул-Баха, в различных областях общественной жизни, например, «единство в политической сфере», «единство мысли в мировых начинаниях», «единство рас» и «единство наций». Когда все это осуществится, постепенно обретут свои формы структуры политически объединенного мира, в котором уважается культурное многообразие и обеспечивается русло для выражения достоинства и чести.
В таком случае вопрос, занимающий мировую общину бахаи, состоит в том, как может она наилучшим образом способствовать процессу строительства цивилизации по мере роста своих ресурсов. Видится два направления такого вклада. Первое связано с ее собственным ростом и развитием, второе — с ее вовлеченностью в широкое общество.
Что касается первого из них, бахаи по всему земному шару в самых непритязательных условиях стремятся установить модель действий и соответствующие административные структуры, воплощающие принцип единства человечества и те убеждения, что лежат в его основе; приведем здесь некоторые из них в качестве иллюстрации: что наделенная разумом душа не имеет гендерной, расовой, этнической или классовой принадлежности, и этот факт делает недопустимыми все формы предрассудков, не последними из которых являются те, что мешают женщинам реализовывать свой потенциал и участвовать в разнообразных сферах деятельности бок о бок с мужчинами; что коренной причиной предрассудков является невежество, которое можно изгладить посредством образовательных процессов, позволяющих знанию стать доступными всему человеческому роду, гарантируя, что оно не станет собственностью кучки привилегированных; что наука и религия есть две взаимодополняющие системы знания и практики, через которые люди пришли к пониманию мира вокруг себя и через которые продвигалась вперед цивилизация; что религия без науки вскоре перерождается в суеверие и фанатизм, а наука без религии становится инструментом грубого материализма; что истинное процветание, плод динамичной слаженности материальных и духовных требований жизни, будет ускользать все дальше и дальше за пределы досягаемости, пока консьюмеризм продолжает действовать как опиум на человеческую душу; что справедливость, как способность души, позволяет человеку отличать истину ото лжи и руководит им в поиске реальности, а это так важно, если мы хотим устранить суеверные верования и устарелые традиции, мешающие единству; что справедливость, должным образом применяемая к социальным проблемам, является единственным важнейшим средством для установления единства; что работа, выполняемая в духе служения другим людям, — это форма молитвы, способ поклонения Богу. Перенос подобных идеалов в реальность, осуществление трансформации на уровне индивидуума и закладка фундамента подходящих социальных структур, безусловно, задача не из легких. Тем не менее, община бахаи посвятила себя долгосрочному процессу научения, вытекающему из этой задачи, и приглашает участвовать в этом предприятии растущее число людей из всех социальных слоев, из всех человеческих групп.
Конечно, вопросы, которые должен решить этот процесс обучения, начавшийся сегодня во всех регионах мира, многочисленны: как собрать вместе людей разного происхождения в обстановке, свободной от постоянной угрозы конфликта и отличающейся своим духовным характером, которая вдохновит их отставить сеющие распри способы предвзятого мышления, создаст высокую степень единства мысли и действия и вызовет искреннее участие; как организовать дела общины, в которой отсутствует правящий класс со священническими функциями, который мог бы претендовать на исключительность и привилегии; каким образом обеспечить возможность массам мужчин и женщин освободиться от оков пассивности и цепей угнетения для того, чтобы участвовать в видах деятельности, способствующих их духовному, социальному и интеллектуальному развитию; как помочь молодежи пройти этот критически важный этап жизни и наделиться силой направить свою энергию на продвижение цивилизации; как создать динамику внутри семьи, ведущую к материальному и духовному процветанию, не прививая молодому поколению чувства отчуждения по отношению к иллюзорным «другим» и не взращивая в них инстинкта эксплуатировать тех, кто относится к этой категории; как сделать так, чтобы процесс принятия решений выигрывал от разнообразия мнений благодаря совещательному процессу, который, если понимать его как коллективное исследование реальности, способствует отрешению от личных взглядов, отдает должное значение достоверной фактической информации, не возвышает простое мнение до статуса факта и не определяет истину как компромисс между группами противоположных интересов. Чтобы исследовать эти и многие другие вопросы, которые возникнут непременно, община бахаи осваивает режим работы, характеризуемый действием, размышлением, консультацией и изучением — изучением, которое подразумевает не только постоянное обращение к Писаниям Веры, но и научный анализ разворачивающихся моделей. Действительно: как сохранять такой режим научения в действии, как обеспечивать участие растущего числа людей в генерировании и применении соответствующих знаний, как разработать структуры для систематизации расширяющегося мирового опыта и для равноправного распределения извлеченных уроков, все это само по себе является объектом регулярного анализа.
Общее направление процесса обучения, которого придерживается община бахаи, формируется серией глобальных планов, положения которых устанавливаются Всемирным Домом Справедливости. Построение способностей служит девизом этих планов; они нацелены на то, чтобы поборники коллективных усилий смогли укрепить духовное основы деревень и соседств, решить некоторые из их социальных и экономических нужд, а также внести вклад в преобладающие в обществе дискурсы, при этом поддерживая необходимую слаженность в методах и подходах.
В сердцевине процесса научения лежит исследование природы отношений, связывающих индивидуума, общину и общественные институты – действующих лиц исторической арены, которые во все времена боролись друг с другом за власть. В этом контексте теория о том, что отношения между ними будут неминуемо подчиняться диктату конкуренции, как понятие, игнорирующее неограниченный потенциал человеческого духа, была отвергнута в пользу более вероятного предположения о том, что их гармоничное взаимодействие может благоприятствовать развитию цивилизации, подобающей зрелому человечеству. Усилия бахаи раскрыть природу новой совокупности отношений между этими тремя поборниками одухотворяются видением будущего общества, которое черпает вдохновение из аналогии, обрисованной Бахауллой в Скрижали, явленной почти полтора столетия назад, где мир сравнивается с человеческим телом. Сотрудничество – вот принцип, который управляет функционированием этой системы. Подобно тому, как появление наделенной разумом души в сем царстве существования становится возможным через сложное соединение бесчисленных клеток, организация которых в тканях и органах позволяет выполнять специфические свойства, так и цивилизацию можно считать результатом ряда взаимодействий между тесно интегрированными, разнообразными элементами, вышедшими за пределы узкой цели заботиться лишь о собственной жизни. И подобно тому, как жизнеспособность каждой клетки и каждого органа зависит от здоровья тела в целом, процветание каждого индивидуума, каждой семьи, каждого народа следует искать в благополучии всего человеческого рода. В соответствии с таким видением, институты, понимая потребность в координированном действии, направленном к плодотворным целям, стремятся не контролировать, но взращивать и направлять индивидуумов, которые в свою очередь охотно принимают руководство, но не в слепом повиновении, а с верой, опирающейся на осознанное знание. Тем временем, община берет на себя задачу поддерживать такую среду, в которой силы индивидуумов, желающих добросовестно осуществлять самовыражение в соответствии с общим благом и с планами институтов, преумножаются в объединенном действий.
Если сеть отношений, на которые сослались выше, должна сформировать и дать начало модели жизни, отличающейся приверженностью принципу единства человечества, необходимо тщательно изучить определенные основополагающие концепции. Самой примечательной из них является концепция силы. Ясно, что концепция силы как средства доминирования, вместе с сопутствующими ей понятиями соперничества, борьбы, разделения и превосходства, должна быть забыта. Это не означает отвергнуть действие силы; в конце концов, даже в случаях, когда общественные институты получали свои полномочия с согласия народа, исполнение власти всегда сопровождалось силой. Но политические процессы, как и другие процессы жизни, не должны остаться в стороне от воздействия человеческого духа, который Вера Бахаи, — а, в сущности, всякая великая религиозная традиция, появлявшаяся в течение столетий, — надеется высвободить: сила единства, любви, смиренного служения, чистых дел. Ассоциируются с силой в этом смысле такие слова, как «выпускать», «поощрять», «направлять в русло», «руководить», «давать возможность». Сила не является ограниченной сущностью, которую надо «захватывать» и «ревностно охранять»; она представляет собой безграничную способность преображаться, присущую человеческой расе как живому организму.
Община бахаи с готовностью признает, что ей предстоит пройти существенный путь, прежде чем ее накапливающийся опыт принесет необходимое понимание механизмов желаемой системы взаимодействий. Она не претендует на совершенство. Поддерживать высокие идеалы и стать их воплощением — не одно и то же. Несметное число трудностей ждет впереди, многому предстоит научиться. Случайный наблюдатель вполне может окрестить усилия общины превозмочь эти трудности «идеалистическими». Хотя, конечно, было бы необоснованным изображать бахаи незаинтересованными в делах собственных стран, тем более — непатриотичными. Какими бы идеалистичными не казались некоторым людям старания бахаи, нельзя игнорировать их глубоко укоренившуюся заботу о благе всего человечества. А учитывая, что сегодня ни одно средство в мире не кажется способным вытащить человечество из трясины конфликтов и борьбы и обеспечить его счастье, зачем станет какое-либо правительство противиться усилиям одной группы людей углубить свое понимание природы тех важных отношений, что заложены в нашем общем будущем, к которому неотвратимо приближается человеческая раса? Какой в этом вред?
В рамках очерченных выше идей, таким образом, можно рассмотреть второе направление усилий общины бахаи внести свой вклад в продвижение цивилизации: ее вовлеченность в широкое общество. Очевидно, то, что бахаи видят как один аспект своего вклада, не может противоречить другому аспекту. Нельзя пытаться установить в своих общинах модели мысли и действия, выражающие принцип единства человечества, и при этом заниматься деятельностью в другом контексте, который укрепляет — неважно до какой степени, — совершенно иную систему представлений о социальной жизни. Чтобы избежать такой двойственности, община бахаи постепенно, со временем, оттачивала основные характеристики своего участия в жизни общества, основываясь на учениях Веры. Прежде всего, бахаи, будь то отдельные верующие или община, стараются исполнять на практике заповедь Бахауллы: «Те, кто одарен искренностью и верностью, должны взаимодействовать со всеми народами и племенами земли с радостью и сиянием, ибо общение с людьми всегда способствовало, и будет способствовать, единству и согласию, сие же, в свою очередь, благоприятствует поддержанию порядка в мире и возрождению народов». Только через «взаимодействие и встречи», — поясняет далее Абдул-Баха, — «мы обретем счастье и рост — личное и коллективное». «То, что благоприятствует взаимодействию и притяжению и единству среди сынов человеческих», — писал Он в этой связи, — «есть средство подачи жизни миру человечества, а все, что вызывает разобщение, антипатию и отдаление, ведет к гибели человечества». Даже в отношении религии Он ясно заявил, что она «должна быть причиной любви и товарищества. Если религия станет причиной раздора и вражды, предпочтительнее ее отсутствие». Так что бахаи всегда делают все возможное, чтобы внять наставлению Бахауллы: «Закрой свои глаза на отчуждение и обрати свой взор к единству». «Тот, воистину, человек», — увещевает Он своих последователей, — «кто посвящает себя сегодня служению всему человечеству». «Озаботьтесь нуждами века, в коем живете», — таково Его указание, — «и сосредоточьте ваши мысли на его потребностях и требованиях». «Высшая необходимость для человечества — сотрудничество и взаимность», — отмечает Абдул-Баха. — «Чем сильнее узы товарищества и солидарности среди людей, тем величественней сила созидания и достижения во всех сферах человеческой деятельности». «Свет единства столь могуществен», — провозглашает Бахаулла, — «что способен осиять всю Землю».
Именно с таким мыслями бахаи вступают в сотрудничество, насколько позволяют их ресурсы, с увеличивающимся числом движений, организаций, групп и индивидуумов, устанавливая партнерство, что стремится преобразить общество и продвинуть дело единства, поспособствовать благосостоянию человечества и внести свой вклад в мировую солидарность. Действительно, стандарты, установленные в приведенных выше цитатах, вдохновляют общину бахаи на то, чтобы быть активно вовлеченной во многие аспекты современной жизни, насколько это возможно. Выбирая области сотрудничества, бахаи должны помнить принцип, содержащийся в их учении, что средства должны соответствовать конечной цели; благородных целей нельзя достигать недостойными средствами. В особенности, невозможно построить прочное единство через усилия, требующие соперничества или допускающие, что в основе всех человеческих взаимодействий лежит внутренний конфликт интересов, как бы тонко он не проявлялся. Здесь необходимо отметить, что несмотря на ограничения, налагаемые приверженностью этому принципу, община никогда не испытывала недостатка возможностей к сотрудничеству; так много людей в мире усиленно работают сегодня в направлении тех или иных устремлений, которые разделяют бахаи. В этой связи бахаи заботятся также о том, чтобы не преступать определенных границ со своими коллегами и партнерами. Они не должны считать любые совместные предприятия как возможность навязать религиозные убеждения. Самоуверенности и других неуместных проявлений религиозного пыла следует абсолютно избегать. Тем не менее, бахаи с готовностью предлагают своим сотрудникам уроки, которым они научились на собственном опыте, а также они с радостью внедряют в свои усилия по построению общины те уроки, что они получили с помощью такого взаимодействия.
Итак, наконец-то, мы подошли к специфическому вопросу политической активности. Убеждение общины бахаи, что человечество, пройдя через ранние стадии социальной эволюции, стоит на пороге своей коллективной зрелости; ее вера в то, что принцип единства человечества, отличительный признак возраста зрелости, подразумевает изменение в самой структуре общества; ее посвященность процессу научения, который, одухотворяемый этим принципом, исследует механизмы новой совокупности отношений между индивидуумами, общиной и институтами общества, тремя поборниками продвижения цивилизации; ее уверенность в том, что в основе этой желаемой системы отношений лежит обновленная концепция силы, освобожденная от понятия доминирования и сопутствующих идей соперничества, борьбы, разделения и превосходства; ее приверженность видению мира, который, обретая пользу от богатого культурного разнообразия человечества, не придерживается границ разделения, — все это составляет основополагающие элементы структуры, формирующей подход бахаи к политике, который кратко изложен ниже.
Бахаи не ищут политической власти. Они не займут политических постов в своих правительствах, какой бы ни была конкретная система, хотя они согласятся на должности, которые, как они полагают, являются чисто административными по характеру. Они не присоединятся к политическим партиям, не станут вовлекаться в узкопартийные вопросы или участвовать в программах, связанных с сеющими раздор замыслами каких-либо групп или фракций. В то же самое время бахаи уважают тех, кто из искреннего желания служить своей стране предпочитает преследовать политические устремления или заниматься политической деятельностью. Подход о невовлечении в подобную деятельность, принятый общиной бахаи, не претендует на то, чтобы заявлять и выражать некое фундаментальное возражение против политики в ее истинном смысле; несомненно, человечество организует себя с помощью политических дел. Бахаи голосуют на гражданских выборах, если для этого им не приходится отождествлять себя с какой-либо политической партией. В этом отношении они рассматривают правительство как систему для поддержания благосостояния и упорядоченного прогресса общества, и они — все и каждый в отдельности — принимают на себя обязанность следовать законам страны, в которой они проживают, не позволяя при этом нарушать свои внутренние религиозные убеждения. Бахаи не будут участвовать в каком-либо подстрекательстве для свержения правительства. Не будут они вмешиваться и в политические отношения между правительствами разных стран. Это не означает, что они не осведомлены о политических процессах в сегодняшнем мире и не проводят различия между справедливым и тираническим правлением. Правители планеты имеют священные обязанности для исполнения по отношению к своему народу, и народ должен рассматриваться как самое драгоценное сокровище любой страны. Где бы они не проживали, бахаи стараются поддерживать стандарт справедливости, реагируя на неравенство, направленное на них самих или других, но только через доступные им законные способы, избегая всех форм насильственного протеста. Более того, ни при каких обстоятельствах, любовь к человечеству, живущая в их сердцах, не идет в разрез с чувством долга, как они считают, использовать свою энергию на служение своим странам.
В мире, где народы и племена натравливаются один на другого, а народы разделены и разобщены по социальным слоям, подход, или, если хотите, стратегия с простым набором параметров, изложенная в предыдущем абзаце, позволяет общине сохранять свою сплоченность и целостность в качестве глобальной организации и гарантировать, что деятельность бахаи в одной стране не ставит под угрозу существование других бахаи где-то в другом месте. Защищенная от конкурирующих интересов народов и политических партий, община бахаи, тем самым, может строить свою способность вносить вклад в процессы, которые содействуют покою и единству.
Дорогие друзья: Мы осознаем, что идти по этому пути, как делали вы столь умело в течение десятилетий, сопряжено с немалыми трудностями. Это требует целостности, которую нельзя нарушить, высоконравственного поведения, которое нельзя подорвать, ясности мышления, которую нельзя затуманить, любви к своей стране, которой невозможно манипулировать. Теперь, когда ваши сограждане понимают ваше тяжелое положение, и возможности, несомненно, будут открываться для вашего дальнейшего участия в жизни общества, мы молимся о помощи с Вышних, чтобы вы объясняли своим друзьям и землякам четко сформулированные на этих страницах концептуальные рамки, дабы вы, в сотрудничестве с ними, находили все больше возможностей трудиться на благо своего народа, но, как бы то ни было, не в ущерб вашей принадлежности к последователям Того, Кто призвал человечество, более века тому назад, к новому Мировому Порядку.
подписано: Всемирный Дом Справедливости
Оригинал Letter to the Bahá’ís of Iran на сайте Всемирного Дома Справедливости
В архиве новостей бахаи вы можете ознакомиться со статьями, рассказывающими о современном положении общины бахаи в Иране.