Написано Шоги Эффенди, правнуком основателя религии Бахаи
В формате MS Word | |
В формате PDF |
По убеждению последователей Бахауллы, основной проповедуемый Им постулат состоит в том, что религиозная истина является не абсолютной, но относительной, что Божественное Откровение есть непрерывный поступательный процесс, что все великие религии мира — Божественного происхождения, что они абсолютно созвучны в своей основе, что их цели и назначение одинаковы, что учения их суть грани одной истины, что функции их взаимодополняющи, что различия между их доктринами не затрагивают их принципиальных аспектов и что миссии их представляют собой последовательные ступени духовного развития человеческого общества.
Целью Бахауллы, Пророка той новой великой эпохи, в которую вступило человечество ... является не сокрушение Откровений прошлого, а претворение их в жизнь, не подчеркивание раздирающих современное общество различий между противоборствующими учениями, а примирение их.
Целью Его является отнюдь не преуменьшение роли предшествующих Пророков и их учений, а утверждение заключенных в этих учениях истин таким образом, чтобы они соответствовали потребностям, масштабу и характеру проблем, бед и трудностей эпохи, в которую мы живем. Его предназначение состоит в том, чтобы возвестить об окончании младенчества и детства рода человеческого, о том, что потрясения, связанные с переживаемым человечеством периодом отрочества, подготавливают его к медленному и мучительному вступлению в период зрелости и возвещают о приближении того Золотого Века, когда мечи перекуют на орала, когда утвердится обещанное Иисусом Христом Царствие и мир на планете будет прочен и постоянен. К тому же Бахаулла не претендует на абсолютность и окончательность своего Откровения, а скорее предупреждает, что та мера истины, которую Ему назначено Всевышним ниспослать миру в столь критический для его судеб момент, должна быть раскрыта с большей полнотой на последующих ступенях постоянного и безграничного развития человечества.
Принципы Веры
Вера Бахаи утверждает единственность Бога, признает единство Его Пророков и проповедует принцип единства и целостности всего человеческого рода. Она провозглашает необходимость и неизбежность объединения человечества, утверждает, что таковое близится и что произойти оно может лишь с помощью преобразующего Духа Божиего посредством избранного Им современного Глашатая. Более того, Вера Бахаи предписывает своим сторонникам в качестве главной обязанности независимый поиск истины, осуждая всевозможные предубеждения и предрассудки, провозглашает целью религии укрепление дружбы и согласия, заявляет о своем непротиворечии науке и признании ее в качестве ведущего средства гармонизации и упорядочения развития человеческого общества. Она полностью поддерживает принцип равноправия и равных возможностей для мужчин и женщин, выступает за всеобщее образование, отвергает чрезмерное богатство и крайнюю нищету, отменяет институт духовенства, запрещает рабство, аскетизм, нищенство и монашество, предписывает единобрачие, порицает разводы, подчеркивает необходимость строгого повиновения своему правительству, приветствует любой труд-служение, приравнивая его к молитве, настоятельно рекомендует либо создать вспомогательный международный язык, либо принять в качестве такового один из существующих языков и намечает контуры институтов для установления и поддержания мира во всем мире.
История появления
Вера Бахаи связана с тремя главными Личностями, первой из которых был юноша из Шираза Мирза Али-Мухаммад, получивший имя Баб (Врата); в мае 1844 года в возрасте 25 лет он заявил, что является Глашатаем, которому предначертано, согласно Священным Писаниям прежних Откровений, объявить о пришествии и подготовить почву для явления Того, Кто выше, чем Он сам, и Кому назначено теми же Писаниями открыть эру благочестия и мира, эру, которую встретят с восторгом как вершину всех предшествующих Промыслов Божиих и которая откроет новый цикл в истории мировой религии. Вскоре начались жестокие преследования, организованные силами Церкви и государства у Него на родине, которые привели сначала к Его аресту, затем к Его ссылке в горы Азербайджана, заключению в крепость Ма-ку, потом в крепость Ширик и расстрелу Его в июле 1850 года на городской площади Тебриза. Не менее двадцати тысяч Его последователей было убито с варварской жестокостью, поразившей некоторых западных писателей, дипломатов, ученых и путешественников, часть из которых лично наблюдала эти зверские расправы и с состраданием запечатлела их в своих книгах и дневниках, восхищаясь при этом героизмом мучеников.
Мирза Хусейн-Али, родом из Мазандарана, принявший имя Бахауллы (Слава Господа), пришествие которого предсказывал Баб, подвергся преследованиям со стороны тех же самых сил невежества и фанатизма, был брошен в тюрьму в Тегеране, в 1852 году изгнан из родной страны в Багдад, а оттуда в Константинополь и Адрианополь и наконец в город-тюрьму Акку, где провел в заключении почти двадцать пять лет, и умер неподалеку от него в 1892 году. Находясь в изгнании, в основном в Адрианополе и Акке, Он сформулировал законы и постулаты Своего Откровения, изложил и истолковал в более чем ста работах принципы Своего учения, направил Послания царям и правителям Востока и Запада, как христианским, так и мусульманским, обратился к папе римскому, халифу ислама, высшим должностным лицам республик американского континента, ко всему христианскому духовенству, шиитским и суннитским лидерам ислама, к верховным жрецам зороастризма. В этих трудах Он провозглашал свое Откровение, призывал тех, к кому обращался, услышать Его призыв и прийти в лоно Его Веры, предупреждал их о последствиях отказа, а в некоторых случаях обличал их высокомерие и деспотизм.
Его старший сын Аббас Эффенди, известный как Абдул-Баха (Слуга Баха), назначенный Бахауллой Своим правопреемником и полномочным Толкователем учения, с раннего детства был тесно связан с отцом, разделил Его изгнание и невзгоды и находился в тюрьме до 1908 года, когда был освобожден в результате революции младотурков. Он поселился в Хайфе и вскоре отправился в трехлетнее путешествие по Египту, Европе и Северной Америке, где проповедовал перед огромной аудиторией учение Своего Отца и предсказывал наступление той катастрофы, которая вскоре должна была разразиться в мире. Он вернулся домой накануне первой мировой войны, и всю войну постоянно подвергался опасности, пока Палестина не была освобождена войсками генерала Алленби, который с огромным вниманием отнесся к нему и к небольшой группе его товарищей по изгнанию в Акке и Хайфе. В 1921 году он скончался и был похоронен в склепе мавзолея, сооруженного на горе Кармель по указанию Бахауллы для останков Баба, перевезенных в Святую Землю из Тебриза, где их укрывали и сохраняли целых шестьдесят лет.
Административное устройство
Уход из жизни Абдул-Баха ознаменовал собой завершение первого, героического этапа Веры Бахаи и начало этапа становления, в течение которого суждено было начаться постепенному формированию административного устройства, учреждение которого было предсказано Бабом, законы провозглашены Бахауллой, схема намечена Абдул-Баха в Его Завещании и Завете, основы которых сейчас претворяют в жизнь Национальные и местные Духовные Собрания, избираемые людьми, исповедующими эту Веру...
Это административное устройство, в отличие от систем, созданных после смерти основателей различных религий, имеет Божественное происхождение, основано на законах, заповедях и наставлениях, недвусмысленно изложенных самим Основателем Веры, и строго соответствует указаниям правомочных Толкователей Священных Писаний бахаи. Несмотря на свирепые нападки на Веру Бахаи с самого момента ее зарождения, она, ввиду самой своей природы, беспримерной в истории религии, сумела сохранить единство неоднородной и территориально разобщенной своей паствы и дала ей возможность начать действовать целенаправленно и сплоченно во всем мире, добиваясь расширения своих рядов и укрепления своих административных институтов.
В этой связи следует отметить, что вероисповедание, которому служит, которое охраняет и укрепляет это административное устройство, является по сути своей духовным, наднациональным, внеполитическим, внепартийным и диаметрально противоположным любой идеологии или политике, стремящейся возвысить какое-то племя, класс или народ. Вера Бахаи не имеет церкви, духовенства, обрядов, черпая материальную поддержку исключительно из добровольных взносов тех, кто открыто разделяет ее. При всей лояльности по отношению к своему правительству, при всей любви к своей стране и желании постоянно служить ей, приверженцы Веры Бахаи, тем не менее, рассматривают человечество как единое целое и, будучи глубоко преданы его жизненным интересам, не колеблясь, подчиняют любые интересы личного, местного или национального характера верховным интересам большинства человечества, хорошо понимая, что в мире, где страны и народы взаимозависимы, благо каждой части определяется благом целого и что невозможно достичь надежного результата для любой составляющей, пренебрегая интересами всего сообщества...
Подробнее об административной системе бахаи
[Цитируется по Шоги Эффенди. Призыв к народам. Пер. с англ. – СПб.: Единение. – 106 с. Заголовки и ссылки добавлены]
Кратко об основных принципах Веры Бахаи читайте на отдельной странице
Контактные адреса смотрите на сайтах общин бахаи Беларуси: www.bahai.by, России: www.bahai.ru и Узбекистана: www.bahai.uz
Информация об Основателях Веры Бахаи: Бабе и Бахаулле
Также смотрите статью о священных книгах религии Бахаи...