ВСЕМИРНЫЙ ДОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Отдел Секретариата
24 января 1993
[отдельному лицу]
Этот документ в формате MS Word
Дорогой друг,
В продолжении нашего письма от 14 ноября 1991 года, Всемирный Дом Справедливости завершил рассмотрение вашего письма от 21 сентября 1991 года, в котором Вы подняли ряд вопросов, касающихся насилия и сексуальной агрессии по отношению к женщинам и детям. Нам было поручено представить следующий ответ на ваши вопросы.
Как вам известно, принцип единства человечества описывается в Писаниях бахаи как центральная ось, вокруг которой обращается всё Учение Бахауллы. Он имеет широкое применение, влияющее на все стороны человеческой жизни и преобразующее их. Он призывает к фундаментальному изменению отношений людей друг к другу и полному прекращению старой практики, которая игнорирует неотъемлемое право каждого человека на искреннюю заботу и уважение.
Внутри семьи права всех членов должны быть признаны. Абдул-Баха заявляет:
Необходимо постоянно помнить о целостности семейных уз, и права отдельных членов семьи не должны нарушаться. Права сына, отца, матери — ни одно из них не должно ущемляться, ни одним из них нельзя пренебрегать. Как сын имеет определенные обязательства по отношению к отцу, так и отец имеет определенные обязательства по отношению к сыну. Мать, сестра и другие члены семьи имеют свои привилегии. Все эти права и привилегии должны охраняться …
Использование насилия со стороны физически более сильной против слабого с целью навязывания своей воли и исполнения своих желаний — явное нарушение Учения бахаи. Не может быть никакого оправдания тому, кто оказывает давление на другого, применяя насилие или угрожая им, чтобы заставить другого делать того, к чему он или она не склонны. Абдул-Баха писал: «О, возлюбившие Бога! В эту эру Всемогущего Бога насилие и применение силы, угнетение и принуждение, все до единого осуждены.» Пусть те, кто движим своими страстями или своей неспособностью подчинить контролю свой гнев, кто может быть искушен совершить насилие над другим человеческим существом, уразумеет осуждение столь позорного поведения Откровением Бахауллы.
Одними из признаков морального разложения уходящего социального порядка являются частые случаи насилия внутри семьи, рост унижения и жестокого обращения с супругами и детьми и распространение сексуальных злоупотреблений. Жизненно важно, чтобы члены общины Величайшего Имени были предельно осторожны, дабы не быть вовлеченными в применение подобных практик, в связи с их широким распространением. Они должны быть особенно внимательны к своей обязанности воплощать пример новой жизни, отличающейся своим уважением к достоинству и правам всех людей, своим высочайшим моральным уровнем и своей свободой от давления и всех форм насилия.
Консультация была предписана Бахауллой как средство, с помощью которого должно быть достигнуто согласие и определен коллективный подход к действиям. Она применима для супругов и внутри семьи и, в действительности, во всех сферах, где верующие участвуют в принятии общего решения. Она требует от всех участников выражаться с абсолютной свободой и без опасения, что они будут осуждены или их мнения будут принижены; эти предпосылки успеха недостижимы, если присутствует страх насилия или грубого, оскорбительного поведения.
Ряд ваших вопросов, касающихся обращения с женщинами, наилучшим образом рассматривается в свете принципа равенства полов, который изложен в Учении бахаи. Этот принцип — нечто гораздо большее, чем формулирование великолепных идеалов; он глубоко включен во все аспекты человеческих отношений и должен быть связующим элементом в домашней и общественной жизни бахаи. Применение этого принципа задает начало изменению привычек и практик, преобладавших на протяжении многих веков. Пример этому можно найти в ответе, написанном от имени Шаги Эффенди, на вопрос, изменяет ли Учение бахаи традиционную практику, в которой мужчина делает женщине предложение выйти за него замуж, позволяя женщине обратиться с подобным же предложением к мужчине. Ответ таков: «Хранитель хотел бы констатировать, что существует абсолютное равенство между этими двумя и никакое различие или предпочтение не позволительно ...» Со временем, когда мужчины и женщины бахаи будут стремиться еще больше и полнее применять на практике принцип равенства полов, придет более глубокое понимание далеко идущих последствий этого жизненно важного принципа. Как утверждал Абдул-Баха, «До тех пор, пока реальность равенства между мужчиной и женщиной не будет полностью установлена и достигнута, высочайшее социальное развитие человечества невозможно.»
Всемирный Дом Справедливости в последние годы убедительно призывает поддержать женщин и девушек бахаи в большей степени участвовать в социальной, духовной и административной деятельности их общин, и призывает женщин бахаи подняться и продемонстрировать важность их роли во всех областях служения Вере.
Для мужчины использование силы против женщины для навязывания своей воли — серьезное нарушение Учения бахаи. Абдул-Баха утверждал:
В прошлом миром правило насилие, и мужчина, благодаря своим сильным и агрессивным качествам ума и тела, властвовал над женщиной. Но положение уже меняется: сила теряет свое господство и начинают властвовать живость ума, интуиция и духовные свойства любви и служения, в чем сильна женщина.
Мужчины бахаи имеют возможность продемонстрировать окружающему миру новый подход в отношениях между полами, в котором агрессия и использование силы прекращены и заменены сотрудничеством и взаимной консультацией. Всемирный Дом Справедливости отмечал в ответе на вопросы по этому поводу, что в супружеских отношениях ни муж, ни жена никогда не должны несправедливо доминировать один над другим и, что существуют такие моменты, когда муж и жена должны уступать желаниям другого, если согласие не может быть найдено в процессе консультации; каждая пара должна четко определить, при каких обстоятельствах такая уступка будет иметь место.
Из Пера Самого Бахауллы исходит следующее утверждение по поводу отношения к женщине:
Друзья Бога должны украситься узором справедливости, беспристрастности, доброты и любви. Как они не позволяют себе покоряться жестокости и злодейству, так в равной мере не должны они позволять, чтобы подобной тирании подвергались служанки Божии. Воистину, Он речет истину и заповедует то, что полезно для Его слуг и служанок. Он есть Защитник всех в мире сем и в мире грядущем.
Ни один муж бахаи никогда не должен бить свою жену или подвергать ее жестокому обращению; подобные действия будут неприемлемым злоупотреблением в супружеских отношениях и противоречат Учению Бахауллы.
Недостаток духовных ценностей в обществе ведет к обесцениванию того, что должно править в отношениях между полами, где с женщинами не обращаются более как с объектами для сексуального удовлетворения, лишенными уважения и вежливого обращения — неотъемлемых прав каждого человеческого существа. Бахаулла предостерегал: «Они, кто ведомы своими похотями и извращенными склонностями, грешат и их усилия рассеиваются. Они, воистину, среди заблудших». Верующие должны размышлять над возвышенными стандартами поведения, к которым они призваны стремиться, в утверждении Бахауллы, касающемся Его «истинного последователя»: «И, если он встретит сказочную и наиболее привлекательную из женщин, его сердце не будет соблазнено даже тенью желания ее красоты. Таковы, в действительности, воплощения безупречного целомудрия. Так предписано вам Пером Наидревнейших Дней, так повелел ваш Господь, Всемогущий, Всещедрый».
Одним из наиболее ужасных сексуальных преступлений является изнасилование. Когда верующая — жертва подобного преступления, она имеет право на любящую заботу и поддержку членов ее общины и свободна предпринять действия против насильника, если она этого пожелает, по законам страны, в которой живет. Если она забеременеет в результате этого насилия, то никакого давления не должно быть оказано на нее со стороны институтов бахаи, принуждая к браку. Что касается того, должна ли она продолжать или прерывать беременность, это ее право решать, что ей следует делать, принимая во внимание медицинские и другие решающие факторы, и в свете Учения бахаи. Если в результате насилия родится ребенок, вопрос о том, добиваться ли от отца финансовой поддержки для воспитания ребенка, оставляется на усмотрение женщины; однако, его притязания на любые родительские права, учитывая условия зачатия, остаются под вопросом, согласно закону бахаи.
Хранитель в письме, написанном от его имени, разъяснил, что «Вера Бахаи признает значение сексуального импульса,» и, что «правильное использование сексуального инстинкта — естественное право каждого индивидуума, и именно для этой цели создан институт брака». В этом аспекте супружеских взаимоотношений, так же как и во всех других, должно применяться взаимное согласие и уважение. Если женщина бахаи подвергается физическому оскорблению или изнасилованию собственным мужем, у нее есть право обратиться к Духовному Собранию за помощью и советом, или за правовой защитой. Подобное унижение наносит серьезную угрозу самому супружеству и может привести к непримиримой антипатии.
Вы подняли несколько вопросов, касающихся обращения с детьми. В Писаниях бахаи четко сказано, что жизненно важным компонентом образования детей является воспитание дисциплины. Шоги Эффенди утверждал в письме, написанном от его имени об образовании детей, что:
Поистине, невозможно обойтись без привития навыков дисциплины — физической, нравственной и интеллектуальной, и никакое воспитание не может считаться завершенным и плодотворным без этого элемента. При рождении ребенок далек от совершенства. Он не только беспомощен, но и действительно несовершенен по природе своей, и даже склонен ко злу. Чтобы обеспечить его здоровое физическое и нравственное развитие, его нужно воспитывать, приводя в равновесие его естественные склонности, шлифуя и направляя их, а по необходимости — подавляя или регулируя некоторые из них. Родители бахаи не могут просто занять позицию стороннего наблюдателя, в особенности, если речь идет о детях непослушных и от природы склонных к агрессии. Недостаточно только молиться за них. Напротив, следует неустанно и терпеливо закладывать в их молодые умы установки нравственного поведения и приобщать их к принципам и учению Дела, делая это с величайшим тактом, любовью и нежностью, ибо только так можно помочь им стать «истинными сыновьями Господа» и вырасти верными и разумными гражданами Его Царствия.
В то время, как дисциплина детей является необходимой частью их образования и воспитания, подобные действия должны вестись «нежно и терпеливо» и с «любящей заботой», далекой от злости и насилия, с которыми детей бьют и оскорбляют в некоторых частях света. Обращаться с детьми столь вызывающим отвращение образом — есть нарушение их человеческих прав и злоупотребление довернем, которое слабый должен питать к сильному в общине бахаи.
Трудно представить себе более предосудительное извращение человеческого поведения, чем сексуальное насилие над детьми, которое находит свое выражение в унижающем достоинство инцесте. В судьбоносный момент человечества, когда, по словам Хранителя «извращение человеческой природы, деградация поведения человека, коррупция и распад человеческих институтов предстают ... в их наихудших и наиболее отталкивающих аспектах,» и когда «молчит голос человеческого разума», когда «погружается во мрак чувство благопристойности и стыда», институты бахаи должны быть бдительны и бескомпромиссны в наложенном на них обязательстве защищать детей, доверенных им и должны не допустить, чтобы угрозы или апелляции к целесообразности отклонили их от выполнения их долга. Родитель, который знает о том, что ее/его супруг/-га подвергает ребенка сексуальному насилию, не должен молчать, а должен предпринять необходимые меры, с помощью Духовного Собрания или, в случае необходимости, государственных властей, чтобы немедленно прекратить подобное грубейшее аморальное поведение и содействовать исцелению и терапии.
Бахаулла уделяет огромное внимание обязанностям родителей перед детьми, и он настоятельно призывает детей нести в своем сердце благодарность к родителям, чье хорошее расположение они должны стремиться завоевать, как средство доставить радость Ему Самому. Однако, Он отмечал, что в некоторых обстоятельствах, родители могут быть лишены родительских прав в результате собственных действий. Всемирный Дом Справедливости имеет право узаконить это. Всемирный Дом Справедливости решил, что к нему должны быть обращены все случаи, когда поведение или характер родителя представляют его недостойным иметь родительские права, например, такие как одобрение брака. Подобные вопросы могут возникнуть, например, когда родитель совершал инцест, или когда ребенок был зачат в результате насилия, а также когда родитель сознательно не может защитить ребенка от очевидного сексуального насилия.
Так как человечество проходит переходный этап своей эволюции к мировой цивилизации, которая будет озарена духовными ценностями и будет ознаменована ее справедливостью и ее единством, роль общины бахаи ясна: она должна достичь духовного преобразования ее членов и должна предложить миру модель общества, которой суждено воплотиться в жизнь силой Откровения Бахауллы. Членство в общине бахаи открыто для всех, кто признает Бахауллу как Посланника Бога и кто вследствие этого начинает процесс изменения собственного поведения и усовершенствование своего характера. Неизбежно, что эта община время от времени будет страдать от безнравственного поведения членов, чье поведение не соответствует стандартам Учения. В таких случаях институты Веры не колеблясь будут применять закон Бахауллы со справедливостью и правосудием, в полной уверенности в том, что Божественный Закон есть средство для истинного счастья для всех.
Однако, необходимо осознать, что окончательное решение проблем человечества лежит не в штрафах и наказаниях, но скорее в духовном образовании и просвещении. Абдул-Баха писал:
It is incumbent upon human society to expend all its forces on the education of the people, and to copiously water men’s hearts with the sacred streams that pour down from the Realm of the All-Merciful, and to teach them the manners of Heaven and spiritual ways of life, until every member of the community of man will be schooled, refined, and exalted to such a degree of perfection that the very committing of a shameful act will seem in itself the direst infliction and most agonizing of punishments, and man will fly in terror and seek refuge in his God from the very idea of crime, as something far harsher and more grievous than the punishment assigned to it.
Именно за достижение этой цели борется община Величайшего Имени, руководимая и поддерживаемая безграничной силой Святого Духа.
С любящими пожеланиями бахаи,
Отдел Секретариата
Этот документ в формате MS Word
Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library
К сожалению, не удалось найти среди опубликованных материалов слова Абдул-Баха, которые цитируются в последнем абзаце данного письма. Пожалуйста, сообщите нам, если вы знаете, где этот текст был опубликован на русском языке.
Перевод на русский выполнен, но его нельзя распространять, не утвердив в Национальном Духовном Собрании или Русскоязычной коллегии бахаи по переводам. Если вы хотите выступить посредником в общении с этими институтами бахаи и попытаться получить утверждение перевода, пожалуйста, напишите нам
В письме упоминается «непримиримая антипатия», которая является веской причиной для развода, согласно Учению бахаи. Смотрите Брак и семейная жизнь Бахаи: Выдержки из Писаний Бахаи. 2-е изд. испр. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 104 с. а также Подборку из писаний бахаи на тему развода