Учение бахаи: обновление смысла истории
Послесловие к книге Дж. Э. Эсслемонта «Бахаулла и Новая Эра»
док. филос. наук, проф. Д. В. Пивоваров
Изданный текст слегка отличается от приведенного здесь
Существует ли сверхчувственная реальность, которой подчиняется весь видимый порядок вещей? Если существует, то как мы, принадлежащие к чувственно данному миру, можем знать о ней? Является ли нам тот высший мир в виде привычных вещей, воплощается ли в избранном человеке или дается лишь в форме умопостигаемых законов природы и общества? Эти вечные философские вопросы религия чаще всего ставит так: есть ли Бог, как Он выглядит и какого поведения от нас ожидает?
Религиозные образы и идеи кристаллизуются из познавательного материала всех форм общественного духа. Выбирая в качестве заготовки какое-либо отдельное философское решение проблемы смысла бытия, перелагая его на язык мифологии и искусства, т. е. делая его доступным массам, освящая его и подкрепляя организационно и системой обрядов, религия тем самым своеобразно восполняет дефицит информации о смыслах социальных и сверхсоциальных целостностей. Всякое целое гораздо больше, чем сумма его частей, его жизненность не поддается в полной мере ни абстрактно - логическому анализу, ни вещеподобному восприятию. В освоении целого всегда есть место иррациональным формам опыта. Речь идет не только о целостности Вселенной или человечества, но также о целостностях индивида, социального класса, народа. Никакая наука не ответит на вопрос, в чем смысл Космоса, в чем предназначение того или иного человека, нации, цивилизации? Опираясь на особые формы опыта - на иллюзию видения громадной целостности как бы со стороны, на представление вещей прозрачными и сливающимися воедино, на переживание погружения индивида в глубину своего "Я" и преодоление изнутри себя границы с внешним миром, религия открывает смыслы связи человека с безусловным началом мира, природой и обществом.
Но религию отличают не только особые формы смыслообразования и опыта. Она неповторима тем, что придает найденным смыслам священный характер, сакрализует духовные связи между людьми, а тем самым стремится преодолеть разобщение людей, классов и народов, вызываемое разделением труда и иными раскалывающими процессами. Правда, солидаризуя верующих, религия явно или неявно противопоставляет их людям, признающим иные ценности. Преодолению противоречий между конфессиями (верованиями в единого Бога или разных богов, культами личности, партии, государства, избранного народа) в какой-то мере способствует развитие мировых религий. Таким образом, религия есть одна из необходимых форм постижения единства мира и укрепления солидарности людей на основе признаваемых и освящаемых ими смыслов существования Космоса, общества и человека. Религиозная связь между людьми основана на сакральном отношении к таким ценностям (идеям, процессам, действиям, людям, жизни, вещам, миру в целом), которые признаются верующими наиболее важными для укрепления единства их сообщества и специфическое освоение которых становится самым глубоким смыслом жизни исповедующих такую веру индивидов.
Как и другие формы общественного сознания, религия не умирает, но лишь периодически обновляется, вырабатывает новые программы эволюции человечества. Традиционная культура Востока основывается на ценностях буддизма и ислама, ее отличали отказ от энергичного экспериментирования с природными и социальными объектами, стремление к гармонии с природой и общественными устоями, нацеленность на познание внешнего мира путем погружения во внутренний мир человека. Напротив, европейская культура ориентировалась на христианское мироотношение, т. е. на активное преобразование земного устройства и экспериментальное познание внешнего мира. Вместе с тем европейский и североамериканский научно-технический прогресс принес с собой не только материальное благополучие, но также страшные мировые войны, кризисы нравственности и дисбалансы в экосфере. Угроза самоуничтожения человечества способствует сегодня распространению идей буддизма и ислама в Европе и Америке. С другой стороны, потребность преодолеть научно-техническую отсталость сопряжена со все большим проникновением христианства в страны Востока. Конец нашего века знаменуется активным взаимопроникновением буддизма, христианства и ислама и появлением новых массовых мировых религий, среди которых особенной фундаментальностью выделяется религия бахаи.
Мировая религия обобщает весь предшествующий опыт сакрализации смыслов социальных целостностей (социоцентрических религий в формах культов вождей, партий, народов и т. п.) и сверхсоциального бытия (космоцентрических религий - буддизма, христианства, ислама, а также иных религий, связанных с верой в приоритет космического центра). Всякая новая мировая религия вбирает в себя положительное содержание прошлых социоцентрических и космоцентрических религий, а потому весьма основательна и к тому же – на этапе своего старения – консервативна. До сих пор мировые религии возникали на Востоке, а затем распространялись по всему миру. Во-первых, так происходило, возможно, потому, что восточные народы имеют колоссальный житейский опыт. Их многотысячелетняя социальная память вмещает информацию о многократных повторениях всех известных социологам способах общественной жизни. "Длинные волны" исторических циклов, каждый из которых суть кругооборот всех укладов и формаций, несколько раз достигали экстремальных значений и вновь затухали в Древнем Китае, Индии, Египте, Персии. Во-вторых, неведомые Западу пики демографического давления влекли не только массовое уничтожение коренного населения обширных регионов Востока, но также бурное перемешивание этнических групп, их энергичное взаимопроникновение и ассимиляцию.
Для зарождения любой новой мировой религии необходима критическая интернациональная масса, обладающая способностью радикально переосмыслить экзистенциальный и мировоззренческий опыт предшествующих веков (циклы взаимозамены и обновления всего множества общественно-экономических и политических укладов и формаций) и в лице выдвигаемых ее великих пророков обнародовать открытие нового общего смысла грядущего многовекового цикла. На пять столетий отстояло рождение христианской идеи воздаяния человеку справедливым царством за жертвенную любовь ко всякому ближнему от происхождения буддийской картины, включения человека в круговорот бытия и выхода из рутины мировых циклов. Через семь столетий христианский принцип свободного самоопределения индивида был уточнен исламом в идее коллективной ответственности перед невидимым центром всех мировых изменений. С тех пор прошло более тысячи лет. Вновь повторился цикл опробования человечеством всех возможных форм общежития. К середине прошлого века в Иране сложилась критическая масса верующих, родившая принципы нового мирового мышления. Этих людей звали бехаями, а теперь – бахаи.
Более столетия исповедуемые ими принципы вызревали на восточной почве (Иран, Ирак, Турция, Палестина), бережно сохранялись гонимыми сторонниками Бахауллы, пока, наконец, не распространились по всем континентам, не обрели устойчивые организационные формы и не стали основой новой мировой политики выживания человечества.
Открываемый бахаи смысл есть воплощение философско-диалектической идеи единства и взаимоположения противоположностей в поэтическом образе человечества как школы для постепенно взрослеющих людей, которые, прозревая, начинают видеть друг в друге не враждебные автономии, а лишь различающиеся части, подогнанные друг к другу Абсолютным Творцом в процессе продолжающегося созидания обители вселенского духа. Будучи лишь строительными блоками будущего совершенного царства, разные ассоциации людей воображали себя полноценными прорабами, попеременно претендовали на роль всемирного лидера. Но их наивные проекты не отвечали Божественному замыслу и завершались крахом. Только осознавая себя уникальным и самоценным в своем роде элементом единого Божественного плана, в котором этот элемент гармонически связан с другими столь же неповторимыми частями, каждый человек начинает по-настоящему ощущать себя пронизанным Божественной любовью и восходящим к Богу. Диалектика бахаи основана на двух основных принципах: принципе органического единства человечества как целого (именно человечество, а не отдельные его части есть настоящий субъект, непосредственно связанный с Абсолютным Космическим Центром) и на принципе любви, гармонии (а не взаимоуничтожения) притягивающихся друг к другу противоположностей как подлинно созидающей силы. Необходимость конвергенции всех стран и народов и слияние их – без утери самобытности – в единый субъект объявляется бахаи святым смыслом эволюции человечества в ближайшие столетия.
Похоже, что такая религия отвечает коренным интересам всех народов, способна духовно объединять большинство землян, естественно продолжает лучшие тенденции буддизма, христианства и ислама, а потому имеет серьезные шансы превратиться в действительно массовую мировую религию XXI века. Подлинной религией может быть только такая массовая духовная связь, которая гармонически притягивает людей друг к другу; критерий ее-любовь.
Знания о бахаи я почерпнул не только из обширной зарубежной литературы о них, но также из собственного опыта общения с многими из них в Чикаго и в Москве. Импонируют исключительная доброжелательность бахаи к людям любых национальностей и верований, их удивительное стремление к научному и общекультурному самообразованию, упражнение в себе чувства скромности, исповедование ими идеи самоценности всякого индивида и плюрализма мировоззренческих мнений, неприятие ими фанатизма и культа личности, демократизм их организации. У бахаи нет профессиональных священников. Их лидеры избираются прямым голосованием, а деятельность руководителей строго контролируется религиозной общиной.
Любопытно, что в России еще в прошлом веке возникли группы бахаи, правда, немногочисленные. Один из первых в мире величественных храмов бахаи был сооружен в Ашхабаде, но его разрушило не столько памятное землетрясение, сколько фанатизм большевистских атеистов, и он до сих пор не восстановлен. Театральный Петербург тепло принимал в 1903-1918 годах пьесы о героических пророках бахаи - Бабе и Беха-Улле (Бахаулле). Эти пьесы, переводившиеся на основные европейские языки, написала русская поэтесса Изабелла Гриневская. Высокую оценку ее поэме "Баб" (1903) дал в своей рецензии Л. Н. Толстой, проявив живой интерес к новому формирующемуся религиозному учению. История, теория и практика бахаи пока не освещена сколь либо удовлетворительно в отечественном религиоведении.
Между тем в Москве, Ленинграде, Казани, Киеве, Одессе, Баку и во многих других крупных городах нашей страны действуют местные Духовные Советы бахаи, и их число быстро растет. Издается журнал "Век Единства". К 1991 году общины бахаев сложились в 42 городах – от Мурманска до Ашхабада, от Таллинна до Южно-Сахалинска. В декабре 1990 года в Москве состоялась I Всесоюзная конференция, на которую собрались 244 делегата от местных ассамблей и 17 зарубежных стран Запада и Востока. Весной 1991 года делегаты Национального съезда избрали Национальное Духовное Собрание бахаи СССР.
Причина притягательности новой религии состоит в том, что Бахаулла обобщил буддизм, христианство и ислам, а также идеи всех крупных национальных религий, наполнил новым содержанием принципы спасения, любви, искренности и взаимопомощи, обновил смысл истории и будущего объединенного человечества. Духовный вакуум и массовый отказ от атеизма в нашей стране подготовили благодатную почву для возрождения веродеяния бахаи. Оно опирается на историческую почву – бахаи получили в России поддержку еще во времена Александра II. "Будьте как пальцы одной руки, как ветви одного дерева" – эти слова пророка Бахауллы, обращенные ко всем людям и ко всем народам планеты, освещают человечеству путь в третье тысячелетие.
Беб. Предтечей бахаи был Мирза Али-Мухаммед (1819-1850), Пророк, глава одной из шиитских сект в Иране. По линиям обоих родителей Сейид (Мирза) Али-Мухаммед происходил от Пророка Мухаммеда, с юности воспитывался дядей-купцом, затем работал в его конторе, занимался торговлей. В 1844 году он объявил себя посредником между "скрытым" имамом Мехди и верующими (т. е. Бабом, "вратами к истине"), обнародовал замысел своей книги - откровения "Баяна" ("Бейян") и предсказал скорое пришествие в мир последнего из девяти и самого совершенного Пророка – воплощенного Бога. К сожалению, "Баян" частично утерян для современного читателя. В этой своей главной книге молодой Пророк объясняет утерю людьми объединяющего их великого созидательного смысла разобщающей их национальной и религиозной враждой. В переложении И. Гриневской эти строки звучат так:
Но все мы, все тираны,
Ничтожнейший из нас
Над жертвою своею
Глумится в каждый час.
... Родятся люди в каждый час,
И каждый час тиранов зарождает,-
На тронах, в хижинах, в лачугах и дворцах,
И если захотим мы с мщением в сердцах
Тиранов всех низринуть,
Придется без конца потоки крови лить,
Пока останется один, что меч покинет [1].
Выход из такого положения напрашивается сам собой: "Ах, бросьте же мечи... Мечи свои вы спрячьте" [2].
Баб учил, что каждой крупной исторической эпохе соответствует своя мировая религия, которая не только освящает общим смыслом сложившиеся порядки и законы, но и подспудно регулирует направление человеческой истории. Когда отдельная религия завершает свою миссию, а общественные законы устаревают, в мире воцаряется жестокость и несправедливость, и люди страстно желают радикальных изменений, ищут новые принципы жизни. Именно тогда является новый Пророк как воплощение Бога в одном из избранных людей, открывает страждущим – в форме священной книги – новые законы их бытия и посредством собственного мученичества способствует утверждению нового мышления. Пророк говорит на таком языке и проповедует такие истины, которые отвечают лишь ближайшей ступени эволюции взрослеющего человечества. Все религии, говорил Баб, есть в своей основе экспрессия воли одного и того же вечного Бога, но с той лишь разницей, что Божественная воля всякий раз выражается в изменяющемся человеческом языке в соответствии с уровнем интеллекта народов мира.
Сменяющие друг друга пророки, - Кришна, Авраам, Зороастр, Моисей, Будда, Иисус, Мухаммед, - продолжал Баб, как и исторические эпохи, совершенствуют священное писание, приближая его идеи и язык к Абсолюту. Моисей с его Пятикнижием сопряжен с детством человечества. Новый Завет Иисуса из Назарета ознаменовал утверждение большей свободы личности и прав на индивидуальное самовыражение. Пророк Мухаммед не только преобразовывал идеи христианского индивидуализма, но также по-новому указал на подчиненность коллективного поведения Божественному Промыслу, на необходимость укрощения личного эгоизма во имя общих целей человечества [3]. Но с тех пор прошло более тысячи лет, законы Корана и Шариата исчерпывают себя, в мире возрастает несправедливость, люди ждут нового Пророка.
Объявив себя Предтечей Великого Пророка, Баб изменяет толкование основных религиозных понятий и придает им земной смысл. Под "адом" он понимает общество, в котором люди тотально причиняют друг другу зло, стремясь нажиться путем обмана или эксплуатации ближнего. "Рай" – всеобщая установка людей на делание друг другу добра во всевозможных формах и удержание себя от злых помыслов. "Страшный суд" – не конец света, но лишь переход от ставшей уже несправедливой прежней эпохи к принципиально новым гуманистическим порядкам. Равенство людей всех национальностей и общественных классов – центральная мысль в проповедях Баба. Эта идея, по-разному религиозно оформляемая раньше, уже неоднократно практически осуществлялась в прошлом. Но, достигаемая насильственным путем, она всякий раз в конечном счете оборачивалась пожирающим свободу человека тоталитарным государством, властью вождя, правящей партии или церкви.
Мечтая о новом объединении людей, Баб предостерегал своих сторонников от завоевания справедливости и равенства вооруженной силой. Но весь остаток своей короткой земной жизни он провел в тюрьмах, а его ученики не обладали долготерпением и взялись за оружие. Баб мучительно переживал эту роковую ошибку единомышленников и решился исправить ее ценою собственной жизни – отказался от предлагаемых ему побегов из тюрьмы. В переложении И. Гриневской Бахаулла так говорит об этом:
Наш Баб вещал нам о любви,
Но был не понят он тогда учениками,
Что руки мощные в людской крови
Мыть не страшилися [4].
Сторонники Баба, бабиды, попытались путем вооруженного восстания создать взамен шахского государства свои общины – теократии в ряде городов Ирана, просуществовавшие несколько месяцев. Общины состояли из крестьян, ремесленников, рабочих, мелких торговцев и управлялись вышедшими из низов священниками шиитами. Например, в Мазандеране бабиды объединили свое имущество и продовольствие в общий котел и распределяли материальные блага в зависимости от величины семей верующих. Критерием распределения материальных благ был принцип разумно-умеренной потребности. У них не было господ, в укрепленных пунктах оставались только трудящиеся сословия; их "министры" также питались из общего котла.
Верный ученик Баба мулла Хусейн создал сильную революционным духом повстанческую армию, которая прославилась непреклонностью в осуществлении внутренней политики и героизмом в сражениях с шахскими войсками. Русский посол в Тегеране Д. И. Долгоруков сообщал в 1849 году, что "бабиды насаждают коммунизм вооруженной силой" [5]. Не без экономического и политического влияния Англии и России восстания бабидов, охватившие несколько городов Ирана, были жестоко подавлены властями, сотни верующих казнены.
Сам Баб не участвовал, как уже было сказано, в восстаниях. Он находился в тюрьмах строгого режима вначале в крепости Ма-Ку неподалеку от границы с Российской империей, затем в крепости Чихриг, начальником которой был жестокосердый шахский деверь. Однако сила личного влияния Пророка на начальника, стражников и местное население, неизменно оказывалась настолько великой, что Он и из тюрем продолжал идейно влиять на свою паству, находился в тайной переписке с учениками. Исчерпав идеологические и политические средства в борьбе с ересью бабидов, иранские власти пошли на крайние меры. В 1850 году Баба этапировали в Тебриз, где дважды расстреляли на городской площади у стены казармы из 750 стволов. Его казнь удивительно освещается в. религиозной и светской литературе. Дело в том, что солдаты - мусульмане наотрез отказались стрелять в Баба, испытывая к нему глубокую симпатию. Тогда исполнение приговора поручили подразделению армян - христиан. Но и офицер этого полка – по имени Сам Хан – не желал проливать кровь Баба, проповедовавшего великую идею единства христианской Любви и мусульманской взаимопомощи. Когда пороховой дым рассеялся, толпы зрителей были поражены: Баба на месте не оказалось, невредимым остался и привязанный рядом с ним его молодой спутник. Тут может быть только одно реалистическое объяснение – солдаты послали пули в веревки, на которых к стене казармы были подвешены оба мученика. Бабу удалось незаметно скрыться. Пока его отчаянно искали, он, вернувшись в камеру, заканчивал прерванные расстрелом наставления одному из своих учеников. Сам Хан отказался возобновлять казнь, увел своих солдат. Второй раз Баба уже действительно расстрелял другой полк, склоненный к экзекуции за вознаграждение. Был убит и его спутник. Их тела пули разнесли в куски, но лица оказались почти неповрежденными. Ночью группа бабидов сумела похитить выброшенные за городскую стену тела и надежно укрыть их в Тегеране. Впоследствии Бахаулла указал своему старшему сыну Абдул-Баха перенести останки Баба в город Хайфу на Святой Земле и похоронить их. на склонах горы Кармель. Ныне мавзолей Баба в Хайфе – место паломничества бабидов. Там же находится административный центр бахаи – Всемирный Дом Справедливости.
Сообщество оставшихся в живых сосланных и эмигрировавших на чужбину бабидов распалось на два лагеря. Часть из них пошла за одним из учеников Баба Субх-и-Азалем, другая – за гениальным продолжателем дела Баба Мирзой Хусейн-Али (1817-1892), который принял имя Бахаулла ("Блеск бога", "Слава бога").
Летом 1844 года Бахаулла ознакомился с переданным ему через Муллу Хусейна свитком посланий Баба и сразу же стал его последователем. Бахаулла постоянно переписывался с Бабом, но лично они никогда не встречались.
Баха-Улла. В 1863 году Бахаулла объявил себя тем посланцем Бога, о котором пророчествовал Баб:
В Беяне обо мне глас моего предтечи
Вещает точно гром! И внушены те речи,
Что здесь вы слышали, Аллахом мне с небес.
Во мне пророк, как Новый день, воскрес.
... То я взросту Беяна древо.
Я тот, кого проявит Бог [6].
Переосмысливая горький опыт восстаний бабидов, Бахаулла с новой энергией заявил, что неверно силой обращать людей в свою веру, сколь бы прекрасной она ни была. Насильственное ниспровержение привычного строя жизни влечет за собой еще большее насилие, но теперь уже в стане победителей. Ведь восставшие бабиды полагали, что вначале нужно утвердить священное царство в пяти провинциях Ирана, изгнав оттуда инакомыслящих и поделив между собой конфискованное имущество. Затем – распространить тем же способом учение Баба во всем мире. "Осчастливленным" верующим дозволялось читать только "Баян". Им запрещалось (за редким исключением для купцов) выезжать за границу, дабы не подпасть под разрушительное влияние враждебной идеологии и эксплуататорского строя жизни. Отменялось изучение таких "бесполезных" наук, как логика, философия, юриспруденция; воспевались равноправная бедность и аскетизм.
Нет, это неверный путь к справедливости, - размышлял Бахаулла:
Мечем вы не излечите слепых,
Глухих! Лечите их
Недужных – словом вы кипучим,
Что шлет вам Бог из уст избранников своих [7].
Тут нужны иные средства:
Мысль о борьбе мечами в вас внедрили...
Понятней вам она любви и дразнит кровь.
... Правды вечной - "любовь" неземное названье,
А названье правды мгновений - "борьба".
... В борьбу-кумира не верь, хотя он зрим.
О, верь, в любовь, мой сын [8].
Люди должны свободно выбирать свою веру и, не поднимая руки друг на друга, деятельно искать компромисс, взаимообогащать себя, упрочивая тем самым постепенно момент общего в их интересах. "Терпенье – оно мой щит. Прощенье – мое копье. Любовь – мой меч, вот все мое вооруженье", - говорил, обращаясь к правителям мира, девятый Пророк [9].
По мнению Бахауллы, взрослеющее человечество уже вступило на путь осознания себя как единого целого, и его дальнейшая эволюция предполагает наряду с расцветом наций выработку единых целей, создание всемирной надгосударственой администрации, всеобщее разоружение, отказ от войн как способа решения межгосударственных и внутригосударственных проблем, введение наряду с национальными единого интернационального языка как средства экономического, технического, политического и культурного обмена. Насилие допустимо в крайних случаях по отношению к такому национальному правительству, действия которого являются явным преступлением против человечества, прав человека. Оставаясь гражданами своих стран и исповедуя собственные идеалы, люди все больше будут самостоятельно вырастать духовно и практически, до общечеловеческого гражданства. Они будут рано или поздно понимать, что общечеловеческие ценности выше ценностей национальных, классовых и сословных.
Людской весь храм терзаем бедами не потому ль,
О братья, что в храмах слышится не только
Крик мольбы, но вырываются из них как дым,
Проклятья...
Священный есть свой храм у каждого народа,
И всяк народ один лишь молится в своем...
Но знай: из храмов храм - великая природа...
О вы, дети ислама, войдите, войдите,
Дети Будды и Брамы, войдите, войдите,
В нем гирляндою дружные руки сплетите! [10]
Сын главного министра при шахском дворе, Бахаулла, отказался от предложенного ему после смерти его отца высокого места при дворе и бесстрашно помогал преследуемым бабидам. В конце концов его арестовали, заковали в кандалы и на четыре месяца заточили в тюрьму Сиах-Чаль. После русский посол ходатайствовал о его освобождении и от имени царя предлагал убежище в России. Из тюрьмы Бахауллу освободили и в 1853 году выслали в Ирак, где ссылка затянулась на десять лет. Растущая слава Бахауллы была причиной того, что иранский консул в Багдаде добился новой высылки Пророка – на этот раз в Турцию. В Константинополе пришлось пробыть около четырех месяцев, в Адрианополе – пять лет. Интриги персидского консула в Адрианополе вынудили турецкие власти эскортировать Бахауллу и его последователей на окраину Оттоманской империи, в город Акку, куда обычно ссылали злейших преступников. 24 года – до конца своих земных дней – Бахаулла пробыл там, вначале девять лет в заключении, а затем в снятом ему Абдул-Баха просторном особняке в Бахджи, вне города.
Бахаулла много писал, изредка встречался с кем-либо из приезжих лично. Его слава все росла и росла, и власти Палестины завидовали его влиянию на местных жителей и зарубежных деятелей. В последние годы жизни Бахаулла четыре раза побывал в Хайфе. Из Акки шли его послания о принципах будущего мирового порядка в адреса российского императора Александра Второго, германского кайзера Вильгельма Первого, австрийского императора Франца-Иосифа, английской королевы Виктории, французского императора Наполеона Третьего, Турецкого Султана, Иранского Шаха и др. Бахаулла взывал к совести царствующих особ, требовал ослабить эксплуатацию подданных, отказаться от колониальной политики, объединить усилия государств в борьбе с мировым голодом и нищетой, гонкой вооружений и агрессией, работорговлей и нарушением прав человека. Но монархи оставались глухи к его призывам".
Сознавая, что его предостережения лишь постепенно будут осознаны народами и их правительствами, Бахаулла указал движущие силы истории и в целом верно предсказал основные будущие мировые события и катаклизмы. Осуществившимся многочисленным пророчествам Бахауллы посвящены главы 13-15 книги Дж. Э. Эсслемонта "Бахаулла и Новая Эра" [12].
Лейтмотив произведений Бахауллы таков: род человеческий един подобно взаимозависимым частям живого тела, но это сотворенное Богом совершенство разрушается по милости опьяненных властью правителей; от приближающейся катастрофы человечество сможет спасти только предписанное Божественным Врачевателем добровольное объединение всех народов общей верой. Эта вера – квинтэссенция всех тех общечеловеческих принципов, которые воплощены во всякой фундаментальной религии. Поэтому, полагал Пророк, его учение обобщает буддизм, христианство и ислам и в то же время отсекает уже отжившие в этих мировых религиях элементы. Можно исповедовать любую веру и в то же время, борясь с собственным фанатизмом, рано или поздно увидеть в учении бахаев то, что духовно объединяет всех землян.
Я говорю, что говорили все пророки.
Застыли их слова – а я их отогрел...
О, зори, ясные вы зори:
Конфуций, и Будда, и Зороастр!
Вот Моисей, а вот Христос.
А вот он, Магомет... Вот Баб.
Вот мой предтеча, вот. Он мне
Расчистил поле. Он – дверь от истины...
А я, Господень раб, я – Свет, я озарил ее.
Баб кроткий поле своею кровью оросил,
И зацвели на нем цветы. А я в неволе
Их холил и берег, берег по мере сил [13].
Бахаулла писал папе Пию Девятому, что Мессия уже явился в лице автора послания и учреждает законы духовного перерождения человечества. Пророк звал монахов - христиан уйти из монастырей и взяться за полезный труд. Религия бахаи обретала почву в Иране, Турции, Египте, Ираке, Сирии, Туркестане, Индии, на Кавказе...
Бахаулла оставил богатое литературное наследие. Особой популярностью пользуются: Книга Законов – Китаб-и-Агдас, "Сокровенные слова" (о сущности человека, его отношении к богу и ближнему), "Послания из Акки" (адресованы правителям и духовенству). "Книга достоверности – Китаб-и-Иган" (истолкование святых писаний евреев, христиан и магометан), "Семь долин. Четыре долины" (два сочинения о пути души при ее искании бога и смысла бытия). "Послание сыну волка" (изложение намерений и идей Бахауллы, адресованное одному из своих врагов).
В чем же главное отличие Откровения Бахауллы от учения его Предтечи, Баба? В целом их принципы совпадают, но акценты существенно различаются. Баб учил, что Единый Бог периодически устраняет с помощью ряда Пророков накапливающееся зло и дисгармонию в мире. Причем каждая новая религия имеет целью отменить прежнюю и повсеместно утвердить соответствующее единомыслие; единый религиозный процесс разрывен, складывается из относительных истин. Бахаулла же переносит акцент на взаимодополнительность всех Откровений: как грани Единой Истины всевеликие религии находятся в принципиальной гармонии. Не случайно каждая из девяти стен бахаистского храма посвящена одной из таких религий, существующих и поныне. Отсюда и более глубокое, чем у Баба, толкование принципов Единства и Любви: различия (в любых аспектах) между людьми – не препятствие, а благо, если взаимодействие между ними имеет гармонический характер. В отличие от Марксовской диалектики борьбы противоположностей Бахауллы утверждает диалектику любви, гармонического тождества различий и приходит к выводу о неизбежности будущего мирного объединения человечества в единый субъект, в Соединенные Штаты мира.
Бахаулла, также разъясняет, что он не является принципиально последним Посланием Бога; в будущие эпохи придут новые Божественные Пророки. Это положение в корне отличает бахаи от всех прежних религий.
Перед смертью Бахаулла передает бразды духовного правления общиной своему старшему сыну Аббасу Эффенди (1844-1921), который назвал себя Абдул-Баха, т. е. слуга Баха). Это мудрое завещание Пророка позволило предотвратить возможный раскол внутри бахаи и без организационных издержек развивать дальше движение бахаи. Как и отец, Абдул-Баха преследовался за свои религиозные убеждения, находился с отцом в ссылке. В 1907 году султану даже посоветовали казнить его. В 1908 году после революции в Турции Абдул-Баха был освобожден. В изгнании он провел почти шестьдесят лет. Немного поправив здоровье, Абдул-Баха с 1911 года по канун первой мировой войны путешествовал по Западной Европе, Канаде, США, выступал в университетах, церквах, синагогах и проповедовал семь главных принципов: 1) единство в политике всех стран; 2) единство мысли во всемирных начинаниях; 3) единство свободы; 4) единство религии; 5) единство наций; 6) единство рас; 7) единство языка. Критикуя национализм и анархизм, Абдул-Баха доказывал, что бездуховная Лига Наций бессильна предотвратить вторую мировую войну, начало которой он точно предсказал еще в 1921 году. Любопытно, что 26 октября 1912 года в Сакраменте (Калифорния) Абдул-Баха пророчествовал: "В 1917 году падут царства и социальные перевороты потрясут весь мир" [14]. В США, в Вилметте на берегу озера Мичиган Абдул-Баха заложил фундамент первого на Западе храма бахаи. Храм был окончательно возведен в 1953 году по проекту Луи Буржье. Ныне такие же прекрасные храмы действуют в ФРГ, Уганде, Австралии, Панаме, Индии, Западном Самоа. К 1921 году общины бахаи были уже в 37 странах, темпы развития бахаи как мировой религии не имели себе равных а истории.
Современный бахаи. В Хайфе, перед своей кончиной Абдул-Баха назначил своего старшего внука Шоги Эффенди лидером бахаи, и Шоги Эффенди (1896-1957) стал авторитетным систематизатором и историком религии, Хранителем Веры, строителем церкви нового типа. Окончив курс в Американском университете в Бейруте, а затем усовершенствовав свое образование в Оксфорде, он создал ряд блестящих и быстро распространившихся по планете книг: "Бог рядом", "Предвещанный день наступил", "Религия единства" и др. Хранитель Веры особо подчеркивал, что новая религия имеет славное будущее лишь в тесном союзе с передовой наукой и культурой. Гармоничное взаимодействие религии и науки он считал условием преодоления как религиозных, так и научных предрассудков. Всестороннее знание о человеке, жизни и Космосе позволило бы осознать великое единство многообразия бытия и осмыслить более глубоко творческий замысел Бога. Шоги Эффенди исповедовал кредо Бахауллы и Абдул-Баха:
"Познайте все, познайте жизнь планет,
И в небе что, и что в могиле,
Познайте все. Сказал и Магомет:
"За знанием ступай хоть до Китая.
Да будет знание что конь
Заблудший. Ищи коня не уставая".
... Но также верьте. О, вы верьте все Уму,
Который просветлен, который тяжкой мукой
Достигнул истины святой...
Да, вера – знанию начало" [15].
Сегодня во Всемирное сообщество бахаи входят представители множества наций, классов, профессий. Более 5 млн. бахаи проживают в 160 странах, в ряды движения входят представители 2112 национальностей, племен, рас, литература бахаев переведена на 782 языка и наречия. Бахаи поклоняется не человеческой личности Бахауллы, но Славе Божьей, проявленной через эту личность; он почитает Христа, Магомета и всех прежних Божьих Посланников, но признает Бахауллу как великого Мирового Учителя, пришедшего продолжить и завершить дело Его предшественников. Многие видные писатели, ученые и политические деятели высоко оценивали мировую значимость бахаи. "Принципы религии багаизма имеют достопримечательное будущее... поэтому сердечно интересуюсь этой религией... Принципы Баба урождены в исламском мире, а с принципами Бахаулла постепенно получили такое завершение, что теперь уже находятся на уровне благороднейших и чистейших форм религиозных заветов и принципов" (Л. Н. Толстой). "Уведомляйте эти основы и принципы политикам, дипломатам, университетам, высшим учебным заведениям и другим школам, больше пишите о бахаи, ибо эти люди стремятся обосновать мир во всем мире" (Т. Масарик). "В условиях международного политического и нравственного кризиса очень важно опираться на идеалы, подобные бахаи, приветствовать предложенные бахаи пути достижения мира через всемирные организации" (Э. Бенеш).
Местные общины сами планируют тематику собраний, дискуссий, проведение праздников, спортивных соревнований, обучение новообращенных, лишь по самым важным вопросам спрашивая совета у вышестоящих органов. Поскольку считается, что каждый человек может придти к Богу через посредство откровений Пророков самостоятельно и имеет право на достаточно свободное толкование смыслов священных текстов, то институт священников излишен.
Число 9 священно (9 Пророков, 9 праздников в году, 9 сторон храма, 9 членов Духовного Совета). Проповеди в храмах практикуются на родных языках участников собрания с параллельным переводом, например, на английский язык. Смысл жизни верующего разъясняется как богопознание путем объединения и совершенствования человечества во всех аспектах, преодоления насилия, стремления к миру и гармоничному мировому порядку. Вероучение запрещает бахаи насильственную антигосударственную деятельность, учит уважать законы своей страны и традиции своего народа, но обязывает мирными средствами разоблачать предрассудки расового, национального, классового и половозрастного характера, развивать в окружающих людях высокую духовность, вытеснять чувства зависти, жадности, человеконенавистничества. Поощряется развитие уникальных талантов (при всяком политическом режиме в той или иной стране), поскольку талант – "искра Божия", источник всемирного прогресса. Невежество толкуется как важнейшая причина всех бед, а универсальное образование – как средство успеха. Исповедуется равенство мужчин и женщин, моногамность и прочность семьи. Запрещается употребление алкоголя и наркотиков.
После смерти Шоги Эффенди в 1957 году руководство бахаи было передано (как и предписывал Бахаулла в случае отсутствия наследника Хранителя Веры) Всемирному Дому Справедливости, находящемуся в Хайфе. Местными общинами ведает ежегодно избираемый Духовный Совет. Бахаи постоянно осуществляют свыше 700 международных проектов в области здравоохранения, образования, общения, экологии. Так, в 15 странах Африки ими созданы общеобразовательные центры, а в странах Азии – свыше 300 школ. Семь радиостанций бахаи вещают из Либерии, Панамы, Чили, Перу, Боливии, Эквадора, США. Средства финансирования формируются из взносов верующих, доходов от обширной предпринимательской и издательской деятельности. Размер взносов – дело совести каждого верующего, причем кто и сколько внес, не афишируется. Взносы и пожертвования от небахаи и посторонних организаций не принимаются, что обеспечивает идейную и политическую независимость общин. Наиболее крупные издательства бахаи – в США (Вильметт), ФРГ (Хофхейм), Индии (Нью-Дели). Помимо богослужебных и просветительских книг и брошюр издаются периодические журналы "Мировой Порядок", "U.S. Baha’i Report" и т. д. В Аризоне есть специальный научно-исследовательский институт, изучающий историю, теорию и практику движения бахаи на всех континентах.
Таковы самые общие сведения о становящейся новой мировой религии, устремленной в будущее и формирующей новый общезначимый смысл эволюции человечества [16]. Число ее сторонников быстро растет как за счет бывших христиан, буддистов, магометан, иудаистов, так и ранее неверующих. Изменение политического климата на планете – разоружение, движение "зеленых", усиление религиозного экуменизма – способствует повышению международного интереса к бахаи [17].
Пока трудно предсказать конкретно будущие масштабы распространения бахаи на земном шаре и возможные внутренние противоречия этой мировой религии. Однако уже сегодня ясно, что провозглашенные более ста лет тому назад Бабом и Бахауллой принципы нового мирового мышления сегодня действительно становятся основой международных отношений. Рождается новый смысл всемирной истории, носителем которого выступает не какой-то "избранный класс" или "избранный народ", а человечество в целом как единый становящийся субъект. Завершается эпоха родов, племен, народностей и наций как субъектов-антагонистов. Начинается эпоха объединенного человечества, предвосхищающая начало принципиально нового – гармонического развития наций и языков, новой диалектики тождества и различия составных частей социума.
Предлагаемая читателю книга Дж. Э. Эсслемонта дает глубокое представление об истории и вероучении бахаи, публиковалась почти на сорока языках (только в США книга претерпела девять изданий). Ее варианты на английском и японском языках, а также на языке эсперанто были переложены на азбуку Брайля для слепо-глухонемых читателей. Международный успех этой замечательной книги говорит сам за себя. Несомненно, она вызовет не меньший интерес и у российского читателя.
Проф. Д. В. Пивоваров
ЛИТЕРАТУРА
1. Гриневская И. Баб. СПб. 1903. С. 116.
2. Там же. С. 117.
3. Effendi Sh. God Passes by. Wilmette, 1987. P. 402-412; Он же The Promised day is come. Wilmette, 1983; The New Garden. New Delhi, I988.
4. Гриневская И. Беха-Улла. Спб., 1912. С. 135.
5. О движении бабидов см.: Иванов М. С. Бабидские восстания в Иране. М., 1939; Крымский А. Труды по востоковедению / Изд. Лазарев, ин-та восточных языков. М.., 1912. Вып. 12, ч. 3; Аршару-ни Б. А. Бабизм и бахаизм. М., 1931; Батюшков Г. Бабиды//Вести. Европы. СПб., 1987. Кн. 7; Казем-бек М. Баб и бабиды. СПб.. 1865;
Талипов Н. А. Общественная мысль в Иране в XIX-начале XX века. М, 1988.
6. Гриневская И. Беха-Улла. С. 131.
7. Там же. С. 61.
8. Там же. С. 179-180.
9. Там же. С. 135.
10. Там же. С. 120-121.
11. См.: Каземзаде К. Краткий очерк истории и основных принципов бахаизма. Хофхайм, 1973; Перкинс М., Хейнсворт Ф. Бахаизм. (пер. с англ. С. Концебовского. М., 1990).
12. Дж. Э. Эсслемонт. Бахаулла и новая эра / пер. Д. В. Пивоварова / Екатеринбург, 1991
13. Гриневская И. Беха-Улла. С. 174.
14. Эсслемонт Дж. Э. Бахаулла и Новая Эра. Хофхайм, 1985. С. 267.
15. Гриневская И. Беха-Улла. С. 182.
16. См.: Библиография по бахаизму. Хофхайм, 1989.
17. См.: Обещание мира во всем мире: Обращение Всемирного Дома Справедливости к народам мира. Хофхайм, 1990.
Читать книгу «Бахаулла и Новая Эра» (в издании 1991 года)
Издания книги Эсслемонта на русском языке:
- Эссельмонт Дж. Э. Беха Улла и новая эра. Рига. Метрополис. 192-г. 280 с. ???
- Эсслемонт Дж. Э. Баха-Улла и Новая Эра. / Baha’i-Verlag, GmbH. Baha’i Publishin Trust, – New Delhi, India. 1985. – 312 с.
- Эсслемонт Дж. Э. Баха-Улла и Новая Эра. Baha'i Publishin Trust, New Delhi, India. 1989. – 312 с.
- Эсслемонт Дж. Э. Бахаулла и Новая Эра.— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991.— 304 с.
- Эсслемонт Дж. Э. Баха- Улла и Новая Эра / Дж. Э. Эсслемонт; [Пер. с англ. Д. В. Пивоварова].- Алматы: Нац. Духовное Собрание Бахаи Казахстана, 1996.- 286 с. Парал. тит. л.: англ. яз.
- Эсслемонт Дж. Э. Бахаулла и Новая Эра. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2008. – 296 с.
Также смотрите биографию Джона Эсслемонта