Семенова В.И. Философское творчество лидеров новых религиозных движений / Гуманитарный вестник. 2015. № 2 (33). С. 135-136.
Как указано в аннотации, автор "рассматривает философское наследие основателей новых религиозных движений (НРД). Особое внимание уделяется отношению лидеров НРД к обществу, государству, духовным векторам жизни человечества".
Не беремся оценивать, насколько автор в семи коротких абзацах, умещающихся на одну страницу, смогла раскрыть заявленную тему и рассмотреть философское творчество лидеров новых религиозных движений.
Также не будем затрагивать вопрос правомерности отнесения Веры Бахаи к новым религиозным движениям — на эту тему имеются отдельны научные работы, но, видимо, г-жа Семенова посчитала этот вопрос решенным и не заслуживающим отдельного упоминания.
Философскому творчеству лидеров религиозного движения Вера Бахаи посвящена одна седьмая часть научного труда г-жи Семеновой.
Позволим себе процитировать эту часть полностью:
«В качестве модели развития общества религиозное движение Вера Бахаи предлагает Концепцию Нового Мирового Порядка, посредством которой можно решить военные конфликты, пограничные споры государств, предотвращение экологических катастроф и т.д. Между тем, некоторые исследователи отмечают, что нетрадиционные религиозные объединения в условиях военного конфликта не только не способствуют его урегулированию, но зачастую пытаются разжечь его, несмотря на заверения в обратном на страницах своих философских и политических посланий.»
Как эти два предложения согласуются между собой, г-жа Семенова не сочла нужным пояснить. Видимо, связь аналогичная той, которая существует между кустом бузины в огороде и наличием дядьки в Ростове, а поэтому не требующая отдельного объяснения.
В научных статьях обычно принято давать сноски, когда упоминаются труды других исследователей. Кто такие «некоторые исследователи» из статьи Семеновой мы узнать не сможем.
Согласно В.И. Семеновой, Всемирный Дом Справедливости в своем документе «Обещание мира во всем мире» написал среди прочего и такое: «духовно или с помощью электронных средств… оружием и приборами стереть врага с лица земли».
Тут приходится признать, что либо г-же Семеновой, как некоторому исследователю, доступен особый текст заявления ВДС, либо она просто перепутала бахаи и, по-видимому, кришнаитов. В имеющемся в нашем распоряжении тексте ВДС «Обещание мира во всем мире» таких строчек найти невозможно.
В завершении отметим, что статьи В.И. Семеновой предоставляют также и богатый библиографический материал. Например, до знакомства с трудами г-жи Семеновой нам было известно всего четыре издания «Обещания мира во всем мире» на русском языке:
- Обещание мира во всем мире. / Baha’i-Verlag GmbH. – 18 с.
- Обещание мира во всем мире. / Baha’i-Verlag GmbH, 2-eизд. 1989. – 22 с.
- Обещание мира во всем мире. – М.: «Права человека», Пер. с англ. – 24 с.
- Обещание мира во всем мире. / Hofheim: Baha’i-Verlag GmbH, 2-е изд. 1990. – 34 с.
Но благодаря обильному цитированию В.И. Семеновой этого заявления Всемирного Дома Справедливости, видимо, придется взять на заметку этот документ и поискать его другие издания. Так в своей работе «Новые религиозные объединения как субъекты создания политических теорий» (2013) она «цитирует» некое издание 2000 года: «Обещание мира во всем мире. Заявление Всемирного Дома Справедливости к народам мира. М., 2000».
В описываемой выше, и более новой — за 2015 год, статье «Философское творчество лидеров новых религиозных движений», В.И. Семенова «цитирует» почему-то более старое, якобы, издание «Обещание мира во всем мире. Заявление Всемирного Дома Справедливости к народам мира. М., 1998.». Представляется интересным найти эти издания и включить в библиографию на нашем сайте.
На случай, если вы захотите ознакомиться с философским творчеством лидеров новых религиозных движений, размещаем полный текст научного трактата В.И. Семеновой на эту тему.