Заявление, представленное Международным Сообществом Бахаи, неправительственной организацией, имеющей консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете
Генеральный секретарь получил следующее заявление, которое распространяется в соответствии с пунктами 36 и 37 резолюции 1996/31 Экономического и Социального Совета.
Заявление
Востребование свободы совести, вероисповедания или убеждений в целях поощрения социальной интеграции
4–13 февраля 2009
В то время, как религиозное угнетение, фанатизм и столкновения между разными системами убеждений ослабляют методы управления, структуры развития, безопасность и права человека, мы удовлетворены тем, что Комиссия социального развития сосредоточила внимание на теме социальной интеграции. Эта тема, являющаяся главенствующей для решения задач на каждом уровне общества, определяется как способность людей жить сообща с достоинством и уважением, а также как процесс содействия созданию стабильных и справедливых обществ, в которых отдельные лица и общины могут беспрепятственно формировать свое настоящее и будущее. Хотя устранению социально-экономических барьеров, препятствующих социальной интеграции, уделяется огромное внимание, полное достижение этой цели потребует также от стран рассмотрения вопросов вне традиционных понятий исключения и неблагоприятного положения. Поскольку усилия, направленные на достижение социальной интеграции, будут отражать различные мнения и устремления людей во всем мире, правительствам будет необходимо решить один из наиболее сложных и игнорируемых вопросов нашего времени — предоставление каждому индивидууму свободы совести, вероисповедания или убеждений.
Человек является не только экономическим и социальным созданием, но также величественным созданием, обладающим свободной волей и сознанием, позволяющими вести поиск смысла и истины. Без свободы вести такой основополагающий человеческий поиск ни достоинство, ни справедливость невозможны. Мировые нации неоднократно заявляли о своей решимости защищать право людей свободно принимать и изменять свое вероисповедание или убеждения, как это провозглашено во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах. Однако примерно половина населения мира по-прежнему живет в рамках законов, которые ограничивают право на свободу принятия и изменения вероисповедания или убеждений1. Кроме того, ограничения религиозной свободы связаны с ограничением благосостояния населения в целом, усилением социального конфликта, негативными социально-экономическими последствиями и политической нестабильностью 2 .
За прошедшие годы убежденность Организации Объединенных Наций в том, что между религией, свободой и развитием человека существуют важные связи, возросла. На состоявшейся в 1995 году Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития было отмечено, что «страны должны более эффективно реагировать на материальные и духовные потребности отдельных лиц» и что нетерпимость и религиозная ненависть представляют «серьезную угрозу» для безопасности и благосостояния человека 3. В 2004 году в докладе Организации Объединенных Наций о развитии человека впервые культурная свобода была признана в качестве одного из важнейших компонентов развития человека и подтверждена «исключительная важность религии для самобытности людей» 4 . В докладе о развитии человека в арабских странах за 2004 год, который также является важным вкладом в рассмотрение этого вопроса, свобода определена как «гарант и цель» развития человека и основное условие развития в арабском регионе 5. По существу нет оснований полагать, что свобода совести, вероисповедания или убеждений является западной ценностью или проблемой. Такую свободу нельзя также считать роскошью, которая должна обеспечиваться лишь после того, как были удовлетворены базовые потребности в продовольствии и жилье. Она, скорее всего, является основой усилий по восстановлению человеческого достоинства и укреплению общественной жизни.
Ряд изменений на мировой арене свидетельствуют о необходимости рассмотрения этого вопроса Комиссий. Во-первых, стремительно возрастающее передвижение людей затрудняет усилия по созданию миролюбивых и целостных общин, особенно в странах, которые стремятся к однородности практики или убеждений. Религиозное угнетение продолжает подрывать социальную и политическую стабильность. Во-вторых, практически во всех частях мира религия стала серьезным политическим и социально значимым фактором. В сравнении с юридическими нормами религиозные и культурные нормы стали более мощными детерминантами отношений и поведения, что является для многих правительств раздражающим фактором, а для других — стимулирующим фактором.
В-третьих, концепция «диффамации религий», которая пошатнула международную основу прав человека и поставила под вопрос механизм прав человека, избирательно ограничила возможности для мирного общественного познания и обсуждения вопросов, связанных с убеждениями, что столь необходимо в условиях разнообразных и разделенных общин. Кроме того, Организации Объединенных Наций еще предстоит признать смежный вопрос религиозного экстремизма, являющегося основным барьером на пути социальной интеграции и стабильности. В-четвертых, нынешняя дискуссия по вопросу о религии в общественной сфере в значительной степени подталкивается сторонниками экстремальных действий, т.е. теми, кто навязывает свою религиозную идеологию силой, и теми, кто отрицает любую возможность проявления веры или убеждений в общественной сфере. Вместе с тем, ни одно из экстремальных проявлений не является мнением большинства человечества.
Свобода совести, вероисповедания или убеждений может быть следующим рубежом кампании в интересах социальной интеграции. Каждая очередная «моральная битва», будь то по вопросу рабства, апартеида, расизма, дискриминации в отношении женщин или национализма, позволяет человечеству устранять барьеры на пути социальной интеграции и выходить на очередной более высокий уровень более справедливого глобального сообщества. Пользуясь предоставленной возможностью, Международное Сообщество Бахаи хотело бы подчеркнуть возможные направления действий Комиссии, правительств и гражданского общества в целях содействия защите свободы совести, вероисповедания или убеждений в интересах социальной интеграции.
Основой любой долгосрочной стратегии поощрения понимания такой свободы должны быть усилия в поддержку повышения грамотности и уровня образования: женщины, мужчины и дети, которые могут читать свои священные книги и священные книги других религий или конфессий, которые могут беспрепятственно задавать вопросы и проводить обсуждения и способны участвовать в накоплении и применении знаний, будут в лучшей степени подготовлены для борьбы с невежеством и фанатизмом. Руководящие принципы Толедо в отношении освещения вопроса о религиях и убеждениях в публичных школах 6 , представляющие собой инициативу Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, являются одним из последних примеров усилий, направленных на углубление понимания роли, которую религии играют в современном плюралистическом мире. Хотя одно лишь такое понимание не приведет к повышению уважения, нет никаких сомнений, что отсутствие такого понимания лежит в основе большинства конфликтов и стереотипных представлений. В руководящих принципах никому не навязывается программа, а скорее предлагается руководство по разработке и осуществлению программ, которые являются беспристрастными и сбалансированными с точки зрения отношения к религиям и убеждениям.
Другие конкретные действия предпринимаются в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, где правительство в ответ на последний доклад Комиссии по вопросам интеграции и сплоченности приступило к осуществлению плана по снижению напряженности на уровне общины. Он предусматривает процесс консультаций для разработки стратегии поощрения эффективного взаимодействия между людьми разных вероисповеданий и между конфессиями и более широким гражданским обществом 7. Это лишь два примера среди возрастающего числа инициатив, выдвигаемых общинами и странами во всем мире. Можно различить дух экспериментирования по мере того, как общины и организации реализуют инициативы по укреплению потенциала, что объясняется желанием узнать, понять и установить связи. Поскольку в результате таких усилий возрастает мощь, воздействие и эффективность, они будут способствовать динамичному процессу познания в интересах социальной интеграции.
Мы предлагаем следующие рекомендации в качестве важных последующих шагов по пути расширения свободы совести, вероисповедания или убеждений в интересах социальной интеграции.
- Комиссии социального развития следует признать роль свободы совести, вероисповедания или убеждений в области социального развития и в создании сплоченных и справедливых обществ.
- Организации Объединенных Наций и соответствующим заинтересованным сторонам следует приступить к изучению связи между свободой совести, вероисповедания или убеждений и различными аспектами социального развития, включая гендерное равенство, нищету, образование, накопление знаний и социальные экономические структуры, но не ограничиваясь ими.
- Правительства могут предложить Генеральному секретарю представить доклад по вышеупомянутому вопросу. Помимо всего прочего, в этом докладе может рассматриваться воздействие ограничения такой свободы на особо уязвимые группы населения (например, женщин, детей, беженцев, меньшинств и трудящихся-мигрантов) для более глубокого понимания того, каким образом это создает дополнительные барьеры для их социальной интеграции.
- В сотрудничестве с гражданским обществом правительствам следует разработать стратегию содействия проведению на местном и/или региональном уровнях консультаций по этой теме, с тем чтобы повысить информированность о такой свободе и определять государственную политику.
- Правительству следует разработать руководящие принципы обучения по вопросам религий и убеждений в государственных школах.
- Комиссия может предложить Комитету по правам человека представить новый комментарий, касающийся свободы совести, вероисповедания или убеждений (как это предусмотрено в статье 18 Всеобщей декларации прав человека). С учетом многочисленных вопросов, связанных с такой свободой, которые возникли с момента представления Комитетом первого комментария по этому праву в 1993 году 8 (например, диффамация религий, права меньшинств), было бы полезно представить дополнительное юридическое разъяснение по этому праву.
Свобода совести, вероисповедания и убеждений индивидуума является основой развития человека и усилий по созданию справедливого и гармоничного общества. Коллективная задача по продвижению к более высоким уровням интеграции и сплочения окажется невыполнимой, если значительная часть мирового населения не будет иметь возможности принять участие в изучении и обсуждении этого вопроса на основе своего интеллекта и сознания.
1 Boyle, K., & Sheen, J. (1997). Freedom of Religion and Belief: World Report. London: Routledge.
2 Marshall, P. A. (Ed.). (2008). Religious Freedom in the World. Plymouth, United Kingdom: Rowman and Littlefield Publishers.
3 Всемирная встреча Организации Объединенных Наций в интересах социального развития
(1995). Доклад о работе Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития [URL: http://www.un.org/esa/socdev/wssd/agreements.html].
4 UNDP (United Nations Development Programme). (2004). Human Development Report 2004: Cultural Liberty in Today's Diverse World. New York: Oxford University Press.
5 UNDP (United Nations Development Programme), Arab Fund for Economic and Social Development, & Arab Gulf Programme for United Nations Development Organizations. (2005). Arab Human Development Report 2004: Towards Freedom in the Arab World. New York: United Nations Publications.
6 The Organization for Security and Cooperation in Europe/Office for Democratic Institutions and Human Rights (OSCE/ODHIR). (2007). Toledo Guiding Principles on Teaching about Religion and Beliefs in Public Schools. Warsaw, Poland: OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights.
7 Department for Communities and Local Government. (2008). Face to Face and Side by Side: A Framework for Partnership in our Multi Faith Society. London, United Kingdom.
8 Human Rights Committee, General Comment 22. Article 18. (1994). U.N. Doc. HRIGEN1Rev.1 at 35.
BIC Document #: 09-0204