Мирза Абул-Фазл Гулпайгани
1844-1914
(Встречаются разные написания имени: Мирза Абу-ль-Фазль Гульпайгани, Абу-ль-Фазл Гольпаигани, Абул-Фадл Гольпайегани.)
Мирза Абул-Фазл Гулпайгани — Апостол Бахауллы, один из видных деятелей религии бахаи, распространитель учения бахаи в Египте, Иране, Туркменистане и в США. Абдул-Баха часто называл его Абул-Фазаил («Прародитель добродетелей»).
Мирза Абул-Фазл родился в 1844 году в деревне недалеко от Гольпайеган в семье муллы. Получил обширное исламское образование, в том числе в области философии и теологии. С октября 1873 года он преподаёт исламскую теологию в религиозном учебном заведении Медресе Хаким Хашим в Тегеране. Вскоре он становится его главой. Кроме преподавательской деятельности, Мирза Абул-Фазл усиленно занимается изучением философии, изучает ирфан (мусульманскую мистику), буддизм и естественные науки. 20 сентября 1876 года он переходит в религию бахаи. Он сделал это после того как прочитал пророчества Бахауллы об османском султане Абдул-Азизе и его визире Мехмед Амин Али-паше, и они вскоре исполнились.
Существует история о том, как Абул-Фазл Гулпайгани заинтересовался вероучением бахаи. Как-то во время поездки один из ослов потерял подкову и пришлось заглянуть в кузню, принадлежавшую одному бахаи. Тот, видя перед собой именитого богослова, задал ему теологический вопрос, от которого Абуль Фазль пришел в замешательство. Не найдя ответа, он вышел в растерянности. Спутники пытались утешить его и просили не придавать значения вопросам «еретика-бахаи». Это не успокоило великого ученого. Больше всего его заинтриговала сама религия, в которой даже простой неграмотный кузнец задается вопросами, на которые не могут найти ответа просвещеннейшие богословы. Это подвигло Абул-Фазла на изучение религии бахаи. В последующие месяцы он встретился с несколькими ведущими бахаи, в том числе Набиль-и-Акбаром, мирзой Измаил Забихом и Ака Мирза Хайдар Али Ардистани. В результате, в 1876 г. он сам принял эту религию.
После того, как Мирза Абул-Фазл объявил о принятии новой веры, он был изгнан из медресе и неоднократно бывал арестован.
Мирза Абул-Фазл предпринимает несколько поездок по Ирану с целью распространения Дела и привлекает к новому учению немало верующих.
Ашхабад
В 1889 году он прибывает в Ашхабад (в то время — столица Туркестана, части Российской империи), где становится главной фигурой новообразованной общины бахаи.
Всего через полтора месяца после его прибытия, 8 сентября 1889 года, в Ашхабаде происходит одно из самых значительных событий в истории бахаи этого города — убийство одного из видных бахаи, Хаджи Мухаммада Ризы Исфахани. Гулпайгани сразу же помог общине бахаи отреагировать на это событие, и позже он стал представителем бахаи на суде над убийцами. Это событие установило независимость Веры Бахаи от Ислама как для российского правительства, так и для жителей Ашхабада. (Подробнее читайте «История мученичества Хаджи Мухаммада Ризы Исфахани в Ашхабаде».)
Из Ашхабада Мирза Абул-Фазл совершает поездки в Самарканд и Бухару. Востоковед, исследователь бабизма, А.Г. Туманский, который позднее перевел Китаб-и-Агдас на русский, встречался с Мирзой Абул-Фазлом в Ашхабаде.
Каир
В 1894 Гулпайгани покидает Ашхабад и отправляется в Палестину, в город Акка, где проводит 10 месяцев в гостях у Абдул-Баха, оттуда уезжает в Каир. Здесь Мирза Абул-Фазл находит место преподавателя-учёного (улема) при исламском университете Аль-Азхар — самом престижном учебном заведении в мусульманском мире.
По прибытии в Каир Мирза Абул-Фазл сперва не входит в контакт с бахаи, а начинает преподавать в университете Аль-Азхар. За короткое время его глубокие знания заставляют группу студентов университета собраться вокруг него. Среди них он выбирает нескольких, наиболее открытых новому, и начинает говорить с ними о Вере Бахаи. В итоге около тридцати из этих учеников стали бахаи. До этого времени, хотя в Египте имелось значительное количество бахаи, все они были иранцами. Теперь Гулпайгани обратил многих ученых египтян, в том числе тех, которые впоследствии сыграли важную роль в развитии Веры Бахаи в Египте, например, Абдул-Джалил Бей Саад. Гулпайгани также познакомился с рядом писателей и издателей журналов. Его статьи и статьи о нем начали появляться в египетской прессе.
Поездка в Европу и Америку
В 1901 году Мирза Абул-Фазл по указанию Абдул-Баха отправляется в США. По пути Мирза Абул-Фазл посещает общину бахаи в Париже. За время его пребывания там, более 30 человек стали бахаи. В Америке ему было поручено заняться разъяснением для западных бахаи сложных мест нового учения, а также разоблачить ревизионистское направление, которое проповедовал в США Ибрагим Джордж Хейралла.
Последние годы жизни
В 1904 году Мирза Абул-Фазл возвратился в Каир, где и прожил до конца жизни. Абдул-Баха во время начала Своей поездки на Запад в августе 1910 года специально позаботился о месте для Гулпайгани в Александрии. Чтобы тот мог жить рядом с Ним несколько месяцев, пока Абдул-Баха находится в этом городе.
Дата смерти Мирзы Абул-Фазла Гулпайгани 21 января 1914 г.
Интересные факты:
- Абдул-Баха в честь Мирзы Абул-Фазла Гулпайгани назвал одну из внешних дверей в Святилище Баба.
- Он был один из немногих Апостолов Бахауллы, кто ни разу не встречался с Бахауллой.
- После его смерти его библиотека много лет хранилась в особняке в Бахджи на том же этаже, где находится комната, в которой жил Бахаулла.
- Принимал участие в работе над переводом Китаб-и-Агдас (Наисвятой книги) на русский язык.
- Именно Мирзе Абул-Фазлу Гулпайгани была адресована Скрижаль Бахауллы, в которой содержатся известные слова:
Скиния единства воздвигнута; не считайте друг друга чужими. Вы плоды одного древа, листья одной ветви.
— Бахаулла, Крупицы из Писаний, CXII
Дополнительные источники
- Мирза Абуль-Фазль Гульпайгани. История мученичества Хаджи Мухаммада Ризы Исфахани в Ашхабаде Перевод Ю.А. Иоаннесяна.
- Mirza Abu'l-Fadl Gulpáygání by Moojan Momen, 1995