Джулиет Томпсон
Апостол Абдул-Баха
(1873–1956)
В раннем возрасте Джулиет увлеклась живописью. Она обучалась в Школе искусств Коркоран в Вашингтоне и в семнадцать лет профессионально занималась портретами, выполняемые пастелью. К середине 1890-х годов, когда ей было за двадцать, она уже сделала себе имя. Примерно на рубеже веков мать Лауры Клиффорд Барни* пригласила молодую художницу приехать в Париж для дальнейшего обучения. Джулиет приехала в сопровождении своей матери и брата.
Именно там она встретила Мэй Боллс — первую бахаи на европейском континенте — и через нее приняла новую Веру. Барни написала о Джулиет, что она приняла это «так же естественно, как ласточка поднимается в воздух». Джулиет стала одной из первых парижских бахаи, в их число входила и Барни. Энтузиазм и активность были в самом разгаре, отчасти из-за присутствия Мирзы Абул-Фазла, которого Абдул-Баха послал во Францию. Его уроки, вместе с влиянием Мэй Боллс, укрепили Джулиет в Вере, и процесс был завершен, когда Томас Брейквелл, первый английский верующий, дал ей прочитать проникновенное описание мученичества Баба, сделанное графом де Гобино.
С самого начала принятия Веры Джулиет служила ей. Вернувшись из Парижа, она провела большую часть своей жизни в Нью-Йорке, и ее студия стала центром встреч бахаи. Сильная любовь и преданность Джулиет к Учителю сделали ее естественным каналом для распространения Веры. Ее энтузиазм был настолько душевным и заразительным, что благодаря ей многие люди приняли Дело. Она также проводила еженедельные встречи для верующих. «Никогда, — писала одна из ее близких подруг, — эти встречи не будут забыты. Те, кому посчастливилось собираться там в те начальные дни, вкусили духовное счастье, о котором всегда читали, что поет в сердце, независимо от бурных вод внешнего мира ... Все признаки мирской атмосферы отсутствовали ...» Через год после освобождения Учителя из города-тюрьмы Акки, в 1908 году, Джулиет в группе Кинни совершила паломничество в Хайфу. Нетрудно представить ее восторг от достижения этой долгожданной цели.
По возвращении в Нью-Йорк она возобновила встречи. Страницы новой главы писались в жизни многих преданных американских верующих; все с надеждой ждали возможного визита Абдул-Баха в Соединенные Штаты. Но для Джулиет интервал ожидания оказался слишком длинным; летом 1911 года, когда Учитель находился в Европе, она встретилась с Ним сначала в Тонон-ле-Бен, Франция, а затем в Веве, у Женевского озера в Швейцарии. Она внимала Его живительным словам и честно записывала в своем дневнике бесценные впечатления тех дней.
11 апреля 1912 года Абдул-Баха прибыл в Нью-Йорк, и когда Он сошел с парохода «Седрик», среди тех, кто встречал Его, была и Джулиет Томпсон. Она повсюду следовала за Учителем, присутствовала на всех встречах в Нью-Йорке, Бруклине и Нью-Джерси, а Учитель любезно согласился произнести речь на собрании в ее студии. Несколько раз Он приглашал ее на прогулку с Ним по Риверсайд Драйв в сопровождении Валиуллы Варги в качестве переводчика.
Именно благодаря ее стараниям настоятель Вознесенской церкви в Нью-Йорке принял Абдул-Баха на воскресной вечерней службе, усадив Учителя на стул епископа у алтаря. Здесь Абдул-Баха ответил на много вопросов об Учении, которые задавала паства. Джулиет достигла вершины успеха и счастья, когда Учитель удовлетворил ее просьбу написать Его портрет. Она выполнила его пастелью, что, к сожалению, довольно нестойкий материал. Фотографические репродукции портрета находятся во многих домах бахаи, но оригинал утрачен.
К этому времени Томпсон была известным художником-портретистом, выполняя множество заказов в Нью-Йорке и Вашингтоне. Среди них был портрет супруги Калвина Кулиджа. Джулиет вела подробный дневник о событиях, которые разворачивались во время визита Абдул-Баха в Нью-Йорк и его окрестности. В ее статье «Абдул-Баха, Центр Завета» приводятся примеры реакции людей из всех слоев общества на энергичную личность Учителя — отклики, которые в большинстве случаев она сама наблюдала.
Затем началась Первая мировая война, которую предсказывал Учитель. Тогда вся связь между Абдул-Баха на Святой земле и друзьями в Соединенных Штатах была ограничена. В течение всего этого времени тяжелых испытаний Джулиет не теряла видения обещания бахаи о мире. В сотрудничестве со своей духовной матерью, Мэй Максвелл, она собрала высказывания Бахауллы и Абдул-Баха на эту тему. Они были опубликованы в 1918 году под названием Peace Compilation («Сборник мира»).
Своей пламенной борьбой за мир Джулиет привлекла внимание федеральных агентов, некоторые даже присутствовали на собраниях бахаи у нее дома. Она никогда не боялась. Она знала, что говорит об Учении Божьем для этого дня. На протяжении всей своей жизни-бахаи она оставалась смелой, стойкой и в своей вере твердой как камень.
Джулиет проявила себя тонко чувствующей писательницей в своей книге I, Mary Magdalen («Я, Мария Магдалина»), опубликованной в 1940 году. В ней она словами создает портрет женщины, жизнь которой находится под сильным влиянием учения Иисуса Христа, подобно тому, как и жизнь самой Джулиет была приведена в движение сияющей добротой и мудростью Абдул-Баха. Эта книга была охарактеризована как «одно из самых живописных и возвышенных описаний Христа, когда-либо сделанное в литературе».
В течение многих лет Джулиет была членом Духовного Собрания Нью-Йорка и делегатом на ежегодный съезд. В 1926 году она вместе с Мэри Максвелл, дочерью своей любимой подруги и учителя, совершила второе паломничество на Святую землю. После нескольких лет служения в Нью-Йорке и вскоре после того, как Шоги Эффенди отправил первых пионеров бахаи в страны Латинской Америки, Джулиет провела более года, обучая в Мексике.
В последние годы своей жизни она была физически недееспособна; тем не менее, где бы она ни находилась, там образовывался центр, вокруг которого вращались мысль и деятельность бахаи. Несомненно, многие из ее друзей не осознавали серьезности ее проблем с сердцем, потому что ее дух был живым и энергичным. Хотя ей было тогда за восемьдесят, самые близкие ей люди никогда не думали о возрасте в связи с Джулиет; она казалась нестареющей. Ее земная жизнь закончилась 9 декабря 1956 года.
Сокращенный перевод из The Baha’i World, №13, 862–864
[*] Лаура Клиффорд Барни — составитель книги «Ответы на некоторые вопросы».
Некоторые книги
- Diary of Juliet Thompson, by Juliet Thompson and Marzieh Gail
- I, Mary Magdalene, by Juliet Thompson (1940)
Также смотрите:
- "Воспоминания Джулиет Томпсон о Халиле Джебране, рассказанные Марзие Гэйл"
- Существует стенографическая запись беседы Абдул-Баха на встрече с бахаи в доме Джулиет Томпсон по адресу 10 Вест Стрит, 48, Нью-Йорк 15 Ноября 1912 года.
- Hussein Ahdieh. Juliet Thompson: Champion of the Baha'i Faith in New York City (2021).
И еще: В 1918 году, когда Джулиет Томпсон писала портрет Марка Тоби, он ознакомился у нее в мастерской с некоторыми книгами бахаи и заинтересовался Верой. Через некоторое время он стал бахаи.