Мухаммад Такий Исфахани
13 декабря 1946 года бахаи Египта с глубокой скорбью и горем узнали о кончине Мухаммада Таки Исфахани, последнего остававшегося в живых из эпохи Бахауллы. Его потеря непоправима не только для его друзей в Египте, которые получали от него настоящую отцовскую любовь и доброту, но и для тех бесчисленных друзей на Востоке и Западе, которые хорошо его знали, высоко ценили его служение и получали от него помощь во время их посещений Святой земли.
Он вырос в Персии, где впервые воспринял свет истины, сияющий с горизонта Бахауллы. Это было в начальные дни Его Возвещения, когда пламя враждебности по отношению к Вере разжигали ее враги из различных классов и санов в Персии. Он слышал, как улемы (мусульманские лидеры) обращаются к массам со своих кафедр, будоражат их и подстрекают подняться против верующих новой Веры, уничтожить их и искоренить их движение; и он был свидетелем терпения, прощения, спокойствия, честности, и стойкости тех людей, которых улемы проклинали и обвиняли в ереси. Он был в ужасе, когда Мулла Мухаммад Бакир (Верховным Пером названный «Волком») и Имам-Джумих убили двух братьев, Мухаммада Хасана (названный Царь Мучеников) и Мухаммада Хусейна (названный Возлюбленный Мучеников) не потому, что они были баби, и не потому, что их считали отступниками, а потому, что Имам-Джумих был должен им 8000 египетских фунтов и захотел избавиться от долгов таким диким и жестоким злодеянием.
В 1878 году Мухаммад Такий Исфахани отправился в Египет. Во время этого путешествия он повстречал много верующих в разных странах и таким образом узнал больше о новой Вере. Он остановился в Акке, городе-тюрьме, где его приветствовали друзья Веры и где много обсуждали это убийство братьев. В первый день он имел честь встретиться с Абдул-Баха, а на второе утро он имел честь оказаться в Святом Присутствии Бахауллы, когда Скрижали, явленные в честь этих двух мучеников, были зачитаны Ага Джаном (названным Слуга Божий). После тринадцати дней пребывания в этом городе он возобновил свое путешествие в Египет. Позже он совершил еще четыре поездки на Святую землю; вторая поездка положила начало его профессиональному росту, потому что во время этого визита Бахаулла посоветовал ему поселиться в Египте, а его последний визит состоялся в 1891 году, всего за год до вознесения Благословенной Красоты.
Его преданность Абдул-Баха, Центру Завета, была в высшей степени искренней, и он удостаивался чести получать Его благословения на много посещений Святой Обители, последнее из которых было 4 февраля 1919 года. Исторический визит Абдул-Баха в Египет в 1910–1912 годах удостоил Мухаммада Такий Исфахани новой милости, когда он посвятил себя служению Ему и паломникам.
28 ноября 1921 года он был глубоко потрясен известием о вознесении Возлюбленного Учителя, сообщенным Величайшим Святым Листом в телеграмме. Он немедленно отправился в Хайфу, и там он почувствовал, что мир лишился жизни. На сороковой день он оставил Хайфу, когда вздохи скорби и горе скорбящих, как бахаи, так и небахаи, внезапно превратились в радость и счастье, после прочтения «Воли и Завещания», в котором Возлюбленный Учитель повелел Своим последователям обратить свои лица к свету, исходящему от Выдающейся Ветви, Возлюбленного Хранителя Дела Божьего, Шоги Эффенди.
Развитие Дела в Египте связано со служением Мухаммада Такий Исфахани. Когда он впервые прибыл в Египет, здесь было всего несколько верующих, но благодаря его деятельности многие души пришли, чтобы принять Дело, и было создано много центров.
Его дом был постоянно открыт для деятельности бахаи, и там проводилось много встреч. Это место удостоилось визита Возлюбленного Учителя во время Его пребывания в Египте. Мирза Абул-Фазл и госпожа Л. М. Гетсингер провели свои последние дни на земле в этом доме, получая всё гостеприимство и заботу.
Его дух верности сиял во всей полноте, когда нарушители Завета начали свою деятельность и через своих агентов в Египте пытались ввести в заблуждение верующих. Благодаря его стойкости и рвению их заговор был раскрыт, а Дело Божье защищено от их зла.
В области литературы Такий Эффенди оставил заметный след. Он знал наизусть почти все общие Скрижали Бахауллы и Абдул-Баха, и он мог рассказать о большинстве выдающихся исторических событиях, как будто бы те произошли только что. Как главный член издательского комитета, он помог перевести на арабский язык много книг и Скрижалей, таких как Иган и «Ответы на некоторые вопросы». Он также писал статьи, демонстрирующие истину Дела и провозглашающие его учение и принципы.
Годы не ослабляли яркость его духа, хотя они возлагали на него все возрастающее бремя скорбей и бедствий. Смерть его сыновей, после чего последовала смерть его жены, оставили его одиноким, но его дух никогда не колебался и не чувствовал одиночества, поскольку он свое истинное утешение нашел в Возлюбленном Бахаулле.
Свою доброту и гостеприимство он выказывал всем, а его неисчислимое служение оказало влияние на сердца верующих Востока и Запада.
Как Десница Дела Божьего, Мухаммад Такий Исфахани служил, терпел лишения и скончался с улыбкой спокойствия на устах. Верующие провели мемориальные собрания в различных центрах, и в настоящее время на кладбище бахаи строится подобающее место упокоения. Ничто не может лучше выразить полноту сей богатой жизни и ее благословенного завершения, чем эта телеграмма, полученная от Возлюбленного Хранителя:
Сердца поражены горем (из-за) кончины возлюбленного, выдающегося, стойкого поборника Веры Мухаммада Такий Исфахани. Длинный перечень его великолепных, образцовых служений нетленен (и) удостаивает (его) звания Десницы Дела Божьего. Рекомендую провести подобающие мемориальные собрания (в) египетских центрах. (Я отправляю) вклад (в) двести фунтов (для) строительства надгробия.
(Подписано) Шоги.
Написано Национальным Духовным Собранием бахаи Египта, Судана и Абиссинии.
The Baha'i World, № 11, стр. 500-502. Фотография © Bahá’í International Community