Адельберт Мюльшлегель
1897–1980
Адельберт Мюльшлегель родился 16 июня 1897 года в Берлине. Его отец был военным врачом на службе у короля Вюртемберга, что повлияло на выбор профессии молодого Адельберта. Его мать была дочерью пастора Биберах, и она передала своему сыну стремление к духовным ценностям. Адельберт охарактеризовал свое детство, часть которого провел в Штутгарте, как радостную пору. Он много лет жил в доме с большим садом. Его родители уделяли ему много любви и внимания. У него был пример благочестивой и сияющей души его матери, а также отцовские дисциплина и поощрение занятием спортом. Кроме того, у него была очаровательная маленькая сестра, которая позже эмигрировала в Восточную Европу и приняла там Веру.
Во время Первой мировой войны Адельберт служил в медицинском корпусе и напряженно пытался согласовать в себе суровые реалии медицины со стремлением к духовному просветлению. Учеба по медицине привела его во Фрайбург, Грайфсвальд и Тюбинген. Он все больше убеждался, что наступает новая эра, и он стал настоящим искателем. В 1920 году он получил письмо от своей матери, в котором она рассказала, что нашла новое и универсальное Дело — Веру Бахауллы. Он изучил несколько текстов, которые были доступны в то время, понял, что это истина, которую он искал, и принял Веру. В 1922 году он открыл свою первую медицинскую практику в Штутгарте. Затем последовало время внутренней борьбы за то, чтобы согласовать свою профессию и личную жизнь с Учением. Он принимал участие в жизни общины Штутгарта, выступал с докладами и написал мелодраму для третьего «конгресса бахаи», состоявшегося в сентябре 1924 года. Два года спустя он женился на Херме Вейдл. У них было две девочки и три мальчика, один из которых умер в раннем детстве. Херма была великолепной матерью и близким товарищем Адельберта во всей его деятельности бахаи, пока она не была призвана в Царство Абха в 1964 году. Они получили большую привилегию — совершить паломничество вместе в 1936 году и находиться в присутствии Шоги Эффенди, который вместе с Адельбертом совершил на четверть часа прогулку по саду.
Затем пришло время в 1937 году, когда Вера была запрещена в Германии. На протяжении всех лет Второй мировой войны Адельберт оставался со своей семьей в Штутгарте в качестве врача. Их квартира была разбомблена. В 1945 году в своем новом доме Адельберт и Херма создали настоящий центр деятельности бахаи и, кроме того, место, куда многие молодые иранские бахаи обращались по прибытии в Германию. Теплая атмосфера, полная юмора, окутывала всех. Если возникали какие-либо земные трудности, что не было необычным в те послевоенные годы, Адельберт сочинял песню, освещающую проблему. Он продолжал выполнять переводы литературы бахаи и расширил свои познания в ряде европейских языков. Он написал много статей на тему бахаи, которые появлялись в различных публикациях. В течение многих лет до января 1958 года он служил членом Национального Духовного Собрания Германии и Австрии и часто был его председателем.
В феврале 1952 года Адельберт Мюльшлегель был назначен Десницей Дела Божьего, а с 1959 года посвятил все свое время служению Вере. В 1957 году один глубокий духовный опыт сильно повлиял на него, подготовив его к жизни, полностью посвященной служению Бахаулле. В тот год, когда возлюбленный Хранитель скончался, Аматуль-Баха Рухийя Ханум попросила Адельберта омыть тело Шоги Эффенди перед погребением. Сопутствующие этому переживания лучше всего передать его собственными словами:
«В тот час со мной произошло что-то новое, о чем я не могу даже через несколько дней говорить, но я могу упомянуть мудрость и любовь, которые я почувствовал, изливались на меня. В той комнате, которая для мирских глаз выглядела бы совершенно иначе, находилась огромная духовная сила, которую я своей жизни ощущал только в Святых Гробницах. Моим первым впечатлением был контраст между оставленным телом и величественным, преображенным лицом, берущая за душу картина радостной победы вечного над преходящим. Мое второе впечатление, когда я молился, думал и тщательно делал то, что я должен был сделать, заключалось в том, что в этой степени посвящения Божьему делу я должен трудиться всю свою жизнь, а человечество должно трудиться тысячу лет, чтобы построить «Царство» на земле; и моя третья мысль состояла в том, что, когда я омывал его конечности и помазывал его, я благодарил те возлюбленные руки, которые трудились и писали, чтобы утвердить Завет, те ступни, которые передвигались для нас, те уста, которые говорили с нами, ту голову, которая думала о нас, и я молился, размышлял и молил, чтобы за короткое время, оставленное мне, члены моего тела могли поспешить следовать по его пути служения; и моя последняя мысль была о моем собственном страдании, потому что я чувствовал, насколько недостойны мои руки, чтобы помазать то благословенное чело розовым маслом, как это делали старинные Мастера со своими учениками; и еще, какие привилегии, какие обязанности ложатся на нас, живых, чтобы оберечь то, что прошло и смертно, пусть оно будет таким возвышенным. В этот час вместилось много милости, любви и мудрости».
Десница Дела Адельберт Мюльшлегель был одним из Главных попечителей Дела, которые вели его по темному коридору с 1957 по 1963 год, до тех пор, когда был избран Всемирный Дом Справедливости. За это время он посетил многие европейские страны, помогая увеличить количество Национальных Духовных Собраний — с трех в 1953 году до шестнадцати в 1963 году. В 1958 году доктор Мюльшлегель и его жена отправились пионерами из Штутгарта в различные центры и, наконец, в Тюбинген, где Херма скончалась в 1964 году после тяжелой и продолжительной болезни, во время которой за ней ухаживал ее муж. Яркий луч света оставил этот мир, чтобы продолжить свое служение в другом мире и помогать в этом ее дорогому мужу.
После смерти своей жены в 1964 году доктор Мюльшлегель переехал в Вену, чтобы помочь укрепить всё еще испытывающую трудности национальную общину. Секретарем Национального Духовного Собрания была Урсула Колер, которая через год стала его женой и близким товарищем. Затем, в 1970 году, когда Швейцарии потребовалась помощь в открытии одного из ее франкоговорящих кантонов, доктор Мюльшлегель зарегистрировался во Фрибургском университете, чтобы получить вид на жительство. Вскоре во Фрибурге с его помощью и помощью его жены была создана жизнеспособная община. Из Австрии и Швейцарии он продолжал совершать поездки по Европе. Когда в 1968 году Десницы Дела были освобождены для служения по всему миру благодаря созданию Континентальных Коллегий Советников, д-р Мюльшлегель предпринял свою первую поездку на другие континенты. В 1969 году по просьбе Всемирного Дома Справедливости он отправился в Азию, посетив Персию, Индию, Западный Пакистан (ныне Бангладеш) и Непал.
Достигнув своей цели в Швейцарии, доктор Мюльшлегель и его жена по предложению Дома Справедливости переехали в 1974 году в Хофхайм, Германия, что рядом с материнским храмом для Европы. Их дом снова стал центром гостеприимства бахаи, обогащенным великой мудростью д-ра Мюльшлегель, который делился своими знаниями с приезжающими сюда друзьями. Кроме того, он совершил поездки в Африку в 1971 и 1972 годах, а также в Южную Америку в 1975 году. Во время этих длительных поездок его сопровождала жена, и, хотя его сердце начинало сбоить, он все же чувствовал, что может выполнить еще одно служение, переехав в еще одну страну, источник столь дорогой его сердцу классической традиции, а именно, в Грецию. И вот в 1977 году, в возрасте восьмидесяти лет, он поселился с Урсулой на их последнем пионерском посту в Афинах. Первое Национальное Духовное Собрание Греции было избрано в этом году.
Настало время духовной зрелости для доктора Мюльшлегеля. Гармония его дома привлекала друзей отовсюду, и всем шло на пользу сочетание в нем любви и мудрости. Этот верный служитель Дела, ограниченный в своих поездках, посвятил свое время изучению и подготовке книги о достижении зрелости в Деле. Господь вынул перо из его руки, прежде чем эта работа могла быть передана издателю. 29 июля 1980 года Десница Дела Божьего Адельберт Мюльшлегель присоединился к своему Возлюбленному и своим близким в Царстве Абха, оставив свою жену Урсулу продолжать служение при его содействии свыше. Он похоронен на берегах Средиземного моря, воды которого омывают его место упокоения и берега Святой земли, которую он так часто посещал, чтобы молиться в Святых Гробницах. Доктор Мюльшлегель порадовал множество друзей своими стихами; в 1977 году издательский фонд бахаи Германии опубликовал сборник в честь его восьмидесятилетия. Его последнее стихотворение описывает его преданность сущности жизни. Текст на языке оригинала помещен ниже.
Сокращенный перевод из The Baha’i World, №18, стр. 611–613.
Die Seele
So zart und klein bin ich, so rein
und so vom All durchglüht
Du gibst dem Keim
den Leib, das Heim.
O, bleib' um mich bemüht!
Ich wachse hier,
Du, glaub' es mir,
was heimlich in mir ruht.
Da leuchtet Er,
und das ist mehr
als Hirn und Herz und Blut.
Noch ferner Klang
zum schweren Gang
ins Zeitliche gebannt,
zu Freud und Zwang,
zu Jubelsang,
zu dir, mein Heimatland.
Adelbert Mühlschlegel (Греция)