Джон Генри Хайд Данн
Джон Генри Хайд Данн родился в Лондоне, Англия, в семье фармацевта. В раннем детстве он качался на коленях у Чарльза Диккенса, и с ним игрался Крукшанк, знаменитый иллюстратор работ Диккенса. В молодости, занявшись бизнесом в Великобритании и на континенте, он эмигрировал в Соединенные Штаты.
В мастерской жестянщика в Сиэтле, штат Вашингтон, он услышал разговор двух мужчин. Один человек процитировал эти слова Бахауллы: «Пусть человек гордится не тем, что любит свою страну; пусть лучше гордится тем, что любит весь род человеческий». Данн вмешался в разговор, сказав: «Несомненно, эти слова — послание от Бога». Говоривший развернулся и, включив Данна в беседу, передал послание об Откровении Бахаи. Данн сразу же принял истину Откровения Бахаи, и вскоре он и Уорд Фицджеральд — тот, кто доставил ему Послание, ездили вместе, занимались бизнесом и распространяли Веру. Однажды они воспользовались кратким периодом безработицы, чтобы поехать в Уолла-Уолла, штат Вашингтон, где они проводили встречи с интересующимися Верой. Эта поездка проходила в рамках жесточайшей экономии, поэтому учителям часто приходилось ходить голодными. Одна женщина, которая задержалась после одного из собраний, чтобы узнать больше о великом Послании, вскоре выяснила в разговоре с двумя учителями, что они были столь же голодны физически, как и она духовно. Она тактично настояла на том, чтобы предложить им гостеприимство и хорошо их покормить.
В 1911 году госпожа Луа Гетсингер, которую Шоги Эффенди называл матерью-учителем американской общины бахаи, читала лекции о Вере в Сан-Франциско. Это привлекло Данна в город, и он продолжал приезжать туда так часто, как позволяла его работа коммивояжера. Он старался напрямую общаться с Гетсингер, и она щедро уделяла ему свое время. В Сан-Франциско он также общался с Торнтоном Чейзом, которого Абдул-Баха назвал «первым американским бахаи». Среди бахаи Сан-Франциско в то время были и госпожа Гуддолл, и доктор Д'Эвелин, и другие, общение с которыми он, несомненно, ценил и находил чрезвычайно полезным.
В 1911 году умерла его первая жена, Фанни Данн. Она не приняла Веру, когда это сделал ее муж, но постепенно поверила в Бахауллу и Его Откровение.
Осенью 1912 года Абдул-Баха приехал в Сан-Франциско. Было время, когда Он отказался от Своего плана приехать на тихоокеанское побережье. Бахаи этого региона были, конечно, сильно огорчены, и девять из них собрались для того, чтобы как следует помолиться о том, чтобы Он мог изменить Свой план и приехать. Эта молитва возымела действие. Абдул-Баха телеграфировал, что Он придет! Бескрайняя радость наполнила сердца верующих. Они приготовили для проживания Его и Его спутников трехэтажный дом. Данн, стремящийся оказаться как можно ближе к Учителю, снял комнату в соседнем отеле. В ночь приезда Абдул-Баха он ждал на тротуаре напротив дома Абдул-Баха, чтобы мельком увидеть Его, когда Он вышел из такси и поднялся по ступенькам дома.
Свою встречу с Абдул-Баха позже он сам описал как оказавшую на него огромное влияние. Пронзительный взгляд Абдул-Баха, Его живительные слова, он чувствовал, что дали ему силу, которая впоследствии позволила ему стать духовным завоевателем континента. Эта встреча раздула огонь вселенской любви, которая тлела в его сердце, и остаток его жизни был посвящен тому, чтобы распространять эту любовь в меру своих постоянно увеличивающихся способностей. Он не только нес знание об Учении Бахауллы другим, но и щедро оказывал материальную помощь тем, кто в ней нуждался. Строго экономя на расходах на себя, он всегда имел средства для поддержки институтов Веры Бахаи и тайной помощи в чрезвычайных ситуациях другим.
Вскоре после визита Абдул-Баха в Сан-Франциско сюда переехала женщина, оказавшая гостеприимство Данну в Уолла-Уолла, штат Вашингтон. Между этими двумя возникла и окрепла любовь, и они поженились. Сильное стремление сердца Хайда Данна было удовлетворено в этом втором браке. Ему хотелось открыть свой дом для продвижения Веры Бахаи. Теперь это желание исполнилось. Его дом стал радостным местом сбора друзей, как старых, так и новых. Цветные и белые, богатые и бедные, независимо от религии и национальности, все здесь чувствовали себя как дома.
В период 1912–1918 гг. Данн каждый миг, который мог выделить в своем занятии бизнесом, посвящал распространению «Благой вести» об Откровении Бахаи.
В 1918 году, когда прибыли Скрижали Абдул-Баха [Скрижали божественного плана], призывающие американских бахаи отправиться во все части света распространять Учение, Данн немедленно решил откликнуться, отправившись в Австралию, где, он чувствовал, что сможет служить наилучшим образом. Об этом решении он написал: «Это было всё очень просто — волна, которая вошла в нашу жизнь, овладела нами и удовлетворила всякое желание служить нашему любимому Делу, Делу Бахауллы и Его славному Завету. Мать (он всегда назвал г-жу Данн матерью, так же как она назвала его отцом [прим. пер.: матушка, батюшка?]) читала воззвание Абдул-Баха … к Соединенным Штатам и Канаде, и Его призыв был настолько проницательным и волнующим, что пронзил наши сердца. В одной части Он сказал “О, если бы я, пеший и нищий, мог отправиться в те края, чтобы, возглашая клич "Йа Баха-уль-Абха" в городах и селах, в горах, долинах и над морями, распространять там Божественное Учение! Но, увы, сие мне недоступно”. Мать подняла голову и сказала: «Отправимся, отец?» «Да», — был мой ответ, и никаких дальнейших обсуждений не последовало. Мы вернулись в Сан-Франциско (они были в отпуске), и через несколько месяцев уведомление о моей отставке было отправлено (в мою фирму), все дела закончены, и были сделаны приготовления для нашего скорейшего отбытия по морю».
Он писал: «Затем открылись возможности, которые мы так ждали, и мы пересекли Большую пустыню и достигли Западной Австралии и начали нашу кампанию бахаи с большим успехом… Здесь в г. Перт … мы имели честь и счастье встретиться с дрогой Мартой Рут. После чего последовала успешная кампания по обучению».
Выдающиеся странствующие бахаи из Северной Америки помогали семье Данн в процессе привлечения внимания средств массовой информации и расширения общин бахаи Австралии и Новой Зеландии в период их становления: Марта Рут в 1924 и 1939 годах, Зигфрид Шопфлокер дважды в 1920-х и опять в 1936 году, Кит Рэнсом-Келер в 1931–32, и Лоули Мэтьюс в 1934 году.
Хайд Данн скончался в Сиднее 17 февраля 1941 года.
В 1952 году Шоги Эффенди посмертно возвел Хайда Данна в ранг Десниц Дела Божьего.
По материалам The Baha’i World, № 9, стр. 593–596. Фотографии © Bahá’í International Community
Текст на русском неполный. Есть больше текста про Хайда Данна на английском. Желающие помочь с переводом могут написать по адресу
Дополнительно о Кларе и Хайде Данн смотрите эту страницу...