Вера Бахаи и Россия
Россия сыграла в истории Веры Бахаи особую роль:
- В 1852 г. Россия в лице своего посла в Тегеране князя Д.И. Долгорукого осудила массовые убийства первых верующих, ходатайствовала об освобождении Бахауллы, когда Он, будучи невиновным, находился в заключении, и предложила Ему убежище в России.
- Первая в мире организованная община бахаи за пределами Ирана появилась на территории Российской империи в Ашхабаде в начале 1880-х гг.
- В 1889 г. российский суд впервые в истории признал независимый характер Веры Бахаи и выступил в защиту ее последователей.
- Русский язык был первым европейским языком, на который были переведены священные писания бахаи, в том числе Китаб-и-Агдас («Наисвятая Книга», перевод осуществлен востоковедом А. Туманским и издан в 1899 году в Петербурге).
- Первый в мире храм бахаи был построен в Ашхабаде в 1918 году.
О царь российский! … Когда томился Я в узилище, закованный в цепи и кандалы, один из твоих министров протянул Мне руку помощи. За то уготована тебе Богом судьба, постичь которую можно только Его разумением. Остерегись же и не мешай свершиться судьбе...
Бахаулла
Дореволюционный период
Востоковеды, дипломаты и писатели России XIX — начала XX веков были в числе первых, кто посвятил новой религии научные исследования и печатные труды. Например, Л.Н. Толстой впервые услышал о Вере Бахаи в 1884 г. Высказывания об учениях новой религии в переписке и дневниках писателя на протяжении последних шестнадцати лет его жизни привлекли внимание историков, писателей и философов Европы. К 1904 г. на сценах петербургских театров и позже в Лондоне и Париже с большим успехом шла пьеса поэтессы Изабеллы Гриневской под названием «Баб» (Предтеча Бахауллы). Художественную ценность пьесы отмечал не только Толстой, но и множество критиков, писателей и журналистов того времени.
Для сравнения можно привести такой факт, что российские востоковеды публиковали научные работы о движении бабидов и Вере Бахаи тогда, когда на американском континенте даже не слышали об этих явлениях. В 1912 году академик В. В. Бартольд писал: «русские труды о бабизме остаются до сих пор одной из лучших страниц в истории русского востоковедения».
Советский период
Первые годы после октябрьской революции общины бахаи продолжали свое развитие. В то время общины имелись не только в Средней Азии и Закавказье, но и в Москве, Ленинграде и Казани. При общине Ашхабада, насчитывавшей около двух тысяч человек, был построен первый храм бахаи — самое крупное и впечатляющее здание города, а также имелись — библиотека, кладбище, лечебница, гостиница и школы (в том числе редкость для тех времен — школа для девочек), открытые для всех людей независимо от вероисповедания.
С 1928 г. Вера Бахаи оказалась под прицелом антирелигиозной политики государства. Все имущество было национализировано, и лишь после долгих переговоров ашхабадской общине удалось взять свой храм в аренду у государства сроком на пять лет. Строго соблюдая принцип бахаи о законопослушании, бахаи Советского Союза отказались от административной деятельности. К 1938 г., после многочисленных арестов и ссылок, большинство бахаи были отправлены в тюрьмы и лагеря, либо высланы за границу. Общины бахаи в 38 городах, где они к тому времени были созданы, прекратили свое существование. Храм в Ашхабаде был сильно поврежден землетрясением в 1948 г. и окончательно уничтожен Советским правительством в 1963 г.
Современное состояние общины бахаи в России
Вера Бахаи начала свое возрождение в СССР в конце 80-х годов.
Первое Национальное Духовное Собрание бахаи СССР было избрано 16 мая 1991 г. и стало по счету 160-м Собранием в мире. Теперь в России ежегодно избирается Национальное Духовное Собрание бахаи.
За последние три десятилетия был переведен на русский язык существенный объем литературы бахаи.
По состоянию на начало 2000 г. численность общин бахаи в странах СНГ превышала 10 тысяч человек.
Сколько бахаи в России?
В России 24 Местных Духовных Собрания (2020 г.)
Литература на тему бахаи в России
- Вера бахаи в России Исторический очерк — приложение к русскому изданию книги Хэтчер У.С., Мартин Дж. Д. Новая мировая религия: Вера бахаи. Пер. с англ. — СПб.: Единение, 1995. — 337 с.
- Ализада, Асаду'лла. Годы молчания. Бахаи в СССР 1938-1946 гг. [Текст] / Асаду'лла Ализада; [пер. с англ. В. Чупина]. — Красноярск: Буква Статейнова, 2013. — 112 с.
- Ашкинадзе Г.Б. Документы по истории религиозного общества бахаистов в Москве (1925-1929 гг.), выявленные в Центральном архиве города Москвы. 2014
- Ю. А. Иоаннесян. Бахаи в Российской империи. Первая организованная община за пределами Ирана / Страны и народы Востока / Ин-т восточных рукописей РАН; Вост. комиссия РГО. — М.: Наука — Вост. лит. — 1959 — Вып. XXXVI: Религии на Востоке / под ред. И.Ф. Поповой, Т.Д. Скрынниковой. — 2015. — 431 с.: ил. — ISBN 978-5-02-039952-5 (в пер.). C. 72–96.
Дополнительные материалы
- Первый в мире Дом Поклонения Бахаи (г. Ашхабад)
- Послание Бахауллы Александру II
- Библиография книг и статей на русском языке о Вере Бахаи
- Библиотека бахаи (Полные тексты Писаний, литература о Вере)
«Архивы — память общины» собирает материалы об истории Веры Бахаи на территории русскоязычных стран. Пожалуйста, поделитесь имеющимися у вас сведениями и материалами по электронной почте: