Заявление Международного Сообщества Бахаи
Представлено д-ром Альбертом Линкольном, генеральным секретарем Международного Сообщества Бахаи
Зал Генеральной Ассамблеи ООН
Нью-Йорк, 29 августа 2000 г.
Г-н Генеральный Секретарь, Ваши Превосходительства, уважаемые участники, дамы и господа!
Более ста лет тому назад выдающийся религиозный деятель, заключенный в отдаленном поселении Оттоманской империи, представил видение, которое может вдохновить наше обсуждение во время этой исторической встречи. Обращаясь к одному из Своих последователей, Бахаулла написал:
«Мы уповаем на то, что вожди религий мира и правители его совместно поднимутся на то, чтобы преобразовать сей век и тем самым улучшить его судьбу. Да проникнутся они нуждами его и, собравшись на совместный совет, после вдумчивого и полного обсуждения пропишут недужному и тяжко страдающему миру необходимое целительное средство…»[1]
Наш мир в настоящее время претерпевает быстрые и глубокие изменения, неуклонно сближающие человечество, превращая его, как стали теперь говорить, в глобальную деревню. Культуры и народы, на протяжении почти всей своей истории жившие изолированно друг от друга, ныне сталкиваются лицом к лицу в своих повседневных делах. К несчастью, социальный прогресс, обретение мудрости и понимания не были столь же стремительными, как материальные достижения, и поэтому нашу глобальную деревню нельзя назвать счастливым или мирным поселением. Действительно, настало время, когда ее старейшины должны держать совместный совет и задуматься о будущем.
Дети — наше будущее
Если мы попытаемся взглянуть за пределы сиюминутных кризисов и конфликтов, то увидим, что одной из самых больших опасностей, стоящих перед человечеством, является появление поколения детей, растущего в нравственном вакууме. Наши сердца обращаются к детям-солдатам в Африке, к малолетним проституткам в Азии, к жалким обитателям бесчисленных трущоб и лагерей беженцев по всему миру, жертвам нищеты одновременно духовной и материальной. Не стоит, однако, забывать и миллионы молодых людей, растущих в обществах, традиционные системы ценностей которых разрушены, или тех, кто не получил духовного воспитания из-за догматично насаждавшегося в течение нескольких поколений материалистического взгляда на образование. И чтобы причины этого и средства их устранения не представлялись нам слишком простыми, давайте также вспомним и о юных воспитанниках идеологии вседозволенности, распространившейся на Западе, многие из которых так же хорошо вооружены и склонны к насилию, как и их сверстники в иных, не столь процветающих странах.
Каждый ребенок может стать и светом мира, и его тьмой. Если мы хотим, чтобы цивилизация процветала, мы все обязаны взять на себя ответственность за то, чтобы светильники этих душ были зажжены. Дети не должны быть лишены света нравственного воспитания, особенно девочки, через которых ценности будут передаваться грядущему поколению. В действительности, образованные женщины — один из важнейших ключей к миру во всем мире.[2]
Каким будет наш ответ?
Осмелюсь предположить, что данная проблема представляет для всех нас, собравшихся здесь, серьезный вызов, на который мы должны ответить.
Помимо свидетельства нового уровня зрелости межрелигиозного диалога, эта встреча духовных лидеров в зале Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций накануне Саммита Тысячелетия глав государств и правительств мира являет собой исторический и жизненно важный шаг в создании атмосферы взаимного уважения и сотрудничества между религиозными и политическими лидерами, без чего, вероятно, невозможно представить себе всеобщий мир и процветание человечества.[3]
Пожалуйста, не поймите меня превратно. Мы не стремимся к размыванию границ, к смешению религии и политики. Гармоничное сотрудничество этих двух групп лидеров тем более важно, что их роли столь различны и, вместе с тем, взаимно дополняют друг друга.
Роль религии
Истины ради следует признать, что на протяжении всей истории от имени религии творилось множество несправедливостей и жестокостей. Даже в наши дни религиозная пропаганда и подстрекательство разжигают страх, ненависть и войны во многих регионах мира. В Писаниях бахаи сказано, что если религия становится источником вражды, то лучше обойтись без нее.[4]
Однако если непредвзято взглянуть на учения Основателей великих религий мира в историческом контексте, то в них невозможно найти никакого оправдания тем предрассудкам и спорам, которые сотрясают ныне значительную часть человечества. Нетерпимость и фанатизм, несомненно, появляются в результате искажения истинных религиозных ценностей.[5]
Говоря о религии как о социальной силе, Бахаулла заявил: «Религия есть величайшее из средств для установления порядка в мире и покоя и довольства всех обитателей его».[6] «Цель религии»,— вновь утверждает Он,— «явленная с небес святой Божией Воли,— установить единство и согласие среди народов мира; не делайте ее поводом для разногласий и ссор».[7]
Истинный и прочный мир, к которому мы все стремимся, зависит от установления единства.[8] Если между нами воцарится такое единство, при котором наше разнообразие будет приветствоваться и уважаться, то можно будет разрешить любые проблемы. Сознательное применение принципа, согласно которому мы должны относиться к другим так же, как хотим, чтобы относились к нам,— принципа, который лежит в основе всех религий, — уже станет хорошим началом для осуществления коренных перемен в мире.
Чтобы сыграть конструктивную роль в формировании будущего человечества, религиозные лидеры должны в первую очередь сосредоточиться на тех центральных нравственных ценностях, которые являются общими для всех религиозных традиций, и не придавать значения различиям. [9] Каждый из нас может верить в то, что его религия — самая лучшая, однако мы должны уважать духовный выбор других людей, даже если считаем его ошибочным. Если и должно быть какое-то соперничество между религиями, то пусть оно выражается в стремлении превзойти других в деле наставления народов на путь мирного сосуществования, честного поведения и установления взаимопонимания.
Религия обладает способностью вдохновлять сердца и умы людей, побуждает их следовать по пути мира и взаимопонимания. У нее есть нравственный авторитет и этическое чувство, которые дополняют ресурсы и возможности, имеющиеся в руках правительства и гражданских групп. В самом деле, религия была в центре множества великих общественных движений, известных нам из истории.[10] Особая роль религиозных и духовных лидеров состоит в том, чтобы раскрывать перспективы развития человечества — не с заоблачных высот, но с точки зрения отрешенности от сиюминутных условий и партийной борьбы, являющейся частью повседневной политической жизни.
Наш погружающийся в хаос мир отчаянно нуждается в нравственном компасе, стрелка которого не колебалась бы из-за веяний моды, и который не был бы испорчен всепоглощающим материализмом современной эпохи. Созыв этого Саммита означает, что мир осознал такую необходимость и признает силу, сокрытую в мировых религиозных традициях.[11] Разве не должны мы приложить все силы, чтобы оправдать эти надежды? Если задача кажется нам непосильной — давайте вспомним о детях, нашем самом главном сокровище.
Конкретные рекомендации
Предлагаемые Международные Консультативные Советы религиозных и духовных лидеров должны функционировать в качестве орудия направления силы религии на улучшение мира во имя всех его обитателей, в том числе и детей. Соответствующие Региональные Советы могли бы служить для той же цели на региональном и национальном уровнях. Принимая во внимание уникальный потенциал этих новых органов в деле организации единодушных и систематических действий религиозных лидеров в поддержку процесса достижения мира во всем мире, именно на них мы сосредотачиваем свое внимание в этих конкретных рекомендациях.
Членство Консультативных Советов должно быть широким и представлять все мировые религии и духовные традиции. Мы рекомендуем, чтобы Советы функционировали на совещательной основе и, насколько возможно, в режиме консенсуса.[12] Мы также полагаем, что предпочтительнее не избирать и не назначать постоянных должностных лиц.
Неотъемлемой частью любой деятельности Консультативных Советов могло бы стать определение основополагающих ценностей, общих для всех религиозных и духовных традиций. Сформировавшееся при этом совместное понимание стало бы прочной базой для единодушных усилий в духе служения человечеству.
Среди самых неотложных задач, возложенных на них, была бы также задача сотрудничать с соответствующими агентствами ООН — ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Программой развития ООН и Всемирным банком с целью разработать образовательную программу и систему преподавания для осуществления нравственного воспитания детей и молодежи. С этой целью Региональные Консультативные Советы могли бы помочь в организации процессов совещания на национальном и региональном уровне, в которых приняли бы участие эксперты в области педагогики и представители религиозных и духовных традиций, исповедуемых населением на данной территории.
Эти Советы могли бы служить посредниками в улаживании конфликтов, как уже существующих, так и потенциальных, в которых религиозные разногласия являются одним из факторов, или в тех случаях, когда может оказаться эффективным руководство из религиозных или духовных источников.
Они могли бы также рекомендовать и поощрять разработку и использование программ, нацеленных на гражданское примирение и восстановление взаимного доверия в тех странах, которые страдают от застарелых конфликтов.
Мандат Международного Консультативного Совета должен предусматривать право изучать и давать рекомендации по всему спектру направлений деятельности, программ и процессов ООН, поскольку следует помнить, что, несмотря на ряд впечатляющих достижений, этот всемирный орган и его подразделения зачастую отражают и продвигают материалистическое мировоззрение, расходящееся с духовными ценностями, которых придерживается большинство человечества.
Мы полагаем, что гармоничность действий Организации Объединенных Наций и эффективность ее программ только выиграли бы от более духовного подхода, основанного на общих ценностях мировых религиозных традиций.
Заключение
Если человечество хочет установить мир во всем мире, необходимо, чтобы духовная энергия, сокрытая в каждом из нас, была высвобождена и направлена на достижение этой благородной цели. Религия может высвободить духовную энергию, необходимую для построения Нового Мирового Порядка, а также обеспечить нужное для этого видение.
Создать мировое сообщество, основанное на единстве в разнообразии, опирающееся одновременно на любовь и справедливость — задача не из легких. Однако мы должны принять на себя эту ответственность — ответственность за себя, за наших детей и за грядущие поколения. В этом мы можем с уверенностью уповать на могущественную поддержку Всевластного Творца Вселенной, каким бы именем мы ни называли Его.
Наша роль — роль участников этой исторической встречи — проста и сложна одновременно. Позвольте мне закончить выступление следующим призывом, содержащимся в Писаниях бахаи:
«С совершенным дружелюбием и в духе подлинного братства советуйтесь друг с другом, и посвятите драгоценные дни вашей жизни улучшению мира...»[13]
Примечания
[1] Бахаулла. Избранное из Писаний.— СПб.: Единение, 2001. — С. 43.
[2] В Писаниях бахаи объясняется, что женщины — «поборники идеи мира» (английский перевод можно найти в:'Abdu’l-Bahá, Star of the West, Vol. 14, August 1923, p. 133.). Когда женщины будут активно и в равной степени участвовать в делах мира, война прекратится. См. Абдул-Баха, «Провозглашение всеобщего мира»; Всемирный Дом Справедливости, «Обещание мира во всем мире», октябрь 1995 г.; «Женщины и мужчины: гармония в равенстве», компиляция Исследовательского отдела Всемирного Центра Бахаи, русский перевод, — СПб.: «Единение», 2000.
[3] Установление всеобщего мира и безопасности требует гораздо большего, нежели простое создание процедур и институтов, которые положили бы конец конфликтам. Оно требует напряжения всех интеллектуальных, нравственных и духовных сил, которые имеются в распоряжении человечества. Детальное обсуждение этого вопроса см. в «Обещание мира во всем мире». Трансформация, необходимая для установления всеобщего мира и процветания, должна затрагивать одновременно человеческое сознание и общественные институты. Это потребует определения конкретных стратегий и программ одновременного развития нравственности и административных способностей. Чтобы эти программы и стратегии оказались успешными, потребуется сотрудничество между религиями, организациями гражданского общества и общественными структурами, действующими на трех уровнях общества — личности, общества и органов управления. Исследование роли религии в развитии человеческих способностей см. в «Путь к процветанию человечества», заявлении Международного Сообщества Бахаи, январь 1995 г.; также см. статью «Оценка роли духовности в развитии: начальные соображения об использовании духовных индикаторов развития» (Valuing Spirituality in Development: Initial Considerations Regarding the Creation of Spiritually Based Indicators for Development) — программное заявление Международного Сообщества Бахаи для проекта «Диалог о мировых религиях и развитии», февраль 1998 г.
[4] Abdu’l-Bahá, Promulgation of Universal Peace, pp. 167–8.
[5] Международное Сообщество Бахаи, «Кто созидает будущее? Размышления о XX столетии», февраль 1999 г.
[6] Бахаулла. Цит. по Shoghi Effendi, World Order of Bahá’u’lláh, p186.
[7] Бахаулла. Скрижали, явленные после Китаб-и-Агдас.— СПб.: Единение, 2004.— Скрижаль «Ишрагат», девятый Ишраг.
[8] Бахаулла утверждает: «Благосостояние человечества, мир и безопасность достижимы только тогда, когда прочно утвердится единство его». «Крупицы из Писаний», CXXXI.
[9] Появляется все больше примеров взаимодействия между представителями различных конфессий, ведущих диалог в поисках точек соприкосновения. Эта работа предвосхищает дальнейшие достижения в этой области, когда непрерывный диалог между религиями без сомнения раскроет глубокие концептуальные нити единства, связывающие наши религиозные системы.
[10] Например, отдельные личности и общины, опирающиеся на свои религиозные убеждения, сыграли ключевую роль в запрещении рабства, в движении за гражданские права в США и в борьбе против апартеида.
[11] Некоторые могут посчитать такую оценку чрезмерно оптимистичной, однако мы не одиноки в этом мнении. Давайте вспомним «Альянс религий за экологию», «Диалог о мировых религиях и развитии» (сотрудничество религий с Всемирным Банком в деле борьбы с нищетой), работу «Парламента мировых религий», результатом которой стало принятие документа «Призыв к нашим руководящим институтам», а также предложения принца Филиппа в серии ВВС Reith Lectures 2000.
[12] Эта рекомендация опирается на наш опыт совещательного процесса в рамках администрации всемирной общины бахаи. Объяснение этого уникального процесса см. в «Путь к процветанию человечества», заявлении Международного Сообщества Бахаи, январь 1995 г.
[13] Бахаулла. Крупицы из Писаний. — СПб.: Единение, 1995. — ХСII.
Этот документ в формате MS Word / PDF
Текст на английском BIC Document #: 00-0829