Заявление Международного Сообщества Бахаи[1]
по случаю объявления 1994 года Международным годом семьи
Как семья, так и мир в целом переживают переходный период. В странах с разной культурой семьи распадаются под ударами экономических и политических потрясений, семейные узы ослабевают перед лицом морального и духовного упадка.
Семья живет в тех же условиях, что и народ.
То, что происходит в семье, происходит и в жизни народа.[2]
Бахаи видят во всех этих перипетиях признаки трудного перехода человечества к новой эре в его коллективном развитии, к эре зрелости. Семья как основная единица общества должна в результате этого процесса претерпеть изменения и обрести новые жизненные силы в соответствии с теми же принципами, которые способствуют преобразованию всей современной цивилизации.
Главным принципом этой новой эпохи становится единство человечества. «Благополучие рода людского,— утверждал сто лет назад Бахаулла, основатель Веры Бахаи,— его мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока прочно не утвердится его единство».[3]
Принятие принципа взаимосвязанности и взаимозависимости всех людей означает обновление всех социальных институтов на планете, включая семью.
Единство в семье
Если в семье царят любовь и согласие, таковой семье
суждено добиться успехов, ее ждет духовное озарение.[4]
Подход бахаи к единству в семье сочетает элементы традиционной мудрости с прогрессивными принципами и практическими методами. Следование этим принципам дает надежную защиту от разрушительных сил и становится основой для создания крепких, здоровых и сплоченных семей.
Фундаментом и предпосылкой для создания семьи бахаи является любовь между мужем и женой. Брак, как божественное творение, заключается с намерением объединить двух людей «как физически, так и духовно, дабы они могли постоянно развивать духовную жизнь друг друга».[5]
Мужчина и женщина, избравшие друг друга и получившие согласие родителей, сочетаются браком в соответствии с законами бахаи в присутствии свидетелей, назначенных Местным Духовным Собранием, выборным органом общины. Со словами «Мы будем все, воистину, следовать Воле Бога»[6] невеста и жених посвящают себя Богу и, тем самым, друг другу.
Цель брака — создание нового поколения, которое будет любить Бога и служить человечеству. Задача семьи, следовательно,— установление любящих, уважительных и гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми.
Гармония и сотрудничество в семье, также как и в мире, поддерживается правильным сочетанием прав и обязанностей. Все члены семьи «имеют обязанности по отношению друг к другу и к семье в целом», которые «будут разными для всех членов семьи в зависимости от их определенных природой взаимоотношений».[7]
Однако равенство положения не означает идентичности функций. Долг детей, например, слушаться своих родителей, относиться к ним с любовью и уважением. Соответственно, дети имеют право на заботу, образование и защиту. Мать дает жизнь ребенку, становится его первым воспитателем и несет главную, но не исключительную ответственность за его духовное образование и создание в доме атмосферы любви. Отец несет главную, но не исключительную ответственность за материальное благосостояние семьи и светское образование детей.
Нравственные нормы, содержащиеся в Учении Бахаи, осуждают многое из того, что ведет к распаду семьи. В Вере Бахаи запрещено употребление алкоголя и наркотиков. Считается недопустимой любая форма насилия или оскорбительного поведения в семье. В Священных Писаниях Бахаи сказано:
Необходимо постоянно помнить о целостности семейных уз,
и права отдельных членов семьи не должны нарушаться.[8]
Хотя развод осуждается Бахауллой, он, тем не менее, разрешен, если между мужем и женой возникает «обида или глубокая неприязнь».[9] Развод дается по истечении года ожидания, во время которого супружеская пара живет раздельно и пытается примириться. Многим супружеским парам удается восстановить семейные отношения в течение этого года размышлений, так как они ограждены от внешнего давления и излишних эмоций. Если, однако, примирение оказывается невозможным, муж и жена могут развестись.
Равенство полов
Принцип равенства мужчин и женщин оказывает глубокое воздействие на взаимоотношения между супругами бахаи. Статус равноправных партнеров, получаемый ими после брачного обета, не позволяет доминировать ни одному из супругов. Они должны совместно принимать решения.
Во все времена атмосфера внутри семьи и в общине в целом должна строиться «не на деспотизме, а на откровенном совещании в духе любви». Принципы совещания бахаи — это те инструменты, с помощью которых любая проблема, возникающая внутри семьи, может обсуждаться открыто, честно и тактично. В ходе этого совета истина должна открыться таким образом, чтобы решение проблемы соответствовало общим интересам. Метод совещания,— используется ли он супружеской парой или всей семьей — это могучее средство сохранения единства.
Признание равенства и применение принципа совещания позволяют мужу и жене справляться с трудностями быстро меняющегося мира. Несмотря на то, что мужчины и женщины обладают взаимодополняющими способностями и функциями в определенных сферах, их роли в семье не закреплены жестко и могут меняться при необходимости, в зависимости от потребностей членов семьи и семьи в целом. Стремление женщин достичь успеха в профессиональной деятельности поощряется, но оно не должно им мешать исполнять роль матери. Отцы также имеют определенные обязанности по ведению хозяйства и воспитанию детей.
Построение семейных отношений на основе справедливости станет важным фактором в установлении мира на планете. Когда женщины лишены равных прав и уважения в семье, у мужчин и мальчиков развиваются вредные черты характера и привычки, которые они привносят в свою работу, в политическую жизнь и, в конечном счете, в международные отношения.
По мере того как всё больше детей будет вырастать в семьях, где права всех членов уважаются, а проблемы решаются при помощи совещания, человечество всё увереннее будет следовать по пути мирного развития.
Образование и семья
Несмотря на то, что ребенок получает образование в школе, именно дома развивается его характер, и формируются нравственные и духовные качества. Поэтому «надлежит матерям пестовать своих детей подобно тому, как садовник пестует нежную молодую поросль»[10] развивая в детях все добродетели. Терпение, верность, надежность, справедливость, честность — добродетели, составляющие строительный материал для формирования характера. Эти добродетели, упоминаемые во всех Священных Писаниях как основа духовности, есть отражение Божественного в каждом человеке.
Прививая высшие нравственные ценности каждому члену семьи, родители также должны способствовать гармоничному развитию всех способностей детей — духовных, интеллектуальных, эмоциональных и физических. Поэтому мальчики и девочки должны получать образование по общей программе. Если средства семьи ограничены и приходится делать выбор, то преимущественное право на образование должны получать дочери, как будущие воспитатели следующего поколения.
Семья и общество
В Вере Бахаи насчитывается более 17 000 местных общин в более чем 200 независимых странах и зависимых территориях. Эти общины, словно одна большая семья, строятся на принципах взаимной любви и поддержки.
Среди бахаи есть представители всех наций, этнических групп, культурных традиций, профессий и слоев общества. Хотя церемонии бракосочетания бахаи варьируются от страны к стране, законы и обеты брака универсальны и применимы везде, независимо от того, оба супруга бахаи или только один. Бахаи всего мира считают, что эти принципы и законы, отличающие семейную жизнь бахаи, в значительной мере способствуют любви и единству.
Заключение
По мере того как вышеупомянутые принципы постепенно воплощаются в мировой практике, создаются семьи, способные участвовать в построении объединенного мирового сообщества, ибо существует неразрывная связь между семьей, нацией и миром в целом:
Сравните народы мира с членами одной семьи. Семья — это народ в миниатюре. Стоит лишь расширить круг домашних, и будет народ. Сделав шире круг народов, мы получим всё человечество.[11]
[1] Международное Сообщество Бахаи представлено в ООН в качестве неправительственной организации с консультативным статусом.
[2] Абдул-Баха. Цит. в компиляции Брак и семейная жизнь бахаи. — СПб., Единение, 2004.— № 92.
[3] Бахаулла. Цит. в Китаб-и-Агдас, Введение.
[4] Абдул-Баха. Цит. в компиляции Брак и семейная жизнь бахаи. — СПб., Единение, 2004.— № 96.
[5] Абдул-Баха. Цит. в Эсслемонт. Бахаулла и новая эра.— гл. 11.
[6] Шоги Эффенди. Обзор и свод Законов и Установлений // Бахаулла. Китаб-и-Агдас: — СПб.: Единение, 2001. — С. 105
[7] Абдул-Баха. Цит. в Женщины и мужчины: гармония в равенстве.— СПб., Единение, 2000.— №71.
[8] Абдул-Баха. Цит. в Женщины и мужчины: гармония в равенстве.— СПб., Единение, 2000.— №61.
[9] Бахаулла. Китаб-и-Агдас.— СПб., Единение, 1998.— № 68.
[10] Абдул-Баха. Цит. в Женщины и мужчины: гармония в равенстве.— СПб., Единение, 2000.— №38.
[11]Абдул-Баха. Цит. в компиляции Брак и семейная жизнь бахаи. — СПб., Единение, 2004.— № 92.
Текст на английском BIC Document #: 93-1125