Заявление Международного Сообщества Бахаи. Представлено в Организационный Комитет Конференции ООН по окружающей среде и развитию ЮНСЕД
Всемирная встреча на высшем уровне, 1992 г.
Более ста лет назад в ряде писем к руководителям крупнейших стран мира Бахаулла подчеркивал, что человечество вступает в период истории, который приведет к коренным изменениям в жизни планеты.
Он говорил, что невиданные ранее проблемы вскоре перерастут возможности даже самых развитых стран. Их можно будет решать, только в рамках федеративной системы, чей центральный орган должен являться представительным парламентом, уполномоченным на создание кодекса общепринятых и обязательных международных норм. «Земля — единая страна, и все человечество — ее граждане», — утверждал Бахаулла.
По мере того, как размах, сложность и безотлагательность проблем приковывали к себе внимание общественности, значение этого обращения становилось все более очевидным. Существующие международно-правовые механизмы и процедуры демонстрируют свою несостоятельность и прежде всего потому, что они основываются на национальных законах отдельных государств. Международное Сообщество Бахаи осознает, что пока не будут предприняты новые конструктивные шаги по реорганизации международного порядка, ухудшение экологической обстановки будет продолжаться, и его долгосрочные последствия для социального и экономического развития будут неуклонно вести к катастрофе устрашающих масштабов.
Нынешние процессы и усилия по созданию международного законодательства в области окружающей среды, направленные на решение той или иной отдельно взятой проблемы, непоследовательны и не носят систематического характера. Конвенции, договоры и протоколы были приняты по различным вопросам: защита озонового слоя и контроль над перемещениями опасных отходов на международном уровне. В настоящее время обсуждаются также конвенции об изменении климата и о биологическом многообразии видов. Предлагаются и другие темы для заключения конвенции, как, например, загрязнение морской среды источниками, находящимися на суше.
Однако не существует единого органа, ответственного за разработку международного законодательства в области окружающей среды. Международное сообщество до сих пор не согласовало единых принципов, на которых может основываться подобное законодательство. Более того, списки стран, подписавших различные международно-правовые акты, редко совпадают. Таким образом, почти невозможно согласовать или соотнести друг с другом существующие соглашения.
Общеизвестно, что процесс принятия международно-правовых норм отличается своей медлительностью, громоздкостью и дороговизной. Как только проблема определена, созываются совещания экспертов для выработки проектов соглашения.
Затем соглашение обсуждается между заинтересованными правительствами и подписывается их полномочными представителями в ходе соответствующей встречи. Затем часто следует длительный период ратификации и присоединения, при этом соответствующий международный акт вступает в силу только на территориях тех государств, которые его подписали. Для осуществления контроля над соблюдением конвенции обычно создается секретариат. Если данное соглашение нуждается в изменениях, как в случае Монреальского протокола, когда из-за темпов разрушения озонового слоя положения протокола быстро устарели, его обновление грозит быть столь же длительным, что и сам процесс принятия.
Многие страны, располагающие ограниченным количеством дипломатов и экспертов, не в состоянии принимать участие в столь длительных и дорогостоящих процедурах, в особенности еще и потому, что возрастает число переговоров из-за необходимости решать неотложные глобальные проблемы, связанные с окружающей средой.
Нынешний процесс, специально посвященный разработке международно-правовых норм в области экологии, может стать еще более неуправляемым. Вносились многочисленные предложения по созданию глобальных механизмов с целью заложить и поддерживать жизнеспособную систему развития.
Некоторые эксперты рекомендовали усилить существующую систему ООН путем повышения полномочий таких организаций, как ЮНЕП (Программа ООН в области окружающей среды), реорганизацией Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) или использованием Попечительского Совета для управления некоторыми видами мировых ресурсов. Предлагалось также создать новые органы, такие как, Совет экологической безопасности, Всемирный экологический суд, либо международный орган по обсуждению экологических проблем, который бы составлял, принимал и пересматривал международные нормы по проблемам, требующим действий на всемирном уровне.
Несмотря на то, что эти предложения вносились из лучших побуждений и представляют практический интерес, Международное Сообщество Бахаи считает бесспорным тот факт, что создание жизнеспособной концепции и структуры развития является сложной, многоплановой задачей, которая, несомненно, потребует нового уровня отношений в решении крупнейших проблем, связанных не только с экологией. Эти проблемы затрагивают милитаризацию, крайнее материальное неравенство между странами, расизм на национальном уровне, затрудненность доступа к образованию, безудержный национализм и отсутствие равенства между женщиной и мужчиной. Вместо непоследовательного подхода, предлагаемого в ответ на нужды национальных государств, нам представляется необходимым принять комплексное соглашение, в рамках которого могли бы быть разработаны и приняты международные кодексы по тем или иным проблемам.
Долгосрочные решения потребуют всеобъемлющего видения мирового сообщества, основанного на новых ценностях. По мнению Международного Сообщества Бахаи, признание единства человечества — первостепенное условие для его реорганизации и управления миром как единой страной — родиной человечества.
Признание этого принципа не подразумевает отказа от законных властей, от культурного многообразия или отмены национальной автономии. Имеется ввиду лояльность гораздо более высокого порядка, основанная на неизмеримо более высоких побуждениях, чем те, которыми люди руководствовались до сих пор. Для этого, конечно, потребуется подчинение национальных интересов императивам объединенного мира. Это не имеет ничего общего не только с любой попыткой навязать единообразие, но также и с каким-либо стремлением к чрезмерной централизации. Цель того, что предлагается, хорошо выражена в понятии «единство в многообразии».
В Писаниях Бахаи всемирная федерация, предложенная Бахауллой, видится как система, «ради которой все нации мира откажутся добровольно от какой-либо претензии на ведение войны, уступят ряд прав по налогообложению и все права по содержанию вооружений, за исключением тех, что необходимы для поддержания внутреннего порядка на своей собственной территории».
Такое мировое сообщество должно включать в себя «всемирный парламент, члены которого, в качестве уполномоченных представителей всего человечества осуществляют верховный контроль над всеми ресурсами входящими в содружество наций и принимают такие законы, которые необходимы для регулирования жизни, удовлетворения нужд и координации взаимоотношений всех рас и народов. Всемирное правительство, располагающее международными вооруженными силами, будет проводить в жизнь решения и применять законы, принятые международным парламентом и будет поддерживать органическое единство всего сообщества. Всемирный суд будет осуждать и выносить обязательные и окончательные вердикты во всех спорах, которые могут возникать между различными составляющими этой мировой системы».
При такой системе «единое международное законодательство — результат продуманных мнений всемирных федеративных представителей — будет поддерживаться, в случае необходимости, незамедлительным и непременным вмешательством объединенных федеративных вооруженных сил...» В то же время «автономия государств, личная свобода и инициатива граждан будут полностью и окончательно обеспечены».
Поэтому Международное Сообщество Бахаи призывает Организационный Комитет разработать радикальные и творческие подходы к созданию международно-правовых механизмов и процедур. Никакие реальные сдвиги невозможны без целостной концепции.
Предлагаемая Хартия Земли может пройти длительный путь к определению единой концепции будущей системы и четкого формирования ценностей, на которых эта будущая система должна основываться. В своей работе над этим текстом Организационный Комитет, возможно, пожелает сослаться на «Обещание мира во всем мире» — обращение к народам мира в поддержку Международного года Мира ООН, сделанное Всемирным Домом Справедливости.
Приверженцы Бахаи во всем мире видят в процессе, идущем в рамках ЮНСЕД, мощную опору для своего оптимистического взгляда на будущее человечества. Мы верим, что благодаря всеобщему признанию опасностей, стоящих перед нашей планетой, удастся заставить правительства стран мира предпринять смелые шаги от имени человечества в целом.
Результатом этого может явиться не только эффективное решение проблем окружающей среды и развития, ныне стоящих перед нами, но и новый, огромный шаг вперед по пути строительства федеративной системы, способной справиться со всеми проблемами и трудностями, с которыми сталкивается человечество, стремительно соединяющееся в единое целое.
__________________________________________________________________________________
© Международное Сообщество Бахаи, Офис по окружающей среде
Bahá'í International Community, Office of the Environment
866 United Nations Plaza, Suite 120, New York NY 10017 USA
Tel: +1 (212) 803 25 00
Fax: +1 (212) 803 25 66 /73
Email: uno-nyc @bic.org
Этот документ в формате MS Word / PDF
См. также "Заявление бахаи по вопросам охраны природы"
В сентябре 1986 г. Всемирный Фонд Защиты Природы основал Сеть организаций по вопросам религии и охраны окружающей среды. В связи с этим ведущие представители буддизма, христианства, индуизми, иудаизма и мусульманства встретились в итальянском городе Ассизи с руководителями экологического движения.
От каждой из пяти религий были предложены декларации о защите природы. В октябре 1987г. представители веры бахаи, шестой по счету религии, вступившей в этот союз, выдвинули свое заявление в поддержку целей организации Сети.